Доклад на тему изобретения адмирала с о макарова

Обновлено: 02.07.2024

Имя вице-адмирала Степана Осиповича Макарова неразрывно связано с историей развития русского флота. С.О. Макаров был наиболее талантливым представителем русского военно-морского флота второй половины XIX и начала XX в. Его боевая деятельность и теоретические работы в области военно-морского дела оказали значительное влияние на развитие отечественной и зарубежной военно-морской мысли.

В наше дни заслуги Макарова перед Родиной и наукой высокого оценены. Россия свято хранит память об этом замечательном моряке. Многое в его жизни и многосторонней деятельности может и сейчас служить образцом и примером. Это и является целью моего доклада — рассказать об основных вехах жизни этого замечательного человека, о его неутомимой работе на благо России.

В это же время он изобрел способ быстрой разводки пара, в котором не портились котлы. Кроме того, пары стали разводиться в 7,5 минут — когда прежде на это нужно было порядка шести часов.

К сожалению, почти все технические инновации Макарова рубились на корню, и делало это высшее руководство флота империи. Если нововведения и использовались, то туго; в других же странах их внедряли почти сразу, что, конечно же, наносило вред обороноспособности Российского государства. Кстати, морская тактика по Макарову преподавалась даже на другом конце света, в Аргентине, чему сам адмирал, узнав, был удивлен.

Часть технических предложений молодого офицера внедрили. Однако самую важную из его находок — выравнивание корабля посредством затопления неповрежденных отделений — Морской технический комитет счёл ересью. Понадобилось тридцать пять лет, Цусимское сражение и гибель самого Макарова, чтобы доказать правильность его идеи. Академик Крылов вспоминал, что Степан Осипович предлагал построить учебный корабль, чтобы тренировать экипажи управлять судном во время аварии.

Перед русско-турецкой войной 1877—1878 годов у России не было сильного флота в Черном море. А вот противник имел много судов с сильной артиллерией. Тогда Макаров предложил применять быстроходные пароходы с подъемными минными катерами. В ночной темноте маленькие суда быстро спускались на воду и атаковали минами неприятеля. После атаки катера отходили к пароходу, их поднимали на борт, и большой корабль быстро удалялся. Чиновники морского министерства снова-таки сопротивлялись нововведению.

Также он доказывал возможность использования подводного оружия — мин, а позднее и субмарин. Первым в мире он выдвинул идею быстроходных минных заградителей, разработал основные элементы судов, чьим предназначением было бы постановка системы минных заграждений у берегов противника.

Кроме того, в это же время Макаров занимался мелководными судами для плавания по Аральскому морю и рекам Амударья и Сырдарья. Он разработал приспособления для подъема тяжестей и лошадей, а также для буксировки ботов.

Он вводил на вооружение бездымный порох, составленный Д.И. Менделеевым. В 1894—1895 годах контр-адмирал командовал эскадрой на Средиземном море, затем перешел с эскадрой на Дальний Восток и командовал ею в составе Тихоокеанской соединенной эскадры вице-адмирала С.П. Тыртова. По его поручению он подготовил приказ, включавший наставление для эскадры в бою — одну из первых инструкций для броненосного флота.

Макаров считал, что Россия должна иметь три флота: на Балтике, на Черном море и на Дальнем Востоке. Адмирал предупреждал о войне с Японией, к которой нужно серьезно подготовиться. Руководители царского правительства проигнорировали его слова. Русский флот оказался плохо подготовлен к войне.

Степан Осипович Макаров широко известен как кораблестроитель, океанолог, изобретатель, боевой моряк и флотоводец. Всю свою деятельность он подчинял одному делу — повышению боеготовности отечественного флота.

Моряк был не только военным, но и географом, изобретателем в артиллерии, минно-торпедном деле и кораблестроении, создателем основы теории о непотопляемости судов.

Макаров погиб на 56-м году жизни, честно исполняя свой долг по защите родины. Перед светлой памятью русского флотоводца и ученого-новатора склонили голову друзья в России и люди далеко за ее пределами. В честь его был назван броненосный крейсер, в Кронштадте и Николаеве сооружены памятники. Славный моряк оставил потомкам свыше пятидесяти научных работ.

Его любимый девиз ценен именно потому, что Макаров понимал его как необходимость постоянно учить личный состав тому, что потребуется на войне, настаивал, чтобы корабли строились и оборудовались исходя из требований войны. Придавая особое значение моральному фактору в войне, Макаров всегда и в своих теоретических работах и особенно в практической деятельности заботился о поднятии морального духа личного состава. Будучи строгим и требовательным, он умело сочетал это с постоянной заботой о нуждах матросов и офицеров, поощрял инициативу и хорошую службу, нетерпимо относился к формализму и бездеятельности.

1. Золотарев В.А., Козлов И.А. Три столетия Российского флота, XIX — начало XX века, глава Русско-японская война 1904—1905 г. — М.: АСТ, 2004.

2. Керсновский А.А. История русской армии. — М.: Эксмо, 2006. — Т. 2.

3. Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII — начала XX века. — М.: 1997.

4. Левицкий Н. А. Русско-японская война 1904—1905 гг. — М.: Эксмо, Изографус, 2003. — 672 с.

5. Супруненко П.П., Супруненко Ю.П. Путешественники и мореплаватели. Книга 1. — М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2005. — 528 с.

6. Супруненко Ю.П. Отечественные мореплаватели и путешественники. — М.: 2010. — 933 с.

7. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. — М.: 1997.

адмирал макаров

Степан Осипович Макаров вошёл в историю как основоположник учения о живучести корабля, как изобретатель новых типов кораблей, новатор в области минного оружия, прославленный мореплаватель и талантливый океанограф. Он явился прогрессивным выразителем русского флота. Макаров продолжил и значительно развил учение своего наставника адмирала Бутакова о морской тактике броненосного флота. Знакомьтесь с краткой биографией талантливого и трудолюбивого человека.

Всю жизнь Макаров посвятил строительству и боевому развитию российского флота.

степан макаров в юности

Степан Макаров в юности

Родился Степан Макаров на юге Украины в городе Николаев 8 января (по новому стилю) 1849 года. Отец — Осип Фёдорович был боцманом, позже дослужился до офицерского чина, мать — Елизавета Андреевна.

Военно-морское образование получил в Николаевском морском училище. Поступить учеником в морской корпус он не смог, так как туда принимались лишь дети высокопоставленной знати, а отец его был боцманом и лишь впоследствии получил офицерский чин.

Макаров проходил школу морской выучки, когда на ряду с двигателем имели большое значение паруса. Морякам для борьбы со стихией нужны были смекалка, находчивость и выносливость. Макаров упорно вырабатывал у себя эти качества. В конце учебы он лихо лазал по вантам, умело управлял парусами, мужественно переносил все невзгоды корабельной жизни. Он стремился всё познать, всё испытать.

Изучая корабельную технику, Макаров замечает серьезные недостатки в устройстве судна и предлагает конструкторские решения. Огромное количество чертежей он выполнил сам, а когда приходилось нанимать чертежника, то выплачивал ему из своих скромных средств.

Через пятнадцать лет службы Макаров представил начальнику главного морского штаба подробное описание тридцати пяти своих крупнейших изобретений. К ним относятся работы по непотопляемости кораблей, о сфероконической постановке мин, о минных шестах, крылатой мине, приспособлении, позволяющем стрелять при волнении и другие. Все эти изобретения двигали вперед военно-морское дело.

Работы по усовершенствованию морской техники Макаров не прекращал до конца своей жизни

Во время турецкой войны 1877-1878 годов Степан Осипович умело внедрил и впервые использовал против вражеских броненосцев торпедные катера. Россия тогда не имела боевых судов на чёрном море, а Турция располагала крупным броненосным флотом. В силу этого турецкие корабли хозяйничали у наших берегов. Но это продолжалось недолго. Смелыми и решительными действиями Макаров наводил панику на турецкий флот. Действуя под покровом ночи, он внезапно подходил к турецким броненосцам и смело атаковал их маленькими катерами.

Макаров первым в мире использовал мину как грозное наступательное оружие, использовал самодвижущуюся мину-торпеду, определил контур торпедного аппарата и наметил пути развития минной тактики.

русско-японская война и адмирал макаров

Перед началом русско-японской войны Макаров являлся командиром Кронштадтского полка и военным губернатором города Кронштадт. Эта должность мало удовлетворяла его кипучую натуру. Он внимательно следил за событиями на Дальнем Востоке. И после нападения на русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура, Макаров был назначен командующим флотом на Тихом океане.

Далее Степан Осипович прибывает на Дальний Восток. С его приездом эскадра воспрянула духом. Происходило небывалое. Отражая попытки врага заблокировать наши корабли в гавани, вице-адмирал Макаров организует учебно-боевые походы. Он выводил эскадру в море и на глазах противника обучал командиров совместному плаванию. Тридцать шесть дней развивался флаг над эскадрой. Уже было несколько боевых схваток, также были отражены все наступления японских моряков. Русские моряки увидели, что могут бить врага!

Память о выдающемся флотоводце , внёсшем так много в развитие военно-морского искусства, свято чтут моряки и по сей день.


Макаров не успокоился на достигнутом. Он добился получения мин Уайтхэда (торпед), в то время новинки. В начале июля у Макарова были торпеды и собственное предложение по их применению, вытекавшее из боевого опыта. Степан Осипович предполагал первоначально атаковывать броненосец торпедами; если же торпеда взрывалась не у борта корабля, а разрушала бон, защищавший стоянку, в пролом должны были идти катера с шестовыми минами.




За отличие в службе 1 января 1890 года С.О. Макарова произвели в контр-адмиралы и назначили младшим флагманом Балтийского моря. В этот период, часто выходя в море и работая в различных комиссиях, Макаров продолжал изобретать. В 1892 году он предложил специальный колпачок на бронебойные снаряды, позволяющий им пробивать цементированную броню, не раскалываясь. Он вводил на вооружение бездымный порох, составленный Д.И. Менделеевым. В 1894-1895 годах контр-адмирал командовал эскадрой на Средиземном море, затем перешел с эскадрой на Дальний Восток и командовал ею в составе Тихоокеанской соединенной эскадры вице-адмирала С.П. Тыртова. По его поручению он подготовил приказ, включавший наставление для эскадры в бою - одну из первых инструкций для броненосного флота.

История жизни Степана Осиповича Макарова

В 1896 году Макарова назначили старшим флагманом 1-й флотской дивизии Балтийского моря, 20 августа произвели в вице-адмиралы. Моряк командовал в море Практической эскадрой.


6 декабря 1899 года Макарова назначили главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта; эту должность он занимал до отъезда на Дальний Восток.

Еще 22 февраля 1900 года Макаров подал записку управляющему морским министерством о слабости обороны Порт-Артура с моря и суши. Неоднократно моряк напоминал об опасности войны с Японией. За несколько дней до нападения японских миноносцев вице-адмирал вновь писал генерал-адмиралу и управляющему морским министерством об опасности.


32_4 (455x600, 46Kb)

Память о выдающемся деятеле русского флота Степане Осиповиче Макарове особенно дорога русским людям. Нет такой области военно-морской науки и техники, которую бы этот одаренный человек не пополнил своими исследованиями и изобретениями.

Степан Осипович родился 28 декабря 1848 года в городе Николаев. Его отец был простым матросом, дослужившимся до офицерского звания, что дало ему право отдать сына в офицерскую школу. Десяти лет мальчик был отдан в морское училище в Николаевске-на-Амуре, куда семья Макаровых перебралась из Николаева.

Среди своих сверстников Макаров выделялся исключительными способностями, серьезностью и любовью к наукам и в 1865 году с отличием окончил морское училище. В награду за успехи юного моряка в виде редчайшего исключения произвели не в кондукторы флотских штурманов, как полагалось по уставу училища, а предоставили ему возможность стать гардемарином, что открывало гораздо большие перспективы для такого способного и энергичного юноши, каким был Макаров. Правда, чтобы стать гардемарином, надо было сдать экзамен по некоторым предметам по курсу Морского кадетского корпуса.

За годы пребывания в Константинополе Макаров сумел проделать работу исключительной важности — исследовать течения Босфора.

Еще во время русско-турецкой войны Макаров заинтересовался течениями Босфора, но тогда он не имел возможности заняться научными исследованиями. Теперь, когда в его распоряжении находился пароход, Макаров немедленно приступил к изучению интересовавшего его вопроса.

Двухнедельное плавание к Гавайским островам не прошло для Макарова даром. Он успел за это время сделать три глубоководные станции, результаты которых помогли ему найти правильное решение одной из важнейших океанографических проблем.

Подобно системе Гольфстрима в Атлантическом океане, система Куро-Сио играет огромную роль в жизни Тихого океана. Эта система теплых течений обогревает Восточно-Китайское, Желтое и Японское моря, определяет климат Японских островов, оказывает огромное влияние на климат северо-западной части Тихого океана и влияет на гидрологические и метеорологические условия Охотского и Берингова морей. Поэтому изучение Куро-Сио было очень важным делом.

Наблюдения Макарова показали, что течение это не имеет четкой восточной границы. Его воды плавно переходят в воды Тихого океана.

Даже тщательные исследования при помощи современных приборов с большим трудом позволяют различить восточный край Куро-Сио. Зато его западный край, особенно после поворота течения севернее широты 37° на восток, обозначается очень четко, так как он отделяет теплое Куро-Сио от холодного течения Ойя-Сио. Но эту границу Макаров пересек позднее.

Во время всех этих плаваний Макаров и его офицеры продолжали неутомимо вести океанографические исследования, которые дали много ценного материала для изучения дальневосточных морей.

Пользуясь результатами этого разреза и некоторыми другими данными, Макаров сумел определить некоторые очень важные черты гидрологии Берингова моря.

Наиболее обстоятельно Макаров исследовал Охотское море. Он очень верно охарактеризовал особенности его гидрологии, показал общую структуру вод, определил и общий круговорот вод Охотского моря, указав, что движение их происходит против часовой стрелки. При этом он отметил, что в северных и северо-западных районах моря, лежащих в наиболее суровых климатических условиях, создается холодное течение, идущее на юг вдоль восточного побережья Сахалина.

Особенное внимание Макаров обратил на исследования пролива Лаперуза, связывающего Охотское море с Японским. Он тщательно изучил результаты всех наблюдений, произведенных в этом районе до него, дополнил их данными своих глубоководных станций и наблюдениями с кораблей эскадры и составил подробные карты распределения температуры и удельного веса воды на поверхности в самом проливе и в прилегающих к нему районах обоих морей. Макаров провел, также с целью выяснения механизма водообмена через пролив, лабораторные опыты, в которых применил специально построенный им для этого случая прибор.

Корвет прошел около 60 тысяч миль, из них под парусами больше 25 тысяч миль. За 993 дня плавания было сделано 493 серии глубоководных наблюдений, огромное количество метеорологических и гидрологических наблюдений, взяты пробы фунта, собраны коллекции различных морских животных и растений.

Замечательный флотоводец Степан Осипович Макаров трагически погиб (подорвался на мине) в Порт-Артуре в 1904 году.

Читайте также: