Доклад на тему парламент в англии

Обновлено: 18.05.2024

Парламент — это высший законодательный и представительный орган, характерный для государств с разделением властей.

Этот орган традиционно наделяется правом принимать законы, участвовать в формировании исполнительной власти, контролировать ее.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

О предпосылках

Предпосылкой и основной причиной к формированию парламента в Англии стало недовольство граждан внутренней политикой Генриха III, период правления которого пришелся на середину XIII века. За ним числилось немало грехов: он был женат на француженке и покровительствовал ее соотечественникам в ущерб английской знати, ввязался в дорогостоящую борьбу за Сицилийское наследство, опирался в своих решениях на баронский совет из 15 человек, игнорируя мнение остальных.

На самым резонансным стало принятие реформ, значительно урезающих права рыцарей и горожан и повышающих налоги. Против них в 1259 году выступило огромное количество людей, включая торговцев, ремесленников, студентов Оксфорда, представителей ведущих рыцарских орденов, а также некоторых баронов.

Генрих отказался разрешать конфликт, и к 1263 году в стране разгорелась гражданская война. Восставшим удалось захватить власть в большинстве английских городов. А в мае 1264-го был схвачен и сам Генрих.

Возникновение и становление английского парламента

Поскольку главной проблемой восставшие считали управление страной небольшой кучкой людей из одного сословия, назрела необходимость в создании нового органа. Захваченный король был вынужден подписать соглашение, согласно которому теперь для принятия важных государственных решений приходилось привлекать выходцев из разных сословий.

Результатом этого соглашения стало появление межсословного органа, в состав которого входили бароны, представители высшего духовенства, избранные от каждого графства рыцари и направленные каждым большим городом горожане. Этот орган и стал первым английским парламентом.

Первое заседание вновь созданного межсословного органа состоялось в январе 1265 года в здании Вестминстерского аббатства.

Даже восстановившись во власти, Генрих III не отказался от нового органа. Сохранился он и позже: в 1322 году Эдуард II издал статут, утверждавший необходимость согласования с парламентом всех дел, касающихся состояния народа и королевства, положения короля и его прямых наследников.

В это же время в межсословном собрании зародились две группировки:

  1. Палата общин, состоящая из выбранных представителей народа.
  2. Палата лордов, представленная духовными и светскими магнатами.

Инициатором введения новых законов был король, а участники обеих палат могли выполнять функции советчиков и просителей.

Такое положение сохранялось во времена правления Тюдоров и Стюартов. Первые значительные изменения касались событий 1649 года, когда была упразднена Палата лордов, принята новая система распределения мест.

Новая система устраняла недостаток, связанный с большим количеством депутатов от мелких городов и полным отсутствием представителей новых городских образований.

Следующим переломным моментом стал роспуск парламента Кромвелем в 1656 году, созыв нового и его последующий роспуск. В 1660 году была восстановлена Палата лордов, а 1707-й стал годом объединения английского парламента с шотландским, образования Парламента Великобритании.

О версиях возникновения парламента в Англии

Помимо уже описанной версии возникновения, существует предположение о том, что первым органом с таким же значением были собрания, инициировавшиеся Альфредом Великим в конце IX века.

Альфред Великий был правителем Уэссекса в 871-901 годах. Он первым в истории стал именовать себя королем Англии.

Получается, что парламент — это место, где можно обжаловать какое-то решение, обсудить его с равными себе по статусу.

Устройство парламента в Англии

За время существования английский парламент практически не изменил свою структуру. Как и прежде, он состоит из 2 палат:

  1. Палаты лордов, в которую входят потомки средневековых баронов, епископы, титулованные дворяне.
  2. Палаты общин, состоящей из наследников богатых горожан, рыцарей.

В палату общин также могут входить депутаты от небольших городков, избранные населением для представления своих интересов в столице.

Палата лордов не выбирается. Она состоит из людей, унаследовавших свою власть. Палата общин — это демократически избираемый орган. При этом министры выбираются из обеих палат.

Состав парламента. Начало избирательного права

До XVII века английский парламент находился в процессе определения принципов организации сословного представительства. На первых порах созыв был отдан на усмотрение короля. Количество приглашенных в этот период было разным, варьировалось от 50 до 200 человек.

В составе постоянно присутствовала титулованная знать — графы, герцоги, эрлы. Бароны по большей части призывались по 1-3 раза: только треть из них принимала участие в заседаниях на постоянной основе.

Важной частью были свободные землевладельцы — рыцари, выбираемые отдельными графствами. Историки считают, что именно из регулирования порядка отправки этих рыцарей могли возникнуть зачатки законодательного избирательного права.

В 1407 году был впервые издан статут, определяющий контингент избирателей. Теперь графства и общины должны были предоставлять предварительные списки допущенных к выборам, которые можно было обжаловать. А в 1429 году вышел закон, согласно которому к выборам допускались только постоянно проживающие на территории избирательного округа.

К концу XV века в парламенте присутствовали депутаты от 100 городов. 97 человек заседало в Палате лордов и 300 человек — в Палате общин. В начале XVII столетия в Палате общин насчитывалось 467 мест, многие из которых занимали профессиональные правоведы.

Депутатскими полномочиями народные представители наделялись только на один созыв. При созыве нового собрания выборы проводились заново.

Компетенция парламента

Первый парламент стал наследником полномочий Королевского совета. За ним закрепились права на высший суд, утверждение налогов и предложенных королем законов.

Права собрания касались и финансовых полномочий. Его участники давали или не давали разрешение на введение сборов и субсидий, взимание пошлин с торговых операций.

Законодательные инициативы изначально исходили исключительно от короля. В конце XIV века было официально закреплено участие общин в обсуждении законов, а в XV-м без их согласия законы уже не издавались.

Позже парламент закрепил за собой контрольные функции над королевской администрацией, а к концу XV столетия приобрел статус самостоятельного учреждения.

Корона и парламент

Развитие отношений короны и парламента всегда основывалось на конфронтации: в XIV веке она выразилась в свержении королей Эдуарда II и Ричарда II, а в XV-м — в назначении на высшие должности людей, представленных парламентом.

Постепенно сочетание деятельности короны и парламента, их взаимодействие стало считаться признаком оптимального государственного устройства. Законодательство перестало концентрироваться вокруг личности монарха: без согласия своих подданных он больше не мог утверждать новые налоги, вводить в действие политические указы.

Концепция сотрудничества максимально точно изложена в трактате известного английского политика XV века Джона Фортескью. Примечательно, что в последующие столетия она почти не изменилась, нашла широкое распространение в юридической и политической литературе Великобритании.

Довольно часто соединенное королевство Великобритании - самую известную из ныне существующих монархий - называют "старушкой Англией". И в этом есть некий смысл, ведь как государство она сформировалась достаточно давно. А ее парламент является одним из старейших в мире, по его образу формировались законодательные органы и во многих других странах. Итак, Парламент Великобритании: структура, порядок формирования, особенности, полномочия. Что из себя представляет один из старейших законодательных органов в мире?

Три ветви власти в Великобритании

Соединенное Королевство возглавляет королева, это известно практически каждому современному человеку. Формально она же руководит тремя основными системами государства: законодательной, исполнительной и судебной. На деле эти ветви власти представлены отдельными органами и фактически не подчиняются монарху, деятельность которого сводится к участию в церемониальных мероприятиях.

Функции законодательного органа несет британский двухпалатный Парламент, исполнительной - премьер-министр и его Кабинет. Третья же ветвь представлена несколькими судами, занимающимися различными по областям права делами.

парламент великобритании

История Парламента

Законодательный орган Великобритании является одним из старейших действующих в мире, хотя и несколько уступает исландскому. Он был впервые сформирован в 1265 году, а через 30 лет, в 1295, преобразован в двухпалатный. До этого существовал такой институт, как королевский совет, который серьезно ограничил власть монархии во время правления Иоанна Безземельного, подписавшего знаменитую "Великую хартию вольностей". Но главное отличие Парламента от этого органа состояло в порядке его формирования - он стал выборным.

За прошедшие столетия в структуре и функциях этого института не происходило кардинальных изменений. После объединения Англии и Шотландии был сформирован единый Парламент Великобритании, а позднее к ним присоединилась и Ирландия. Были проведены некоторые реформы, в основном касавшиеся избрания участников и способов передачи их власти. Именно по такой системе и проходит порядок формирования Парламента Великобритании до сих пор.

К слову, именно в Парламенте хранятся все документы и принятые акты, начиная с XV века. Здесь есть и оригинал "Билля о правах", закрепившего ограничение королевской власти и приведшего к современному строю конституционной монархии.

премьер министр великобритании

Структура

Как уже было упомянуто, Парламент Великобритании состоит из двух частей или палат. По-другому его можно назвать бикамеральным. По этому же подобию работают законодательные органы во многих странах мира, в том числе США, России, Германии и т. д.

Так называемую нижнюю часть именуют Палатой общин, а верхнюю - лордов. Каждая из них имеет председателя-спикера, который избирается из числа наиболее уважаемых участников. Кандидатура должна быть согласована с лидерами всех партий, представленных в Парламенте, а утверждена монархом. Согласно старой традиции, спикер сохраняет свою должность до тех пор, пока он не потеряет мандат или не уйдет в отставку по собственной инициативе. После этого он получает титул барона и место в Палате лордов.

Спикер формально не принадлежит ни к одной из партий, не выступает и не принимает участия в голосованиях, кроме определенных случаев. Его функции состоят в обеспечении взаимодействия Парламента с остальными институтами власти, а также решении общих организационных вопросов. Кроме того, у него есть три заместителя - вице-спикера, которые в его отсутствие занимаются проведением заседаний. Они также лишены права голосовать и обсуждать законопроекты, равно как и принадлежать к партиям.

соединенное королевство великобритании

В верхней палате в роли руководителя выступает лорд-спикер. Эта должность была введена около 10 лет назад, когда были проведены реформы. В их результате лорд-канцлер передал часть своих обязанностей спикеру, а сам стал одновременно со своей должностью совмещать полномочия министра юстиции.

Что очень интересно, Парламент Великобритании много значения придает различным процедурам, сопутствующим его работе. При этом они нигде письменно не закреплены, более того, они незначительно меняются в зависимости от созыва и сессии. В общем и целом работа органа регулируется лишь неписаными правилами и вековыми обычаями.

Нижняя палата

Структура Парламента Великобритании предполагает, что в этой части происходит первичное обсуждение предложенных биллей, вносятся некие правки, после чего происходит голосование. Участники Палаты общин, как она называется, попадают в нее в результате выборов и занимают свое место в течение 5 лет. Традиционно лидер победившей партии становится премьер-министром, хотя формально Парламент не имеет никакого отношения к формированию правительства. Из числа же избранных в Палату общин людей формируется Кабинет.

Члены Парламента, принадлежащие ко второй по численности партии, становятся официальной оппозицией и формируют теневое правительство. Его функции состоят в контроле исполнения решений и работы основного Кабинета Министров.

Также нижняя палата Парламента может подразделяться на различные комитеты и образования, призванные заниматься вопросами в разных отраслях. Они могут быть специальными, общими или объединенными. Также существует комитет всей палаты - режим работы, когда все члены участвуют в рассмотрении законопроектов, как правило, финансовой направленности. После одобрения в нижней части Парламента законопроект перемещается в верхнюю. Она функционирует совершенно по другим принципам.

члены парламента

Верхняя палата

Интересно то, что эта часть на современном этапе имеет гораздо меньше полномочий, чем избираемые члены Парламента. Практически все последние реформы, касающиеся ее деятельности, были направлены на ограничение власти этого органа и повышение его легитимности.

Дело в том, что верхняя палата Парламента - не избираемый напрямую орган. Здесь заседают так называемые лорды духовные и светские (или пэры). В составе находятся высшие чины духовенства (их 24), а также люди, получившие право участвовать в законодательном процессе по наследству или пожизненно. Таким образом, формирование светской части палаты происходит по достаточно сложной системе, включающей голосование всех участников, а также членов партий, представленных в Парламенте. При этом численного ограничения нет, сейчас пэрами являются 763 человека. Причем передача этой привилегии от отца к сыну, которая раньше была крайне распространена, фактически уходит в прошлое - сейчас это право даруется пожизненно и не может быть унаследовано.

Что касается полномочий, у Палаты лордов их гораздо меньше, чем у Общин. Право вето в результате нескольких последних реформ было заменено на возможность отложить рассмотрение тех или иных законопроектов. При этом некоторые из биллей не могут быть задержаны на длительные сроки. Кроме того, формально пэры не имеют возможности противодействовать политике действующего Кабинета и вносить существенные поправки в финансовые законопроекты. Впрочем, иногда Палата общин делегирует им это право.

Взаимосвязь ветвей власти

Изначально премьер-министр Великобритании, как и созданный им Кабинет, были подотчетны Парламенту. Де-факто сейчас этого не происходит из-за мажоритарной системы выборов - согласно ей, правящая партия имеет большинство голосов в Палате общин. В общем и целом законодательная власть довольно слабо контролирует правительство. Тем не менее история XX века знает три случая, когда Палата общин выражала недоверие действующему правительству, которое представлял премьер-министр Великобритании.

Однако законодательная и исполнительная власть все-таки связаны. По традиции, премьер-министра, а потом и его Кабинет собирают именно из представителей нижней палаты Парламента. Впрочем, это совершенно не обязательное условие, которое тем не менее соблюдается очень давно.

В общем и целом ветви власти в Великобритании скорее разделены, чем взаимосвязаны, чего и требует современное международное законодательство. Возможно, именно в этом и состоит немалая доля стабильности и устойчивости Соединенного Королевства как государства.

верхняя палата парламента

Законотворческая функция

Полномочия Парламента Великобритании в первую очередь касаются законотворчества. Как правило, в ходе очередной сессии участники заседаний рассматривают билли, предложенные их коллегами или министрами. Эти законопроекты могут касаться самых разных сторон жизни, именно поэтому и необходимы уже упомянутые формирования, комиссии и комитеты. Но как организовывается весь процесс?

Законотворчество - основная функция, которую выполняет вся структура Парламента Великобритании. Этот процесс начинается с предложения на рассмотрение билля, как правило, это делают королевские министры, но на это имеет право и любой член как нижней, так и верхней палаты.

Далее происходит несколько этапов обсуждения, в ходе которых может возникнуть необходимость в корректировке и дополнении документа. В процессе билль может быть отклонен, но если этого не случилось, он отправляется в комитет. Он разбирает законопроект постатейно и предлагает очередные поправки. После одобрения в третьем чтении билль отправляется в Палату лордов, где в него также могут быть внесены корректировки. Если их нет, то законопроект передается монарху на одобрение, но если одна часть Парламента не соглашается с поправками другой, то речь о принятии идти не может. В некоторых случаях Палата общин может утвердить билль без одобрения лордов. Но это, скорее, исключение из правил.

Последний этап - одобрение или отклонение сувереном. В теории монарх может наложить вето на тот или иной билль, но на практике этого уже давно не происходило. Последний случай был в 1708 году. Законотворчество, таким образом, - это сложный процесс, требующий рассмотрения и одобрения у всех трех частей Парламента. Но на этом его функции не заканчиваются.

нижняя палата парламента

Судебные полномочия

Парламент Великобритании обладает еще одной довольно любопытной особенностью. В некоторых случаях он выполняет судебные функции, пришедшие к нему со времен древнего обычая подавать прошения об исправлении несправедливости. В первую очередь это касается Палаты лордов. Например, до 1948 года именно Парламент рассматривал дела о государственной измене пэров. После 2005 года с Палаты лордов эта функция была снята. Тем не менее весь Парламент может инициировать другую судебную процедуру - начать процедуру импичмента. Несмотря на то что последняя попытка предпринималась несколько столетий назад, некоторые надеются возобновить данную традицию.

Порядок формирования

Выборы в Парламент возможны, лишь если речь идет о Палате общин. Причем избираться могут граждане, не принадлежащие к каким-либо партиям. Но есть и ограничения. Например, быть выбранным в Парламент Великобритании не может человек младше 21 года, иностранец, гражданин, отбывающий наказание за государственную измену, член Палаты лордов, госслужащие и военные, лица, страдающие психическими заболеваниями и некоторые другие категории.

Выборы могут быть как общими, так и промежуточными, связанными с освобождением одного из мест. Число депутатов определяется количеством избирательных округов, в 2010 году их было 659. Действует мажоритарная система относительного большинства, то есть выигрывает кандидат, набравший максимальное, по сравнению с конкурентами, число голосов.

выборы в парламент

Полномочия Парламента Великобритании длятся 5 лет после выборов или до момента роспуска, который бывает крайне редко. Впрочем, иногда палата может принять такое решение самостоятельно или наоборот - продлить срок своей работы, что тоже происходит нечасто. В целом формирование Парламента уже много лет проходило без серьезных проблем.

Местонахождение

Парламент Великобритании уже много столетий располагается в одном и то же здании - Вестминстерском дворце, расположенном на северном берегу Темзы. Изначально это была королевская резиденция, но в 1530 году монарх перенес ее в Уайтхолл, так что законодатели получили здание в свое пользование целиком. Самые старые его части были построены еще в XI веке, но очень многое не сохранилось из-за пожара 1834 года. Так что здание в общем было построено и реконструировано в XIX веке. Его визитной карточкой, а также символом Лондона стала башня с часами под названием Биг-Бен, которую непременно фотографируют туристы.

Внутрь Вестминстерского дворца в качестве туриста попасть довольно сложно. Во время работы Парламента количество посетителей строго ограничено, даже не все граждане могут прийти без предварительного согласования. Исключение составляет период летних каникул, когда можно попасть во дворец с организованной группой.

Традиции

Несмотря на то что подобные английскому законодательному органы структуры существуют в большинстве современных государств, британский интересен еще и своими церемониями и этикетом.

Например, перед каждым заседанием нижней палаты проводится общая молитва. Участники стоят отвернувшись к стене, они не могут стоять на коленях, поскольку традиция берет начало во временах, когда в Парламенте носили мечи. В дни, когда умирает один из членов, проводится еще и дополнительная молитва.

Еще одна особенность - запрет ношения во время заседаний медалей и других знаков благосклонности монарха. Кроме того, в процессе выступления и обсуждения можно выражать свои мысли только крайне корректно, используя специальные выражения. В ином случае спикер может попросить докладчика покинуть зал.

В процессе принятия нового закона происходит обмен биллями между палатами. При этом используются фразы на нормандском французском. Еще один интересный факт - лорд-канцлер (сейчас спикер) верхней палаты сидит на мешке с шерстью. Эта традиция берет начало во временах, когда Англия была основным поставщиком этого продукта в Европу. Сейчас мешок набивают шерстью, произведенной не только на островах, но и в других странах Содружества - это символизирует их единство.

Соединенное королевство Великобритании - удивительно консервативная страна. Здесь царят традиции и приметы, но при этом страна умудряется идти в ногу со временем и оставаться островком относительного спокойствия и стабильности в мировом хаосе.

Читайте также: