Доклад на тему мероприятия по предупреждению травматизма

Обновлено: 17.05.2024

Основные принципы обеспечения профилактики производственного травматизма, безопасности труда работников реализуются через применение следующих мер:

  1. Устранение непосредственного контакта работников с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими опасное и вредное воздействие;
  2. Замена технологических процессов и операций, связанных с возникновением опасных и вредных производственных факторов, процессами и операциями, при которых указанные факторы отсутствуют или не превышают предельно допустимых концентраций, уровней;
  3. Комплексная механизация, автоматизация, применение дистанционного управления технологическими процессами и операциями при наличии опасных и вредных производственных факторов;
  4. Герметизация оборудования;
  5. Применение средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
  6. Разработка обеспечивающих безопасность систем управления и контроля производственного процесса, включая их автоматизацию;
  7. Применение мер, направленных на предотвращение проявления опасных и вредных производственных факторов в случае аварии;
  8. Применение безотходных технологий, а если это невозможно, то своевременное удаление, обезвреживание и захоронение отходов, являющихся источником вредных производственных факторов;
  9. Использование сигнальных цветов и знаков безопасности;
  10. Применение рациональных режимов труда и отдыха.

Среди технических мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве основное значение принадлежит средствам коллективной защиты.

Средства коллективной защиты – это средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

В зависимости от назначения средства коллективной защиты подразделяются на следующие виды:

  • средства нормализации воздушной среды производственных помещений и рабочих мест;
  • средства нормализации освещения производственных помещений и рабочих мест;
  • средства защиты от повышенного уровня ионизирующих из­лучений;
  • средства защиты от повышенного уровня инфракрасных из­лучений;
  • средства защиты от повышенного или пониженного уровня ультрафиолетовых излучений;
  • средства защиты от повышенного уровня электромагнитных излучений;
  • средства защиты от повышенной напряженности магнитных и электрических полей;
  • средства защиты от повышенного уровня лазерного излучения;
  • средства защиты от повышенного уровня шума;
  • средства защиты от повышенного уровня вибрации (общей и локальной);
  • средства защиты от повышенного уровня ультразвука;
  • средства защиты от повышенного уровня инфразвуковых колебаний;
  • средства защиты от поражения электрическим током;
  • средства защиты от повышенного уровня статического элек­тричества;
  • средства защиты от повышенных или пониженных температур поверхностей оборудования, материалов, заготовок;
  • средства защиты от повышенных или пониженных температур воздуха и температурных перепадов;
  • средства защиты от воздействия механических факторов;
  • средства защиты от воздействия химических факторов;
  • средства защиты от воздействия биологических факторов;
  • средства защиты от падения с высоты.

Средства коллективной зашиты должны постоянно подвергаться техническому обслуживанию, ремонту, реконструкции и модернизации с целью обеспечения их эффективной работы и выполнения ими защитных функций.

Организационные мероприятия по профилактике несчастных случаев на производстве

К основным организационным мероприятиям по предупреждению производственного травматизма следует относить своевременное и качественное проведение:

  • обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работы;
  • всех видов инструктажей по охране труда и противопожарных инструктажей;
  • стажировки и дублирования;
  • противоаварийных и противопожарных тренировок;
  • специальной подготовки;
  • повышения квалификации работников.

Важными организационными мерами профилактики несчастных случаев на производстве являются разработка и эффективное функционирование системы управления охраной труда (СУОТ) в организации, распределение между должностными лицами организации обязанностей в области охраны и безопасности труда, назначение ответственных лиц за исправное состояние и безопасную эксплуатацию зданий, сооружений, машин, механизмов, оборудования, оформление выполнения работ повышенной опасности наряд-допуском, распоряжением, перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации и др.

Мероприятия по предупреждению производственного травматизма — это деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда.

Непосредственному руководителю и службе охраны труда важно понимать, что каждая мера по предотвращению несчастных случаев — это не просто их обязанность, а значимая часть организационного и технологического процесса.

Законодательными нормами (кодексами, федеральными законами, подзаконными актами, приказами и постановлениями) данные правоотношения регулируются четко и подробно, поскольку профилактика производственного травматизма на предприятии — одна из задач государственной политики в указанной области.

Термины и понятия

Травма — это механическое повреждение, полученное вследствие воздействия внешних факторов. Производственной она становится тогда, когда несчастный случай происходит на предприятии и (или) в ходе исполнения сотрудником его трудовых обязанностей, в том числе в командировке. Производственный травматизм — это общее наименование явления, термин, определяющий и объединяющий совокупность всех несчастных случаев (на предприятии, в цеху, в стране).

Травматизм на производстве — это чаще всего результат некоего происшествия. Но этим потенциально отрицательное воздействие рабочей среды на работника не ограничивается: закон конкретизирует понятие профзаболевания. Оно возникает в результате влияния — длительного или кратковременного — определенных факторов. Поскольку эти явления приводят (или способны привести впоследствии) к существенному ухудшению здоровья трудящихся, потере ими трудоспособности, мероприятия по снижению травматизма на производстве — важная часть деятельности по охране труда на предприятии.

Причины угроз безопасности

Прежде чем пытаться предотвратить явление, необходимо разобраться, почему оно возникло. Особую ценность имеет техника безопасности на рабочих местах для профилактики травматизма, но на практике она порой нарушается. Вкратце разберемся с основными типами таких нарушения для предметного понимания методов предотвращения.

В случае с профтравматизмом и профзаболеваниями выделяют следующие группы причин:

  1. Технические: конструктивные недостатки оборудования, механизмов или их неустраненные неисправности.
  2. Организационные: недостаточное информирование, ошибки, допущенные при обучении персонала, отсутствие инструкций, использование инструментов не в соответствии с их назначением.
  3. Санитарно-гигиенические: плохой микроклимат в помещении, высокий уровень содержания вредных веществ или шума, испарений и т. д.
  4. Психологические: недостаточная усидчивость, усталость, неготовность к монотонной работе.
  5. Субъективные: невнимательность работника, незнание и невыполнение инструкций, состояние опьянения.

Соответственно, к основным техническим мерам профилактики производственного травматизма относят способы устранения всех перечисленных причин.

Профилактика и предупреждение

Теперь пора рассмотреть, какие мероприятия являются основными при профилактике производственного травматизма, и на их основе создать безопасные условия труда:

  1. Оценка уровней профрисков. Рекомендации по ней содержатся в приказе Минтруда №926 от 28.12.2021. Отдельно рассматриваются методы и критерии оценки для малого бизнеса, производственных процессов и технологических систем и приводятся рекомендации по снижению выявленных рисков.
  2. Объективная оценка условий труда. Для ее проведения приглашают независимые организации или проводят собственный анализ ПТ. Это мероприятие позволяет выявить наиболее опасные участки производства, принять необходимые меры, рекомендованные в отчете о проверке.
  3. Создание специальной службы или введение в штат должности специалиста по охране труда, если численность работников на предприятии, осуществляющем производственную деятельность, превышает 50 человек.
  4. Предоставление работникам, занятым на опасных участках, средств индивидуальной защиты, специальной обуви и одежды в соответствии с требованиями СНиП и ГОСТ.
  5. Проведение медосмотров в соответствии с законодательством с определенной периодичностью.
  6. Проверка рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда и технологической безопасности.
  7. Проведение инструктажей в соответствии с законодательством и внутренними нормативными актами: вводных, периодических, дополнительных и т. д.
  8. Проверка знаний и недопущение к работе специалистов, не прошедших обучение или инструктаж или показавших низкий уровень знаний.
  9. Реагирование на обращение работников и специалистов службы ОТ.


Это лишь основные мероприятия по профилактике травматизма на производстве: каждый работодатель вправе исходя из ситуации на конкретном предприятии принимать дополнительные меры для исключения травм на предприятиях.

За отсутствие оценки уровней профессиональных рисков работодатель может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в соответствии со статьей 5.27.1 КоАП РФ, поскольку проведение указанной оценки является обязательным для работодателя и установлено трудовым законодательством

Дополняют их совершенствованием технологических процессов и оборудования в рамках, допустимых в соответствии с нормативными актами (применение блокировок, дополнительных предохранительных устройств), улучшением организации труда (качественное обучение, снижение действия опасных для здоровья факторов и т. д.).

Меры реагирования

Процедура расследования несчастного случая на производстве и реагирования на него подробно описана в Трудовом кодексе. В обязательном порядке создается комиссия, которая подробно расследует обстоятельства случившегося, устанавливает причины и рекомендует, что необходимо сделать для предотвращения подобных происшествий в дальнейшем.

Методы учета несчастных случаев определяются законодателем. Руководствоваться следует:

    .
  1. Положением об особенностях расследования несчастных случаев (постановление Минтруда № 73 от 24.10.2002), которым установлен единый порядок расследования, оформления и учета.
  2. Порядком расследования и учета профессиональных заболеваний (постановление правительства № 967 от 15.12.2000).

Обязательно проводится документированное расследование, несчастный случай фиксируется в журнале учета установленного образца. О тяжелых случаях, когда причинен тяжкий вред здоровью или смерть либо пострадали несколько человек, работодатель обязан сообщить в прокуратуру или трудовую инспекцию.

Профилактика травматизма

Качественная профилактика производственной травмы предполагает значительную аналитическую работу. Показатели производственного травматизма важны для отражения общей динамики ситуации на предприятии. Это показатели частоты (число пострадавших с утратой трудоспособности на 1000 сотрудников) и тяжести (средняя продолжительность нетрудоспособности, приходящейся на один несчастный случай), определяемые по специальным формулам.

Это основные показатели, применяемые для анализа производственного травматизма. На основе этих данных и исследований конкретных условий делают выводы и принимают необходимые меры по исправлению ситуации и исключению несчастных случаев на производстве.

Способы контроля за состоянием ОТ

Предлагаем рассмотреть трехступенчатую систему контроля:

1-я ступень: каждый день непосредственным руководителем участка работ производится контроль за состоянием и готовностью рабочего места, в течение дня осуществляется надзор за правильным использованием оборудования, технологическими процессами и т. д.

2-я ступень: не реже раза в месяц руководитель подразделения с привлечением соответствующих специалистов проводит проверку, в ходе которой устанавливает исполнение всех нормативных документов, технологических норм и т. д. Подробная информация о проведении мероприятий по снижению травматизма способствует принятию эффективных решений по их усовершенствованию.

3-я ступень: не реже одного раза в квартал создается специальная комиссия для проверки всех производственных подразделений во главе с одним из руководителей предприятия. Производится проверка соблюдения всех требований, проведения инструктажей, технического состояния оборудования и зданий, устранение ранее выявленных нарушений и т. д.

При использовании оборудования должна соблюдаться его технологическая карта, это отмечается при всех проверках. Это нормативный документ, в котором описаны особенности и специфика технологических процессов, потребность в ресурсах, инструкции по обслуживанию оборудования.

Не случайно поднимается эта тема. Среди всех участников дорожного движения самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенокИз общего количества погибших детей подавляющее большинство - дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Сегодня на собрании мы должны довести до вас мысль о том, что только совместными усилиями педагогов и родителей можно научить ребёнка безопасному поведению на дороге.

Позвольте ещё раз напомнить вам основные правила, которые должен знать ребенок

1. Основные термины и понятия правил.

2. Обязанности пешеходов.

3. Обязанности пассажиров.

4. Регулирование дорожного движения.

5. Сигналы светофора.

6. Предупредительные сигналы.

7. Движение через железнодорожные пути.

8. Движение в жилых зонах и перевозка людей.

9. Особенности движения на велосипеде.

Помните! Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и другихвзрослых. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.Чтобы ваш ребёнок не создал опасную ситуацию на дорогах, он должен уметь

• наблюдать за дорогой;
• правильно оценивать дорожную обстановку во всей ее изменчивости;
• видеть, слушать, предвидеть, избегать опасность .

Наблюдать за дорогой

1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям.

2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.

3. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину издалека. Научите его всматриваться вдаль.

4. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая едет прямо, а какая готовится к повороту.

5. Учите ребёнка смотреть. До автоматизма должна быть доведена привычка осматривать улицу в обоих направлениях прежде, чем сделать первый шаг с тротуара на проезжую часть.

Правильно оценивать дорожную обстановку . Главная опасность - стоящая машина.

Почему? Да потому, что заранее увидев приближающийся автомобиль, пешеход уступит ему дорогу. Стоящая же машина обманывает: она может закрывать собой идущую, мешает вовремя заметить опасность.

Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить улицу.

Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!

Стоящий автобус, как его ни обходи - спереди или сзади, закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди возле остановки обычно спешат и забывают о безопасности. Надо подождать, пока автобус отъедет.

И у светофора можно встретить опасность!

Вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, приостановиться, оглядеться, прислушаться - и только тогда переходить улицу.

Прочные навыки транспортного поведения детей формируются только повседневной систематической тренировкой! Во время каждой прогулки с детьми учите их наблюдать за улицей и транспортом, анализировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы, безошибочно действовать в различных обстоятельствах.

Не надо прививать детям излишнее чувство страха перед дорожным движением, движущимися автомобилями. Пусть все, в том числе и дорога, у ребенка ассоциируется с ярким и добрым. При этом надо научить его быть внимательным, а это непростая вещь.

Итак, если вы научите своих детей соблюдать эти основные правила поведения на дорогах, значит, в ваш дом не придёт беда.

Ещё одно средство защиты детей отдорожно – транспортного травматизма это- фликер.

Фликер (световозвращатель) на одежде - на сегодняшний день реальный способ уберечь ребенка от травмы на неосвещенной дороге. Принцип действия его основан на том, что свет, попадая на ребристую поверхность из специального пластика, концентрируется и отражается в виде узкого пучка. Когда фары автомобиля "выхватывают" пусть даже маленький световозвращатель, водитель издалека видит яркую световую точку. Поэтому шансы, что пешеход или велосипедист будут замечены, увеличиваются во много раз.

Например, если у машины включен ближний свет, то обычного пешехода водитель увидит с расстояния 25-40 метров. А использование световозвращателя увеличивает эту цифру до 130-240 метров!
Маленькая подвеска на шнурке или значок на булавке закрепляются на одежде, наклейки - на велосипеде, самокате, рюкзаке, сумке. На первый взгляд фликер (такое название придумали российские производители световозвращателей) выглядит как игрушка. Но его использование, по мнению экспертов по безопасности дорожного движения, снижает детский травматизм на дороге вшесть с половиной раз!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый день в мире в результате несчастных случаев погибает 2270 детей, это 830 000 детских смертей в год, еще несколько десятков миллионов детей попадают в больницы с травмами различной степени тяжести.



филиала МБОУ Староюрьевской СОШ

в с. Вишневое Богданов А.И.

Каждый день в мире в результате несчастных случаев погибает 2270 детей, это 830 000 детских смертей в год, еще несколько десятков миллионов детей попадают в больницы с травмами различной степени тяжести.

Травмой называют нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием.

В соответствии с видом воздействия травмы подразделяют на:

механические (ушибы, переломы, раны и др.);

тепловые (ожоги, обморожения, тепловые удары);

химические (химические ожоги, острое отравление, удушье);

электрические, комбинированные и др. (например, вызванные каким-либо излучением)

Ежегодно проводимый анализ причин несчастных случаев в ОУ свидетельствует о том, что за последние четыре года в их структуре не произошло никаких изменений. Высоким остается уровень травматизма во время:

– перерывов, в т.ч. время до начала и окончания занятий (мероприятия)

– занятий по физической культуре

– экскурсий, походов, прогулок,

Грамотная организация службы охраны труда в образовательном учреждении является обязательным условием эффективного образовательного процесса, способствует профилактике детского травматизма.

Основным условием грамотной, следовательно, и эффективной, организации службы охраны труда в образовательном учреждении является распределение обязанностей среди администрации и педагогического коллектива.

Рассмотрим обязанности администрации и педагогического коллектива образовательного учреждения по обеспечению безопасных условий учебного процесса.

1. Управляющий совет. Педагогический совет образовательного учреждения:

рассматривает перспективные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности работников, обучающихся и воспитанников, принимает программы практических мер по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса;

заслушивает руководителя образовательного учреждения о выполнении соглашений, плана работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности работников, обучающихся и воспитанников.

2. Руководитель образовательного учреждения:

организует работу по созданию и обеспечению условий проведения образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством о труде, межотраслевыми и ведомственными нормативными документами и иными локальными актами по охране труда и Уставом образовательного учреждения;

назначает приказом ответственных лиц за соблюдение требований охраны труда в учебных кабинетах, мастерских, спортзале и т.п., а также во всех подсобных помещениях;

утверждает должностные обязанности по обеспечению безопасности жизнедеятельности для педагогического коллектива и инструкции по охране для работающих и служащих образовательного учреждения;

осуществляет поощрение работников образовательных учреждений за активную работу по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий при проведении образовательного процесса, а также привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда:

проводит профилактическую работу по предупреждению травматизма и снижению заболеваемости работников, обучающихся и воспитанников;

немедленно сообщает о групповом, тяжелом несчастном случае со смертельным исходом непосредственно вышестоящему руководителю органа управления образованием, родителям пострадавшего (пострадавших) или лицам, их заменяющим, принимает все возможные меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, обеспечивает необходимые условия для проведения своевременного и объективного расследования согласно действующим положениям;

принимает меры совместно с профкомом, родительской общественностью по улучшению организации питания, ассортимента продуктов, созданию условий для качественного приготовления пищи в столовой, буфете;

несет персональную ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий образовательного процесса

3. Заместитель директора по учебно-воспитательной (учебной) работе:

организует работу по соблюдению в образовательном процессе норм и правил охраны труда;

контролирует своевременное проведение инструктажа обучающихся, воспитанников и его регистрацию в журнале;

определяет методику, порядок обучения правилам дорожного движения, поведения на воде и улице, пожарной безопасности. Осуществляет проверку знаний обучающихся, воспитанников;

4. Заместитель (помощник) директора по административно-хозяйственной работе:

обеспечивает соблюдение требований охраны труда при эксплуатации основного здания и других построек образовательного учреждения, технологического, энергетического оборудования, осуществляет их периодический осмотр и организует текущий ремонт;

организует соблюдение требований пожарной безопасности зданий и сооружений, следит за исправностью средств пожаротушения;

обеспечивает текущий контроль за санитарно-гигиеническим состоянием учебных кабинетов, мастерских, спортзала, жилых и других помещений, а также столовой буфета в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности;

организует проведение ежегодных измерений сопротивления изоляции электроустановок и электропроводки, заземляющих устройств, периодических испытаний и освидетельствований водогрейных и паровых котлов, сосудов, работающих под давлением, баллонов для сжатых и сжиженных газов, анализ воздушной среды на содержание пыли, газов и паров вредных веществ, замер освещенности, наличия радиации, шума в помещениях образовательного учреждения в соответствии с правилами и нормами по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

оборудует уголок безопасности жизнедеятельности;

приобретает согласно заявке спецодежду, спецобвувь и другие средства индивидуальной защиты для работников, обучающихся и воспитанников образовательного учреждения;

обеспечивает учет, хранение противопожарного инвентаря, сушку, стирку, ремонт и обеззараживание спецодежды, спецобуви и индивидуальных средств защиты;

5. Заместитель директора по воспитательной работе:

обеспечивает выполнение классными руководителями, воспитателями возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

участвует в проведении административно-общественного контроля по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, в расследовании несчастных случаев, происшедших с работниками, обучающимися или воспитанниками;

- несет ответственность за организацию воспитательной работы, общественно полезного труда обучающихся, воспитанников в строгом соответствии с нормами и правилами охраны труда;

- оказывает методическую помощь классным руководителям, руководителям групп, кружков, спортсекций, походов, экскурсий, трудовых объединений, общественно полезного, производительного труда и т.п. по вопросам обеспечения охраны труда обучающихся, воспитанников, предупреждения травматизма и других несчастных случаев, организует их инструктаж;

- организует с обучающимися, воспитанниками и их родителями (лицами, их заменяющими) мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т. д.

6. Преподаватель, классный руководитель, воспитатель:

обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса;

оперативно извещает руководство образовательного учреждения о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи:

вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения заведующего кабинетом, руководства о всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся, воспитанников;

- проводит инструктаж обучающихся, воспитанников по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;

организует изучение обучающимися, воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т. д.;

несет ответственность за сохранение жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса;

7. Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности:

разрабатывает план гражданской обороны образовательного учреждения, проводит занятия и объектовые мероприятия (учения) по гражданской обороне в соответствии с требованиями охраны труда;

обеспечивает готовность коллективных средств защиты и правильное их использование;

проводит обучение, консультации, инструктажи работающих, обучающихся, воспитанников по вопросам безопасности жизнедеятельности;

Со всеми, школьниками, учителями, преподавателями, обслуживающим персоналом в соответствии с законодательством проводят инструктаж по охране труда и технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

Инструкция по охране труда — это нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда.

Разработку инструкций в образовательном учреждении организует директор. Непосредственными разработчиками являются назначенные им должностные лица. Учет наличия инструкций и контроль их своевременного пересмотра осуществляет служба охраны труда учреждения.

Варианты основных инструкций по технике безопасности в образовательном учреждении приведены в методическом пособии СКИПКРО

Вводный и первичный инструктажи на рабочем месте с учащимися проводят классные руководители, учителя физики, химии, биологии, информатики, обслуживающего труда, физической культуры, ОБЖ – каждый по своему предмету.

Первичный и повторные инструктажи на рабочем месте с учащимися проводить по инструкциям по ОТ на рабочем месте с учащимися для соответствующих кабинетов, мастерских и спортзала.

Первичный и повторные инструктажи при проведении внешкольных и внеклассных мероприятий проводить по таким рекомендуемым направлениям: пожарная и электробезопасность, профилактика ДДТТ, безопасность на воде и льду; меры безопасности при проведении экскурсий, походов, на спортплощадке; профилактика негативных криминогенных ситуаций; правила безопасного обращения со взрывчатыми предметами, веществами, а также при проведении летней оздоровительной кампании (отдых, труд); безопасное поведение детей на объектах железнодорожного транспорта.

Инструктажи инструктируются классными руководителями, педагогами дополнительного образования, тренерами проводятся два раза в год, регистрируются в журнале.

После проведения инструктажей учащиеся старше 14 лет расписываются в журналах, где фиксируется дата, тема и вид инструктажа, роспись инструктирующегося и роспись инструктируемого. Инструктаж заверяется двумя подписями: инструктируемым и представителем педагогического коллектива или профкома.

Работа по профилактике детского травматизма должна вестись в двух основных направлениях:

1) гигиеническое обучение и воспитание детей, цель которого выработка у них навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;

2) работа по созданию безопасной среды обитания детей.

Мероприятия по профилактике травматизма должны включаться в план воспитательной работы, который контролируется заместителем директора по воспитательной работе и директором школы, а также в план санитарно-просветительной работы ответственные за его выполнение медицинские работники школ.

В школах чаще всего планируются мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма, в то время как вопросам, связанным с повреждениями в школе не уделяется должного внимания. Вместе с тем, в планах должен быть представлен весь комплекс мероприятий по профилактике всех видов травматизма. Планировать работу следует отдельно для учащихся младших, средних и старших классов. Вопросы по профилактике травматизма должны найти отражение в планах воспитательной работы учителей и классных руководителей. Учителям физкультуры, труда необходимо включать элементы обучения детей безопасному поведению в программный материал. Планированию работы помогает строгий учет травм, возникших у детей на территории школы и вне ее. Анализ этих случаев обсуждается в педагогическом коллективе и служит отправной точкой для планирования конкретных общешкольных и классных мероприятий. Каждый случай получения травмы необходимо разбирать в классе, а некоторые случаи в присутствии учащихся всей школы. Одновременно обсуждение случаев травм, анализ их причин следует проводить и в педагогическом коллективе.

Нередкая причина травм — нарушение санитарно-гигиенических норм учебного процесса в школе. Поэтому медицинские работники обязаны осуществлять систематический контроль за состоянием всех школьных помещений, их освещенностью, состоянием школьного участка, организацией школьных перемен, уроков физкультуры и т. д. Естественно, что к этой сложной работе медики должны привлекать весь педагогический и технический персонал школ.

В планах работы школ должны быть пункты, предусматривающие подготовку педагогического и технического персонала школ, родителей. В планах отмечаются задачи, мероприятия, сроки их исполнения, обеспечение методическими, наглядными материалами

Для пропаганды требований охраны труда разрабатывают памятки и инструкции по охране труда и технике безопасности, используют различные плакаты, предупредительные надписи, создают кабинеты и уголки по охране труда. Эффективность этой работы во многом зависит от знаний и инициативы учителя.

Инструкции и памятки бывают двух видов: одни предназначены для выдачи на руки учащимся, другие для ознакомления на рабочих местах. В них кратко изложены требования правил труда и технике безопасности по отдельным видам работ и профессиям.

Главными организующими центрами охраны труда в учреждениях системы образования должны стать кабинеты охраны труда, целесообразно в учебных кабинетах организовать уголки охраны труда.

Большое значение в борьбе с травматизмом имеют различные формы агитационно-массовой работы по охране труда: общественные смотры охраны труда, конкурсы, лекции беседы, совещания, массовые рейды, взаимные проверки, обследования, экскурсии в другие учреждения и на специальные тематические выставки. Эти формы особенно эффективны тогда, когда к их выполнению привлекают самих учащихся.

В общеобразовательной школе работа по предупреждению детского травматизма распределена между завучами по воспитательной и учебной части.

Основной формой профилактики детского травматизма так же является инструктаж и педагогов, и учащихся.

Документация школы по профилактике травматизма.

Нормативно-правовая база по предупреждению травматизма.

Годовой план по профилактике детского травматизма

Журнал учета несчастных случаев с учащимися.

Журнал учета несчастных случаев с сотрудниками.

Журнал регистрации вводного инструктажа по технике безопасности для сотрудников школы.

Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте.

Журнал проведения инструктажа с учащимися школы.

Журнал учета дорожно-транспортных происшествий с обучающимися.

Журнал проведения инструктажа по электробезопасности не электротехнического персонала.

Журнал проведения инструктажа по противопожарной безопасности.

Заместителем директора по ВР был разработан график дежурства педагогов во время перемен. Контроль за дежурством педагогов осуществлялся дежурными администраторами.

Перед началом каникул с учащимися проведены классные часы по нескольким направлениям: пожарная безопасность; электробезопасность; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; безопасность на воде; профилактика негативных криминогенных ситуаций и т.д.

В целях профилактики детского травматизма регулярно проводится следующая работа:

- беседы с родителями на родительских собраниях и с учащимися на классных часах о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся;

- проведение инструктажей с учащимися и родителями перед каникулами;

- определение графика дежурства учителей и учащихся старших классов в коридорах и рекреациях школы;

- систематическая индивидуальная работа социального педагога, педагога-психолога и классного руководителя с нарушителями дисциплины;

Основной формой профилактики детского травматизма в школе является:

Инструктирование по технике безопасности и педагогов, и учащихся.

Регулярное проведение профилактических бесед с учащимися и родителями учащихся о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся.

Определение графика дежурства учителей и учащихся старших классов в коридорах и рекреациях школы.

Осуществление контроля над соответствием условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам.

Читайте также: