Парламентский финансовый контроль доклад

Обновлено: 02.07.2024

Парламент. Парламентский контроль в области финансов осуществляется в четырех основных формах.

1. Рассмотрение проекта бюджета и отчета о его исполнении на пленарном заседании.

Предварительный контроль осуществляется при составлении проектов бюджетных документов и при открытии кредитов для перечисления бюджетных средств; текущий контроль — в процессе исполнения бюджета, последующий контроль проводится по результатам исполнения расходных и доходных статей бюджета с целью установления законности и эффективности произведенных финансовых операции

516 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом_____

осуществляемая парламентом в отношении правительства в целом и отдельных его министров, прежде всего Министра финансов. Данная форма контроля имеет универсальное значение и применяется парламентами всех стран мира.

2. Деятельность парламентских комитетов, функционирующих постоянно (например бюджетные комитеты), и контрольных комитетов (комиссий), создаваемых для рассмотрения конкретных вопросов финансовой деятельности различных государственных органов. Комитеты, осуществляющие финансовый контроль, имеют свои особенности в различных государствах как по порядку формирования, так и по компетенции. В Великобритании контроль со стороны парламентских комитетов осуществляет Комитет публичной отчетности, избираемый в составе 15 человек Парламентом в начале каждой сессии. Во главе Комитета по традиции стоит представитель оппозиции. Комитет имеет широкие полномочия в области финансового контроля. В его компетенцию входит: а) рассмотрение докладов Генерального контролера и аудитора с целью определения эффективности и экономической обоснованности различных направлений правительственной политики, выявление фактов коррупции среди государственных служащих и случаев употребления не по назначению государственных финансовых ресурсов; б) контроль за правильностью и необходимостью расходов правительственных ведомств, суммы которых испрашиваются у парламента дополнительно к сметам текущего финансового года.

Свои выводы и рекомендации Комитет направляет Парламенту, который посвящает один день в ходе каждой сессии их обсуждению. Комитеты публичной отчетности, аналогичные английскому, существуют в Парламентах Австралии и Индии. Следует заметить, что в странах Британского Содружества система финансового контроля в целом в значительной мере воспринимает английскую модель.

Во Франции парламентский контроль осуществляется через постоянные и временные комиссии обеих палат Парламента. В Сенате контрольные функции осуществляют Комиссия по вопросам экономики и плана и Комиссия финансов, контроля за бюджетом и экономическими счетами нации. В Национальном Собрании на постоянной основе действует Комиссия финансов, общих проблем экономики и плана. В ее функции входит контроль за: а) доходами и расходами государства; б) исполнением бюджета; в) использованием государственного имущества; г) финансовым состоянием государственных предприятий; д) кредитными операциями государственных органов.

Парламент также может создавать временные комиссии для осуществления контроля за финансовой деятельностью национализированных предприятий и предприятий с государственным капиталом свыше 50%.

В ФРГ основные финансово-контрольные функции парламента осуществляет Бюджетная комиссия Бундестага, к полномочиям которой, в частности, относится: а) участие в заседаниях правительст-

______Глава 24. Финасовый контроль в зарубежных странах 517

ва, посвященных вопросам исполнения бюджета; б) осуществление текущего контроля за исполнением бюджета, включающего рассмотрение ежеквартального отчета Министерства финансов о произведенных расходах по бюджету; в) решение вопросов открытия кредитов для правительства, предоставление которых влечет за собой увеличение расходных статей бюджета.

3. Контроль посредством депутатских запросов осуществляется в парламентах всех стран мира и представляет собой форму текущего контроля депутатов за финансовой деятельностью администра-^ ции. Следствием депутатского запроса может быть создание реви-* зионной комиссии палаты парламента с целью проверки финансовой деятельности различных правительственных учреждений.

В Великобритании наряду с Комитетом публичной отчетности парламентский финансовый контроль осуществляется Генеральным контролером и аудитором. В функции Генерального контролера и аудитора входит: а) контроль за выделением денежных средств правительственным ведомствам, т.е. прежде чем отдать распоряжение в Банк Англии осуществить соответствующие платежи в пользу государственного учреждения Генеральный контролер и аудитор должен удостовериться, что эти средства для министерства предусмотрены законом и все требования закона в этой связи соблюдены; б) проверка финансовой отчетности министерств, ведомств, а также различных публичных корпораций (например университетов). Проверки осуществляются через государственно-аудиторскую службу с целью определить соответствие расходов направлениям деятельности, установленных в парламентском акте, и выявить экономическую обоснованность и эффективность расходования денежных средств на соответствующие цели. Для осуществления этих задач закон наделяет аудитора правом получать необходимые финансовые документы.

518 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом

составляет основу для работы Комитета публичной отчетности. Аудиторская служба во главе с Генеральным контролером и аудитором также является частью системы финансового контроля в странах Британского Содружества наций (например в Индии, Австралии и др.).

Объектом контроля парламента является не только финансовая деятельность государственных органов и должностных лиц, но и политических партий, получающих финансовые средства от государства на осуществление текущей и предвыборной работы. Например, во Франции бюро Национального Собрания или Сената ежегодно рассматривает отчеты политических партий, в которых указываются суммы и источники поступлений, а также расходы в соответствии с их характером. Нарушение партиями установленного порядка отчетности влечет за собой утрату права на получение финансовых средств от государства. В Итальянском Парламенте контроль за финансовой деятельностью политических партий осуществляет председатель Палаты депутатов при участии председателя Сената и двух официальных ревизоров. Партии публикуют ежегодный отчет об исполнении своего бюджета. Закон определяет структуру бюджета партии, в соответствии с которой отдельно отражаются статьи доходов и расходов с перечислением их видов. В отчете обязательно указываются все добровольные взносы на сумму большую, чем это определено законом, с перечислением имен физических и юридических лиц, предоставивших эти средства. Председатель нижней палаты докладывает о результатах контроля на совместном заседании палат. В случае обнаружения нарушений финансовой дисциплины Парламент приостанавливает государственное финансирование деятельности политических партий до тех пор, пока не будут устранены допущенные нарушения.

Счетная палата — это государственное учреждение, функционирующее в ряде стран континентальной Европы как высший контрольный орган финансовой отчетности.

Правовое положение Счетной палаты неодинаково.

______Глава 24. Финасовый контроль в зарубежных странах 519

Сравнивая компетенцию счетных палат ряда европейских стран, можно выделить две основные позиции, характеризующие их полномочия: 1) право проверки финансовой документации госу-дарственных органов, организаций и предприятий публичного сектора; 2) обязанность ежегодно направлять парламенту отчет о ревизиях с указанием допущенных финансовых нарушений и мерах ответственности за их совершение. Финансовые проверки счетных палат, как правило, включают: а) выявление точности цифровых данных; б) установление соответствия деятельности государственных органов и организаций имеющимся нормативным предписаниям; в) определение экономичности, рентабельности и целесообраз-ности конкретного вида финансовой деятельности.

Анализ национального законодательства позволяет увидеть особенности финансовой юрисдикции счетных палат. В Австрии в развитие общих форм контроля Счетная палата проверяет: 1) финансовую деятельность, связанную с благотворительными и иными фондами, управление которыми осуществляется органами Федерации; 2) проверяет финансовую деятельность представителей органов социального страхования, а также предприятий, организуемых Федерацией и другими субъектами права, если последним принадлежит не менее 50% первоначального капитала. Председатель Счетной палаты обладает правом подписи всех документов по финансовым обязательствам Федерации. Наличие такой подписи означает правомерность соответствующих действий компетентных государственных органов. В Италии в соответствии со ст. 100 Конституции Счетная палата наряду с контролем за финансовой деятельностью государственных органов, организаций и предприятий осуществляет пред-варительный контроль за законностью актов правительства1. Во Франции на основании ст. 47 Конституции и в соответствии с законом Счетная палата не только обладает административной компетенцией, контролируя наряду с парламентом и правительством исполнение финансовых законов, но и в качестве органа административной юстиции обладает судебной компетенцией в отноше-

Финансово-правовые институты за рубежом

Актуальность темы исследования. В настоящее время особую актуальность приобретает проблема определения места парламентского финансового контроля в общей системе российского государственного финансового контроля, совершенствования его форм и методов. Необходимость повышения эффективности парламентского финансового контроля в России обусловлена становлением демократического федеративного правового и социального государства, дальнейшим развитием социально-экономических реформ.
Мировая практика свидетельствует, что уровень государственного управления выше, если результативнее, лучше организован внешний финансовый контроль исполнения государственного бюджета, который дает возможность наблюдать как за деятельностью государства по выполнению экономических и социальных программ, так и за деятельностью органов исполнительной власти, административно-территориальных образований, отдельных отраслей и иных использующих государственные ресурсы хозяйствующих субъектов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПАРЛАМЕНТСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ И ФАКТОРЫ ЕГО ДЕЙСТВЕННОСТИ____________________________________________ 4
2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ__________________ 9
3. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________ 20
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА__________________________________ 21

Вложенные файлы: 1 файл

фИНАНСОВОЕ ПРАВО курсовая.doc

1. Парламентский финансовый контроль в РФ и факторы его действенности_________________ ___________________________ 4

2. Правовые основы финансового контроля__________________ 9

3. Субъекты и объекты парламентского финансового контроля 12

Заключение____________________ ___________________________ 20

Используемая литература____________________ ______________ 21


Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время особую актуальность приобретает проблема определения места парламентского финансового контроля в общей системе российского государственного финансового контроля, совершенствования его форм и методов. Необходимость повышения эффективности парламентского финансового контроля в России обусловлена становлением демократического федеративного правового и социального государства, дальнейшим развитием социально-экономических реформ.

Мировая практика свидетельствует, что уровень государственного управления выше, если результативнее, лучше организован внешний финансовый контроль исполнения государственного бюджета, который дает возможность наблюдать как за деятельностью государства по выполнению экономических и социальных программ, так и за деятельностью органов исполнительной власти, административно- территориальных образований, отдельных отраслей и иных использующих государственные ресурсы хозяйствующих субъектов.

Исключительная актуальность исследования проблемы совершенствования парламентского финансового контроля в значительной мере обусловлена возрастанием внимания международных организаций к вопросам исполнения федерального бюджета, а также тем, что с момента формирования Счетной палаты РФ и принятия Бюджетного кодекса РФ в российское законодательство не вносилось существенных изменений и дополнений, направленных на совершенствование внешнего финансового контроля. Вследствие этого сложилось противоречие между активно развивающейся финансовой системой, бюджетным законодательством и организацией внешнего финансового контроля, как парламентского, проводимого высшими органами финансового контроля по опыту развитых стран. Состояние научной разработанности проблемы. В отечественной науке и практике существенный вклад в разработку проблем парламентского финансового контроля внесли М.П. Афанасьев, И.А. Белобжецкий, Н.Т. Белуха, В.В. Бурцев, СЮ. Витте, Э.А. Вознесенский, Ю.М. Воронин, И.В. Вышнеградский, Ю.Д. Данилевский.

Целью исследования является разработка теоретических аспектов организации и совершенствования парламентского финансового контроля.

Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:

рассмотреть парламентский финансовый контроль и факторы его действенности;

исследовать правовые основы финансового контроля

раскрыть субъекты и объекты парламентского финансового контроля.

Объектом исследования является система и методы парламентского (представительного) финансового контроля, а также деятельность Счетной палаты РФ по контролю исполнения федерального бюджета.

Предметом исследования выступает совокупность финансово - экономических отношений, возникающих в процессе осуществления финансового контроля, проводимого органами законодательной (представительной) власти.

Теоретико-методологической основой исследования являются современные научные методы, в том числе системный анализ финансово-экономических процессов, методы исторического, сравнительного анализа, другие конкретные методы финансовой науки, экономической и социальной экспертизы, а также теоретические и практические разработки, содержащиеся в фундаментальных и прикладных научных исследованиях отечественных и зарубежных авторов по вопросам совершенствования государственного финансового контроля, финансово-экономической экспертизы и бюджетного анализа.


1. Парламентский финансовый контроль в РФ и факторы его действенности

Парламентский контроль является одним из видов государственного контроля и выступает непременным условием устойчивого конституционного строя. Он представляет собой самостоятельный институт парламентаризма и призван обеспечить не только соблюдение и исполнение принятых им законов, но и осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти, представлять и защищать интересы населения всей страны.

В настоящее время вопросы организации парламентского контроля достаточно подробно и всесторонне рассмотрены рядом современных российских исследователей, таких как С.А. Авакьян, А.С. Автономов, М.В. Баглай и др. Они раскрывают формы и содержание такого контроля. Так, С.А. Авакьян, определяя основные функции парламента Российской Федерации, отмечает, что он должен "в пределах своих полномочий и присущими ему формами осуществлять функцию парламентского контроля в области государственного строительства, деятельности других органов, исполнения бюджета и т.д. ".

Особой разновидностью парламентского контроля является финансовый контроль. Он осуществляется как самим законодательным органом путем заслушивания отчетов об исполнении бюджета, внесения парламентских запросов, направления депутатских запросов и вопросов правительству, или отдельным его членам, так и через специальные органы парламента, создаваемые для осуществления финансового контроля: счетные палаты, счетные суды, аудиторские суды, национальные офисы аудита и т.п. Объем контрольных полномочий парламента в финансовой сфере в большей степени зависит от формы правления государства, а также от сложившихся в данной стране традиций.

Предназначение финансового контроля заключается в успешной реализации функций государства по обеспечению процесса формирования и эффективного использования финансовых и материальных ресурсов во всех сферах и звеньях жизнедеятельности общества. Роль финансового контроля в современных условиях огромна.

Контроль, осуществляемый государством в области финансов, имеет свою специфику, к которой относятся обязательность для всех субъектов хозяйствования и строгая нормативно-правовая обоснованность. С точки зрения современного российского законодательства, государственный финансовый контроль, в том числе и парламентский, включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственных внутреннего и внешнего долгов, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот, и преимуществ. Он в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на Счетную палату Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу, территориальные органы финансового бюджетного надзора, органы государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации, а также на иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Федерации и территориальных внебюджетных фондов.

Парламентский финансовый контроль призван содействовать успешной реализации финансовой политики государства во всех сферах социального и экономического развития страны. Вполне логично, что парламентский финансовый контроль должен быть наиболее эффективным и действенным в государствах, как было уже отмечено, имеющих парламентскую форму правления. Здесь высший законодательный орган страны формирует правительство, и оно подотчетно ему по всем направлениям своей деятельности. По моему мнению, на уровень действенности парламентского финансового контроля в не меньшей степени влияет, а в отдельных случаях имеет и определяющее значение, действующий в стране государственный (политический) режим. Наглядный тому пример - советский период развития российского государства, когда законодательные органы практически выполняли второстепенные функции и являлись орудием реализации решений партийно-государственной номенклатуры. Поэтому важным фактором действенности парламентского финансового контроля является становление и развитие институтов демократии.

Эффективность парламентского финансового контроля напрямую зависит и от ряда факторов, которые определяют его действенность. К числу таких наиболее важных, на мой взгляд, можно отнести решимость и стремление парламентского большинства обеспечить всесторонний и эффективный контроль за расходованием финансовых ресурсов государства и распоряжением его собственностью.

Постоянный и тщательный контроль за финансовой деятельностью Правительства и других органов государственной власти, осуществляющих свою деятельность за счет привлечения бюджетных средств, в правовых демократических государствах составляет одну из основных функций парламента как высшего законодательного органа власти. В Российской Федерации формально функции такого контроля принадлежат обеим палатам Федерального Собрания. Однако, как уже нам приходилось отмечать ранее, в Конституции Российской Федерации отсутствуют нормы, прямо указывающие на контрольные функции самого парламента России.

Отсутствие конституционного механизма взаимоотношений между Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации является фактором, ограничивающим осуществление парламентского финансового контроля. Поэтому, на наш взгляд, представляется целесообразным внесение поправок в ст.102 и 103 Конституции Российской Федерации с целью наделения Совета Федерации и Государственной Думы прямыми полномочиями по осуществлению финансового контроля, в частности, за бюджетной деятельностью Правительства Российской Федерации.

Полномочия Совета Федерации по контролю за использованием средств федерального бюджета практически нигде законодательно не закреплены. Они косвенно проявляются лишь при его участии в механизме законотворчества. В частности, ст.106 Конституции Российской Федерации предусматривает, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой законы по вопросам федерального бюджета и финансового регулирования.

Основное место в процессе рассмотрения и утверждения федерального бюджета отводится Государственной Думе. Именно в Думу в соответствии со ст. 192 Бюджетного кодекса Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Бюджетный кодекс предоставляет Государственной Думе право отклонить в первом чтении проект федерального закона о федеральном бюджете (ст. 202 БКРФ).

Также за ней закреплено право (ст. 203 БКРФ) не принимать решения по основным характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии. В этом случае проект федерального закона считается повторно отложенным в первом чтении. Но в Бюджетном кодексе оговаривается, что повторное отклонение проекта закона о федеральном бюджете возможно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству Российской Федерации (ст. 203 БКРФ). В этой ситуации решающее значение будет иметь соотношение парламентского большинства с Правительством Российской Федерации или же, по-другому говоря, насколько состав Правительства сформирован из сторонников парламентского большинства.

Особое значение в современных условиях развития внешнего (парламентского) финансового контроля приобретают вопросы аудита эффективности. Он в последние годы становится одним из основных видов контроля за исполнением государственного бюджета. Как подчеркивается в ст.4 Лимской декларации руководящих принципов, аудит эффективности "направлен на проверку того, насколько эффективно и экономно расходуются государственные средства. Такой контроль включает не только специфические аспекты управления, но и всю управленческую деятельность, в том числе организационную и административную системы".

Аудит эффективности активно внедряется в деятельности Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов регионов. В соответствии с Методикой проведения аудита эффективности использования государственных средств, принятой коллегией Счетной палаты Российской Федерации 23 апреля 2004 г., он определяется как проверка деятельности органов государственной власти и получателей государственных средств в целях выявления эффективности использования ими государственных средств, полученных для выполнения возложенных на них функций и поставленных задач.

Другой немаловажный фактор действенности контроля - это то, что слабый парламентский финансовый контроль является одним из источников коррумпированности прежде всего исполнительной власти. Коррупция в современной России стала одним из самых серьезных политических, социально-экономических и правовых проблем.

Отсутствие правового механизма предупреждения злоупотребления властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности, в том числе сопряженного со взяточничеством и хищениями бюджетных средств со стороны лиц, занимающих государственные должности и должности государственной службы, наносит значительный ущерб развитию демократических начал в деятельности российского государства.

2. Правовые основы финансового контроля

Необходимым условием эффективности правового регулирования финансовых отношений выступает финансовый контроль, являющийся составной частью единого механизма государственного контроля. Наличие финансового контроля обусловлено тем фактом, что финансам присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Осуществляют финансовый контроль в порядке, установленном законом, органы государственной власти, местного самоуправления, в том числе специальные контрольные органы при участии общественных организаций и граждан.

Несмотря на то, что государственный финансовый контроль непосредственно охватывает только общественную (публичную) часть совокупного продукта, он в определенной форме (путем проверки составления налоговых деклараций, при оказании юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям финансовой помощи, в процессе выполнения ими государственных заказов и т.п.) касается и деятельности граждан и организаций.

Актуальность темы исследования. В настоящее время особую актуальность приобретает проблема определения места парламентского финансового контроля в общей системе государственного финансового контроля, совершенствования его форм и методов. Необходимость повышения эффективности парламентского финансового контроля в России обусловлена становлением демократического федеративного правового и социального государства, дальнейшим развитием социально-экономических реформ.

Мировая практика свидетельствует, что уровень государственного управления выше, если результативнее, лучше организован внешний финансовый контроль исполнения государственного бюджета, который дает возможность наблюдать как за деятельностью государства по выполнению экономических и социальных программ, так и за деятельностью органов исполнительной власти, административно-территориальных образований, отдельных отраслей и иных использующих государственные ресурсы хозяйствующих субъектов.

Исключительная актуальность исследования проблемы совершенствования парламентского финансового контроля в значительной мере обусловлена возрастанием внимания международных организаций к вопросам исполнения федерального бюджета, а также тем, что с момента формирования Счетной палаты РФ и принятия Бюджетного кодекса РФ в российское законодательство не вносилось существенных изменений и дополнений, направленных на совершенствование внешнего финансового контроля. Вследствие этого сложилось противоречие между активно развивающейся финансовой системой, бюджетным законодательством и организацией внешнего финансового контроля, как парламентского, проводимого высшими органами финансового контроля по опыту развитых стран.

Состояние научной разработанности проблемы. В отечественной науке и практике существенный вклад в разработку проблем парламентского финансового контроля внесли С.А. Агапцов, М.П. Афанасьев, И.А. Белобжецкий, Н.Т. Белуха, В.В. Бурцев, СЮ. Витте, Э.А. Вознесенский, Ю.М. Воронин, И.В. Вышнеградский, Ю.Д. Данилевский.

Целью исследования является разработка теоретических аспектов организации и совершенствования парламентского финансового контроля.

Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:

рассмотреть парламентский финансовый контроль и факторы его действенности;

исследовать правовые основы финансового контроля

раскрыть субъекты и объекты парламентского финансового контроля.

Объектом исследования является система и методы парламентского (представительного) финансового контроля, а также деятельность Счетной палаты РФ по контролю исполнения федерального бюджета.

Предметом исследования выступает совокупность финансово - экономических отношений, возникающих в процессе осуществления финансового контроля, проводимого органами законодательной (представительной) власти.

Теоретико-методологической основой исследования являются современные научные методы, в том числе системный анализ финансово-экономических процессов, методы исторического, сравнительного анализа, другие конкретные методы финансовой науки, экономической и социальной экспертизы, а также теоретические и практические разработки, содержащиеся в фундаментальных и прикладных научных исследованиях отечественных и зарубежных авторов по вопросам совершенствования государственного финансового контроля, финансово-экономической экспертизы и бюджетного анализа.

1. Парламентский финансовый контроль и факторы его действенности

Парламентский контроль является одним из видов государственного контроля и выступает непременным условием устойчивого конституционного строя. Он представляет собой самостоятельный институт парламентаризма и призван обеспечить не только соблюдение и исполнение принятых им законов, но и осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти, представлять и защищать интересы населения всей страны.

В настоящее время вопросы организации парламентского контроля достаточно подробно и всесторонне рассмотрены рядом современных российских исследователей, таких как С.А. Авакьян, А.С. Автономов, М.В. Баглай и др. Они раскрывают формы и содержание такого контроля. Так, С.А. Авакьян, определяя основные функции парламента Российской Федерации, отмечает, что он должен "в пределах своих полномочий и присущими ему формами осуществлять функцию парламентского контроля в области государственного строительства, деятельности других органов, исполнения бюджета и т.д. ".

Другой исследователь - М.В. Баглай парламентский контроль представляет прежде всего в виде права "представительного органа участвовать в формировании исполнительных органов государственной власти, требовать от них отчета о своей деятельности и отправлять в отставку министров или правительства в целом в случае признания их деятельности неудовлетворительной".

Таким образом, следует согласиться с тем, что под парламентским контролем понимается одна из основных функций парламента, направленная на осуществление контроля за деятельностью исполнительной власти в области государственного строительства, государственных финансов и собственности, а также в других сферах. Такой контроль парламентом обеспечивается с помощью различных методов и способов: постановка вопроса о доверии правительству, резолюция порицания, интерпелляция, письменные и устные вопросы правительству, парламентские и депутатские запросы, парламентские расследования и др.

Особой разновидностью парламентского контроля является финансовый контроль. Он осуществляется как самим законодательным органом путем заслушивания отчетов об исполнении бюджета, внесения парламентских запросов, направления депутатских запросов и вопросов правительству или отдельным его членам, так и через специальные органы парламента, создаваемые для осуществления финансового контроля: счетные палаты, счетные суды, аудиторские суды, национальные офисы аудита и т.п. Объем контрольных полномочий парламента в финансовой сфере в большей степени зависит от формы правления государства, а также от сложившихся в данной стране традиций.

Предназначение финансового контроля заключается в успешной реализации функций государства по обеспечению процесса формирования и эффективного использования финансовых и материальных ресурсов во всех сферах и звеньях жизнедеятельности общества. Роль финансового контроля в современных условиях огромна.

Контроль, осуществляемый государством в области финансов, имеет свою специфику, к которой относятся обязательность для всех субъектов хозяйствования и строгая нормативно-правовая обоснованность. С точки зрения современного российского законодательства государственный финансовый контроль, в том числе и парламентский, включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственных внутреннего и внешнего долгов, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Он в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на Счетную палату Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу, территориальные органы финансового бюджетного надзора, органы государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации, а также на иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Федерации и территориальных внебюджетных фондов.

Парламентский финансовый контроль призван содействовать успешной реализации финансовой политики государства во всех сферах социального и экономического развития страны. Общеизвестно, что без наведения должного порядка в бюджетно-финансовой сфере, без стабильной системы государственного финансового контроля невозможно продуктивно решать как общегосударственные вопросы, так и конкретные социально-экономические проблемы. В связи с этим встает справедливый вопрос: каким образом можно повысить эффективность функционирования системы государственного финансового контроля и какие отводятся место и роль в этой системе законодательным органам государственной власти?

Вполне логично, что парламентский финансовый контроль должен быть наиболее эффективным и действенным в государствах, как было уже отмечено, имеющих парламентскую форму правления. Здесь высший законодательный орган страны формирует правительство, и оно подотчетно ему по всем направлениям своей деятельности. Безусловно, данный фактор имеет большое значение, но, наверное, не всегда является решающим.

По моему мнению, на уровень действенности парламентского финансового контроля в не меньшей степени влияет, а в отдельных случаях имеет и определяющее значение, действующий в стране государственный (политический) режим. Наглядный тому пример - советский период развития российского государства, когда законодательные органы практически выполняли второстепенные функции и являлись орудием реализации решений партийно-государственной номенклатуры. Поэтому важным фактором действенности парламентского финансового контроля является становление и развитие институтов демократии.

В государствах с развитым гражданским обществом желание и стремление держать

Читайте также: