Доклад на тему интересы детей

Обновлено: 02.07.2024

Интерес - это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребенка - мышлением, вниманием, волей, памятью, эмоциями. Данная статья рассказывает о том, как развить детские интересы в различных образовательных областях и содействовать их устойчивости.

ВложениеРазмер
detskie_interesy_statya.docx 24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Васина Татьяна Александровна, заведующий

Васина Ирина Игоревна, старший воспитатель

Кирюшатова Татьяна Николаевна, воспитатель

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100

Детские интересы, как их развивать

Интерес - это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребенка - мышлением, вниманием, волей, памятью, эмоциями. Данная статья рассказывает о том, как развить детские интересы в различных образовательных областях и содействовать их устойчивости.

Интерес регулирует поведение ребенка. Увлекательная беседа заставляет даже самых неразговорчивых принять в ней участие. Яркое, необычное впечатление побуждает замкнутого и застенчивого поделиться нахлынувшими на него чувствами. Интересное поручение подтягивает даже тех, кто обычно уклоняется от трудовых заданий. Непоседа, увлеченный игрой, без особого напряжения делает то, что в других условиях было бы невыполнимо.

Пока ребенок мал, еще нельзя говорить о том, что у него имеются какие-либо определенные интересы. Чаще всего это не интерес, а лишь заинтересованность предметами и действиями с ними. Трехлетнего ребенка привлекает то, что ярко, красочно, наглядно. Так в нашем детском саду при оформлении предметно-развивающего пространства, педагоги, работающие с детьми младшего дошкольного возраста, особое внимание уделяют ярким, движущимся игрушкам, предметам издающим звук, которые можно потрогать, подержать, рассмотреть. Детей увлекает простое манипулирование с предметом, и он может многократно и довольно долго повторять одни и те же действия, например, катать паровоз, насыпать и высыпать песок, переливать воду и т.п.

По мере роста ребенка меняется и характер его интересов: они становятся устойчивее, осмысленнее. Если у малышей интерес непосредственный, неосознанный и не содержит в себе целевой установки, то у детей среднего и старшего возраста при правильном воспитании формируются произвольные, целенаправленные интересы, которые, в свою очередь, способствуют проявлению волевого усилия, преодолению трудностей в достижении цели.

Одним из ценных свойств развивающегося и познающего мир человека является стремление к узнаванию нового. Здоровый, нормальный ребенок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения.

Воспитатели нашего детского сада внимательно относятся к детским вопросам, помня о том, что в вопросе ребенка заключен интерес к узнаванию нового, а в ответе взрослого – источник удовлетворения и развития этого интереса. Для ребенка, пока еще не умеющего читать, без достаточного жизненного опыта, объяснения взрослых являются чуть ли не единственным источником знаний, помогающим разобраться в обилии впечатлений. Своими ответами взрослый вносит систему в познание мира, учит ребенка думать, стимулирует дальнейший интерес к окружающему.

Прежде всего, отношение воспитателя к детскому вопросу должно свидетельствовать о его внимании к ребенку; нельзя гасить в нем ценное свойство – стремление к познанию нового. Недопустимы неправильные или приблизительные ответы, вносящие путаницу в детском сознание.

Поскольку любознательность и наблюдательность лежат в основе развития интересов, воспитатель учит детей смотреть и видеть, привлекая их внимание к явлениям окружающей жизни. Развивая у детей наблюдательность, он одновременно содействует и развитию детских интересов. Чтобы развивать детские интересы, содействовать их устойчивости, воспитатель руководит деятельностью детей. Например, на основании наблюдений и изучения детских работ педагог видит, что одни дети инициативны, с устойчивым интересом к изодеятельности, они отображают разнообразные замыслы и в рисунках, и в лепке, и в аппликации; другие – механически повторяют то, что делали на занятиях, они менее инициативны, чем первые, и редко привносят что-либо свое, новое; третье – случайные посетители изоуголка, а если изредка рисуют или лепят, то по подражанию соседу. Поэтому и руководство деятельностью детей не может быть одинаковым.

Так у первых, педагог старается разнообразить сюжеты, оживляя в памяти детей ранее полученные впечатления, помогает уточнить отдельные детали предмета или характерные признаки отображаемого явления, предлагает заранее продумывать сюжет, композицию рисунка.

У вторых воспитатель поощряет даже небольшие проявления творчества, старается развивать стремление к выполнению задуманного, побуждает к самостоятельному поиску сюжетов.

Третьих педагог старается привлечь к изодеятельности с помощью поручений, например, рассмотреть и расставить по местам детские работы, помочь оформить выставку, подготовить необходимые материалы.

Задача воспитателя – подводить детей к преодолению трудностей, опираясь на интерес. Завершить начатое, добиться выполнения задуманного для ребенка дошкольного возраста нелегко.

Трудно потому, что это всегда связано с проявлением воли, которая у него еще недостаточно развита. В таких случаях нужно поддержать ребенка, оказав ему необходимую помощь и словом, и делом: подбодрить, показать, как надо действовать. Важно, чтобы он хоть раз пережил чувство радости от того, что преодолел, довел дело до конца.

Жизнь детей в любом детском саду наполнена не только интересным, но и обязательным. Маленькому ребенку постоянно приходится преодолевать трудности: одеваться, зашнуровывать ботинки, мыть лицо, оставлять игру и идти на занятие. Все это далеко не просто не только потому, что малыш не имеет достаточной сноровки и самостоятельности, но и потому, что это не всегда совпадает с его настроением и желанием.

Формирование интересов происходит более успешно, если воспитатель осуществляет индивидуальный подход к детям. У каждого из поступивших в детский сад уже есть зачатки каких-то интересов, возникших под влиянием семейного воспитания и окружающей среды. Так, например, один тянется к книгам, и его можно видеть чаще всего в книжном уголке,- другой - к строительным играм, третий любит рисовать, четвертый не дождется, когда будет музыкальное занятие и т.д. Нельзя забывать и о том, что у детей наряду с положительными интересами могут возникать отрицательные, выражающиеся, например, в безделье, в стремлении к развлекательству, потребительству. В таких случаях педагог старается переключать внимание ребенка на положительные примеры, организует наблюдения за доступными фактами современности, трудом взрослых, природой и животными, привлекает к полезным делам для группы, побуждает к добрым поступкам.

Вопросы детей – яркий показатель, чем занята их мысль, что волнует их, каковы интересы. По вопросам можно судить, каков запас знаний, положительна ли направленность их интересов.

Педагог не выпускает из поля зрения не только тех ребят, которые подолгу не могут сосредоточиться на определенной деятельности, но и тех, чья занятость отражает ограниченность и неустойчивость интересов.

Формирование интересов происходит в сочетании со всеми сторонами воспитания детей при целенаправленном руководстве педагога. Какую бы учебно-воспитательную задачу ни решал педагог, он одновременно содействует возникновению положительных детских интересов и их развитию: от неустойчивых – к устойчивым, от поверхностных – к более глубоким, от случайных, непосредственных – к целенаправленным, опосредствованным.

Оформляя предметно-пространственной среду, педагоги нашего детского сада стремятся к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся частью развивающего пространства, стимулировал активность детей, формировал целенаправленные интересы. В процессе образовательной деятельности педагоги не забывают о том, что интерес является средством обучения и используют его, как способ привлечения внимания к обучению, активизации мышления детей, как средство, заставляющее ребенка волноваться, переживать, увлеченно работать.

Довольно часто интересы, сформированные в детском саду, выходят и за его пределы, продолжают развиваться в семье, в учреждениях дополнительного образования, в школе и т.д.

  1. . Бондаренко К., Матусик А.И. - Воспитание детей в игре/Сост. А. – М., 2003
  2. Морозова Н.Г. Педагогу о познавательном интересе/ Н.Г.Морозова // Психология и педагогика.-2009
  3. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образование в России. – М.,2003.
  4. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных интересов детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2007.
  5. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов дошкольников /Г.И. Щукина.- М.: Просвещение, 2008.
  6. Щукиной Г.И. - Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. — М.: Просвещение, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Развитие познавательного интереса посредством экологического воспитания в детском саду.

Материал Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием 2012г."Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраст.

познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду

материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу.


Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Актуальность и перспективность собственного инновационного педагогического опыта.

Применение информационных коммуникационных технологий в детском саду, как способ развития познавательного интереса.

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий гражда.


Роль детского экспериментирования в развитии познавательного интереса дошкольника

Дошкольное детство — период особой социально — эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. С первых дней у малыша появляется жажда активной деяте.

Презентация "Детское коллекционирование- основа развития детского интереса"

Коллекционирование развивает в детях такие качества, как внимательность, аккуратность и терпеливость. Коллекционирование может быть коллективным и индивидуальным.


Фотографирование дошкольниками как метод развития детских интересов и познания.

ldquo;Посредством глаза, но не глазом, смотреть на мир умеет разум”. Вильям Блейк.

Всего в исследовании приняли участие более 3500 детей в возрасте от 5 с половиной до 7 лет.

Результаты исследования показывают, что самым значимым для старшего дошкольника становится его семья, родители, близкие люди. И самое главное для ребенка в семье – это возможность совместной деятельности, общения, со-радости. В будущем дети хотят иметь такую же семью. Дети не хотят иметь неполную семью, неблагополучную семью, где ссорятся и ругаются, где проявляют агрессию, равнодушную семью, где нет взаимного интереса друг к другу. Чаще всего дети ходят быть похожими на маму. Этот выбор относится не только к девочкам, но и к мальчикам. К маме ребенок чаще всего обращается за помощью, за советом, считая, что мама может разрешить любую проблему, потому что она более других подготовлена к жизни, у неё много функций, на ней держится семья. По-мнению ребенка, отец не включен в жизнь семьи, как бы хотелось.

В настоящее время ребенок часто испытывает одиночество, ему не хватает общения с родителями, особенно совместных действий, общих событий, поэтому именно они и запоминаются как самые яркие и интересные, потому что редкие. К сожалению современный ребенок не участвует в жизни своей семьи, в общем труде, бытовых процессах, семейных играх и забавах, общении. Опрос родителей показал, что лишь 12% родителей считают, что проводят достаточное время со своим ребенком. Большинство родителей признались, что хотели бы больше времени проводить со своим ребенком.

Вместе с тем обнаруживается неподготовленность современных родителей к правильному взаимодействию с ребёнком. Взрослые чувствуют себя неуверенно в вопросах воспитания своих детей, не понимают, что собственно нужно делать с ними. Единственно понятный путь – это материальное обеспечение ребенка. Но как показывает проведенное исследование, как раз материальных притязаний у ребенка немного. В большей степени они ждут от своих родных эмоционального контакта. Отсюда и чрезвычайно высокий интерес к просмотру телевизора, игре на компьютере, планшете, с которыми ребёнок не чувствует себя столь одиноким.

Современные дети в большей степени сориентированы на будущее, чем их ровесники прошлых лет. Они легко рассуждают, о том, где и кем будут работать, какая у них будет семья, сколько будет детей, как они будут жить и отдыхать. С успешным будущим связана их мотивация к обучению в школе: необходимо учиться хорошо, чтобы в будущем много зарабатывать. Сущность успешности связана с возможностью потреблять, что отражаем взгляд взрослых, устойчиво сформированный у детей. Вместе с тем, большинство дошкольников не хотят взрослеть, потому что жизнь взрослых им видится сложной, даже тяжелой.

Среди детских видов деятельности очень важна игра. Типичный рейтинг игровой деятельности выглядит следующим образом (в порядке значимости):

Были получены следующие ответы (в порядке значимости):

2.Подвижные игры (футбол, волейбол, прятки, догонялки);

У мальчиков: различные роботы, конструкторы, мяч.(Приложение 3)

Фильмы и телепередачи:

В общем рейтинге предпочитаемых видов деятельности после игры четко определяются продуктивные виды деятельности (лепка, рисование, экспериментирование и др.)

Во всех видах детской деятельности можно обнаружить прорастающую субкультуру дошкольного детства. Её содержанием у современных детей становятся герои советских и современных мультипликационных фильмов, молодежных и взрослых сериалов и фильмов, детские песни и популярные песни взрослого репертуара.

Педагоги в своем взаимодействии с ребенком должны учитывать интересы детской субкультуры для планирования совместной деятельности.

Современные дошкольники 5-7 лет не стремятся к однообразию, наоборот, хотят быть непохожими друг на друга, иметь разные интересы, чтобы ими обмениваться, делиться. Это наводит на мысль об организации педагогического процесса в детском саду, его вариативности, неоднородности по содержанию, и по формам организации.

Из материальных ценностей старшего дошкольника можно выделить (по мере значимости) игрушки, компьютер, который дети рассматривают как самый главный объект материального мира взрослых, телевизор, мобильный телефон, бытовую технику. Для современного ребенка не 6-7 лет не оставляет труда освоить мобильный телефон и компьютер, управление бытовой техникой лишь наблюдая за действиями взрослого.

Многие дети любят ходить в детский сад. Здесь они могут поиграть со сверстниками, продемонстрировать свои возможности, им нравится среда, адаптированная под ребенка (маленькие кровати и стулья, кукольный домик, разнообразие уголков, вкусно кормят), хорошие воспитатели.

Современных детей в детском саду привлекают в воспитателе следующее (по мере значимости):

- отношение равенства к ребёнку (уважает, любит, считает взрослым);

- профессиональная умелость (хорошо рисует, может нас подружить, интересно рассказывает);

- красивая внешность (макияж, украшения, одежда, прическа, маникюр).

Своих воспитателей дети воспринимают положительно, стремятся понять и объяснить их настроение , замечают лучшее в них, идеализируют, некоторых любят, считают своими друзьями.

Ещё одну ценность для старших дошкольников представляет город. Здесь ребёнок живет со своей семьёй, ходит, гуляет. Город становится одним из источников самоидентификации ребёнка, я-горожанин, я-часть страны, часть мира.

Природа - это источник радости и удовольствия для старшего дошкольника. Отношение ребенка к природе, проживающего в малом городе носит преобразовательный характер, направленность на возделывание (выращивать, полоть, поливать, заботиться). Для детей больших городов типично потребительское отношение к природе (гулять, отдыхать, дышать свежим воздухом, собирать что-либо).

Природа попадает в тройку ценностей современного дошкольника 6-7 лет, после семьи и игрушек. Ребенок воспринимает природу как часть человека, а значит как часть своего Я.

Для детей крупных городов на первом месте обнаруживается необходимость общения со взрослыми (родителями, родственниками), а потом со сверстниками. Для дошкольников малых городов первично общение со сверстниками, друзьями.

Портрет идеального друга описывается детьми с избыточным перечнем качеств. В их число включаются и внешние данные ребенка и модная одежда и способность многое уметь, придумывать, фантазировать. Вместе с тем редко описываются подлинно дружеские качества, такие как прийти на помощь, поддержать, помочь и т.п. Для современного ребенка 6-7 лет становится возможным потребительское отношение к дружбе. И наша задача как воспитателей состоит в том, чтобы дать правильные ориентиры формирования дружбы у детей путем совместных бесед, чтения и обсуждения проблемных ситуаций.

Изучение интересов современного ребенка помогают взрослым тоньше и острее почувствовать время, в котором живет ребенок, его семья, и мы, взрослые, изучающие и помогающие детям расти здоровыми, умными и добрыми в настоящем времени.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m288c4158.jpg

Доклад на тему:

Воспитатель: Пауль О.А.

2017 – 2018 оку жылы.

2017 – 2018 учебный год.

Проблема развития у детей дошкольного возраста познавательных интересов и познавательных действий является актуальной задачей в познавательном развитии.

Познавательное развитие предполагает:

развитие интересов детей, к любознательности и познавательной мотивации,

формирование познавательных действий, становление сознания,

развитие воображения и творческой активности.

На начальных этапах дошкольного образования, формируются первичные представления о себе и о других людях, об объектах окружающего мира, об свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале и т. д.). С развитием современного общества все более актуальными и значимыми являются задачи по формированию представления о малой родине и отечестве, о социальных культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Для реализации поставленных целей и задач я определила направление работы по формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка.

Познавательный интерес – это потребность отношения человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличие интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности. Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии познавательного интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста, протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью. Жажда познания побуждает дошкольника интересоваться всем и во всем участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться. Познавательный интерес направляет и развивает познавательную деятельность детей.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка реализуются через разнообразные виды деятельности:

познавательно – исследовательскую, продуктивную,

Включение детей в эти виды деятельности дает возможность мне вариативно использовать образовательный материал.

Развитие познавательных интересов и познавательных действий у детей дошкольного возраста возможно при создании в группе необходимых условий образовательной среды: создание развивающей предметно – пространственной среды, формирование характера взаимоотношения со взрослыми и другими детьми, системы отношении ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. В своей группе при создании образовательного пространства я стараюсь обеспечить условия для игровой, познавательной и творческой активности своих воспитанников. Развивающая предметно – пространственная среда является основным аспектом в развитии ребенка . Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка детского сада и группы имеет большое развивающее значение. При внешней пассивности окружающие предметы активно воздействует на детей. В процессе взаимодействия с объектами окружающего мира дети узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции. Здесь большую значимость имеет педагог, направляющий внимание детей к той или иной деятельности. Взрослый выступает для ребенка в качестве эталона подражания, источника знаний, энциклопедиста, источника оценочных суждений эксперта, помощника и защитника.

Познавательный интерес и познавательные действия развиваются в процессе формирования взаимоотношении ребенка со взрослыми и другими детьми. Перед собой я ставлю задачи по формированию и развитию детского коллектива . В дошкольном возрасте у ребенка формируется отношение к миру, к другим людям, к себе самому. Например, праздник Наурыз ,сформировал у детей любовь к своей Родине. Патриотическое чувство расширило у детей кругозор о традициях и быте казахского народа. Таким образом, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в разных видах деятельности (общение, игра, познавательно – исследовательская деятельность ) с учетом индивидуальных и возрастных особенностей позволяет реализовать цели и задачи познавательного развития.

Интерес к познанию у детей появляется тогда, когда им в доступной форме дают систематизированные знания, отражающие существенные связи в зависимости от тех областей действительности, с которыми сталкивается ребёнок в своей повседневной жизни.

Для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления - очень важное значение имеет непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов.

При проведении работы по формированию познавательного интереса и активности у детей важно придерживаться принципа систематичности.

На примере можно рассмотреть одну из форм познавательной активности дошкольника – коллекционирование. Именно в коллекционировании и проявляются его познавательные интересы. Индивидуальные познавательные интересы мы можем объединить в общие коллекции, которые нам помогут при реализации той или иной образовательной области.

Коллекционирование – эта форма хороша еще и тем, что коллекционировать мы можем не только материальные объекты, но и например - собирать коллекцию семян или минералов, коллекцию эмоций, впечатлений.

Эту коллекцию можно представить фотографиями, главным действующим лицом в которых является наш ребенок. А потом использовать эти впечатления и эмоции для того, чтобы ребенок транслировал приобретенный опыт другим детям.

Работа над проблемой формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка помогла мне реализовать задачи познавательного развития. У детей проявилась любознательность, пытливость, наблюдательность, умение экспериментировать. Они интересуются причинно – следственными связями. ( Как? Почему? Зачем?). Пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. У них формируются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, отношение к самому себе. Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности.


Человек как личность начинает формироваться в семье. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности; те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольника.

Палкина Людмила Васильевна Октябрьская средняя школа район Магжана Жумабаева Северо – Казахстанская область

Описание разработки

Человек как личность начинает формироваться в семье. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности; те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольника.

Ребенок - дошкольник, повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило мать, бабушка. В моем классе – это Бари С. , Алексеева Н. , Сарычев С. – восп. отчим.

Однако, если со стороны матери, отца, других членов семьи, любовь приобретает жертвенный характер, оказывается односторонней: ( все ребенку и ничего от него, ) или очень непоследовательной: ( то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. В другом случае, когда детям недостает любви, рано или поздно это скажется на их духовном и нервно - психологическом развитии.

Ребенок может жить, находясь хотя и при родителях, но фактически в одиночестве. Когда отец и мать пьянствуют, ведут аморальный образ жизни или в доме постоянно конфликты, грубость, упреки, то родителям бывает не до детей. Свое время и силы они расходуют на другое. Поэтому таким семьям надо помогать в воспитании детей.

Чем больше мать и отец познают ребенка, интересуются его делами в школе, садике, организуют дома его занятия, игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье.

Взаимоуважение, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых усилиях отца и матери, преодолевающих недостатки семейных отношений. Прежде всего это следует делать ради детей.

Известно, как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца и матери, бабушки, дедушки, брата или сестры. Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. Поведение взрослых в семье, их отношение к работе, явлениям окружающей жизни, становятся образцом для подражания.

К сожалению дети: дошкольного и школьного возраста подражают нередко и дурному: так как жизненный опыт их невелик, действия недостаточно осознанны. Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы дошкольника неблагоприятная обстановка в семье, поэтому важно контролировать свои суждения и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в общении с соседями, знакомыми; подавать детям пример честности, правдивости. Но одного хорошего примера недостаточно для воспитания. Родителям как главным воспитателям своих детей следует хорошо организовать их жизнь в семье: режим, соответствующий возрасту ребенка, игру и посильный труд, разнообразные занятия. Родители приучают детей находить самим себе интересное дело и трудиться, играть, читать, осуществляя это систематически. Дети ценят интерес родителей к их жизни.

Одно из важнейших условий семейного воспитания – это авторитет родителей. Авторитет держится на поддержке друг друга, уважении, возвышении личности каждого. В глазах детей авторитет родителей основан на достойном образце поведения. Нам педагогам, также необходимо поддерживать авторитет родителей, бабушек, дедушек, используя для этого любые подходящие ситуации.

- Какое у тебя красивое платье?

- Кто тебе его купил?

- Хорошая у тебя бабушка, заботливая, руки у нее золотые.

Л. С. Макаренко вывел несколько видов ложного авторитета родителей, самым распространенным видом – это авторитет любви. Родители в таких семья захваливают ребенка, демонстрируют свои чувства, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери, создает в семье эгоиста, который подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.

Другой вид семейного воспитания – ложный авторитет доброты. В семьях этого типа родители все разрешают ребенку. Ребенок живет в атмосфере всепрощенства, исполнения любой его прихоти, каприза. Дети начинают командовать родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате семья вырастит баловня, который не признает запретов.

Отсутствие постоянной линии воспитания создает в семье обстановку, с одной стороны, бесконтрольности, распущенности, с другой – напряжение порождает отрицательные чувства к родителям, вызывает у детей ранний невроз.

Основное влияние на развитие личности ребенка имеет семья – это родители и родственники.

Содержимое разработки

Раздел. Преподавание в начальной школе. Классное руководство.

Учитель начальных классов Палкина Людмила Васильевна. Октябрьская средняя школа район Магжана Жумабаева Северо – Казахстанская область

Роль семьи в воспитании ребенка

Человек как личность начинает формироваться в семье. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности; те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольника.

Ребенок-дошкольник, повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило мать, бабушка. В моем классе – это Бари С., Алексеева Н., Сарычев С. – восп. отчим.

Однако, если со стороны матери, отца, других членов семьи, любовь приобретает жертвенный характер, оказывается односторонней: ( все ребенку и ничего от него,) или очень непоследовательной: ( то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. В другом случае, когда детям недостает любви, рано или поздно это скажется на их духовном и нервно-психологическом развитии.

Ребенок может жить, находясь хотя и при родителях, но фактически в одиночестве. Когда отец и мать пьянствуют, ведут аморальный образ жизни или в доме постоянно конфликты, грубость, упреки, то родителям бывает не до детей. Свое время и силы они расходуют на другое. Поэтому таким семьям надо помогать в воспитании детей.

Чем больше мать и отец познают ребенка, интересуются его делами в школе, садике, организуют дома его занятия, игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье.

Взаимоуважение, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых усилиях отца и матери, преодолевающих недостатки семейных отношений. Прежде всего это следует делать ради детей.

Известно, как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца и матери, бабушки, дедушки, брата или сестры. Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. Поведение взрослых в семье, их отношение к работе, явлениям окружающей жизни, становятся образцом для подражания.

К сожалению дети: дошкольного и школьного возраста подражают нередко и дурному: так как жизненный опыт их невелик, действия недостаточно осознанны. Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы дошкольника неблагоприятная обстановка в семье, поэтому важно контролировать свои суждения и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в общении с соседями, знакомыми; подавать детям пример честности, правдивости. Но одного хорошего примера недостаточно для воспитания. Родителям как главным воспитателям своих детей следует хорошо организовать их жизнь в семье: режим, соответствующий возрасту ребенка, игру и посильный труд, разнообразные занятия. Родители приучают детей находить самим себе интересное дело и трудиться, играть, читать, осуществляя это систематически. Дети ценят интерес родителей к их жизни.

Одно из важнейших условий семейного воспитания – это авторитет родителей. Авторитет держится на поддержке друг друга, уважении, возвышении личности каждого. В глазах детей авторитет родителей основан на достойном образце поведения. Нам педагогам, также необходимо поддерживать авторитет родителей, бабушек, дедушек, используя для этого любые подходящие ситуации.

- Какое у тебя красивое платье?

- Кто тебе его купил?

- Хорошая у тебя бабушка, заботливая, руки у нее золотые.

Л. С. Макаренко вывел несколько видов ложного авторитета родителей, самым распространенным видом – это авторитет любви. Родители в таких семья захваливают ребенка, демонстрируют свои чувства, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери, создает в семье эгоиста, который подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.

Другой вид семейного воспитания – ложный авторитет доброты. В семьях этого типа родители все разрешают ребенку. Ребенок живет в атмосфере всепрощенства, исполнения любой его прихоти, каприза. Дети начинают командовать родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате семья вырастит баловня, который не признает запретов.

Отсутствие постоянной линии воспитания создает в семье обстановку, с одной стороны, бесконтрольности, распущенности, с другой – напряжение порождает отрицательные чувства к родителям, вызывает у детей ранний невроз.

Основное влияние на развитие личности ребенка имеет семья – это родители и родственники.


-75%

Читайте также: