Доклад на тему математическая грамотность

Обновлено: 02.07.2024

При изучении любого учебного предмета есть потенциал для формирования и развития функциональной грамотности. (Слайд 3) На формировании математической грамотности, как одной из составляющих функциональной грамотности я сегодня хотела бы остановиться. (Слайд 4)

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. (Слайд 5)

Как учитель математики, я прекрасно понимаю важность развития математической грамотности моих учеников, вижу необходимость в формировании у учащихся умений применять полученные знания в жизненных ситуациях.

В чем же, по-моему мнению, заключается проблемное поле при формировании функциональной грамотности на уроках математики? (Слайд 6)

Во-первых, успешное выполнение математических заданий имеет прямую зависимость от уровня читательской компетентности. Если для работы предлагается объемный текст, учащиеся не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи.

Во-вторых, трудность для школьников представляют задания, в которых нужно учитывать много условий. Если информация представлена в косвенном виде или вопрос не слишком стандартный, дети теряются и лишь около 30% обучающихся справляются с такими заданиями. Непривычность и необычность формулировок пугает учащихся.

В-третьих, учащиеся испытывают проблемы при работе с интегрированными заданиями, в которых нужно применять знаний из нескольких учебных предметов. Они показывают неплохие результаты в заданиях, где нужно проявить знания и предметные умения, и не справляются с заданиями, в которых эти знания нужно применить.

Мы считаем, что решить проблему повышения уровня математической грамотности учащихся можно, придерживаясь ряда следующих правил: (Слайд 7)

помнить о системности формируемых математических знаний, о необходимости теоретической базы;

погружать в реальные ситуации (отдельные задания; цепочки заданий, объединённых ситуацией, проектные работы);

формировать опыт поиска путей решения жизненных задач, учить математическому моделированию реальных ситуаций и переносить способы решения учебных задач на реальные;

формировать коммуникативную, читательскую, информационную, социальную компетенции;

развивать регулятивную сферу и рефлексию: учить планировать деятельность, конструировать алгоритмы (вычисления, построения и пр.), контролировать процесс и результат, выполнять проверку на соответствие исходным данным и правдоподобие, коррекцию и оценку результата деятельности.

Формирование математической грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Перед педагогами нашей школы встала серьёзная проблема, как заложить основы этой грамотности, с помощью каких педагогических технологий, приемов, методов, как воспитать функционально - грамотного человека.

Ни для кого не секрет, что важнейшим видом учебной деятельности на уроках математики является решение задач.

Обучающиеся часто задаются вопросами: зачем им математика, как она пригодится им в дальнейшем, как знания формул и теорем помогут им в повседневной жизни? Ответить на эти вопросы, а также показать ученикам связь математики с их будущей профессией, изменить их отношение к предмету позволяют задачи прикладного характера.

Понимая проблему, педагоги нашей школы пытаются решить ее, включая в свой урок практико-ориентированные или, так называемые, контекстные задачи.

Контекстной называют задачу, которая отвечает ряду требований. (Слайд 8)

Контекстная задача должна опираться на реально имеющийся у учащихся жизненный опыт, представления, знания, взгляды, мнения и т.д.

Контекстная задача нестандартна, оригинальна.

В содержании контекстной задачи должны отражаться математические и нематематические проблемы и их взаимная связь.

Задача должна соответствовать программе курса.

Контекст задачи может быть представлен в различных формах. Это могут быть таблицы, графики, текст, диаграммы.

Существует математическая модель описанной в задаче ситуации, которая соответствует уровню подготовленности школьника.

Сюжет задачи должен развиваться в соответствии с последовательностью поставленных в ней вопросов.

Учащимся предлагаются не типичные учебные задачи, а близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики. Все эти задания направлены на развитие математической и естественнонаучной грамотности, которое предполагает способность учащихся использовать знания, приобретенные ими за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.

Приведу примеры типов задач, (Слайд 9) которые можно рассматривать на уроках математики, в зависимости от контекста:

общественная жизнь (обмен валюты, денежные вклады в банке, прогноз итогов выборов, демография);

личная жизнь (повседневные дела: покупки, приготовление пищи, игры, оплата счетов, туристическое маршруты, здоровье и др.);

образование/профессиональная деятельность (школьная жизнь и трудовая деятельность, включают такие действия, как измерения, подсчёты стоимости, заказ материалов, например, для построения книжных полок в кабинете математики, оплата счетов и др.);

научная деятельность (работа с формулами из различных областей знаний).

Решение контекстных задач на уроках математики должно иметь конкретные цели: (Слайд 10)

Научить решать задачи, с которыми каждый учащийся может столкнуться в повседневной жизни.

Доказать, что математика нужна всем, чем бы человек не занимался, какой бы профессией не овладевал, где бы не учился.

Подготовиться к написанию ВПР и сдаче Единого Государственного Экзамена, в систему заданий которого входят практико-ориентированные задачи.

Приведу примеры некоторых контекстных задач, которые я использую на своих уроках.

t1643659437aa.jpg

З адача № 1. (Слайд 11)

А) Сколько процентов населения читают более 10 книг в год?

Б) Сколько процентов населения не прочитали ни одной книги?

В) На сколько процентов увеличилось число не читающих за десять лет?

Г) Сделайте прогноз: какой процент населения не читает книги в 2019 году?

Д) Как Вы считаете, нужны ли будут книги населению в 2025 году?

Любите ли Вы читать? Сколько книг за год Вы прочитали? Задайте своим одноклассникам вопросы по данным рисунка.

Задача № 3. (Слайд 14)

Для облицовки пола, имеющего размеры 3,7 м × 4,7 м требуется приобрести ламинат. Размер каждой плитки 1215 × 195 мм.

Сколько плиток потребуется для покрытия пола? В упаковке 10 штук. Сколько упаковок требуется приобрести?

2) Рассчитайте затраты на покупку, если цена за 1 квадратный метр – 302,56 рублей.

Включаясь в процесс решения задачи, обучающиеся неизбежно выйдут на проблему, которая вырастая из контекста учебной деятельности, становится личностно-значимой.

Конечно, все задачи практического содержания невозможно рассмотреть в рамках урока, и в программах нет отдельной темы по решению контекстных задач.

Данные задания можно использовать по усмотрению учителя:

Как игровой момент на уроке;

Как проблемный элемент в начале урока;

Как задание для смены деятельности на уроке;

Как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого либо понятия на уроке;

Как задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения;

Некоторые задания заставят сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты;

Можно собрать задания одного типа и провести урок в соответветствии с какой-то образовательной технологией;

Можно все задачи объединить в группы и создать свой элективный курс по развитию математического мышления;

Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады, математические викторины;

Задачи на развитие математического мышления могут стать основой для внеклассного мероприятия в рамках декады математики.

Обучающиеся с интересом относятся к контекстным задачам, но иногда их пугают длинные, а иногда сложные формулировки. Учащимся иногда бывает трудно найти информацию, необходимую для решения задачи, извлечь нужные данные из общего контекста, они не до конца осмысливают вопрос задачи, отсюда дают неполный или неверный ответ.

Поэтому, для меня, как учителя математики, формирование математической грамотности возможно только при условии повышения уровня читательской компетентности учащихся при работе с математическими текстами. Решение задач приучает выделять посылки и заключения, данные и искомые, находить общее и особенное в данных, сопоставлять и противопоставлять факты. Научить работать с текстом - задача очень важная.

И здесь на помощь приходит технология моделирования.

Подготовительной работой к решению любой задачи является работа с текстом задачи.

Возьмем задачу из учебника Аркадия Григорьевича Мерзляка 5 класс.

Длина пола 6,35 м, а его ширина 4,82 м. Чему равна площадь пола? Ответ округлите до десятых долей квадратного метра.

Учащиеся читают условие задачи.

После этого проводится беседа с учащимися по ходу которой условными обозначениями отмечаются данные и вопрос задачи, а также составляется краткая запись. (Слайд 16) Оформление краткой записи может быть в качестве схемы, модели, таблицы. Часто при работе над условием задачи используем цветные ручки. Зеленой ручкой подчёркиваем, что дано; красной – что надо найти. (Слайд 17)

Длина – 6,35 м

Ширина – 4,82 м

Площадь (м 2 )

Вопросы для беседы могут быть построены так: (Слайд 18)

Какие единицы измерения используются в задаче?

Что требуется узнать?

В какие единицы измерения для площади используют?

Краткая запись задачи удовлетворяет главному требованию модели: она отражает как количественные отношения, так и структуру связей между данными величинами и искомыми.

На этапе поиска решения учащийся должен провести цепочку рассуждений (разбор задачи), которые приведут его к составлению плана решения задачи.

Разбор задачи может быть проведен учеником как самостоятельно, так и с помощью учителя . (Слайд 19)

Форму какой геометрической фигуру имеет пол?

Как найти площадь прямоугольника?

Что значит округлить до десятых долей?

По какому правилу проводят округление?

В любом случае поиск решения облегчается, если он опирается на модель задачи.

Следующий этап в оформлении задачи – запись ответа.

Также для развития читательской грамотности и умения решать текстовые задачи важно организовать дополнительную работу с решеной задачей: изменить условия задачи, составить задачу с избыточными данными, с недостающими данными.

Понимание и запоминание прочитанного, умение выделить главные слова для краткой записи, составить чертёж, перевести данные на язык математики, передать суть задачи в форме краткой записи – это ряд умений, которые формируются из урока в урок с 5 класса. Поэтому один из подходов к развитию математической грамотности осуществляется через формирование умения работать с задачей. Текстовые задачи и задания на составления математической модели включаю в каждый урок.

Анализ проходит по следующему алгоритму: (Слайд 20)

1) выяснение, о чём задача,

2) выделение главных слов (понятий, величин) для краткой записи,

3) заполнение краткой записи числовыми значениями и знаками вопроса,

4) выделение главного вопроса,

5) установка ассоциативных связей с математическим учебным материалом,

6) работа над математической моделью,

7) решение математической модели (нахождение значения числового выражения, решение уравнения, неравенства или их систем, заполнение таблиц, построение графиков и т.д.),

8) интерпретация результата, соотнесение с главным вопросом задачи,

9) проверка результата, его реальность.

Работа с математическими текстами не теряет своей актуальности и в 9 классе.

Цель учителя при подготовке учащихся к решению таких задач большого текстового объема прежде всего состоит в том, чтобы научить просто ее прочитать, возможно не один раз, для того, чтобы выделить существенные условия и опустить несущественные. Для этого, можно главное подчеркнуть или сделать краткие записи, схематические чертежи, а затем применять известные математические формулы, теоремы и законы. И, самое главное, что здесь дело не в математических сложностях, а в том, чтобы научить ребенка не теряться на экзамене. При решении многих задач не нужны специальные математические знания, а лишь внимание и здравый смысл.

t1643659437am.jpg

Данная задача взята с сайта ФИПИ. Задача насыщена данными, сам контекст, кроме текста содержит таблицу, в которой ребенок может просто потеряться. (Слайд 23)

Но, самое интересное, что первое задание, которое предлагается ученикам 9 классов, это установить соответствие между массами и номерами печей и записать это без запятых, пробелов и дополнительных символов. Данная задача по силам пятиклассникам. Единственное, что нужно, это научить выделять самое главное из текста.

t1643659437an.jpg

Для решения проблемы, математически грамотный учащийся сначала должен увидеть математическую природу проблемы, представленной в контексте реального мира, и сформулировать ее на языке математики.

Проблема формирования математической грамотности требует изменений и в содержании деятельности на уроке. Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют математическую грамотность учащихся.

Прочное усвоение материала достигается посредством учебного процесса, в центре которого находится ученик. Учащиеся должны принимать активное участие на всех этапах учебного процесса: формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты.

Здесь на помощь приходит проблемное обучение.

Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики “открывали” новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, развитие творческих способностей, воспитание активной личности.

Для того, чтобы заинтересовать, мотивировать, нацелить учащихся на достижение результатов, часто использую на уроках интерактивные технологии. (Слайд 24) С их помощью мне удается вовлечь всех учащихся в обсуждение темы, выполнение заданий, презентацию результатов самостоятельной работы. Учащиеся легче вникают, понимают и запоминают материал. Классы, в которых я работаю, достаточно большие, поэтому я имею возможность организовать работу с учащимися как в группах, так и в парах. Данный вид деятельности можно использовать на различных этапах урока.

Одним из способов развития математической грамотности является повышение самостоятельного мышления у учащихся через элементы технологии критического мышления. Использование технологии критического мышления развивает умение работать с информацией, логически мыслить, решать проблемы, аргументировать свое мнение, самообучаться, сотрудничать и работать в группе. Учащимся очень нравится составлять кластеры по разным темам, (Слайд 25, 26, 27) прием корзина идей, толстые и тонкие вопросы.

Как видим, математическая грамотность становится фактором, содействующим развитию способностей учащихся творчески мыслить и находить нестандартные решения, умений выбирать профессиональный путь, использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

И, в заключение своего выступления хочется сказать, что модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. (Слайд 28) Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и личности учащегося необходимы компетенции.

Поливая это дерево спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки, то есть образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей. Спасибо за внимание!

Развитие математической грамотности школьников

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

РУЗСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

143155, М.О., Рузский район, д.Старониколаево, д.195 тел.62-547; e - mail : kozhinomail @ mail . ru

Керачинская Анна Анатольевна,

учитель математики

Цель среднего образования: заключается в обеспечении развития у обучающихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций.

Хранение и передача знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, социальных ценностей и ориентаций в системе образования осуществляется через учителя, поэтому к педагогической культуре учителя предъявляются высокие требования, одним из которых является функциональная грамотность.

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 стран мира по качеству общего образования

2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

И планируется реализовать данные направления в срок с 01.01.2019 до 31.12.2024 года.

Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (10–11‑е классы) (утвержденном приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413) указывается, что в рамках обучения математике (базовый уровень) необходимо добиться у учащихся сформированности представлений о роли и месте математики в современной научной картине мира; понимания математической сущности; понимания роли математики в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач.

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.

Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния 3 .

Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Достижения российских школьников в обследовании PISA по математике, оценивающем способность применять полученные знания на практике, остаются скромными: в 2015 году 23-е место (всего 70 стран).

Проблема исследования : как сформировать функциональную грамотность обучающихся на занятиях внеурочной деятельности по математике.

Цель исследования: выявить и научно обосновать комплекс педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Задачи:

- показать необходимость развития функциональной математической

- представить первый опыт внедрения программы внеурочной деятельности по развития функциональной грамотности

- выявить пути формирования функциональной математической грамотности;

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность развития профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся основной школы обеспечивается и достигается, если: рассматривать функциональную грамотность учащихся как базовый уровень образованности учащихся, характеризующий степень овладения способами работы с информацией и позволяющий решать реальные жизненные проблемы, адаптироваться к внешнему миру.

Новизна и самостоятельность : активизация мыслительной деятельности учащихся при решении задач практического характера усиливается, а подготовка к международному исследованию PISA выходит на новый уровень за счет использования в школьной практике заданий на функциональную грамотность. Поэтому данная работа направлена на изучение вопроса о введении заданий на развитие функциональной грамотности школьников в школьный курс математики.

Предмет исследования : содержание, технология и организационно-педагогические условия развития компетенций учителя по формированию функциональной грамотности учащихся основной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбор темы продиктован противоречием между требованиями к развитию личности школьников и уровнем подготовки математической грамостности учащихся. Проблема исследования заключается в том, что: интеграция страны в мировое образовательное пространство обуславливает необходимость в соответствии с требованиями государства и общества ориентировать обучение подрастающего поколения на развитие компетенций, способствующих реализации концепции "Образование на протяжении всей жизни".

 Развитие математической грамотности на уроках математики и информатики Выступление на ЕМД Автор: Столбенникова Н.В.

Развитие математической грамотности

на уроках математики и информатики

Выступление на ЕМД

Автор: Столбенникова Н.В.


ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА –

ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

программно-методический комплекс , нацеленный на информатизацию учебной деятельности специализированная компонента , интегрирующая информационные ресурсы, автоматизирующие обработку и передачу информации в рамках ОУД средства измерения, оценки и контроля знаний, умений и навыков школьников ИОС специальная компонента , интегрирующая разрозненные средства информатизации научно-исследовательской и методической деятельности внеучебная компонента информационной образовательной среды

программно-методический комплекс , нацеленный на информатизацию учебной деятельности

специализированная компонента , интегрирующая информационные ресурсы, автоматизирующие обработку и передачу информации в рамках ОУД

средства измерения, оценки и контроля знаний, умений и навыков школьников

специальная компонента , интегрирующая разрозненные средства информатизации научно-исследовательской и методической деятельности

внеучебная компонента информационной образовательной среды

Роль среды в формировании функциональной грамотности учащихся инструмента познания средства развития личности средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников

Роль среды в формировании функциональной грамотности учащихся

инструмента познания

средства развития личности

средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников

эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности

средства обучения, повышающего

эффективность и качество подготовки

СОСТАВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СИСТЕМЫ ИОС Компоненты на бумажном носителе Учебник Рабочая тетрадь Компоненты на CD и DVD Интернет – среда ИОС Электронные приложения к учебнику Электронные наглядные пособия Электронный тренажер Электронный практикум Методическая поддержка учителя: программы, конструктор уроков Интернет школа, ИПК Мультимедиа коллекция 6

СОСТАВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

СИСТЕМЫ ИОС

Компоненты на бумажном носителе

Компоненты на CD и DVD

Интернет – среда ИОС

  • Электронные приложения к учебнику
  • Электронные наглядные пособия
  • Электронный тренажер
  • Электронный практикум
  • Методическая поддержка учителя: программы, конструктор уроков
  • Интернет школа, ИПК
  • Мультимедиа коллекция

Проблемы образования: • Низкий уровень вычислительных навыков • Отсутствие практической направленности учебного предмета (дефицит практико-ориентированного подхода в обучении) • Репродуктивный метод в преподавании (натаскивание на решение по аналогии) • Неумение организовать свой домашний учебный труд, ответственность за выполнение д/з. • Невосприятие учащимися необходимости заучивания основ теоретических понятий (формул, правил, теорем и т.д) 6

Проблемы образования:

• Низкий уровень вычислительных навыков

• Отсутствие практической направленности учебного предмета (дефицит практико-ориентированного подхода в обучении)

• Репродуктивный метод в преподавании (натаскивание на решение по аналогии)

• Неумение организовать свой домашний учебный труд, ответственность за выполнение д/з.

основ теоретических понятий

(формул, правил, теорем и т.д)

Внедрение эффективных форм и методов обучения для того, чтобы сформировать основы логического, критического и конструктивного мышления, обеспечивающего успешность достижения образовательных результатов, умение применять полученные знания в учебной и практической деятельности. Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э. Кинг 6

Внедрение эффективных форм и методов

обучения для того, чтобы сформировать

основы логического, критического и

конструктивного мышления,

обеспечивающего успешность достижения

образовательных результатов,

умение применять полученные знания

в учебной и практической деятельности.

Умеющие мыслить умеют

задавать вопросы.

Э. Кинг

«Мои ученики – будут узнавать новое не от меня,

они будут открывать это новое сами.

Г.Песталоцци

Стратегия решения проблемы

Доберитесь до ее сути.

Есть варианты решения!

А теперь - за работу!

Содержательные области математической грамотности пространство и форма изменения и отношения количество неопределенность

Содержательные области

математической грамотности

пространство и форма

изменения и отношения

Компетенции

Арифметические действия и использование информации

Компетенции

Умение находить и отбирать информацию

Компетенции

Интерпретация, оценка и анализ данных

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

Систематическое использование на уроках математики и информатики специальных задач и заданий, формирует и развивает функциональную грамотность школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Систематическое использование на уроках математики и информатики специальных задач и заданий, формирует и развивает функциональную грамотность школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

МОДЕЛЬ развития математической грамотности МОДЕЛЬ Элементы интегрированного урока Проектная деятельность Задачи с элементами краеведческой направленности Научно-практическая конференция Ученические мастер классы Творческие домашние задания Неделя математики

развития математической грамотности

Элементы интегрированного урока

Проектная деятельность

Задачи с элементами краеведческой направленности

Научно-практическая конференция

Ученические мастер классы

Творческие домашние задания

Неделя математики

Главные детерминанты качества школьного образования Качество школьного образования в основном определяется качеством профессиональной подготовки педагогов (по результатам PISA) Качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами (по результатам ITL, PISA)

Главные детерминанты качества школьного образования

Качество школьного образования в основном определяется качеством профессиональной подготовки педагогов (по результатам PISA)

Качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами (по результатам ITL, PISA)

Подходы к подбору или составлению заданий

Подходы к подбору и составлению заданий

  • Решение проблемы может быть рассчитан она привлечение жизненного опыта школьника.
  • Осознанность применения знаний и умений обеспечивается отсутствием прямых указаний на способ, правило или алгоритм выполнения (решения).
  • Уменьшение влияния вычислительных ошибок на результат решения обеспечивается отсутствием громоздких вычислений.
  • Информация предлагается в различном виде (рисунок, текст, таблица и др.).
  • Используются возможности компьютера (построения, заполнение свободных полей, перетаскивания и др.).
  • Используются возможности разной формы записи ответа (выбор, краткий, развернутый).
  • Приоритет заданий, решаемых разными способами.

От математической грамотности к математической культуре.

Логические задания на уроках математики и информатики

Логические задания на уроках математики и информатики


Числовые ряды 24,21,19,18,15,13, , ,7 1,4,9,16, , ,49,64,81,100 16,17,15,18,14,19, , 1,3,6,8,16,18, , ,76,78 7,16,9;5,21,16;9, ,4 2,4,8,10,20,22, , ,92,94 24,22,19,15, ,

Числовые ряды

На день рождения вашего младшего брата приглашено 6 гостей. Помогите родителям подготовиться к этому мероприятию.

Интегрирующая функция информатики

Интегрирующая функция информатики

Темы уроков, на которых прослеживается формирование математических представлений на разных ступенях обучения

Темы уроков, на которых прослеживается

формирование математических представлений

на разных ступенях обучения

7 класс

5 класс

8 класс

7 класс

7 класс

1. Математическое домино – состоит из 12-30 карточек каждая карточка разделена чертой на две части – на одной записано задание, на другой – ответ к другому заданию.

На уроках геометрии можно предложить

Эффективно решение задач на готовых чертежах. Такие задачи позволяют увеличить темп работы на уроке, так как данные задачи находятся перед глазами на протяжении всего решения; активируют мыслительную деятельность учащихся; помогают запомнить теоретический материал.

Заметно повышают на уроке познавательный интерес учащихся, дидактические игры. Как один из видов занимательной игры с успехом применяются учебные кроссворды . Например, криптограммы. Правильно отгадав все слова по вертикали, можно прочесть слово по горизонтали и наоборот. В качестве творческого домашнего задания можно предложить учащимся самостоятельно составить криптограмму

У прямоугольника смежные стороны перпендикулярны!

В любой прямоугольник можно вписать окружность!

Квадрат является прямоугольником!

Любой прямоугольник является ромбом!

Диагонали прямоугольника равны!

Диагонали прямоугольника взаимно перпендикулярны!

Диагонали прямоугольника делятся точкой пересечения пополам!

Диагонали прямоугольника являются биссектрисами его углов!

Утверждения, с которыми либо соглашаются, либо не соглашаются, ученики готовят сами в качестве дополнения к домашнему заданию на протяжении изучения всей темы.

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий.

Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.

Что, не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

Участники занятия садятся попарно спиной к спине. Одному участнику в паре выдаются рисунки, изображающие квадраты, треугольники, прямоугольники, круги, графики функций, так, чтобы партнер не видел изображения оригинала. Участник, держащий рисунки, должен описать словами, что изображено на его листке, а его партнер — попытаться воспроизвести оригинал на чистом листке. Через определенное время они должны сравнить оригиналы с копиями и обсудить, какую информацию они получили о вербальной коммуникации.

10.Метод самоконтроля, самоанализа, самооценки полученных знаний на уроке. В течение урока ученики поэтапно заполняют индивидуальные карточки контроля знаний. За каждый этап, учащийся в течение всего урока самостоятельно выставляет в эту карточку набранное количество баллов, в конце урока суммирует баллы и выставите себе оценку за урок в зависимости от того, сколько баллов набрал.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

- Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?

функциональная грамотность способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.

Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.

Приемы работы по формированию функциональной грамотности средних школьников очень многообразны. Грамотное их использование и правильная мотивация как самого учителя, так и детей позволяет воспитать выпускника начальной школы полностью соответствующего ФГОС.

Читайте также: