Логический анализ текста доклад

Обновлено: 17.05.2024

1. Фразы должны быть разделены на речевые такты грамматическими и логическими паузами (слова в них объединяются по смыслу).

2. В каждой фразе исполнителем должны быть четко выделены главные по смыслу слова.

3. В длинных фразах, в больших периодах группа главных слов должна отделяться от группы слов второстепенных для соотнесения отдельных частей фразы.

4. Более важные по смыслу фразы должны быть выделены (т.е. должно быть логическое соотношение фраз в целом).

5. Исходя из понимания основной идеи анализируемого произведения, следует выяснить и выделить узловые пункты всей линии действенного развитиясодержания.

Учащемуся нужно уметь пронести основную мысль через все фразы текста. Это главное условие овладения перспективой литературного произведения.

Чтец должен протянуть нить развивающейся авторской мысли через цепь отдельных фраз, проследить так называемую логическую перспективу каждой части произведения и всего произведения в целом от логического слова.

Овладеть логической перспективой – значит увидеть сквозь отдельные фразы развивающуюся мысль и выразить ее в звучании.

Чтобы проследить развитие мысли, нужно, анализируя отдельные предложения, установить внутреннюю связь между ними.

Если мы имеем дело не с отдельными предложениями, а со связным текстом, то ударения будут располагаться в каждом предложении в зависимости от связи его с остальными.

Донесение логической перспективы дает возможность правильно донести идею произведения.

Вопросы для самопроверки.

1. Что входит в логический анализ текста?

2. Для чего нужно членение текста на речевые такты?

3. Какие виды пауз Вы знаете?

4. Как читаются знаки препинания?

5. Назовите основные правила логических ударений.

6. Что такое логические центры мысли?

7. Что такое логическая перспектива текста?

РАЗДЕЛ II. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ.

Студенту следует знать, что знаки препинания являются теми условными обозначениями, которые помогают исполнителю раскрыть ход мыслей автора.

Ведущим принципом современной пунктуации является логико-грамматический. Но интересы и исследования в области ритмомелодики речи в связи с пунктуацией. Эти исследования непосредственно связаны с выразительностью устной речи, что особенно важно для педагога. Мы учимся рассказывать, говорить. Поэтому нам особенно ценны те свойства пунктуации, которые помогают рождению живой и выразительной интонации.

Мысль является главным возбудителем чувства. Чем глубже и ярче мысль, тем острее оценка фактов, тем выразительнее и разнообразнее речь.

Большую помощь в такой работе оказывает пунктуация. Но не следует рассматривать само значение правил пунктуации как ключ, которым можно открыть любую дверь. Этот ключ действует только в руках мыслящего, творческого, много практически работающего человека.

Знаки препинания возникли сначала из потребности разделить письменный текст на определенные части в соответствии со смысловой структурой устной речи. А затем, с развитием литературы, возникла необходимость указать на связь одной мысли с другой, на выражение определенных чувств.

Мы считаем полезным для студентов следующее: запомнив логические функции каждого знака препинания, проверять их в процессе изучения практически на самом разнообразном литературном материале. Надо много и внимательно читать вслух произведения различных авторов.

.Часто такие большие куски текста отмечаются в письменной речи абзацем. Хотя абзац, по существу, не является знаком препинания, он оказывает непосредственное влияние на интонирование точки или восклицательного, вопросительного знака.

Изучение знаков препинания в авторском тексте органично связано с логическим анализом текста, является частью этого процесса и подчинено основной задаче исполнителя – вернее и глубже передать идею, главную мысль произведения, свое отношение к происходящему.

ТОЧКА

Точкой обычно обозначается конец предложения, но понижение тона на точке может быть разным, в зависимости от того, где эта точка стоит: в конце предложения, абзаца или рассказа.

Голосовые изгибы, не подкрепленные логикой, мыслью, действенной задачей, неубедительны, неопределенны, как бы низко мы не опускали голос на точке и как бы высоко ни поднимали его на вопросе.

Длительность паузы на точке может быть различной. Так, короткие фразы, заканчивающиеся точкой, помогают созданию энергичного ритма речи.

Задание:

Прочтите внимательно следующие примеры. Обратите внимание на разнообразие интонаций и пауз на точках и в то же время на те общие качества, которые присущи этому знаку препинания. Вспомните содержание всего произведения, из которого взят отрывок, уточните, что в нем происходит:

Пример I.

Пестреют шапки. Копья блещут.

Бьют в бубны. Скачут сердюки.

В строях равняются полки.

Толпы кипят. Сердца трепещут.

Дорога, как змеиный хвост,

Полна народу, шевелится.

Средь поля роковой помост.

А теперь прочтите отрывок, заменив точки запятыми. Подумайте, что меняется в описании картины казни Кочубея.

Пример 2.

«Я говорю – пиленый сахар тяжел и не сладок, стало быть невыгоден.

Пример 3.

«Император сказал, что он благодарит, и наклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова.

Вчерашний флигель-адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом.

Обратите внимание, что все точки находятся внутри абзаца. Каждая короткая фраза – отдельная картина, раскрывающая характеры людей, окружающих князя Андрея, и отражающая его отношение к тому, что происходит. Устное выражение точки тут крайне разнообразно.

1. Фразы должны быть разделены на речевые такты грамматическими и логическими паузами (слова в них объединяются по смыслу).

2. В каждой фразе исполнителем должны быть четко выделены главные по смыслу слова.

3. В длинных фразах, в больших периодах группа главных слов должна отделяться от группы слов второстепенных для соотнесения отдельных частей фразы.

4. Более важные по смыслу фразы должны быть выделены (т.е. должно быть логическое соотношение фраз в целом).

5. Исходя из понимания основной идеи анализируемого произведения, следует выяснить и выделить узловые пункты всей линии действенного развития содержания.

Учащемуся нужно уметь пронести основную мысль через все фразы текста.

Это главное условие овладения перспективой литературного произведения.

Чтец должен протянуть нить развивающейся авторской мысли через цепь отдельных фраз, проследить так называемую логическую перспективу каждой части произведения и всего произведения в целом от логического слова.
Интонация произношения реплик должны, как в жизни соответствовать эмоциональному "заряду" и транслировать необходимую эмоцию, как "орудие" которым ведется конфликт к победе".

Прежде всего, зритель должен считывать внутренний диалог героя, так как сопереживание персонажу можно передать только "заразив его эмоциями, яркими, правдивыми и по-настоящему ЕСТЕСТВЕННЫМИ, для внутреннего самочуствия, мыслительного процесса и понимания: почему? и зачем? - персонаж говорит именно эти слова, с именно такой интонацией и его мимика или поддерживает транслируемую информацию или отрицает, то есть помогает "прочитать" внутренний диалог героя.

Прежде всего, эмоция, которую выражает актер мимическими мышцами, должно соответствовать пантомимическому действию тела. (См. тренинг "Актерское мастерство" на сайте http://мастерэмоций.рф).
Правильно выбранное действие мимики (эмоциональное транслирование) поможет верно произнести реплику, чтобы зритель верно"считал" то, что ему нужно для понимания смысла слов персонажа.


Овладеть логической перспективой – значит увидеть сквозь отдельные фразы развивающуюся мысль и выразить ее в звучании.

Чтобы проследить развитие мысли, нужно, анализируя отдельные предложения, установить внутреннюю связь между ними.

Если мы имеем дело не с отдельными предложениями, а со связным текстом, то ударения будут располагаться в каждом предложении в зависимости от связи его с остальными.

Знаки препинания всегда указывают на необходимость повышения или понижения голоса на ударных словах, предшествующих знаку.

Вот эти-то изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому и придают интонационное разнообразие нашей речи.

Знаки препинания чаще всего совпадают с логическими паузами, и каждому из них соответствует своя обязательная интонация.

Всего в нашем языке десять знаков препинания: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, скобки, кавычки, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, многоточие.

Точка указывает на завершение мысли и законченность предложения.

Но чаще всего точка предполагает развитие мысли в следующих предложениях и обозначает соединительную логическую паузу, тогда голос на такой точке не очень понижается.

Точка с запятой обозначает соединительную паузу, но более короткую, чем при соответствующей паузе на точке, соединяя в единое целое части одного описания.

Точка с запятой в данном примере говорит, с одной стороны, о едином смысловом значении фразы, с другой — обращает наше внимание на каждую часть в отдельности.

Запятая говорит о том, что мысль не закончена, а на ударном слове, предшествующем знаку, наблюдается повышение голоса.

При этом загибе звук переносится снизу вверх, точно предмет с нижней полки на более высокую. Самое замечательное в природе запятой то, что она обладает чудодейственным свойством.

Двоеточие в устной речи означает соединительную логическую паузу и обычно указывает на намерение перечислить, разъяснить, уточнить то, о чем говорилось перед ним.

Голос на двоеточии остается на одной ноте.

Скобки. В звучащей речи слова, стоящие в скобках, произносятся быстрее основного текста и окружены с обеих сторон логическими соединительными паузами.

Эти слова служат для уточнения авторской мысли, для дополнительного пояснения, для второстепенного замечания.

Слова в скобках читаются на одной ноте.

Кавычки.
Слова, стоящие в кавычках, произносятся отдельно от всей фразы, интонационно подчеркиваются с помощью логических пауз, изменения высоты голоса, ударения на слове и т.д.

Вопросительный знак передается с помощью повышения голоса на ударном слове вопросительного предложения.

Если ударное слово стоит в конце предложения, то голос идет вверх и остается наверху.

Если ударное слово находится в начале или в середине предложения, то после повышения голоса на этом ударном слове все остальные слова звучат ниже его.

Когда в предложении содержится несколько ударных вопросительных слов, то обычно голос повышается наиболее сильно на последнем ударном слове, стоящем в конце предложения.

Восклицательный знак передает сильное чувство (требование, похвалу, обвинение, угрозу, восхищение, приказ) и сопровождается сильным повышением голоса на ударном слове; голос идет вверх и затем резко падает вниз.

Многоточие.
К.С. Станиславский говорил, что при многоточии «наш голос не подымается вверх и не опускается вниз.

Тире в звучащей речи требует некоторого повышения голоса на предшествующем знаку ударном слове и означает соединительную паузу.

Этот знак ставится с целью разъяснить то, что находится перед ним, противопоставить одно явление другому или подвести итог.

От чего зависит правильное произношение?

От правильного произношения каждого звука в слове и правильного ударения.

Ударным называется слог с ударным гласным звуком, произносимым отчетливее, длительнее и сильнее, чем все остальные гласные в слове.

В русском языке ударение разноместное — оно может падать на любой слог слова.
/ / /
Произнесём слова: солнце, ромашка, арифметика,
/
воротничок — в них ударение падает (по порядку слов) на первый, второй, третий и четвертый слоги.

Изучение правил произношения следует начинать с определения ударения в слове. Ударением в слове называется выделение голосовыми средствами одного слога из группы слогов.

Правильно говорить (вместо начал), понял (вместо понял), Молодежь, портфель, процент, гражданка, магазин (вместо молодежь, порт-

Ударение в нашем языке подвижное, оно может передвигаться с одного слова на другой при изменении слова
/ / / / / /
(окно—окна, рука—руки, принял—приняла), может изменять смысл
слов / / / / / /
(мука—мука, кружки—кружки, осыпались — осыпались).

При всем разнообразии расстановки ударений в русском языке мы все же наблюдаем несколько постоянных правил:

1. В слове может быть только один ударный слог.

Отступление от норм произношения нередко идет не только от неправильно поставленного ударения, но и от постановки лишних ударений в слове.

А в тех сложных словах, которые давно вошли в наш язык, стали общеупотребительными, побочное ударение в большинстве случаев отсутствует: Ленинград, паровоз, самолет, садовод.

Часто мы слышим, как сложные числительные произносятся с двумя ударениями: восемьсот, девятьсот и т. п.

Это неправильно, в этих и подобных словах нужно делать толь¬ко одно ударение — на последнем слоге.


Некоторые приставки иностранного происхождения могут
нести на себе побочное ударение: ультразвук, антиморально, контрудар и т. п.

/ / / /
на-полу, под-столом, подойди-же, день-и-
/
ночь.

Анализ текста


При разучивании вокального произведения необходимо обязательно сделать логический анализ текста. С помощью логического анализа текста исполнитель сможет лучше понять замысел автора и правдиво передать содержание произведения. Анализ текста важен и для лектора, и для актера, и для преподавателя. Благодаря логическому анализу текста их выступления будут более убедительными, а речь – грамотной и выразительной.

Логические паузы и речевые такты

Устная речь делится на предложения и фразы.
Фраза – это смысловая часть, которую составляет одно или несколько слов. Смысловые группы слов в средине фразы — это так называемые речевые такты. Они состоят из слов, образующих группу, относящуюся к главным членам предложения — подлежащему, сказуемому, или к дополнению, определению, обстоятельству. В речевых тактах интонационно выделяются определенные слова. Такое выделение называется логическим ударением.
Речевые такты разделяются между собой паузами. Паузы могут быть разными по продолжительности и называются логическими паузами. В речевых тактах слова произносятся единым целым, как одно слово.

Логические паузы и их разновидности
Законы логики речи
Логические паузы и их распределение

"Музыкальное произведение, | написанное в пятнадцатом веке, || исполняется | на протяжении многих веков || и входит | в концертные программы | известных музыкантов.

Исключения

Логические ударения

Мы поговорили о расстановке логических пауз и разделении речевых тактов паузами. Руководствоваться при этом нужно логикой мышления.
А сейчас остановимся на логических ударениях. В речевых тактах, обычно, главными словами выступают подлежащее, сказуемое. В зависимости от текста могут выделяться местоимения, обстоятельства, числительные, прилагательные. Но главными словами никогда не выступают и не выделяются голосом частицы и союзы.

Для определения логических ударений нужно проанализировать текст и познакомиться с содержанием. А также следует знать общие правила постановки ударения.

Правила логических ударений

.
— Выделяются голосом перечисления и противопоставления:

.
— В сочетании двух существительных, когда второе в родительном падеже – логическое ударение ставится на втором слове: учащиеся вокального отдела, заседание педагогического совета.
Однако, если необходимо уточнение – ударение меняется на более важное слово – учащиеся фортепианного отдела, а не хорового.

.
— Словосочетание прилагательного перед существительным – ударение на втором слове: великий композитор, зарубежная литература, проникновенная музыка.

Вот такие правила нужно знать лектору, вокалисту, актеру.
Применяйте законы логического анализа текста, и ваша речь будет грамотной, выразительной и убедительной. И успех будет сопутствовать Вам.

Не забудьте рассказать о статье друзьям в социальных сетях, а также напишите в комментариях, что Вы делаете, чтобы речь была яркой и притягательной для слушателей.

Севостьянова, Н.Г.Логика : учеб.-метод. пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Г. Севостьянова. – Минск : МГЛУ, 2012. – 284 с.

Логический анализ текста: контрольная работа – с. 25-32

Логический анализ художественного текста: эссе – с. 217-227

Общая характеристика текста

Текст– это последовательность предложений, построенная по правилам данной системы языка. Текст всегда субъективен, обладает предметным значением и ценностной значимостью, имеет свою аудиторию.

Виды текста

По типу передачи информа- ции По социаль- ному предназна- чению и функциям По способу изложения По свертыва- нию информа- ции По логической форме (структуре) По уровню освоения
1. а) устный (речь) б) письмен- ный (письмо) 2. а) вер- бальный б) невер- бальный 1. Учебный 2. Научный 3. Художе-ственный 4. Деловой 5. Публици- стический 6. Синтети- ческий (философ- ский) 1. а) дедук- тивный б) индук- тивный в) проблем- ный 2. а) пер- вичный б) вторич- ный 1. а) аннота- ция б) реферат в) конспект г) реконст- рукция д) глосса- рий е) тезаурус 2. а) обзор б) критиче-ская статья в) рецензия г) эксперт- ная оценка 1. а) тексто- вый субъект (тема) б) тексто- вый преди- кат (рема) в) связность г) цельность 2. а) конста- тация б) описание в) повество- вание г) рассужде- ние 1. Уяснение 2. Уточне- ние 3. Интер- претация 4. Осозна- ние 5. Постиже- ние смысла

Для публичной речи важны лексический, грамматический, фонетический состав языка; интонация и информативность; уместность, выразительность, которая усиливается при использовании тропов. Основными формами устной речи являются диалог и монолог, каждый из которых выступает в активной и пассивной модальности. Основными стилями публичной речи выступают учебный, научный, художественный, деловой, публицистический, синтетический, судебный, повседневный.

Учебныйтекст – это доступная для усвоения форма высказывания готового знания. Видами логического анализа учебного текста являются: контрольная работа, комментированный конспект, реферат учебный, перевод текста с иностранного языка и др.

Научныйтекст раскрывает проблемное поле исследования, сообщает доказанное знание и переходит к новому знанию. Видами логического анализа научного текста выступают: реферат научный, тезисы доклада на научной конференции, курсовая работа.

Художественныйтекст выражает ценностно-эстетические установки автора. Логический анализ художественного текста может быть выполнен в жанре эссе как творческой аналитической работы.

Деловойтекст четко фиксирует данные из профессионально-деловой сферы, содержит различные инструкции и предписания.

Публицистическийтекст легко доступен для понимания и эмоционально окрашен.

Философский текст является синтетическим и представлен в многочисленных стилях и жанрах размышлений о мире, человеке, Боге. Рекомендуется выполнение логического анализа философского текста в жанре комментированного конспекта.

Логический анализ текста

предполагает определение вида текста по его предназначению (учебный, научный, философский, художественный, публицистический, деловой); способу изложения материала (дедуктивный, индуктивный, проблемный); по логической структуре (тема как субъект, рема как предикат, связность, цельность, обоснованность).

Логический анализ текста предполагает также выявление денотатов (значение), концептов (смысл),логических постоянных и переменных, их коннотаций (ситуативное значение) в конкретном дискурсе (социальная речевая практика).




Логический анализ художественного текста: эссе

Художественный текст выражает ценностно-эстетические установки автора, но при этом его логическое нормирование подчинено точности, непротиворечивости, последовательности, доказательности мышления. Авторское произведение, художественный текст многосубъектен и содержит уникальное поле аргументации.

Проза и поэзия – два типа искусства слова, различные по способу организации письма и речи художественной, являются предметом логического анализа не только с точки зрения формы, но и содержания.

Эссе учебное – творческая аналитическая работа, в данном случае философское сочинение, в ходе создания которого объединяются авторские позиции писателя и студента-исследователя. Для эссе характерны небольшой объем и свободная композиция. Однако рекомендованная структура эссе предполагает экспозицию сюжета выбранного художественного текста, реконструкцию характерных для него логических форм (концептов и тропов, высказываний и выводов), рассмотрение логических особенностей художественного дискурса. Выявление тропов по сходству (метафора, гипербола, эпитет, аллегория), по контрасту (оксюморон, литота), по смежности (метонимия, синекдоха) позволяет раскрыть единство и различие понятийности и образности, изучить языковое воплощение логических форм.

Круг авторов, творчество которых может составить предмет учебного эссе, примерно следующий.

Проза художественная: Гоголь Н.В., Салтыков-Щедрин М.Е., Достоевский Ф.М., Толстой Л.Н., Чехов А.П., Зощенко М., Бунин И.А., Соловьев В.С. Булгаков М., Ильф И., Петров Е., Аксенов В., Довлатов С., Акунин Б., Пелевин В., Токарева В., а также Г. Гессе, О. Генри, А. Кристи, Сент-Экзюпери де, А. Конан-Дойл, Э. Хемингуэй. Поэзия: Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Анненский И., Тютчев Ф., Блок А., Есенин С., Пастернак Б., Ахматова А., Вознесенский А., Евтушенко Е., Бродский И., Окуджава Б., а также И. Гёте.

Логический анализ литературной сказки: эссе

Литературная сказка, жанр философского и художественного текста, который имеет вариативное логическое содержание и парадоксальную форму; многослойный понятийный, символический, метафорический и образный контекст, является уникальным материалом для логического анализа. Авторская сказка открыта для интерпретаций и со-творчества, и поэтому создает познавательную интригу: обнажает неявный смысл привычных вещей и явлений, расшатывает стереотипы мышления, показывает новую дискурсивную практику ex nihilo.

Архетипы сказок Л. Кэрролла

В сказках Л. Кэрролла семилетняя девочка Алиса, будучи воплощением добродетелей (учтивости, приветливости, скромности, сдержанности, серьезности, чувства собственного достоинства), сохраняет душевную открытость в мире нонсенса, в Стране чудес и в Зазеркалье, куда она попадает во сне. Персонажи, с которыми она встречается, как правило, придирчивы, раздражительны и обидчивы, однако Алисе хватает здравого смысла, чтобы примириться с ситуацией, суметь перевести разговор на другую тему, удивляясь странности открывающегося перед ней мира, в котором есть своя логика.

Это мир, где все понимается буквально, где метафора лишается своего переносного значения, где между омофонами нет никакой смысловой границы, в результате чего каламбур таковым не воспринимается, а парадокс оказывается результатом безупречного логического построения. Алиса, находящаяся на полпути от детского возраста к взрослому, оказывается открыта и детству (Зазеркалье – ее сон) и культуре взрослых (свои суждения об увиденном она произносит с точки зрения общепринятых норм морали своего времени).

Архетипы сказок А. Милна

Ослик Иа-Иа – архетип пессимиста, и все, что он говорит, является иронической пародией на унывающих людей. Тщеславный Пятачок, осторожный и практичный Кролик, мудрая Сова –все герои лишены чувства юмора и серьезно подходят к любому вопросу. Они добры и ждут сочувствия и похвалы. Учатся правилам хорошего тона, дружбе и взаимопомощи.

– Мы так боимся, что ты отошлешь нас обратно, Аслан (сказочный Лев – СНГ). Ты так часто возвращал нас в наш мир.

– Не бойтесь, – сказал Аслан. – Раве вы не догадались?

Сердца у детей подпрыгнули, в них вспыхнула надежда.

– Это была настоящая железнодорожная катастрофа, – тихо и мягко сказал Аслан. – Ваши папа и мам и все вы, как называют это в стране теней, – мертвы.

И пока Он говорил, Он все меньше и меньше походил на Льва. А то, что случилось дальше, было так прекрасно, что писать об этом я не могу. Для нас это завершение всех историй, и мы честно можем сказать, что они жили долго и счастливо. Но для них это было только началом настоящей истории. Вся их жизнь в нашем мире, все приключения в Нарнии были только обложкой и титульным листом; теперь, наконец, началась Глава Первая Великой Истории, которую не читал ни один человек на земле; Истории, которая длится вечно; Истории, в которой каждая глава лучше предыдущей[5].

Сочините сказку по алгоритму итальянского писателя Дж. Родари[7](1920 – 1980), который утверждал, что в основе литературного творчества лежит логическое конструирование текста. Согласно В.Я. Проппу[8], действительными элементами волшебной сказки являются функции ее героев. Число таких функций ограничено (равно 31), их последовательность всегда одинакова: нанесение ущерба герою – промежуточные действия героя – восстановление нанесенного ущерба.

Талант и Краткость

Жили-были брат с сестрой. Брата звали Талант, а сестру – Краткость. На диво дружно жили. Бывало, сядет брат, возьмет перо в руки – и ну писать. Весь день пишет, по десятку раз перья ломает да чернил подливает. К вечеру умается и спать ложится. Тут сестры черед приходит – перечитает она все, что брат за день написал, и ненужное ножницами вырежет. Встанет брат поутру, глядь, а на столешнице полоски бумаги разложены. Снова возьмется брат за перо, начисто все перепишет да людям снесет. Те читают, радуются и Талант с Краткостью добрым словом вспоминают.

Да только встретилась однажды Таланту девица-красавица: лицом пригожа, станом тонка, речами сладка. Популярностью ее величали. И никого для Таланта милее не стало. Сыграли они свадьбу, и привел Талант Популярность в свой дом. Невзлюбила молодая жена сестру мужа. Виданное ли дело – так тексты брата сокращать. Обиделась Краткость, собрала свои пожитки и ушла, куда глаза глядят.

Долго ли, коротко ли, родила Популярность Таланту сына. Умен был не по годам, поэтому и назвали его Любомудром. Когда сын вырос, то стал он понукать отца, чтобы тот речи его записывал. И что ни вечер – несет Популярность те листки народу на прочтение. Но стал Талант замечать, что жена его день ото дня тише и незаметнее становится. До того тонка стала, что мимо пройдешь – не заметишь. Рано домой возвращаться стала, рукописей Талантовых не раздавши. Не берут их люди – на нехватку времени ссылаются. Пришел однажды Талант домой и увидел, что сидит его благоверная у окна, а лучи солнечные сквозь нее пробиваются. Так и ушла Популярность в мир иной.

Долго горевал Талант. Затем вернулся в родные края, отыскал свою сестру Краткость и попросил ее за старое ремесло взяться. Однако Краткость позабыла свое прежнее занятие и поэтому отказала брату в помощи. С тех пор Талант так за перо и не взялся. Осталась у него одна радость в жизни – тень Популярности.

Логический анализ художественного текста:

Логический анализ языка

(из лекции 1. Предмет логики)

Мышление активный процесс отражения объективного мира с помощью понятий (имен), суждений (высказываний), умозаключений (выводов) как логических форм, выраженных в языке.

Язык– знаково-символическая система, выполняющая функции познания и общения; атрибутивная форма выражения мышления в письме и речи, говорении и слушании.

Языкиделят по способу образования на естественные, искусственные и частично искусственные; по форме существования – на вербальные и невербальные.

Естественный языкможет быть а) объектным языком и б) метаязыком.

Объектный язык представляет собой высказывания и выражения, описывающие предметы и явления (Пример: Вчера закончились каникулы).

Метаязык осуществляет описание и анализ другого языка (Пример: Газеты сообщили, что вчера закончились каникулы)

Искусственный языкподразделяется на а) содержательный (словесный) и б) формализованный.

Содержательный языксодержит:

- Термины, которые фиксируют понятия науки. -

- Концепты, которые являются ментальными образованиями и показывают как знание об объекте, так и отношение к нему исследователя.

Знак материальный, чувственно воспринимаемый объект, замещающий другой объект. Структуру знака образуют план выражения (предметное значение, денотат, референт) и план содержания (смысл, информация, концепт). В общем языкознании различают знаки-копии (иконические знаки), знаки-индексы, знаки-символы.

Сигнификация –отношение между означающей и означаемой сторонами знака. Коннотация –ситуативное значение знака. Процесс означивания предполагает выявление денотата, концепта и коннотативного значения знака. В логической форме мышления денотат коррелирует с объемом понятия, а концепт – с содержанием понятия.

ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА : КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Выполняется как допуск к зачету по логике

Проверяется преподавателем на семинарском занятии

Объем контрольной работы – 2-5 страниц печатного текста,

шрифт Times New Roman, кегль 12

Deadline – 16 марта 2013 года

Титульный лист

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ЛОГИКИ

ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИЛОСОФСКОГО (либо другого выбранного текста) ТЕКСТА:

Делёз, Ж. Логика смысла / Ж. Делёз ; пер. с фр. Я.И. Свирского. – М. : Академия, 1995. – Двенадцатая серия : парадокс, с. 98–106

Читайте также: