Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах доклад

Обновлено: 16.05.2024

Цель проведения кредитного анализа - оценить способность, а также готовность клиента вернуть кредит в полном объеме, с процентами и в срок. Для этого банк должен быть способным получить своевременную и достоверную информацию, достаточную для обоснованного принятия решения.

Источники информации должны быть различными, не следует ограничиваться данными, получаемыми от клиента. Поскольку проведение кредитного анализа достаточно трудоемкий процесс, банки обычно проводят предварительное собеседование с клиентом с целью выявить серьезность его намерений и обоснованность потребности в ссуде. Часто уже на данном этапе можно принять решение об отказе в выдаче кредита. Если речь идет о кредитовании организаций (юридических лиц) и первая встреча с клиентом проходит успешно, то от него требуется подготовить пакет документов, включающий: • заявку на выдачу ссуды с указанием суммы и целей кредитования; • учредительные документы (устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации, лицензии и т.п.); • документы, дающие представление о финансовом состоянии клиента (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с аудиторским заключением, график движения денежных потоков); ® документы, характеризующие кредитуемое мероприятие (бизнес-план, копии договоров с поставщиками, подрядчиками, покупателями и т.п.); • документы, подтверждающие наличие предлагаемого заемщиком обеспечения; • сведения о кредитах, полученных в других банках. Кроме того, службы банка подготавливают справки о наличии и состоянии расчетного и других счетов клиента в данном банке, ранее взятых кредитах, фактах отказа от оплаты финансовых обязательств, доведения векселей до протеста, делают прогноз состояния рынков, на которых работает клиент, оценку остроты конкуренции, характеристики партнеров и контрагентов, проводят анализ других факторов, которые должны приниматься во внимание при принятии решения о выдаче ссуды. На основании полученной информации по методике, разработанной в рамках кредитной политики банка, проводится оценка риска кредитования данного клиента: расчет показателей, характеризующих финансовое состояние и кредитоспособность клиента (см. ниже), анализ кредитуемого мероприятия, оценивается его реализуемость и окупаемость, обоснованность запрашиваемой суммы кредита, дается оценка качества обеспечения.

Если уровень риска не превышает критериальный, то делается заключение о возможности кредитования данного клиента с отнесением рассматриваемой ссуды к той или иной группе кредитного риска, что определяет разные условия кредитования. Оценка риска обычно проводится на основе использования балльной системы, при которой различные факторы и параметры ссуды оцениваются определенным количеством баллов, и по сумме набранных баллов определяется категория ссуды. Подготовленное заключение проходит определенную процедуру рассмотрений и согласований, в результате которой уполномоченное лицо или орган банка (чаще всего кредитный комитет) принимает окончательное решение и санкционирует выдачу ссуды.

Анализ рынка банковского продукта включает несколько этапов, представляющих собой маркетинговый процесс:

I этап. Сбор информации о состоянии рынка.

II этап. Определение маркетинговой стратегии.

III этап. Реализация выбранной стратегии маркетинга.

Маркетологи выполняют следующие функции:

· анализируют мнение потребителей.

· проводят мониторинг тарифов на банковские услуги.

· разрабатывают концепцию нового продукта и технологию его внедрения на рынок банковских услуг.

Маркетинговое исследование– это систематический целенаправленный сбор, регистрация и анализ данных по проблемам маркетинга. Отчеты отдела маркетинговых исследований являются основой управления маркетинговым процессом.

Определение рыночной стратегии предполагает выбор такой линии поведения, которая приблизила бы потенциальные возможности банка к требованиям рынка.

Сегментация рынкаозначает дифференциацию совокупной массы потребителей банковских услуг на отдельные группы, предъявляющие к ним неодинаковые требования.

Выделяют следующие группы потребителей – физические и юридические лица. Юридические лица в свою очередь делятся на государственные предприятия и организации, кредитные организации, корпорации (акционерские общества), малый и средний бизнес.

Каждая группа может быть разбита на более мелкие сегменты в соответствии с определенными критериями: экономическими, географическими, демографическими, психологическими и т.д.

Например, по физическим лицам возможна сегментация:

Á на богатых и массовых клиентов;

Á по возрасту (молодежь, средний возраст, пенсионеры);

Á по социальному статусу и т.д.

Выделяют 4 группы банковских продуктов (рис. 46):

1)операционные:расчетно-кассовые;кредитные;депозитные;валютные.

2) инвестиционные:гос. ценные бумаги; корпоративные; ценные бумаги кредитных организаций и т.д.

3) финансовые:факторинг;лизинг;траст и т.д.

Анализ рынка банковского продукта включает несколько этапов, представляющих собой маркетинговый процесс:

I этап. Сбор информации о состоянии рынка.

II этап. Определение маркетинговой стратегии.

III этап. Реализация выбранной стратегии маркетинга.

Маркетологи выполняют следующие функции:

· анализируют мнение потребителей.

· проводят мониторинг тарифов на банковские услуги.

· разрабатывают концепцию нового продукта и технологию его внедрения на рынок банковских услуг.

Маркетинговое исследование– это систематический целенаправленный сбор, регистрация и анализ данных по проблемам маркетинга. Отчеты отдела маркетинговых исследований являются основой управления маркетинговым процессом.

Определение рыночной стратегии предполагает выбор такой линии поведения, которая приблизила бы потенциальные возможности банка к требованиям рынка.

Сегментация рынкаозначает дифференциацию совокупной массы потребителей банковских услуг на отдельные группы, предъявляющие к ним неодинаковые требования.

Выделяют следующие группы потребителей – физические и юридические лица. Юридические лица в свою очередь делятся на государственные предприятия и организации, кредитные организации, корпорации (акционерские общества), малый и средний бизнес.

Каждая группа может быть разбита на более мелкие сегменты в соответствии с определенными критериями: экономическими, географическими, демографическими, психологическими и т.д.

Например, по физическим лицам возможна сегментация:

Á на богатых и массовых клиентов;

Á по возрасту (молодежь, средний возраст, пенсионеры);

Á по социальному статусу и т.д.

Выделяют 4 группы банковских продуктов (рис. 46):

1)операционные:расчетно-кассовые;кредитные;депозитные;валютные.

2) инвестиционные:гос. ценные бумаги; корпоративные; ценные бумаги кредитных организаций и т.д.

Гост

ГОСТ

Общие сведения об анализе деятельности коммерческого банка

Анализ деятельности коммерческого банка – это комплексное исследование финансово-экономических, организационных и других аспектов функционирования кредитного учреждения, в результате которого должны быть выявлены тенденции, факторы и пропорции текущих хозяйственных процессов и обоснованы потенциальные направления развития банка.

Главной целью, которую банк желает достичь по итогу проведения анализа своей деятельности, является обеспечение качественного управления развитием всех параметров жизнедеятельности. А поскольку банк – это коммерческая организация, то на первый план выходят финансовые результаты деятельности, которые можно оценить по структуре активов и пассивов, капиталу (собственному и привлечённому) и платёжному обороту, прибыльности операций, уровню рисков портфеля финансовых ресурсов, эффективности работы банковских служащих и подразделений банка.

Одним из основных критериев успешности анализа деятельности банка является доступность и достоверность информационной базы в достаточном объёме. Она должна быть образована за счёт как внутренней (статистическая, бухгалтерская отчётность банка и т.д.), так и внешней информации (отчёты в научной литературе, публикации в СМИ, контакты с контрагентами и клиентами и т.д.).

Существуют три основные разновидности анализа деятельности коммерческого банка – перспективный, оперативный (экспресс-анализ) и углубленный

Субъекты и объекты анализа деятельности коммерческого банка

Анализ деятельности коммерческого банка предполагает совокупность взаимосвязанных действий группы профессионалов, которые обладают необходимым объёмом специальных знаний и опыта в области изучения деятельности кредитного учреждения, а также навыками их практического применения. Причём эта группа может быть составлена из субъектов различного типа, что вызвано целью, которую они преследуют.

Готовые работы на аналогичную тему

Сами коммерческие банки и их структурные подразделения могут проводить внутренний самоанализ. Он осуществляется для контроля выполнения текущих задач и степени достижения стратегических целей, в зависимости от которых могут быть разработаны и приняты соответствующие изменения в тактике и стратегии деятельности банка.

Анализ деятельности банка может проводится в рамках внешнего контроля такими субъектами, как Центральный банк, государственные налоговые службы, аудиторские фирмы, местные и центральные органы власти и т.д. Они наблюдают за соблюдением кредитного учреждения действующего законодательства и нормативно-правовых актов.

Некоторые рейтинговые агентства, исследовательские центры и учебные заведения могут проанализировать деятельность коммерческого банка с целью составления рейтинговых оценок в банковском секторе страны. Контрагенты и корреспонденты банка, другие действующие на рынке коммерческие банки, а также прочие физические и юридические лица проводят анализ, чтобы принять решение, которое максимизирует их прибыль.

Центральным объектом анализа выступает коммерческая деятельность каждого отдельного банка. Она, как правило, детализируется на ряд элементов (направлений), по каждому из которых может быть проведён отдельный анализ. Основными составляющими в данном вопросе являются:

  • финансовая устойчивость банка;
  • динамика и структура доходов банка;
  • динамика и структура прибыли банка;
  • эффективность операций банка (и работы его подразделений);
  • динамика и структура активов банка;
  • динамика и структура собственных средств банка;
  • динамика и структура платных средств, привлеченных банком;
  • ликвидность банка и его баланса;
  • средства на счетах клиентуры;
  • кредитный и фондовый портфели банка.

Центральное место в анализе деятельности коммерческого банка занимает исследование его финансовых результатов, поскольку изменение в объёмах доходов и расходов оказывает влияние на финансовую устойчивость и, следовательно, жизнеспособность банка.

Порядок анализа финансовых результатов коммерческого банка

Анализ финансовых результатов коммерческого банка начинается со сбора необходимой информации. Она может быть получена из документальных источников, где она фиксировалась и учитывалась банковскими работниками в результате взаимодействия с клиентами (прежде всего, имеем в виду бухгалтерскую отчётность).

Собранная и отобранная информация видоизменяется в процессе обработки. В настоящее время формирование и обобщение сведений о финансовых результатах деятельности коммерческого банка происходит по пути образования модели, которая представлена следующим рядом показателей:

  • суммарный процентный доход и расход;
  • чистый процентный доход или процентная маржа;
  • резервы на покрытие возможных убытков по кредитам;
  • чистый процентный доход после вычета отчислений в резервы;
  • чистый непроцентный доход или непроцентная маржа;
  • доход (убыток) до уплаты налогов;
  • корпоративный налог (резерв для уплаты подоходного налога);
  • чистый доход после уплаты налогов.

Сравнение фактических значений этих показателей с плановыми позволяет оценить финансовую деятельность банка и сформировать представление о тенденциях, которые можно выделить в развитии банка. То есть можно говорить о проведении непосредственно аналитического этапа анализа финансовой деятельности банка. На данном этапе полученные цифровые данные описываются и обосновываются.

Анализ деятельности коммерческого банка завершается оценкой уровня и качества менеджмента, а также выработкой прогнозов и рекомендаций для принятия руководящим составом решений.

Гост

ГОСТ

Общие сведения об анализе деятельности коммерческого банка

Анализ деятельности коммерческого банка – это комплексное исследование финансово-экономических, организационных и других аспектов функционирования кредитного учреждения, в результате которого должны быть выявлены тенденции, факторы и пропорции текущих хозяйственных процессов и обоснованы потенциальные направления развития банка.

Главной целью, которую банк желает достичь по итогу проведения анализа своей деятельности, является обеспечение качественного управления развитием всех параметров жизнедеятельности. А поскольку банк – это коммерческая организация, то на первый план выходят финансовые результаты деятельности, которые можно оценить по структуре активов и пассивов, капиталу (собственному и привлечённому) и платёжному обороту, прибыльности операций, уровню рисков портфеля финансовых ресурсов, эффективности работы банковских служащих и подразделений банка.

Одним из основных критериев успешности анализа деятельности банка является доступность и достоверность информационной базы в достаточном объёме. Она должна быть образована за счёт как внутренней (статистическая, бухгалтерская отчётность банка и т.д.), так и внешней информации (отчёты в научной литературе, публикации в СМИ, контакты с контрагентами и клиентами и т.д.).

Существуют три основные разновидности анализа деятельности коммерческого банка – перспективный, оперативный (экспресс-анализ) и углубленный

Субъекты и объекты анализа деятельности коммерческого банка

Анализ деятельности коммерческого банка предполагает совокупность взаимосвязанных действий группы профессионалов, которые обладают необходимым объёмом специальных знаний и опыта в области изучения деятельности кредитного учреждения, а также навыками их практического применения. Причём эта группа может быть составлена из субъектов различного типа, что вызвано целью, которую они преследуют.

Готовые работы на аналогичную тему

Сами коммерческие банки и их структурные подразделения могут проводить внутренний самоанализ. Он осуществляется для контроля выполнения текущих задач и степени достижения стратегических целей, в зависимости от которых могут быть разработаны и приняты соответствующие изменения в тактике и стратегии деятельности банка.

Анализ деятельности банка может проводится в рамках внешнего контроля такими субъектами, как Центральный банк, государственные налоговые службы, аудиторские фирмы, местные и центральные органы власти и т.д. Они наблюдают за соблюдением кредитного учреждения действующего законодательства и нормативно-правовых актов.

Некоторые рейтинговые агентства, исследовательские центры и учебные заведения могут проанализировать деятельность коммерческого банка с целью составления рейтинговых оценок в банковском секторе страны. Контрагенты и корреспонденты банка, другие действующие на рынке коммерческие банки, а также прочие физические и юридические лица проводят анализ, чтобы принять решение, которое максимизирует их прибыль.

Центральным объектом анализа выступает коммерческая деятельность каждого отдельного банка. Она, как правило, детализируется на ряд элементов (направлений), по каждому из которых может быть проведён отдельный анализ. Основными составляющими в данном вопросе являются:

  • финансовая устойчивость банка;
  • динамика и структура доходов банка;
  • динамика и структура прибыли банка;
  • эффективность операций банка (и работы его подразделений);
  • динамика и структура активов банка;
  • динамика и структура собственных средств банка;
  • динамика и структура платных средств, привлеченных банком;
  • ликвидность банка и его баланса;
  • средства на счетах клиентуры;
  • кредитный и фондовый портфели банка.

Центральное место в анализе деятельности коммерческого банка занимает исследование его финансовых результатов, поскольку изменение в объёмах доходов и расходов оказывает влияние на финансовую устойчивость и, следовательно, жизнеспособность банка.

Порядок анализа финансовых результатов коммерческого банка

Анализ финансовых результатов коммерческого банка начинается со сбора необходимой информации. Она может быть получена из документальных источников, где она фиксировалась и учитывалась банковскими работниками в результате взаимодействия с клиентами (прежде всего, имеем в виду бухгалтерскую отчётность).

Собранная и отобранная информация видоизменяется в процессе обработки. В настоящее время формирование и обобщение сведений о финансовых результатах деятельности коммерческого банка происходит по пути образования модели, которая представлена следующим рядом показателей:

  • суммарный процентный доход и расход;
  • чистый процентный доход или процентная маржа;
  • резервы на покрытие возможных убытков по кредитам;
  • чистый процентный доход после вычета отчислений в резервы;
  • чистый непроцентный доход или непроцентная маржа;
  • доход (убыток) до уплаты налогов;
  • корпоративный налог (резерв для уплаты подоходного налога);
  • чистый доход после уплаты налогов.

Сравнение фактических значений этих показателей с плановыми позволяет оценить финансовую деятельность банка и сформировать представление о тенденциях, которые можно выделить в развитии банка. То есть можно говорить о проведении непосредственно аналитического этапа анализа финансовой деятельности банка. На данном этапе полученные цифровые данные описываются и обосновываются.

Анализ деятельности коммерческого банка завершается оценкой уровня и качества менеджмента, а также выработкой прогнозов и рекомендаций для принятия руководящим составом решений.

Читайте также: