Л п федоренко закономерности усвоения родной речи и принципы обучения русскому языку доклад

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " Л.П. Федоренко, исследуя принципы обучения русскому языку, указывает: "Для нормального развития речи ребенка, а следовательно, и для развития его интеллекта." — Транскрипт:

2 Л.П. Федоренко, исследуя принципы обучения русскому языку, указывает: "Для нормального развития речи ребенка, а следовательно, и для развития его интеллекта и эмоционально-волевой сферы необходимо, чтобы окружающая его речевая среда обладала достаточными развивающими возможностями – достаточным развивающим потенциалом".

3 Моделирование - это технология развития памяти Моделироапние- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

4 Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно, образного; кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы; перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении информации

5 Нажимание на карандаш поочередно кончиками пальцев. Прижимай карандаш, который лежит на столе, кончиком каждого пальца. Прижимай сильнее! Видишь, клавиш очень много, Будто длинная дорога. Если клавишу нажать – Станет клавиша звучать

8 Цвет. (Какого цвета одежда?) 2. Детали. (Из каких деталей одежда?) 3. Контур, знак вопроса. (Из какого материала она сшита?) 4. Погода. (Для какого времени года эта одежда?) 5. Мужчина, женщина, ребенок. (Это одежда мужская, женская или детская?) 6. Рука. (Что можно сделать с одеждой?)

11 Ребенок. (Твое имя.) Три человечка. (Имена родителей и членов семьи.) 3. Молоток. (Профессия папы) 4. Фартук. (Профессия мамы.) 5. Клубок ниток. (Бабушка и дедушка.) 6. Рука. (Кто помогает тебе?)

Закономерности усвоения родной речи, открыты и сформулированы замечательным отечественным ученым-методистом Л.П. Федоренко. В своих многочисленных работах она доказала наличие зависимости результатов усвоения речи от характера работы обучаемого.

Назовем основные закономерности усвоения речи. Их шесть. Усвоение речи ребенком зависит:

• от натренированности мускулатуры органов речи;

• от понимания ребенком лексических и грамматических значений языковых единиц;

• от развития у ребенка восприимчивости к выразительности речи;

• от развития чувства языка (языкового чутья) как способности запоминать нормы употребления языковых единиц в речи;

• усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной;

• темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речетворческой системы ребенка.

Из объективно существующих и сформулированных в методике закономерностей вытекают следующие методические принципы обучения родному языку — основные методические правила организации искусственной речевой среды:

• принцип внимания к материи языка, суть которого заключается в необходимости обеспечивать тренировку речевого и мыслительного аппарата;

• принцип понимания языковых значений, который диктует необходимость, например, таких упражнений, которые бы обеспечивали усвоение лексического значения слова в его парадигматических и синтагматических связях и отношениях и которые способствовали бы запоминанию норм сочетаемости слова. Это в свою очередь обеспечивает и развитие языкового чутья. Значение имеют и другие единицы языка. Важно, чтобы ребенок понимал семантику тех единиц, которые обладают формой и содержанием, т.е. смысл значащих единиц языка: морфем, слов, словосочетаний, предложений, текста;

• принцип оценки выразительности речи, исходя из которого следует обеспечить школьнику возможность научиться выражать свою оценку действительности, создать условия для развития эмоциональной, духовной сферы ребенка средствами родного языка;

• принцип развития чувства языка, в соответствии с которым обучение ориентировано на создание условий для усвоения (как неосознанного, интуитивного, так и сознательного) норм языка и соблюдения их в устной и письменной речи;

• принцип координации устной и письменной речи, который означает прежде всего необходимость опережающего развития устной речи перед письменной. Этот принцип может выражаться, например, в интеграции уроков русского языка, чтения, развития речи как одной из форм организации обучения, а также в типологии упражнений, где имеют место как устные высказывания учащихся, так и разнообразные письменные работы;

• принцип убыстрения темпа обучения, который определяет ускорение темпа развития речи по мере совершенствования структуры речевых навыков, а также зависимость темпа общего развития от темпов развития речи.

Второй принцип – понимание языковых значений – вытекает из закономерности, определяющей единство языка и мышления, из синхронности развития лексических и грамматических навыков. Обучения языку не может быть действенным без семантической работы, без понимания тончайших оттенков значения слова, словосочетания, предложения, текста. Условием соблюдения данного принципа является взаимосвязь изучения всех сторон языка, всех языковедческих дисциплин: грамматики, лексики, фонетики, орфографии, стилистики и др., их взаимного проникновения. Так, морфологию нельзя изучить, понять, если не опираться на синтаксис, а синтаксис нельзя усвоить без опоры на морфологию. Орфография опирается на фонетику, грамматику, на словообразование. Морфемный анализ слова помогает понять его лексическое значение, а с другой стороны, анализ значения слова, понятного из контекста, поможет в его морфемном анализе. В языке все взаимосвязано и эта взаимосвязь должна учитываться в обучении.

Третий принцип – оценки выразительности речи – предполагает, наряду с пониманием информационной функции средств языка, понимание его выразительной функции, стилистической – понимание оттенков и окрасок слов и оборотов речи, средств художественной выразительности языка (эпитетов, метафор и др.). Следование данному принципу предполагает использование в процессе обучения русскому языку художественной литературы, т.е. изучение языка на материале его лучших образцов, необходимость хорошей языковой среды для успешного обучения.

Чувство языка или языковое чутье – это неосознанное, безотчетное умение (навык) безошибочно следовать нормам речи в области словообразования, лексики, синтаксиса, стилистики и др. Обучаясь речи, дети запоминают, как принято говорить. Запоминание это происходит бессознательно, в процессе подражания говорящему. В результате у человека формируется чувство языка или языковое чутье.

Пятый принцип – опережающего усвоения устной речи по отношению к письменной – отражает естественную закономерность речевого развития человека и служит определяющим моментом в построении методики обучения русскому языку. Например, прежде чем записать свою мысль человек ее произносит вслух, а уже потом записывает по мере необходимости. В процессе записи под диктовку сначала слово или предложение учеником проговаривается, а уже после записывается в тетради. По словам Н.С.Рождественского, письменная речь для ребенка – это второй этап в овладении речью вообще. Особенность ее усвоения состоит в том, что слова устной речи являются знаками для реальных предметов; письменная же речь состоит из знаков, условно обозначающих звуки и слова устной речи. Письменная речь не может быть усвоена, если ребенок не владеет устной речью.

7. Закономерности усвоения родного языка и вытекающие из них принципы.

(концепция Л.П. Федоренко).

Дальнейшую последовательность усвоения языковых знаков и с их помощью развитие познавательных способностей можно представить так. Ребенок все больше чувствует обобщающий смысл употребляемых им слов. Сначала он воспринимает слова (например, ложка, мама, Надя) как обозначения именно данных предметов и лиц. Затем ему становится доступно обобщенное лексическое значение слова: рассматривая картинки с изображением зверей, птиц, насекомых, он правильно укажет нос у воробья, у льва, у пчелы, хотя носы эти никак не схожи внешне между собой и с его собственным носом.

На основе понятого лексического значения слова ребенок воспринимает морфологическую абстракцию — общее значение ряда слов, например: общее значение таких слов, как нос, рука, дом, улица, туча,— то, что это все предметы; общее значение слов сидеть, есть, стоять, спать, смеяться, молчать — действие или состояние предмета и т. д.

Способность ребенка понимать отвлеченное лексическое значение слова в дальнейшем приводит его к пониманию слова как части речи. Это понимание проявляется в осмысленном употреблении слов-вопросов: кто? что? какой? что делает? что сделает? Понимание грамматических категорий свидетельствует о зарождении способности абстрагироваться (совершать мыслительную операцию абстрагирования).

Зачатки навыка абстрагирования, очевидно, служат предпосылкой для образования способности понимать такие синтаксические значения, как значения отношений — обстоятельственных, определительных, предметных. Указанные отношения ребенок сначала усваивает в словах-вопросах: где? когда? почему? как? зачем? кого? чего? кому? чему? какой? и т. д. Затем постепенно он связывает со словами-вопросами образы соответствующих словоформ: на столе, с утра, от радости, с радостью, для обеда, нет мамы, нет хлеба, хороший (мальчик), дорогая (мама) и т. д. Усвоение данных грамматических форм в свою очередь позволяет совершенствовать навыки абстрагирования.

Итак, человек постигает мыслительную операцию абстрагирования при усвоении отвлеченных лексических значений. Этот первоначальный мыслительный навык является ступенькой, поднявшись на которую он оказывается способным постичь и грамматические значения родного языка — предельно абстрактные значения. Грамматические формы родного языка — это материальная основа мышления.

В какие сроки ребенок-дошкольник овладевает указанными выше фактами языка и овладевает ли, зависит от того, как его обучают речи, каков развивающий потенциал языковой среды, в которой он растет, а самое главное, имеет ли он возможность усваивать грамматические и лексические значения родного языка синхронно, в нужных пропорциях. (Заметим, что обычно наблюдается задержка в развитии понимания грамматических (синтаксических) значений.)

Итак, существует шесть закономерностей естественного процесса усвоения родного языка:

2. Родной язык усваивается, если развивается способность понимать языковые значения разной степени обобщенности, если лексические и грамматические навыки приобретаются синхронно. При этом развивается мышление, воображение ребенка.

3. Родной язык усваивается, если параллельно с пониманием лексических и грамматических единиц появляется восприимчивость к их выразительности. При этом развивается эмоциональная и волевая сфера ребенка.

4. Родной язык усваивается, если развивается чувство языка, т. е. интуитивное (неосознанное) правильное (в соответствии с нормой) владение всеми его компонентами. При этом развивается память ребенка.

5. Письменная речь усваивается, если ее опережает развитие устной речи, если она является как бы переводом, перекодировкой звуковой речи в графическую. При этом развиваются все познавательные способности, эмоции и воля ребенка.

6. Если на предшествующем возрастном этапе развитие речи ребенка осуществлялось в полную меру его возможностей, то на следующем этапе процесс обогащения речи и усвоения ее идет быстрее и легче.

Поскольку каждый речевой навык образуется на базе развития определенной познавательной способности (ощущения, памяти, воображения, мышления) или эмоционального и волевого состояния, то и закономерности естественного процесса усвоения родного языка можно определить как зависимость совершенствования структуры речевых навыков от развития познавательных способностей и эмоциональной и волевой сферы ребенка.

Принципы по Федоренко:

1) Речь зависит от натренированности мускулатуры органов речи => Принцип внимания к матери яз-ка - учитель отбирает такой дидактич материал, котор учит детей управлять своим речедвиг аппаратом,учит слушать и слышать звучащий текст и правильно воспроизводить его.

2) Речь зависит от понимания лексич и грамм-их знаний яз ед-ц => Принцип понимания языковых значений – учитель подбирает такой дидакт материал,котор расширяет словар запас школьника,обогащает грамм-ий строй.

3) Речь завис от развития восприимчивости к развитию речи => Принцип развития выразительности речи – дидактич материал способствующий эмоц-му развитию, развитию эстетич вкуса, учить оценивать окруж мир средствами яз-ка.

4) Речь завис от развития чувства яз-ка как способности запоминать нормы употребления яз-х ед-ц => Принцип развития яз-ого чутья – дидактич материал,котр помогает усвоить традиции употребления яз-ых ед-ц в речи.

5) Усвоение письменной речи обусловлено развитием устной => Принцип координации устной и письменной речи – учитель сначало отдаёт предпочтение устному анализу яз-х явлений,устной работе по образцам, затем предлагает перейти к письмен-й работе.

Цель разработки: сформировать у будующих педагов профессиональный подход к отбору методов, приёмов и средств обучения и их реализации в обучении родному (русскому) языку и речи.

ВложениеРазмер
Закономерности усвоения родного языка 2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

СОДЕРЖАНИЕ: 1. Методы и приёмы обучения русскому языку 2. Закономерности усвоения родной речи 3. Принципы обучения русскому языку 4. Классификация упражнений 5. Литература

МЕТОДЫ vs ПРИЁМЫ

Структура метода: - цель обучения; - формы передачи/получения знаний; - способы деятельности учителя и учащегося; - методические приёмы; - средства обучения; - результат обучения

Методическая концепция А.В. Дудникова

Классификация методов обучения В.А. Онищука

Группы методов по М.Н. Скаткину и И.Я Лернеру

Классификация методов Л.П. Федоренко (по источнику получения информации)

Закономерности усвоения речи Закономерностями усвоения речи называется отношение между результатами усвоения и степенью развития индивидуальной речетворческой системы.

Первая закономерность Речь усваивается: когда приобретается способность управлять мускулами речедвигательного аппарата.

Вторая закономерность Речь усваивается: если приобретается способность понимать лексические и грамматические языковые значения

Третья закономерность Речь усваивается: если приобретается способность чувствовать выразительные коннотации (оттенки) языковых значений, образуемых в связной речи, т.е. в тексте.

Четвёртая закономерность Речь усваивается: если приобретается способность запоминать традицию сочетания языковых единиц в потоке речи, в дискурсе, в тексте.

Пятая закономерность Письменная речь усваивается: если она сопоставляется с уже усвоенной устной речью.

Шестая закономерность Речь обогащается быстрее: по мере совершенствования речетворческой системы ученика. Чем лучше ученик учится по русскому языку, тем понятнее ему другие предметы.

Методические принципы обучения речи Принципы методики – это правила (требования), как надо поступать учителю, чтобы обеспечить развитие того или иного органа речетворческой системы обучаемого, и их координацию.

Виды устных и письменных упражнений Воспроизведение Комментирование Тренировочные Графические

Классификация упражнений Г.Н. Приступы

Классификация упражнений И.В. Рахманова

Классификация упражнений Л.П. Федоренко

Концепция универсальных учебных действий Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося , обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Основные группы УУД

Цели ученика с точки зрения УУД

Педагогическая технология Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса , построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве, и проводящая к намеченным результатам.

Современные образовательные технологии исследовательские методы в обучении; технология изучения изобретательских задач (ТРИЗ); технология использования игровых методов: ролевых, деловых и др. видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; разноуровневое обучение; коллективная система обучения; проектные методы обучения; развивающее обучение; проблемное обучение… п

Изменение роста мотивации к изучению русского языка с помощью исследовательской деятельности

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к лингвистической игре, посвященной Дню родного языка

День родного языка отмечается накануне Масленицы, поэтому игра и посвящена этому всеми любимому празднику.


презентация к лекции№1 Краткая история латинского языка и его роль в медицине для специальностей 33.02.01 Фармация, 34.01.02 Сестринское дело, 31.02.01 Лечебное дело

Данная презентация может быть использована на лекции для углубленного и более четкого понимания истории латинского языка.


Возникают ситуации, когда ученмк становится невнимательным, отвлекается, слишком медленно выполняет задание. в таких ситуациях на помощь приходят упражнения-энергизаторы.


Доклад на тему "Виды дифференциации и способы её реализации в учебном процессе"

Среди проблем, над которыми работают педагогические коллективы школ, ведущее место занимают дифференциация индивидуализация и гуманизация обучения. Важность и социальная обусловленность проблематики о.

Ссылка на видеоурок и портфолио- презентацию на Всероссийский конкурс "Мастер-класс родного языка "Туган тел"

Ссылка на видеоурок и портфолио- презентацию на Всероссийский конкурс "Мастер-класс родного языка "Туган тел".

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на изучение русского языка .


Рабочая учебная программа по родному языку (чувашскому) в 5-9 классах на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 5 классе рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю); из них на развитие речи отводится 6 часов, на контрольные работы – 4 часа.

Читайте также: