Приемы привлечения внимания аудитории доклад

Обновлено: 19.05.2024

Внимание аудитории оратору необходимо не только захватить, но и поддер­живать на протяжении всего выступления.

Слушатели очень легко отвлекаются. Их отвлекают посторон­ние звуки, какие-нибудь происшествия в аудитории, входящие или выходящие люди; внимание ослабевает от монотонной речи, неинтересных фактов, длительности лекции и многого другого. Оратору необходимо владеть знаниями и умениями, позволяю­щими поддерживать внимание к своей речи на протяжении всего выступления.

На что следует обратить особое внимание оратору для поддержания внимания аудитории в ходе выступления.

1) Факторы, влияющие на внимание слушателей.

Основной фактор, обеспечивающий внима­ние, - это интерес к теме выступления. Интересное по содержанию выступление само по себе обеспечивает внимание слушателей. Но есть и некоторые другие факторы, которые необ­ходимо учитывать.

Установлено, что внимание слушателей снижается, если они рассеяны по аудитории. Как уже отмечалось, не надо пе­ресаживать их в передние ряды, но целесообразнее выйти из-за трибуны и подойти к основной массе слушателей.

Влияет на внимание также размер аудитории. Очень боль­шая аудитория чаще всего недостаточно внимательна. Одна фир­ма, занимающаяся организацией больших совещаний, конферен­ций, симпозиумов, специально исследовала поведение слушате­лей на таких крупных мероприятиях. Специалисты этой фирмы пришли к следующим выводам: только 10% аудитории слушает пленарный доклад, да и то только первые 15 мин. Пятая часть аудитории мысленно пребывает в это время в другом месте, поло­вина дремлет и предается фантазиям, а 20% просто спят.

Какие отсюда можно сделать выводы?

Первое: долгие пленарные доклады в большой аудитории не­эффективны.

Второе: кресла должны быть попроще.

Таким образом, внимание аудитории легче поддержать, если аудитория невелика, компактна, а большая аудитория слушает внимательнее, если она не может расположиться в помещении с особым комфортом.

О внимании к оратору говорят:

  • взгляды слушателей, направленные на оратора;
  • наклон корпуса в сторону оратора;
  • стремление слушателя сдвинуться на край стула, чтобы быть как бы ближе к оратору;
  • наклон головы вбок (обычно говорит о заинтересованности слушателя).

О невнимании к оратору, о неудовлетворенности слушателя говорят следующие факты:

3) Периоды внимания.

Необходимо также иметь в виду, что существуют своеобразные периоды внимания: они равны приблизительно 10-15 мин. По истечении такого периода внимание людей падает, затем оно вос­станавливается еще на такой же промежуток времени, потом сно­ва падает, а после третьего пятнадцатиминутного периода внима­ние падает уже существенно.

Таким образом, внимание слушателей падает к 15, 30, 45-й минуте. В эти моменты следует дать им возможность расслабиться и немного отдохнуть. Можно сделать паузу, закончить рассмотре­ние вопроса, перейти к новой теме, пошутить - словом, дать слушателям возможность осознать, что они отдыхают.

Через 45 мин нужно дать большую паузу или сделать перерыв. Кстати, учитывая периоды внимания, мы придем к выводу, что лучшее выступление - это такое, которое укладывается в мини­мальный период внимания, т.е. в 10-15 мин. Десятиминутное выступление будет наиболее предпочтительным, так как оно це­ликом обеспечено вниманием аудитории и даже останется неко­торый избыток внимания.

Если мы обратим внимание на длительность современных оперативных радио и теленовостей, информационных передач ведущих информационных агентств мира, то заметим, что они укладываются, как правило, в 10 мин .

Таким образом, краткость выступления - гарантия внимания аудитории.

4) Приемы привлечения внимания аудитории.

Практикой выработан целый ряд эффективных приемов привлечения внимания аудитории во вступительной части публичного выступления. Практически все из этих приемов легко может приме­нить даже начинающий оратор. К ним следует отнести следующие приемы:

- Обращение к событию, времени, месту.

- Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям между людьми, различиям во мнениях.

- Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник инфор­мации.

Если риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа) задается эмоционально, а после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев оказывается в состоянии приковать к себе внимание аудитории. Например: Нужна ли нам частная собственность? Должно ли образование быть бесплатным?

- Ссылка на свое эмоциональное состояние.

Например: Сегодня я очень волнуюсь, выступая перед вами… ; У меня сегодня особенное настроение, и вот почему. и т.д.

Затроньте необычный факт, который показывает слушателям, что они еще не все знают. Например: Знаете ли вы, что рабство существует в 17 странах мира? - Как? В каких?

Приведите парадокс, который возбудит мыслительную деятель­ность слушателей. Поставив аудиторию перед парадоксом, мы до­биваемся того, что аудитория проявит интерес к поставленной проблеме: как же оратор разрешит этот парадокс? Например: Эйнштейн сказал, что образование - это то, что остается, когда все выученное забыто. Правильно ли это? Или: Как сказал Гейне, мудрецы продумывают свои мысли, глупцы оглашают их. Согласны ли вы с этим? Или еще один вариант: Чем больше нищеты, тем больше надежды. Так сказал Шолом-Алейхем. Действительно, почему так?

Любопытство можно вызвать, поставив слушателей перед ди­леммой (неизбежностью выбора из двух противоположностей) - ме­ханизм будет тот же самый, что и при предложении некоторого парадоксального утверждения - аудитории самой не захочется решать поставленную проблему, но захочется, чтобы эту пробле­му решил за нее оратор, и внимание будет обеспечено.

- Демонстрация какого-либо предмета.

- Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами.

Можно начать так: Вот как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора. ; Недавно я прочитал, что. Однажды со мной произошел такой случай. ; Как-то я ехал в поезде из Москвы и со мной в купе оказался очень интересный попутчик и т.д.

Приведите высказывание вашего хорошего знакомого, друга, приятеля: У меня есть хороший знакомый, с которым мы дружим уже много лет. Он очень наблюдательный человек, и многие его высказывания точны и остроумны. Так вот, один раз он сказал. Это высказывание может быть подано вами в самом лучшем виде, предварительно обработано так, чтобы вызвать интерес у слуша­телей.

Например: Бернард Шоу как-то сказал ; Говорят, Петр I гово­рил своим сподвижникам. ; Льву Толстому принадлежит очень лю­бопытная фраза. и т.д. Удобство такого начала в том, что афо­ризм или крылатую фразу легко заранее подготовить, и ее каче­ство обеспечит привлечение внимания.

Начать можно так: В XVIII веке при французском дворе был обычай… ; Расскажу вам об одном интересном случае, описанном нашими историками в начале XIX века. ; Мы все довольно плохо знаем прошлое, и поэтому уроки прошлого нас мало чему учат. Вместе с тем мы можем много полезного почерпнуть даже из жизни древних народов. Знаете ли вы, что уже у древних римлян было принято… и т.д.

- Постановка проблемного вопроса и ответ на него.

Разная аудитория по разному реагирует на такое начало ма­лоподготовленная, разнородная аудитория реагирует на такое на­чало более пассивно, нежели подготовленная.

- Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно.

Затроньте вопросы, которые могут снять личностное напряжение слушателей, помочь им решить какую-либо из их повседневных проблем: основных, групповых, злободневных, конкретных и т.д.

- Тайна занимательности. Для того, что­бы заинтересовать и заинтриговать слушателей, пред­мет речи сразу не называется.

- Вопросно-ответный прием. Оратор вслух раздумывает над поставлен­ной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определен­ным выводам. Это очень удачный прием, так как он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

Вопросно-ответным приемом в выступлениях не­редко пользовался А.Н. Толстой. Так он зада­вал вопросы слушателям, себе и тут же на них отвечал, поэтому речь его превращалась в диалог, живую беседу с аудиторией.

- Примеры из художествен­ной литературы, пословицы, поговорки, фразеологи­ческие выражения и т.п., которые очень оживляют выступление.

Читаешь четверть, полчаса, и вот замечаешь, что студенты начинают погладывать на потолок, на Пет­ра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям. Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю ка­кой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится недолго гул моря. Я тоже смеюсь. Внимание оживилось. Я могу продолжать.

5) Приемы поддержания внимания аудитории.

Приемами поддержания внимания аудитории являются:

- Вопросы к аудитории.

Разнообразные вопросы к слушающим способны существенно активизировать аудиторию, пробудить ее от спячки. Важно толь­ко, чтобы вопросы были простыми для ответа. Они могут быть сложными по содержанию, но должны задаваться так, чтобы ауди­тория могла ответить просто да или нет. Если аудитория долго не отвечает на заданный вопрос, нет смысла ждать момента, когда кто-то все-таки ответит. В таком случае оратор должен ответить на заданный вопрос сам.

- Обращение к отдельным слушателям.

- Неожиданное краткое отвлечение от темы.

- Приближение к слушателям.

- Развлекательные элементы во второй части выступления.

Этот закон гласит, что конец и начало запоминаются и вос­принимаются лучше, чем середина. Поэтому, чтобы в середине вашего выступления не было провала, необходимо сделать ее более разнообразной, более эмоциональной и т.д.

6) Донесение главной мысли выступления.

Словесная формулировка главной мысли выступления необхо­дима как самому оратору, так и его аудитории.

Приемы эффективного донесения главной мысли оратора бу­дут различаться в зависимости от длительности выступления, его типа, аудитории и т.д. Можно лишь дать некоторые наиболее об­щие рекомендации, применимые в подавляющем большинстве случаев:

а) если выступление строится дедуктивно (от тезиса к аргу­ментам) - в конце вступления, в первой трети основной части и в начале заключения; при этом в главной части должны звучать ключевые слова из этого тезиса. Например, выступление посвя­щено экономическим реформам. Тезис: необходимо поддержать ре­формы, так как только они могут сделать экономику саморегулиру­ющейся. Его надо упомянуть во вступлении, в основной части и заключении. В основной части можно использовать ключевые сло­ва - реформы, поддержка реформ, саморегулирующаяся экономика и их синонимы - реорганизация, рыночная экономика, преобразо­вания и др.;

б) если выступление строится индуктивно (от аргументов, фактов к выводу) - во вступлении и основной части надо упомя­нуть ключевые слова, а в конце основной части и в заключении - полный тезис. Весьма эффективно повторение основной мысли в разной словесной форме;

- главная мысль должна быть выражена в развернутой словесной форме, полным предложением не менее трех раз при дедуктив­ной форме изложения и не менее двух раз -при индуктивной форме изложения.

Внимание слушателей зависит, прежде всего, от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях, активно используются современными ораторами. Кратко охарактеризуем основные из них.

Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод - изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл наконкретных примерах, фактах. Широкое распростране­ние этот метод получил в выступлениях пропагандист­ского характера.

Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод - изложение материала в хро­нологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения мате­риала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, не­стандартной.

Каким бы методом ни пользовался оратор в вы­ступлении, его речь должна быть доказательной, суж­дения и положения убедительными.

Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действо­вать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логичес­ких и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействие на аудиторию.

Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические - к чувствам.

Располагая определенным образом доводы в своейречи, оратор не должен забывать о таком важном принципе композиции, как принцип усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

8) Соблюдение регламента.

Существует закон прогрессирующего нетерпения слушателей, который формулируется так: чем дольше говорит оратор, тем боль­шее невнимание и нетерпение проявляют слушатели.

Как бы ни был интересен оратор или рассказчик и расположе­ны к нему слушатели или собеседники, чем дольше он говорит, тем меньше его слушают и тем больше думают о том, что он явно затянул свою речь и ему пора заканчивать. По данным ораторов-практиков, вторая половина речи оратора всегда кажется вдвое длиннее первой, а последние десять минут - втрое длиннее пер­вых десяти. Приблизительно можно представить общую картину следующим образом:

Продолжительность Реально длится Воспринимается
речи как
Первые 10 мин 10 мин 10 мин
Вторые 10 мин 10 мин 20 мин
Третьи 10 мин 10 мин 30 мин
Итого: 30 мин 60 мин

Из сказанного выше следует важный вывод: эффективная речь должна быть короткой, и лучше, если она не будет выходить за пределы 10 мин. А если еще короче - будет еще лучше.

Как уложиться в регламент?

Есть некоторые принципы, которым надо следовать. Эти прин­ципы таковы:

1.8.3 Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Что понимается под взаимодействием оратора с аудиторией?

2. Назовите особенности взаимодействия оратора с аудиторией.

3. Каков должен быть портрет аудитории?

4. Что собой представляет составление характеристики предполагаемой аудитории?

5. Какие параметры аудитории следует учитывать при подготовке выступления?

6. Что понимается под объективной характеристикой аудитории?

7. Какие аспекты входят в данную характеристику? Охарактеризуйте каждый из них.

8. Что собой представляют межличностное, групповое, публичное и мас­совое общение?

10. Что понимается под субъективной характеристикой аудитории?

11. Что собой представляет социальный портрет аудитории?

12. Дайте определение прямой и косвенной аудитории.

14. Каким должно быть поведение оратора в аудитории?

15. Назовите аспекты, характеризующие поведение оратора в аудитории.

16. Охарактеризуйте каждый из них.

17. Что обеспечивает поддержание внимания аудитории в ходе выступления оратора?

18. Охарактеризуйте каждую особенность, которую необходимо учитывать оратору для поддержания внимания аудитории.

Ваше мнение:

1. Можно ли оратору добиться, чтобы все его выступления всегда слу­шали внимательно?

2. Как вы могли бы охарактеризовать ораторскую индивидуальность ва­ших преподавателей? В чем, по вашему мнению, ваша индивидуальность как оратора?

3. Почему, по вашему мнению, аудитория всегда отвлекается на забе­жавшую кошку или собаку независимо от интереса к лектору или лекции?

Приемы привлечения внимания: доброжелательность, раскрепощенность, естественность и др. Установление зрительного контакта и его поддержание. Выбор места выступления. Способы удержания внимания зрителей. Приемы управления вниманием в деловом общении.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 08.01.2016
Размер файла 24,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Контрольная работа

1. Приемы привлечения внимания

2. Способы удержания внимание слушателей

3. Приемы управления вниманием в деловом общении

Введение

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь - главное оружие.

Настоящий оратор обязан уметь не только правильно говорить, он должен владеть мастерством публичных выступлений, то есть знать наиболее совершенные методы построения речи, постичь искусство произнесения ее, уметь говорить сжато, впечатляюще, образно. Речь идет не о том, чтобы уметь убогое содержание прикрывать красивым изложением. Яркая, интересная мысль должна высказываться в хорошей форме. Это достигается постоянным совершенствованием ораторского мастерства, изучением лучших образцов ораторского искусства и литературы в этой области знаний.

Одним из важных аспектов успешного выступления оратора, по мнению специалистов, является установление и поддержание контакта с аудиторией, в том числе с помощью зрительно воспринимаемых элементов речи (позы, жестов). В связи с этим целью работы является рассмотрение наиболее распространенных приемов установления контакта с аудиторией, которые будут полезны любому, кто хочет научиться уверенно выступать перед публикой.

Цель работы: раскрыть приемы удержания внимания слушателей.

1)Выделить основные приемы привлечения внимания

2)Обозначить способы удержание внимание слушателей и приемы управления вниманием в деловом общении

1. Приемы привлечения внимания

Если зал большой, тогда зрительный контакт нужно имитировать. Здесь следует вспомнить, как выходит на сцену балетный танцовщик. Замерев, он осматривает зал слева направо. И только выдержав паузу, начинает свое первое па. Он ничего не видит под этими прожекторами, но у зрителя появляется абсолютная уверенность, что он видит его и танцует только для него.

Сначала устанавливается зрительный контакт с теми, кто и так на нас смотрит, затем поднимают глаза те, кто привык заниматься своими делами, когда оратор начинает речь. Следует установить зрительный контакт с ними. Они теперь долго не опустят глаз. Далее необходимо дождаться, пока на оратора посмотрят и те, кто почти никогда не поднимает глаз на оратора. Следует дождаться, пока не останется ни одной пары глаз, устремленной не на выступающего. Это важно для успеха публичного выступления. Можно вообразить, что между глазами оратора и глазами сидящих в зале натянуты провода, по которым течет важная информация, и если эти провода обрываются, информация теряется.

Зрительный контакт - это не только способ установить отношения с аудиторией и донести до нее необходимую информацию, но и способ получить обратную связь от аудитории: насколько аудитория поняла сказанное (может, нужно что-то повторить); не утомлена ли аудитория (может, нужно сделать перерыв); интересна ли аудитории тема (не пора ли перейти к другим вопросам); интересны ли аудитории вы (или пора сменить оратора).

В установлении и поддержании зрительного контакта самыми пренебрегаемыми частями зала являются галерка (последние ряды) и фланги (крайние места слева и справа). Именно оттуда раздаются самые каверзные вопросы. Именно там шелестят и кашляют. Сектор обзора начинающего оратора составляет 30-35 градусов, опытного - 40-45 [8]. Таким образом, мы выхватываем глазами только центральную часть зала, с которой фактически и общаемся. Именно с сидящими там сохраняется прекрасный зрительный контакт в течение всего выступления. Именно там нас слушают. Именно там кивают и другими способами выражают согласие.

Как выбрать место для выступления таким образом, чтобы обеспечить возможность установления зрительного контакта со всем залом? Залы бывают разные, просто в метрах зал охарактеризовать трудно. Чаще всего они бывают прямоугольные. Выступающий, как правило, стоит с узкой стороны. Надо встать так, чтобы между оратором и крайними слева и справа зрителями в первом ряду образовался равносторонний треугольник. Именно равносторонний, а не просто равнобедренный. Это будет то самое идеальное расстояние. Это правило поможет вам и при других конфигурациях залов. Именно с этой точки зала лучше всего начать выступление. Начать, потому что в ходе выступления оратор будет перемещаться по сцене - подходить ближе, отходить дальше, смещаться то к левому, то к правому краю сцены.

Особое внимание следует уделять тем местам, откуда оратор получает сигналы утраты внимания: шевеление, шелест, шепот, храп. Внимание восстанавливается мгновенно. Общаясь с обделенными зрительным контактом, приобретаете вернейших союзников. Следует подойти ближе и сказать несколько фраз, обращенных, например, к правому краю. Задавая вопросы, необходимо жестом и взглядом показать ожидание ответа от сидящих и в последних рядах. Устанавливая и поддерживая зрительный контакт в ходе выступления, оратор держит в поле внимания эти группы риска. Ни в коем случае нельзя терять этого контакта. Оратор может переводить на мгновение взгляд в пол, на таблицу, которую демонстрирует, на свои руки. Но только на мгновение. Даже если он сбился, забыл текст, его бегающий взгляд тут же выдаст прокол. Если же оратор будет продолжать смотреть на аудиторию, это создаст впечатление задуманной паузы. И значение того, что он скажет после паузы, даже возрастет [2].

Таким образом, зрительный контакт необходим, ведь он выражает заботу о слушателе. Однако, следует заметить, что ничуть не лучше и пустой взгляд оратора, т.е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель сразу замечает это. Наличие зрительного контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать впечатление зрительного контакта, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Это поможет аудитории избежать смущения, которое испытывают многие от упорного взгляда. С каждой новой фразой или с каждым наиболее значительным словом, оратор должен переводить взгляд от одной стены к другой. А вместе с этим иногда поворачивать голову и немного корпус. Но дело не в технических приемах, имеющих целью наладить контакт с аудиторией. Факт почти необъяснимый, но если оратор действительно обращается к людям, они это чувствуют.

а) доброжелательность, которая выражается в улыбке, доверительном тоне голоса;

г) разговорный стиль изложения;

д) свободные жесты и движения.

2. Способы удержания внимание слушателей

Слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание. Если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение скуки. Как же сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления? Рассмотрим кратко основные факторы: темп и паузы, диалог с аудиторией, логическую организацию и драматизацию речи, эмоциональные приемы и убежденность оратора, и пр.

Прежде всего сохранению внимания способствует логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего изложения. Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.

Слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание. Если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение скуки, досады или даже раздражения. Поэтому важнейшее условие поддержания внимания к выступлению - его содержательность, т. е. новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы. внимание зритель выступление общение

Изложение должно быть доступным, что во многом обусловлено культурой речи оратора. Включение терминов, способы определения понятий продумываются заранее. Сделать выступление понятным и доходчивым помогает использование примеров и наглядных пособий, художественных средств языка, рациональное сочетание теоретических положений с фактами, паузы для осмысления услышанного.

Способна заворожить слушателей выразительность речи оратора - меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения.

Кроме того, поддерживают внимание разнообразные приемы изложения. Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффективны, что способны спасти положение даже в том случае, когда аудитория начинает скучать. Здесь можно также посоветовать применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.

Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам.

Поддерживает внимание сопереживание, возникающее, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом возникает заинтересованная тишина.

Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.

Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса.

Экспрессия привлекает внимание, делает выступление зрелищным, доставляет эстетическое удовольствие. Разумеется, жесты хороши только тогда, когда они естественны.

Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать, если есть необходимость.

В речи обязательны паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос, мобилизуется внимание.

Оратору, обладающему чувством юмора, не приходится прибегать к специальным приемам для поддержания внимания.

Во время выступления нередко наступает момент, когда внимание слушателей ослабевает. А.Ф. Кони образно назвал невнимание утомленным вниманием [7]. Для мобилизации внимания существует целый арсенал приемов.

При первых признаках утомления аудитории следует воспользоваться приемами, стимулирующими непроизвольное внимание. Проще всего изменить звучание голоса: интонацию, темп речи, силу звука. Этой же цели служит пауза.

Можно привести пример, затрагивающий непосредственные интересы слушателей, или рассказать короткую забавную историю (анекдот). Так называемые отступления звучат неожиданно и потому позволяют слушателям отдохнуть.

Советуем время от времени переключать внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы получает толчок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело, завершает один вопрос или тему, а затем называет следующий. Еще больший эффект дает демонстрация наглядных пособий, предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения - словом, любая работа слушателей.

Диалог с аудиторией инициирует все виды внимания. В некоторых случаях помогает прямое указание на то, что рассматриваемый вопрос очень важен, пригодится в дальнейшем и т. п. Этот прием стимулирует волевое внимание, однако злоупотреблять им, конечно, не стоит.

Ораторским жестом называют любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов, сделать более ясным их смысл, воздействовать на аудиторию.

В повествовательных, описательных и объяснительных выступлениях допускается использовать иллюстративные жесты: подражательные, описательные и указательные. К ним прибегают только для того, чтобы сделать иллюстрацию ярче. Особо следует сказать о жестах, помогающих выразить смысл слов. Порой без них просто не обойтись.

Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже.

3. Приемы управления вниманием в деловом общении

Под активизацией внимания понимаются пробуждение активности восприятия человека, усиление его мыслительной деятельности и чувств [1].

Можно без преувеличения сказать, что голос человека - это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознательное (характеристики голоса). Для слушателя порой важно не столько то, что мы говорим, сколько то, как мы это делаем.

Наиболее простым средством привлечения внимания собеседника является повышение голоса. Речь, конечно, не идет о повышении до крика. Это недопустимо не только по морально-этическим, но и тактическим соображениям, так как крик любого человека - явный признак его слабости и бессилия. Но при этом нельзя не признать, что некоторое повышение голоса, особенно в начале фразы, не только привлекает внимание, но и оказывает дополнительное воздействие на партнера.

Важным способом фокусировки внимания является прием установления зрительного контакта между говорящим и слушающим. Очень многие пользуются этим приемом, зная его эффективность: они обводят аудиторию взглядом, смотрят пристально на кого-нибудь одного, фиксируют взглядом нескольких человек в аудитории. Установление зрительного контакта широко используется в любом общении (не только в массовом, но и в межличностном, деловом и т. д.). Пристально глядя на человека, вы привлекаете его внимание; постоянно уходя от чьего-то взгляда, вы показываете, что не желаете общаться. Зрительный контакт используется не только для привлечения внимания, но и для того, чтобы его удерживать в процессе общения.

Использование пауз полезно для инициатора беседы в следующем ряде случаев:

Перед тем как начать говорить. Пауза дает возможность слушателю подготовиться к восприятию, настраивает его внимание на слушание и позволяет говорящему собраться с мыслями.

Для управления вниманием и усиления значения сказанного. Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно не услышать или понять неправильно, применение пауз весьма полезно перед ними. В данном случае она сравнимо с остановкой гида перед особенно интересной картиной.

Вместо знаков препинания, когда паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понятности.

При смене характера беседы. В данном случае пауза разделяет ее процедуры, не позволяет смешивать различные этапы деловой встречи.

Управлять вниманием в деловом общении - важная задача не только для говорящего, но и для слушающего. Если он намерен увидеть и услышать именно то, что имеет отношение к делу, он должен уметь управлять своим вниманием. Разнообразные приемы активного слушания направлены именно на приобретение этого навыка.

Заключение

Одна из важных составляющих успешного выступления - умение оратора установить зрительный контакт с аудиторией. Нельзя начинать выступление, не установив эмоционального и зрительного контакта с аудиторией. Прежде всего, продемонстрировать доброжелательное выражение лица с полуулыбкой. Зрительный контакт - это не только способ установить отношения с аудиторией и донести до нее необходимую информацию, но и способ получить обратную связь от аудитории.

Приемы привлечения внимания:

а) доброжелательность, которая выражается в улыбке, доверительном тоне голоса;

г) разговорный стиль изложения;

д) свободные жесты и движения.

Приемы удержания внимания темп и паузы, диалог с аудиторией, логическую организацию и драматизацию речи, эмоциональные приемы и убежденность оратора.

2.Гандапас Р. Некоторые приемы привлечения и удержания внимания аудитории//

-.Голуб И.Б. Основы красноречия: Пособие для занятий риторикой в старших классах гимназий и лицеев с углубленным изучением гуманитарных предметов / И.Б. Голуб. - М.:Знание, 2011 - 272 с. - ISBN 5-86427-036-9

5.Сопер Поль Л. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать : Букинистическое издание / Поль Л. Сопер . - М.: Феникс, 1999 - 448 с. - ISBN 5-222-00179-2

6.Cyxoвеpшинa Ю.В. Способы удержания внимания при публичном выступлении: реферат //

7.Шелестюк О.С. Приемы установления контакта и поддержания внимания аудитории: реферат/ О.С. Шелестюк. - Донецк, 2009//

8.Шипунов С. Контакт с аудиторией: удержание внимания //

Подобные документы

Ораторство как сильнейший рычаг воздействия на слушателей. Публичная речь, ее воздействие на чувство и сознание. Важность зрительного контакта с аудиторией. Речевые приемы удержания внимания аудитории. Поза мимика, жесты как индивидуальный стиль оратора.

реферат [27,8 K], добавлен 28.11.2009

Внешний облик лектора: внешность, манеры, поза, жесты. Композиция речи в теории ораторского искусства. Организация материала лекции, составление плана. Методы изложения материала. Приемы привлечения внимания аудитории. Недостатки композиции лекции.

реферат [27,5 K], добавлен 14.09.2010

Двуаспектная природа имени бренда. Понятие языкового знака. Способы обеспечения функций имени бренда в плане выражения, содержания, привлечения внимания и запоминаемости: лингвистические, орфографические, фонетические, структурные, семантические приемы.

курсовая работа [65,0 K], добавлен 30.11.2017

Понятие публичного выступления и подготовка к нему. Способы завоевания и удерживания внимания аудитории. Начало и завершение выступления. Понятие групповой дискуссии. Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи - условия делового общения.

реферат [35,8 K], добавлен 09.05.2009

Сущность и этапы публичного выступления. Анализ ошибок начинающего оратора. Определение темы и цели выступления. Оценка аудитории и обстановки, выбор места. Управление голосом и скоростью речи, подбор фраз. Правила оптимального поведения докладчика.

Предлагаемая в данной работе технология будет как нельзя к месту тем государственным службам, которые уполномочены призвать к порядку аферистов производящих фальсификат и выдающих дешёвую и опасную для здоровья подделку за достаточно дорогой и достойный напиток.

Здравствуйте. Большое спасибо за статью, она очень актуальна, ведь учителя часто в своей работе используют онлайн доски. Сравнительный анализ, приведенный в статье, поможет в выборе наиболее актуальной для проведения занятия онлайн доски.

Здравствуйте! Вы провели большую работу по изучению и сравнению различных онлайн-досок. Также Вы дали прямые ссылки на сайты онлайн досок и отметили достоинства и недостатки досок. У вас получилась действительно полезная и информативная работа, исследование, результаты которого, несомненно, полезны для учителей и студентов, особенно во время частого обращения к дистанционному формату обучения.

Здравствуйте, статья была очень полезной. Как будущему педагогу начальных классов этот материал поможет в организации внеурочной деятельности, а также будет способствовать повышению интереса младших школьников к математике с помощью проведения математических экскурсий. Большое спасибо за статью!

Спасибо за статью! У Вас получилось интересное и информативное исследование. Вы кратко, но содержательно раскрыли особенности трёх платформ для создания интерактивных материалов. Действительно, LearningApps очень прост в использовании и позволяет включать в урок элементы игры или соревновательности, что повышает интерес к предмету. Статья очень полезна, спасибо! В своей предстоящей трудовой деятельности я хотела бы использовать предложенные Вами ресурсы.

Спасибо за статью, она оказалась очень интересной. Впервые узнала о Wordwall. И действительно, данный сервис может помочь школьникам в усвоении знаний, а также эффективному закреплению материала. Попробую использовать данный сервис на практике.

Здравствуйте. В настоящее время, все больше уроков по разным причинам приходится проводить в дистанционном режиме, поэтому статьи, посвященные проведению таких уроков, очень актуальны. Ценность данной статьи заключается в большом количестве практической информации по вопросам организации дистанционных занятий через онлайн-сервис Quizizz. Такая статья будет полезна как учащимся, так и преподавателям!

Соглашусь с тем,что действительно на самих уроках математики совсем не хватает времени показать этот предмет со всех его сторон.Я считаю,что действительно необходимо проводить внеклассные мероприятия по курсу математики,так как полная сфера увлекательного и познавательного материала может заинтересовать абсолютно каждого ребенка. Конспект полностью соответвует заявленной теме статьи и послужит хорошим образцом занимательных уроков для педагогов. Спасибо за работу!

Здравствуйте! Очень полезная информация. Действительно такой подход, как мне кажется, будет интересен детям. Обучающиеся будут выражать заинтересованность, не будет однотипных уроков. Здания с элементами ролевых игр всегда интересны и занимательны. Спасибо за статью!

Здравствуйте! Думаю, что в наше время это очень востребовано. В начальной школе происходит знакомство на интуитивном уровне с понятиями алгоритма, алгоритмических конструкций. Очень информативно представлена история создания языка программирования python. Он, как мне показалось, легок в использовании. Детям достаточно легко будет его понять и учитель не затратит много времени на объяснение данного материала. Все очень понятно представлено. Спасибо за ваш труд!









Ораторские приемы и средства привлечения внимания слушателей

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Главный талант - умение инспирировать на общество. Ораторская речь несет ценное значение: определение взглядов на жизнь, воздействие на поступки слушателей. Она вызывает заинтересованность, готовность узнать тему выступления у аудитории. Речь оратора должна быть выразительной и предельно простой. Ее должен понимать не только выступающий, но и слушатели. Внимание слушателей в дальнейшем снижается, удержать его помогают ораторские приемы и средства.

"Есть три ошибки в общении людей: первая - желание говорить прежде, чем нужно; вторая - застенчивость, не говорить когда это нужно; третья - говорить, не наблюдая за вашим слушателем" (Конфуций).

Публичное выступление - устное монологическое высказывания с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются жанры: доклад, информационная, приветственная и торговая речь.

В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов:

1) Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления

2) Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

3) Литературная обработка речи, насыщение ее содержания.

4) Заучивание, запоминание текста.

5) Произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами [2].

В ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа: докоммуникативный (определение темы и цели выступления, оценка аудитории и обстановки, подбор материала, создание текста, репетиция), коммуникативный (произнесение речи, ответы на вопросы, ведение полемики) и посткоммуникативный (анализ речи).

Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей.

Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление. В неоднородной аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой-то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.

Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно – белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить.

Надо выяснить также после каких других выступлений планируется ваше выступление. Ведь каждая последующая речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая.

Следующая ступень составление текста – начинается с подбора материала. Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Систематизируя материал, оратор создает план, продумывает композицию, логику изложения, составляет и редактирует текст.

После выступления докладчик часто отвечает на вопросы слушателей, полемизирует с ними. Такая форма общения требует от оратора быстрой реакции, доброжелательности, владения юмором.

1. Наглядность - для понимания речи используют все абстрактное с помощью

- метких сравнений и примеров,

Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические

выражения, элементы юмора.

2. В ораторском искусстве особое значение имеет повтор. С его помощью лучше закрепляется основная мысль, повышается убедительность речи. Различают следующие виды повтора:

- варьируемый повтор (повторение содержания, но в новом словесном оформлении);

- частичный повтор (повторение первого слова или части предложения, ключевого слова предложения);

3. Разъяснение — это особая форма повтора, а именно расширенный повтор. В том случае, если выражение, выбранное первоначально, кажется слишком слабым, при известных обстоятельствах к нему возвращаются, улучшают и поясняют его.

4. Призывом (восклицанием) часто пользуются в речах с выражением мнения. Восклицания используют эпизодически, поскольку в противном случае их действие притупляется. Восклицания должны быть убедительными и неназойливыми.

5. Цепь — часто применяемое средство воздействия. В ней полный смысл одного звена мысли становится ясным только в связи с другими, вплоть до последнего звена.

6. Кажущееся противоречие (парадокс) — особый вид игры слов. Парадокс представляет собой сознательно акцентированную формулировку.

8. Предупреждение (постановка возражений) заключается в том, что оратор продумывает, какие возражения можно выдвинуть с противоположной точки зрения, и сразу включает их в свою речь, а вслед за ними приводит опровержение.

9. Мнимые вопросы (риторические). Ответ на них не дается. У мнимых вопросов одна задача — стимулировать мысль слушателя.

10. К приемам привлечения внимания аудитории можно отнести и прямое требование внимания от слушателей, обращение к слушателям с неожиданным вопросом.

11. Вопросно-ответный прием. Оратор вслух раздумывает над поставленной задачей. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные возражения и сам же их отвергает. Это очень эффективный прием: он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

Все вышеперечисленные ораторские приемы и средства обычно не применяются одновременно, так как в этом случае их действие становится менее эффективным. Главная задача ораторских приемов и средств — сделать речь наглядной, внутренне напряженной и убедительной [3].

Таким образом, после публичного выступления речь необходимо проанализировать. Основными критериями критики речи являются следующие: объективность, ясность, наглядность, рациональность структуры, последовательность изложения, хорошее введение, повышение уровня напряжения речи к ее окончанию, требуемая громкость, гибкое изменение темпа и соответствующее ситуации поведение оратора во время речи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Практико-значимая работа по теме

Глава 1. Внимание. Общие технологии привлечения внимания

Внимание. Свойства внимания. Виды внимания

Общие технологии привлечения внимания аудитории

Глава 2. Практические технологии привлечения внимания

Практические технологии привлечения внимания.

Список литературы и Интернет-источников.

Современный этап развития образования характеризуется активным внедрением инновационных педагогических технологий в образовательный процесс. Сегодня педагог – это профессионал, который обладает определенными профессиональными навыками, владеет образовательными технологиями, без которых сегодня государство не видит образование и современного учителя.

Эффективное решение данной задачи, опираясь на Федеральный Государственный стандарт общего образования, невозможно без осмысленной реализации педагогами в образовательном процессе школы современных педагогических технологий.

Цель работы : рассмотреть различные технологии привлечения внимания аудитории .

рассмотреть теоретические источники по теме работы ;

дать общую характеристику понятия внимания;

определить виды технологий привлечения внимания аудитории;

совершенствовать методы привлечения внимания аудитории.

Объект: образовательный процесс.

Предмет : использование технологий привлечения внимания аудитории.

Глава 1. Внимание. Общие технологии привлечения внимания

1.1 Внимание. Свойства внимания. Виды внимания

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Основными характеристиками внимания являются:

устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче;

к онцентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятии, предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент;

сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем;

распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно;

переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость);

предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.;

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание .

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными.

Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и практически недоступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Внимание учащихся во многом зависит от доступности учебного материала. Учащиеся с увлечением работают над тем, что может быть и трудно, но выполнимо, что может показать им наличие каких-то достижений.

Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание.

Большое влияние на внимание оказывают интересы и потребности учащихся. То, что увлекает детей, как бы само собой приковывает внимание .

2.2. Общие технологии привлечения внимания аудитории

Опытный оратор точно знает, как привлечь внимание аудитории — у него есть только одна минута, чтобы вызвать ее интерес, и если он потратит это время на приветствия, шутки, ненужные извинения, благодарности или какие-нибудь нейтральные слова, аудитория потеряет с ним эмоциональную связь. Опытные ораторы предлагают свои рекомендации для начинающих ораторов по привлечению внимания слушателей:

рассказ увлекательной истории — это всем нравится. В детстве — это сказки и детские страшилки, позже — книги, кинофильмы и театр. Рекомендуют приводить примеры из собственной жизни или о практическом применении излагаемого материала. Чем больше полезного узнают слушатели, тем сильнее будет их интерес.

наводящий вопрос . Пусть он не потребует ответа, но заставит аудиторию верить в правоту оратора, его компетентность. Если сумеете, задавайте не один, а три вопроса, на которые большинство аудитории ответит “да”. Старинная техника “три да” автоматически переводит в зону доверия слушателей.

использование подходящей цитаты. Авторитет известных людей придаст веса и Вашим словам.

грамотная визуализация содержания. Слайды с небольшим количеством текста легко читаемы, корректные визуальные данные хорошо выделяются мозгом из потока информации, проще понимаются и запоминаются. Особо важную информацию следует представить в виде понятных графиков, схем и диаграмм.

показ специально подготовленного небольшого видео. Это увеличивает отклик, добавляя эмоций и драматизма, позволяет представлять данные в динамике. Как правило, видеопредставление любых данных производит большее впечатление — правильные объем и звуковые акценты дают усиленный эффект.

Планируя выступление перед аудиторией необходимо учитывать жестикуляцию, позы: не скрещивать ноги, не ставить их вместе (лучше ставить ноги на ширину плеч); с ледить, чтобы колени были всегда выпрямлены, плечи расслаблены; сместить центр тяжести немного вперед, держать спину прямой; жестикулируя, держать руки выше линии пояса. Рекомендуется: избегать мелких, нефункциональных движений руками; не стоять весь отведенное для лекции время на одном месте, двигаться по сцене или аудитории; не прятать ладони рук, демонстрировать их в жестикуляции; не подходить слишком близко к слушателям.

Важным моментом в привлечении внимания аудитории является умение отвечать на вопросы. Опытные ораторы рекомендуют:

отвечая на вопрос, отвечать всем, а не только тому, кто задал вопрос;

управлять процессом поступления вопросов и самостоятельно указывать, кому предоставляете слово для вопроса;

ответ на вопрос должен быть кратким и не становиться лекцией;

слушать вопрос до конца, даже если заранее знаете, что отвечать;

полезно, выслушав вопрос, поблагодарить и немного подумать;

если Вам непонятно, не стесняться уточнять, что имеет в виду слушатель, который задал вопрос;

не начинать ответа на вопрос со слов "нет" или "Вы не правы";

если предполагаете наличие тяжелых вопросов со стороны аудитории, предложите слушателям задавать такие острые вопросы;

если вопросы закончились или Вы не получили ни одного вопроса, сначала целесообразно дать ответ на тот вопрос, который чаще всего ставят другие слушатели;

при подготовке к выступлению предположить, какие вопросы могут быть поставлены на лекции, и подготовить ответы на них;

ответы на вопросы аудитории в публичном выступлении - не экзамен, если Вы не готовы отвечать - целесообразно говорить об этом прямо.

Если начинающий оратор освоит технологии привлечения внимания аудитории и сможет удерживать его на протяжении всего выступления, то он сможет удерживать внимание слушателей .

Глава 2. Практические технологии привлечения внимания

2.1 Практические технологии привлечения внимания

У каждого человека в жизни возникают ситуации, когда ему необходимо выступить перед аудиторией. У многих людей публичные выступления составляют часть профессиональных обязанностей. Одна из задач учителя – привлечение и удержание внимания аудитории на протяжении всего выступления. Аудитория учителя разнообразна – это и учащиеся, и родители, и коллеги, и общественность. В своей профессиональной деятельности я придерживаюсь следующих приемов привлечения внимания:

1. Логическое построение речи. Для того чтобы сохранить максимальное внимание слушателей слежу за тем, чтобы речь была последовательной, обоснованной, непротиворечивой.

2. Вовлечение слушателей в процесс выступления. Мне часто помогают удержать внимание аудитории вопросы, адресуемые слушателям, заставляющие задуматься, внимательно следить за моей речью, самим поискать решения предложенной задачи .

3. Новизна. Если в моем выступлении не содержится никаких новых данных, интерес слушателей может снижаться.

4. Доступность изложения мыслей. Излишняя насыщенность речи специфическими терминами и сложными фразами снижает внимание к выступлению, поэтому стараюсь излагать материал доступным и понятным широкому кругу слушателей языком.

5. Выразительность речи. Усилить внимание аудитории мне помогает использование различных наглядных пособий, образность и выразительность речи: изменение интонации голоса, меткие выражения, оригинальные сравнения. В выступлениях нередко использую истории из собственного опыта, примеры из книг, фильмов. При необходимости повышаю голос, особенно в начале фразы, что не только привлекает внимание, но и оказывает дополнительное воздействие на слушателей.

6. Акцент на интересах аудитории. Стремлюсь к доверительному общению с аудиторией, пониманию проблем слушателей, что вызывает их отклик, затрагивает чувства и интересы.

7. Непринужденная манера изложения. Стараюсь при выступлении быть естественной, убежденной в словах, вкладывать в свою речь неподдельные эмоции.

8. Темп речи. Слежу, чтобы моя речь не была слишком быстрой или чересчур медленной, умеренный темп с небольшими паузами.

9. Зрительный контакт. Стремлюсь к поддержанию зрительного контакта с аудиторией, что помогает быстро сориентироваться и вернуть внимание слушателей с помощью одного из вышеперечисленных приемов. Установление зрительного контакта широко использую в любом общении. Считается, что пристальный взгляд на человека привлекает его внимание.

10. Время выступления. В зависимости от темы выступления подбираю оптимальное время для его изложения. Закончить свою речь лучше на минуту раньше, чем на минуту позже.

Главная аудитория учителя – его ученики, которые способны удерживать внимание в течение урока, но только при сильном интересе к выполняемой деятельности. Состояние внимания учащихся на уроке - важнейшее условие продуктивности их познавательной деятельности. Поэтому педагог должен хорошо знать особенности внимания учащихся, его характеристики, условия возникновения и изменения. Это позволяет выбрать необходимый режим управления вниманием во время урока.

Ведь умение привлечь внимание учащихся во время урока - одна из важнейших особенностей профессии учителя.

Из психологии известно, что внимание людей капризно и непостоянно. Само оно сконцентрировано не будет и хороший оратор обязан грамотно им управлять. Важно делать это тонко и незаметно для аудитории. У хорошего оратора никакие приемы не бросаются в глаза.

Учитывая все вышеприведенные принципы внимания и средства его привлечения, можно добиться высокой эффективности в педагогической работе. Ведь умение привлекать внимание аудитории характеризует педагогическое мастерство, а к этому должен стремиться каждый педагог.

Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов./Под ред. А.А. Радугина.-М.: Центр, 1997.

Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять па людей, выступая публично. - Издательство: СЛК ISBN : 985 - 6165 - 16 - 4, 1997.

Михальская А.К. Основы риторики. М: Просвещение, 1996.

Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика.- М.: Дело, 2003.

Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 года, Москва, Кремль

Читайте также: