Доклад на тему как создать витраж

Обновлено: 28.06.2024

Работа с витражными красками – это не просто приятное времяпрепровождение. Я учусь терпению, развиваю усидчивость, внимание, образное мышление. Каждая новая работа всегда удачнее предыдущей!

Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

Попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались ещё в V-VI вв. Так, в раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись специально подобранными тончайшими прозрачными пластинами алебастра или селенита, составляющими различные орнаменты.

Прозрачное и бесцветное стекло появилось одновременно с христианством в отличие, от непрозрачного стекла Египта, хотя и было поначалу очень неоднородно.

Рождение витража, как такового можно датировать приблизительно VI –VII вв. нашей эры, когда для создания особой эмоциональной атмосферы витражи стала использовать христианская католическая церковь. В 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента изображения Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры. Самым древним из уцелевших образцов витражей считается голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия. Также, один из самых первых, известных нам сейчас, витражей находится в монастыре Святого Павла в Англии и датируется 686 годом нашей эры.

С давних пор витраж использовался в храмах и соборах (Приложение 1).

В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.

В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.

Николай I проявлял к таким картинам большой интерес и желал распространить их в России, прежде всего в столице империи — Санкт-Петербурге. В первую очередь витражи появились в императорских дворцах, так как российские придворные заводы в этот период еще не были в состоянии производить подобные изделия, они отбирались из музейных коллекций, например из собрания древних готических стекол, хранившихся в Эрмитаже.

Виды современных витражей

Существует большое разнообразие витражей по способу их изготовления.

Пескоструйный витраж — вид витража, представляющий собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Мозаичный витраж — наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты.

Наборный витраж — простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол.

Спечной витраж или фьюзинг — витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).

Расписной витраж — витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов.

Травленый витраж — витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Свинцово-паечный витраж — классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках.

Комбинированный витраж — витраж, сочетающий в себе несколько приемов. Комбинированный витраж сегодня очень популярен: он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.

Кабошон — рельефная фигурная вставка в витраже, в основном прозрачная, часто прессованная или отлитая (моллированная) в форму, внешним видом напоминающая каплю воды или стеклянную пуговицу. Витражный кабошон может быть полусферой или слегка приплюснутой полусферой с бортиком для крепления в оправу, а также более сложной формы.

Область применения витражей довольно широка - это мебельные фасады (кухня, шкаф купе), витрины магазинов, витражи для дверей и окон, витражи для зимних садов, витражи для потолков и перегородок.

Древняя техника витража — мозаичный набор из фигурных кусочков стекла — стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов — ламп и светильников самых причудливых форм (Приложение 3).

Материалы и инструменты

Выбор материалов и инструментов для витража зависит от того, какую технику вы выберите для своего изделия.

Описание и рекомендации

Контур по стеклу

Контур по стеклу предназначен для выполнения контура рисунка, ограничивая цветовые элементы.

Краски по стеклу

Предназначены для выполнения рисунка.

Выполнение эскиза витража

Выполнение эскиза витража, согласно выбранному мотиву

Альбомный лист формата А4, карандаш

Эскиз витража кладём под стекло, выполняем строго по контуру рисунка, непрерывающейся линией

Контур по стеклу чёрного цвета

Выполнение росписи красками

Цвета в соответствии с эскизом

Краски по стеклу

Закрепление витража в рамке

Аккуратно положить стекло с витражом в пазы рамы и закрепить металлическими зажимами

Стекло с витражом, рамка для панно

Витражное панно - это картина, которая способна дополнить выбранный вами стиль интерьера, оно вошло в моду не так давно, но уже успело завоевать популярность. Вы сами можете стать мастером и создать витражное панно с любым сюжетом, будь то понравившаяся вам работа знаменитого художника или ваша фотография, которое придаст шарм любому помещению, и станет лучшим подарком для ваших друзей.

При работе над проектом я старалась использовать все знания, полученные мной ранее.

Планирую продолжить работу по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : изучение искусства витража, истории и технологии изготовления витражных панно для интерьера.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: изучить особенности витражного искусства в историческом аспекте; рассмотреть современные направления и виды в технике витраж; ознакомиться с вариантами использования техники витража в современном интерьере.

Используемые материалы:

· Набор красок для витража

· Контуры (золотой и серебристый) для росписи по стеклу

· Стекло с рамкой

2.1. История витража в Европе

Предыстортия витража (до XI в.) Исторически, благодаря уникальному механизму эстетического воздействия полупрозрачного, лучистого материала, искусство витража занимает особое место. Фрески, картины и иллюстрации к манускриптам глаз воспринимает в отраженном от их поверхности свете. С витражами все по-другому. Проходя сквозь цветное стекло, луч света, разбиваясь на спектральные оттенки, окрашивается в яркие тона. Зрителю предстают насыщенные цвета, созданные с помощью одних только проникающих свойств стекла. История цветного стекла уходит в глубь веков. Помимо открытия бронзы, те же ранние культуры, смешав несколько компонентов, нашли способ получать совершенно новую субстанцию: стекло. Шумеры применяли стекловидную глазурь для расцвечивания конической черепицы своих огромных храмов, а ко второму тысячелетию до н.э. древние египтяне Нового царства научились изготавливать сосуды из намотанного спиралью цветного стекла. Древние греки и римляне разработали технологию не менее оригинальных изделий из цветного катанного стекла, например, ваз миллефьоре и затейливых резных цилиндрических кубиков. Примерно в I в. до н.э., предположительно в Сирии, была изобретена техника выдувания стекла. Стеклодувная трубка открыла в стекольном производстве новую эру. Римляне вставляли пластинки прозрачного выдувного стекла в окна наиболее роскошных зданий. То, что в настоящее время называется витражами, появилось лишь в эпоху христианства. По некоторым литературным источникам можно предположить, что прототип витража в эпоху раннего христианства представлял набор из разноцветных кусочков стекла разной величины, куски стекла укреплялись с помощью замазки в прорези деревянных или каменных досок, вставлявшихся в оконные проемы. В V-VІ вв. прототипы средневековых витражей украшали окна храмов в городах Галии, затем они появились в Германии и Англии. Лучезарность ранних витражей соответствовала метафизическим концепциям связи света и духа, разработанным теоретиками раннего христианства. Витраж воспринимался как посредник между земными и божественными сферами. Таинственная эманация спектральных лучей легко интерпретировалась как метафорическое выражение божественной силы и любви. Практически ни одного целого экземпляра, созданного в период раннего христианства, не сохранилось (до XI века).

2.2.История витража в России

2.3. Современные направления и приёмы работы в технике витража

Разновидности витража:

Узорчатые витражи — собираются из кусков прозрачного бесцветного стекла с фактурной узорчатой поверхностью. Сборка в виде узора или геометрического орнамента производится по заранее подготовленному рисунку. С помощью подбора стекол с различной фактурой удается создать очень привлекательные узоры. В случаях применения стекла с одинаковой фактурой рисунок или орнамент может быть получен различным расположением стеклянных деталей.

В формировании узора витража большую роль играют контуры свинцового обрамления и размеры отдельных стекол.

Контурные (силуэтные) витражи — собираются из стеклянных дисков, похожих на днища бутылок, одноцветного, но чаще зеленоватого или бесцветного стекла. Эти диски укладываются горизонтальными и вертикальными рядами, промежутки между ними заполняются кусками стекла другой конфигурации, а весь набор скрепляется свинцовой жилкой.

Витражи с декоративно обработанной поверхностью , выполненные:

Пескоструйным способом . При помощи специального аппарата и набора трафаретов. Этим способом можно получить любые изображения, рисунки, надписи, силуэты, рельефы в соответствии с трафаретами: матовые на прозрачном фоне, прозрачные на матовом и, наконец, матированные фон и рисунок со штрихом различной интенсивности.

При помощи медных и абразивных дисков любых изображений, картин, рисунков и т.п. на прозрачном бесцветном стекле или же на накладном одно-, двух-, трехслойном стекле. Этим способом достигаются замечательные результаты.

Отливкой или прессованием витражей. Для сравнительно небольших размеров в виде рельефов и барельефов из цельного стекла или отдельных кусков стекла, армированных свинцовой или медной пайкой. Такие витражи идут в основном для заполнения дверных филенок.

Химическим травлением или цветным протравливанием . Травленый витраж — витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам. Травление — техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается.

Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины. (Приложение 2)

Многослойное травление — травление специальными составами в несколько планов, достигаемое постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается более объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле, а не просто матирование поверхности по трафарету. Матовый трафаретный рисунок, выполненный в один прием — наиболее простой способ травления, не требующий дополнительного снятия или нанесения лака, т.к. повторно стекло не травится.

Живописные витражи — собираются из цветных стекол с росписью керамическими красками и с последующим обжигом отдельных деталей. Живописные витражи могут быть орнаментальными или сюжетными, но преимущественно в виде сочетания данных видов. Полированное зеркальное стекло для этой цели малопригодно, так как краски плохо кроют его. После обжига стеклянной картины, краски спекаются со стеклом и представляют как бы одно целое. любая живопись на стекле спекающимися красками во многом уступает про чистоте и яркости цветов и светопроницаемости витражам, сделанным из цветных стекол, окрашенных во время их изготовления. При росписи стекла, несмотря на то, что после обжига оно представляет одно целое с расплавленными красками, остается тончайшая пленка вроде патины, образующейся на поверхности металлических изделий в результате их окисления.

Витражи диапозитивы — изготавливаются при помощи фотографической техники, фотопечати на стекле или фототравления. Они применяются для остекления небольших проемов выставочных павильонов, витрин по просвещению. Фотопечать на стекле и фототравление – способы относительно новые.

Комбинированные витражи — это сочетания витражей различных видов и стилей.

Для этого вида витражей могут применяться отдельные готовые детали, литые стеклянные розетки и многослойное стекло, обработанное травлением кислотами или иными способами.

Мозаичный витраж — наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.

Наборный витраж — простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол. Расписной витраж — витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.

Свинцово-паечный (паечный) витраж — классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.

Фацетный витраж — витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу.

Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, т.к. такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает.

Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым, не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.

Назначение витражей разнообразно: они являются декоративным украшением зданий и помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность спрятать помещения первых этажей от посторонних глаз.

2.4.Техники работы с витражами

Техника Тиффани . Применение в качестве основы для витража листового стекла делает возможным использование его в стеклопакетах с соблюдением всех технологических норм. Согласитесь, иногда просто необходимо закрыть неприглядный вид из окна или обыграть его с помощью полупрозрачного рисунка. Основой для витража может быть не только силикатное, но и акриловое стекло, что значительно снижает вес. Поэтому, такие витражи часто используют для оформления подвесных потолков. В-третьих, этот способ, позволяет создавать любую пластику линий в рисунке. И, наконец, такой витраж в два раза дешевле классического.

Следующая современная техника изготовления витражей называется Фьюзинг (спекание). Суть этого метода заключается в том, что на цельном пласте стекла собирается рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла, стеклянных гранул, шихты, дротов и т.п. Затем, стекло разогревается в специальной печи до температуры 850 градусов и спекается в цельный пласт.

Не смотря на трудоемкость изготовления, витражи, выполненные по технологии фьюзинг, могут иметь различную форму, толщину и фактуру. Это позволяет использовать их в качестве различных эффектных элементов интерьера: в виде перегородок, вставок в стене, в качестве столешницы.

Выглядят такие витражи современно и эстетично, и пользуются заслуженной популярностью. Особенно нужно обратить на них свое внимание почитателям в интерьере постмодернизма и хай-тека.

Существует также техника Кастинг , известная у нас как “муранское стекло ”. Для отливки витражей из него используются металлические формы, в нижней части которых есть рельефные углубления.

В эти углубления заливается расплавленное цветное стекло, которое затем покрывается слоем прозрачного стекла. Но в отличие от стекла в технике “спекания” рисунок на “муранском стекле ” ограничен той металлической формой, с помощью которой оно было изготовлено.

Витраж в технике Пескоструйной гравировки на стекле и зеркале представляет собой стекло толщиной не менее 5 мм, на которое в несколько слоев нанесен рисунок. С помощью этого метода можно создать матированный рисунок или придать стеклу глубокорельефную структуру. Это позволяет делать на стекле всевозможные рисунки, надписи. В основном работы, выполненные этим методом, ассоциируются с композициями на “цветочно-виноградную тему”, также можно изображать и абстрактные фигуры. Такой витраж идеально подходит для интерьера в классическом стиле.

Рядом со сложными технологиями настоящих витражей сегодня можно встретить технику Пленочного псевдовитража или Лаковый псевдовитраж . Такие витражи не долговечны и не доставят радости в интерьере.

3.Заключение

Новейшие технологии производства стекла значительно расширили возможности функционального использования витража. Наряду с привычным использованием витража как заполнения проема, все чаще стали встречаться приемы, где стекло используется в самых непредсказуемых вариантах: как декор подвесных потолков;

Kак разграничивающие пространство перегородки, ширмы. Как оформление плафонов, бра; как вставки в мебель (буфеты, шкафы) или столешницы; или как декоративное оформление помещений, в виде панно или вообще сплошных плоскостей.

Современный витраж рассчитан на электрическое освещение, что значительно расширило возможности его применения в архитектуре – не только в окнах, но и в интерьерных перегородках и подвесных потолках.

Широкое применение стеклопакетов в современном строительстве потребовало внедрения новейшей витражной технологии на основе цельного стекла, специального цветного ламината и свинцового профиля различного сечения. Витражи, собранные по этой технологии, внешне ничем не отличаются от классических, и позволяют не только использоваться в реставрации, но и для создания эффекта старины. Благодаря своей светопропускной способности, плоскость витража может служить прекрасным приемом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства.

Стоит особенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Витраж немыслим без света, поэтому способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его, позволяет создавать в интерьере с помощью витража необычные цветовые решения.

Таким образом, стоит отметить, возрождение витража в наше время ознаменовалось появлением новых его форм, разновидностей таких как: Свинцово-паечный (паечный) витраж, Фацетный витраж, Наборный витраж, Мозаичный витраж, Комбинированные витражи, Витражи диапозитивы, Живописные витражи, Витражи с декоративно обработанной поверхностью, Мозаичные витражи, Контурные (силуэтные) витражи, Узорчатые витражи. И появление новых различных техник выполнения росписи по стеклу, это: Техника Пленочного псевдовитража или Лаковый псевдовитраж, техника Пескоструйной гравировки, техника Кастинг, известная у нас как “муранское стекло”, техника Фьюзинг (спекание), Техника Тиффани.

4.Список используемой литературы

1. Виггинтон Майкл. “Пять возрастов стекла”. Журнал Architecture d’aujourd’hui.

11. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: Книга для учителя: 50часов творчества. — М.: Просвещение, 1990

 (424x600, 211Kb)


Искусство витража

Витраж – это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Искусство изготовления витражей имеет богатое его прошлое, безграничные перспективы и поистине неисчерпаемые творческие возможности.

Отражая в своих изображениях характер и назначение сооружения и дополняя его художественный образ, витражи играют значительную роль в оформлении интерьера.

Технологии производства и обработки стекла шагнули далеко вперед, теперь каждый желающий и имеющий возможности может получить самые необычные предметы для создания уюта в доме!

Технологии изготовления витражей

Существует много разнообразных способов холодной обработки стекла, начиная от обычной ручной резки стеклянных листов до механизированной декоративной обработки поверхности.

Технологический процесс изготовления витражей и предшествующих ему работ в основном сводится к следующему: художник делает в красках эскиз, а затем пишет на плотной бумаге шаблон-картину в натуральную величину будущего витража. Обе стадии необходимы, так как творческий замысел художника должен быть согласован с заказчиком.

С картона снимается калька, на которой нумеруются, как и на картоне, все детали. Детали стекол одних и тех же размеров, конфигураций и расцветки, обозначаются одним и тем же номером. Затем мастер-витражист нарезает по кальке картонные шаблоны. Вместо одной кальки и картонных шаблонов можно одновременно снять с картона две кальки, из которых одну сохраняют, а вторую режут на шаблоны.

После разметки стеклянного листа вырезают детали. На поверхности стекла проводят алмазом или его заменителем легкую царапину. При легком нажиме или местном нагреве в стекле, в силу поверхностного его натяжения, образуется сквозная трещина, соответствующая проведенной царапине. Кажущийся на первый взгляд легким, процесс вырезания деталей из стекла на практике обнаруживает большие препятствия. Нетрудно резать стекло по прямым и несложным кривым линиям с выступающими углами и зубчиками. Гораздо сложнее резать стекло по кривым, обращенным вовнутрь линиям и с малым радиусом кривизны. Сложные кривые выполняются путем постепенного нанесения на стекло малых кривых линий и выламывания руками или пассатижами небольших кусков до получения плавной кривой.

Витражная картина может быть смонтирована в виде одного или нескольких полотен (частей), которые устанавливаются в металлическую раму, соответствующую размерам проема и витража. Отдельные части крепятся к раме скобами, болтами, накладками или другими приспособлениями.

Техники изготовления витража

Классический (наборный) витраж.

Цветные стекла, вырезанные или отлитые по шаблону соединяются между собой профилем из свинца, меди или латуни. Данные виды профиля способны объединить достаточно крупные куски стекла, что позволяет создавать витражи большой площади. Различия профиля по толщине дает возможность создания как миниатюрных, так и крупных композиций.

Данная техника позволяет создавать витражи с детализацией рисунка, даже из мельчайших фрагментов цветного стекла. Это становится возможным, за счет того, что кусочки стекла оборачиваются медной фольгой и спаиваются оловом. Отсутствие жесткого металлического каркаса позволяет создавать довольно большие отличающиеся легкостью и прочностью композиции. Техника Тиффани предоставляет широкие возможности для создания объемных предметов дизайна интерьеров, таких как настольные лампы, торшеры, бра, люстры, вазы и т.д.

– (с англ. fusing – нагрев, плавка, оплавление, спекание) – прижившийся в русском языке термин для обозначения целого ряда технологий обработки теплого стекла, которое формуется при температурах от 600 до 900оС.
Спекание стекла – термическое соединение нескольких стеклянных элементов в одно целое. При нагреве до определенной температуры стекло размягчается, и детали изделия спекаются между собой, не изменяя или незначительно изменяя свою форму и взаимное расположение.

При правильном подборе сортов стекла и температурных режимов нагрева, технология спекания позволяет достичь великолепного декоративного эффекта и высокой прочности декоративного изделия.

Технология фьюзинга является одной из древнейших методик обработки стекла. В древних египетских гробницах и захоронениях других народов не раз находили бусы из спеченного стекла. Широкий спектр методов формирования стекла в рамках этой технологии позволяет создать декоративные изделия самого разнообразного назначения.

В настоящее время фьюзинг это не только женские украшения, но и витражные вставки для дверей, окон и мебели, декоративная посуда, абажуры, циферблаты для часов, архитектурные элементы и многое другое.
Данная техника позволяет создавать как целые спеченные картины, так и отдельные элементы для витражей в технике Тиффани, придавая естественность композиции в целом.

Моллирование – процесс формования стекла путем повторного нагревания для принятия им конфигурации стеклоформы без изменения профиля стекла.

Технология моллирования очень похожа на технологию отекания, отличается только температурным режимом обработки.

Отекание или свободное формование стекла – изменение формы нагретой стеклянной заготовки под воздействием собственного веса. При достижении температуры 750-800оС, стекло размягчается настолько, что начинает провисать и отекать, принимая форму поверхности, на которой оно находится. Воспользовавшись этим процессом, готовому изделию можно придать форму чаши, блюда и иную подобную. При этом роль подложки играют различные изделия из глины, гипса и других термостойких материалов, называемые стеклоформами.

Витраж – стеклянная картина, мозаика или ковер, чьи краски никогда не меркнут, не тускнеют.

Трудно найти человека, который бы не сталкивался с необходимостью обустройства своего жилища, с вопросами выбора и оценки вариантов декоративного оформления помещений. Как грамотно подойти к решению зонирования жилой площади? Как сделать обыденные интерьеры изысканными и оригинальными? Если вы оказались в подобной ситуации, то для решения этих и других вопросов, советуем обратить ваш взор на предложения компаний, специализирующихся в таком направлении, как производство и монтаж витражей, создающих в интерьере необычные цветовые решения.

Особого внимания заслуживают витражные перегородки, с помощью которых опытные мастера из витражных студий разграничивают внутреннее пространство жилых домов, квартир и офисов, внося в него элементы разнообразия, воздушность и прозрачность. Однако, прежде чем перейти к перечислению их видов и особенностей, разберёмся в том, что представляет собою витраж.

Витражи — история появления

Круглый витражный потолок

Витраж — это декоративное изделие из цветного стекла, рассчитанное на сквозное проникновение света, который не только украшает, но и освещает помещение, обеспечивает непредсказуемую и загадочную, динамичную и живую картину игры цвета. Всякий раз она наполняется новыми красками, меняет интенсивность естественного освещения в зависимости от положения солнца, погоды и времени года.

Что касается слова “витраж“, то оно появилось в русском языке от французского vitre — “стекло“. Сами же декоративные изделия — носители этого названия впервые украсили жилые интерьеры в конце 19 века. Они вошли внутрь помещений на волне моды на модерн, возрождения редких техник эмалевых покрытий, проявления необычайного интереса к росписи по стеклу (эмалями) и краклэ — венецианским способам производства стекла.

В архитектуре того времени строительства заводов, вокзалов и аэродромов, выставочных залов и магистралей впервые появился железобетон, свободная планировка, широкие витрины и стекло. Наряду с деревом, кирпичом и камнем, широко использовались каркасные конструкции и кованый металл, необработанный камень и изразцы, фанера и холст.

Стекло, носившее ранее лишь утилитарную ценность, на рубеже веков стало незаменимым материалом для создания уникальных шедевров, имеющих самостоятельную ценность произведения искусства, а его физические свойства — стимулом для формирования жанра авторского витража. Появилась целая плеяда мастеров-витражистов с новыми идеями и авторскими техниками. Первыми среди тех, кто раскрыл удивительные по своей красоте возможности этого материала, были американские и французские мастера стеклянных дел, а именно: ЛуисТиффани и Арш-Руссо, Эмиль Галле и Рене Лалик, Анри Кро и братья Даум.

Витражные потолки своими руками

Великие мастера-витражисты

Анри Кро (1840-1907) — художник и ваятель, возродивший древнеегипетскую технологию спекания и формовки расплавленного в матрицах стекла.

Эмиль Галле (1846-1904) — французский дизайнер-реформатор, работавший с художественным стеклом в стиле модерн. Среди разных способов подкраски стекла отдавал предпочтение технологии “лунного света“, которая с помощью оксидов кобальта придавала ему сапфировый оттенок. Часто его изделия создавались из многослойного стекла.

Рене Лалик (1860-1945) — известный ювелир и виртуозный мастер стекла с берегов Сены, предпочитавший работать с цветной эмалью в стиле ар-нуво. Он изобрёл способ литья декоративных изделий в виде ваз и скульптур из расплавленного стекла под давлением. Метод позволял наносить патину прямо на цветное стекло.

Витражные потолки

Габриэль Арш-Руссо (1885-1953) — скульптор, керамист и мастер стеклянных дел. Работал над эксклюзивными витражами в технике patte de verre, спекая перемолотое стекло и придавая ему необходимую форму.

Как создать современный витраж — способы

Для оценки декоративных возможностей витража и его стоимости необходимо разбираться в технических приёмах его изготовления и их отличиях.

При классическом способе изготовления наборного витража отдельные элементы цветного стекла соединяются между собой с помощью медного, латунного или свинцового профиля. Для их росписи используют специальные краски, которые не выгорают при обжиге.

Метод Тиффани отличается отходом от жёсткости металлического каркаса. В нём отдельные стеклянные пластины сначала заключаются в оправу из фольги, а затем спаиваются между собой.

Технология фьюзинг основана на спекании в специальной печи цельного пласта рисунка, набранного из отдельных кусочков цветного стекла. Такие витражи выделяются разнообразием форм и фактур.

Витражный потолок

Техника “кастинг“ или “муранское стекло“ предусматривает отливку витражей в металлических формах с рельефными углублениями, в которые заливают сначала цветное, а затем прозрачное стекло.

Витраж, изготовленный с помощью пескоструйной гравировки стекла или зеркальной поверхности, как правило, в 2-3 раза дешевле всех вышеперечисленных. Многослойный рисунок может обладать глубоким рельефом или быть матовым.

Самой бюджетной считается техника пленочного или лакированного витража. В ней самоклеящиеся цветные плёнки из полиэфирного материала используются для тонирования цельного листового стекла. Витраж, имитирующий технику Тиффани, получается лёгким и ровным. Качественная плёнка способна поглощать до 90% вредных для здоровья человека УФ-лучей.

Витражные потолки

Виды витражных перегородок

Витражные перегородки изготавливают как из дерева и металла, так и из гипсокартона. Они могут быть стационарного, раздвижного и передвижного типа. Первые выполняют функцию стены, изготовленной из витражного стекла. Вторые устанавливают в помещениях без жёсткого разграничения пространства. Третий тип перегородок, к которому относится и ширма, свободно перемещаются для создания уютных уголков. Кроме их существуют комбинированные конструкции и арки. Последние из этой пары с неизменным успехом используются для украшения дверных проёмов.

Витраж. Витраж Собора Парижской Богоматери, XII век

Витраж, в отличие от обычного окна, не только пропускает, но и окрашивает в разноцветные оттенки солнечный свет. Яркая и красочная картина из цветных стекол при естественном освещении создает внутри здания особую атмосферу, подчеркивает красоту интерьера и оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека.

Витраж. Витраж Дворца каталонской музыки, 1908

Виды витражей

Витражи могут различаться по нескольким критериям, в том числе по назначению (сфере применения) и особенностям внешнего вида. Но наиболее подробным и распространенным является разделение витражных композиций по технике исполнения на следующие типы:

  • Классический или наборный. По заранее изготовленному шаблону изготавливают комплект цветных стеклянных элементов и профиль для соединения фрагментов. Каждая стеклянная деталь обрамляется тонкой полоской цветного металла и припаивается к соседней в соответствии с шаблоном. В традиционной технике для изготовления профиля используют свинец, а при изготовлении витража по методу Тиффани — тонкие медные полоски.
  • Расписной. На поверхности стекла художник-витражист рисует изображение цветными водорастворимыми красками. Затем композицию покрывают защитным слоем и обжигают в печи при высокой температуре.
  • Пескоструйный. Лист стекла обрабатывают абразивными материалами, чаще всего мелкими частицами песка под большим давлением. В результате гладкая прозрачная стеклянная поверхность становится матовой.
  • Спечной (фьюзинг). В этой технике не используется металлический профиль. Из кусочков стекла составляют орнамент или сюжет, который потом обжигают в печи. Соседние стеклянные элементы спекаются между собой и образуют цельную композицию.
  • Травленый. В этой технике стеклянную заготовку обрабатывают специальными агрессивными веществами. В результате химической реакции верхний слой стекла растворяется, а поверхность листа в обработанных местах становится матовой.
  • Литой. Характеризуется высокой трудоемкостью. Каждый стеклянный модуль отливают или выдувают отдельно, а затем из набора элементов собирают витраж. Стеклянные части соединяют между собой арматурой или строительным цементом.
  • Фацетный. По своей сути очень похож на классический метод изготовления витража. Отличие заключается в том, что с каждой стеклянной детали перед установкой снимают фаску, а композицию собирают из ограненных элементов.
  • Комбинированный. Представляет собой сочетание двух и более перечисленных выше витражных техник.

Витраж. Витраж Йоркского готического собора, ХIII век

Для декоративного оформления интерьера зданий и помещений также используют различные техники имитации витражей. Среди них наиболее распространены:

  • Заливная контурная. Цветными красками художник наносит на стекло сначала рисунок, а затем контур, имитирующий профиль.
  • Пленочная. На стеклянный лист аккуратно наклеивают цветную полимерную пленку и тонкие полоски металлической ленты, из которых образуется композиция.
  • Накладная. В отличие от предыдущей техники вместо полимерной пленки используют более толстые материалы (обычно — стеклянные пластины).
  • Фотопечать. Изображение на стеклянные поверхности наносят с помощью современного печатного оборудования.

Витраж. Витраж мечети Насир аль-Мунк, XIX век

Витражи также можно разделить на 3 основные группы по типу изображения:

  • сюжетные;
  • орнаментные;
  • комбинированные.

Витраж. Лампа Тиффани, XX век

История витража

История витража по мнению большинства ученых насчитывает более 2000 лет. Наиболее древние образцы этого искусства относятся к античной эпохе. Мозаикой из цветных стекол были украшены небольшие оконные проемы домов богатых жителей Рима. До наших дней сохранились исторические документы, которые свидетельствуют, что на окнах Константинопольского Софийского собора еще в 330 году были установлены разноцветные витражи.

Витраж. Витраж собора Сент-Шапель, XIII век

В IV-V веках при строительстве раннехристианских церквей в Западной Европе была распространена практика заполнения оконных проемов тонкими прозрачными алебастровыми пластинами с деревянным профилем — примитивной имитацией витража. Но уже в VI веке для этих целей начали использовать цветное стекло и свинцовый профиль, о чем упоминается во многих средневековых хрониках.

Витраж. Galeries Lafayette Paris Haussmann, 1912

Витражи Аугсбургского Собора, датированные 1065 годом, считаются наиболее древними из дошедших до нас произведениями этого вида искусства. В них использованы прозрачные стекла, окрашенные разноцветными красками.

В Средние века в европейской архитектуре на витражных панно изображали фигуры святых и даже целые сюжеты из Святого Писания. В это же время в исламском мире получили широкое распространение орнаментные витражи в мечетях.

Витраж. Интерьер Gran Hotel Ciudad de Mexico, 1968

В эпоху Возрождения произошли серьезные изменения в витражном искусстве. Художники стали использовать стеклянные окна в качестве основы для написания картин темперными, а позже и масляными красками.

В период Реформации в Западной Европе происходило массовое разрушение церквей в ходе религиозных войн. Огромное количество старинных витражей были разбиты, а вместо них вставлены обычные прозрачные стекла. Постепенно древние витражные техники были утрачены вплоть до конца XIX века.

Витраж. Купол Чикагского культурного центра, 1897 год

Возрождение интереса к витражу произошло благодаря гениальному американскому художнику Луису Комфорту Тиффани (Louis Comfort Tiffany). Сын знаменитого на весь мир основателя ювелирной компании Tiffany & Co с начала 1880-х гг. увлекся изготовлением из стекла предметов декоративно-прикладного искусства.

Витраж. Купол Швейцарского Федерального дворца, 1902 год

Луис изобрел собственную технику витража, которая оказалась чрезвычайно успешной. Вместо свинцовых пластин в качестве профиля для соединения стеклянных элементов он начал использовать тонкие медные полоски, которые приклеивал воском и припаивал оловом.

Витраж. Окна венгерской комнаты здания Питтсбургского университета в США, ХХ век

Новая технология позволила изготавливать из цветного стекла не только витражи, но и великолепные объемные композиции. Огромным спросом у обеспеченных людей начали пользоваться изысканные лампы со стеклянными абажурами.

Витраж. Окно в здании Либерецкой городской ратуши, XV век

С начала ХХ века до наших дней постоянно совершенствуются старинные и возникают альтернативные витражные техники. Яркие красочные композиции из мозаичного стекла все чаще используются не только при оформлении храмов, но и в строительстве общественных и коммерческих зданий.

Витраж. Пресвитарианская мемориальная церковь Брауна в Балтиморе, ХХ век

Самые известные витражи мира

К самым известным витражам мира можно отнести десятки выдающихся произведений монументального искусства разных эпох. И все же, стоит выделить шедевральные витражные композиции в следующих зданиях разного назначения:

  • Ахенский Собор (Германия) — VIII век.
  • Готический Собор Сент-Шапель (Париж, Франция) — XIII век.
  • Мечеть Насир аль-Мульк (Шираз, Иран) — XIX век.
  • Галерея Лафайет (Париж, Франция) — 1912 год.
  • Гранд Отель Сиудад де Мехико (Мексика) — 1968 год.
  • Йоркский готический собор (Великобритания) — XIII век.
  • Дворец каталонской музыки (Барселона, Испания) — 1908 год.
  • Чикагский культурный центр (США) — 1897 год.
  • Собор Парижской Богоматери (Франция) — XII век.

Витраж. Витраж Ахенского собора, VIII век

Уникальные предметы антиквариата и старинного искусства посетители портала Very Important Lot могут приобрести на арт-аукционах в режиме онлайн. Наш сайт также дает уникальную возможность всем желающим недорого купить картины, иконы и изделия из стекла у современных авторов.

Читайте также: