Доклад на тему культура средневековья эпоха ренессанса

Обновлено: 05.05.2024

Значение Ренессанса измеряется не только количеством замечательных произведений. В эпоху Возрождения произошли качественные изменения во всех областях культуры. Каноны Средневековья уступили место новому искусству: гуманистическому, антропоцентрическому, светскому, реалистичному. Были заложены художественные основы творчества мастеров всего Нового времени. На какое бы направление вплоть до коренного идейного перелома в конце XIX — начале XX веков мы ни взглянули, — все они выросли из ренессансной колыбели.

Название этому периоду (от латинского renasci происходят итальянское слово Rinascimento и французское Renaissance) было дано самими современниками. Например, термин встречается у итальянца Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) — художника, архитектора и писателя. Дело в том, что творцы этой эпохи, отказавшись от средневековых канонов, своим фундаментом провозгласили античное искусство. Речь шла о возрождении художественных принципов античности, которые представлялись ренессансным мастерам идеалом. Но они были новаторами, а не эпигонами. Их творчество не было слепым копированием: на древнем фундаменте построили величественный дворец, наполнив его новым содержанием.

Ну, а термин в современном значении, то есть для обозначения периода в истории культуры, ввёл в XIX веке французский историк Жюль Мишле (Jules Michelet).

Исторические вехи и периоды Возрождения

История Возрождения начинается в XV столетии. Ренессансно-гуманистическая доминанта звучит на протяжении почти трёхвекового периода: с начала 1420-х годов до последней четверти XVI столетия (завершающие аккорды были слышны и в начале XVII века). Ренессансные тенденции зародились в Италии, а затем распространились за пределы Альп, поэтому в других странах национальное Возрождение началось позже.

Разумеется, новый стиль возник не мгновенно. Новаторские идеи постепенно пробивали себе путь в течение дученто и треченто Проторенессанса, оттесняя готические и византийские мотивы.

Ренессанс делится на три периода:

  • Ранний — с 1420-х годов по конец XV столетия;
  • Высокий — с конца XV века до 1520-х годов;
  • Поздний — до конца XVI столетия.

Раннее Возрождение — Филиппо Липпи, Гирландайо и Боттичелли

Началом ренессансной эры считают 20-е годы XV века, а очагом нового стиля – блистательную Флоренцию. Осторожное проторенессансное новаторство сменяется уверенным манифестом творцов-гуманистов. Искусство становится светским (это не означает исчезновения религиозных сюжетов, меняется сам характер творчества). Философской основой провозглашается антропоцентризм. Что же касается техники, то живописцы внимательно изучали античные идеалы, стремились к реалистичности форм и красок, работали с перспективой.

Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi) был монахом (фра — не часть имени, а наименование монахов в Италии, сокращение от слова frate — брат). Но, несмотря на монашеские обеты, он наполнял картины чувственностью и жизнерадостностью. Впрочем, чего ожидать от человека, который выкрал из монастырских стен молодую монахиню? Фра Филиппо был очень интересным человеком!

Линии Боттичелли называют певучими. Поразительная пластичность делает его манеру письма настолько выразительной, что он относится к числу самых узнаваемых художников в истории.

Высокое Возрождение — да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и Тициан

Изобразительная техника достигает высот. Для фресок и полотен характерны сложные композиции, углубленность пространства, эмоциональная насыщенность.

Эти тридцать лет поразительны по концентрации шедевров и великих имён.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo di ser Piero da Vinci). Главные работы:

Интересная деталь: современные исследователи выяснили, что гений был способен наносить краску тончайшими слоями в два микрона!

РАФАЭЛЬ САНТИ (Raffaello Santi), чьё творчество отражает самые светлые и возвышенные идеалы. Восхищает сочетание красок, изящество линий, композиционная гармония. Ему невероятным образом удавалось соединить яркость палитры с безупречным вкусом. Картины наполнены воздухом и светом.

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni), добившийся исключительных высот в изображении человеческого тела.

ТИЦИАН (Tiziano Vecellio), возглавляющий венецианскую школу. Его полотна потрясают великолепной колористкой.

Он мастерски работал с полутонами, создавал изумительную игру света и тени, заполнял пространство воздушными переливами. Талант колориста наиболее ярко проявился в его поздних работах.

Прославился Тициан и как один из величайших портретистов. Заполучить портрет его кисти жаждали монархи и князья, римские папы и кардиналы. Говорят, что когда мастер писал Карла V и уронил кисть, монарх сам поднял её и произнёс, что даже для императора честь услужить Тициану.

Позднее Возрождение

Но ничто не вечно. Наступил кризис идей. Это было связано, с одной стороны, с исчерпанием новаторского потенциала, а с другой — с наступившими изменениями в общественной жизни. XVI век оказался тяжёлым для Европы: сначала Реформация расколола её на две части и спровоцировала длительную эпоху религиозных усобиц и гражданских войн, затем пришла Контрреформация.

В творческой среде оставалось всё меньше носителей возрожденческих идеалов. Тем не менее, ещё творили Микеланджело и Тициан, причём для них начало заката Ренессанса совпало с кульминацией личного творчества. Можно сказать, это была лебединая песня Возрождения…

Особым островком, где долго сохранялся ренессансный дух, была Венеция. Дело Тициана здесь продолжили Тинторетто (Tintoretto), Джакобо Бассано (Jacopo Bassano) и Паоло Веронезе (Paolo Veronese).

За Альпами продолжало шествовать так называемое Северное Возрождение, имевшее специфические особенности: в нём меньше звучали античные мотивы, зато довольно отчётливо сохранялись готические.

Кроме того, большое идейное воздействие оказала Реформация.

Ренессансная эпоха в ряде стран, начавшись позже, чем в Италии (во Франции, Испании), и завершилась позднее — в начале XVII века.

Но в целом, XVI век был переломным для европейской культуры. Европу лихорадило. Жгли ведьм, устраивали кровавые религиозные побоища, казнили еретиков. Возникали радикальные секты, назревали апокалипсические настроения… Идеалы ренессансного гуманизма уже казались неактуальными. Новые реалии куда лучше отражали изломанность маньеризма, контрасты красно-чёрного караваджизма и драматический хаотизм барокко.

Эпоха Ренессанса — период европейской культуры в XIV и XV веках, который характеризуется усилением гуманистических тенденций, развитием рационалистической, натуралистической и технической мысли, расцветом художественной и музыкальной литературы. Возрождению приписывают преодоление разрыва между средневековьем и современной цивилизацией.

  • Предпосылки и зарождение
  • Общие особенности
  • Философские течения
  • Искусство и наука
  • Ренессанс в России
  • Закат эпохи

Эпоха ренессанса

Предпосылки и зарождение

Многие историки утверждают, что идеи, характеризующие эту эпоху, возникли в конце XIII века во Флоренции, в частности, в трудах Данте Алигьери и Петрарки, а также в картинах Джотто ди Бондоне. Некоторые авторы датируют Ренессанс довольно точно, одна из предложенных отправных дат — 1401 год, когда Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески соревновались за контракт на строительство бронзовых дверей для Баптистерия во Флорентийском соборе.

Филиппо Брунеллески

Другие видят общую конкуренцию между художниками и полиматами (определение для выдающегося человека эпохи Возрождения, который в нынешнем понимании являлся эрудитом), такими как Брунеллески, Гиберти, Донателло и Мазаччо, за художественные заказы, катализатором творчества, характерного для этого периода.

Во времена Ренессанса деньги и искусство шли рука об руку. Художники полностью зависели от меценатов, в то время как последние нуждались в деньгах для развития художественного таланта. Италия обогатилась в XIV, XV и XVI веках за счёт расширения торговли в Азии и Европе. Добыча серебра в Тироле увеличила поток денег, а роскошь из восточного мира, привезённая домой во время Крестовых походов, повысила благосостояние Генуи и Венеции.

Хронологическая периодизация эпохи выглядит следующим образом:

  1. Проторенессанс и Треченто (Раннее Возрождение) — с XIII до XIV века.
  2. Кватроченто (Высокое Возрождение) — до XV века.
  3. Чинквеченто (Поздний этап) — XVI век.

Жюль Мишле охарактеризовал Ренессанс XVI века во Франции как период европейской культурной истории, который представлял собой разрыв со средневековьем, создавая современное понимание человечества и его места в мире.

Социально-политическая ситуация в Италии

Уникальные политические структуры позднего Средневековья Италии привели некоторых учёных к предположению, что её необычный социальный климат поспособствовал появлению культурного расцвета. Италия как политическое образование не существовала в раннем современном периоде. Вместо этого она была разделена на более мелкие территории:

  1. Королевство Неаполь контролировало юг.
  2. Республика Флоренция и Папские государства — в центре.
  3. Миланцы и генуэзцы — на севере и западе.
  4. Венецианцы на востоке.

Города и государства за пределами центральной Италии, такие как Флоренция, также были известны своими торговыми республиками, особенно Венецианской. Хотя на практике они были олигархическими и мало походили на современную демократию, они всё же имели её черты. Относительная политическая свобода, которую они предоставляли, способствовала академическому и художественному прогрессу.

Местоположение некоторых итальянских городов, таких как Венеция, составило им хорошую службу. Торговцы привозили с собой идеи из дальних уголков земного шара, особенно из Леванта. Венеция была кратким путём Европы для торговли с Востоком и производителями тонкого стекла, а Флоренция являлась столицей текстильной промышленности. В результате финансовое состояние страны дало возможность появлению крупных государственных и частных художественных проектов.

Культурные условия во Флоренции

Историки отмечают несколько особенностей, уникальных для флорентийской культурной жизни, которые, возможно, послужили зарождению Ренессанса именно во Флоренции. Особо подчёркивается роль, которую Медичи, олигархическое семейство, сыграли в покровительстве и стимулировании искусства. Лоренцо Медичи был катализатором огромного количества меценатства, побуждая своих сограждан заказывать работы у лучших художников Флоренции, в том числе у Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли и Микеланджело Буонарроти.

Лоренцо Медичи был катализатором огромного количества меценатства

Возрождение, безусловно, развивалось и до прихода к власти Лоренцо Медичи.

Некоторые учёные утверждают, что Флоренция стала центром Ренессанса случайно, только потому, что выдающиеся деятели эпохи родились именно там. Тем не менее многие историки не согласны с этой теорией, утверждая, что эти люди смогли достичь своего положения из-за преобладающих в то время культурных условий.

Общие особенности

Книги , напечатанные в эпоху Ренессанса

Ренессанс также являлся периодом процветания искусства. Средневековье не окружало античные памятники особым почтением, а древняя мысль была всего лишь набором мудрых фраз. Антиквариату было дано новое значение. Он стал критерием оценки эпохи Возрождения, каноном красоты в искусстве и философии. Появилась печать, которая революционизировала весь мир. Книги, которые до сих пор были почти недоступны и недостижимы для большинства людей, стали общим благом, повлияв на скорость передачи идей и мыслей.

Ренессанс оставался эпохой, в которой латынь всё ещё доминировала. Это был универсальный язык, используемый образованной Европой. Ренессансная латынь, однако, была более прозрачной, чем средневековая, обретая древнее великолепие и красоту. Таким образом развивались литература и национальные языки.

Характеристика Ренессанса была сформирована важными событиями в Европе:

  1. Стремление к национальному объединению.
  2. Растущее значение городов.
  3. Развитие национальных языков.
  4. Изобретение печати.
  5. Распространение меценатства.
  6. Отход от универсализма Европы.
  7. Распад единой феодальной структуры.
  8. Появление Реформации и гуманизма.

Реформация и гуманизм считаются двумя наиболее важными течениями эпохи Возрождения. Например, первое сыграло большую роль в Германии и Англии, а гуманизм — в Италии и Испании.

Философские течения

Гуманизм — это философское и культурно-нравственное движение, созданное в XV веке в Италии, которое было очерчено уже в XIV веке многими аспектами средневековой культуры, направленными на возрождение знания литературы и классических языков. Он был главным интеллектуальным течением Ренессанса. Хотя многие современные мировоззренческие установки основаны на гуманизме эпохи Возрождения, его не следует отождествлять с современными формами, которые присутствуют в экзистенциализме и персонализме.

Эта тенденция имела две характерные черты: увлечение культурой Древней Греции и Рима, а также антропоцентризм. Сильная привязанность к древней культуре, в свою очередь, отличает ренессансную форму гуманизма от других тенденций. Гуманизм возродил исследования классической латыни и греческого языка, что привело к обновлению древней науки и философии, а также классической поэзии и искусства.

Ренессансная форма гуманизма

Поставив человека в центр интересов, гуманизм заложил основы для современного индивидуализма. Он сосредоточился на человеческих вопросах, достоинстве и свободе. Направление способствовало физическому, умственному и интеллектуальному развитию, а также гармоничному сосуществованию в обществе, подчёркивая возможности человеческого разума и ценность знаний о мире.

В список известных представителей ренессансного гуманизма входят, среди прочих, голландский богослов Эразм Роттердамский, английский писатель (и святой католической церкви) Томас Мор, французский писатель Франсуа Рабле, итальянский поэт Петрарка, философ Джованни Пико делла Мирандола и Леонардо да Винчи.

Реформация — религиозное движение, появившееся в Европе XVI века, в котором иерархия церкви и обычаи духовенства были подвергнуты критике. Это было второе основное течение Ренессанса, направленное на обновление духовенства, реформирование доктрин и практик римско-католической церкви в условиях кризиса.

Ещё одним следствием Реформации стало активное развитие литературы, особенно на национальных языках. Протестанты всё больше и больше привязывались к знанию Священного Писания, чему способствовали многочисленные переводы, особенно на национальные языки.

Кратко можно выделить следующие отличительные тенденции эпохи:

  1. Гуманистический взгляд на природу человека.
  2. Антропоцентризм.
  3. Познание мира.
  4. Уважение к плодам человеческого труда.
  5. Возрождение светских идеалов жизни.
  6. Образ Бога как Творца, который позволяет человеку наслаждаться чарами природы.
  7. Борьба за развитие литературы на национальном языке.
  8. Возвращение к древности, возрождение античной философии, изучение великих произведений древней литературы.
  9. Создание чувства патриотизма и национальной гордости.
  10. Формирование нового идеала человека, всесторонне образованного, свободного от суеверий и авторитетов.

Это время также характеризуется уникальным и органичным слиянием различных сфер деятельности человека. Искусство, архитектура и наука были тесно связаны в период Возрождения.

Искусство и наука

Искусство и наука

Такие художники, как да Винчи, включили в свои работы научные принципы, например, анатомию, для воссоздания человеческого тела с необычайной аккуратностью. Архитекторы изучали математику, чтобы точно спроектировать и создать огромные здания с обширными куполами.

Научные открытия привели к серьёзным изменениям в мышлении: Галилей и Декарт представили новый взгляд на астрологию и математику, в то время как Коперник предположил, что Солнце, а не Земля, является центром Солнечной системы.

Открытие в 1492 году Нового Света Христофором Колумбом подтолкнуло людей к новому умонастроению, заставив задуматься о величине окружающего мира. По мере столкновения протестантской Реформации и Контрреформации Северный Ренессанс продемонстрировал решительный сдвиг в акценте с аристотелевской натурфилософии на химию и биологические науки (ботаника, анатомия и медицина). Готовность подвергать сомнению ранее утверждённые истины и искать новые ответы привела к периоду значительных научных достижений.

Во Флоренции, Риме, Венеции и других итальянских городах художники обратились к античности. Они снова начали изображать людей и даже библейских персонажей. Мифологические темы также стали очень популярными. На родине Ренессанса была создана портретная живопись, а прототип ландшафтного барокко был популярен в позднем искусстве Нидерландов. Важной новинкой стало изобретение сходящейся геометрической, линейной и воздушной перспективы.

Художники эпохи Возрождения основывались на трёх важных принципах:

  1. Возобновившийся интерес к систематическим исследованиям древнего искусства.
  2. Изучение человека (в рамках гуманизма).
  3. Открытие и овладение принципами линейной перспективы.

Благодаря им произошла настоящая революция в искусстве Запада.

Скульптуры эпохи Возрождения

Как отмечают специалисты, переход от скульптуры, типичной для средневековья, к скульптуре эпохи Возрождения был довольно плавным. Самым важным правилом скульптуры Ренессанса было стремление к реализму, согласно которому люди хотели как можно точнее подражать природе, человеку и его телу и выразительнее демонстрировать свои чувства. Именно поэтому скульпторы постоянно совершенствовали свою технику и мастерство. Они были склонны к монументализму и композиционным паттернам, основанным на простых геометрических формах.

Театр начинает приобретать большое значение в общественной жизни. Выступать на публике теперь могут как и профессиональные труппы, так и бродячие актёры — частые литературные персонажи того времени.

В XV веке музыка уже считалась искусством — результатом знаний, умений и таланта. Внимание было уделено ценности музыки и её влиянию на людей. Возник общий, объединяющий музыкальный язык, в частности, полифонический стиль франко-фламандской школы. С появлением и ростом буржуа возрастал и спрос на музыку.

Мода Западной Европы в период 1500—1550 годов

XIV век также ознаменовался восстановлением интереса людей (а особенно — вельмож) к уходу за собой.

Ренессанс в России

Тенденции Возрождения из Италии и Центральной Европы в некоторых отношениях повлияли и на Россию. Царь Иван III представил архитектуру этой эпохи на Руси, пригласив нескольких итальянских инженеров, которые принесли с собой новые строительные технологии и элементы стиля эпохи Возрождения, в целом следуя традиционным устоям русского зодчества.

Ренессанс в России

В целом страна получила некоторые архитектурные и технологические идеи европейского Возрождения, но в основном не была с ним связана из-за большого расстояния между Россией и сердцем ренессансного движения, а также сильной приверженности русских к своему византийскому наследию.

Закат эпохи

Учёные считают, что упадок Ренессанса был результатом влияния нескольких факторов. К концу XV века многочисленные войны охватили итальянский полуостров. Испанские, французские и немецкие захватчики, сражавшиеся за итальянские территории, вызвали разрушения и нестабильность в регионе.

Кроме того, изменение торговых маршрутов привело к периоду экономического спада и ограничило количество денег, которые богатые меценаты могли вложить в искусство.

Закат эпохи ренессанса

Позже в движении, известном как Контрреформация, католическая церковь подвергла цензуре художников и писателей в ответ на протестантскую Реформацию. Многие мыслители того времени боялись быть слишком смелыми, что подавляло творчество. К тому же в 1545 году Совет Трента учредил римскую инквизицию, которая сделала гуманизм и любые взгляды, бросившие вызов католической церкви, актом ереси, караемой смертью.

К началу XVII века исторический период Ренессанса угас, уступив место эпохе Просвещения.

Характеристика культуры западноевропейского Возрождения. Переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира. Тема возрожденческого гуманизма. Описание внутренних противоречий Ренессанса. Самоценность человеческой личности в искусстве.

Рубрика Культура и искусство
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 09.10.2016
Размер файла 21,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Альметьевский государственный нефтяной институт

Кафедра гуманитарного образования и социологии

Выполнил: студент группы 63-12

Джумаев Дмитрий Умарович

Проверил: доцент кафедры

гуманитарного образования и социологии

Мустафина Эльвира Марсиловна

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ГЛАВА II. ПЕРЕХОД ОТ ТЕОЦЕНТРИЧЕСКОГО К АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ МИРА

ГЛАВА III. ВОЗРОЖДЕНЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ И ПРОБЛЕМА УНИКАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

ГЛАВА IV. ВНУТРЕННИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В КУЛЬТУРЕ РЕНЕССАНСА

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ренессанс - направление в искусстве, существовавшее в 14-17 вв., взявшее свое начало в Италии в Средние века и распространившееся позже на всю Европу.

Рост городов и развитие ремесел, подъем мировой торговли, великие географические открытия конца XV и начала XVI века, изменили жизнь средневековой Европы. Городская культура создавала новых людей и формировала новое отношение к жизни. Появилось книгопечатание, которое открыло возможности для распространения литературных и научных произведений.

Целью моей работы: охарактеризовать культуру западноевропейского Возрождения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- описать возникновение культуры Возрождения;

- расписать переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира;

- осветить тему возрожденческого гуманизма;

-описать внутренние противоречия Ренессанса.

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Некоторые исследователи считают, что уникальное политическое устройство Италии в конце Средневековья создало необычный социальный климат, позволивший расцвести редкому культурному направлению. Италия не являлась цельной в начале периода современности. Она была разделена на множество территорий: королевство Нейплз контролировало юг, Республика Флоренция и территории Папы Римского - центр, Генуя - север и запад, а Венеция - восток. В 15 в. Италия была одной из самых урбанизированных стран Европы. Во многих ее городах сохранились развалины древних римских зданий. Похоже, что классическое направление Ренессанса было связано с его истоками в сердце Римской Империи. В этот период Италия была известна своими торговыми республиками, включая Республику Флоренция и Республику Венеция. Хотя на самом деле их устройство мало напоминало современную демократию, относительные политические свободы, существовавшие там, способствовали нововведениям в науке и искусстве. Также итальянские города, такие как Венеция, являвшиеся крупными торговыми центрами, становились перекрестными пунктами для различных интеллектуальных веяний. Купцы привозили новые идеи с самых отдаленных уголков света, особенно со Средиземноморья. Венеция была воротами для торговли с Востоком и производителем тонкого стекла, тогда как Флоренция была столицей шелка и украшений. Богатство Италии, принесенное такой торговлей, означало, что возникло больше возможностей для поддержания крупных общественных и частных проектов искусства, а у отдельных ученых появилось больше времени для исследований.

Существует другая теория, согласно которой последствия Черной Смерти - эпидемии чумы - во Флоренции (затронувшей также всю Европу) привели к смене мировоззрения в Италии в 14 в. Италия была поражена чумой особенно сильно, и предполагают, что близость смерти заставило мыслителей того времени больше думать о мирской жизни вместо духовности и жизни после смерти. Также указывают на то, что эпидемия повлекла за собой новую волну набожных настроений и покровительства религиозного искусства. Тем не менее, это не объясняет полностью, почему Ренессанс зародился именно в Италии в 14 в. Черная Смерть явилась пандемией, оказавшей тот же эффект, что и на Италию, на всю остальную Европу. Скорее всего, наступление Эпохи Возрождения в Италии стало результатом сложного сплетения вышеупомянутых факторов.

ГЛАВА II. ПЕРЕХОД ОТ ТЕОЦЕНТРИЧЕСКОГО К АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ МИРА

ГЛАВА III. ВОЗРОЖДЕНЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ И ПРОБЛЕМА УНИКАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Эпоха Возрождения признала самоценность человеческой личности, что отразилось в искусстве. Ценность человека, ренессансный гуманизм видел в единстве его нравственного и эстетического достоинства, в благородстве духа и красоте тела. Особую роль в эпоху Возрождения играла живопись. Именно живопись могла реализовать ренессансное гуманистическое учение о человеке.

Искусство Возрождения формировалось в условиях, когда устои феодального уклада жизни были расшатаны, а буржуазно-капиталистические отношения со всей их торгашеской моралью и бездушным лицемерием еще не сложились. Еще не успели проявиться пагубные для развития личности последствия капиталистического разделения труда, смелость, ум, находчивость, сила характера еще не утратили своего значения. Это создавало иллюзию бесконечности дальнейшего прогрессивного развития способностей человека. В искусстве утверждался идеал титанической личности. В искусстве Возрождения, особенно в поздний период, нашел воплощение образ человека, в котором черты индивидуального своеобразия сочетались с социально-типическими качествами.

В итальянском искусстве разработанные гуманистические представления проявились уже в том доминирующем положении, которое нашел в нем человеческий образ. Одним из показателей этого было характерное для итальянцев преклонение перед прекрасным человеческим телом, которое рассматривалось гуманистами и художниками как вместилище прекрасной души. Окружающая человека бытовая и природная среда в большинстве случаев не стала для итальянских мастеров объектом столь же пристрастного внимания.

Если в искусстве Возрождения всеобщим идеалом и естественным критерием стала чувственная телесность, то в науке эта роль отводилась рациональной индивидуальности. Не индивидуальное знание или мнение, а достоверность самой индивидуальности оказывалась истинным основанием рационального познания. Все в мире можно подвергнуть сомнению, несомненен только факт самого сомнения, который является непосредственным свидетельством существования разума. Такое самообоснование разума, принятое в качестве единственно истинной точки зрения, является рациональной индивидуальностью.

ГЛАВА IV. ВНУТРЕННИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В КУЛЬТУРЕ РЕНЕССАНСА

западноевропейский возрождение искусство культура

Возвеличивание индивидуальности - это только одна сторона ренессансной идеологии. Ведь гениальные художники Высокого Возрождения вместе с глубинами самоутвержденной человеческой личности чрезвычайно остро, глубоко и вплоть до настоящего трагизма ощущают ограниченность, и даже беспомощность человеческого субъекта. Другими словами, по своей стихийной напряженности возрожденческий индивидуализм был ограничен, он часто сам сознавал свою ограниченность. Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными. Поэтому под Ренессансом понимается не только стихию индивидуального самоутверждения человека, не только идею абсолютизации человеческого индивидуума, но и всю самокритику такого индивидуализма.

Самую глубокую критику индивидуализма дал в XVI в. Шекспир, титанические герои которого полны возрожденческого самоутверждения и жизнеутверждения. Об этом ярко свидетельствуют такие общеизвестные шекспировские персонажи, как Гамлет и Макбет. Герои Шекспира показывают, как возрожденческий индивидуализм, основанный на абсолютизации человеческого субъекта, обнаруживает свою собственную недостаточность и противоречивость, свою собственную невозможность и трагическую обреченность. Всякая такая личность-титан в своем безудержном самоутверждении хочет решительно все на свете покорить себе. Но такая личность-титан существует не одна, их очень много, и все они хотят своего абсолютного самоутверждения, т.е. все они хотят подчинить прочих людей самим себе, над ними безгранично властвовать и даже их уничтожить. Отсюда возникают конфликт и борьба одной личности-титана с другой такой же личностью-титаном, борьба не на жизнь, а на смерть. Все такого рода титаны гибнут во взаимной борьбе в результате взаимного исключения друг друга из круга людей, имеющих право на самостоятельное существование. Ренессанс, который так глубоко пронизывает все творчества Шекспира, в каждой его трагедии превращается лишь в целую гору трупов, потому что такова страшная, ничем неодолимая и убийственная самокритика всей возрожденческой эстетики. Шекспир, таким образом, уже на заре буржуазного индивидуализма дал беспощадную критику этого абсолютного индивидуализма, хотя только в XIX и XX вв. стали понимать всю его ограниченность и невозможность.

Самое важное открытие Ренессанса - открытие человека. В античности чувство рода не благоприятствовало развитию индивидуальности. Стоицизм, выдвигая идею личности и ответственности, и христианство, настаивая на реальном существовании души, лежащей вне сферы и юрисдикции мирской власти, создали новую концепцию личности. Но социальная система средневековья, построенная на статусе и обычае, обескураживала личность, упирая на значение класса и группы.

Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал. Эпоха с одной стороны дала миру образцы художественного гения, науки и философии, а с другой выразилась в широком социокультурном кризисе, связанном с разрушением средневековой идеологии и социума. Эпоха Возрождения сформировала новый идеал человека, самодостаточного в своей деятельности и не зависящего от коллективных образований

Ренессанс пошел дальше моральных установок стоицизма и духовной уникальности христианства и увидел человека воплоти - человека в его отношениях к себе, к обществу, к миру. Человек стал вместо Бога центром Вселенной. Многие страны участвовали в Ренессансе, но с начала и до конца доля Италии была наибольшей. Италия никогда не порывала с античностью, мертвая тяжесть единообразия не давила ее так, как в других странах. Здесь кипела общественная жизнь, невзирая на войны и вторжения, и города-государства Италии были островками республиканизма среди моря европейских монархий. Первенство в международной торговле и финансах сделало итальянские города богатыми и создало условия для расцвета наук и искусств.

Деятели Возрождения сформулировали новые взгляды на общественную жизнь. Библейские рассказы о райской жизни Адама и Евы, о жизни евреев в Земле Обетованной, учение Августина (Аврелия) о церкви как царстве божьем на земле уже никого не устраивали. Деятели Возрождения попытались изобразить нужное человеку общество без всяких упоминаний Библии или учения святых отцов. Для них, деятелей Возрождения, общество - это необходимая среда жизни человека. Оно не на небе, не дар божий, а на земле и результат человеческих усилий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. История мировой культуры. Под редакцией Г.В.Драча, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2005.

2. История мировой культуры. Под редакцией С. Карпушиной, В. Корпушина-М:Nota Bene, 2004.

3. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Маркова. М., 2004.

4. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.:Просвещение; 2006.

5. Пигалев А.И. Культурология. Волгоград, 2001.

6. Розин В.М. Введение в культурологию. М.:Инфа-М Форум, 2010.

7. Хрестоматия по культурологии. Учебное пособие. Под редакцией А.А.Радугина, М.: Наука, 2003.

Эпоха Возрождения: как она изменила мир

В течение 14 века в Италии активно развивалось новое культурное течение — гуманизм, которое среди многих своих постулатов продвигало принцип, что человек является центром мироздания, поэтому ему должны быть подвластны все достижения в области образования, классического искусства, литературы и науки.

Изобретение Гутенбергом в середине 15 века печатного станка позволило улучшить связь по всей Европе. В результате такого прогресса в коммуникации были напечатаны и распространены среди широких масс малоизвестные тексты ранних гуманистов, таких как Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо, способствовавшие реновации традиционных греческой и римской культур.

Кроме того, многие учёные полагают, что достижения в области международных финансов и торговли повлияли на культуру в Европе и заложили плацдарм для эпохи Возрождения.

1.jpg

Ренессанс первоначально возник и сформировался во Флоренции, в Италии, в месте с богатой культурной историей, где зажиточные граждане могли позволить себе поддержать подающих надежды художников. Члены влиятельной семьи Медичи, правившей Флоренцией более полувека, были известными сторонниками движения.

Культура Возрождения

Ренессанс подарил истории плеяду великих художников, учёных, писателей и мыслителей. Вот имена некоторых, самых известных из них: Леонардо да Винчи, Дезидерий Эразм, Рене Декарт, Галилей, Николай Коперник, Томас Гоббс, Джотто, Данте, Никколо Макиавелли, Тициан, Уильям Тиндейл, Уильям Шекспир, Донателло, Сандро Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело.

2-(1).jpg

В эпоху Возрождения искусство, архитектура и наука были тесно взаимосвязаны. Фактически они слились воедино. Некоторые художники, например, да Винчи, в своих творениях опирались на научные принципы, такие как анатомия, чтобы иметь возможность воссоздать человеческое тело с необычайной точностью. Чтобы безошибочно проектировать и сооружать огромные здания с обширными куполами, архитектор Филиппо Брунеллески изучал математику.

Научные открытия привели к серьёзным изменениям в мышлении. Галилей и Декарт представили новый взгляд на астрологию и математику, в то время как Коперник предположил, что Солнце, а не Земля, является центром Солнечной системы.

Искусство эпохи Возрождения характеризовалось реализмом и натурализмом. Художники стремились изобразить людей и предметы максимально правдоподобно. Они использовали такие приёмы, как перспектива, тень и свет, чтобы добавить глубину и размерность своим работам. Эмоции стали ещё одной особенностью, которую художники пытались привнести в свои творения.

Отбытие Васко да Гамы в Индию.

В то время как многие живописцы и мыслители использовали свои таланты для выражения новых идей, некоторые европейцы отправились в морские путешествия, чтобы больше узнать об окружающем мире. В период, известный как эпоха Великих географических открытий, было сделано несколько важных исследований. Вояжёры пустились в экспедиции, чтобы бороздить моря и океаны по всему земному шару. Они проложили маршруты в Америку, Индию и на Дальний Восток, исследовали новые районы, которые прежде не были нанесены на карту. Знаменитые путешествия совершили Фернан Магеллан, Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Марко Поло, Понсе де Леон, Васко Нуньес де Бальбоа, Эрнандо де Сото и другие.

Закат эпохи

По мнению исследователей, упадок эпохи Возрождения связан с несколькими факторами. К концу 15 века Апеннинский полуостров охватили войны. Испанские, французские и немецкие оккупанты, сражавшиеся за итальянские территории, несли с собой разрушения и хаос. Кроме того, изменение торговых маршрутов повлекло за собой экономический спад и ограничило количество денег, которое богатые меценаты прежде вкладывали в искусство.

Позже в движении, известном как Контрреформация, в ответ на протестантскую Реформацию католическая церковь подвергла цензуре художников и писателей. Многие мыслители эпохи Возрождения боялись выдвигать слишком смелые идеи, что, безусловно, подавляло их творчество.

В 1542 году папа Павел III учредил Римскую инквизицию, которая признавала гуманизм и любые взгляды, бросавшие вызов католической церкви, актом ереси, караемым смертью.

К началу 17 века эпоха Возрождения подошла к закату, уступив место эпохе Просвещения.

Читайте также: