Трудовые миграции в мире доклад

Обновлено: 18.05.2024

Исследование причин, форм и современных тенденций миграции населения. Международное и национальное правовое регулирование мировой трудовой миграции. Анализ миграционной политики России. Рассмотрение региональных квот и правил привлечения рабочей силы.

Рубрика Международные отношения и мировая экономика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.10.2014
Размер файла 21,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ

1.Международная миграция: причины, формы, современные тенденции

2.Международное и национальное регулирование международной трудовой миграции

3.Миграционная политика Российской Федерации

1. Международная миграция: причины, формы, современные тенденции

Международная трудовая миграция - перемещение трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью вступления в трудовые отношения.

Международная миграция представляет процесс эмиграции, иммиграции, реэмиграции.

Под эмиграцией понимается выезд граждан из страны, под иммиграцией - въезд граждан в страну, реэмиграция - возвращение граждан в страну.

Виды трудовой миграции:

1. Безвозвратная - выезд на постоянное место жительства в другую страну.

2. Временно - постоянная - на срок от 1 до 6 лет.

3. Сезонная - выезд на сезонные работы сроком до 1 года.

6. Беженцы - лица, вынужденные эмигрировать из страны в связи с какой - либо угрозой.

7. Нелегальная миграция - незаконный въезд в страну.

Причины трудовой миграции:

1. Экономические - поиск работы, более высокая з/п в принимающей стране.

2. Политические - диссидентство.

3. Национальные, семейные, религиозные.

Основными причинами трудовой миграции являются экономические.

Основная функция международной трудовой миграции заключается в перераспределении трудовых ресурсов в масштабе мирового хозяйства. Трудовые ресурсы перемещаются из трудоизбыточных стран, выступающих в качестве экспортёров, в трудонедостаточные, выступающие импортёрами рабочей силы.

Преимущества, получаемые странами - экспортёрами трудовых ресурсов:

- сокращается уровень безработицы и расходы по ее социальному обслуживанию;

- граждане, работающие за рубежом, приобретают более высокую квалификацию и переводят часть своего дохода на родину, улучшая тем самым платежный баланс страны;

- эмигрантами нередко осуществляется личное инвестирование в отечественную экономику (путем покупки у себя на родине средств производства, земли, недвижимости, ценных бумаг и т. д.);

- часть эмигрантов возвращается домой, привозя с собой капитал, достаточный для начала бизнеса. В результате в относительно менее развитых странах развивается предпринимательская деятельность;

- страны - экспортеры имеют валютные поступления от стран -- импортеров рабочей силы, идущие на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу, образование и т.д.

К отрицательным последствиям для стран - экспортёров трудовых ресурсов относятся:

- рабочая сила, на воспроизводство которой были затрачены национальные ресурсы, создает ВВП не у себя на родине, а за рубежом;

- массовый отъезд молодых людей, преимущественно мужчин отражается на демографической ситуации.

Для стран - импортеров трудовая миграция также имеет как положительные стороны:

- возможность привлечения дешевой рабочей силы;

- снижение расходов на обучение работников и их социальную защиту;

- обеспечение занятости в не требующих высококвалифицированной рабочей силы отраслях;

так и отрицательные:

- повышение социальной напряженности;

- частые правонарушения -- нередко на почве межнациональных конфликтов;

- негативное влияние на платёжный баланс при перечислении полученных доходов в страну гражданства.

Согласно исследованию Всемирного банка, международная миграция стимулирует рост благосостояния как экспортирующих, так и принимающих стран.

Чтобы увеличить эффективность миграции, ВБ предлагает упростить легализацию трудовых мигрантов и облегчить механизм перевода денежных средств. По данным ВБ, численность мигрантов в мире приближается к 200 млн. человек. Заработки трудовых мигрантов существенно сокращают уровень бедности, прежде всего в развивающихся странах.

В мире насчитывается порядка 200 млн. трудовых мигрантов, 60% из них являются выходцами из развивающихся стран. Растёт проблема нелегальной миграции. В западной Европе не менее 3 млн. нелегальных мигрантов, в США - около 4,5 млн.

Основное движение миграционных потоков направляется из развивающихся стран в развитые, обеспечивая ряд отраслей работниками.

В последнее время растёт миграция трудовых ресурсов между развивающимися странами. Главным образом это миграция между НИС и странами ОПЕК, с одной стороны, и другими развивающимися странами - с другой.

Имеет место и миграция трудовых ресурсов из промышленно развитых стран в развивающиеся. В основном - высококвалифицированные специалисты.

В настоящее время в мире сложились и функционируют 7 мировых центров миграции трудовых ресурсов.

1.Страны Западной Европы. Насчитывают порядка 13 млн. мигрантов. В качестве импортёров р/с выступают: ФРГ, Франция, Великобритания, Швейцария, Бельгия, Швеция, Нидерланды. Экспортёры - страны Восточной Европы и бывшие колонии.

Доля мигрантов в общей численности занятого населения

1. Люксембург - 30% 5. Австрия - 6,2%

2. Швейцария - 29,6% 6. Швеция - 5,8%

3. ФРГ - 8% 7. Франция - 5,2%

4. Бельгия - 7,5% 8. Великобритания - 3,4%

2.Северная Америка. Странами - импортёрами трудовых ресурсов являются США, Канада. Ежегодная квота иммигрантов в США составляет 650 тыс. чел. Доля мигрантов в общей численности занятых составляет 5%.

Начиная с 70-х годов 20 века в мире стали формироваться новые центры международной трудовой миграции.

3.Нефтедобываюшие страны Ближнего Востока. Принимают порядка 4 - 5 млн. чел. в год. Страны - экспортёры р/с.: Египет, Сирия, Йемен, Индия, Пакистан, Республика Корея, Филиппины.

Доля мигрантов в общей численности занятого населения

1. ОАЭ - 97% 4. Оман - 70%

2. Катар - 96% 5. Саудовская Аравия - 60%

3. Кувейт - 86% 6. Бахрейн - 51%

4.Австралия. (с 80-х годов). Принимает около 200 тыс. мигрантов ежегодно. В первую очередь принимаются специалисты в области финансовой деятельности. Страны - экспортёры: Восточная и Центральная Европа (Италия, Греция, Словения).

5.Страны АТР ( с 80-х годов). Страны-импортёры трудовых ресурсов: Япония, НИС (Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия). Страны экспортёры: Индия, Филиппины, Таиланд. В Японии работает 1,35 млн. мигрантов, в Малайзии - 2,5 млн, Сингапуре - 450 тыс.

6.Страны Латинской Америки. Принимающими странами являются Бразилия, Аргентина, Венесуэла. Масштабы миграции составляют порядка 3 млн. чел. Интерес представляют высококвалифицированные кадры из Центральной и Восточной Европы (нефтяники, инженеры-химики). В качестве экспортёров р/с. Выступают соседние страны.

7.Страны Африки. Масштабы миграции составляют порядка 2 млн. чел. Принимающими странами являются страны Северной Африки, ЮАР. Экспортёры - прилегающие страны.

Наибольшей численностью трудовая миграция представлена в США - 45,8 млн. мигрантов, в России - 11 млн. мигрантов, в Германии - 9,8 млн. мигрантов. международный трудовой миграция россия

2. Международное и национальное регулирование международной трудовой миграции

Система международного регулирования миграционных процессов включает в себя двусторонние и многосторонние соглашения использования труда мигрантов.

К международным организациям, регулирующим миграцию, относятся: Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Международная организация по миграции. МОТ рекомендует всем странам, включённым в миграционные процессы, координировать политику в области занятости.

- об отношении к трудящимся - иностранцам (1919 г.). Рекомендуется соблюдение равноправия иностранных работников по оплате труда и условиям работы.;

- о вербовке, трудоустройстве и условиях труда трудящихся - мигрантов (1939 г.);

- о защите трудящихся - мигрантов в слаборазвитых странах и территориях (1955 г).

Первым нормативным документом МОТ стала Конвенция 48, принятая в 1938 г. В ней устанавливалась системе международного сотрудничества по сохранению прав мигрантов, вытекающих из страхования по инвалидности, старости, потере кормильца.

В 1949 г. была принята Конвенция 97, в которой предусматривались права мигрантов на постоянное место жительства в принимающей стране после определенного срока работы.

В 1955 г. МОТ принимает Рекомендацию 100 - о защите трудящихся - мигрантов развивающихся стран. Этот документ направлен на ограничение нежелательной для этих стран потери трудовых ресурсов.

В 1974 и 1975 гг. были приняты Конвенция 143 и Рекомендация 151, направленные на пресечение нелегальной миграции.

Вместе с тем, и в настоящее время проблема дискриминации мигрантов остаётся актуальной для большинства принимающих стран.

На национальном уровне миграционная политика делится на иммиграционную и эмиграционную.

Инструменты иммиграционной политики:

1. Профессиональные требования.

2. Возрастной ценз.

3. Медицинские показатели.

4. Политические ограничения

5. Количественные ограничения (квоты)

6. Ограничения времени работы в стране.

7. Национально-географические приоритеты

8. Санкции по отношению к нелегальным мигрантам и работодателям.

9. Запреты на профессии.

Инструменты эмиграционной политики:

1. Стимулирование трудовой миграции

2. Ограничение трудовой миграции

3. Создание условий для реэмиграции (Франция-Алжир).

4. Создание условий для адаптации реэмигрантов на родине.

3. Миграционная политика Российской Федерации

Распад СССР, переход к рыночным отношениям, экономические и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на территории Росси оказалось в середине 90-х годов около трех миллионов беженцев. Рост безработицы подтолкнул сотни тысяч российских граждан, в том силе высококвалифицированных специалистов, трудоустраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов населения в последние десятилетия. На конференции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигрантов была признана безотлагательная необходимость международной помощи. На территории России оказались сотни тысяч перемещенных лиц нет только из СНГ и Балтии, но и других регионов (например, афганская община порядка 200 тыс. человек, а также мигранты - вьетнамцы, китайцы и т.д.).

Правительство РФ вынуждено в этих условиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, развивать сотрудничество с другими странами на двусторонней и многосторонней основе.

Выход России на внешние рынки труда предполагает формирование полноценной, обоснованной миграционной политики. В Росси уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции РФ, законах и подзаконодательных актах, постановлениях Правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.

Разработана федеральная миграционная программа Правительство РФ наметило меры по выполнению задач в области миграционной политики страны, первоочередными из которых являются регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов в этой области, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов.

Практическому претворению в жизнь конституционных и законодательных норм, обеспечивающих права российских граждан на трудоустройство за границей, способствуют заключенные международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран. Федеральной миграционной службой России предоставлены лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за рубежом.

В РФ численность мигрантов составляет по данным Всемирного банка порядка 11 млн. чел. Доля мигрантов среди занятого населения составляет более 9%. 90% мигрантов занято низкоквалифицированным трудом. Распределение мигрантов по видам деятельности: 60% - строительство, 9% - с/х/, 7% - транспорт.

Все эти меры направлены на регулирование миграционных потоков рабочей силы на территории РФ, а также на снижение преступности связанной с нелегальной миграцией.

Размер квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности определяется на основании предложений регионов, которые формируются путем обобщения заявок работодателей.

Для дефицитных профессий квоты не устанавливаются, мигранты получают разрешение на работу вне квот. В России имеется перечень таких профессий, к которым относятся менеджеры компаний, программисты, учёные, деятели искусства.

Перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации не распространяются, на 2013 год

Разрешение на работу сроком на один год выдается только через работодателя, который в свою очередь должен был подать заявку на предоставление ему квот для иностранных граждан, в территориальный орган УФМС России. Данная заявка подается в территориальный орган УФМС заранее: если работодатель хочет получить квоту на следующий год, то заявку он должен был подавать до мая текущего года.

В 2012 году квота на иностранную рабочую силу составила 1,25 приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности. Данная квота утверждены на все субъекты РФ, как правило больше всего квот выделяется на г. Москву, Московскую область и Санкт-Петербург.

В 2013 г. квота составила 1,745 миллиона человек. Квоты на въезд иностранных работников в Россию в 2014 году будут сокращены. В целом по России размер квоты на привлечение мигрантов должен составить 1,63 млн. человек - это 93,5% от количества иностранных работников, привлеченных в 2013 году (1,75 млн. человек).

Основные сокращения планируются для неквалифицированного персонала, общего для всех отраслей экономики,-- их привлекут на 24,9% меньше. Согласно расчетам, предусматриваемый размер потребности в привлечении иностранных работников составит 2,3% (в 2013 году 2,4%) от численности занятых в экономике в среднегодовом исчислении и 2,3% от численности экономически активного населения.

Подобные документы

Международная миграция рабочей силы в системе международного регулирования мировой экономики. Предпосылки и основные направления государственного регулирования международных миграционных процессов. Проблемы миграционного движения рабочей силы в России.

контрольная работа [50,9 K], добавлен 19.07.2010

Исследование понятия, происхождения и значения миграции населения в мировом хозяйстве. Изучение причин и видов международной трудовой миграции. Анализ последствий трудовой миграции для принимающих стран. Международные центры притяжения трудовых мигрантов.

презентация [315,1 K], добавлен 07.08.2013

Международная трудовая миграция, ее социально-экономические последствия. Использование китайской рабочей силы для реализации концепции замещающей трудовой миграции. Оценка масштабов привлечения иностранной рабочей силы в экономику Амурской области.

дипломная работа [845,2 K], добавлен 10.10.2012

Проблемы международной трудовой миграции. Виды трудовой миграции, ее экономические эффекты. Масштабы и направления миграции рабочей силы. Государственное регулирование и механизмы контроля миграции. Экономические последствия международной миграции.

реферат [55,0 K], добавлен 30.11.2010

Причины международной миграции населения, ее процессы и основные виды. Государственное регулирование иммиграции рабочей силы в странах-донорах. Основные центры международной трудовой миграции. Россия как крупнейший участник международного рынка труда.

контрольная работа [34,3 K], добавлен 15.06.2009

Место миграции в международных проблемах мировой экономики. Правовой вопрос миграции. Процесс миграции трудовых ресурсов. Национальная миграционная политика. Социально-экономические последствия миграции. Преимущества экспорта и импорта рабочей силы.

курсовая работа [43,4 K], добавлен 27.01.2010

Виды международной миграции рабочей силы: переселенческая миграция и трудовая миграция. Число трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу в России, уровень их образования. Воздействие иммиграции на условия труда и занятости местного населения.

Трудовая миграция – один из разновидностей миграции, являющийся совокупностью передвижений населения с намерением найти и получить рабочее место. Это очень объемное понятие, которое может несколько различаться по всему миру. Существуют разные виды трудовой миграции, как временные, так и постоянные.

Основные разновидности трудовой миграции

Трудовая миграция

Когда речь идет о трудовой миграции постоянного характера, речь идет о переселенцах, направляющихся в принимающее государство с целью закрепиться там на постоянной основе. Причем не имеет значения, собираются трудовые мигранты получать гражданство, или же будут довольствоваться только видом на жительство и разрешением на работу. Некоторые страны широко известны своими жесткими законами получения гражданства, так что приобретение паспорта не всегда является обязательным пунктом в трудовой миграции на постоянной основе.

Международная трудовая миграция может носить и такой характер. Все дело заключается в особенностях законодательства. Когда срок трудовой миграции ограничивается от одного года до шести лет, подобная международная трудовая миграция называется временно-постоянной.

Данный вид трудовой миграции является одним из наиболее распространенных в мире. Существует множество видов занятости, которые носят сезонный характер:

  • Сельское хозяйство;
  • Рыбная ловля;
  • Некоторые виды строительства;
  • Сферы услуг.

В таких случаях целесообразно привлекать сезонных рабочих. Сезонная форма трудовой миграции достаточно распространена и в России – рабочих приглашают по заранее составленным трудовым договорам, или же нанимают людей из уже прибывших мигрантов.

Некоторым мигрантам приходится ежедневно пересекать государственную границу для того, чтобы прибыть на рабочее место. Подобная форма трудовой миграции стала причиной регулирования большого количества законов, упрощающих перемещения из страны в страну.

Работники

Международная миграция трудовых ресурсов обусловлена явным преимуществом некоторых стран перед большинством неразвитых государств. Если первые волны трудовой миграции были вызваны насильственным путем (например, перевозка рабов из Африки в США), то с отменой рабства развивающимся капиталистическим странам пришлось другим путем компенсировать нехватку рабочей силы.


Бесплатная юридическая поддержка по телефону:

Регулирование вопроса не заняло много времени – понадобилось только упростить правила пересечения границы. Разумеется, в этом случае наблюдается именно внешняя трудовая миграция. Внешняя трудовая миграция подразумевает пересечение границы, в то время как внутренняя может ограничиваться только лишь перемещением внутри государства.

Причины трудовой миграции по всему миру

Трудовая миграция по всему миру

Существуют различные причины, по которым населению приходится прибегать к трудовой миграции. Это могут быть особенности социума и быта, экологический фактор, сложная политическая обстановка и т.д. В большинстве случаев мигрант просто не может прокормить себя и свою семью, что вынуждает его колесить по всему миру в поисках достойного заработка. В некоторых случаях опытные специалисты стремятся достичь максимального карьерного роста, и поэтому отправляются за рубеж.

Войны и вооруженные конфликты также являются весомой причиной трудовой миграции. Особенно это было распространено после Второй Мировой Войны. Ужасные события тех лет унесли огромное количество жизней, большую часть которых составляли совершеннолетние дееспособные мужчины.

Соответственно, наблюдалась острая нехватка рабочей силы. Поэтому демобилизованных солдат из приграничных государств приглашали на работу в крупные предприятия, упростив при этом правила пересечения границы. Такое активное государственное вмешательство в вопросы трудовой миграции было особенно заметно в послевоенной Франции – были сняты практически все ограничения на въезд мигрантов. В этом случае был принят соответствующий закон о внешней трудовой миграции, который помог эффективно решить вопрос.

На первом месте стоят экономические причины трудовой миграции. Как известно, всего несколько доминирующих стран владеют большей частью мировых ресурсов, в то время как более отсталые регионы обречены на нищету. Именно такое положение дел вынуждает мигрантов отправляться за рубеж в поисках заработка. Далеко не каждое правительство принимает меры регулирования трудовой миграции на государственном уровне, поэтому решение данной проблемы появится еще не скоро.

Какие бывают типы мигрантов?

Мигрант

Это мигранты, которые стремятся переехать в другую страну на постоянное место жительства, с последующим получение гражданства. Переезжают либо в одиночку, либо вместе с семьями. Наиболее популярными странами для таких мигрантов являются США, Канада и некоторые страны западной Европы. В России существуют масштабные государственные программы для таких мигрантов, но они в большей степени ориентированы на возвращение соотечественников.

  • Рабочие по контракту (обычно со средней квалификацией или вовсе неквалифицированные).

Когда мигрант прибывает в страну при условии, что покинет ее по истечении определенного срока, его называют рабочим по контракту. После выполнения контрактных обязательств рабочий обязан вернуться на родину. К таким мигрантам относятся сезонные рабочие, моряки и представители сферы обслуживания. Например, в некоторых регионах России многие люди приезжают в Турцию на время туристического сезона.

Современная международная миграция трудовых ресурсов в России


Возникла проблема? Позвоните юристу:

В связи с такими событиями правительству пришлось принимать определенные меры регулирования, так как нелегалы не приносят никакого дохода стране, а только снижают стандарты при приеме на работу и ежегодно вывозят по нескольку миллиардов рублей из России. Кроме того, нелегальные мигранты отнюдь не стремились в приоритетные для России районы – они всегда приезжали именно в развитые города с многомиллионным населением, где и так существует серьезная проблема с трудоустройством.

Правительство России в большей степени заинтересовано в привлечении соотечественников, нежели иностранных рабочих. Соотечественники обладают достаточным знанием русского языка и местных традиций, и поэтому более выгодны для государства. Для привлечения соотечественников введена специальная программа репатриации. Благодаря этой программе можно проводить эффективное регулирование миграции, поощряя переезд соотечественников в более приоритетные для России регионы. Это могут быть регионы с низким уровнем рабочей силы, города с масштабными проектами, требующими привлечения специалистов, и другие подобные территории России.

Глобализация породила новую волну миграции в мире

Строители, банкиры, музыканты, таксисты: мировая армия трудовых мигрантов расширяется и уже превысила 164 млн человек - это больше населения России. Из них две трети уехали в богатые страны, и теперь там каждый пятый работник - иностранец.

Занятость среди мигрантов растет одновременно с безработицей и недовольством среди местного населения. В ответ власти ужесточают миграционную политику. С другой стороны, технологическая революция сокращает потребность в рабочей силе.

В результате в передовых экономиках темпы притока трудовых мигрантов постепенно замедляются, и пальму первенства перехватывают страны со средним доходом, показало свежее исследование Всемирной организации труда. В эту группу, помимо Китая и Бразилии, входят Россия, Беларусь, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан.

Куда едут

Большинство пока предпочитает развитый Запад: половину всей иностранной рабочей силы в мире делят поровну Северная Америка и Европа.

Иностранных предпринимателей привлекают бизнес-климат, финансы и научная база - спросите южноафриканца Илона Маска. Работников манят и высокие зарплаты, и шансы на трудоустройство, и карьерные возможности.

А местные работодатели, со своей стороны, ищут таланты и могут позволить себе потратиться. Например, Банк Англии (британский центробанк), возглавляет канадец Марк Карни, а балетную труппу Государственного балета Берлина (Staatsballett Berlin) - испанец Начо Дуато, до этого работавший в России в Михайловском театре.

На развитые богатые страны приходится 68% всей трудовой миграции. Отчасти это объясняется их привлекательностью для работников из бедных стран. Отчасти - постепенной либерализацией рынка труда и открытием границ, прежде всего в Евросоюзе, где почти полмиллиарда человек вольны перемещаться между 28 странами блока и активно этим пользуются.

И если в рабочей силе развитых стран мигранты составляют 18,5%, то в целом на планете лишь каждый двадцатый, или менее 5%, из 3,5 млрд работников приехал из-за границы.

Мигранты и беженцы

В мире больше четверти миллиарда мигрантов, из которых лишь около 7% - беженцы, а львиная доля - почти 60% - трудовые мигранты, то есть, люди трудоспособного возраста, которые приехали за границу и уже трудятся либо ищут работу.

За четыре года со времени предыдущего исследования число трудовых мигрантов в мире выросло почти на 10%.

Читайте также: