Доклад на тему лидерские качества в медицине

Обновлено: 29.06.2024

И тех и других лидерство побуждает
выходить за рамки простого согласия с
системой и помогает им в достижении их
целей.

6. Проявление лидерских качеств врача.

Согласно представлениям характерологического подхода, эффективным
лидерам, как людям свойственны какие-то особые черты, отличающие их от
других людей. Проводя исследования ведущих лиц политического процесса,
В.Г.Крысько(2004) выделил у них ряд психологических особенностей,
которыми являются:

1.Умение ориентироваться на задачу и
на людей.
Учитывая, что профессия врача изначально
ориентирована на человека, можно ожидать
следующие стратегии врача на руководящие
должности:
а) сохранение гуманистической направленности с
ущербом для трудовых показателей организаций;
б) отход от гуманистической направленности с
переносом акцента на трудовые
показатели работников;
в) попытка сохранения обоих видов
поведения.

2.Исключительная активность и
последовательная деятельность.
Данные характеристики должны являться
базисными характерологическими
особенностями, проявляющимися в социальной
настойчивости, стойкости, смелости, выдержке.

3.Умение формировать
свой образ и внешнее
поведение.
Врач-лидер должен ориентироваться
как на членов своего коллектива, так
и на пациентов. Он обязан чутко
улавливать различные требования
людей, продиктованные их
социальным и демографическим
положением, а также ценностными
ориентациями.

4. Способность вызывать доверие
людей.
Данное качество представляется особенно
важным. Ни один врач, какую бы должность он не
занимал, не может оказать влияния на людей,
если они ему не доверяют. Когда человек
признается лидером, он становится выразителем
интересов определенной социальной группы.

11. 5.Умение пользоваться властью авторитета

Главный критерий
авторитетности врача-лидера
представляет не властность
личности, а способность
налаживать работу в условиях
мед.коллектива.
Принципиально
важной является
его способность
делиться властью с
коллегами.

6. Способность понимать других людей.
Одним из важных качеств врача-лидера является
его умение понимать других людей. Данная
особенность предполагает наличие выраженной
эмпатии, как устойчивой характерологической
черты.

7.Стремление брать ответственность на
себя.
Основу ответственности врача-лидера составляет
его мотивация. Содержательность же мотивов во
многом зависит от обостренного чувства долга,
развитости социального достоинства.

8.Способность повышать авторитет.
Заслуженным авторитетом в коллективах пользуются те лидеры,
которые умеют проявлять твердость характера, не поступаются
принципами, правильно воспринимают критику, трезво оценивают
свои успехи.

9.Политическое мышление.
Мышление врача-лидера призвано помогать ему
формулировать свою соц.позицию в каждом
конкретном случае, определять форму и содержание
своего поведения. Характеристики полит.мышления:
полит.предвидение;
полит.широта;
гибкость;
способность видеть взаимосвязи между сферами и
событиями в жизни общества.

Активно руководящий лидер, его
черты:
1) Внимательный, так как имеет ясное представление о
том, чего хотят достичь и достигают реализации планов
2) Значимость, за счет внушения своих представлений
другим, добиться того, чтобы люди осознали значимость
достижения желательных результатов
3) Доверие за счет проявления своей линии, так как
лидеры завоевывают доверие людей
4) Самоутверждение за счет позитивного образа мыслей
так как лидеры сохраняют позитивное представление о
собственной личности, даже не рассматривают неудачи
и способны учиться на ошибках

17. Трансформационный лидер

Трансформационный лидер понимает
необходимость организационных изменений,
создает какой-то идеал, добивается от людей
верности этому идеалу, формирует
организационную культуру таким образом, чтобы
она поддерживала изменения, и следит за
появлением сигналов, оповещающих о
необходимости новых изменений.
Важнейшим средством трансформационного
лидера являются ораторские навыки, которые
создают образ сильного и уверенного в себе
человека, пробуждают в людях доверие и являются
олицетворением лидерства.

18. Харизматический лидер.

19. Типы лидеров с позиции поведенческого подхода

Наиболее известная поведенчески-ориентированная
типология лидерства принадлежит Левину, Липпиту и Уайту.
Суть предложенной ими модели заключается в определении
того, кто принимает решения, касающиеся действий группы.
Соответственно этому ученные выделили авторитарный,
демократичный и либеральный типы лидерства.
Авторитарный лидер сам принимает все решения и передает
их для исполнения. В отличии от него демократический лидер
побуждает членов группы участвовать в принятии всех
решений и помогает им в этом. Либеральный лидер занимает
позицию стороннего наблюдателя и не принимает участия в
выработке решений.

20. Теории Вроома и Йеттона

Вроом и Йеттон разработали модель принятия
решений лидером.
В основе модели лежат три критерия эффективности:
рационализм;
одобрение;
время.

21. Сущность теории путей и целей:

Понятие цели в теории подразумевает как цели
лидерства, заключающиеся в выполнении работы,
так и цели подчиненных в получении
вознаграждения.
Пути – это действия, с помощью которых ведомый
лидером человек может одновременно достичь
обеих целей.
Задача лидера – понять, что для того или иного
подчиненного является вознаграждением,
выяснить производственные способности
подчиненного, связать производственные цели с
получением желаемой награды.

С позиции данной концепции можно выделить 4
основных типа поведения лидера:
1. Директивное лидерство характеризуется
уведомлением подчиненных о том,чего им следует
ждать, и обеспечением конкретного руководства в
отношении того, что должно быть сделано и как.
2. Поддерживающее лидерство характеризуется
дружеским отношением, доступностью лидера и
повышенной заботой о статусе, благополучии и
потребностей подчиненных. Эта форма лидерства
помогает сделать работу менее скучной, способствуя
пробуждению интереса к ней.

3. Лидерство, ориентированное на результат включает в
себя постановку стимулирующих целей, ожидание от
подчиненных выполнения работы на самом высоком уровне и
демонстрацию уверенности в том, что подчиненные достигнут
целей.
4. Лидерство совместного участия характеризуется
стремлением повысить вклад подчиненных в общее дело и
внимательным рассмотрением предложений. Лидерство
совместного участия помогает подчиненным почувствовать
свое участие в работе.
Лидерство, ориентированное на результат, восполнят
недостаток стимулов и ведет к целям, которые достичь
труднее, но все-таки возможно.

24. Заключение

Таким образом, более чем столетние развитие
концепций лидерства привело к гипотезе, что
– это вопрос выбора
правильных моделей поведения, а эта идея уступила
место взгляду на лидерство как на процессы
взаимного влияния.
Поздние теории лидерства стали развиваться в
сторону представления, что
– это те, кто отказываются от своей роли, обучая
подчиненных тому, как быть лидером для самого
себя.

2. Лидерские качества врача и их значение в профессиональной деятельности

Современный, комплексный подход к лечению больного должен сочетать три основных вида терапевтического воздействия: биологический, психологический и социальный. Этот подход применим ко всем заболеваниям, так как любая болезнь дезорганизует психологическое равновесие и социальное функционирование человека. Он особо значим при хронических соматических, психосоматических расстройствах и неврозах.

Эффективность лечения в медицине традиционно оценивается на основе симптоматического критерия: выздоровление, улучшение, без изменений, ухудшение. В настоящее время разрабатываются и дополнительные эффективности различных методов и приемов комплексной терапии. Наиболее адекватным для комплексной оценки эффективности лечения считается подход, который учитывает все три плоскости рассмотрения терапевтической динамики: соматическую, психологическую и социальную.

Процесс лечения любого заболевания сопровождается рядом психологических явлений, связанных с личностью больного, личностью врача и применяемые методами лечения. Умение врача учитывать психологические факторы лечения позволяет ему более глубоко оценивать эффективность терапии и прогноз болезни. Хороший контакт с врачом и медсестрой нужен любому больному для гарантии того, что вместе они успешно справятся с болезнью. Хорошо, когда взаимопонимание формируется свободно и естественно, когда стиль общения больного соответствует аналогичным характеристикам врача.

Психологические черты, свойства и качества личности, необходимые .

. более чувствительны к людям пожилого возраста. Поэтому роль личностных качеств социального работника несомненно велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, . воля. Желание это есть стремление ко всему приятному и доброму. Позднее римский врач Клавдий Гален пытался доказать из опыта над животными, что мозг является органом .

Предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медработниками и больными является, несомненно, профессиональные и лидерские качества врача.

Врачебная деятельность относится к трудным профессиям. Человек, посвятивший себя медицине, несомненно, должен иметь к ней призвание. Стремление оказать помощь другому человеку всегда считались полезными качествами личности. Только тогда, когда эти свойства личности становятся потребностью, можно считать, что у человека есть главные предпосылки успешного овладения медицинской профессией. Не случайно известный писатель и врач В.В.Вересаев писал, что научится врачебному исскуству невозможно точно также как и искусству сценическому или поэзии. Можно быть хорошим медиком- теоретиком, но в практическом отношении с больными быть несостоятельным.

Гуманизм врача. Больной, прежде всего, ожидать от врача искреннего желания помочь ему и убежден, что иным врачам и быть не может. он наделяет врача наилучшими качествами, присущими людям вообще. можно думать, что первый человек, который оказал медицинскую помощь своему ближнему, сделал это из чувства сострадания, стремления помочь в несчастье, облегчить его боль, иначе говоря, из чувства гуманности. вряд ли нужно доказывать, что именно гуманность всегда была особенностью медицины и врача — ее главного представителя.

Личность больного и эффективность

. врача. При гипернозогнозии больные Можно выделить три главных типа реакции больного на . ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ ВРАЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Стремительный темп . Глава 20 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Пре Развитие является результатом . различные знаковые сис­темы. Обычно различа Психические . пациенты чаще всего берут на себя. Темп их мышления неред­ко бывает медленным, и это заставляет врача .

Врачебная тайна (конфиденциальность).

Во взаимоотношениях врача и больного не последняя роль принадлежит умению врача хранить врачебную тайну. Обычно она включает в себя три вида сведений: О болезнях, об интимной и семейной жизни больного. Врач — не случайный обладатель этих сведений, сокровенных переживаний и мыслей больных. Они доверяются ему как человеку, от которого рассчитывают получить помощь. Поэтому распоряжаться имеющимися у врача сведениями о больном по собственному усмотрению можно лишь в редких случаях. Требование о неразглашении врачебной тайны снимается лишь в случаях, когда это требуют интересы общества, а также при запросе судебно- следственных органов.

Общая и профессиональная культура. Можно отметить еще ряд общих и более частых черт личности, которые нужно воспитывать у врача. Сюда относятся высокая общая культура и культура врачебной деятельности, организованность в работе, любовь к порядку, аккуратность и чистоплотность, те черты, на которые указывал еще Гиппократ.

В рамках понятия культура часто выделяют несколько ее сфер:

а) физическая культура — культура и гигиена тела (например, гимнастика)

б) социальная культура- культура человека как члена общества (соблюдение законов, норм общежития, правил приличия, этикета и т.д.)

в) духовная культура — внутренняя, глубоко личностная, мировоззренческая культура высших ценностей и смыслов).

По аналогии, физическая культура врача есть, к примеру, поддержание его физической работоспособности, опрятность: социальная — правила общения с пациентом (вежливость, внимание, добросердечие, исключение цинизма, неуместных острот, жаргона и т.п.)

Духовная культура врача является стержнем деонтологически грамотного мышления и поведения врача, его нравственного самосознания. Она опирается на общечеловеческие духовные и нравственные ценности. Обществом врач- профессионал всегда рассматривался не только как специалист, извлекающий заболевание, но и как человек, занимающий особую духовную позицию- позицию оказание помощи, лично ответственности и участия в судьбе пациента. Отсюда в подготовке врача проблемы духовного его развития должны занять надлежащее место.

Требование к личности врача, его внешнему облику и поведению постепенно оформились в специальном учении _ медицинской деонтологии. Последняя рассматривается как наука о должном моральном, эстетическом и интеллектуальном облике медицинского работника, о том, каковы должны быть взаимоотношения между медиками, больными и их родственниками, а так же между коллегами в медицинской среде.

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

. реализовывать свою идентификацию с принятой в социуме культурой. Любое празднование в своей развлекательной части содержит . оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, . праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое .

Скромность врача- одно из наиболее необходимых его качеств. Медицина достигла многих замечательных успехов. Однако в настоящее время мы больше не знаем, чем знаем, мы чаще не умеем в полной мере помочь больному, чем умеем, хотя, естественно, мы всегда стремимся и хотим этого достигнуть. гуманизм врач культура

Правдивость врача — одно из важнейших его качеств. Одна из неизбежных особенностей деятельности его, как любого медицинского работника, определяется, в частности, необходимостью в определенных случаях сообщать как больному, так и родственникам его свои мысли о судьбе больного, иногда весьма печальной.

Справедливость- самая высокая добродетель врача. Она пронизывает все его поступки, действия, отношения, суждения и тогда оказывается как проявлением, так и основой его внутренних убеждений, желаний, побуждений.

Честность — является бескорыстность в самом широком понимании этого слова. В отдаче всего себя и даже своей жизни во имя здоровья людей.

Самоотверженность — врача проявляется во многих его действиях, начиная от обыденных для него дежурств у постели больного, до неожиданных выездов к больным независимо от времени суток и погоды, выполнения жизненно показанных больному сложных оперативных вмешательств в условиях отсутствия даже подобия операционной и заканчивая истинно героическими поступками, связанные с риском для собственной жизни.

Жизнь врача состоит из лидерских качеств и их применение в профессиональной деятельности. Обращаясь к этим качествам врача, слагается определение о враче и его работе.

Это, прежде всего Глубокие знания в своей области, умение спокойно, уверенно, правильно и быстро понять больного, волнующие его проблемы, его болезнь и избрать такую тактику врачебного поведения, которая обеспечивала бы наиболее скорое и полное выздоровление пациента. Это личное обаяние врача, раскрывающие его прямоту, доброжелательность, искренность, сердечность, природную скромность, весь богатый моральный облик. В каждом поступке и действии врача постоянно звучит главная цель — благо больного.

Основной стратегической задачей медико-социальной работы с пожилыми .

. очередь лиц. пожилого возраста, а с другой - это вид деятельности, направленной на достижение “социального благополучия” и значительное улучшение качества их жизни. Сущность социальной . и требующего соучастия специалистов смежных профессий - врачей, психологов, педагогов, юристов и других. Являясь видом мультидисциплинарной деятельности и реализуясь в области взаимных интересов здравоохранения .

1. Карвасарский Б. Д Клиническая психология Питер 2004

2. Соложенкин В. В. Психологические аспекты врачебной деятельности Москва 1997

3. Учебник по мед. психологии

Примеры похожих учебных работ

Особенности деятельности практического психолога по оказанию помощи личности, оказавшейся .

. Виды психологического консультирования, их классификация. Требования к профессиональным качествам психолога-консультанта. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. Понятие Супер – визорства. Пространственная и временная .

Раздел 1. Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной деятельности .

. деятельность, предметно. Предметом, или объектом, деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те качества . личность, и к самооценке.[1] Первый год жизни .

57 Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии. (Попов)

. деятельность, педагогическое общение, личность. Личность . личности, соотносящихся с определенной деятельностью. Кроме сложных специальных способностей немалую роль играют и элементарные общие способности. Наблюдательность, качества .

Активность и деятельность как всеобщая характеристика жизни

Лечение в психиатрии

. схемы действия классических препаратов. В качестве иллюстрации альтернативных показаний можно вспомнить . заметно, когда речь идет о лечении хронических заболеваний или когда трудно . назначения препаратов связана с действиями врача в соответствии с двумя .

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

Врачебная деятельность относится к трудным профессиям. Человек, посвятивший себя медицине, несомненно, должен иметь к ней призвание. Стремление оказать помощь другому человеку всегда считались полезными качествами личности. Только тогда, когда эти свойства личности становятся потребностью, можно считать, что у человека есть главные предпосылки успешного овладения медицинской профессией… Читать ещё >

Лидерские качества врача ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

КАЗАХСТАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Лидерские качества врача Выполнила: Букеева А. К Проверила: Сексенали А. Н АЛМАТЫ- 2009

2. Лидерские качества врача и их значение в профессиональной деятельности

4. Список литературы

Введение

2. Лидерские качества врача и их значение в профессиональной деятельности Современный, комплексный подход к лечению больного должен сочетать три основных вида терапевтического воздействия: биологический, психологический и социальный. Этот подход применим ко всем заболеваниям, так как любая болезнь дезорганизует психологическое равновесие и социальное функционирование человека. Он особо значим при хронических соматических, психосоматических расстройствах и неврозах.

Эффективность лечения в медицине традиционно оценивается на основе симптоматического критерия: выздоровление, улучшение, без изменений, ухудшение. В настоящее время разрабатываются и дополнительные эффективности различных методов и приемов комплексной терапии. Наиболее адекватным для комплексной оценки эффективности лечения считается подход, который учитывает все три плоскости рассмотрения терапевтической динамики: соматическую, психологическую и социальную.

Процесс лечения любого заболевания сопровождается рядом психологических явлений, связанных с личностью больного, личностью врача и применяемые методами лечения. Умение врача учитывать психологические факторы лечения позволяет ему более глубоко оценивать эффективность терапии и прогноз болезни. Хороший контакт с врачом и медсестрой нужен любому больному для гарантии того, что вместе они успешно справятся с болезнью. Хорошо, когда взаимопонимание формируется свободно и естественно, когда стиль общения больного соответствует аналогичным характеристикам врача.

Предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медработниками и больными является, несомненно, профессиональные и лидерские качества врача.

Врачебная деятельность относится к трудным профессиям. Человек, посвятивший себя медицине, несомненно, должен иметь к ней призвание. Стремление оказать помощь другому человеку всегда считались полезными качествами личности. Только тогда, когда эти свойства личности становятся потребностью, можно считать, что у человека есть главные предпосылки успешного овладения медицинской профессией. Не случайно известный писатель и врач В. В. Вересаев писал, что научится врачебному исскуству невозможно точно также как и искусству сценическому или поэзии. Можно быть хорошим медикомтеоретиком, но в практическом отношении с больными быть несостоятельным.

Гуманизм врача. Больной, прежде всего, ожидать от врача искреннего желания помочь ему и убежден, что иным врачам и быть не может. он наделяет врача наилучшими качествами, присущими людям вообще. можно думать, что первый человек, который оказал медицинскую помощь своему ближнему, сделал это из чувства сострадания, стремления помочь в несчастье, облегчить его боль, иначе говоря, из чувства гуманности. вряд ли нужно доказывать, что именно гуманность всегда была особенностью медицины и врача — ее главного представителя.

Врачебная тайна (конфиденциальность). Во взаимоотношениях врача и больного не последняя роль принадлежит умению врача хранить врачебную тайну. Обычно она включает в себя три вида сведений: О болезнях, об интимной и семейной жизни больного. Врач — не случайный обладатель этих сведений, сокровенных переживаний и мыслей больных. Они доверяются ему как человеку, от которого рассчитывают получить помощь. Поэтому распоряжаться имеющимися у врача сведениями о больном по собственному усмотрению можно лишь в редких случаях. Требование о неразглашении врачебной тайны снимается лишь в случаях, когда это требуют интересы общества, а также при запросе судебноследственных органов.

Общая и профессиональная культура. Можно отметить еще ряд общих и более частых черт личности, которые нужно воспитывать у врача. Сюда относятся высокая общая культура и культура врачебной деятельности, организованность в работе, любовь к порядку, аккуратность и чистоплотность, те черты, на которые указывал еще Гиппократ.

В рамках понятия культура часто выделяют несколько ее сфер:

а) физическая культура — культура и гигиена тела (например, гимнастика) б) социальная культуракультура человека как члена общества (соблюдение законов, норм общежития, правил приличия, этикета и т. д. )

в) духовная культура — внутренняя, глубоко личностная, мировоззренческая культура высших ценностей и смыслов).

По аналогии, физическая культура врача есть, к примеру, поддержание его физической работоспособности, опрятность: социальная — правила общения с пациентом (вежливость, внимание, добросердечие, исключение цинизма, неуместных острот, жаргона и т. п. )

Духовная культура врача является стержнем деонтологически грамотного мышления и поведения врача, его нравственного самосознания. Она опирается на общечеловеческие духовные и нравственные ценности. Обществом врачпрофессионал всегда рассматривался не только как специалист, извлекающий заболевание, но и как человек, занимающий особую духовную позициюпозицию оказание помощи, лично ответственности и участия в судьбе пациента. Отсюда в подготовке врача проблемы духовного его развития должны занять надлежащее место.

Требование к личности врача, его внешнему облику и поведению постепенно оформились в специальном учении _ медицинской деонтологии. Последняя рассматривается как наука о должном моральном, эстетическом и интеллектуальном облике медицинского работника, о том, каковы должны быть взаимоотношения между медиками, больными и их родственниками, а так же между коллегами в медицинской среде.

Правдивость врача — одно из важнейших его качеств. Одна из неизбежных особенностей деятельности его, как любого медицинского работника, определяется, в частности, необходимостью в определенных случаях сообщать как больному, так и родственникам его свои мысли о судьбе больного, иногда весьма печальной.

Справедливостьсамая высокая добродетель врача. Она пронизывает все его поступки, действия, отношения, суждения и тогда оказывается как проявлением, так и основой его внутренних убеждений, желаний, побуждений.

Честность — является бескорыстность в самом широком понимании этого слова. В отдаче всего себя и даже своей жизни во имя здоровья людей.

Самоотверженность — врача проявляется во многих его действиях, начиная от обыденных для него дежурств у постели больного, до неожиданных выездов к больным независимо от времени суток и погоды, выполнения жизненно показанных больному сложных оперативных вмешательств в условиях отсутствия даже подобия операционной и заканчивая истинно героическими поступками, связанные с риском для собственной жизни.

Заключение

Жизнь врача состоит из лидерских качеств и их применение в профессиональной деятельности. Обращаясь к этим качествам врача, слагается определение о враче и его работе.

Это, прежде всего Глубокие знания в своей области, умение спокойно, уверенно, правильно и быстро понять больного, волнующие его проблемы, его болезнь и избрать такую тактику врачебного поведения, которая обеспечивала бы наиболее скорое и полное выздоровление пациента. Это личное обаяние врача, раскрывающие его прямоту, доброжелательность, искренность, сердечность, природную скромность, весь богатый моральный облик. В каждом поступке и действии врача постоянно звучит главная цель — благо больного.

1. Карвасарский Б. Д Клиническая психология Питер 2004

2. Соложенкин В. В. Психологические аспекты врачебной деятельности Москва 1997

Лидерские качества врача это общие требования, которые жизнь предъявляет к врачу как к специалисту самой человечной области профессиональной деятельности, создают естественные трудности в освоении им профессии и вместе с тем делают его труд истинным подвигом. Не случайно замечательный русский писатель, врач, долгие годы сам страдавший затяжной болезнью, А. П. Чехов подчеркивал как ведущее именно это качество деятельности врача.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….стр.3
Лидерские качества врача и их значение в профессиональной деятельности…. стр.4
Заключение……………………………………..……………………………….……..стр.9
Список литературы……………………………..…………………………………. стр.10

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

Нижегородский медицинский базовый колледж

«Лидерские качества личности

Выполнила: студентка 341-ЛД

группы Сизова У.С.

Проверила: Перфилова О.В.

Лидерские качества врача и их значение в профессиональной деятельности…. стр.4

Лидерские качества врача и их значение в профессиональной деятельности

Современный, комплексный подход к лечению больного должен сочетать три основных вида терапевтического воздействия: биологический, психологический и социальный. Этот подход применим ко всем заболеваниям, так как любая болезнь дезорганизует психологическое равновесие и социальное функционирование человека. Он особо значим при хронических соматических, психосоматических расстройствах и неврозах.

Эффективность лечения в медицине традиционно оценивается на основе симптоматического критерия: выздоровление, улучшение, без изменений, ухудшение. В настоящее время разрабатываются и дополнительные эффективности различных методов и приемов комплексной терапии. Наиболее адекватным для комплексной оценки эффективности лечения считается подход, который учитывает все три плоскости рассмотрения терапевтической динамики: соматическую, психологическую и социальную.

Процесс лечения любого заболевания сопровождается рядом психологических явлений, связанных с личностью больного, личностью врача и применяемые методами лечения. Умение врача учитывать психологические факторы лечения позволяет ему более глубоко оценивать эффективность терапии и прогноз болезни. Хороший контакт с врачом и медсестрой нужен любому больному для гарантии того, что вместе они успешно справятся с болезнью. Хорошо, когда взаимопонимание формируется свободно и естественно, когда стиль общения больного соответствует аналогичным характеристикам врача.

Предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медработниками и больными является, несомненно, профессиональные и лидерские качества врача.

Врачебная деятельность относится к трудным профессиям. Человек, посвятивший себя медицине, несомненно, должен иметь к ней призвание. Стремление оказать помощь другому человеку всегда считались полезными качествами личности. Только тогда, когда эти свойства личности становятся потребностью, можно считать, что у человека есть главные предпосылки успешного овладения медицинской профессией. Не случайно известный писатель и врач В.В.Вересаев писал, что научится врачебному исскуству невозможно точно также как и искусству сценическому или поэзии. Можно быть хорошим медиком- теоретиком, но в практическом отношении с больными быть несостоятельным.

Гуманизм врача. Больной, прежде всего, ожидать от врача искреннего желания помочь ему и убежден, что иным врачам и быть не может. он наделяет врача наилучшими качествами, присущими людям вообще. можно думать, что первый человек, который оказал медицинскую помощь своему ближнему, сделал это из чувства сострадания, стремления помочь в несчастье, облегчить его боль, иначе говоря, из чувства гуманности. вряд ли нужно доказывать, что именно гуманность всегда была особенностью медицины и врача - ее главного представителя.

Врачебная тайна (конфиденциальность). Во взаимоотношениях врача и больного не последняя роль принадлежит умению врача хранить врачебную тайну. Обычно она включает в себя три вида сведений: О болезнях, об интимной и семейной жизни больного. Врач - не случайный обладатель этих сведений, сокровенных переживаний и мыслей больных. Они доверяются ему как человеку, от которого рассчитывают получить помощь. Поэтому распоряжаться имеющимися у врача сведениями о больном по собственному усмотрению можно лишь в редких случаях. Требование о неразглашении врачебной тайны снимается лишь в случаях, когда это требуют интересы общества, а также при запросе судебно- следственных органов.

Общая и профессиональная культура. Можно отметить еще ряд общих и более частых черт личности, которые нужно воспитывать у врача. Сюда относятся высокая общая культура и культура врачебной деятельности, организованность в работе, любовь к порядку, аккуратность и чистоплотность, те черты, на которые указывал еще Гиппократ.

В рамках понятия культура часто выделяют несколько ее сфер:

а) физическая культура - культура и гигиена тела (например, гимнастика)

б) социальная культура- культура человека как члена общества (соблюдение законов, норм общежития, правил приличия, этикета и т.д.)

в) духовная культура – внутренняя, глубоко личностная, мировоззренческая культура высших ценностей и смыслов).

По аналогии, физическая культура врача есть, к примеру, поддержание его физической работоспособности, опрятность: социальная - правила общения с пациентом (вежливость, внимание, добросердечие, исключение цинизма, неуместных острот, жаргона и т.п.)

Духовная культура врача является стержнем деонтологически грамотного мышления и поведения врача, его нравственного самосознания. Она опирается на общечеловеческие духовные и нравственные ценности. Обществом врач- профессионал всегда рассматривался не только как специалист, извлекающий заболевание, но и как человек, занимающий особую духовную позицию- позицию оказание помощи, лично ответственности и участия в судьбе пациента. Отсюда в подготовке врача проблемы духовного его развития должны занять надлежащее место.

Требование к личности врача, его внешнему облику и поведению постепенно оформились в специальном учении _ медицинской деонтологии. Последняя рассматривается как наука о должном моральном, эстетическом и интеллектуальном облике медицинского работника, о том, каковы должны быть взаимоотношения между медиками, больными и их родственниками, а так же между коллегами в медицинской среде.

Скромность врача - одно из наиболее необходимых его качеств. Медицина достигла многих замечательных успехов. Однако в настоящее время мы больше не знаем, чем знаем, мы чаще не умеем в полной мере помочь больному, чем умеем, хотя, естественно, мы всегда стремимся и хотим этого достигнуть. га

Правдивость врача - одно из важнейших его качеств. Одна из неизбежных особенностей деятельности его, как любого медицинского работника, определяется, в частности, необходимостью в определенных случаях сообщать как больному, так и родственникам его свои мысли о судьбе больного, иногда весьма печальной.

Справедливость- самая высокая добродетель врача. Она пронизывает все его поступки, действия, отношения, суждения и тогда оказывается как проявлением, так и основой его внутренних убеждений, желаний, побуждений.

Честность – является бескорыстность в самом широком понимании этого слова. В отдаче всего себя и даже своей жизни во имя здоровья людей.

Самоотверженность – врача проявляется во многих его действиях, начиная от обыденных для него дежурств у постели больного, до неожиданных выездов к больным независимо от времени суток и погоды, выполнения жизненно показанных больному сложных оперативных вмешательств в условиях отсутствия даже подобия операционной и заканчивая истинно героическими поступками, связанные с риском для собственной жизни.

Читайте также: