Технология развития критического мышления доклад

Обновлено: 16.05.2024

Обновление содержания образования, совершенствование образовательного процесса возможно только на основе внедрения в практику продуктивных педагогических технологий, ориентированных на развитие личности ребёнка и совершенствование педагогического мастерства учителя.

На сегодняшний день одна из важнейших задач современного образования – воспитание личности, умеющей ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Процесс появления новой информации в нашем обществе постепенно ускоряется, все время возникает потребность в новых, ранее неизвестных профессиях, в повышении образовательного уровня. Развитие общества и производства привело к тому, что в настоящий момент важна не столько внешняя образованность человека, сколько развитие в человеке навыков самостоятельного решения задач и оценки результатов своей деятельности. В настоящий момент школа должна воспитать ученика, способного найти применение своим способностям, своему сложившемуся творческому, проектно – конструктивному опыту. Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности.

Основной формой организации образовательного процесса в школе по-прежнему остается урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Как сделать так, чтобы и школьнику, и его родителям, и учителям было интересно общаться друг с другом, чтобы дети видели, что взрослым интересны не только их отметки, но и то, как они смогли своим умом, талантами достичь успехов, чтобы родители, учителя и школьники учились принимать равную ответственность и за успехи, и за неудачи.

Мой педагогический стаж – 26 лет. За это время у меня накопился достаточно большой опыт. За время работы в МБОУ ООШ п. свх. Песковатский осваиваю, внедряю и апробирую элементы новых педагогических технологий: игровых, технологии проблемного обучения, технологии сотрудничества, ИКТ технологии, а также технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Читаю много литературы по теме, постепенно осваиваю терминологию, связанную с той или иной технологией, планирую и провожу уроки с использованием данных технологий.

Русский язык традиционно считается одним из наиболее сложных учебных предметов. Большое количество правил, высокие требования к уровню умений и знаний, необходимость сдачи ГИА по предмету – все это делает предмет для многих нелюбимым, а его изучение – трудным. Поэтому русский язык для многих учащихся остается скучной школьной дисциплиной. Вот почему задачей каждого учителя – словесника является не просто вооружение учащихся необходимым набором знаний по предмету, но и развитие таких умений, которые позволили бы каждому выпускнику пользоваться бесконечным многообразием возможностей русского языка.

Стало понятно, что современному ученику важно не только получать знания, но и уметь применять их в новых ситуациях и при решении новых проблем, им необходимо уметь сопоставлять, сравнивать различные точки зрения, развивать умение связывать знания и жизненный опыт с новой информацией. Поэтому очевидно, что для качественного образования нужны новые образовательные технологии. Технологией, способной пересмотреть способы мотивации школьников к получению знания, и является технология развития критического мышления.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США.

В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года. Теоретико-методологической базой исследования данной технологии в нашей стране являются: идеи гуманизации профессионального образования (Е.М. Бондаревская, Л.А. Волович, З.Г. Нигматов, Г.В. Мухаметзянова), индивидуализации и дифференциации обучения (А. Ахиезер, А.А. Кирсанов, И.Г. Унт); проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин), групповых форм организации обучения (В.И Андреев, В.С. Безрукова, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Г.И. Ибрагимов);

Технология РКМЧП – универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, которая может успешно применяться в единстве с другими образовательными технологиями. Это, прежде всего, подход, цель которого – не развлекать детей с помощью игровых приемов или групповой работы. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

В результате применения данной технологии у учащихся:

•формируется новый стиль мышления

•развиваются базовые качества личности: критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность

•формируется культура чтения, включающая в себя умение ориентироваться в источниках информации

•стимулируется самостоятельная поисковая творческая деятельность, запускается механизм самообразования и самоорганизации.

Данная технология способствует развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи.

Ведущая педагогическая идея – формирование универсальных учебных действий через использование технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка и литературы.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к самостоятельной активности, к поиску пути к цели. Дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.

Таким образом, происходит

● обучение обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;

● создаются условия для дифференцированного обучения;

● формируется направленность на самореализацию;

● вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо тесно связана с понятием личностно - ориентированного обучения.

Применяя ТРКМЧП в учебном процессе, можно решить задачи, поставленные перед учителем в свете внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов. Новизна опыта заключается в том, чтобы помочь учителю в полном объёме использовать в своей работе технологию развития критического мышления, даже в традиционной системе обучения, так как дети от природы любознательны, полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое, умное руководство.

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

1) введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая позволяла бы ученику выбирать индивидуальную программу изучения предмета, стимулирующую самообучаемость школьника, его способность к критическому мышлению и рефлексии;

2) осуществлять переносы уже имеющихся знаний и способов действий в новую ситуацию;

3) создание условий для приобретения учащимися коммуникативных компетенций, необходимых для дальнейшего образования;

4) использование способов и приёмов, направленных на становление активной позиции школьника.

5) применяя технологию развития критического мышления, обеспечить дифференцированный подход к обучению детей; повысить качество выполняемой на уроке работы;

6) развивать навыки самообразования и самоконтроля учащихся;

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.

1. Стадия вызова.

Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели.

2. Стадия осмысления.

Учащиеся читают текст (параграф), учитель предлагает активные методы чтения, учащиеся ведут записи по мере осмысления новой информации.

3. Стадия рефлексии.

Учащиеся сравнивают полученную информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, учатся структурировать знания, обобщать и делать выводы.

Приемы и методы технологии развития критического мышления

Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.

I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные фрагменты и предложения.

III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, заполнив в соответствии со своими пометками таблицу:

IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

1. Посередине чистого листа (или на доске) написать ключевое слово или предложение, которое является главной идеей.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. Рядом с этими словами появляются слова второго уровня, соединенные стрелками, таким образом, устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

1. Добро, счастье, смех, предательство.

2. Сказка, удача, спорт, ягода.

4. Племя, вымя, путь, облако.

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Прием “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?

2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую.

Результативность.

Используя на уроках приемы ТРКМ, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, активизирует их деятельность, снижает утомляемость, перенапряжение. Нестандартные формы проведения уроков дают возможность для самовыражения и творчества обучаемых.

По моему мнению, технология РКМ позволяет значительно поднять уровень познавательных запросов учащихся, повысить интерес к предмету, привить потребность к чтению и научить получать максимальное количество информации из прочитанного текста.

Применение технологии ТРКМ позволяет развить у детей умения конструировать текст, умения ставить вопросы к тексту, производить анализ.

Оценивая результаты, полученные в опыте, можно сделать вывод, что у учащихся повышается мотивация при изучении нового материала, развиваются творческие способности.

Постепенно у моих учеников возрастает уровень самостоятельности при решении учебных проблем, появилась направленность на самообразование, повысилась творческая активность учащихся, изменился характер мотивации учения (учатся не ради оценки, а потому, что им интересно, появилась возможность в самореализации в процессе учения).

Динамика учебных достижений обучающихся за последние 3 года:

Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки по результатам итоговой аттестации, в том числе в форме ОГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день существует множество определений критического мышления.

Специфика образовательной технологии развития критического мышления заключается в том, что учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Структура педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы ТРКМ позволяют со­хранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

Третья стадия (фаза) - рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстом. Особенность технологии - работа с информацией - чтение и письмо. Различные приемы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложенные авторами проекта, - это ключевые слова, работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.

Современная образовательная система должна не только давать умение адекватно воспринимать информацию, но и научить получать ее, оперировать ею, применять ее к конкретным жизненным ситуациям, интерпретировать эту информацию. Необходимым является также развитие у учащегося определенного объема умений и навыков работы с различными источниками знаний, воспитание способности расширять знания, применять в различных жизненных ситуациях. Важно уметь сформировать собственное отношение к фактам, проблемам, уметь выслушать других, найти совместные пути решения проблем.

Цель данной образовательной технологи - развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Ценным является то знание, которое ребенок поставил себе целью получить сам, добытое его собственным трудом, то знание, которым можно поделиться с другими без опасения быть непонятым.Технология развития критического мышления, разнообразие ее приемов позволяют учесть эту особенность усвоения информации. Варьируя предложенные методы, учитель может добиться желаемой цели. Параллельно с этим у учащегося формируются навыки самостоятельной работы с информацией.

Технология развития критического мышления в большей степени работает на развитие продуктивных умений, то есть на развитие интеллектуальных умений более высокого уровня. Главная цель – развитиеметакогнитивныхспособностей и умений учащихся, таких, как способность к самооценке, самоконтролю, умению планировать собственную деятельность, что в конечном итоге должно привести к самообразованию учащихся.

Критическое мышление - открытое рефлексивное оценочное мышление. Способности, развиваемые с помощью этой технологии, — открытый ум, вдумчивое отношение к тексту, умение рассматривать различные точки зрения на явления — позволят учащимся не только внимательно изучить тексты, но и на основе сформированных данной технологией навыков сконструировать свое собственное знание, реализовывать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения.

Развитие навыков критического мышления позволяет найти свой собственный образовательный маршрут как при изучении отдельных тем, решении отдельных вопросов, так и для решения задач образования в целом: развитие способности к самореализации и дальнейшему самообразованию.

Органичное включение работы по технологии критического мышления в систему школьного образования дает возможность роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к учащемуся, к его личности, его индивидуальности.И, наконец, это именно та технология, которая решает вопрос развития коммуникативной культуры. В процессе работы по фазам ТРКМ учащийся понимает ценность своей работы, чувствует свое единение с другими и значимость своей работы. С другой стороны, во время общения идет постоянный процесс самооценки, осознается необходимость правильной аргументации своего мнения, повышается мотивация к обучению.

Главная цель технологии развития критического мышления - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.

Работа, построенная в режиме данной технологии, позволяет осуществить рефлексивное взаимодействие на этапе совместной постановки цели, и в совместной деятельности на стадии осмысления, а на стадии рефлексии провести рефлексию процесса учения с целью определения достижения учениками и учителем запланированных результатов.

На основании индикаторов метакогнитивного опыта формируется:

способность выбирать стратегию обучения.

Рефлексивный анализ проблем и способов их решения, осваиваемый учащимися, является необходимым условием выработки приемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов. Тем самым развивается способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом

За когнитивными умениями следуютметакогнитивные,такие, как способность к планированию собственной учебной деятельности, самоанализу, самооценке, которые помогают учащимся выйти на способность к самообразованию.

Изучение и применение технологии развития критического мышления дает возможность учителю оценить когнитивные способности учащихся, провести рефлексию их деятельности, ценностно-смыслового усвоения содержания, а также собственной деятельности на уроке. Благодаря рефлексии учитель способен выйти за пределы полной поглощенности непосредственной деятельностью, осознать возникающие перед ним проблемы в широком контексте современного изменяющегося мира, передать эти способности своим ученикам.

Функции фаз технологии

1. Важнейшими функциямифазы вызоваявляются:

Целеполагания. Технология развития критического мышления - единственная технология, которая помогает от декларации самостоятельного целеполагания перейти к научению этому умению. Озвучивая свои вопросы (запросы) к изучаемому, систематизируя знания на стадии вызова, ученик выбирает направления изучения темы, ставит собственные цели.

Итак, на стадии вызова рождается первоначальное знание: актуализируется опыт, формулируются вопросы, на которые хочется получить ответ - то есть информация, которую необходимо проверить, дополнить, изучить.

Таким образом, основными функциями смысловой стадии остаются: информационная (новая информация), мотивационная, функция целеполагания.

Функция стадии рефлексии - это развитие рефлексивных метакогнитивных умений учащихся.

Технология развития критического мышления построена на рефлексии и одновременно обеспечивает ее развитие. Технологическое обеспечение рефлексии в обучении можно определить как сочетание определенных средств и методов, обеспечивающих реализацию поставленных учителем и учениками целей в процессе активно конструированного субъектами обучения процесса, основанного на осмыслении значимого для них опыта.
Мы представляем данную технологию как рефлексивную, поскольку она:

формирует самостоятельность мышления;

вооружает способами и методами самостоятельной работы;

позволяет влиять на цели, способы, методы и резуль­таты образовательного процесса и т. д.

Рефлексия - необходимое условие того, чтобы учащий­ся и педагог видели схему организации образовательной деятельности, конструировали ее в соответствии со своими целями и программами, размышляли над возникающими проблемами, оценивали саму образовательную деятельность и ее результаты.

Приемытехнологии развития критического мышления

Бaзoвaямoдeль ("вызoв-ocмыcлeниe-рeфлeксия") задает не только определенную логику построения урока, но также последовательность и cпocoбыcoчeтанияконкретныx технологических приемов. Этonoзвoляeтгoвopитьoб универсальном, надпредметном характере предлагаемой технoлoгии.

Достоинство технологии развития критического мыш­ления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя, в ее открытости. Авторы технологии при ее создании опирались на современные методические приемы, разработки, используемые другими технологи­ями и подходами - дискуссионные, игровые технологии, ТРИЗ, модели рефлексивного письма; разнообразные методические приемы, развивающие интеллектуальные, коммуникативные умения учащихся.

Ученые и практики ищут пути формирования вышеназ­ванных умений. Технология развития критического мышле­ния - один из путей, способствующих их развитию.

Предлагаем вам систематизацию приемов технологии по формированию определенных универсальных учебных дейс­твий (умений).

Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения:

Актуальность этого направления обучения в школьном образовании с каждым годом становится все более очевидной в связи с тем, что громадное количество молодых людей, не получивших хорошего образования и поэтому не обладающих критическим мышлением, становятся жертвами манипуляции со стороны некачественных источников информации и недобросовестных авторов.

Путь к способности критически мыслить лежит через понимание того, что такое мышление вообще. Этим занимается специальная наука когнитология. Когнитолог С. Палагин определяет критическое мышление как своеобразный интеллектуальный фильтр, который позволяет нам спасаться не только от неизбежных информационных ошибок, но и от возможных интеллектуальных неприятностей.

В узком смысле критическое мышление означает корректную оценку утверждений. Одно из самых распространенных определений — разумное рефлексивное мышление, направленное на принятие решения чему доверять и что делать.

Более подробное определение критического мышления описывает его как интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и (или) оценки информации, полученной или порожденной наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия.

Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Наиболее полное и научно обоснованное представление о критическом мышлении дает доклад П.А. Фачоне (Университет Санта Клара) 1 . Основные выводы этого фундаментального исследования можно свести к следующему:

1. Под критическим мышлением понимается целенаправленная, саморегулирующаяся система суждений, используемых для интерпретации, анализа, оценки и формулирования выводов, а также для объяснения доказательных, концептуальных, методологических, критериологических или контекстуальных соображений, на которых эта система суждений основана.

Таким образом, критическое мышление раскрепощает систему образования и предоставляет большие возможности для личной и общественной жизни.

Идеальный критический мыслитель:

• беспристрастен в оценках;

• честно признает собственные слабости;

• рассудителен при принятии решений;

• готов пересмотреть свою точку зрения;

• имеет ясное представление о предмете;

• спокоен в сложных ситуациях;

• упорен в поисках нужной информации;

• разумен в выборе критериев.

Обучение хорошего критического мыслителя, таким образом, должно быть направлено на достижение этого идеала. Оно должно включать в себя как развитие навыков критического мышления, так и взращивание таких внутренних качеств, которые способствуют

Критическое мышление: отчет об экспертном консенсусе в отношении образовательного оценивания и обучения более глубокому познанию вещей и являются основой рационального и демократического общества.

2. Специалисты определяют хорошее критическое мышление как сочетание когнитивных навыков и аффективных качеств. По мнению экспертов, оно включает когнитивные навыки:

Каждый из этих шести навыков входит в основу критического мышления, результативность которого можно оценить с помощью специальных критериев.

Технология развития критического мышления разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы — Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение:

• работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

• выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

• вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

• самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

• сотрудничать и работать в группе;

• выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

• находить требующуюся информацию в различных источниках;

• критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;

• систематизировать информацию по заданным признакам;

• переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;

• видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;

• находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;

• длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;

Эти умения, безусловно, попадают под определение метапред- метных результатов обучения, а сама технология — в группу метапредметно-ориентированных технологий обучения.

Первый этап: вызов

Выполняются три функции:

• мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме);

• информационная (вызов на поверхность имеющихся знаний по теме);

• коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). Рассмотрим, что надо учитывать при проведении этого этапа. Часто отсутствие результативности обучения объясняется тем обстоятельством, что преподаватель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели изначально приняты учащимися как собственные. Необходимо дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. Только после этого преподаватель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей. Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Когда нам проще принять решение? Когда то, что мы делаем, согласуется с имеющимся опытом, пусть и опосредованно.

Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова.

Кроме того, на фазе вызова необходимо решить задачу активизации познавательной деятельности учеников. Например, некоторые школьники на уроке не прикладывают интеллектуальные усилия, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта.

В процессе реализации фазы вызова:

1) учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем;

2) важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы; при этом на данном этапе нет правильных или неправильных высказываний;

Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения. Так в случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе — этапе получения новой информации.

Второй этап: осмысление содержания

Выполняются две основных функции:

• информационная (получение новой информации по теме);

• систематизационная (классификация полученной информации по

Особое внимание следует обратить на следующие моменты.

Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления. Именно поэтому, даже в случае удачно реализованной фазы вызова, в процессе работы интерес и активность учащихся ослабевают. Этому может быть несколько объяснений.

Легче организовывать изучение новой темы в режиме слушания. Однако, учитывая психологические особенности восприятия лекции, необходимо использовать специальные приемы активизации внимания и стимулирования критического осмысления. Работа в режиме чтения более сложная для организации. Но, как отмечают различные авторы, чтение в гораздо большей степени стимулирует процесс критического осмысления, так как это сам по себе процесс индивидуальный, не регламентированный по скорости восприятия новой информации. Таким образом, в процессе чтения школьники имеют возможность перечитать непонятное, отметить наиболее важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам.

Во-вторых, учитель не всегда активно использует возможные приемы стимулирования внимания и, хотя данные приемы достаточно хорошо известны. Это и проблемные вопросы по ходу объяснения рассказа, графическое представление материала, интересные факты и комментарии. Кроме того, существуют приемы для вдумчивого чтения.

На фазе осмысления содержания учащиеся:

1) осуществляют контакт с новой информацией;

2) пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

4) обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;

5) стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;

6) готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Преподаватель на данном этапе:

1) может быть непосредственным источником новой информации; в этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении;

2) если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении;

3) для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. Иногда целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте.

Третий этап: рефлексия

Выполняются следующие функции:

• коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);

• информационная (приобретение нового знания);

• мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);

• оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

На этом этапе следует обратить внимание на то, что в процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Именно осознание учеником происшедших с ним изменений в процессе обучения и становится основным содержанием этого этапа. Эффективным приемом для организации такой деятельности может стать парная и групповая работа, в которой ученики обмениваются мнениями о возникающих в процессе урока вопросах и трудностях осмысления.

Сопутствующие задачи рефлексивного этапа — прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т.д.). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание.

Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и содержанию. Некоторые из суждений других школьников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Итог рефлексии — это ответ на вопросы:

• Что я знал и что умел?

• Что я узнал нового и чему научился?

• Как изменились мои первоначальные представления о предмете и мое отношение к нему?

• Что я буду с этим делать?

Некоторые приемы развития критического мышления

• умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

• пользоваться различными способами интегрирования информации;

• задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

• вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

• выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

• аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

• способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

• брать на себя ответственность;

• участвовать в совместном принятии решения;

• выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

• умение сотрудничать и работать в группе и др.

Педагоги, работающие с детьми в рамках критического мышления, отмечают следующие преимущества данной технологии:

• работа в паре и в малой группе удваивает и даже утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;

• совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

• есть возможность повторения, усвоения материала;

• усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);

• вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

• появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;

• обостряется любознательность, наблюдательность;

• дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

• письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;

• в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, что усиливает понимание;

• развивает активное слушание;

• исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;

• предоставляется случай подняться в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.

1. Сократовское выспрашивание (сократический диалог): выспрашивание самих себя или других, чтобы сделать полностью высказанными и явными важные моменты нашего мышления:

• Что точно является проблемой? Действительно ли это наилучший вариант постановки проблемы?

• Из какой точки зрения мы исходим? Есть ли альтернативные точки зрения, исходя из которых можно было бы подойти к проблеме или задаче?

• Какие предположения мы делаем? Оправданы ли они? Какие альтернативные предположения мы могли бы сделать вместо них?

• Какие понятия (концепты) мы используем? Осознаем (понимаем) ли мы их? Их уместность (соответствие)? Их смыслы и подтексты?

• Какое доказательство мы нашли или должны найти? Насколько надежен наш источник информации?

• Какие выводы мы делаем? Хорошо ли поддержаны эти выводы?

• Какие следствия (смыслы, подтексты) вытекают из нашего рассуждения (объяснения)?

• Как наше рассуждение (объяснение) замещает (превосходит) конкурирующее или альтернативное рассуждение (объяснение)?

• Есть ли возражения нашему рассуждению (объяснению), которые мы должны рассмотреть?

2. Концептуальный анализ (анализ концептов): любые проблематичные понятия (или концепты, связанные с проблемой? В оригинале — problematic concepts) или способы употребления терминов должны быть проанализированы, и их основная логика изложена и оценена. Сделали ли мы так?

3. Анализ спорного вопроса: всякий раз, когда кто-то рассуждает, этот кто-то пытается уладить какой-нибудь спорный вопрос. Но чтобы уладить вопрос, нужно понять тип вопроса. Различные вопросы требуют различных способов урегулирования. Учитываем ли мы точные требования спорного вопроса?

4. Реконструкция альтернативных точек зрения в их самых сильных формах: поскольку всякий раз, когда кто-то рассуждает, этот кто-то рассуждает с точки зрения или в пределах концептуальной структуры, он должен идентифицировать и реконструировать эти альтернативные точки зрения. Реконструировали ли мы эмпати- чески эти релевантные точки зрения?

5. Рассуждения диалогические и диалектические: поскольку почти всегда есть альтернативные линии рассуждений о данном вопросе или проблеме, и так как разумный человек сочувственно рассматривает их, он должен включаться в диалектическое рассуждение.

Обсудили ли мы с различных точек зрения (когда уместно) и рационально идентифицировали ли и рассмотрели ли сильные и слабые стороны этих точек зрения в результате этого процесса?

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают, ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают, об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре.

Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1—2 мин).

Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 мин. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в корзине идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно сбрасывать факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознания ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Технология критического мышления предлагает педагогический прием, известный как Инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе предоставляется одна из шести шляп. Причем в некоторых классах используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.


Федеральный компонент государственного стандарта общего образования определяет направленность общего образования на личностное развитие детей: приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, подготовки обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Особо подчеркивается, что учащиеся основной школы должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность от постановки цели до получения и оценки результата, в том числе самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Новое поколение стандартов уточняет основные ориентиры современного образования от предметноцентрированной модели образования – к модели вариативного личнстногоцентрированного образования. Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий ( компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся( компетентностей).Технологией, которая во многом способствует решению этих задач является технология критического мышления.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. Технология критического мышления, сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, но и на деятельностное участие самого ученика, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии критического мышления, учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности.

Важным в данной технологии является следование трем фазам: вызов, пробуждение, осмысление новой информации, рефлексия и соблюдение трех условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные идеи и т.д.Урок, занятие , серия уроков, тема, курс могут быть построены в соответствии с заявленным алгоритмом.

Третья стадия ( фаза)- рефлексия ( размышление)

На этой стадии происходит возврат к тем проблемам, вопросам, предположениям, которые были сформулированы на стадии вызова. Обмениваясь мнениями о полученной информации, систематизируя её, ребята делают выводы о том, какие из предположений были верными, а какие нет. Выясняют, какой способ решения проблемы наилучший. Функция стадии рефлексии- это развитие рефлексивных метакогнитивных умений учащихся.А если что-то решить не удалось, формулируется новая проблема, над которой надо будет поработать на следующем уроке. Таким образом, цикл замкнётся.

Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстом. Особенность технологии- работа с информацией – чтение и письмо. Различные приемы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе- это ключевые слова, работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.

Современная образовательная система должна не только давать умение адекватно воспринимать информацию, но и научится получать ее, оперировать ею, применять к конкретным жизненным ситуациям, интерпретировать эту информацию. Так рождается новое знание на основе уже имеющегося. Необходимым является также развитие у учащегося определенного объема умений и навыков работы с различными источниками, воспитание способности не репродуцировать знания, а расширять их, применять в различных жизненных ситуациях. Важно уметь сформировать собственное отношение е фактам, проблемам, уметь выслушать других, найти совместные пути решения проблем.

В рамках технологии развития критического мышления разработан целый ряд конкретных стратегий, приёмов, методов, которые могут применяться на разных стадиях урока (или блока уроков). Но учитель может использовать и свои собственные приёмы, которые считает наиболее эффективными. Главную роль играет подход к организации обучения, а не набор методов. Они могут быть и, наверное, должны быть разные.

I стадия вызова

Во время работы на этой стадии принимаются все версии. Дети включены в активный поиск, они воспроизводят информацию. Ребенок ставит перед собой вопрос «что я знаю? по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.

Мозговая атака.

Данный приём нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих главах таблицы информацию, отражающую:

При использовании данного приёма информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему Последовательность действий проста и логична:

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Ключевые термины.

Обучающиеся, используя ключевые слова, записанные на доске, прослушав материал, должны распределить их в определённой последовательности, а затем на этапе осмысления найти подтверждения своим предложениям, прочитав параграф учебника.

II стадия осмысления.

Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения:

? – не понял, есть вопросы

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?

2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую.

На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Читайте также: