Наскальная живопись первобытных людей доклад

Обновлено: 20.05.2024

Таким способом самовыражения и передачи информации стала наскальная живопись.

Наскальную живопись еще называют пещерной живописью.

Наскальной или пещерной живописью называют вид первобытного искусства, который подразумевает выполненные людьми приблизительно эпохи палеолита изображения в пещерах.

Такие рисунки выполнены с помощью одного цвета, обычно, черного.

Изображения выполнены с помощью двух и более цветов.

Разноцветные рисунки бизонов в пещере Альтамира.

Наскальным рисунком называют рисунок, который сделан с помощью кремниевого или каменного инструмента путем вырезания линий на поверхности скалы.

Большинство изображений отыскали в Европе. Там первобытные люди жили в пещерах, чтобы спастись от холодов. Но и в Азии тоже были найдены такие пещеры.

В карстовых пещерах в Маросе и Панкепе в Индонезии обнаружили наскальный рисунок целебесской свиньи. Возраст изображения превышает 45,5 тысячи лет (данные на январь 2021 года).

Целебесская свинья — вид свиней на острове Сулавеси в Индонезии.

Первая пещера с изображениями была найдена в 1879 году испанским археологом-любителем графом Марселино Санс де Саутуола и его дочерью Марией. Это пещера Альтамира. Ее своды украшены рисунками древних людей. Рисунки датировали эпохой палеолита. Но долгое время ученые обвиняли графа в недостоверности информации. Они считали, что рисунки были фальсифицированы и не могли принадлежать каменному веку. А после смерти графа его открытие признали.

Пещера Альтамира находится в Испании. В ней — полихромная каменная живопись. Пещера находится на лугу в нескольких километрах от центра города Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, а в 30 километрах от пещеры находится Музей древней истории и археологии.

После открытия на территории пещеры могли побывать все желающие, чтобы увидеть своими глазами удивительную живопись. В результате визитов внутри пещеры изменилась температура. И это привело к появлению плесени на рисунках. Поэтому сейчас она закрыта для посетителей.

Пещера включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Копии рисунков можно увидеть в музее Альтамира.

Подобные находки обнаружили и в других уголках мира.

Наиболее известные места с древними изображениями:

Найдены изображения людей, символов и животных в движении.

Известны рисунки зала быков или Ротонды.

В этой пещере самый крупный наскальный рисунок — пятиметровый бык.

Ласко закрыта для посетителей.

Туристы отправляются в ее копию. Там в натуральную величину воссоздали Зал Быков и Осевой проход.

Пещера находится на юге Франции. Можно увидеть более 300 рисунков. Среди изображений присутствуют животные ледникового периода. По предположениям ученых, возраст некоторых рисунков составляет около тридцати тысяч лет.

Месторасположение — юго-восток Франции.

Живопись была обнаружена в XVII веке, но должного значения рисункам не придали.

Лишь в 1906 году капитан Моляр обнаружил зал под названием Черный салон. Там изображены животные: бизоны, олени и козлы.

Ученые предполагают, что здесь проводили ритуалы привлечения удачи на охоте.

Она расположена недалеко от Марселя. Но попасть туда можно только проплыв по тоннелю, который расположен глубоко под водой.

Место было открыто в 1985 году дайвером Анри Коске.

По предположениям ученых, изображения некоторых зверей и птиц были сделаны около 29 тысяч лет назад.

Шульган-Таш или Капова пещера была открыта зоологом Александром Рюминым в 1959 году.

Под ее сводами можно увидеть изображения, сделанные красной охрой, лошадей, носорогов и мамонта с мамонтенком. По оценкам, рисунки были нарисованы 14 тысяч лет назад

В 1961 году в окрестностях деревни Папасидеро обнаружили пещеру Ромито. Там сохранились примеры доисторического искусства и следы гробниц. Наскальная живопись и петроглифы относятся к периоду верхнего палеолита.

Была найдена в северо-западной части Болгарии. Внутри пещеры можно найти около 700 рисунков, которые вырезаны или написаны на стенах.

На рисунках можно разглядеть изображения танцующих женщин, мужчин во время охоты, животных и растений, инструментов и звезд.

Самая удивительная находка этого места — солнечный календарь на 366 дней.

  1. Пещера Хойт-Цэнкер Агуй в западной Монголии.

До открытия этой пещеры были известны две техники рисунков:

  • выбитые на скалах — точечная техника;
  • написанные краской, охрой.

В 1966 году советско-монгольская экспедиция открыла в пустыне Гоби третий тип наскальных изображений: живопись в темной глубине пещеры. Этот тип отличается не только непривычным для таких целей местом, но и другим стилем и техникой исполнения.

Хойт-Цэнкер Агуй находится на юго-западе в 25 километрах от МАнхан-Сомона. Обширная полость в горе Гантик образовалась под действием подземных вод и землетрясений. На запад открывается темным жерлом на высоте 100 метров над уровнем реки.

Высота куполовидного потолка достигает пятнадцати метров. Свод пещеры рухнул в древности и завалил пол глыбами камня.

Росписи находятся в глубоких нишах скальных стен пещеры. Рисунки пересекаются и сплетаются в сплошной клубок. Можно разглядеть часть фигур животных и знаков. Выделяется фигура самца оленя с выделенной красной краской спиной и ногами. На потолке одной из ниш расположен рисунок быка с развернутыми рогами.

Наскальные рисунки являются источниками информации о жизни и быте древнего человека. Это признак того, что в определенной местности обитали люди с существующей культурой. Наскальная живопись может быть единственным источником знаний о древней местности.

Например, благодаря рисункам на территории Африки в пустыне Сахара ученые сделали вывод, что во времена палеолита и неолита экосистема местности сильно отличалась от нынешней. Благодаря находкам определили примерное время опустынивания региона и появление в Северной Африке верблюдов.

С помощью наскальных рисунков также можно определить время одомашнивания древних животных по характеру изображаемых ситуаций.

Люди изображали жизненные ситуации с помощью петроглифов. Такой способ передачи информации появился в каменном веке и существует до сих пор.

Петроглифами называют изображения на природных скальных выходах и валунах. Они выполнены выбивкой или пикетажем, гравировкой, пришлифовкой и другими способами. Способы нанесения изображений связаны с удалением скальной поверхности или сочетанием техник.

Использовали как каменные, так и металлические инструменты.

Считают, что изображений в технике петроглифов существенно больше, чем росписей, которые наносились на аналогичные природные объекты.

Концепцию петроглифов связывают со святилищами, местами проведения календарных праздников. Они приурочены к важным точкам ландшафта: переправам и перевалам.

Наскальную живопись обнаруживали во многих странах. В 120 странах нашли более 35 миллионов петроглифов.

Этапы зарождения искусства, когда были первые

Искусство живописи зародилось, когда человек осознал потребность передавать информацию и изображать окружающий мир. Они рисовали все, что видели: животных и птиц, сцены охоты. И тех, кого почитали.

Территориально первобытное искусство охватывает все континенты, кроме Антарктиды. Большинство древней живописи найдено в Европе.

При этом нет четкого представления, когда впервые появилась наскальная живопись.

Одна из теорий связывает появление пещерной живописи с появлением людей, которые анатомически были схожи с современным человеком. По времени период относят к 40 000 году до нашей эры.

Для рисования древние люди использовали материалы, которые были сделаны из натуральных материалов. Например, земляные краски, древесный уголь, черная сажа. А кисточки делали из волос животных. Или рисовали пальцами.

Жителей пещер считают самыми древними художниками. В пещерах на юге Франции и Испании были найдены первые рисунки, которые датировали от 30 тысяч до 10 тысяч лет до нашей эры. Сохранность находок связана с тем, что пещеры были запечатаны на протяжении долгого времени. В них сохранялась одна и та же температура и влажность.

Подобные изображения жизни были найдены и в Африке, и на востоке Испании.

Древние люди использовали пигменты:

  • охра — оксид железа. Цвет варьируется от светло-желтого до темно-оранжевого;
  • марганец — темный металл.

Их измельчали в порошок и наносили на поверхность.

Ученые предполагают, что разнообразная изобразительная деятельность появилась в начале позднего палеолита. Тогда древние люди начали создавать круглые скульптуры, делать гравировки на камнях и костях. И расписывать пещеры.

Периодизация:

  1. Палеолит: до 10 тысяч лет до нашей эры.

Палеолит — древнекаменный век.

В эпоху палеолита человек изготавливал орудия труда из камня.

Эпоха делится на:

  • нижний или древний палеолит — до 150 тысяч лет до нашей эры;
  • средний палеолит — 150–35 тысяч лет до нашей эры;
  • поздний или верхний палеолит — 35–10 тысяч лет до нашей эры.

Ориньяк-Солютрейский период — 35–20 тысяч лет до нашей эры.

Период Мадлен — 20–10 тысяч лет до нашей эры. Он назван так от названия пещеры Ла Мадлен, где были найдены росписи, которые соответствуют этому периоду.

Ученые считают, что схематическое изображение знаков и геометрических фигур возникло в одно и то же время. Например, оттиски рук и беспорядочные переплетения волнистых линий. Они были продавлены в сырой глине пальцами.

Первые рисунки эпохи палеолита были найдены в конце XIX века — пещера Альтамира.

Характерные изображения эпохи: животные — бизоны, олени, мамонты; сцены, которые имитируют охоту.

Использовали оттенки охры, сочные краски. Наложение однотонное или с полутонами и переходами от одного цвета к другому. Выражен толстый слой краски.

В процессе живописи использовался естественный рельеф камня, что придавала объем изображениям.

Постепенно рисунки детализируют.

Изображения эпохи палеолита реалистичны. В них присутствует экспрессия, пластика, ритмика. Образы монументальны и незыблемы.

Первой находкой — мелкой пластикой — стала костяная пластина из грота Шаффо. На ней изображены пара ланей и олени. Проспер Мериме передал эту пластину в исторический музей Клюни.

  1. Мезолит: 10–6 тысяч лет до нашей эры.

Мезолит — среднекаменный век.

Люди ведут кочевой образ жизни. Меняется их образ жизни. В это время зарождается искусство многофигурной композиции. Центральное место занимает человек.

Особенности живописи: если раньше в центре композиции были животные, то с наступлением эпохи мезолита центральное место отдается человеческой деятельности. Изображают сцены сбора меда, танцы, охоту. Появляется больше схематичных рисунков с преобладанием красного и черного цветов.

В эпоху мезолита появляются петроглифы.

Древние художники сбивали острым орудием более темную часть горной породы. Из-за этого изображения выделяются на фоне скал.

  1. Неолит: 6–2 тысячи лет до нашей эры.

Неолит — новокаменный век.

Эпоха знаменуется переходом от присваивающего — охотники и собиратели — к производящему — земледелие и скотоводство — типу хозяйства: неолитическая революция. Появляется металлические орудия труда.

Наскальная живопись эпохи подобна той, что существовала во времена мезолита. При этом она становится разнообразнее.

Рисунки точны, наполнены изяществом и грацией. В них гармонически сочетаются формы и тона. Люди и животные изображены со знанием анатомии. Передана стремительность жестов и движений.

Кого чаще всего изображали, о чем она рассказала человеку

На рисунках первобытные люди изображали животных. Например, оленей, бизонов, лошадей и мамонтов. На рисунки попадало то, что окружало человека.

Постепенно к ним прибавлялись сцены охоты. Ученые предполагают, что изображения с успешной охотой говорят о желании человека увековечить завершенное дело.

Также присутствуют изображения рук, а позднее людей, которые заняты делом.

На юго-западе Европы главной темой изображений были рисунки животных.

Образ человека широко представлен в первобытном искусстве Африки.

В палеолите Евразии женские изображения количественно преобладают над мужскими. Ученые связывают такую диспропорцию с разными аспектами социальной роли женщины — как продолжательницы рода и хранительницы очага.

Эволюция изобразительных стилей

Техника пещерной живописи совершенствовалась с течением времени.

Монохромные картины ориньякской культуры — 40–25 тысяч лет до нашей эры — сменялись изображениями полихромного искусства граветта — 25–20 тысяч лет до нашей эры.

Апогей наскальной живописи — эпоха Магдалины — 15–10 тысяч лет до нашей эры.

В конце эпохи Магдалины закончился Ледниковый период. А период глобального потепления уничтожил часть пещерных изображений.

Большая часть доисторических наскальных рисунков представляет собой фигуры животных. Сначала преобладали хищные животные и охотничьи, но потом первенство было отдано охотничьим: бизоны, северные олени.

Изображения людей были редки и стилизованы, то есть менее реалистичны. Также были распространены абстрактные знаки и символы.

Полихромная наскальная живопись создавалась в три этапа:

  1. Контур и основные черты: вытесывание поверхности скалы заостренным камнем либо нанесение линий углем или марганцем.
  2. Окраска рисунка хной или другими пигментами.
  3. Края фигур затеняли темным пигментом, чтобы увеличить трехмерность. С этой же целью использовали рельеф поверхности.

В доисторическом искусстве нет пейзажной живописи. Горы и реки не фигурировали в наскальных изображениях. Распространено абстрактное искусство. На стенах пещер встречаются точки, линии, символы.

В пещерах, где изображения датируются разными эпохами, видны различия в стилях изображения животных.

Определить возраст изображений в пещерах относительно легко в том случае, если археологические наслоения заполняют пещеру до той высоты, где есть изображения. Или наслоения содержат каменные плитки или обломки костей, которые украшены в том же стиле.

Но во многих районах стоянки, которые богаты следами человеческой культуры, не совпадают с теми участками, где есть наскальные рисунки. Тогда следует вывод, что рисунками украшались те места, где проводились религиозные церемонии.

Это осложняет проблему хронологии. Поэтому ученые ограничиваются косвенными данными.

Ход изменений в технике и стилях рисунков представлен грубыми схемами.

Первоначально художники палеолита изображали те явления внешнего мира, которые интересовали общину. Это животные, охота.

Росло мастерство творцов, изображения становились реалистичнее.

Предполагаемые этапы эволюции:

  1. Контуры рисунков четко выверены, прорезаны в камне. Цвет контуров черный. Потом изображение покрывается краской.
  2. Позже создаются многофигурные композиции. Очертания персонажей — цветные линии. Контуры уже не имеют такого значения, как раньше. Происходит отход от реализма в сторону схематизации. Особенно это коснулось образов людей.
  3. Уход от реализма в сторону формализма. Можно увидеть изображения мифических персонажей и абстрактных представлений об устройстве Вселенной.

Эволюция изобразительных стилей на Пиренейском полуострове — использование жителями региона четырех стилей:

Человеку во все времена было свойственно изображать окружающий его мир, свои эмоции и переживания на любых доступных материалах. Сначала, на заре времен, это были стены пещеры, либо гладкий склон скалы, а потом, уже в наше время, бумага либо цифровой носитель информации. Некоторые ученые считают, что именно развитие образного, творческого мышления первобытного человека и сформировало наш мозг.

Наскальные изображения древних людей находят на всех континентах, за исключением только ледяной Антарктиды. Причем больше всего их найдено в Евразии. Это неудивительно, ведь именно тут в суровый ледниковый период наши далекие предки были вынуждены жить в пещерах, скрываясь от непогоды. И у них стало появляться много свободного времени, от охоты до охоты, которое художники племени тратили, покрывая стены пещер замысловатыми изображениями.

Несмотря на довольно широкое распространение, долгое время наскальные изображения древних людей были неизвестными ученым. Ведь еще до 19-го века большинство всерьез считало, что человечеству всего лишь несколько тысяч лет. Конечно, местные жители разных регионов видели рисунки в пещерах и петроглифы на скалах, но исследователи до них не добирались. Пока, наконец, в 1879-ом году одним испанским археологом по имени Марселино-Санс де Саутуола не была обнаружена знаменитая пещера Альтамира в Кантабрии, Испания, стены которой были покрыты уникальными изображениями. Сначала научное сообщество посчитало эту находку мистификацией. Однако впоследствии было обнаружено еще много подобных пещер.

Тематика наскальных изображений разная, но можно обобщить несколько самых распространенных сюжетов. Это, во-первых, изображения животных, причем и давно вымерших (мамонты, зубры, медведи, львы, жирафы, олени). Во-вторых, сцены охоты на них, а также зарисовки быта, рыбалки, плавания на лодках, войны. И, в-третьих, ритуальные изображения беременных женщин и шаманов племени.

Наскальные изображения бывают полихромные, а также монохромные, то есть разноцветные и одноцветные. Для их нанесения использовались различные красители, самыми распространенными были обыкновенный древесный уголь и мел. Также применялась глина, гематит и окись марганца. Для лучшего закрепления широко применялись вяжущие вещества, такие как смола и жир. То есть, некоторые рисунки были черно-белыми, а некоторые разноцветными, красочными и объемными.

Петроглифы и пещерные изображения стали появляться еще на заре человеческой истории. Хотя их датировка затруднена, считается, что первые стали появляться еще во времена позднего палеолита, около 60 тысяч лет назад, то есть ко времени появления первых людей современного типа, кроманьонцев.

По всему миру найдены десятки пещер, покрытыми рисунками древнего человека. Из них самыми известными являются: Шове (Франция), Альтамира (Испания), Магура (Болгария), Серра да Капивара (Бразилия). Наскальные изображения вне пещер можно обнаружить в Ньюспейпер-Рок, штат Юта, США, в Какаду, Австралия. А у нас в стране популярны петроглифы Сикачи Аляна под Хабаровском, а также Беломорские петроглифы Карелии.

До сих пор ученые спорят о назначении наскальных рисунков первобытного человека. Есть несколько мнений, например, интуитивная потребность человека в красоте и отображении внешнего и внутреннего мира. Или это были ритуальные изображения, связанные с зачатками религии.

Наскальная живопись первобытных людей

Наскальная живопись первобытных людей

Кто такой Дмитрий Донской? Он – великий князь, добившийся независимости Московского княжества и расширивший её территорию до невиданных прежде размеров. При нём другие княжества (в первую очередь великое Владимирское, а также

Домашний хорек – это одиночное плотоядное животное, которое сейчас чаще становится надежным другом для любого человека. Характер фуро проявляется к 3 месяцу жизни, и уже тогда необходимо обучать это смышленое создание,

Особенности распространения пещерной живописи. Прослеживание распространения первобытных людей по Земле в наскальных изображениях. Анализ быта, культуры и эволюции первых поселенцев. Процесс одомашнивания животных и изменения состава фауны в местности.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.12.2015
Размер файла 322,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Пещерная живопись (часто называют наскальной живописью) -- изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита, один из видов первобытного искусства. Большинство подобных объектов найдено в Европе, т.к. именно там древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов. Но такие пещеры есть и в Азии, например, Ниах-Кейвз в Малайзии.

Рисунки в Альтамире

История изучения

Лошади в переще Шове

Пещерная живопись являлась объектом большого интереса со стороны ученых мира с момента ее открытия в XIX веке. Первые находки были сделаны в Испании, однако впоследствии наскальные рисунки были открыты в разных уголках мира, от Европы и Африки до Малайзии и Австралии, а также в Северной и Южной Америке. Наскальные рисунки являются источником ценной информации для множества научных дисциплин, связанных с изучением древности - от антропологии до зоологии. Присутствие наскальных рисунков является не просто признаком стоянки первобытных людей, но и существования у данного первобытного сообщества культуры, а возраст рисунков и изображенные на них сюжеты позволяют ученым узнать о состоянии мира и жизни первобытных сообществ на момент их создания. В некоторых случаях наскальная живопись является практически единственным источником, из которого можно узнать подробности о древней истории местности; например, благодаря пещерной живописи, найденной на территории Северной Африки, ныне занимаемой пустыней Сахара, известно, что во времена палеолита и неолита ее экосистема сильно отличалась от современной и была достаточно богатой.

Она также помогла определить примерное время опустынивания Сахары и появления в Северной Африке новых видов, таких как верблюды.

Наскальные изображения также позволяют прослеживать распространение первобытных людей по Земле и, совместно с другими артефактами, дают преставление о быте и культуре их авторов, а также об их эволюции. Так, с помощью изучения наскальной живописи возможно проследить процесс одомашнивания животных и изменения состава фауны в близлежащей местности. пещерный живопись наскальный первобытный

Установление возраста наскальных рисунков сопряжено с определёнными трудностями. В связи с тем, что пещеры и скалы, на которых находятся наскальные рисунки, подвергались воздействию загрязнения в течение многих столетий, метод радиоуглеродного анализа зачастую оказывается ненадёжным и даёт ошибочные результаты. Более надёжными являются методы анализа частиц красителей, из которых состоят рисунки. Также возраст рисунков возможно приблизительно определить, если на них изображены животные, обитавшие в местности нахождения рисунка в прошлом, например, во времена последнего ледникового периода.

Техника и сюжеты

Принято различать одноцветные, или монохромные, и многоцветные, или полихромные изображения. Развиваясь со временем, к XII тысячелетию до н.э. пещерная живопись стала выполняться с учётом объёма, перспективы, цвета и пропорции фигур, учитывала движение. Позднее пещерная живопись стала более стилизованной.

Для создания рисунков использовались красители различного происхождения: минерального (гематит, глина, окись марганца), животного, растительного (древесный уголь). Красители при необходимости смешивались с вяжущими веществами, такими как древесная смола или животный жир, и наносились на поверхность непосредственно пальцами; применялись и инструменты, такие как полые трубки, через которые наносились красители, а также тростины и примитивные кисти. Иногда для достижения большей чёткости контуров применялось выскабливание или вырезание на стенах контуров фигур. Поскольку в пещеры, в которых находится большинство наскальных рисунков, практически не проникает солнечный свет, при создании рисунков для освещения использовались факелы и примитивные лампы.

Пещерная живопись эпохи палеолита состояла из линий и посвящалась в основном животным. Со временем пещерная живопись эволюционировала по мере развития первобытных общин; в живописи эпох мезолита и неолита встречаются как животные, так и отпечатки рук и изображения людей, их взаимодействия с животными и друг с другом, а также божествами первобытных культов, их обряды. Заметную долю рисунков времён неолита составляют изображения копытных, таких как бизоны, олени, лоси и лошади, а также мамонтов; большую долю также составляют отпечатки рук. Животные нередко изображались ранеными, с торчащими из них стрелами. Более поздние наскальные рисунки изображают также одомашненных животных и другие современные авторам сюжеты. Известны изображения кораблей мореплавателей древней Финикии, замеченные более примитивными общинами Иберийского полуострова.

Пещерная живопись широко практиковалась первобытными обществами, промышлявшими охотой и собирательством и находивших укрытие в пещерах или живших рядом с ними. Образ жизни первобытных людей мало менялся на протяжении тысячелетий, в связи с чем как красители, так и сюжеты наскальных рисунков практически не изменялись и были общими для популяций людей, живших в тысячах километров друг от друга. Тем не менее, различия между пещерной живописью различных временных периодов и регионов существуют. Так, в пещерах Европы в основном изображены животные, в то время как африканские наскальные рисунки уделяют равное внимание как человеку, так и фауне. Техника создания рисунков также претерпевала определённые изменения; более поздняя живопись нередко является менее грубой и демонстрирует более высокий уровень развития культуры.

Предназначение пещерной живописи

Подобные документы

Открытие наскальной живописи (пещерных рисунков) в XIX в. в Испании. Причины создания и значения пещерной живописи. Музыка первобытного человека. Флейта как самый древний зафиксированный учёными музыкальный инструмент. Ритуальные танцы первобытных людей.

реферат [19,6 K], добавлен 14.10.2016

Зарождение искусства в пещерной эпохе. Развитие искусства в Древней Греции и Риме. Особенности развития живописи в Средние века, эпоху Возрождения и Барокко. Художественные течения в современном искусстве. Сущность красоты с моральной точки зрения.

статья [21,2 K], добавлен 16.02.2011

Хронология и основные этапы искусства первобытности от появления Homo sapiens и до возникновения классовых обществ, история его изучения и особенности. Главные занятия первобытных людей, отраженные в памятниках культуры первобытных эпох развития общества.

реферат [29,7 K], добавлен 10.09.2009

Портрет как жанр в живописи. История портретной живописи. Портрет в русской живописи. Построение композиции портрета. Техника масляной живописи. Основа под живопись. Масляные художественные краски и кисти. Палитра красящих веществ и смешивание красок.

дипломная работа [2,3 M], добавлен 25.05.2015

Художественно-исторические основы пейзажной живописи. История русского пейзажа. Особенности, пути, средства пейзажа как жанра. Композиционные особенности и цвет. Оборудование и материалы для масляной живописи как одного из распространенных видов живописи.

дипломная работа [2,0 M], добавлен 14.10.2013

Исследование творческого наследия художника Андрея Рублёва. Анализ вклада иконописца Дионисия в развитие русской живописи. Изучение его художественного метода. Появление Строгановской школы живописи. Место светской живописи в русской живописи XVI века.

презентация [9,8 M], добавлен 18.09.2014

История китайской живописи. Особенности одного из периодов расцвета китайской живописи – Сун. Появление пейзажа в китайском искусстве. Особенности традиционной китайской живописи. Достижения "Большой четверки", обогатившей живопись времен Южной Сун.

Тесная связь человека и искусства зародилась многие столетия назад. Еще до появления городов и письменности люди изображали на стенах пещер эпизоды из жизни племени.

Альтамира

На протяжении долгих лет многие археологи и ученые даже не могли представить себе, что у первобытных людей было искусство. Как же был поражен испанский археолог Марселино-Санс де Саутуола, который впервые обнаружил пещеру с наскальными рисунками в 1879 году. В этом ему помогла его девятилетняя дочка, которая случайно наткнулась на стены с нарисованными бизонами. Там были и другие первобытные животные, например, кабаны.


Изображение быка в пещере Альтамира

Звери, изображенные в разных позах, изумляли своей реалистичностью. Никто на тот момент и подумать не мог, что наши далекие предки обладали столь развитыми художественными способностями и превосходными изобразительными навыками.

Пещерная живопись (наскальная живопись) — вид первобытного искусства. Представляет собой изображения в пещерах, которые создали древние люди эпохи палеолита.

Находка Марселино произвела настоящий фурор на историков 19 века. Марселино-Санс де Саутуола начал изучать шедевры первобытных художников и установил их приблизительный возраст — рисунки в пещере Альтамиры появились около 13-16 тыс. лет назад.


Археологи в пещере Альтамира

После публикации результатов исследования Марселино столкнулся с критикой со стороны многих ученых, которые обвиняли его в обмане. Люди просто не могли поверить в то, что все эти художества когда-то нарисовал пещерный человек.

Только спустя десятки лет исследователи поняли, что первобытные рисунки более чем реальны. Одну за другой, по всему миру начали находить пещеры с наскальной живописью.

Практически все археологические находки пещер с рисунками найдены в Европе, ведь там первобытные люди прятались от суровых холодов.


Группа археологов в пещере Ласко

Факт существования художественных шедевров в первобытную эпоху поистине удивляет. Каким же было искусство наших далеких предков? И какое значение несли в себе загадочные пещерные рисунки?

Магия наскальных рисунков

В исследованиях пещерной живописи возраст рисунков вызывает некоторые трудности. Ветхость изображений усложняет процесс раскрытия всех тайн наскального искусства. К сожалению, никто не может достоверно сказать, для чего первобытный человек создавал изображения в пещерах.

Существует множество теорий об истинном значении древней живописи, однако однозначных суждений все еще нет. Наука не может дать ответ на вопрос “Что означают эти рисунки?”. Поэтому археологи и исследователи истории находятся в постоянном поиске истинного смысла первобытного искусства.


Создание рисунков первобытными людьми

Исследователь из Африки Джеймс Дэвид Льюис-Уильямс проанализировал жизнь племен охотников и собирателей нашего времени и составил свое мнение на счет искусства первобытных людей. Он считает, что пещерная живопись является звеном в цепочке ритуалов, которые относились к определенному верованию.

Шаманы рисовали эпизоды из жизни сородичей и, возможно, пытались таким образом связаться с некими высшими силами. На таких обрядах строилась вера первобытных людей в собственное благополучие и безопасность каждого члена родовой общины.


Наскальная живопись

Антрополог из Канады Женевьева фон Петцингер выдвинул предположение, что наскальные рисунки отражают некую систему хранения информации, которую использовал род Homo Sapiens.

Возможно, так первобытные люди хотели запечатлеть главные знания о мире для будущих поколений. Обряды племени, правила ведения охоты, обращения с орудиями — все это древние люди хотели сохранить на века.

Антропология — это наука, которая изучает все о человеке. К ней относится исследование поведения человека, анатомии, происхождения человечества как вида. Антропологи изучают и материальные объекты культуры, особенности определенного общества людей.

Есть еще одно интересное предположение о наскальной живописи эпохи палеолита. Ученые из Британии считают, что реалистичные картины могли представлять собой особые карты расположения звезд на ночном небе. Таким образом, очевидные на первый взгляд сцены охоты являются схемой созвездий.


Рисунки и созвездия

Палеолит — исторический период каменного века с начала использования первых каменных орудий родом homo sapiens.

Пять самых известных пещер с наскальной живописью

1. Пещера Альтамира

Про эту пещеру вы уже хорошо знаете. Альтамира — та самая пещера, благодаря которой мир узнал о наскальной живописи древности. Случайная находка дочери археолога открыла историкам глаза на новый, удивляющий мир первобытного искусства.

Некоторые художественные приемы, которые использовались людьми палеолита, современные художники начали применять в своих картинах лишь в 19 веке.


Пещера Альтамира

Изображения бизонов в этой пещере довольно реалистичные: есть эффект объема, тени и штрихи. Художники использовали и сам рельеф стен, чтобы животные “оживали” и приобретали форму.

Раньше пещеру Альтамиру мог посетить любой желающий, однако из-за наплыва туристов температура в пещере начала меняться, и на ее стенах образовалась плесень. Поэтому сейчас сама пещера закрыта для посетителей. Но недалеко от нее находится музей древней истории и археологии, где можно познакомиться с разнообразными находками археологов и посмотреть на копии наскальных рисунков.

2. Пещера Ласко

Пещера Ласко была найдена в 1940 году, когда компания подростков случайно набрела на нее после разрушительной грозы. Размер пещеры невелик, однако на стенах изображено тысячи элементов.

Уникальная пещера Ласко находится во Франции, но о ней знают во всем мире. Шедевры были созданы еще в 18 веке до нашей эры.


Археолог в пещере Ласко

В этой пещере множество действующих лиц: все они в движении, даже разделены по разным “тематикам”. Именно в этой пещере находится самый крупный наскальный рисунок в мире – это бык, размер которого составляет 5 метров.

3. Пещера Шове

Пещера Шове тоже расположена во Франции. В отличие от пещеры Ласко с самыми крупными наскальными рисунками, пещера Шове может похвастаться самыми древними из найденных.


Живопись в пещере Шове

Стены украшают более 300 картин, на которых изображены даже животные ледникового периода. Ученые считают, что этой первобытной картинной галерее около 30 тысяч лет.

4. Пещера Нио

Пещера Нио располагается на юго-востоке Франции. Наскальные рисунки в ней обнаружили еще в 17 веке, но никто не придал этому значения. Рядом некоторые писали записи своей рукой, не подозревая, что оставляют след на уникальном памятнике искусства, которому десятки тысяч лет.


Живопись в пещере Нио

5. Пещера Коске

В эту пещеру могут попасть лишь отличные пловцы. Чтобы добраться до древних шедевров, надо проплыть по 137-метровому тоннелю, который находится глубоко под водой.

Открыл необычное место в 1985 году дайвер Анри Коске. Ученые считают, что некоторые изображения животных, обнаруженные внутри, были сделаны около 30 тысяч лет назад.


Живопись в пещере Коске

Читайте также: