Доклад на тему мелкая моторика рук детей с овз

Обновлено: 28.06.2024

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

В своей работе я использую разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:

· резинок для волос;

Больше всего на свете, ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Почти все игры с использованием нестандартного оборудования, сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображается с помощью движений рук и пальцев. Во время игр с различными предметами так же задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игры с нестандартным оборудованием, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, память, мышление. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Основной целью игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Коррекционно-образовательные задачи:

Ø Формировать познавательную активность и творческое воображение детей.

Ø Закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук.

Коррекционно-развивающие задачи:

Ø Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Ø Развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение.

Ø Развивать тактильную чувствительность рук.

Ø Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение.

Ø Развивать восприятие и переключение на разные виды деятельности.

Ø Упражнять в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.

Ø Совершенствовать двигательную память.

Ø Развивать речемыслительную деятельность.

Ø Развивать мимическую мускулатуру.

Ø Развивать просодическую сторону речи: чувство темпа, ритма, сила голоса, дикция, выразительность речи.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Ø Создать положительный эмоциональный фон, радости, ожидания праздника.

Ø Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Ø Формировать дружеские взаимоотношения.

Ø Воспитывать внимание к обращенной речи.

Ø Развивать чувство уверенности в себе.

Ø Формировать положительную мотивации на занятии.

Ø Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Ø Формировать умение радоваться, достигая цели.

Ø Формировать коммуникативные навыки.

Прежде чем показывать ребенку пальчиковую игру с нетрадиционными предметами, сначала я проигрываю ее сюжет сама. Перед игрой с ребенком обсуждаю ее содержание, отрабатываем ключевые движения и комбинации пальцев с предметом. Это не только подготавливает ребенка к правильному выполнению движений в игре, но и создает благоприятный эмоциональный настрой. Увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому при выполнении упражнений вместе с ребенком демонстрирую уму собственную увлеченность игрой. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего момента.

Играя с ребенком, выражаю радость, печаль, удивление, испуг,( по ходу стихотворения) ведь то или иное событие ребенок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено.

Работу провожу регулярно, систематически. Пальчиковые игры с нестандартным оборудованием обладают способностью настраивать детей на концентрацию внимания, что так же мной используется, но по этой же причине ими нельзя злоупотреблять – в течении дня к играм обращаюсь несколько раз, но играю понемногу. Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомление ребенка. Длительность игр с детьми 5-6 лет 20-25 минут. При проведении игр учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение. В играх с предметами звучание голоса, громкость произносимого текста должно быть особенно выразительно. Ребенок воспринимает текст лучше, когда взрослый читает его наизусть.

Сложность предлагаемых ребенку игр возрастает постепенно. Нужно запастись терпением и не ждать мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребенок будет пассивным слушателем и вам придется манипулировать его руками. В дальнейшем, в результате тренировки движения пальцев совершенствуется, и ребенок станет выполнять движения активно. Не надо ставить перед ребенком несколько задач одновременно (например , показывать движения с предметом и произносить стихотворение), так как объем внимания у него ограничен и сложная задача может сразу отбить интерес к игре. Если поначалу ребенок делает что-то неправильно, стараюсь не замечать, хвалю за успехи, не занижаю его самооценку, внушаю уверенность в том, что у него все получится. Не сравнивайте детей друг с другом, а принимайте их такими, какие они есть.

Успехов и приятных минут общения с ребенком!

Ниже приведу некоторые из игр.

Ходит ежик без дорожек.

Ходит ежик без дорожек

По лесу, по лесу

И иголками своими

(дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями)

Стираем вместе с мамой.

Мама вечером стирала, (берут платочек в обе руки и

а я рядышком стояла, имитируют стирку белья.

Не стирала – охала- Покачивают головой вправо, влево.

ОХ, ох,ох. Голосовое включение.

Да глазами хлопала- дети разводят в разные стороны

пальцы обеих рук, подносят их к лицу

Хлоп, хлоп, хлоп! Голосовое включение.

Да ногами топала - Дети топают ногами.

Топ, топ, топ! Голосовое включение.

Лучше б было не дети берут платочек в обе руки и

стоять, имитируют стирку белья. ) А взять и маме помогать!

Трудно ролик мне вести

Прямо по дорожке,

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке.

Дети катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.

Вот проснулся, бельевой прищепкой

Встал гусенок, дети прищепляют

Пальцы щиплет ногтевые фаланги

Он спросонок: пальцев правой,

- Дай, хозяйка, а затем левой руки

Корма мне раньше, на каждый ударный

Чем моей родне. слог – от большого

пальца к мизинцу.

Живет у нас под креслом еж,

Колючий тихий ежик.

На щетку очень он похож,

Когда не видно ножек.

( Дети проводят щеткой круговые движения

по правой, затем по левой руке).

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

( растирают щеткой подушечки пальцев правой руки, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем)

Волшебный карандаш

Карандаш я покачу

Вправо – влево, как хочу!

( дети прокатывают карандаш по поверхности ладони. Катают карандаш по обеим ладоням).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Из опыта работы воспитателя

Репич Татьяны Алексеевны.

Методическая тема:

Развитие мелкой моторики рук у детей

с ограниченными возможностями здоровья.

Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, мы имеем в виду ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве.

Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения – это навыки мелкой моторики , составляющие основу деятельности человека.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка, уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллекта ребёнка. Поэтому начинать развивать мелкую моторику важно как можно раньше.

В своей работе активно использую различные упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями, придерживаясь некоторых правил:

Задание подбираю с учётом их постепенно возрастающей сложности.

Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.

Работу провожу регулярно, систематически.

Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.

Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.

Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда

подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

Итак, какие же игры и упражнения существуют?

Пальчиковые игры.

Эти упражнения направлены на воздействие пальчиков рук. Массаж проводят в игровой форме, рассказывая стишки и потешки, чтобы привлечь внимание ребенка. Для получения максимального эффекта, необходимо тренировать каждый пальчик в отдельности. При этом движения должны быть не только динамическими (развивающие подвижность пальцев рук), но и расслабляющие (нормализующие мышечный тонус), и статические (удерживание пальцев рук в определенной позе). Это могут быть и простые поглаживания кистей рук, и массирование пальчиков, сжимание и разжимание кулачков, ладушки. Можно использовать сторонние предметы, например, предложить ребенку достать из мешочка игрушку, или покрутить в ладошках маленький шарик (каштан, шишку), перекладывая его из одной руки в другую.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

За черникой, Загибают пальцы, начиная с большого . За малиной,

Землянику мы найдём

И дедуле отнесём.

В нашей группе все друзья . Дети ритмично стучат кулачками по столу.

Самый младший - это я. Разжимают кулачки, начиная с мизинца .

Раз, два, три, четыре, пять, Дети загибают пальцы, начиная с большого.

Будем листья собирать . Сжимают и разжимают кулачки.

Листья берёзы, Загибают пальцы, начиная с большого.

Листики дуба мы соберём,

Пошли пальчики гулять , Пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опускают

и как бы прыжками двигаются ими по столу .

А вторые догонять, Ритмично двигают по столу указательными

Третьи пальчики - бегом, Двигают средние пальцы в быстром темпе.

А четвертые - пешком. Медленно двигают безымянными пальцами .

Пятый пальчик поскакал Ритмично касаются поверхности стола мизинцами .

И в конце пути упал. Стучат кулачками по поверхности стола.

Рыбка плавает в водице, Дети изображают сложенными вместе ладонями,

Рыбке весело играть. как плывёт рыбка.

Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком.

Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.

Рыбка спинку изогнула, Снова изображают как плывет рыбка .

Крошку хлебную взяла. Делают хватательное движение обеими руками.

Рыбка быстро уплыла.

В огород мы пойдем, Дети идут по кругу. взявшись за руки

Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками – 3 раза.

И вернемся по дорожке . Идут по кругу взявшись за руки.

На большом диване в ряд Дети попеременно хлопают в ладоши и стучат

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино, Загибают поочередно пальцы.

И веселый Чиполлино, Разгибают поочередно пальцы .

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. Попеременно хлопают в ладоши и стучат

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, Загибают по одному пальцу на каждую птицу.

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. Сжимают и разжимают клачки.

Раз, два, три, четыре, Дети загибают пальцы, начиная с большого.

Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят

одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальцем.

Раз – подбросим. Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый

Два – поймаем. Приседают, ловят воображаемый снежок.

Три – уроним. Встают, роняют воображаемый снежок.

И… сломаем. Топают.

Раз, два, три, четыре, пять Дети загибают пальцы по одному.

С горки мы потом катались, Ведут указат. пальцем правой руки по ладони левой

А ещё в снегу валялись. Кладут ладони на стол то одной, то другой

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладони.

Съели суп и спать легли. Двигают воображаемой ложкой; кладут руки под

Жили – были в домике Дети сжимают и разжимают кулачки.

Токи, Пики, Лики, Чики, Микки . Загибают пальцы, начиная с больших.

Раз, два, три, четыре, пять - Разгибают пальцы, начиная с мизинцев.

Стали гномики стирать: Трут кулачки друг о друга.

Токи – рубашки, Загибают пальцы, начиная с больших.

Микки умница был,

Всем водичку носил.

Как у нас семья большая Дети ритмично хлопают в ладоши и ударяют

кулачками попеременно.

Два у лавки стоят, Загибают большие пальцы на обеих руках.

Два учиться хотят, Загибают указательные пальцы.

Два Степана у сметаны Загибают средние пальцы.

Две Дашки у кашки Загибают безымянные пальцы.

Две Ульки в люльке Загибают мизинцы.

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д . также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

Завязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребёнка.

Всасывание пипеткой или грушей воды . Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.

Переборка круп . Насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук, развивающая игра "Делаем бусы". Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.

Лепка из глины и пластилина . Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если на дворе зима - что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

Изготовление поделок из природного материала : шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Одна из часто встречаемых проблем в современной педагогике- это проблема роста числа детей, (особенно среди детей с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) не готовых к школьному обучению. Самая распространенная – несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости.Движения учащихся с ОВЗ отличаются неловкостью, плохой скоординированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками как в школьном обучении, так и в бытовых ситуациях. Они не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении элементарных заданий.
Василий Александрович Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
Для успешности в учебе, нужно чтобы дети научились управлять своими действиями в соответствии с требованиями.
Сегодня все педагоги знают, что между развитием мелкой моторики и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве существует огромная связь.
И поэтому для педагогов одной из главных задач является развитие мелкой и крупной моторики у школьников, а особенно у учащихся с умственной отсталостью и интелектуальными нарушениями. Также это способствует развитию и речевых, и интеллектуальных способностей, творческого потенциала, эмоций и личности ребенка, снимает мышечное напряжение и даже дает оздоровительный эффект.
Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения - это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека.
Зачем же надо развивать мелкую моторику?
• Развитие мелкой моторики ребенка, т.е. тонких движений кистей и пальцев рук - это один из показателей психического развития ребенка.
• Мелкая моторика – это основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления. Тренировка пальцев рук стимулирует умственное мышечное и костное развитие. Дидактические игры способствуют развитию зрительно-двигательной координации, формированию ловкости пальцев рук, умению выполнять задания с более мелкими предметами.
При недостатках развития мелкой моторики:
Невозможно провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную, диагональную).
Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры).
Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы).
Тремор.
Очень медленный темп письма.

Формы работы:
совместная деятельность с детьми;
индивидуальная работа с детьми;
самостоятельная деятельность детей.

Методы и приёмы:
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей.
Начав работу с этой группой и наблюдая за детьми, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, п

Оценить 666 0

Развитие мелкой моторики у учащихся с ОВЗ на занятиях по внеурочной деятельности .

Одна из часто встречаемых проблем в современной педагогике- это проблема роста числа детей, (особенно среди детей с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) не готовых к школьному обучению. Самая распространенная – несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости.Движения учащихся с ОВЗ отличаются неловкостью, плохой скоординированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками как в школьном обучении, так и в бытовых ситуациях. Они не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении элементарных заданий.

Василий Александрович Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Для успешности в учебе, нужно чтобы дети научились управлять своими действиями в соответствии с требованиями.

Сегодня все педагоги знают, что между развитием мелкой моторики и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве существует огромная связь.

И поэтому для педагогов одной из главных задач является развитие мелкой и крупной моторики у школьников, а особенно у учащихся с умственной отсталостью и интелектуальными нарушениями. Также это способствует развитию и речевых, и интеллектуальных способностей, творческого потенциала, эмоций и личности ребенка, снимает мышечное напряжение и даже дает оздоровительный эффект.

Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения - это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека.

Зачем же надо развивать мелкую моторику?

• Развитие мелкой моторики ребенка, т.е. тонких движений кистей и пальцев рук - это один из показателей психического развития ребенка.

• Мелкая моторика – это основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления. Тренировка пальцев рук стимулирует умственное мышечное и костное развитие. Дидактические игры способствуют развитию зрительно-двигательной координации, формированию ловкости пальцев рук, умению выполнять задания с более мелкими предметами.

При недостатках развития мелкой моторики:

Невозможно провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную, диагональную).

Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры).

Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы).

Очень медленный темп письма.

Формы работы:

совместная деятельность с детьми;

индивидуальная работа с детьми;

самостоятельная деятельность детей.

Методы и приёмы:

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей.

Начав работу с этой группой и наблюдая за детьми, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по аппликации, лепке, рисованию. У них не были сформированы навыки самообслуживаниям. Мелкая моторика развита плохо. В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью - выявить уровень развития мелкой моторики рук. Для диагностики я использовала задания различной степени трудности.

На первом этапе мною производилась диагностика координационной работы левой и правой рук.

Для этого дети выполняли следующие упражнения:

1. Ребенку предлагается положить перед собой руки - одна сжата в кулак, а другая - распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).

2. "Шагать" пальцами (по столу поочередно указательными и средними обеих рук)

3. "Загибание пальчиков" (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца).

4. "Щепоть-ладонь" - "ладонь-щепоть" (соединить все пальцы левой руки, изображая клюв дятла (щепоть), постучать по правой, вертикально раскрытой ладони и перенести эти движения на другую руку).

5. Проделать движение - чередование кулак-ребро ладонь, повторить другой рукой, а затем обеими руками одновременно.

6. "Поскакать" (пальцами обеих рук, начиная с мизинца Кроме пальчиковых упражнений мною были использованы также различные графические упражнения.

На втором этапе диагностики применяла следующие методики:

2. Детям предлагалось обвести клубочки и другие рисунки по точкам, при этом необходимо напоминать ребенку чтобы не отрывал карандаша от бумаги. Соединить точки одной линией.

3. Детям предлагали заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за ее контуры. Использовали разные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, и т.д.

Результаты диагностики: На каждом этапе были выявлены различные ошибки при выполнении заданий. Этап пальчиковых упражнений: При выполнении упражнения ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы.

При выполнении 2-го задания неточность отмечалась в том, что в движения включались не все пальцы, которые были заданы в образце. Некоторые дети при повторном показе этого движения шагают безымянными и средними пальцами или средним и указательным пальцами, присоединяя время от времени безымянный палец. Существенная ошибка наблюдалась, когда ребенок не дифференцировал движения пальцев, действуя всеми, одновременно.

В ходе выполнения 3-го задания выяснилось, что некоторым детям трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи. В одних случаях требуется повторная проба с показом взрослым движения и движения выполняется с усиленным зрительным контролем, с напряжением, разливающимся на другие части тела. Многие дети после повторного показа смогли сами загнуть пальчики, но в некоторых случаях дети самостоятельно вообще не смогли выполнить движение. В ходе выполнения 4-го задания, затруднения возникали в смене фаз движений и группировки пальцев в щепоть. Аналогичные затруднения возникали и при выполнении движения кулак-ладонь-ребро. Выполнение 6-го задания практически у всех детей вызвало трудности при выполнении: дети либо постукивали всеми пальцами одновременно, либо совершали движения очень медленно, неправильно выполняли движения двумя руками одновременно. Этап графических упражнений: С рисованием домика удовлетворительно справились 50% детей, которым понадобилась незначительная помощь педагога, у остальных детей задание вызвало очень большие трудности: не могли правильно держать карандаш, совсем не соотносили образец и то, что у них получалось. Ошибками являлись: замена одного элемента другим; отсутствие элемента; разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены; сильный перекос рисунка. При рисовании по точкам дети часто отрывали карандаш, не понимали, в какой последовательности соединять точки, не могли правильно провести линию. Но, тем не менее, успешно с заданием справилось 60% детей, остальные сделали это с моей помощью, 10% детям понадобилось, чтобы их водили рукой по бумаге, так как самостоятельно они не могли этого сделать. Штриховка также вызвала у детей большие трудности: они не понимали, в какой последовательности располагать линии, пытались просто "малевать". Кроме того, очень часто вылезали за контур рисунка. После нескольких повторений успешно справились с заданием40% детей, остальные - с моей помощью.

Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 70% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30% - средний.

Прежде чем приступить к работе для себя определила несколько направлений:

Первое направление - развитие мелкой моторики рук через пальчиковую гимнастику, массаж рук

Второе направление - работа с бумагой. Я часто использую в работе с детьми такой вид как оригами. Мы с ребятами часто делаем поделки методом оригами. Свои "игрушки" дети дарят родителям на праздники. Оригами знакомит детей со способами преобразования геометрических фигур, развивает конструктивные и творческие способности, мелкую моторику рук, пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать, создавать конструкцию по образцу, воспитывать у детей трудолюбие. Детей очень привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках - это оригами. с использованием разнообразных предметов, дидактические игры.

Третье направление - работа с пластилином.

Дети очень любят лепить. Лепка является одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности. Такая деятельность интересна и разнообразна.

Четвертое направление - работа с тканью. Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является вышивание. Точность и координация движений развиваются у ребенка в процессе вышивания. Эта работа требует более сложных движений рук, ловкости пальцев. Дети учатся координировать движение рук и глаз.

При планировании работы по ручному труду всегда учитываю возрастно-психологические, индивидуальные особенности и физические возможности детей.

Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что ручной труд трудовое воспитание является эффективным методом развития мелкой моторики рук. По моим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Проводимая работа дала положительные результаты.

Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторики рук в группе детского сада и семье способствовала:

- совершенствованию мелкой моторики рук

- совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела);

- совершенствованию активной речи, словарного запаса;

- совершенствованию мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

- совершенствованию навыков учебной деятельности.

Но на этом, я считаю, останавливаться не надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.

1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на развитие речи детей.

2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики.

3. Продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;

4. Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;

Автор: Власова Елена Владимировна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: ГАУ АО "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями"
Населённый пункт: г.Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях реабилитационного центра: методы и приемы.
Раздел: среднее профессиональное

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ в

условиях реабилитационного центра: методы

Проблема развития мелкой моторики изучалась учеными с давних пор.

В.В. Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарований детей – в

кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и

изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее

стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок

мелких мышц кистей рук. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной

действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью

ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев,

М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). И. Кант писал: рука

является вышедшим наружу головным мозгом. В древности существовала

легенда, что раньше у человека были глаза в кончиках пальцев. Многие знают

о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те

таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в

другой. И когда случаются какие-то нарушения естественного хода этой

внутренней энергии, то и возникает заболевание.

единый образ. А единство и разносторонность представлений о том или ином

предмете способствуют более точному пониманию значения слова-названия

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не

может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит

величине предметов, их расположении в пространстве. Ведь первым видом

действия ребенка с предметами является хватание, во время которого форма,

познаются на ощупь, а рука учит глаз.

логике, которую задает педагог.

У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность

двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый

двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному,

необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.

односторонним содержанием, понимается лишь в определенных условиях и

приобретение трудовых умений, навыков по самообслуживанию.

Уже давно доказано, что уровень развития речи детей постоянно коррелирует

со степенью развития движения пальцев рук. По мере того, как развивается и

совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает все

отечественные ученые проводили серию соответствующих экспериментов.

особенности психического развития умственно отсталых, выражающиеся в

нарушении познавательных процессов, строения и мотивации деятельности,

и недостаточное развитие моторики тормозят формирование двигательных

Недостатки моторики детей с ОВЗ выражаются в замедленности движений,

неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном

неустойчивостью внимания. У них крайне неразвиты двигательные образы.

Нарушения движений пальцев у детей с ОВЗне могут не оказать влияния на

контроль и регуляцию движений п ри формировании двигательного навыка.

Дефекты в движении пальцев оказывают не только прямое отрицательное

влияние на формирование двигательного навыка, но и косвенное, т.к. они

контроль при выполнении действия.

коррекции дефектов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ.

У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность

двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый

двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному,

необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.

Постоянная, кропотливая работа над развитием мелкой моторики рук у детей

мышления, памяти, практической деятельности.

интеллекта. А помогут в этом весёлые и увлекательные упражнения, которые

ребёнок воспримет как интересную игру.

Средства развития мелкой моторики

-Шнурки -Пластилин -Крупа, бусы, пуговицы -Природный материал- Куклы

-Краски -Песок –Прищепки

Способы развития мелкой моторики

-Пальчиковый театр -Игры с конструкторами и мозаикой -Игры с крупой,

бусинками, пуговицами, камешками –Пескотерапия

Народные пальчиковые игры

сопровождавших детство наших прабабушек и прадедушек, игр, теперь уже

поиском, возрождением таких игр, обращаясь за помощью к этнографам,

фольклористам, филологам, проводя опросы в различных регионах России.

Многие из вновь обретенных игр не устарели и естественно воспринимаются

возрасте. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с

ребенком. Нынче таких забав осталось совсем мало, да и те, что есть, часто

заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца:

«Ты дров не рубил,

Игра имела продолжение. Взрослый говорил:

(и поглаживал ребенка у запястья);

(поглаживал у локтя);

(поглаживал у плеча);

(щекотал ребенка под мышкой).

позволяет ребенку ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои

сформировать схему тела.

Пальчиковые игры

Включение пальчиковых игр и упражнений в коррекционное занятие

создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать

взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую

активность ребенка. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их

короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой,

запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У

малыша развивается воображение и фантазия. Эти игры дают возможность

упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их

движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Такие

способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.

Пальчиковый театр

Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно –двигательный тренажер.

Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь

Театр можно использовать для изучения счета (например сказка Теремок,

стали жить лягушка-квакушка и зайчик- побегайчик вдвоем, потом втроем, и

т.д.), для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями

движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности).

интонацию, исполнительские умения,

творческие способности в передаче образа героя из сказки.

Массаж кистей рук и пальцев

самомассажа кистей и пальцев рук: массаж тыльной стороны кистей рук

массаж ладони массаж пальцев рук. (Мы эту ручку разотрем,). Детям можно

предлагать массаж с использованием природного материала (шишек, грецких

орехов и другого), мячиков – ёжиков, карандашей. Эффективность и интерес

к той или иной деятельности повышается, если упражнения сопровождаются

чтением стихов, потешек.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Катится колючий ежик…

Рисование, раскрашивание, штриховка

Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем,

аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно,

не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный

цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только творчество, но

формируются элементарные графические умения, столь необходимые для

развития ручной ловкости, освоения письма. Увлекательный способ развития

упражнения направлены на обучение ребенка выполнению плавных линий,

без отрыва от бумаги.

Большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной

моторики имеет лепка. Она необходима для развития у детей сенсорных

пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки можем

ракушек и другого материала. Это кропотливый, интересный труд, который

развивает внимание, и совершенствует сенсомоторику – согласованность в

работе глаза и руки, координации движений, и их точность.

Нанизывание, как и шнуровка, — отличный способ развития координации

движений, ловкости, меткости и конечно мелкой моторики рук. Такая игра

развивает сообразительность и усидчивость, помогает показать ребенку, как

можно самостоятельно создать интересную игрушку. Нанизывать можно все

что нанизывается: разрезанные на части трубочки, пуговицы, бусы и т.п.

Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек,

листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябин.

С помощью этой игры также можно изучать цвета, учиться счету, если

Обыграть это пособие можно следующим образом: расскажите ребенку, как

подарок и покажите как. Можно сделать бусы для куклы и тут же примерить

Другой вариант: веревочка — это поезд, длинный состав с вагонами, который

Читайте также: