Доклад на тему инновационные системы контроля знаний и оценки компетентностей обучающихся

Обновлено: 30.06.2024

Презентация на тему: " Инновационные системы контроля и оценки знаний обучающихся." — Транскрипт:

1 Инновационные системы контроля и оценки знаний обучающихся

2 Актуальность темы По итогам учебного года: Качество знаний составляет 35 %. Успеваемость по итогам года составляет 100 %. Успеваемость знаний по итогам экзаменов в 9-х классах составляет 82% Успеваемость знаний по итогам экзаменов в 11-х классах составляет 100 %

3 Результаты анкетирования среди обучающихся Опрошено 119 старшеклассников. 82 обучающихся считают необходимым оценивание учебной деятельности. 1 – высказались против выставления оценок. 36 – затруднялись ответить.

4 Результаты анкетирования среди обучающихся Нужно ли изменить систему оценивания? 12 – ввести безоценочное обучение. 12 – ввести многобалльную систему оценивания. 76 – сохранить пятибалльную систему оценивания.

5 Результаты анкетирования среди обучающихся Какую роль играет оценивание ваших учебных результатов? 45 – является стимулом. 45 – определяет уровень знаний. 8 – позволяет чувствовать себя уверенно. 5 – оценки нужны родителям. 3 – не играют никакой роли.

6 Результаты анкетирования среди обучающихся Объективность выставленной оценки зависит от: Уровня подготовки к уроку – 89 Отношений с учителем – Прежних результатов – Поведения ученика на уроке – Привлечения дополнительного материала – Активного участия в мероприятиях по предмету – Затрудняются дать ответ – 10.

7 Результаты анкетирования среди обучающихся Какие формы контроля для оценивания учебной деятельности используются учителями? Письменная работа - 91, тест - 79, устный опрос - 33, семинар, реферат, зачет, работа в группе.

10 Результаты анкетирования среди учителей Приняло участие 22 учителя. Контроль – это виды деятельности учащихся, позволяющие выявить уровень их знаний, умений и навыков. Какую роль играет контроль знаний? Позволяет увидеть пробелы в знаниях обучающихся, позволяет скорректировать учебную деятельность.

11 Результаты анкетирования среди учителей Определяющими функциями контроля являются: Развивающая – 20 Обучающая – 18 Воспитывающая – 17 Контролирующая – 14 Диагностическая – 1

15 Основные понятия: контроль знаний Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль – это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят: эффективность управления учебно-воспитательным процессом; качество подготовки выпускника школы.

16 Основные понятия: контроль знаний Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.

17 Основные понятия: контроль знаний Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Задача педагога проверить не только знания, но и элементы практического усвоения, ощущения учащимися нового материала.

18 Основные понятия: цели контроля знаний Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений с тем, чтобы создавались условия для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность.

19 Основные понятия: цели контроля знаний Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения обучающимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренных программой по предмету.

20 Основные понятия: цели контроля знаний Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением учеников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.

21 Основные понятия: цели контроля знаний В-третьих, эта цель предполагает воспитание у обучающихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

22 Основные понятия: функции контроля Контролирующая. Обучающая. Диагностическая. Прогностическая. Развивающая. Ориентирующая. Воспитывающая.

23 Основные понятия: принципы контроля Контроль должен быть: целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным, индивидуальным.

24 Основные понятия: принципы контроля Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, видов, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться? кто должен опрашиваться? какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки? какой ожидается эффект от проведения проверки? При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения.

25 Основные понятия: принципы контроля Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля.

26 Основные понятия: принципы контроля Под всесторонностью контроля понимают охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного программного материала, знание учащимися отдельных и существенных, фактов, понятий, закономерностей, способов действий и способов деятельности.

27 Основные понятия: принципы контроля Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом. Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого обучающегося.

28 Основные понятия: виды контроля Предварительный. Текущий. Промежуточный (периодический). Итоговый.

29 Основные понятия: виды контроля Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебный процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале года, учитель вносит коррективы в рабочую программу, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретным классом, намечает пути устранения выявленных проблем в знаниях обучающихся.

30 Основные понятия: виды контроля Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Текущий контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением, закреплением, повторением и применением учебного материала. Текущий контроль должен занимать небольшую часть урока, чтобы не приводить к спешке при изложении нового материала и закреплении полученной информации.

31 Основные понятия: виды контроля Промежуточный (периодический) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Проведение его обычно предусматривается в тематических планированиях работы учителей.

32 Основные понятия: виды контроля Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета. Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.

33 Основные понятия: методы контроля Контроль теоретических знаний: Устный опрос. Комбинированный опрос. Письменный опрос. Контроль формирования практических навыков. Письменная практическая работа: В речевой форме. В графической форме.

34 Основные понятия: формы контроля По способу предъявления: Письменный. Устный. По числу проверяемых: Индивидуальный. Фронтальный. Групповой. По месту проведения: Домашний. Классный. По степени дифференцированности оценки: Недифференцированный (зачет). Дифференцированный (зачет, экзамен).

36 Основные понятия: формы контроля По характеру предъявляемых заданий. Работа со связным текстом: Диктант. Контрольная работа. Сочинение. Изложение. Рецензирование. Конспектирование.

37 Основные понятия: формы контроля

39 Оценка и отметка Результаты контроля учебно-познавательной деятельности обучающихся выражаются в её оценке. Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего- нибудь. Оценка означает установление степени выполнения школьниками задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков. Оценка тесно связана с контролем и является его следствием. К оценке предъявляются такие требования: Объективность. Систематичность. Индивидуальный подход. Педагогический такт учителя.

40 Оценка Оценка должна быть: Гласной. Мотивированной. Убеждающей. Соотноситься с самооценкой и мнением коллектива обучающихся класса. Образовательная роль оценки состоит в том, что обучающиеся получают объективную информацию о результатах своей учебной работы. Она указывает на достижения школьника в овладении знаниями, умениями и навыками, а также на недостатки, пробелы, упущения и пути их устранения.

41 Оценка Воспитательная роль оценки заключается в осознании учениками способов совершенствования различных видов учебной деятельности и путей повышения эффективности учения. Стимул к развитию познавательных интересов, положительных качеств личности: активности, самостоятельности, ответственности, умения преодолевать трудности.

42 Оценка Ошибка в оценке вызывает обычно серьезные осложнения в обучении, воспитании и развитии обучающихся, отрицательно влияет на результативность учебно-воспитательного процесса. Количественным выражением оценки является отметка. В Италии – 11 баллов. В Голландии – 10 баллов. В России – 5 баллов. Отметка фиксируется в документах, отражая уровень достижений учащегося.

43 Суть проблемы Завышение отметок в оценке знаний, умений и навыков приводит к снижению уровня подготовки обучающихся. Занижение отметок вызывает утрату интереса школьника к учению и веры в свои силы и возможности.

44 Суть проблемы Проблема двойки заключается в том, что полученная двойка обычно психологически травмирует учащегося, вызывает у него отрицательные эмоции. Морализация и нотации, которыми учителя сопровождают выставление двоек, лишь ухудшают положение, так как приводят к образованию у ученика определенного смыслового барьера, вследствие которого действия учителя не достигают цели, а ученик приходит к осознанию своей неполноценности, несправедливого отношения к нему.

45 Суть проблемы Психологическое воздействие двойки продолжается даже тогда, когда она исправлена, так как остается в классном журнале, в дневнике ученика, входит в средний балл успеваемости, используется в качестве борьбы с нарушением дисциплины, недостаточным прилежанием учеников, за отсутствие на уроке дневника, тетради, невыполнение домашнего задания и т. д.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Глазковский филиал имени Героя Советского Союза Н.Н.Шерстова МБОУ Кочетовская СОШ

Методический семинар

Подготовила учитель математики Щекочихина Л.А.

Инновационные системы контроля и оценки знаний учащихся

В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Контроль знаний является одним из основных элементов оценки качества образования. Педагоги ежедневно контролируют учебную деятельность своих учеников путем устных опросов во время занятий и путем оценки различных письменных работ.

Цели оценки знаний и умений учащихся: -диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся; -учет результативности отдельного этапа процесса обучения; -определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деятельности учебного заведения, относится к естественным нормам, учитывая то, что результаты каждого учащегося должны быть как минимум средними. Другими словами, выставленная преподавателем оценка почти всегда показывает допустимый уровень, что, очевидно, ограничивает ее ценность.

Различия между оценкой и отметкой.

Оценка – отношение к результату проверки знаний в сравнении с эталоном (требования программы). Отметка – это зафиксированный в баллах результат оценки (пятибалльная шкала, процентная шкала, диаграмма успешности…).

Оценка - процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.

Отметка - результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение (выражает субъективное мнение, впечатление).

Функции отметки:

контролирующая

(на каком уровне усвоен материал);

констатирующая

(занимается ученик по этому предмету или нет);

уведомляющая

(какой балл получил ученик за изученный материал);

карательная

(все нормально в учебе или пора принимать меры);

регулирующая

(позволяет добывать положительные отметки).

Почему технология оценивания занимает сегодня все более важное место?

Меняется формат: автономия учащегося – необходима техника мониторинга и самооценки.

Меняется среда : возможность мерить то, что раньше было неизмеряемо.

Оценивание все больше становится механизмом развития учащегося (формирующее оценивание).

Оценивание становится механизмом развития образовательного учреждения и всей системы образования страны.

Качественное оценивание необходимо для подотчетности обществу.

Новые формы оценивания знаний.

Создание условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность учащихся;

Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона;

Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.

Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.

Традиционные и новые средства оценки результатов обучения

В педагогической теории и практике различают следующие виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый.

Текущий контроль - основной вид проверки знаний, умений и навыков учащихся. Его задача - регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получать первичную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала, а также стимулировать регулярную, напряженную и целенаправленную работу . Этот контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением закрепляемым повторением и применением учебного материала.

Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные проблемы в системе знаний, умений и навыков познавательной деятельности. Диагностика помогает получить достоверные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Нельзя допускать больших интервалов в контроле. Иначе ученики перестают регулярно готовиться к занятиям, а, значит, и систематически закреплять пройденный материал.

Периодический (рубежный) контроль позволяет определять качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам, предметам. Обычно такой контроль проводится несколько раз в полугодие. Примером такого контроля могут служить контрольные работы.

Рубежный контроль, как правило, охватывает учеников всего класса и проводится в виде устного опроса или письменных работ.

Обязательные контрольные работы проводятся, как правило, после завершения изучения темы или раздела (модуля). Сроки их проведения необходимо определять таким образом, чтобы избежать перегрузки учащихся

Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков, полученных в результате изучения отдельного предмета.

Итоговый контроль - это интегрирующий контроль и именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет поднять знания и умения на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.

Сегодня в качестве инновационных средств используют тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио.

Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может. Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, учебных достижений.

Однако не все тесты могут дать желаемый результат. Пользоваться необходимо соответствующими тестовыми измерителями, разработанными и проанализированными в соответствие с правилами и требованиями тестологии, на уровне мировых стандартов. При этом в настоящее время такой тестовой продукции пока слишком мало. В нашей стране только создаются службы сертификации тестовых материалов. Недостаточно квалифицированных специалистов, способных обеспечить высокое качество создаваемых тестов. В связи с чем целесообразно каждому педагогу, школе создавать свой тестовый банк на основе требований Центра тестирования МОиН РФ для проведения внутреннего тестового контроля знаний по всем предметам и направлениям подготовки выпускников.

Модульная система имеет целью поставить учеников перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего учебного года.

Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной четырехбалльной системы и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого учащегося.

Рейтинговая система оценки знаний в той или иной форме существует уже давно; она применяется во многих западных университетах и некоторых вузах России.

Процесс внедрения рейтинговой системы в школах нашей страны связан с изменением образования в соответствие с современными запросами общества, которое должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, способов оценки достижений обучающихся. Другими словами, сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия чему будет способствовать рейтинговая система оценки знаний, которая может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленным задачам.

Рейтинговая система эффективна благодаря тому, что она:

1) учитывает текущую успеваемость учащегося и тем самым значительно активизирует его самостоятельную и равномерную работу в течение всей четверти;

2) более объективно и точно оценивает знания учащегося за счет использования дробной 100-бальной шкалы оценок;

3) создает основу для дифференциации учащегося, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;

4) позволяет получать подробную информацию о ходе усвоения знаний каждым учащимся.

В педагогической науке выделяют шесть функций мониторинга.

Функция педагогического мониторинга

Характеристика

интегративная

обеспечивает комплексную характеристику процессов, происходящих в системе образования

диагностическая

оценка состояния системы образования и происходящих в ней изменений

осуществление экспертизы состояния, концепций, форм, методов развития системы образования

информационная

регулярное получение информации о состоянии и развитии системы образования

экспериментальная

поиск и разработка диагностических материалов и апробация их на технологичность, надежность

образовательная

изучение и удовлетворение образовательных потребностей педагогов по проблемам контрольно-оценочной деятельности

Мониторинг качества образования призван сыграть особую роль в управлении качеством образования. Мониторинг качества образования может осуществляться непосредственно в образовательном учреждении (самоаттестация, внутренний мониторинг) или через внешнюю по отношению к образовательному учреждению службу, утверждаемую, как правило, государственными органами (внешний мониторинг).

Современная мировая образовательная практика исходит из нескольких фундаментальных подходов к построению, описанию и анализу образовательных процессов, каждый из которых определяет основные особенности процессуального содержания. Рассмотрим три основных понятия теории управления качеством образовательных процессов: оценка, диагностика и мониторинг.

Оценка - представляет собой единовременное действие или взаимодействие между преподавателем и учеником, результатом которого является количественный или качественный результат, отражающий достижения субъекта на определенном этапе образования.

Диагностика, в отличие от оценки, предполагает не только оценку, но и сравнение этой оценки с некоторыми стандартизированными нормами. Соответственно, диагностика, как правило, применяется не чаще двух раз на протяжении одного курса: в начале изучения (диагностика остаточных знаний или входного уровня компетентности) и в конце изучения (диагностика уровня достижений).

Мониторинг включает в себя и оценки и диагностику, однако не сводится ни к тому, ни к другому. Задача мониторинга, в организации целостной системы оценивания и диагностики, позволяющей не только получать объективную информацию о ходе и результатах образования, но о состоянии и динамике всех образовательных факторов, включая содержание, технологии, результаты и способы их оценки.

В теории социального управления мониторинг рассматривается как механизм контроля и слежения за качеством образования. В процессе мониторинга выявляются тенденции в развитии системы образования, соотнесенные во времени, а также последствия принимаемых решений. Иными словами, в рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.

Описание любой системы мониторинга должно предполагать выяснение следующих моментов:

название модели мониторинга;

краткое описание способа применения методики;

контекст модели (где и при каких условиях модель эффективна);

внутренние возможности оптимизации модели;

управление (указания по разработке и внедрению методики);

требования, предъявляемые к студентам, задействованным в проведении системы мониторинга;

требования к материально-техническому обеспечению учебного заведения, на базе которого будет применяться разработанная система;

интегративная модель оценивания (указания по использованию текущих оценок на промежуточной или итоговой аттестации);



Современный урок по ФГОС – это Современный урок по ФГОС – это профессиональная и методическая подготовка учителя целеполагание и мотивация учения системно-деятельностный подход современные средства обучения выбор оптимальных средств обучения создание условий для саморазвития анализ каждого учебного занятия



Оценка - процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями. Оценка - процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями. Отметка - результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение (выражает субъективное мнение, впечатление). Функции отметки: контролирующая (на каком уровне усвоен материал); стимулирующая констатирующая (занимается ученик по этому предмету или нет); уведомляющая (какой балл получил ученик за изученный материал); карательная (все нормально в учебе или пора принимать меры); регулирующая (позволяет добывать положительные отметки).


Новые формы оценивания знаний Создание условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность учащихся; Создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона; Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата. Учитель в должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.


Виды контроля Текущий контроль - основной вид проверки знаний, умений и навыков учащихся. Его задача - регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Периодический контроль позволяет определять качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам, предметам. Рубежный контроль, как правило, охватывает учеников всего класса и проводится в виде устного опроса или письменных работ. Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков, полученных в результате изучения отдельного предмета.




Новые средства оценки результатов обучения Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. Модульная система имеет целью поставить учеников перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего учебного года. Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной четырехбалльной системы и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого учащегося. Мониторинг качества знаний -это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и формирования умений в учебном процессе. Учебное портфолио- это достижения учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год);


Функция педагогического мониторинга интегративная обеспечивает комплексную характеристику процессов, происходящих в системе образования диагностическая оценка состояния системы образования и происходящих в ней изменений экспертная осуществление экспертизы состояния, концепций, форм, методов развития системы образования информационная регулярное получение информации о состоянии и развитии системы образования экспериментальная поиск и разработка диагностических материалов и апробация их на технологичность, надежность образовательная изучение и удовлетворение образовательных потребностей педагогов по проблемам контрольно-оценочной деятельности


МБОУ ООШ с.Большой Умыс Мониторинг качества образования 2020-2021 уч.год Класс 4 предмет_____________ Мониторинг предметных умений по литературному чтению . класса …четверть 2020-2021 уч.год Формируемые умения и навыки по чтению ФИ ученика Правильность Способ чтения Выразительность Беглость/ темп чтения ударение Повтор/замена Без ошибок По слогам Слог + слово Целыми словами монотонное Быстро/скорогов выразительно Чтение наизусть Понимание прочитанного ФИ ученика Результаты входной к/р Результаты к/р за 1 четверть Результаты к/р за 1 полугодие Результаты к/р за 3 четверть Результаты к/р за год


Мониторинг результатов предметных учебных действий по математике Мониторинг результатов предметных учебных действий по математике ученика _______________________1 класса …четверть 2020-2021 уч.год № Мои учебные достижения Старт 1ч 2ч 3ч 4ч з н а ю 1 -названия и последовательность чисел от 0 до 20 2 -состав однозначных чисел 3 -название и обозначение действий сложения и вычитания 4 -названия двузначных чисел в пределах 20 5 -таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания у м е ю 6 -различать предметы по цвету, форме, размеру 7 -пользоваться понятием больше, меньше, столько же 8 - пользоваться понятием вправо, влево, вниз, вверх 9 -считать предметы в пределах 10,20 10 -считать, записывать, сравнивать числа в пределах 10,20 11 -решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц 12 -находить длину отрезка


Диагностика метапредметных и личностных результатов ФИ Регулятивные УУД Познавательные УУД Регулятивные и познавательные УУД Личностные УУД Определять цель деятельности на уроке Умение работать по предложенному плану Умение контролировать выполненное задание Умение ориентироваться в учебнике, искать нужную информацию Умение сравнивать и группировать предметы Умение извлекать информацию из сюжетного рисунка Умение переводить информацию одного вида в другой Умение работать по плану Умение вычитывать информацию из текста и схемы Умение оценивать чужие поступки Умение самостоятельно определять общие для всех правила поведения




Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению в проблемных ситуациях. Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению в проблемных ситуациях. Ценностно-смысловые компетенции. Общекультурные и социальные компетенции. Учебно-познавательные компетенции. Информационные компетенции. Коммуникативные компетенции. Компетенции личностного самосовершенствования Компетентность - это сумма знаний и умений. Она выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности.


С чего начинается создание ситуации успеха на уроке? С чего начинается создание ситуации успеха на уроке? - Успех начинается с признания детьми права учителя учить. - Возможно, с необычного начала урока. - С создания психологического климата, обстановки жизнерадостности, разумного сочетания репродуктивных и творческих методов. - С предвкушения необычности, способности учителя удивлять.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. Для выяснения роли контроля в процессе обучения рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую

Оценить 2559 0

Февралева Елена Николаевна

МОУ СОШ 56 Саратов

Учитель английского языка

"Инновационные формы и методы контроля и оценивания учащихся в условиях перехода на ФГОС ООО"

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. Для выяснения роли контроля в процессе обучения рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.

Контроль позволяет:

преподавателю получить информацию:

а) о результатах работы учащихся в целом и каждого ученика в отдельности;

б) о результатах своей работы (узнать, насколько эффективны приемы обучения, определить неудачи в работе, что позволяет внести изменения в программу обучения);

учащимся:

а) повысить мотивацию в обучении, так как контроль свидетельствует об успехах или неудачах в работе;

б) более прилежно учиться, вносить коррективы в свою учебную деятельность.

Объектами контроля на занятиях являются:

а) знания и сформированные на их основе навыки

б) умения пользоваться приобретенными знаниями и навыками в различных ситуациях

На уроках принято выделять следующие функции контроля:

диагностическую– определяет уровень владения материалом в соответствии с программными требованиями. ;

обучающую способствует повторению и закреплению пройденного материала

управляющую –обеспечивает управлениепроцессом овладения материалом благодаря использованию специальных учебных материалов и разработанной методике их применения в ходе контроля;

корректирующую – проявляется во внесении преподавателем изменений в процесс обучения на основе полученных в ходе контроля данных;

стимулирующую–создает положительные мотивы учения.

оценочную –позволяет вынести суждение о результатах деятельности как обучаемого, так и обучающего.

Различают предварительный, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.

Цельпредварительного контроля (или контроля готовности к овладению деятельностью) заключается в том, чтобы установить исходный уровень владения материалом и присущие учащимся индивидуально-психологические качества, которые способствуют успешности обучения (память, внимание, интересы, общее развитие, склонности). Такой контроль обеспечивает дифференцированный подход к обучению и позволяет, во-первых, наметить стратегии обучения.

Текущийконтроль позволяет судить об успешности овладения материалом, процессе становления и развития навыков и умений. Этот контроль должен быть регулярным и направленным на проверку усвоения учащимися определенной части учебного материала.

Промежуточныйконтроль проводится по завершении изучения темы. Он позволяет судить об эффективности овладения разделом программного материала.

Итоговыйконтроль направлен на установление уровня владения изученным материалом, достигнутого в результате усвоения значительного по объему материала (в конце семестра, учебного года).

Контроль может быть индивидуальным, фронтальным, групповым, парным

Классификация форм контроля по

традиционной технологии обучения

Формы контроля

Методы контроля

Посещение уроков, внеклассных мероприятий с последующим анализом

Работа с классными журналами, индивидуальными дневниками обучающихся, планами урока

*контрольная работа (срез)

Произвольная беседа или целенаправленное собеседование по специально подготовленной программе

Проверка уровня ЗУНов обучающихся

Метод психологической диагностики для измерения индивидуальных различий

Анализ деятельности обучающихся на уроке

Оценка деятельно выпускников за предыдущие года обучения

Классификация современных форм и методов контроля

инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда обучающегося, рефлексии его собственной деятельности. Это – комплекс документов разрабатывается преподавателем и предусматривает:

анкеты для родителей, заполнение которых предполагает внимательное ознакомление с работами обучающихся; параметры и критерии оценки вложенных в портфель работ;

Принципы такой технологии можно сформулировать следующим образом:

Самооценка результатов овладения определенными видами познавательной деятельности, отражающей:

умения обучающегося принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений;

особенности коммуникативной способности ученика.

Систематичность и регулярность самомониторинга. Если обучающийся принимает решение проследить свои успехи в отдельном учебном предмете, он начинает систематично отслеживать результаты своей деятельности в этой области. Его задача – тщательно проанализировать эти работы, внести необходимые коррективы, дать им объяснения, составить собственный краткий отчет самооценки: что, на его взгляд, ему удалось в этой работе, что не удалось и почему, на что следует на что следует обратить внимание. Здесь же он может выразить свое мнение по поводу оценки преподавателя, родителей, группы, в которой он работал. Именно эти суждения, аргументы и составляют сущность рефлексии, ради которой, собственно, и и используются данные технологии.

2.Устная контрольная работа

Обучающимся раздается 5 – 6 вариантов карточек, содержащих вопросы по пройденной теме. В течение 6 –8 минут обучающиеся обдумывают устные ответы на вопросы. Затем вызывается один из обучающихся, а его дополняют те, у кого карточки того же варианта. Этот способ позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить ее усвоение большим количеством обучающихся.

3. Инновационный диктант

Каждый обучающийся перегибает пополам четверть тетрадного листа. На верхней и нижней частях листов пишется фамилия и номер варианта. Ответы записываются на двух половинах. После окончания диктанта обучающиеся сдают одну часть листа преподавателю. Сразу начинается проверка. Педагог просит одного из обучающихся назвать ответ и записывает его на доску (независимо от того, верен ли он). Остальные сигнализируют зеленым или красным сигналом, верен ли ответ. Выставленные обучающимися отметки ставятся в журнал (иногда выборочно можно перепроверить, так как один экземпляр есть у преподавателя).

Эту форму работы можно использовать как для контроля пройденного материала, так и для актуализации прежних знаний. В этом случае хорошо включить один из вопросов по еще не пройденному материалу. Обязательно поощрить того, кто даст на него правильный ответ. Остальным же отметки выставить по желанию.

4.Дифференцированная проверочная работа

Разгадывание кросснамберов следует предлагать обучающимся для проверки их знаний по определенной теме. Предлагаемая карточка содержит кросснамбер, разгадать который можно, решив ряд задач. При этом работа интересна, нестандартна и не вызывает психического напряжения. В каждую клеточку вписывается по одной цифре. Правильность решения проверяется сразу: цифры, стоящие при пересечении горизонтали и вертикали, должны совпадать.

6.Зачетная форма организации контроля знаний обучающихся

Основное преимущество бригадного способа зачета – четкая схема опроса: понятно кто и кого должен опрашивать. Кроме того, менее успевающие обучающиеся имеют возможность прослушать отчет бригадира и одной-двух пар. При этом обучающиеся опрашивают даже строже, чем преподаватель.

Отличие тестов от других видов контроля в объективности измерения результатов обучения, так как они зависят не от субъективного мнения преподавателя, а от объективных эмпирических критериев.

Достоинство:Главное достоинство тестовой проверки в скорости.

Недостатки:Если результатом своей работы обучающийся представляет только номера ответа, педагог не видит хода решения – мыслительная деятельность обучающегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия у обучающегося знаний нет;

Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы обучающихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений обучающегося.

Виды тестов и функции теста

1.Тесты с однозначным выбором ответа. На каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный.

3.Тесты на дополнение. В этих тестах задания оформляются с пропущенными словами или символами. Пропущенное место должно быть заполнено обучающимися.

5. Тесты идентификации. Аналогичны (4). В них используются графические объекты или аналитические описания.

Тесты 4 и 5 более сложные для работы обучающихся, но и более достоверные. В ходе их выполнения формируются навыки сравнения объектов, сопоставления, соотнесения, представления объекта в разных формах. Они более интересны для обучающихся видами деятельности, для преподавателя – наполненностью содержания.

8.Проведение текущего контроля в инновационной форме

Текущий контроль проводится преподавателем в виде контрольных мероприятий по частям модуля/ темы . Контрольные мероприятия – это тесты, редакционные задания, контрольные, позволяющие установить уровень знаний уч-ся, стабильность выполнения им учебного графика, его активность. Преподаватель разрабатывает шкалу оценок качества выполненных уч-ся заданий в процессе изучения им данного предмета.

В конце каждому уч-ся выставляется его итоговое ранг-место и итоговая оценка.

прогрПрограмма и план подготовки проекта должны включвключать требования по следующим рубрикам:

организация проектной деятельности;

содержание и направленность проекта;

критерии оценки проектной деятельности.

Резул Результатом (продуктом) проектной деятельнос льности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в)материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

В условиях введения ФГОС основного общего образования каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся, так как оценке отводится особое место в учебном процессе: она выступает одновременно и как результат, и как средство обучения.

Оценочная деятельность учителя.

Оценивание является постоянным процессом.

Оценивание может быть только критериальным.

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

Модели оценочной деятельности:

ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА :учитель, ученик ,ОУ и родители.

ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА: государственные службы—аттестация,мониторинг.

Какие же появляются новые формы и методы оценки?

Приоритетным в диагностике (контрольные работы) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки.

Новые методы и формы оценки: метапредметные диагностические работы и диагностика результатов личности развития. Помимо привычных контрольных работ, теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, требующие от ученика сформированности не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий

Объектом оценки метапредметных результатов является:

способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

способность к сотрудничеству и коммуникации;

способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и др.). В любом случае такая диагностика предполагает проявления учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.

Оценка предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Таким образом, при оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного контроля, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

Система оценки предметных результатов предполагаетвыделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки.

Установлено три уровня достижений:

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Инструментами динамики образовательных достижений выступают:

тематические и итоговые проверочные работы по всем учебным предметам;

творческие работы, включая учебные исследования и учебные проекты;

Внутришкольный мониторинг (оценочные листы, классные журналы, дневники учащихся и другие формы накопительной системы оценки).

В последнее время идёт активный поиск новых форм оценивания. Разрабатываются и вводятся в практику новые формы оценивания, выходящие за рамки пятибалльной шкалы.

Как объективно оценить результаты учебных достижений, личностного роста учащихся? Это вопрос остаётся открытым, но создание эффективной системы оценивания, повышающей качество школьного образования необходимо. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам.

Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. От качества образования, которое обеспечивается школой, напрямую зависит благополучие ее выпускников в жизни, их конкурентоспособность в профессиональной сфере.

Читайте также: