Доклад на тему логотерапия виктора франкла философия

Обновлено: 17.05.2024

Франкл Виктор (р. 1905) — австрийский психолог и психиатр. Получил психоаналитическое образование, но в дальнейшем отошел от классического психоанализа. Во время второй мировой войны находился в качестве заключенного в немецком концлагере. Разработал собственное психологическое учение, в котором было постулировано, что основной движущей силой развития личности выступают поиски смысла. При отсутствии смысла возникает „экзистенциальный вакуум“, проявляющийся как невроз. Помочь пациенту можно лишь инициировав его собственную активность. На основе этих идей разработал комплекс психотерапевтических мероприятий, названный им логотерапией.

Экзистенциальный вакуум: вызов психиатрии

Этиология экзистенциального вакуума представляется вытекающей из следующих фактов. Во-первых, человеку в отличие от животного никакие побуждения и инстинкты не говорят, что ему нужно делать. Во-вторых, в противоположность прошлым временам никакие условности, традиции и ценности не говорят, что ему должно делать. И часто он не знает даже, что он, по существу, хочет делать. Вместо этого он хочет делать то, что делают другие, или делает то, чего хотят от него другие. Он, так сказать, вносит свою лепту в конформизм и тоталитаризм; первый более характерен для Запада, второй—для Востока.

Данные тестирований согласованно показывают, что примерно 20% неврозов относятся к ноогенным.

Из статистики известно, что среди причин смертности у американских студентов второе место по частоте после дорожно-транспортных происшествий занимают самоубийства. При этом число попыток самоубийства (не закончившихся смертельным исходом) в 15 раз больше.

Известны интересные статистические данные, полученные при опросе 60 студентов Университета штата Айдахо после подобных попыток самоубийства. У них подробнейшим образом выяснялось все, что связано с мотивом этого поступка, и вот что было обнаружено: 85 процентов из них не видели больше в своей жизни никакого смысла; при этом 93 процента из них были физически и психически здоровы, жили в хороших материальных условиях и в полном согласии со своей семьей; они активно участвовали в общественной жизни и имели все основания быть довольными своими академическими успехами.

Не пользуются они также и логотерапевтическими приемами для преодоления этого феномена. Тем не менее они признают его существование.

Экзистенциальный вакуум не только усиливается, но и распространяется. Как же справляться с экзистенциальным вакуумом? Можно предположить, что нам следует поддерживать здравую философию жизни, чтобы показать, что жизнь реально имеет смысл для каждого человека.

Основные проявления экзистенциальной фрустрации-скука и апатия-стали вызовом образованию, так же как и психиатрии. Как было сказано, в эпоху экзистенциального вакуума образование не должно ограничиваться и удовлетворяться передачей традиций и знаний, оно должно совершенствовать способность человека находить те уникальные смыслы, которые не задеты распадом универсальных ценностей. Эта способность человека находить смысл, содержащийся в уникальных ситуациях — совесть. Следовательно, образование должно давать человеку средства для обнаружения смыслов. Вместо этого, однако, образование часто вносит свою лепту в экзистенциальный вакуум. Чувство пустоты и бессмысленности у студентов часто усиливается из-за того, как им представляются достижения науки, а именно из-за редукционизма. В сознание студентов внедряются механическая теория человека и релятивистская философия жизни.

Поиски смысла жизни сами по себе не есть патологический феномен. Что касается молодых людей, то это-их прерогатива: не принимать как само собой разумеющееся, что в жизни есть смысл, но осмеливаться задуматься над этим. И когда мы хотим предложить первую помощь в случае экзистенциального вакуума, мы должны начать с этого убеждения. Нет оснований стыдиться экзистенциального отчаяния, как будто это эмоциональное расстройство; это не невротический симптом, а человеческое достижение. Прежде всего это проявление интеллектуальной искренности и честности.

Однако если молодой человек задается вопросом о смысле жизни, он должен иметь достаточно терпения, чтобы дождаться, когда смысл возникнет в его сознании.

Вначале Франкл утверждал, что сексуальное удовольствие может служить средством бегства от экзистенциальной фрустрации. В тех случаях, когда воля к смыслу фрустрирована, воля к удовольствию оказывается не только ее производной, но также и ее заменой. Воля к власти служит аналогичной и параллельной цели. Только если первоначальная забота об осуществлении смысла фрустрирована, человек стремится к удовольствию или удовлетворяется властью.

Одна из форм, которую принимает воля к власти — это стремлением к деньгам. Стремление к деньгам объясняет многое в профессиональной сверхактивности вместе с сексуальной сверхактивностью, которые служат бегству от осознания экзистенциального вакуума. Если стремление к деньгам берет верх, стремление к смыслу заменяется стремлением к средствам. Деньги, вместо того чтобы оставаться средством, становятся целью. Они перестают служить какой-либо цели.

Каков же тогда смысл денег или обладания деньгами? Большинство людей, которые владеют деньгами, в действительности сами находятся во власти денег, охвачены стремлением приумножать их, и, таким образом, они уничтожают их смысл. Обладание деньгами должно означать, что человек находится в благоприятном положении. Человек может не обращать внимания на деньги, на средства, но думать о самих целях-тех целях, которым деньги могут служить.

Деньги не являются целью сами по себе. Если доллар может быть более полезным и осмысленным в чьих-либо других руках, я не должен держать его у себя в кошельке. Это не имеет никакого отношения к альтруизму. Альтруизм и эгоизм-это устаревшая альтернатива. Как я говорил, моралистический подход должен уступить место онтологическому, в рамках которого хорошее и дурное определяются с точки зрения того, что способствует и что препятствует осуществлению смысла, независимо от того, мой ли это смысл или чей-нибудь еще.

Мы нуждаемся в новых типах досуга, которые дадут нам возможность созерцания и размышления. Для этого человек должен иметь мужество остаться один.

В конечном счете экзистенциальный вакуум-это парадокс. Если только мы расширим свой горизонт, мы увидим, что пользуемся свободой, но не сознаем полностью свою ответственность. Иначе мы поняли бы, что есть множество смыслов, ждущих, чтобы мы их осуществили по отношению к менее привилегированным людям или малоразвитым странам.

Разумеется, нам следует начать с расширения представления о единственности человека. Речь идет о единственности не только человека, но и единственности человечества.

Тысячи лет назад человечество создало монотеизм. Сегодня нужен следующий шаг. Я бы назвал его монантропизмом. Не вера в единого Бога, а сознавание единого человечества, единства человечества. Единства, в свете которого различие в цвете кожи становится несущественным.

Человек перед вопросом о смысле

У каждого времени свои неврозы-и каждому времени требуется своя психотерапия.

И не только они. Что касается поколения сегодняшних взрослых, ограничимся лишь ссылкой на результат исследования, проведенного Рольфом фон Экартсбергом на выпускниках Гарвардского университета. Через 20 лет после окончания многие из них, несмотря на то что за это время они не только сделали карьеру, но и жили внешне вполне благополучной и счастливой жизнью, жаловались на непреодолимое ощущение полной утраты смысла.

Конечно, всякий больной желает в первую очередь стать когда-нибудь здоровым, а любой бедняк- когда-нибудь разжиться деньгами. Однако столь же верно и то, что оба стремятся к этому лишь затем, чтобы иметь возможность вести такую жизнь, какую они считают осмысленной, осуществить смысл своей жизни!

Этому, однако, противоречит то, что мы имеем возможность постоянно наблюдать в жизни: Потребность и вопрос о смысле жизни возникает именно тогда, когда человеку живется хуже некуда.. Свидетельством тому являются умирающие люди из числа пациентов, а также уцелевшие бывшие узники концлагерей и лагерей для военнопленных.

Подобные вещи мы наблюдаем и в случаях наркомании. Если верить Стэнли Криппнеру, 100 процентов случаев наркоманий связаны с ощущением утраты смысла: на вопрос, все ли представляется им бессмысленным, 100 процентов наркоманов отвечали утвердительно. Её диссертантка Бетти Лу Педелфорд, а также Шин и Фехтман, исследовавшие экзистенциальную фрустрацию, показали, что у наркоманов уровень ее более чем вдвое выше, чем в контрольной группе. И здесь понятно, почему Фрейзеру, возглавляющему в Калифорнии центр реабилитации наркоманов и применившему там логотерапию, удалось добиться 40-процентного излечения по сравнению с 11 процентами в среднем при традиционных методах лечения.

Наконец, в этой связи нельзя не упомянуть данные Блэка и Грегсона из Новой Зеландии, согласно которым уровень экзистенциальной фрустрации у преступников существенно выше среднего. Соответственно, Барберу, занимавшемуся логотерапией с несовершеннолетними преступниками, помещенными в его калифорнийский реабилитационный центр, удалось, снизить процент рецидивов с обычных 40 до 17. Рискнем теперь сделать еще один шаг и распространить наши соображения и рассуждения на масштаб всей планеты. Спросим себя, не нужна ли подобная переориентация также и в области исследований проблем мира. По сути, эта область уже давно жестко завязана на проблематику агрессивных потенциалов, и никто пока еще не осмелился выйти в человеческое измерение. А между прочим, именно войдя в то измерение, где существуют собственно человеческие проявления — туда, где мы только и можем встретиться с такими феноменами, как стремление к смыслу, -можно, по всей видимости, установить, что в конечном счете именно фрустрация этого стремления к смыслу, экзистенциальная фрустрация и распространяющееся все шире ощущение бессмысленности поддерживают (подчеркиваем: не у животных, а у человека, на человеческом уровне!) агрессивность, если вообще не являются ее причиной.

Попытка дать человеку смысл свелась бы к морализированию. А мораль в старом смысле слова уже доживает свой век. Через какое-то время мы уже не будем морализировать, мы онтологизируем мораль. Добро и зло будут определяться не как нечто, что мы должны делать или соответственно делать нельзя; добром будет представляться то, что способствует осуществлению человеком возложенного на него и требуемого от него смысла, а злом мы будем считать то, что препятствует этому осуществлению.

Смысл нельзя дать, его нужно найти.

Смысл должен быть найден, но не может быть создан. Создать можно либо субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу. Тем самым понятно и то, что человек, который уже не в состоянии найти в своей жизни смысл, равно как и выдумать его, убегая от чувства утраты смысла, создает либо бессмыслицу, либо субъективный смысл. Если первое происходит на сцене (театр абсурда!), то последнее-в хмельных грезах, в особенности вызванных с помощью наркотиков. В этом случае, однако, это сопряжено с риском пройти в жизни мимо истинного смысла, истинного дела во внешнем мире (в противоположность сугубо субъективному ощущению смысла в себе самом).

Это напоминает подопытных животных, которым калифорнийские исследователи вживляли электроды в гипоталамус. Когда электрическая цепь замыкалась, животные испытывали удовлетворение либо полового влечения, либо пищевой потребности. В конце концов они научились сами замыкать цепь и игнорировали теперь реального полового партнера и реальную пищу, которая им предлагалась.

Смысл не только должен, но и может быть найден, и в поисках смысла человека направляет его совесть. Одним словом, совесть-это орган смысла. Ее можно определить как способность обнаружить тот единственный и уникальный смысл, который кроется в любой ситуации.

Каждый день и каждый час предлагают новый смысл, и каждого человека ожидает другой смысл. Смысл есть для каждого, и для каждого существует свой особый смысл.

Из всего этого вытекает, что смысл, о котором идет речь, должен меняться как от ситуации к ситуации, так и от человека к человеку. Однако смысл вездесущ. Нет такой ситуации, в которой нам бы не была предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело. Возможность осуществить смысл всегда уникальна, и человек, который может ее реализовать, всегда неповторим. В логотерапевтической литературе имеются публикации (Брауна, Касциани, Крамбо, Дансарта, Дурлака, Кратохвила, Люкас, Лансфорда, Мэйсона, Мейера, Мэрфи, Плановой, Попельского, Ричмонда, Робертса, Ру-ха, Сэлли, Смита, Ярнела и Янга), из которых следует, что возможность найти в жизни смысл не зависит от пола, от интеллекта, от уровня образования, от того, религиозны мы или нет и если да, то какую веру исповедуем. Перечисленными авторами было также показано, что нахождение смысла не зависит от характера человека и от среды.

Ни один психиатр и ни один психотерапевт — в том числе логотерапевт — не может указать больному, в чем заключается смысл. Он вправе, однако, утверждать, что жизнь имеет смысл и даже, более того, что она сохраняет этот смысл в любых условиях и при любых обстоятельствах.

Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос.

Созданная Франклом теория логотерапии и экзистенциального анализа представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии и на пути и способы коррекции аномалий в развитии личности. В своем теоретическом здании Франкл выделяет три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли.

Сказанное позволяет сформулировать основной тезис учения о стремлении к смыслу: человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным.

Приоритет принадлежит ценностям творчества, основным путем реализации которых является труд. При этом смысл и ценность приобретает труд человека как его вклад в жизнь общества, а не просто как его занятие. Смысл труда человека заключается прежде всего в том, что человек делает сверх своих предписанных служебных обязанностей, что он привносит как личность в свою работу. Ценности творчества являются наиболее естественными и важными, но не необходимыми. Смысл жизни может, согласно Франклу, придать задним числом одно-единственное мгновение, одно ярчайшее переживание. Из числа ценностей переживания Франкл подробно останавливается на любви, которая обладает богатым ценностным потенциалом. Любовь-это взаимоотношения на уровне духовного, смыслового измерения, переживание другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности. Вместе с тем и любовь не является необходимым условием или наилучшим вариантом осмысленности жизни. Индивид, который никогда не любил и не был любим, тем не менее может сформировать свою жизнь весьма осмысленным образом.

Основной пафос и новизна подхода Франкла связаны у него, однако, с третьей группой ценностей, которым он уделяет наибольшее внимание,-ценностями отношения. К этим ценностям человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые он не в состоянии изменить. Но при любых обстоятельствах человек свободен занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. Как только мы добавляем ценности отношения к перечню возможных категорий ценностей, пишет Франкл, становится очевидным, что человеческое существование никогда не может оказаться бессмысленным по своей внутренней сути. Жизнь человека сохраняет свой смысл до конца-до последнего дыхания. Пожалуй, наибольшие практические достижения логотерапии связаны как раз с ценностями отношения, с нахождением людьми смысла своего существования в ситуациях, представляющихся безвыходными и бессмысленными. Франкл считает ценности отношения в чем-то более высокими, хотя их приоритет наиболее низок-обращение к ним оправданно, лишь когда все остальные возможности более активного воздействия на собственную судьбу исчерпаны.

Поскольку стремление к реализации уникального смысла своей жизни делает каждого человека уникальной личностью, Франкл говорит также о смысле самой личности человека, его индивидуальности. Смысл человеческой личности всегда связан с обществом, в своей ориентации на общество смысл индивида трансцендирует себя. И наоборот, смысл общества в свою очередь конституируется существованием индивидов.

Принятие такого решения — акт не только свободы, но и ответственности. Свобода, лишенная ответственности, вырождается в произвол. Эта ответственность сопряжена с бременем выбора человеком, какие таящиеся в мире и в нем самом возможности заслуживают реализации, а какие нет. Это ответственность человека за аутентичность его бытия, за правильное нахождение и реализацию им смысла своей жизни. По сути, это ответственность человека за свою жизнь. Проблема ответственности является узловой проблемой логотерапии.

Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос.

Примеры похожих учебных работ

Ответы на вопросы Калюжный А.С. психология и педагогика 2016

Воздействие науки на человека

. и т.д. На подобные вопросы (а в определенные моменты жизни они целиком занимают - 6 - человека и часто доводятся . существующей социальной организации. Развитие науки есть в этом смысле процесс отрезвления че- ловеческого ума, открытие все новых .

150 вопросов с ответами по Философии

. жизнь человека и общества. - мировоззренческая позиция, согласно которой человек является центром мироздания и его высшей целью. - философская концепция. Вопрос . Вопрос 14. Какой смысл . лишь другая форма бытия. - единство перечисленных сфер. Вопрос .

Ответы на вопросы по литре

. в ИУ. 25. Экономическое образование детей-сирот. II. Вопросы по дисциплине "«Организация социально-психологической службы в . интернатном образовательном учреждении 14. Гуманизация жизни интернатных образовательных учреждений 15. Подготовка .

Ранее детство практ 2, вопросы с ответами

Краткая биография Виктора Франкла. Основные положения психологической концепции логотерапии. Взгляды Франкла на природу человека. Специфическая и неспецифическая область применения логотерапии. Преимущества и недостатки клинической психотерапии.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.01.2014
Размер файла 64,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В. Франкл и основы логотерапии

1. Краткая биография В. Франкла

2. Основы логотерапии и основные положения учения В. Франкла

3. Применение логотерапии на практике

1. Краткая биография В. Франкла

логотерапия франкл психологический клинический

Личность Виктора Франкла

В 1938 году Австрия была присоединена к нацистской Германии. Для В. Франкла это был конец целого периода жизни и начало ее самого тяжелого и трагичного отрезка, в котором было больше всего вызовов (Леонтьев, Д. А., 2005). Из-за еврейского происхождения Франклу грозил концлагерь, но он получил несколько лет отсрочки благодаря офицеру гестапо, который незадолго до этого проходил у него курс лечения. В. Франкл имел приглашение от американского посольства выехать в США, но отказался, чтобы спасти родителей от концлагеря. Он все же попал в концлагерь в 1942 году. Франкл прошел Освенцим, Дахау и Терезиенштадт, сохраняя рукопись своей первой книги и оказывая психотерапевтическую помощь заключённым.

В. Франкл вышел на свободу в 1945 году (Летуновский, В. В., 2001). Вторую мировую войну пережила, кроме Виктора, только его младшая сестра, еще до войны уехавшая в Мексику, потом в Австралию, и дожившая до глубокой старости. Старший брат В. Франкла, как и их родители, погиб в концлагере (Леонтьев, Д. А., 2005). Экстремальный экзистенциальный опыт пребывания в концлагере оказал огромное влияние на В. Франкла, изменил его взгляды на смысл человеческой жизни и на смысл работы психотерапевта, тогда выкристаллизовались, окончательно оформились основные идеи его концепции воли к смыслу. Опыт своего пребывания в концлагере Франкл описал в книге "Психолог в концентрационном лагере" (1946 г.) (Летуновский, В. В., 2001).

2. Основы логотерапии и основные положения учения В. Франкла

Основной тезис концепции воли к смыслу звучит так: человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным (Франкл, В., 1990).

В. Франкл полагал, что смысл есть для каждого, и для каждого он особый. Смысл, о котором идет речь, должен меняться от ситуации к ситуации, от человека к человеку. По мнению Франкла, всегда находится такой смысл, который может и должен осуществить данный конкретный человек. То есть не человек задается вопросом о смысле жизни, а сама жизнь ставит перед ним этот вопрос, смысл выступает перед человеком как императив, требующий своей реализации, не в словах, а в действии (Тихонравов, Ю, В., 1998).

Роль смысла выполняют ценностно-смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций в ходе исторического развития человечества. (Летуновский, В. В., 2001). В. Франкл выделяет три типа таких ценностей, три смысловые системы:

-То, что мы осуществляем или даем миру как свои творения - ценности творчества.

- То, что мы берем у мира в форме встреч и опыта - ценности переживания.

Наша позиция по отношению к страданию, по отношению к судьбе, которую мы не можем изменить - ценности отношения.

По мнению В. Франкла, человек реализует свою потребность в смысле через такое специфическое человеческое проявление, как совесть. Он называет совесть органом смысла и определяет ее как интуитивную способность отыскать единственный смысл, кроющийся в данной ситуации. Франкл подчеркивает, что совесть позволяет человеку обнаружить тот смысл, который противоречит сложившимся ценностным ориентациям, если они не отвечают быстро изменяющимся ситуациям. Совесть подсказывает человеку, насколько его выборы и поступки способствуют реализации ценностей и смыслов, к которым он стремится (Тихонравов, Ю. В., 1998). Совесть принадлежит к числу специфически человеческих проявлений, она является неотъемлемой составной частью условий человеческого существования, и работа ее подчинена основной отличительной характеристике человеческого существования - его конечности

По мнению В. Франкла, человек реализует свою потребность в смысле через такое специфическое человеческое проявление, как совесть. Он называет совесть органом смысла и определяет ее как интуитивную способность отыскать единственный смысл, кроющийся в данной ситуации. Франкл подчеркивает, что совесть позволяет человеку обнаружить тот смысл, который противоречит сложившимся ценностным ориентациям, если они не отвечают быстро изменяющимся ситуациям. Совесть подсказывает человеку, насколько его выборы и поступки способствуют реализации ценностей и смыслов, к которым он стремится (Тихонравов, Ю. В., 1998). Совесть принадлежит к числу специфически человеческих проявлений, она является неотъемлемой составной частью условий человеческого существования, и работа ее подчинена основной отличительной характеристике человеческого существования - его конечности

Подведем итог вышесказанному. Логотерапия В. Франкла - это экзистенциальная психотерапевтическая школа, которая имеет под собой мощное философское основание. Одновременно с этим, концепция воли к смыслу - теория, которая прошла проверку беспрецедентную жизнью. Франкл с самого начал своего профессионального пути сосредоточил свой интерес на вопросах роли смысла в психопатологии и терапии, и из своего опыта пребывания в концлагере он вынес важнейшую мысль: именно устойчивое ощущение жизненного смысла является необходимым условием выживания в невыносимых условиях. Его концепция основывается на трех важнейших принципах: воля к смыслу, свобода воли и жизненный смысл. Стремление найти смысл в человеческой жизни - это основная мотивационная сила человека. Логос, духовное измерение бытия как смысл раскрывается для конкретного человека в конкретной ситуации.

Терапевтический процесс.
Пациенты часто жалуются на проблемы, касающиеся смысла жизни, то есть философские или духовные проблемы. Эти проблемы могут быть признаком заболевания или невроза. Неврозы и психозы, включая органические психотические процессы, имеют экзистенциальный аспект, а также конституциональный и психогенный аспекты. Они затрагивают как свободу духовного отношения к конституциональным и психологическим факторам, так и способ существования. Следовательно, лечение должно быть более чем просто медицинским или психологическим; оно должно также рассматривать экзистенциальные аспекты.
Постановка диагноза
Терапия и ноогенные неврозы
Логотерапия представляет собой специфическую терапию при экзистенциальной фрустрации, экзистенциальном вакууме или фрустрации воли к смыслу. Эти состояния, когда они приводят к невротической симптоматике, называются ноогенными неврозами.
Логотерапия занимается тем, чтобы люди осознали свою ответственность, поскольку быть ответственным -- это важнейшая основа человеческого существования. Ответственность предполагает обязательства, а обязательства могут быть поняты только в терминах смысла, смысла человеческой жизни. Вопрос смысла -- вопрос истинно человеческий, он возникает при работе с пациентами, страдающими от экзистенциальной фрустрации или конфликтов (Frankl, 1986, см. р. 26). Следовательно, логотерапия занимается проблемами, включающими смысл в его различных аспектах и проявлениях.
Смысл работы
Для некоторых людей, работа является лишь средством добывания денег, а жизнь начинается только на отдыхе. Есть и те, кого работа настолько изматывает, что времени на отдых (помимо сна) совсем не остается. Некоторые посвящают все свое время погоне за богатством, тогда работа может привести к неврозу. Невротическая личность может иногда пытаться уйти от жизни, с головой уходя в работу. Когда такой человек не работает, то ощущает растерянность, и бедность его жизни смыслом становится явной.
Логотерапия как неспецифическая терапия при неврозах
При лечении психогенных невротических реакций логотерапия направлена не на симптомы или их психогенез, а на отношение пациента к симптомам. В логотерапии существуют две специфические техники для работы с неврозами; техники эти описаны ниже. Кроме того, общая логотерапия, применимая к ноогенным неврозам, пригодна также для лечения психозов, так как направлена на существующие экзистенциальные или духовные проблемы.
Продолжительность и область применения.
Если в данном случае речь идет о парадоксальной интенции, то сколько же времени может понадобиться, когда целью терапии является помощь пациенту в обретении смысла? А для усвоения логофилософии? Даже трудно себе представить, каким должно быть число сессий при таком лечении.
3. Применение логотерапии на практике
Следующий случай был описан Франклом (Frankl, 1967) в сборнике избранных сочинений (pp. 153-154).
«Парадоксальная интенция также применима в случаях, более сложных, чем моносимптомный невроз. Следующий случай демонстрирует, что даже тяжелые обсессивно-компульсивные расстройства характера (по немецкой клинической терминологии это ананкастная психопатическая структура характера) могут быть с успехом излечены с помощью парадоксальной интенции.
В надежде избежать операции на мозге моя ассистентка доктор Ева Нибауэр приступила к логотерапевтическому вмешательству с использованием парадоксальной интенции. В результате спустя девять дней после госпитализации пациентка стала помогать своим соседкам по палате, штопая им носки, помогая сестрам протирать столы и промывать шприцы, и даже опорожняла кюветы с испачканным кровью и гноем материалом в перевязочной! Спустя тринадцать дней после поступления она несколько часов провела дома, а после возвращения в клинику торжественно сообщила, что съела булочку испачканными в земле руками. Через два месяца пациентка обрела способность вести нормальную жизнь.
Следующие комментарии даны логотерапевтом из Америки (Gerz, 1962; см. также Frankl, 1967).
Заключение
Логотерапия представляет собой экзистенциальный подход, направленный на помощь индивиду в решении проблем философской или духовной природы. Это проблемы смысла жизни -- смысла смерти, страдания, работы и любви. Проблемы в этих сферах приводят к экзистенциальной фрустрации или ощущению бессмысленности жизни.
Смысл жизни нельзя отыскать, задаваясь вопросом о цели существования. Он возникает в процессе реагирования человека на жизнь, на ситуации и задачи, которые перед ним ставятся. Хотя биологические, психологические и социальные факторы оказывают влияние на реакции человека, всегда имеется элемент свободы выбора. Индивид не может всегда контролировать условия, в которых находится, но может контролировать свои реакции на них. Следовательно, человек несет ответственность за свои реакции, выборы и действия.
Экзистенциальная фрустрация может проявляться и без невроза или психоза, однако она может привести к неврозу, а неврозы и психозы всегда имеют экзистенциальные аспекты. Логотерапия направлена на экзистенциальную фрустрацию и эти экзистенциальные аспекты невроза и психоза. Следовательно, она не столько заменяет, сколько дополняет психотерапию. Логотерапия не уделяет внимания психодинамике или психогенезу, она направлена на философские и духовные проблемы пациента. Ее цель состоит в предоставлении пациенту новых возможностей, в реализации его скрытых ценностей, а не в обнаружении глубинных тайн. Самоактуализация не считается конечной задачей. Реализация себя возможна лишь в той степени, в какой человек реализует конкретный смысл своего личного существования. Самоактуализация, таким образом, является побочным продуктом.
В логотерапии используются две специфические техники: парадоксальная интенция и дерефлексия.

Подобные документы

Основной тезис учения о смысле жизни в теории В.Э. Франкла. Специфическая и неспецифическая область применения логотерапии. Современная клиническая психотерапия. Методика сократовского диалога. Роль религии в реализации смысловых ценностей переживаний.

реферат [26,8 K], добавлен 13.06.2014

Предпосылки возникновения экзистенциального направления в психологии. Основные положения логотерапии. Экзистенциальный вакуум как порождение экзистенциальной фрустрации. Крайняя степень выраженности экзистенциального вакуума - суицидальное поведение.

курсовая работа [75,6 K], добавлен 13.08.2012

Происхождение, образование В. Франкла, австрийского психиатра, невролога. Работа в отделении по предотвращению самоубийств. Врачебная деятельность в концлагере. Создание методики психотерапевтической помощи - логотерапии. Деятельность в послевоенные годы.

презентация [1,1 M], добавлен 28.05.2016

Изучение медицины в Венском университете. Влияние Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера на Франкла. Депортация в концентрационный лагерь. Организация группы психологической помощи для заключенных. Создание методики психотерапевтической помощи — логотерапии.

доклад [91,2 K], добавлен 10.10.2015

Логотерапия как один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на поиске и анализе смыслов существования. Взгляд Виктора Франкла на природу человека. Философско-психологические концепты. Смысл жизни, воля к смыслу. Применение логотерапии.

презентация [1,6 M], добавлен 01.12.2016

Теоретические основы работы со смыслом в терапии психологической травмы. Особенности логотерапии В. Франкла. Анализ навязчивых воспоминаний после травматического события. Диагностика и психокоррекция посттравматических стрессовых расстройств у детей.

реферат [21,9 K], добавлен 18.03.2010

Проблемы смысла жизни, общения, любви и одиночества. Категории и положения экзистенциального направления в психологии, краткий обзор общепсихологических теорий и методологических основ психологической практики Виктора Франкла и Джеймса Бюджентала.

Огромное количество людей покончили с собой в середине XX вв., пережив две страшных мировых войны. И именно в эти годы зародилось новое направление в психотерапии, основная цель которого — вернуть человечеству смысл жизни. Это логотерапия Виктора Франкла, которая спасла тысячи жизней и продолжает это делать до сих пор.

Что это такое

Согласно данной концепции, все проблемы начинаются в тот момент, когда человек заостряет внимание на собственных переживаниях. Акцентируясь на них, он раздувает любую мелочь до вселенских масштабов и делает самого себя несчастным, занимаясь самокопанием. Выход — абстрагироваться от них, посмотреть на себя со стороны и увидеть, что всё далеко не так плохо, а рядом есть люди, которым в несколько раз хуже и которые нуждаются в помощи и поддержке.

Такой подход в решении личностных проблем помогает отчаявшимся, которые потеряли смысл жизни и склонны к суициду. Считается, что из всех направлений в психиатрии логотерапия — одна из самых эффективных практик, позволяющих предотвратить самоубийства. А также она действенна в лечении фобий и обсессивно-компульсивного расстройства.

Логотерапия в психологии — это помощь людям, которым собственное существование кажется тоскливым, бесцельным прозябанием. Апатия, депрессия, синдром хронической усталости, безучастность — лишь те немногие проблемы, которые она способна решить.

История создания

Основатель логотерапии, Виктор Франкл (1905-1997) — удивительной судьбы человек. Австрийский психиатр, невролог, психолог. Трудно сосчитать, скольких людей на своём веку он спас от суицида и сколько продолжают избавляться от этих мыслей сейчас, благодаря его учению.

Изначально он увлекался идеями Зигмунда Фрейда, но вскоре не только отошёл от них, но и противопоставлял психоанализ своему направлению. До войны в течение 10 лет реализовывал собственную программу по поддержке студентов. За это время не был отмечен ни один случай суицида среди тех, с кем он работал, хотя раньше это была не редкость.

Всё изменилось с приходом к власти нацистов. Виктору запретили заниматься лечебной практикой из-за его еврейского происхождения. В 1942 году его вместе с женой и родителями депортировали в концентрационный лагерь Терезиенштад. Именно там логотерапия Франкла и оформилась в самостоятельное направление.

Виктор заметил, что все узники лагеря делились на две группы. Одни были подавлены, глубоко несчастны, постоянно страдали и нередко сводили счёт с жизнью, то бросаясь на колючую проволоку заграждений, то отказываясь есть. Другие, несмотря на точно такие же условия, старались терпеливо выносить все тяготы, молча ели, так же молча работали и никогда не жаловались.

Франкл стал тайно работать с заключёнными, проводить беседы. Он вывел, что у первой группы узников не было смысла существования, тогда как вторые старались выжить ради какой-то цели. Одни это делали потому, что их ждали родные на воле. Вторые — так как хотели закончить недописанный роман. Третьим этого не позволяла религия. У каждого была своя мотивация.

На основе сделанных наблюдений и выводов Виктор Франкл начал спасать тех, кто больше не мог выносить тяготы концентрационного лагеря. Он беседовал с ними, убеждал, помогал находить смысл жизни.

В 1944 его перевели в лагерь Дахау, где ему не давали заниматься практикой и общаться с другими заключёнными. В этом же году он потерял всех своих близких — жену и мать убили, отец скончался от болезни.

Около 25 лет Франкл возглавлял Венскую неврологическую клинику, потом преподавал в Венском Университете и читал лекции в Гарварде. Повторно женился. Его дочь стала известным детским психологом. Объездил с семинарами множество стран, в том числе был в России. Его книги переведены более чем на 20 языков. Ему были благодарны тысячи пациентов, которых он спас от депрессии и суицидальных мыслей.

Концепции

За концептуальные основы своего направления Франкл взял идеи экзистенциализма, а именно:

  • учения Сократа, Аристотеля и Эпикура, которые помогали людям постичь себя через осознание сущности окружающего мира;
  • философия Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера, Сартра, Камю: жизнь — череда конфликтов и страданий, которые ведут к переосмыслению ценностей и развитию личности;
  • феноменология Гуссерля: страдания очищают человека;
  • непосредственно экзистенциализм Ясперса и Бинсвангера: цель — осмысление и изменение жизни, с полным принятием ответственности за выбор ценностей;
  • дазайн-анализ Медарда Босса: жизнь — настоящий момент без оглядки на прошлое.

Данные идеи в совокупности с огромным опытом, полученным в лагере, послужили основой логотерапии. В отечественной психологии идеи этого направления представлены скудно, несмотря на то что Франкл бывал с лекциями и семинарами в России.


Виктор Франкл

Смысловая сфера развития личности частично раскрыта в трудах Выготского, Рубинштейна, Леонтьева, Петренко, Артемьевой. Исследования в плане смыслообразований проводили Знаков, Асмолов, Агафонов, Чудновский, Карпова. На сегодняшний день направление активно развивается. В частности, в Санкт-Петербурге работает Центр Виктора Франкла, сотрудники которого осуществляют его идеи на практике.

Гораздо более развито данное направление в Европе. Франкл оставил после себя учеников, которые сейчас официально представляют зарубежные концепции логотерапии. Это Александр Баттиани — профессор Венского Университета, Австрийской академии наук, курирующий работу Центра Франкла в Петербурге. А также психотерапевты Альфрид Лэнгле и Джеймс Крамбо, доктор философии Элизабет Лукас и доктор Элеонора Франкл (вторая супруга Виктора).

Показания

  • Жизненный кризис;
  • семейные проблемы;
  • депрессивное или стрессовое состояние;
  • беспричинная тревога, панические атаки;
  • зависимости различного рода: алкогольная, наркотическая, игровая;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • фобии;
  • проблемы со сном;
  • сексуальная дисфункция;
  • жизненные ситуации, связанные с неизлечимыми болезнями, смертью близкого человека;
  • неудовлетворенность собой, скука, апатия, безучастность, разочарование.

Основные принципы

Согласно логотерапии, человеческая жизнь приобретает смысл лишь в трёх случаях.

1. Деятельность, творчество, созидание

Когда человек реализует свой потенциал, желая оставить после себя след или просто безвозмездно помочь другим. Он становится деятельным. У него появляется мотивация: закончить картину, добиться карьерного роста, спасти как можно большее количество бездомных животных и т. д.

Добившись цели, он ставит перед собой новую и начинает всё заново. Такая направленность во внешний мир не оставляет места для утрирования собственных проблем. Они решаются сами по себе, с течением времени, когда приходит необходимость.

2. Новый опыт, новые ощущения, новые знакомства

То же самое происходит с людьми, которые постоянно обогащаются чем-то новым. Они хотят прочитать как можно больше книг, посетить как можно больше мест, попробовать экстремальные виды спорта. Сюда же относятся любовь, дружба, семья, когда чья-то жизнь становится важнее собственной.

С одной стороны, это делается для удовлетворения личных потребностей, но способы реализации всё равно лежат вне человека и направлены в окружающий мир. Это не даёт зацикливаться на своих внутренних конфликтах и противоречиях.

3. Страдания — путь к переосмыслению

Если два первых пути к обретению смысла жизни не даются человеку, лишь в этом случае логотерапия разрешает обратиться внутрь себя. На личные проблемы необходимо взглянуть как бы со стороны и подвергнуть их логическому анализу. А есть ли смысл в собственных страданиях? К чему они приведут? Ответы на эти вопросы становятся началом переосмысления жизненных ценностей.

Основные понятия

Суть логотерапии

Свобода воли — возможность делать выбор, не ограниченный обстоятельствами.

Воля к смыслу — первичная мотивация человека. А вовсе не физическое удовольствие, согласно идеям Фрейда.

Смысл жизни — конечная цель существования человека как биологического вида и индивидуума, ключевое понятие в логотерапии для становления духовно-нравственного облика личности.

Трудные случаи

Фрустрация — когда человек сомневается в выборе и расстановке приоритетов (согласно логотерапии, не является психическим заболеванием).

Экзистенциальный вакуум — потеря смысла жизни, апатия, безучастность, часто наступает после фрустрации.

Ноогенный невроз — следствие экзистенциального вакуума. Клинический диагноз. Становится причиной депрессий, наркомании, алкоголизма, неуправляемой агрессии, суицидальных навязчивых мыслей.

Методики

Логоанализ (инвентаризация) — объективный взгляд со стороны на все аспекты собственной личности.

Парадоксальная интенция — противоречивая попытка сделать то, чего больше всего боишься.

Дерефлексия — переключение внимания с самого себя на окружающей мир.

Достоинства и недостатки

  • эффективность в лечении депрессий, обсессивно-компульсивного расстройства, фобий, зависимостей и склонности к суициду;
  • гуманистическая направленность (во внешний мир, а не в себя);
  • моральный аспект (нивелирована сексуальная составляющая психоанализа Фрейда);
  • тщательная проработка концепции, начиная с древних философов;
  • не просто философия и эмпирические размышления, а способ реального спасения жизней;
  • длительный результат: часто избавляет от фобии на всю жизнь.
  • не помогает в тяжёлых клинических случаях расстройств личности;
  • мало профессиональных центров и логотерапевтов;
  • предполагает тщательную работу пациента над собой;
  • некоторые случаи требуют длительного лечения (до 1,5 лет).

Методы и техники

В логотерапии используется 3 основные техники работы с пациентами.

Логоанализ

Автор техники — один из учеников Франкла, американский психотерапевт Джеймс Крамбо. Сам он называл её инвентаризацией.

Методика логического анализа жизни человека, детальный разбор по полочкам его ценностей, обучение взгляду на себя внутреннего со стороны. Используемые приёмы:

  • расширение поля сознательного знания;
  • стимулирование творчества.

Логотерапевт пошагово расписывает пациенту, как надо действовать. Полученные результаты совместно обсуждаются. Полный курс лечения — 1,5 года.

Парадоксальная интенция

Автор техники — сам Виктор Франкл. Используется для лечения фобий и обсессивно-компульсивного расстройства.

Методика предполагает намеренное стремление захотеть то, чего человек боится (в случае с фобиями). Примеры:

С помощью парадоксальной интенции можно вылечить практически любую фобию. Известны реальные случаи выздоровления уже через неделю активного применения методики.

Дерефлексия

Автор техники — Виктор Франкл.

Заключается в том, чтобы полностью отключиться от собственных переживаний, забыть про них, направив всю энергию во внешний мир. Применяется при лечении нарциссизма, депрессии, невроза и даже сексуальных дисфункций. Человек учится постепенно отводить на второй план то, что его беспокоит, заменяя мыслями о других.

Например, при завышенной самооценке пациенту предлагается устроиться волонтёром, заняться благотворительностью.

При депрессии устраивают групповую терапию, при этом логотерапевт выступает лишь в роли направляющего, а не ведущего: пациенты должны заниматься проблемами друг друга, но не своими.

При половой дисфункции предлагается акцентировать внимание на партнёре, а не на собственном дискомфорте и фиаско.

Какие именно методы логотерапии применять в том или ином случае, специалист решает индивидуально.

Применение на практике


При работе с детьми

Логотерапия вполне применима в раннем возрасте, начиная с детского сада. Специалисты работают с детьми замкнутыми, апатичными, ничем не интересующимися, а также теми, кто пережил смерть одного из родителей. В зависимости от ситуации, применяются разные методы.

Маленькие детки не способны глубоко рефлексировать и смотреть на себя со стороны. Поэтому логоанализ выстраивается иным путём — через игрушки или вымышленного сказочного персонажа. Специалист рассказывает ребёнку историю, максимально похожую на его, которая якобы произошла со слонёнком (к примеру). Затем выстраивается диалог о том, что чувствует слонёнок, как он себя должен вести и как ему можно помочь.

Диагностическая методика, используемая в логотерапии и позволяющая понять, как выстраиваются отношения ребёнка с родителями, воспитателями и другими детьми.

При работе с проблемными детьми логотерапевты также активно используют различные арт-методики: рисование, лепку, сказкотерапию.

При работе с подростками

Многие психотерапевты считают, что логотерапия — одно из самых эффективных направлений для лечения подростковой склонности к суицидам. Девиантное поведение — результат разложения в обществе нравственных идеалов. Поэтому здесь активно применяется дерефлексия, направленная на формирование смысложизненных ориентаций, собственных ценностей.

Помощь в осознании смысла жизни благотворно сказывается на психическом здоровье. Подростки после курса лечения начинают понимать, насколько вредны и разрушающи алкоголь и наркотики. Они пробуют осознанно выбирать свои нравственные идеалы, не оглядываясь на существующих идолов.

Упражнения для взрослых

Если у человека просто тяжёлая жизненная ситуация и опустились руки, можно самостоятельно воспользоваться отдельными упражнениями логотерапии.

Поставьте перед собой цель — делать по одному доброму делу в день. Пусть они будут незначительными и незаметными — главное, чтобы вы получали от этого удовольствие. Через неделю увеличьте нагрузку до 2 дел. И так по нарастающей.

Поиграйте в ролевую игру. Представьте себя дипломированным психологом. Выберите из своего окружения человека, который попал в трудную жизненную ситуацию и которому плохо. Ваша задача — помочь ему восстановиться так, чтобы он даже не заметил, что вы это делаете целенаправленно.

После выполнения таких упражнений меняются жизненные ценности и собственные проблемы начинают казаться мелкими.

Логотерапия — направление необычное, но реально помогающее людям в тяжёлых жизненных ситуациях.

Логотерапия, как ее называют некоторые авторы, третья венская школа психотерапии, занимается смыслом человеческого существования и поисками этого смысла. Первые две школы – это психоанализ Фрейда и индивидуальная психология Адлера.

Содержание работы
Содержимое работы - 1 файл

контрольная.doc

Российский государственный социальный университет

Филиал в г. Чебоксары

Контрольная работа по:

  1. Введение………………………………………………………… …. 3
  2. Становление и развитие……………………………………………..5
  3. Терапевтический процесс……………………………………………9
  4. Проведение терапии: техники логотерапии……………………….13
  5. Заключение…………………………………………………… ……..17
  6. Список литературы…………………………………………………. 19

Логотерапия, как ее называют некоторые авторы, третья венская школа психотерапии, занимается смыслом человеческого существования и поисками этого смысла. Первые две школы – это психоанализ Фрейда и индивидуальная психология Адлера.

Логотерапия не является лечением, конкурирующим с остальными методами, но она вполне может соперничать с ними благодаря дополнительному фактору, который она включает. Как одно из направлений современной психотерапии логотерапия занимает в ней особое место, противостоя, с одной стороны, психоанализу, а с другой – поведенческой психотерапии. Она отлична от всех остальных систем психотерапии не на уровне неврозов, а при выходе за его пределы, в пространстве специфических человеческих проявлений.

Существует специфическая и неспецифическая сферы применения логотерапии. Психотерапия разного рода заболеваний – это неспецифическая сфера. Специфической же сферой являются ноогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни. В этих случаях используется методика сократовского диалога, позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла жизни. Важную роль играет при этом личность самого психотерапевта, хотя навязывание им своих смыслов недопустимо.

Вопрос о том, как человек находит смысл своей жизни, является ключевым для практики логотерапии. Сам процесс нахождения смысла сводится к общепсихологическим закономерностям человеческого познания Однако смысловая реальность не сводится к измерениям биологического и психологического существования человека и не может изучаться их традиционными методами.

Логотерапия связана с ценностями отношения. При любых обстоятельствах человек способен занять осмысленную позицию по отношению к этим обстоятельствам и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. Таким образом, жизнь человека никогда не может оказаться бессмысленной. Практические достижения логотерапии связаны как раз с ценностями отношения, с нахождением людьми смысла своего существования в ситуациях, представляющихся безвыходными. С принятием решения, с выбором сопряжена ответственность человека за свою жизнь. Проблема ответственности – узловая проблема логотерапии: найдя смысл, человек несет ответственность за осуществление этого уникального смысла; от индивида требуется принятие решения, желает ли он или нет осуществлять смысл в данной ситуации.

1. Становление и развитие

Если есть смысл жизни, то есть и смысл страданий, поскольку страдания, как и смерть, являются неотъемлемой частью жизни; без них жизнь была бы неполной.

Экзистенциальный вакуум и экзистенциальная фрустрация.

Экзистенциальная фрустрация сама по себе не является патологической или патогенной.

3. Терапевтический процесс

Пациенты часто жалуются на проблемы, касающиеся смысла жизни, то есть философские или духовные проблемы. Эти проблемы могут быть признаком заболевания или невроза. Неврозы и психозы, включая органические психотические процессы, имеют экзистенциальный аспект, а также конституциональный и психогенный аспекты. Они затрагивают как свободу духовного отношения к конституциональным и психологическим факторам, так и способ существования. Следовательно, лечение должно быть более чем просто медицинским или психологическим, оно должно также рассматривать экзистенциальные аспекты.


Виктор Франкл слева

Что такое логотерапия?

Однако верно и обратное: через восстановление внутренней осмысленности возможно психическое выздоровление в широком смысле. И это именно та исцеляющая цель, к которой стремится привести логотерапия.

Конечно, логотерапия не занимается, так сказать, предписанием смысла, а скорее исследует вопрос о том, как человеку на самом деле удаётся найти смысл. На основе эмпирических исследований логотерапевтов всего мира выясняется, что вопреки ощущению бессмысленности на самом деле нет ситуации, которая в результате не предлагает возможность смысла.

Истоки логотерапии

Основателем логотерапии является Виктор Франкл. Учёный родился в Вене в 1905 году. Учился на психиатра и невролога, работая в рамках экзистенциальной терапии. Во время Второй мировой войны Франкл провёл около 3-х лет в различных нацистских концлагерях, это сильно повлияло на его работу и развитие логотерапии.

Логотерапия Виктора Франкла: основные принципы

Есть три основных компонента, которые лежат в основе франклианской философии:

1. У каждого человека есть внутренний стержень.

2. Основное внимание уделяется тому, чтобы просветить человека о его собственных внутренних ресурсах и предоставить ему инструменты для их использования.

3. Жизнь предлагает вам цель и смысл; оно не приносит вам чувства удовлетворения или счастья.

На чём основана логотерапия?

Логотерапия основана на предпосылках, что люди стремятся найти смысл и цель в своей жизни.

Согласно Франклу, смысл жизни можно раскрыть тремя разными способами:

1. Создавая работу или выполняя какую-то задачу.

2. Полностью переживая что-то или любя кого-то.

3. По отношению к неизбежным страданиям.

Франкл считал, что страдание — это часть жизни, и что высшая свобода человека — это его способность выбирать, как реагировать на любой набор данных обстоятельств, пусть даже самых болезненных. Кроме того, люди могут найти смысл в своей жизни, определив уникальные роли, которые могут выполнять только они.

Например, когда мужчина консультировался с Франклом из-за тяжёлой депрессии после смерти жены, Франкл попросил его подумать, чтобы произошло, если бы он умер первым, а его жена была вынуждена оплакивать его смерть. Мужчина смог осознать, что его собственные страдания избавили его жену от этого переживания, которое послужило лечебным фактором и помогло облегчить его депрессию.

3 основные техники логотерапии

1. Дерефлексия в логотерапии.

Дерефлексия используется, когда человек чрезмерно поглощён проблемой или достижением цели. Перенаправляя внимание или отвлекая интерес от себя, человек может стать целостным, думая о других, а не о себе.

2. Парадоксальное намерение.

Парадоксальное намерение включает в себя просьбу о том, чего мы боимся больше всего. Страх может парализовать людей, которые испытывают тревогу или фобии. Но с помощью юмора, они могут желать того, чего они больше всего боятся, тем самым устраняя страх из своих намерений и облегчая тревожные симптомы, связанные с ним.

3. Сократический диалог.

Сократический диалог — это техника, в которой логотерапевт использует слова человека, как метод самопознания.

Внимательно прислушиваясь к тому, что говорит человек, терапевт может указать клиенту на определённые шаблоны слов или словесные решения и позволить пациенту увидеть в них новое значение.

Этот процесс позволяет осознать, что ответ кроется внутри и просто ждёт, чтобы его обнаружили. Сократов диалог – это метод разговора.

Целенаправленные и встречные вопросы должны помочь пациенту осознать его собственное понимание своей свободы и творческих возможностей.

В том смысле, как задумал Сократ, это своего рода духовная акушерская работа — опять же, процесс нахождения и содержание инсайта исходит не от терапевта, а от самого пациента:

Логотерапия и экзистенциальный анализ

Экзистенциальный анализ — это, с одной стороны, исследовательское направление, на котором основана логотерапия, а с другой — часть самого терапевтического процесса.

Экзистенциальный анализ

По сути, экзистенциальный анализ означает: анализ существования, то есть независимой, самопроизвольной и гуманной жизни.

Следовательно, терапевтический аспект экзистенциального анализа заключается в освещении конкретной экзистенциальной ситуации и подготовке поддержки — для независимого обретения смысла.

Логотерапия основана на убеждении, что многие болезни или проблемы с психическим здоровьем на самом деле вызваны экзистенциальным страхом. В своей работе Франкл обнаружил, что люди борются с чувством бессмысленности, с ситуацией, которую он назвал экзистенциальным вакуумом.

Логотерапию можно использовать для лечения широкого круга проблем, имеющих экзистенциальный характер. В частности, логотерапия оказалась эффективной при лечении токсикомании, посттравматического синдрома, депрессии и тревоги.

За что критикуют логотерапию?

Основная критика по поводу логотерапии исходила от Ролло Мэя, который считается основателем экзистенциального движения в Соединённых Штатах.

Мэй утверждал, что логотерапия авторитарна в том смысле, что она предполагает наличие чётких решений для всех проблем и что Франкл даёт людям, которые используют эту терапию решения, если они не могут найти своё собственное. Франкл знал о критике Мэя и опровергал идею о том, что логотерапия снимает ответственность с человека. Он утверждал, что логотерапия фактически воспитывает человека и формирует его ответственность.

Читайте также: