Доклад на тему использование самоконтроля и взаимоконтроля обучающихся на уроках географии

Обновлено: 06.07.2024

Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.

Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой по географии. Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле. В-третьих эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

Если перечисленные цели контроля знаний и умений учащихся реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:

  • Контролирующую
  • Диагностическую
  • Прогностическую
  • Развивающую
  • Ориентирующую
  • Воспитывающую

В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Знание и понимание функций контроля помогает учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта.

В зависимости от выполняемой функции определяются формы контроля. Они многочисленны и разнообразны, разнообразны и виды деятельности при выполнении контрольных заданий.

Устная проверка.

Устная проверка организуется по-разному, в зависимости от ее цели и от содержания проверяемого материала. Среди целевых установок проверки можно выделить следующие: проверить выполнение домашнего задания, выявить подготовленность учащихся к изучению нового материала, проверить степень понимания и усвоения новых знаний. В зависимости от содержания она проводится по материалу предшествующего урока или по отдельным разделам и темам курса.

Методика устной проверки включает в себя две основные части:

а) составление проверочных вопросов и их задавание
б) ответ учащихся на поставленные вопросы

Составление проверочных вопросов и заданий - важный элемент устной проверки. Качество вопросов определяется их содержанием, характером выполняемых учащимися при ответе на вопросы умственных действий, а также словесной формулировкой.

При составлении вопросов всегда исходят из того, что проверять следует те знания, которые являются основными в данном курсе или относительно трудно усваиваются учащимися или которые необходимы для успешного усвоения дальнейших разделов и тем курса. На подбор вопросов оказывает влияние вид проверки: для уточнения содержания вопросов для текущей проверки необходим анализ связей изучаемого материала с ранее пройденным, а для тематической и итоговой проверки - выделение ведущих знаний и способов оперирования ими. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.

Качество вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют учащиеся при ответе на вопрос.

Поэтому среди проверочных заданий выделяют вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности.

Качество устной проверки зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов, которые предлагаются, во первых каждый вопрос должен быть целенаправленным и логически завершенным, а во вторых должен быть предельно сжатым, лаконичным и точным.

Второй составной частью устной проверки является ответ учащегося на вопросы.

В дидактической литературе выделяются два условия качественного выявления знаний ученика:

  1. Ученику никто не мешает (учитель и класс комментируют ответ потом).
  2. Создается обстановка, которая обеспечивает наилучшую работу его интеллектуальных сил.

Прерывать ученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону. При оценке ответа ученика обращают внимание на правильность и полноту ответа, последовательность изложения, качество речи.

Приемы устной проверки используются на различных этапах урока. Выбор тех или иных приемов во многом предопределяется целью и логикой урока.

Вторым широко применяемым методом контроля в обучении географии является письменная проверка.
Этот метод имеет свои качественные особенности: большая объективность по сравнению с устной проверкой, охват нужного числа проверяемых, экономия времени.

Применение письменных работ используется для:

  1. Проверки знания теоретического материала
  2. Умения применять его к решению задач
  3. Контроля сформированных навыков

В методике письменных работ выделяют четыре основных этапа, которым надо уделять внимание, это подготовка, организация, проведение, анализ результатов.

При подготовке нужно: вычленить цель проверки, отобрать содержание объектов проверки, составить проверочные задания.

Большую помощь при этом оказывают учебно-методические пособия “Книга для учителя”, “Дидактические материалы”, образцы проверочных работ в журнале “География в школе”.

При организации проверочной работы учащимся сообщается –как ее выполнять, какие задания им предназначены, как озаглавить работу, как оформить решение, время выполнения работы. При этом следить за самостоятельностью выполнения работы каждым учеником.

Виды письменных работ:

Таким, образом, быстрота проведения географического диктанта является его достоинством, а недостаток состоит в том, что он ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля снимает часть нагрузки с остальных форм, но может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.

Самостоятельная работа – вид контроля, при котором учащимся предлагается некоторое количество вопросов, на которые они должны дать обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, задачи, на проверку умений по определенным темам, конкретные ситуации, сформулированные с целью проверить умения учащихся распознавать природные явления, а так же задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующие научным фактам и понятиям. В самостоятельной работе могут быть, охвачены все виды деятельности кроме создания понятий, т.к. это потребует большого количества времени. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Понятно, что такая форма контроля потребует больше времени, поэтому количество вопросов может быть от 2 – 3 , а иногда и из одного задания, вопроса.

Контрольная работа – наиболее распространенная форма контроля в школьной практике. Традиционно она проводится с целью определения конечного результата в обучении, умению применять знания для решения поставленных задач определенного типа по данной теме или разделу. Содержание контрольных работ составляют задания как текстовые, так и экспериментальные, Составленная таким образом контрольная работа позволяет проверить довольно узкий круг знаний и умений учащихся, но поможет проверить различные умения по применению географических знаний при решении экспериментальных задач.

Сегодня необходимо в контрольную работу включать задания различных типов, что позволяет проводить дифференцированное обучение учащихся. Количество вариантов в контрольной работе является спорным вопросом, но чтобы обеспечить самостоятельность выполнения заданий необходимо использовать большее количество вариантов заданий. Увеличение числа вариантов ведет к увеличению количества времени, требуемого для проверки работы учителем, а также появлению трудности, связанной с составлением большего числа вариантов одинаковой сложности. С другой стороны такое недоверие к ученикам мне кажется необоснованным, т.к. списывать их заставляет не лень или нечестность, а неуверенность в своих силах. Поэтому увеличивать самостоятельность при выполнении контрольной работы следует не увеличением числа вариантов, а улучшением подготовки учащихся к ней.

Вот несколько принципов, которые необходимо соблюдать при составлении заданий контрольной работы:

  • Задачи, составляющие работу, могут быть разными по сложности, это позволит учителю проверить, насколько полно учащиеся усвоили изучаемые знания.
  • В состав работы входят задания не только расчетные, но и качественные, требующие, например, графического описания процессов или анализа географических знаний в конкретной ситуации.

Практическая работа - это достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в определенной ситуации, сообразительности. Она активизирует познавательную деятельность учащихся, но так как этот вид работы может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как географические диктанты или тестирование. Такая комбинация может достаточно полно охватить знания и умения учащихся при минимальных затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных высказываний.

Итак, рассмотрены две основные формы контроля: устный ответ и письменная работа. Каждая из них, имея определенные положительные стороны, обладает и целым рядом существенных недостатков. Так, устный опрос является выборочной формой контроля знаний отдельных учащихся, отнимающий значительный объем драгоценного времени от урока.

Отсутствие трудоемкой проверки письменных работ позволяет учителю в системе проводить текущий контроль знаний и умений учащихся в форме тестовых заданий, сочетая их с другими видами проверки.
Использование тестов разного уровня является эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучению предмета. Кроме того, система тестовых заданий имеет и еще одно достоинство, так как позволяет избавиться от психологических проблем, связанных с проецируемой на ученика истинной или мнимой необъективностью учителя.

Успешность применения методов тестирования зависит в основном от нескольких факторов.

  • Во-первых, это обучение учащихся методике работы с тестовыми заданиями, формируя умения анализировать содержание каждого варианта ответа, выявлять в них неточность или ошибку.
  • Во-вторых, тестовые задания должны быть много вариативными, чтобы исключить возможность подсказки и списывания.
  • В-третьих, отсутствие доступа посторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах.
  • В-четвертых, это качество тестовых заданий, в которых не должно быть некорректных формулировок и ошибок.

В настоящее время создаются и распространяются такие средства контроля, которые не требуют больших затрат времени на подготовку, проведение и обработку результатов. Среди них выделяют компьютерную технику. Компьютер позволяет оперативно проверять и корректировать знания всех учащихся на каждом уроке, повысить объективность оценки.

Компьютер не только фиксирует ошибку, но и точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обусловившую ее появление. Он существенно расширяет возможности представления контрольных заданий: кроме текста можно использовать графику, иллюстрации, фотографии и элементы мультипликации, что позволяет задействовать разнообразные типы познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуально – типических различий.

На сегодняшний день наиболее разработанными являются вопросы создания и использования компьютерных программ, предназначенных для проведения констатирующего (итогового) контроля. В качестве метода его осуществления определено тестирование.

При индивидуальной форме работы компьютер анализирует решение, вводимое каждым учеником, и реагирует только на решение данного учащегося.

Однако в настоящее время методы и средства контроля не обеспечивают общеметодического подхода к процедуре контроля: его систематичность, всеохватность, объективность и дифференцированность. Установлено, что преодоление данных недостатков традиционными методами и средствами невозможно в рамках существующей классно – урочной системы. Разрешение этой проблемы вижу в использовании для контроля средств новых информационных технологий, которые позволяют на практике применять многоуровневую систему контроля, осуществлять индивидуализированный контроль при любой наполняемости класса. Обеспечить массовость и регулярность контроля, объективность и гибкость оценки, формировать базу данных о ходе обучения и осуществлять автоматическую обработку результатов проверок, формировать базу данных о ходе обучения и осуществлять автоматическую обработку результатов проверок, что позлит учителю принимать адекватные решения по управлению учебным процессом.

При этом только комплексное применение различных форм контроля позволит повысить качество обучения и сформировать интеллектуальные умения при обучении не только географии, а умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика.

Автор: Силантьева Ольга Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: АНОО
Населённый пункт: г.о. Красноармейск, Московская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Взаимоконтроль на уроках географии
Раздел: полное образование

Использование самоконтроля и взаимоконтроля

обучающихся на уроках географии

Силантьева О.Н. учитель географии

3. Как организовать взаимоконтроль и взаимопроверку на уроках?

4. Приемы взаимоконтроля

5. Проблемы, возникающие при организации взаимопроверки

Во время обучения школьным предметам важны не только предметные знания, но умение

использовать эти знания на практике. То есть ученик становится активным участником

образовательного процесса. Да и требования ФГОС к урокам предусматривают, что вся

деятельность ученика на уроке (восприятие темы, осмысление, запоминание, применение

и проверка результатов) должна осуществлять учеником самостоятельно.

критическое мышление и осваивать приемы самоанализа является применение техник

взаимоконтроля и взаимопроверки на уроках.

объективно оценивает работу одноклассника, целой группы учеников. Здесь важно, чтобы

учащиеся научились оценивать работу не механически, а смогли обосновать свою оценку.

2. Актуальность работы

Важная цель -- решить проблему осуществления объективного контроля, самоконтроля и

проверки знаний, используя при этом опыт учителя и инновационные идеи учащихся при

создании комфортной психологической среды.

Конкретные методы, формы и приемы могут применяться на разных этапах урока: при

тематического контроля знаний учащихся.

Общеизвестно, что закрепление и актуализация вводимой информации - весьма важный

формирования у учащихся системы понятий, логически связанных друг с другом. В

конечном счете, это повышает эффективность труда учителя. В процессе обучения каждый

учитель должен стремиться применять на своих уроках разнообразные формы контроля,

применение таких форм контроля определяет не только более качественное усвоение

интерес и активизирует работу учащихся.

3. Как организовать взаимоконтроль и взаимопроверку на уроках?

Прежде, чем вводить взаимопроверку в план урока, учителю необходимо донести до детей

алгоритмы проверки. Например, вы просите детей обменятся тетрадями и проверить

и обосновать исправление — объяснить правило и условия его применения.

Поэтому сначала рекомендуется проводить коллективную проверку вместе с учителем. То

есть весь класс слушает ответ ученика, затем проводится коллективное исправление

ошибок, проговариваются обоснования исправлений. Таким образом дети запоминают

алгоритм действий и учатся объективности оценивания.

Основные функции проверки знаний и умений учащихся

объективная форма самоконтроля учителя.

Контролирующая функция считается одной из основных функций контроля. Ее

сущность состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся,

Развивающая функция проверки выявляет умения распоряжаться своими знаниями

докладов, обобщений и выводов.

Ориентирующая функция проверки заключается в том, что её результаты дают

возможность учителю направлять деятельность учащихся на преодоление пробелов

и недочётов в их знаниях и на дальнейшее продвижение в освоении программного

причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.

первым и самым важным видом отчётности школьника о своих учебных успехах.

Организация проверки и учёта знаний существенно влияет на регулярность занятий

заинтересованы в проверке своих знаний, так как каждый ученик хочет, чтобы за

процессом его труда следили, замечали ошибки, способствовали быстрому их

исправлению. Ученик желает видеть свой собственный результат.

4. Приемы взаимоконтроля

Работа в парах. Это самый распространенный прием. Можно попросить ученика

проверить у соседа по парте выполненное упражнение в тетради, проверить знание

теоретического материала. Вариантов много. Такой прием позволяет контролировать

усвоение материала, так как взаимопроверку в парах можно проводить на любом

этапе урока: при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы,

обобщения знаний по теме и т.д.

Работа в группах. Здесь вариантов работы больше.

выполнение письменной работы. На группу дается одно общее задание.

Ребята решают задание совместно, попутно контролируя своих "коллег".

остальные следят за объективностью оценивания. Затем роль консультанта

переходит к другому ученику.

которого предусмотрено несколько дней. Это может быть реферат, доклад,

презентация по теме, проект. Выполненную работу презентует выбранный из

В чем особенность: оценку каждому участнику группы ставят сами ученики этой

группы. Но каждая оценка опять-таки должна быть обоснована (какой вклад внес

данный ученик в работу, насколько правильными были его суждения и т.д.)

5. Проблемы, возникающие при организации взаимопроверки.

Необъективность. Оценка вообще вещь субъективная. А если еще оценку ставит

твой одноклассник, который числится в списке твоих "закадычных" друзей, то об

объективности судить еще труднее.

Как этого избежать?

Почаще меняйте состав пар.

Донесите до учащихся, что каждую оценку они должны быть готовы отстаивать. То

есть, если ученик поставил однокласснику "пятерку" за рассказанное стихотворение,

несколько учеников из тех, кому учащиеся уже поставили свои оценки. Если ваша

выполнения задания и критерии оценивания.

Занимает много времени.

алгоритм работы, который пригодится ему при самоанализе.

Учащиеся не могут обосновать исправления.

коллективной работой всего класса под руководством учителя.

Таким образом, внедряя в практику приемы взаимоконтроля и взаимопроверки, учитель

готовит учащихся к следующей, более сложной ступени обучения в школе — развитию

навыков самоконтроля и самоанализа.

Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее

количество информации и самосовершенствоваться.

В системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше

методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность

и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

В арсенале учителя много методов контроля результатов обучения, их число постоянно

увеличивается и этому способствует плодотворная совместная деятельность учитель-

Использование в работе разнообразных форм и методов контроля знаний позволяет

поддерживать интерес учащихся к данному виду деятельности, снимает психологическую

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляется прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно добывать знания.

Валуйского района Белгородской области

Технология использования самоконтроля и взаимоконтроля обучающихся на уроках географии

учитель географии Посохова О.М.

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения. Развитие ребенкастановится ключевым определением обучения, поэтому изучение географии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика.

Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий. При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляется прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно добывать знания .

В течение последних лет я апробировала многие технологии и хотела бы с вами поделиться своим опытом и впечатлением.

И так - модульное обучение, в котором основная цель - формирование навыков самообразования. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. В модуле объединено: учебное содержание, целевой план действий и методическое руководство по достижению дидактических целей. Меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и личное индивидуальное общение. Учительперестаетбытьносителеминформации, становяськонсультантом.

перед каждым модулем провожу входной контроль знаний;

обязательно осуществляю текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще это самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т.д.);

осуществляю дифференциацию учебного содержания, выделяя уровень обязательной подготовки и уровень выше обязательного.

Технология проектного обучения, которая в последнее время приобретает все большую популярность предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно. Необходимо придерживаться основных требований к использованию метода проектов:

Наличие задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

Практическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск
газеты и пр.);

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке
или во внеурочное время;

Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов
и распределением ролей);

Использование исследовательских методов, что предполагает:

определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

выводы (творческие отчеты, защиты проекта, пр.).

Практически всегда это краткосрочные проекты.

Для достижения поставленной цели и задач на уроках применяю проблемно-поисковый метод обучения, который включает в себя создание проблемных ситуаций, постановку проблемных вопросов, задач. В условиях совместной учебной работы учеников возникает стремление к сотрудничеству, к сопоставлению своих представлений и позиций. Для этого использую групповую и парную форму работы, при выполнении которой дети свободно общаются, разговаривают и доказывают свою точку зрения.

В процессе преподавания я, как и многие из вас сталкиваюсь с низкой заинтересованностью учащихся в учебном процессе. Замотивировать обучающихся на более продуктивную работу по предмету возможно при внедрении на уроках ИКТ-технологий.

Я выделяю три основных формы работы с ИКТ на уроках географии:

Во-первых, это непосредственно применение информационных технологий на уроках (представление учебного материала в форме презентаций, образовательного программного обеспечения и т.д.).

Во-вторых, это применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся (электронные учебные пособия, обучающие сайты, тренажеры).

И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование электронных энциклопедий и т.д.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Систематизировать материал о формах и видах контроля учащихся.

2.Снять психологическое напряжение при проверке знаний учащихся на уроке.

3.Способствовать повышению мотивации к изучению предмета

4.Сформировать у обучающегося регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные действия.

5.Раскрыть различия форм и методов контроля на уроках географии.

6.Выявить наиболее результативные способы проверки знаний учащихся по предмету.

7. Составить методические рекомендации по применению различных форм и видов проверки знаний учащихся.

2 Актуальность работы.

3 Основные этапы.

4. Продукт совместной деятельности

В наше же время все более актуальной становится ориентация на развитие индивидуальных способностей каждого ученика, на воспитание думающих личностей, склонных к самообразованию. Стартовой площадкой для этого может послужить организация процесса обучения - взаимодействие учителя с учениками как с равными партнерами, личностями, коллективом личностей - учебное сотрудничество.

Наиболее высоким уровнем развития сотрудничества в совместной деятельности является творческое сотрудничество, которое позволяет ее участникам наиболее полно реализовать свои внутренние резервы.

Одной из главных задач в работе учителя является планирование контроля за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и вне урочное время.

Актуальность

В своей совместной работе мы были нацелены решить проблему осуществления объективного контроля, самоконтроля и проверки знаний, используя при этом опыт учителя и инновационные идеи учащихся при создании комфортной психологической среды.

Конкретные методы, формы и приемы могут применяться на разных этапах урока: при проверке домашней работы, при контроле усвоения нового материала, на этапе тематического контроля знаний учащихся.

Дидактические материалы данного проекта могут быть использованы как на различных уроках, так и во внеклассной работе по любому предмету с учащимися всех возрастных категорий. Гибкая система позволяет участникам образовательного процесса выбрать форму и метод контроля, рационально использовать время, объективно оценить свои силы, распределить объём работы.

Общеизвестно, что закрепление и актуализация вводимой информации - весьма важный элемент процесса обучения. Выполнение каких-либо упражнений по новой теме способствует более полному, осознанному усвоению материала, создает условия для формирования у учащихся системы понятий, логически связанных друг с другом. В конечном счете, это повышает эффективность труда учителя. В процессе обучения каждый учитель должен стремиться применять на своих уроках разнообразные формы контроля, начиная от самостоятельных работ и заканчивая играми. Ведь использование и применение таких форм контроля определяет не только более качественное усвоение информации учащимися, но и способствует развитию творческих способностей, моделирует окружающую обстановку, дает дополнительную информацию, побуждает интерес и активизирует работу учащихся.

Необходимость изучения принципов контроля

Контроль знаний (а также умений и навыков) учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания школьников, им определяется результативность, эффективность обучения.

Уровень усвоения учеником того или иного знания только тогда может быть правильно установлен, когда это знание будет внешне выражено и измерено объективным критерием. Это и делает проверка знаний, во время которой ученик выявляет свое знание перед учителем и одноклассниками и где оно, это знание, измеряется учителем в соответствии с объективными требованиями школьной программы и учебника.

Контроль - выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка – составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки.

Контроль результатов выполняют все три функции, присущие процессу обучения в целом, и имеет четко выраженное образовательное, воспитывающее и развивающее значение

Классификация форм контроля знаний учащихся по географии.

Выделенный признак

Форма контроля знаний

Количественный состав учащихся

Индивидуальная (персональная), групповая, фронтальная, классно-обобщающая проверки

Особенности организации деятельности учащихся и руководства учителем

Письменная, устная проверки, семинар, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная практическая работа

Технология проведения и характер изображения

Графическая, программированная, автоматическая проверки, тестирование

Зачет, уплотненный опрос, комбинированный контроль

Уровень познавательной самостоятельности учащихся

Репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа по заданию, самостоятельные практические исследования

Виды контроля знаний учащихся по географии.

Диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы. Предпосылка для успешного планирования руководства учебным процессом

Текущий (исполнительный, пооперационный, следящий)

Выявление объема, глубины и качества восприятия учебного материала. Определение имеющихся пробелов в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление степени ответственности учащихся и отношения их к работе, установление причин, мешающих работе. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей их развития. Стимулирование интереса учащихся к предмету и их активность в познании. Текущее наблюдение за деятельностью учащихся

Периодический (тематический, рубежный)

Проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени. Охват значительных по объему разделов курса в форме зачета, собеседования, конференции и др. Выявление усвоения знаний темы целиком, связи с другими разделами и предметами. Обобщение и систематизация знаний темы

Выявление степени усвоения знаний раздела, не скольких тем в форме зачета, экзамена, контрольной работы, общественного смотра знаний, ролевой игры. Оценка знаний, умений и навыков раздела в соответствии с требованиями учебной программы (стандартов)

Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя Их рассматривают по группам, соответствующим устной, письменной, экспериментальной и компьютерной формам проверки.

Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам методики обучения.

Основные функции проверки знаний и умений учащихся

Проверка - средство активизации познавательной деятельности учащихся и стимул к регулярным занятиям, к добросовестной работе учащихся, а также объективная форма самоконтроля учителя.

Контролирующая функция считается одной из основных функций контроля. Ее сущность состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой, на данном этапе обучения. Контролирующая функция проверки возрастает при выполнении учащимися самостоятельных и контрольных работ.

Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки состоит в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют физические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.

Развивающая функция проверки выявляет умения распоряжаться своими знаниями и умениями. Наиболее полно она проявляется при выполнении учащимися докладов, обобщений и выводов.

Ориентирующая функция проверки заключается в том, что её результаты дают возможность учителю направлять деятельность учащихся на преодоление пробелов и недочётов в их знаниях и на дальнейшее продвижение в освоении программного материала.

Диагностическая функция, иногда выделяемая как самостоятельная, близка ориентировочной. Она состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.

Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает организовать наилучшим образом свое время. Воспитательная функция проверки является первым и самым важным видом отчётности школьника о своих учебных успехах

В процессе проверки знаний учащихся перед учителем открываются большие возможности для совершенствования процесса обучения, поскольку проверка как действенное средство борьбы за прочные и осознанные знания учащихся позволяет лучше изучить учеников, их индивидуальные особенности. Она способствует развитию речи и мышления школьников, их интереса к учению.

Организация проверки и учёта знаний существенно влияет на регулярность занятий учащихся предметом, тщательность выполнения заданий. Учащиеся заинтересованы в проверке своих знаний, так как каждый ученик хочет, чтобы за процессом его труда следили, замечали ошибки, способствовали быстрому их исправлению. Ученик желает видеть свой собственный результат.

Принципы проверки знаний учащихся.

1) чем объективнее проверка, тем лучше она осуществляет свою ориентирующую функцию;

2) чем регулярнее проверка, тем лучше она осуществляет свою дисциплинирующую функцию.

Виды проверки знаний.

Текущая проверка.

Для учителя это средство самопроверки. Результаты проверки успеваемости позволяют корректировать методику обучения, изо дня в день добиваться поставленной цели обучения. Для школьников и их родителей отметки за успеваемость являются сигналами, стимулирующими учебную работу.

Для текущей проверки могут быть использованы все методы, но чаще всего она проводится с помощью индивидуального или фронтального устного опроса, решения задач, чтения и построения графиков.

Итоговая проверка.

основной целью ставит объективное выявление результатов обучения, которые позволяют определить соответствие или несоответствие действительных результатов обучения запланированным в программе. В процессе выполнения итоговых проверочных работ школьники учатся выделять главное в учебном материале. При подготовке к итоговой проверке идёт повторение, закрепление, углубление и систематизация знаний, что позволяет поднять их на новый уровень.


Исходя из этого, мы стараемся создать такие условия, чтобы ребенку было интересно учиться, чтобы он с удовольствием шел на урок

Подача контрольных и проверочных заданий по материалу проходит в игровой форме, при которой учащиеся имеют право выбора, снимается психологическое напряжение среди участников образовательного процесса. (приложение 1)

Диагностика результатов развития учащихся:

В процессе использования данных материалов учащиеся имели возможность практического применения умений и навыков, полученных на уроках.

Ребята стали четче формулировать вопросы для выяснения существенных признаков предмета, или явления.

Научились объяснять свою точку зрения и отстаивать ее.

Умение вести диалог.

Давать рецензию на ответ.

Творческий подход в работе учащихся.

Развивают умение фантазировать, слышать других, контактировать с ними.

Научаются подключать весь свой жизненный опыт.

Синтезируют умения и навыки в едином акте действия.

Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться.

В системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

В арсенале учителя много методов контроля результатов обучения, их число постоянно увеличивается и этому способствует плодотворная совместная деятельность учитель-ученик.

Использование в работе разнообразных форм и методов контроля знаний позволяет поддерживать интерес учащихся к данному виду деятельности, снимает психологическую напряженность при проведении контроля знаний.

Взгляни горе в лицо – тупа вершина,

А сбоку посмотри – она остра,

Иди к горе – она всё выше,

А от горы – и ниже всё она.

О нет, гора свой облик не меняет,

Она одна и та же, - в этом суть,

А измененья от того зависят,

С какого места на неё взглянуть.

В зависимости от способностей детей каждый ребенок должен получать свое индивидуальное творческое задание. В результате класс превратится в коллектив личностей.

Какие бы новации не вводились в школе как и сотни лет назад встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Смыслом совместной деятельности в учебном процессе является сотрудничество его участников, в процессе которого происходит динамическое преобразование ролевых отношений педагогов и учащихся в равноправные, что выражается в изменении их ценностной ориентации, целей деятельности и самого взаимодействия.

Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки обучения школьников: Экспериментальное педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с.

Богданова О.С. Воспитательное значение оценки знаний учеников // Советская педагогика. – 1952. – №9. – С.54-59.

Курицын В.М. К вопросу об организационных формах учебно-познавательной деятельности учащихся сельской школы и готовности учителя к их реализации. Сборник научных трудов / Ответственный редактор Добродеева И.Ю. - Шуйский гос. пед. универ., 1999. С.26-32.

Лисенкова С.М. Об использовании опыта учителей новаторов // Советская Россия. –1983. 23 августа.

Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986.

Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики, 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1968.

Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 224с

Приложение 1

Ход проверки знаний
Все участвующие должны иметь по листочку бумаги и карандашу. Руководитель предлагает играющим написать на своих бумажках все названия (например, рек), которые они помнят. Через 5—6 минут по знаку руководителя запись прекращается. После этого вносить в список новые названия уже не разрешается. Победителем считается тот, кто написал больше всего названий, не повторенных никем другим. Чтобы выяснить, кто считается победителем, руководитель предлагает одному из участников, у кого записано наибольшее число названии, прочесть свой список. В это время все играющие в своих списках вычеркивают совпадающие названия. Затем зачитывает свой список, следующий и т. д., до тех пор, пока у каждого останутся в списке не зачеркнутыми только те названия, которые ни у кого не повторяются.

Ход проверки знаний

Рекомендации: можно проводить как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях, вечерах, олимпиадах.
Подготовительный этап:
Возьмите карту полушарий. Вырезав аккуратно ножницами восточное и западное полушария, наклейте их на тонкую фанеру или картон. Чтобы фанера не покоробилась, нужно оклеить ее бумагой и с другой стороны. Затем разрежьте или лобзиком выпилите обе окружности и распилите каждую из них на несколько частей. Можно, например, распилить полушарие по экватору, нескольким параллелям и меридианам.
Ход игры
Задача играющих: перемешав все части, сложить их правильно, по возможности не глядя на карту

Цели: развить внимание, наблюдательность.

Оборудование: контурные карты.

Ход проверки знаний

Учитель географии разрезает контурную карту на кусочки в виде неправильных очертаний. Эти кусочки раздает учащимся, которые должны узнать указанные на них объекты.

Учитель называет какую-то страну, участники на своих листочках должны ответить на ряд вопросов: столица, река, представители растительного и животного мира и т. д. Выигравшим считается ученик, давший наиболее полный ответ.

Цели: расширить кругозор учеников, облегчить процесс запоминания географических объектов.
Оборудование: физическая карта мира.

3. Ветер, вода, бутылка, письмо, Гольфстрим. (Течения)
4. Скалы, пороги, вода, зрелище, грохот. (Водопад)
б. Океан, лед, гора, Титаник, опасность. (Айсберг)

Цели: научить детей находить взаимосвязи между различными географическими объектами и процессами, логически мыслить.
Оборудование: географическая карта.
Ход проверки знаний
Учитель предлагает учащимся с помощью подсказок угадать какой-либо географический объект. Всего он прочитывает поочередно пять подсказок. Если после этого никто из ребят не отгадает и не поднимет руку, объявляется правильный ответ. При этом участники игры могут ответить после каждой подсказки. Ученик, который верно ответит на вопрос, должен так же показать названный им объект на карте.
Примерное задание:
1-я подсказка — площадь его примерно 7 млн. км.
2-я подсказка он расположен в Южной Америке.
3-я подсказка — здесь собирается вода примерно с половины территории континента.
4-я подсказка — на его площади находится река Амазонка и ее притоки.
5-я подсказка — это территория, с которой в реку Амазонку собирается вода.
(Бассейн реки Амазонки)

Работа учащихся по динамичным группам: задание - проанализировать климатограммы климатических поясов и заполнить таблицу:

Читайте также: