Доклад на тему леонардо да винчи биография и вклад в медицину

Обновлено: 06.05.2024

Данная работа кратко знакомит с биографией Леонардо да Винчи и более подробно раскрывает его вклад в развитие анатомии.

Цель: изучение открытий Леонардо да Винчи в области медицины эпохи Возрождения.


  1. Познакомиться с анатомическими исследованиями Леонардо да Винчи;

  2. Отследить значение этих исследований при изображении человека.

Любопытным и даже странным может показаться тот факт, что сильный и значимый вклад в развитие анатомии средних веков был оказан не деятельностью врача, а художника.

Средние века и эпоха Возрождения – время людей энциклопедических, поистине всеобъемлющих знаний и потрясающих возможностей. Таким человеком и был Леонардо да Винчи, чей творческий гений позволил существенно пересмотреть многие положения анатомической науки, открытые до него.

Леонардо желал, чтобы его имя удержалось в истории как имя выдающегося изобретателя, механизатора и инженера. В итоге мы помним его и как выдающегося художника – картины его известны, пожалуй, повсеместно, - и как выдающегося анатома. Анатома, далекого от медицины и клиники, но проникшего удивительно глубоко в изучении строения человеческого тела.

В процессе изображения человеческой натуры в живописи или скульптуре, Леонардо да Винчи хотел быть максимально правдоподобным – это позволило бы ему быть не только просто очень реалистичным художником, но и художником особенным и запоминающимся.

Паоло Джовио, современник Леонардо, писал о нем и проделанной Леонардо да Винчи исследовательской работе: "Он предавался нечеловечески тяжелой и отвратительной работе в анатомических школах, рассекая трупы преступников, чтобы проследить пути природы. Он изобразил в таблицах каждую тончайшую частицу, не исключая мельчайших жилок и внутренней ткани костей, с величайшей точностью, и, таким образом, от его многолетней работы должно было остаться на пользу искусства бесконечное число образцов".

Паоло дель Поццо Тосканелли, учёный математик, астроном и врач, также оказал влияние на молодого Леонардо. Художник придавал большое значение точным зарисовкам анатомических структур, как одного из способов изучения анатомии человека. Наиболее активно Леонардо да Винчи работал в 1510-1511гг. Вскрытия он производил с помощью анатома Торре в больницах Северной Италии. Имеется более 200 листов анатомических рисунков Леонардо да Винчи, которые составляют 13 томов.

Леонардо первым стал использовать анатомические рисунки не для иллюстрации текстов Галена и Гиппократа, но и для самостоятельного изучения анатомии.

Огромное трудолюбие и трудоспособность сделали Леонардо человеком, близким к богу. Анатомические работы, выполненные Леонардо, опережали своё время, широко стали известны гораздо позже.

Леонардо да Винчи – самый яркий гений эпохи Возрождения, один из самых загадочных людей, тайны души которого до сих пор неразгаданными. Учёный по призванию, Леонардо да Винчи обладал исключительными качествами интеллекта – острой наблюдательностью, богатым воображением, возможностью отделять себя от окружающего мира.

Леонардо да Винчи жил в эпоху великих мастеров Возрождения, что не могло не отразится на его творчестве.

Особый интерес у Леонардо вызывали гемодинамические проблемы физиологии сердца. Он был первым кто правильно описал работу сердца. Господствовавшая в то время теория кровообращения Галена не выдерживает никакой критики.

По Галену артерии берут начало в сердце, но начало вен находится в печени, где образуется кровь. Сохранив галеновское представление об образовании крови в печени, Леонардо отверг его представление о том, что вены берут начало в этом органе, вернувшись к более правильному представлению Аристотеля и далее развив его. Леонардо правильно дал оценку сердцу как плотному мышечному органу, который питают артерия и вена. Он был противником теории двух желудочков, он совершенно верно полагал, что клапаны (именно так он их называл), делят сердце на четыре отдела.

Леонардо верно заметил, что толщина правой и левой частей сердца неодинаковы.

Он сделал правильный вывод о том, что сердце не нуждается в уравновешивании, но не имея понятия о замкнутой системе кровообращения, не смог объяснить истинных причин данного явления.

ЧЕРЕПНАЯ КОРОБКА

Широко известные рисунки черепа, выполненные Леонардо да Винчи, относятся к Миланскому периоду его жизни. Эти рисунки являются выдающимися достижениями анатомии средневековья. Два рисунка профиля черепа выполнены 2 апреля 1489 года.

Леонардо да Винчи не удовлетворяли лишь внешние очертания черепа, он производил сечение черепа в трёх плоскостях – сагиттальной, фронтальной и горизонтальной – представляя объёмное изображение костей, его составляющих.

Делал зарисовки отдельных деталей наружной части лицевой и мозговой частей черепа. Это позволило Леонардо открыть воздухоносные пазухи черепа. Применял он также и метод инъецирования расплавленным воском желудочков мозга.

РАЗВИТИЕ ЭМБРИОНА

Изображений эмбриона в матке до Леонардо не существовало.

ВИТРУВИАНСКИЙ ЧЕЛОВЕК

Один из общих принципов Витрувия требует соразмерности архитектурных деталей человеческому телу и его пропорциям.

Интересно, что оригинальный манускрипт Витрувия вообще не содержит иллюстраций, хотя ученые предполагают, что они там были изначально. Авторы изданий времен Возрождения иллюстрировали текст самостоятельно.

И только у Леонардо да Винчи два положения виртуозно совмещены на одном легком, прекрасно читаемом рисунке.

Витрувианский человек – является самым известным рисунком Леонардо да Винчи примерно в 1490 году был помещён в один из его журналов. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях : с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Этот рисунок символизирует канонические пропорции.

Витрувианский человек представляет собой произведение искусства и научный труд, также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.

Рисунок Витрувианского человека часто используют как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела, и далее, Вселенной в целом.

При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация расположения рук и ног составляет две различные позиции. Поза с разведёнными в стороны руками и ногами вместе оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами вписана в окружность. При более детальных исследованиях, оказывается, что центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата половые органы.

Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования – Модурол, повлиявшую на эстетику архитектуры ХХ века.

На сегодняшний день Витрувианский человек не воспринимается как символ идеальных пропорции, скорее это изображение символизирует человека во вселенной.

Интересные факты :

Не смотря на то, что работы Леонардо были забыты на долгие века – золотой век анатомии был открыт его анатомическими трудами.

Работа с данным проектом помогла мне увидеть совсем другую сторону великого гения всех времен Леонардо да Винчи. Было очень интересно узнать о нем как о разносторонне развитом человеке, проводившем свои исследования в областях различных наук, и медицина не стала исключением. Именно благодаря Леонардо да Винчи медицина получила прогрессивное развитие.

Работа с данной темой была интересной и увлекательной, и очень меня заинтересовала. На достигнутом я решила не останавливаться и продолжать свое знакомство с творчеством, исследованиями и изобретениями Леонардо да Винчи.

Анализ основных биографических сведений о Л. да Винчи. Характеристика вклада Л. да Винчи в изучение строения человеческого тела, в частности мышечной системы и строения скелета. Анализ особенностей анатомических рисунков, а также рисунков черепа.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.09.2016
Размер файла 374,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

На исходе Средневековья в Италии взошла звезда, озарившая все последующее развитие европейской цивилизации. Живописец, инженер, механик, плотник, музыкант, математик, археолог, метеоролог, астроном, архитектор, патологоанатом, изобретатель, биолог - вот далеко не полный перечень граней универсального гения. Все это - Леонардо да Винчи.

Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом.

Он опередил свое время на несколько веков вперед.

Окруженный легендами еще при жизни, великий Леонардо - символ безграничных устремлений человеческого разума.

Леонардо да Винчи - самый яркий гений эпохи Возрождения, один из самых загадочных людей, тайны души которого до сих пор остаются неразгаданными. Ученый по призванию, Леонардо да Винчи обладал исключительными качествами интеллекта - острой наблюдательностью, богатым воображением, возможностью отделять себя от окружающего мира.

Леонардо да Винчи жил в эпоху великих мастеров Возрождения, что не могло не отразиться на его творчестве. В его век творили Микеланджело и Боттичелли, Верроккио и Поллайоло, Рафаэль и Тициан, Пинтуриккио и Джорджоне.

Простое перечисление его интересов кажется невероятным и повергает в недоумение своим разнообразием: живопись, графика, архитектура, математика, механика, оптика, ботаника, анатомия, география, философия, картография, геология, создание оборонительных сооружений, конструирование летательных аппаратов и их составляющих, оружия, парашюта, подводной лодки и пр.

Основные биографические данные

Леонамрдо ди сер Пьемро да Вимнчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, 15 апреля 1452, село Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции -- 2 мая 1519, замок Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень, Франция)

Родился Леонардо в 1452 году в тосканском селении Винчи (Италия). Он воспитывался в семье деда -- Антонио да Винчи во Флоренции. Дома получил начальное образование. Его учение состояло из чтения, письма, изучения основ математики и латыни. Леонардо осознавал недостатки своего образования, отсутствие в нем системы и глубины. Известно, что латынь давалась ему крайне трудно, что затрудняло чтение научных трудов (большинство книг были написаны на латыни). Можно также предположить, что отсутствие системы в образовании Леонардо избавляло его от сложившейся предвзятости в суждении тех или иных событий. Отказ от навязываемых догм определил оригинальность большинства суждений Леонардо и предвидение многих изобретений, которые воплотились в жизнь несколькими столетиями позже - признак гениальности.

В возрасте 14 лет Леонардо был определен учеником в мастерскую знаменитого скульптора и художника Андреа Вероккио, в которой он проработал 11 лет. Недалеко от мастерской Верроккио находилась мастерская Антонио дель Поллайоло. Поллайоло был одним из первых художников Возрождения, который занимался в анатомическом театре, изучая мышечную систему человека. Можно полагать, что для молодого Леонардо полотна Поллайоло были первыми уроками анатомии человека. Первоначальный интерес Леонардо да Винчи был таким же, как и у Поллайоло. Однако в дальнейшем Леонардо рассматривал анатомию не только как приложение к живописи и скульптуре. Занятия анатомией охватывают всю жизнь Леонардо да Винчи - первая рукопись относится к 1484 году, а последняя - к 1515.

В 1472 Леонардо был принят в гильдию живописцев - гильдию Святого Луки, но остался жить в доме Верроккио. Собственную мастерскую во Флоренции он открыл между 1476 и 1478 годами.

8 апреля 1476 Леонардо да Винчи по доносу был обвинен в садомее и арестован вместе с тремя друзьями (в то время во Флоренции садомея была преступлением, а высшей мерой было сожжение у столба). Судя по записям того времени, многие сомневались в виновности Леонардо, ни обвинителя, ни свидетелей так и не нашли. Избежать сурового приговора, вероятно, помогло и то, что среди арестованных был сын одного из вельмож Флоренции: был суд, но провинившихся отпустили после небольшой порки.

В 1482, получив приглашение ко двору правителя Милана Лодовико Сфорца, Леонардо да Винчи неожиданно уехал из Флоренции. Первоначально герцог взял его в качестве устроителя придворных праздников, для которых Леонардо придумывал не только маски и костюмы, но и механические "чудеса". За жалование меньшее, чем у придворного карлика, в замке герцога Леонардо исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, придворного художника, позднее - архитектора и инженера. Одновременно Леонардо "работал на себя", занимаясь несколькими направлениями науки и техники одновременно, но за большую часть работы ему не платили, так как Сфорца не обращал никакого внимания на его изобретения. винчи анатомический мышечный скелет

В 1484-1485 годах около 50 тысяч жителей Милана умерло от чумы. Леонардо да Винчи, считавший причиной этого перенаселенность города и грязь, царившую на узких улочках, предложил герцогу построить новый город. По плану Леонардо город должен был состоять из 10 районов по 30 тысяч жителей, в каждом районе должна была быть своя канализация, ширина самых узких улиц должна была равняться средней высоте лошади (через несколько столетий Государственный совет Лондона признал предложенные Леонардо пропорции идеальными и отдал приказ следовать им при разбивке новых улиц). Проект устройства города, как и многие другие технические идеи Леонардо, герцог отверг.

После падения Лодовика Сфорца Леонардо да Винчи покинул Милан. В разные годы он жил в Венеции (1499, 1500), во Флоренции (1500-1502, 1503-1506, 1507), Мантуе (1500), Милане (1506, 1507-1513), Риме (1513-1516). В 1516 (1517) принял приглашение Франциска I и уехал в Париж. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 в замке Клу недалеко от Амбуаза (Турень, Франция).

Значение деятельности Леонардо для развития медицины

В возрасте 14 лет Леонардо был определен учеником в мастерскую знаменитого скульптора и художника Андреа Вероккио, в которой он проработал 11 лет. Недалеко от мастерской Верроккио находилась мастерская Антонио дель Поллайоло. Поллайоло был одним из первых художников Возрождения, который занимался в анатомическом театре, изучая мышечную систему человека. Можно полагать, что для молодого Леонардо полотна Поллайоло были первыми уроками анатомии человека. Первоначальный интерес Леонардо да Винчи был таким же, как и у Поллайоло. Однако в дальнейшем Леонардо рассматривал анатомию не только как приложение к живописи и скульптуре. Занятия анатомией охватывают всю жизнь Леонардо да Винчи - первая рукопись относится к 1484 году, а последняя - к 1515.

Вероятно, именно во Флоренции Леонардо впервые побывал в анатомическом театре. Свои анатомические вскрытия Леонардо да Винчи производил в госпитале Сайта Мария Нова, основанном в 1255 году. Основным практическим руководством при анатомировании в средние века являлся научный труд Мондино де Люччи (1275-1325) "Anathomia". Его метод вскрытия использовали многие поколения врачей-анатомов и художников, а также и Леонардо да Винчи (R. F. Del Maestro, 1998). В жарком климате Италии вскрытие производили в течение нескольких дней. Считалось, что в первый день необходимо производить вскрытие живота, во второй - груди, в третий - сердца и в четвертый день - конечностей. Изучение головы начинали с рассечения скальпа, далее производили вскрытие черепа, исследовали мозг и затем обязательно - основание черепа.

К этому периоду жизни относятся одни из первых его схематических анатомических зарисовок поперечных срезов ноги (рис.1). В последствии Леонардо создал целую систему изображений органов и частей тела в поперечном сечении. Этот прием стал широко использоваться при изучении анатомии человека (в частности, Н. И. Пирогов широко использовал подобное приготовление анатомических препаратов при изучении топографической анатомии).

Наиболее активно Леонардо да Винчи работал в 1510-1511 гг. Вскрытия он производил с помощью анатома Торре в больницах Северной Италии. Имеется более 200 листов анатомических рисунков Леонардо да Винчи, которые составляют 13 томов.

В 1492 году Леонардо да Винчи покидает Флоренцию и перебирается в Милан. Дальнейший двадцатилетний период жизни принес ему признание. Леонардо уделял большое внимание пространственной конструкции сюжета картин. Его не столько интересовали передача цвета или изображение контура, сколько создание эффекта трехмерного пространства. Эффект трехмерного пространства был использован впоследствии при анатомических зарисовках - Леонардо показывал объект с четырех сторон. Много проекционное изображение частей человеческого тела впервые было воспроизведено Леонардо и использовано в дальнейшем другими анатомами. Однако его рисунки в течение многих лет были неизвестны, а "отцом анатомии" считали Везалия (1514-1564). В медицинском учебнике "О строении человеческого тела" ("De Humanis corporis fabrica", 1543) Везалий использовал тот же принцип многопроекционного представления частей тела человека, что и Леонардо да Винчи.

Все рисунки Леонардо были настолько ясны и убедительны, что никто не смог отрицать значения рисунков в преподавании медицины и анатомии. По сей день анатомические рисунки в учебниках анатомии воссоздают по принципу, предложенному Леонардо да Винчи. А его желание написать "Трактат по анатомии" так и осталось нереализованным.

Изучая строение человеческого тела, Леонардо придавал большое значение сравнительной анатомии - “Описание человека, которое охватывает и тех, кто подобного ему вида, - как павиан, обезьяна и многие другие”.

Но, по мнению исследователей, Леонардо да Винчи допускал ошибку, характерную для его времени, находя слишком много как бы точь-в-точь совпадающего у животного и человека.

В создании анатомических рисунков Леонардо придерживался строгой последовательности. "Прежде чем ты сделаешь мускулы, нарисуй вместо них нити, показывающие положения этих мускулов, которые своими концами будут кончаться в месте прикрепления мускулов к их кости. И это дает удобнейшее понятие, если ты хочешь мускулы изобразить все, один над другим. Но, если будешь делать это иначе, чертеж твой окажется спутанным ".

Увлекаясь механикой и пытаясь точно передавать движения человека, Леонардо да Винчи большое внимание уделял изучению мышечной системы и строению скелета:

"Природа не может заставить двигаться животных без механических инструментов. ".

Наверное, этим можно объяснить, почему Леонардо с такой скрупулезностью переданы изображения мышц рук, ног, шеи. По этой же причине, наверно, изображения внутренних органов и, в частности, головного мозга даны схематично.

В комментариях к своим записям он указывает и на функции периферических нервов, выделяя двигательные и чувствительные порции. Особое значение Леонардо придает нервам пальцев рук и ног, подчеркивая их большую функциональную важность. Занимаясь препарированием периферических нервов, изучением взаимоотношения нервных стволов и мышц, Леонардо пытался представить их пространственное и функциональное взаимоотношения. Как следует из первых зарисовок головы, Леонардо не удовлетворяли лишь внешние очертания черепа, он производил сечение черепа в трех плоскостях - сагиттальной, фронтальной и горизонтальной - представляя объемное изображение костей, его составляющих. Эти рисунки - бесспорное подтверждение того, что в Леонардо да Винчи острый исследовательский ум в равной степени сочетался с образным. Гений художника и инженера-математика с абсолютной точностью позволил воспроизвести анатомические формы. Леонардо полагал, что "истинное познание формы какого угодно тела получится из рассмотрения его с разных точек зрения. И потому, чтобы дать познание истинной формы какого-либо члена человека, первого зверя среди животных, буду я соблюдать это правило, делая четыре изображения каждого члена с четырех сторон. И в случае костей буду я делать пять, разрезая их посредине и показывая полость каждой из них ".

Широко известные рисунки черепа, выполненные Леонардо да Винчи, относятся к Миланскому периоду его жизни (1481-1500 гг.). Эти рисунки являются выдающимся достижением анатомии средневековья (рис. 2). Два рисунка профиля черепа выполнены 2 апреля 1489 года.

На одном из рисунков с большой точностью воспроизведена топография черепных ямок. Этот рисунок, сделанный в 1489 г., - один из первых в эпоху средневековья, на котором с особой точностью и тщательностью воспроизведена топография основания черепа. Имеются зарисовки отдельных деталей наружной части лицевой и мозговой частей черепа. Под рисунками запись Леонардо да Винчи, сделанная справа налево, буквы его были перевернуты, поэтому прочитать текст можно было только через зеркало.

Леонардо да Винчи интересовали не только пропорции в анатомии (имеются многочисленные записи изучения пропорции различных частей тела у детей и взрослых, а его рисунок пропорций человека по настоящее время является самым популярным и воспроизводимым), но и расположение органов чувств. Согласно Martin Clayton (1996), представления Леонардо о строении органов чувств соответствовали сложившимся представлениям средневековья. Леонардо пытался понять и представить, что есть чувства, которые позволяют человеку воспринимать окружающий мир. Свидетельством того, что этому Леонардо придавал большое значение, являются его дневниковые записи: "Общее чувство есть то, которое судит о вещах, данник ему другими чувствами. Общее чувство приводится в движение посредством вещей, данных ему другими пятью чувствами. И чувства эти приводятся в движение посредством предметов, посылающих изображения свои пяти чувствам, от которых передаются они воспринимающей способности, а от нее общему чувству, и оттуда, судимые, посылаются памяти, в которой, смотря по силе, сохраняются более или менее. Пять чувств следующие: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние… Душа, по-видимому, находится в судящей части, и судящая часть невидимому в том месте, где все чувства сходятся и которое именуется общим чувством. ".

Леонардо да Винчи описал последовательность проведения секции черепа и мозга. Зарисовки желудочков мозга и пометки художника о функциях желудочков свидетельствуют о значительном интересе к ним Леонардо да Винчи. Первые упоминания о существовании желудочков мозга связаны с именем Аристотеля (322 до н. э.). Головной мозг в рисунках Леонардо представлен в виде сферы. Желудочки мозга представлены схематично. На рисунке Леонардо да Винчи (рис.3) желудочковая система представлена расширенной - вероятно, это первое и наиболее точное изображение гидро-цефалии. Рисунок выполнен Леонардо да Винчи в 1510 году, а пятью годами ранее он же выполнил слепок желудочков мозга быка жидким воском (A. Aschoff и соавт., 1999).

Изображение позвоночника - одно из лучших в анатомических зарисовках Леонардо (рис.4). Позвоночник представлен в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Отдельно изображены шейный отдел позвоночника, первый шейный позвонок - атлант (atlas), второй - осевой (axis) и третий.

В рисунках Леонардо большое внимание обращает на суставы позвонков - лишнее подтверждение желания исследовать двигательные функции человека. Поражает точная передача строения позвоночника - сравнимая с данными КТ- и МРТ-исследований.

Леонардо первый определил точное число позвонков и первый наиболее точно воспроизвел форму позвоночного столба. Леонардо да Винчи также первым предположил, что мышцы шеи удерживают шейный отдел позвоночника наподобие канатов, удерживающих мачту корабля (рис. 5).

Литература

Приложение

Рис.1. Схематические анатомические зарисовки поперечных срезов ноги.

Рис. 2. Два рисунка профиля черепа.

Рис. 3. Головной мозг, желудочковая система.

Рис.4. Позвоночник в сагиттальной и фронтальной областях.

Рис.5. Мышцы шеи, удерживающие шейный отдел позвоночника.

Подобные документы

Разнообразие интересов и талантов Леонардо да Винчи. Проведение анатомических вскрытий художником, создание системы изображений органов и частей тела в поперечном сечении. Исследования в области сравнительной анатомии, содержание дневниковых записей.

презентация [961,9 K], добавлен 28.10.2013

Рассмотрение достижений Леонардо да Винчи в области медицины. Фиксирование внешнего вида и внутреннего устройство мира и человека. Описание пропорций человека художником. Ознакомление с изображениями автором органов в разных ракурсах и проекциях.

презентация [1,0 M], добавлен 27.04.2015

Описание истории развития робототехники и применения ее в хирургических операциях на примере программно-управляемого автоматического манипулятора Да Винчи с инструментом Endo Wrist. Создание плавающей капсулы с камерой и эндолюминальной системы ARES.

реферат [851,7 K], добавлен 07.06.2011

Общий план строения человеческого тела. Особенности строения скелета, мышц, наружных покровов, головы, туловища. Пластические особенностей лица, мимики глаз, рта, носа. Строение органа зрения, внешние покровы (кожа), суставы, их значение для пластики.

учебное пособие [86,2 K], добавлен 15.12.2011

Введение термина "аорта" Аристотелем. Изучение нервной системы Галеном. Описание строения человеческого тела в работах Везалия. Роль деятельности русских ученых Пирогова, Сеченова, Мечникова, Павлова, Боткина и Бурденко в развитии медицинской науки.

презентация [4,9 M], добавлен 27.11.2010

Кротонская школа как первая медицинская школа Византии. Роль и значение Гиппократа в развитии медицины. Изучение строения и функций человеческого тела в древнем мире. Обзор основных медицинских трактатов византийских ученных. Способы лечения больных.

реферат [217,3 K], добавлен 24.04.2014

Описание строения мозгового и лицевого отдела черепа человека. Природа неповторимости и индивидуального строения черепа человека. Асимметрия и половые особенности строения черепов. Анатомические различия возрастной структуры черепа, нормы и отклонения.

леонардо да винчи

Личности

Какой вклад внес Леонардо да Винчи в науку и искусство, Вы узнаете из этой статьи.

Леонардо да Винчи вклад в науку

Будущий итальянский ученый и художник, изобретатель и ученый, музыкант и писатель, а также представитель искусства Возрождения, появился на свет в поселке Анкиато около городка Винчи 15 апреля 1452 года. За свою жизнь он успел нарисовать много картин и рисунков, создать проекты изобретений, которые потрясли мир. Но обо всем поочередно.

Леонардо да Винчи вклад в биологию

Его интересовали вопросы патологии, а точнее прогрессирующие изменения, происходящие под действием болезни. Ученый был первым, кто описал атеросклероз после вскрытия тела старика, и тщательно его изучив.

Также да Винчи особый интерес проявлял к гемодинамическим проблемам физиологии сердца. Им была осуществлена попытка создания первого протеза клапана аорты. Кроме того он описал и зарисовал аппендикс, сосудистую систему внутри печени и речевой аппарат человека, точнее его аномалии.

Леонардо да Винчи вклад в медицину

Особенно заслуживает внимания вклад Леонардо да Винчи в анатомию. Глубокие познания в этой области позволили ему максимально изучить организм человека и правдоподобно его изучить. Его анатомические рукописи и рисунки были обнаружены в 1778 году и стали доступны обществу.

Художником в совершенстве было изображено скелет, связав в рисунке мускулы и нервы, прикрепленные к костям. Леонардо был первым человеком, который точно и правильно нарисовал пропорции и формы частей человеческого скелета. Ученый впервые предположил, что крестец хребта состоит из 5 позвонков, а не 3, как думали раньше. Также он описал кифозы и лордозы позвоночного столба, суставные поверхности костей.

Леонардо да Винчи вклад в культуру

Таким образом, Леонардо да Винчи вклад в историю науки и культуры настолько огромен, что его исследования намного опередили свое время. Он был новатором и экспериментатором, гением и фанатиком своего дела. Его зарисовки, рисунки, а также наброски были настолько точны и подтверждаются современными учеными при помощи чудо техники ХХІ века.

Надеемся,что из этой статьи Вы узнали, какой вклад в науку и искусство внес Леонардо да Винчи.

Обширны и разнообразны интересы мастера к книгам, среди прочих авторов он изучал Авиценну (Ибн Сину), Аристотеля, Архимеда, Цельса, а приступив к анатомированию, ознакомился с трудами Галена и Гиппократа.

Леонардо да Винчи – художник

Но всего этого мало. Живопись, величайшее из искусств, дает в руки того, кто подлинно ею владеет, царственную власть над природой. Для Леонардо живопись – высшее деяние человеческого гения, высшее из искусств. Это деяние требует и высшего познания. А познание дается и проверяется опытом.

И вот опыт открывает Леонардо новые просторы, дали, до него не изведанные в живописи. Он считает, что математика – основа знания. И каждая его живописная композиция плавно вписывается в геометрическую фигуру. Но зрительное восприятие мира не исчерпывается геометрией, выходит за ее рамки.

Масляные краски были изобретены в Нидерландах, но таящиеся в них новые возможности в передаче света и тени, живописных нюансов, почти незаметных переходов из тона в тон были впервые изучены и до конца исследованы Леонардо.

Потерянные шедевры

В поисках истины

Так случилось уже в ранний период деятельности Леонардо да Винчи. Флоренция того времени не дала ему того, на что он мог рассчитывать. Лоренцо Великолепный и его двор превыше всего ценили живопись Боттичелли. Мощь и свобода Леонардо смущали их своей новизной. А замыслы его в градостроительстве и инженерном деле казались слишком смелыми, несбыточными. Лоренцо более всего ценил в Леонардо музыканта, действительно наслаждаясь его игрой на лире.

Леонардо обращается к другому властителю – Людовику Моро, который правит Миланом. Милан ведет в это время войну с Венецией. И потому Леонардо в первую очередь старается убедить миланского герцога, что может быть полезен ему в военном деле.

Как уже отмечалось Леонардо вел свои записи в форме диалогов, но необходимо отметить и следующие любопытные факты: дело в том, что Леонардо писал справа налево, так что читать его труды нужно в зеркале. По некоторым свидетельствам, он был левшой, по другим – одинаково владел обеими руками. Как бы то ни было, такое его письмо еще более усугубляет тот ореол таинственности, которым он окружал себя и которым отмечено все его творчество. Писал Леонардо живым, сочным, образным, порой простонародным итальянским языком.

Леонардо угадал многое, что не знали еще люди, которые в XIX в. стали изучать его записи. Он знал, что человек полетит, и сам, по-видимому, рассчитывал совершить полет с Монте Чечери (горы Лебедя).

Любопытство его было безгранично. Он доискивался причины всякого явления, даже незначительного, ибо и такое могло открыть новые просторы познанию. Каковы же были результаты всех этих вопросов, наблюдений упорнейших поисков причины и следствия, разумного основания, т.е. закономерности явлений?

Леонардо первым сделал попытку определить силу света в зависимости от расстояния. Его записки содержат первые возникшие в человеческом уме догадки о волновой теории света.

Найденные им, подчас на высоких горах, остатки морских животных явились для него доказательством перемещения суши и моря, и он первый категорически отверг библейское представление о времени существования мира.

Леонардо вскрывал трупы людей и животных, и его многочисленные анатомические записи очень точны и беспримерно глубоки по познаниям. Он первый определил число позвонков в крестце у человека. Он хотел знать, как начинается и как кончается жизнь, и проделывал опыты с лягушками, у которых удалял голову и сердце, и прокалывал спинной мозг. А некоторые его зарисовки фиксируют биение сердца свиньи, проколотого длинной шпилькой.

Леонардо да Винчи – анатом

Леонардо да Винчи – основатель динамической анатомии как науки. После смерти Галена за 13 веков не появилось почти ни одного нового исследования о строении человеческого тела. Учение Галена и Гиппократа превратилось в догму. Вопросами анатомии Мастер занимался всю свою жизнь.

Первые анатомические наблюдения Леонардо близки и созвучны наблюдениям Авиценны, а последние его работы стоят ближе к исследованиям Везалия.

Изготавливая собственноручно препараты, Мастер вводил новые методы в изучение органов. Им была изобретена модель из стекла для изучения клапанов сердца. Именно Леонардо стал первым делать распилы костей вдоль и поперек, первым определил пропорции скелета.

Пытаясь связать строение сердца с его функциями, Леонардо выдвигает следующую теорию: одна камера – одна функция; много камер – много функций (прилив, отлив). Мастер правильно выделил наличие трехстворчатого клапана. Совершенно правильно Леонардо указал на функцию сухожильных хорд, которые не дают клапанам вывернуться.

Заключение: Леонардо о медицине и гармонии жизни

14 мая 1452 года – рождение Леонардо.

1457 год – зачислен в список граждан Флоренции.

1464 – 1466 года – поступление в мастерскую Верроккьо. Приобщение к искусству и наукам. Занятие анатомией.

1483 год – Милан. Работа над конной статуей Франческо Сфорца. Занятие анатомией человека и лошади.

1500 - 1503 года – работа над «Монной Лизой"

1509 – 1511 года – Павия. Занятия по анатомии с Маркантонио де ля Торе.

1513 год – Рим. Занятия анатомией.

2 мая 1519 года – Франция, Клу близ Амбуаза. Смерть Леонардо да Винчи.

Список литературы

Как ни странно, но медицина и искусство были связаны во все времена. Особенно это просматривается в таких произведениях искусства, как картины, в частности живопись.

Великий Леонардо умел писать картины долго и не все заказчики способны были дождаться завершения очередного шедевра.

Великий Леонардо умел писать картины долго и не все заказчики способны были дождаться завершения очередного шедевра.

Картины – описание развития медицины

Особое место в живописи занимает Леонардо да Винчи. Художник увлекался анатомией и является первым ученым, который описал и зарисовал человеческие органы. Рисунки были яркими и настолько явными, что просто поражали современников.

В то время изучение анатомии было под запретом, так как открыто в университетах изучают лишь базовые знания. А для более глубоких знаний требовалось более подробное изучение отдельных органов. Для этого требовались человеческие трупы, достать которые было очень проблематично из-за запрета Папы Римского. Именно поэтому исследование человеческих органов Леонардом да Винчи было опасным и сложным занятием.

Анатомические рисунки были выполнены красным карандашом и заштрихованы пером с чёрными чернилами. Изображение были настолько ясны и поразительны, что их стали использовать в анатомических учебниках при обучении студентов. И по сей день во многих медицинских пособиях мы можем встретить зарисовки самого Леонардо да Винчи.

По словам великого ученого и потрясающего художника им было создано 120 альбомов, в которых с особой четкостью и точностью он изображал органы и мертвые тела. Он говорил о том, что он собственноручно сдирал кожу с трупов, доставал органы и отделял мышцы от костей.

К сожалению, изучение его иллюстраций началось только концу 18 века, так как ранее его труды не признавались и были запрещены церковью. До нашего времени дошло всего лишь несколько сотен зарисовок, которые всё же несомненно внесли огромный вклад в изучение строения человека.

Прорисовка каждого элемента, внимательность к каждой детали! Все это в его записях от скелета до плода человека!

Прорисовка каждого элемента, внимательность к каждой детали! Все это в его записях от скелета до плода человека!

Можно сделать вывод, что именно картины такого типа, созданные Леонардо да Винчи, внесли огромный вклад в развитие медицины, в частности анатомии. И по сей день многие ученые пользуются его трудами, так как они являются поистине великими.

Спасибо, что дочитали статью! Рекомендую всем поискать на полках книжных целые учебники анатомии по рисункам да Винчи! Невероятные познания из одной только наблюдательности.

Спасибо, что дочитали статью! Рекомендую всем поискать на полках книжных целые учебники анатомии по рисункам да Винчи! Невероятные познания из одной только наблюдательности.

Так же поддержи автора лайком , Вам ничего не стоит, а ему приятно и мотивирует его на создание лучшего контента!

Читайте также: