Доклад на тему инклюзивное образование в спо

Обновлено: 02.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Подготовила: мастер п/о

Принятый в апреле этого года Московской думой Закон. Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, явился значимой вехой на пути не только развития образовательной системы, но и гуманизации российского общества в целом, еще одним шагом к интеграции нашей страны в мировое сообщество.

Интеграция возвращает учащихся с ОВЗ ( ограниченные возможности здоровья) в систему общего образования, так как до этого этапа дети данной категории обучались только в системе специального (коррекционного) образования. При этом важно отметить, что, находясь в системе общего образования, учащиеся с ОВЗ должны в полной мере овладеть программой.

Что же такое инклюзивное образование?

Инклюзия – это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной

принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально-экономического статуса родителей и других различий. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создания образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей.

Полноценное образование лиц с ограниченными возможностями

здоровья реально только в том случае, если при организации обучения действительно созданы специальные образовательные условия,

учитывающие специфику деятельности.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого, необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Ведущими ресурсами уровня образованности населения, развитости образовательной и научной инфраструктуры выступают новые знания, инновационная деятельность, новые технологии производства, а также наличие достаточного числа высококвалифицированных кадров — рабочих и специалистов среднего звена. В связи с этим в последние годы особое внимание уделяется повышению качества профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что невозможно без активизации инновационных процессов в данной сфере, повышения творческого потенциала, интеграции образовательной, научной и практической деятельности.

Профессиональное обучение каждого трудоспособного гражданина страны в условиях современной социальной ситуации в России является необходимым с целью развития профессиональных и личностных компетентностей, способствующих формированию конкурентоспособных, мобильных, грамотных специалистов.

Главная цель работы педагогического коллектива: социальная

и трудовая адаптация учащихся, успешная интеграция выпускников в современное общество. Достижению этой цели подчинены

все направления деятельности коллектива: учебно-воспитательное,

коррекционно-развивающее, спортивно-оздоровительное, трудовое,

Важно отметить, что учебное заведение выступает в качестве агента инклюзии. Эта роль прослеживается и в нормативных документах всех уровней.

- Так, профессиональная деятельность способствует приобретение выпускниками техникума востребованной на рынке труда профессии в условиях дефицита квалифицированных кадров. Ориентирована на формирование связей в сфере будущей профессиональной деятельности.. В техникуме, в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования проводятся все виды практики с необходимым методическим обеспечением и информационным наполнением. Базы практик подбираются в соответствии с современными требованиями. Они интегрируют теоретические знания в практическую подготовку, формируют профессиональные компетенции будущих специалистов. Например администрацией техникума заключаются договора социального партнерств где студенты проходят производственное обучение и производственную практику на предприятиях. По окончанию техникума обучающие могут пойти работать на данные предприятия.

- Культурная деятельность – приобщение студентов к культурным ценностям и участие в социокультурной деятельности. Студенты с ЗПР на равных со своими здоровыми сверстниками участвуют в общественной жизни техникума.

Стоит отметить, что в настоящее время в техникуме обучаются 127 детей-сирот из них 63 обучающихся с ЗПР, которые охвачены образовательным процессом. Для повышения эффективности обучения студентов с ЗПР в условиях инклюзии задействован имеющийся потенциал методических служб для разработки учебно-методических комплексов на основе различных учебных планов в рамках тематического планирования. Для студентов разработаны учебные пособия в электронном виде, методический и раздаточный материал, проводятся занятия, направленные на повышение уровня адаптивных способностей. Широко применяются все педагогические технологии такие как: технология личностно-ориентированного обучения, технология развивающего обучения, практико-ориентированная технология, информационно - коммуникативная и др.,

Астоянц М.С. Социальная политика в отношении детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2009. – 24 с.

Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор: Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ. — 2001.

Краткое описание документа:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Подготовила: мастер п/о

Принятый в апреле этого года Московской думой Закон. Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, явился значимой вехой на пути не только развития образовательной системы, но и гуманизации российского общества в целом, еще одним шагом к интеграции нашей страны в мировое сообщество.

Интеграция возвращает учащихся с ОВЗ ( ограниченные возможности здоровья) в систему общего образования, так как до этого этапа дети данной категории обучались только в системе специального (коррекционного) образования. При этом важно отметить, что, находясь в системе общего образования, учащиеся с ОВЗ должны в полной мере овладеть программой.

Что же такое инклюзивное образование?

Инклюзия – это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной

принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально-экономического статуса родителей и других различий. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создания образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей.

Полноценное образование лиц с ограниченными возможностями

здоровья реально только в том случае, если при организации обучения действительно созданы специальные образовательные условия,

учитывающие специфику деятельности.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого, необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Ведущими ресурсами уровня образованности населения, развитости образовательной и научной инфра­структуры выступают новые знания, инновационная деятельность, новые технологии производства, а также наличие достаточного числа высококвалифицированных кадров — рабочих и специалистов среднего звена. В связи с этим в последние годы особое внимание уделяется повышению качества профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что невозможно без активизации инновационных процессов в данной сфере, повышения творческого потенциала, интеграции образовательной, научной и практической деятельности.

Профессиональное обучение каждого трудоспособного гражданина страны в условиях современной социальной ситуации в России является необходимым с целью развития профессиональных и личност­ных компетентностей, способствующих формированию конкурентоспособных, мобильных, грамотных специалистов.

Главная цель работы педагогического коллектива: социальная

и трудовая адаптация учащихся, успешная интеграция выпускников в современное общество. Достижению этой цели подчинены

все направления деятельности коллектива: учебно-воспитательное,

коррекционно-развивающее, спортивно-оздоровительное, трудовое,

Важно отметить, что учебное заведение выступает в качестве агента инклюзии. Эта роль прослеживается и в нормативных документах всех уровней.

- Так, профессиональная деятельность способствует приобретение выпускниками техникума востребованной на рынке труда профессии в условиях дефицита квалифицированных кадров. Ориентирована на формирование связей в сфере будущей профессиональной деятельности.. В техникуме, в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования проводятся все виды практики с необходимым методическим обеспечением и информационным наполнением. Базы практик подбираются в соответствии с современными требованиями. Они интегрируют теоретические знания в практическую подготовку, формируют профессиональные компетенции будущих специалистов. Например администрацией техникума заключаются договора социального партнерств где студенты проходят производственное обучение и производственную практику на предприятиях. По окончанию техникума обучающие могут пойти работать на данные предприятия.

- Культурная деятельность – приобщение студентов к культурным ценностям и участие в социокультурной деятельности. Студенты с ЗПР на равных со своими здоровыми сверстниками участвуют в общественной жизни техникума.

Стоит отметить, что в настоящее время в техникуме обучаются 127 детей-сирот из них 63 обучающихся с ЗПР, которые охвачены образовательным процессом. Для повышения эффективности обучения студентов с ЗПР в условиях инклюзии задействован имеющийся потенциал методических служб для разработки учебно-методических комплексов на основе различных учебных планов в рамках тематического планирования. Для студентов разработаны учебные пособия в электронном виде, методический и раздаточный материал, проводятся занятия, направленные на повышение уровня адаптивных способностей. Широко применяются все педагогические технологии такие как: технология личностно-ориентированного обучения, технология развивающего обучения, практико-ориентированная технология, информационно-коммуникативная и др.,

· Астоянц М.С. Социальная политика в отношении детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2009. – 24 с.

· Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор: Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ. — 2001.


Ключевые слова: среднее профессиональное образование, СПО, инклюзивное образование, лицо с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ, психолого-медико-педагогическая комиссия, ПМПК.

В настоящее время одним из наиболее значимых и перспективных направлений в системе образования стало развитие инклюзивного образования. Со стороны государства уделяется значительное внимание данному направлению, принят ряд нормативно — правовых документов, но несмотря на это в практической деятельности остаются вопросы, требующие незамедлительного решения.

Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие реализацию инклюзивного образования в РФ:

Одной из задач, которые ставит перед собой государство и общество, является создание условий для общедоступного и качественного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ведь важнейшее условие социализации таких детей — образование. Рассмотрение инклюзивного образования в системе СПО для нас принципиально важно, так как зачастую именно получение несложной профессии дает шанс людям с ограниченными возможностями здоровья благополучно интегрироваться в общество, ощущать себя необходимым не только близким, но и обществу в целом.

Имеющиеся статистические данные о численности, обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья представлены внутренним учетом различных ведомств, в чьих полномочиях предоставление помощи детям с нарушением здоровья. На данный момент, статус человека с ограниченными возможностями здоровья может быть определен психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). В государственной статистической системе РФ также существуют данные о количестве лиц с ОВЗ, однако, только о тех, кто получает образование в отдельных учебных заведениях.

Россия не является исключением, на сегодняшний день статус человека с ограниченными возможностями здоровья, инвалидность в частности, имеет 2,4 % детей, что составляет почти 651 тыс. человек [6].

Рассмотрим некоторые показатели инклюзивного образования в системе СПО в России. Согласно федеральной службе государственной статистики с 2015 по 2019 год число студентов с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам СПО увеличилось с 5268 до 8913 тыс. человек. Ниже приведена таблица, где подробно указано количество лиц с ОВЗ по программам СПО. Все данные приведены по государственным (муниципальным) организациям. Более полной и достоверной статистики, касающейся лиц с ОВЗ и обучающихся по образовательным программам СПО, к сожалению, не существует. Но, благодаря имеющимся данным, мы можем сделать заключение: количество детей с ограниченными возможностями здоровья, несомненно, с 2010 года по настоящее время возрастает, и что важно, возрастает количество обучающихся, что еще раз доказывает необходимость и важность среднего профессионального образования для детей с ограниченными возможностями. Именно получение профессии дает им шанс включиться в социум и чувствовать себя полезным.

Сведения об инвалидах— студентах, обучающихся по профессиональным образовательным программам (на начало учебного года, человек) [7]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ с обычно развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.

Необходимым условием реализации инклюзивного образования является специальная обучающая среда, включающая:

наличие педагогических кадров со специальным образованием, владеющих инновационными методами и информационно-коммуникационными образовательными технологиями;

комплекс индивидуальных учебных программ, планов, методических материалов, литературы;

создание адекватных внешних условий (необходимый уровень комфортности, специализированные средства передвижения и организация адаптивных учебных мест, дистанционные средства обучения).

На сегодняшний день система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений. В реальности уже второе десятилетие в России образовательная интеграция реализуется в основном методом экстраполяции, т.е. опытным переносом и адаптированием к отечественным условиям, модификацией некоторых, хорошо отработанных и положительно зарекомендовавших себя за рубежом, форм образовательной интеграции.

В настоящее время отношение к детям с ОВЗ заметно изменилось: мало кто возражает, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения, основной вопрос в том как сделать так, чтобы ребенок с ОВЗ получил не только богатый социальный опыт, но были реализованы в полной мере его образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей. Таким образом, вопросы из идеологической плоскости переместились в организационную, научно-методическую и исследовательскую.

В России, при сформировавшейся и развитой системе специального образования, образовательные потребности этой категории обучающихся удовлетворялись в плане оказания медико-педагогической и социальной помощи, но эта же система ограничивала выпускников в плане социальной интеграции и дальнейших жизненных шансов, приводила к дальнейшей маргинализации молодых людей с инвалидностью.

Технология социально-педагогического сопровождения студента с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой целенаправленный, поэтапный процесс, обусловленный знанием индивидуальных особенностей студента и его проявлений при получении профессии в колледже. Она включает следующие этапы:

I. Диагностико-прогностический – изучение индивидуальных возможностей и особенностей студента, прогнозирование перспектив его адаптации к учебному процессу и самопроявления в ситуациях развития, обучения (овладения профессией). Данный этап предполагает сбор информации о студенте с ОВЗ при обучении в колледже. Собирается следующая информация:

- о патологии, существующей у студента с ОВЗ; перспективы развития патологии, возможности преодоления, снижения уровня негативного проявления или стабилизации;

- об индивидуальном потенциале студента, на который можно опираться при организации социально-педагогического сопровождения;

- об индивидуальных особенностях в самосовершенствовании, преодолении трудностей, возникающих при адаптации к учебному процессу и дальнейшем саморазвитии;

- об особенностях развития и воспитания студента с ОВЗ;

- об уровне адаптивных возможностей студента к социокультурной среде образовательного учреждения, к получению информации, предоставлению усвоенного знания в процессе его получения, к взаимоотношению в группе сверстников-однокурсников;

- о возможности участия в социально-педагогическом сопровождении студента с ОВЗ студентов старших курсов.

II. Выявление возможных проблем (трудностей), существенно сказывающихся на адаптации и самопроявлении студента в ситуации развития, процессе овладения профессией.

III. Проектирование перспектив преодоления возможных проблем (трудностей) самим студентом с ограниченными возможностями здоровья.

IV. Определение содержания, специфики и способов сопровождения студентов в преодолении проблем (трудностей) в процессе обучения в колледже. Цель социально-педагогической технологии заключается в том, чтобы способствовать адаптации студента с ОВЗ к учебному процессу, обеспечить наиболее целесообразное и полное проявление его возможностей и способностей при овладении профессией, а также интеграцию в социальную среду.

Основные направления реализации:

- Предупреждение ситуаций, которые студент с ОВЗ не может самостоятельно преодолеть.

- Работа с педагогическим коллективом и средой (социальным окружением), способствующая созданию условий для наиболее полного проявления студентов при овладении профессией.

- Побуждение студента с ОВЗ к самостоятельному поиску путей овладения профессии, самостоятельному преодолению трудностей в обучении, в том числе, с опорой на окружающую среду.

V. Реализация социально-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ с учетом их самопроявления и возникающих у них проблем. Содержание социально-педагогического сопровождения определено этапами обучения.

Социально-педагогическое сопровождение может быть выстроено в отношении отдельного учащегося или группы лиц, а может лежать в основе системы деятельности всего образовательного учреждения.

Организация социально-педагогического сопровождения в среднем профессиональном образовательном учреждении может включать реализацию как одного, так и нескольких видов сопровождения студентов с особыми адаптивными возможностями.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Профессиональное обучение каждого трудоспособного гражданина страны в условиях современной социальной ситуации в России является необходимым с целью развития профессиональных и личностных компетентностей, способствующих формированию конкурентоспособных, мобильных, грамотных специалистов.

Ведущими ресурсами уровня образованности населения, развитости образовательной и научной инфраструктуры выступают новые знания, инновационная деятельность, новые технологии производства, а также наличие достаточного числа высококвалифицированных кадров — рабочих и специалистов среднего звена. В связи с этим в последние годы особое внимание уделяется повышению качества профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что невозможно без активизации инновационных процессов в данной сфере, повышения творческого потенциала, интеграции образовательной, научной и практической деятельности.

Законом об образовании определено, что в стране создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц ограниченными возможностями здоровья (ст. 5). Одной из форм такого образования является инклюзивное образование.

Включающее (инклюзивное) образование базируется на восьми принципах:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

Каждый человек способен чувствовать и думать.

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

Все люди нуждаются друг в друге.

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Основные принципы инклюзии. Инклюзивные сообщества:

Быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).

Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)

Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

В инклюзивном ОУ каждого принимают и считают важным членом коллектива

Студента со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Социальный подход к пониманию инвалидности

Следуя принципам социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности, изжить их и предоставить детям с инвалидностью равные возможности полноценного участия во всех сферах школьной и внешкольной активности в системе общего образования.

Суть инклюзивного образования в том, что все дети имеют равный доступ к образованию, причем это не зависит от их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Эти дети должны иметь возможность получать профессиональное образование в средних и высших учебных заведениях. Педагоги должны быть профессионально подготовлены к этому, знать специфику работы с особыми детьми.

Рекомендации для педагогов по профилактике и преодолению трудностей в обучении ребенка с нарушением зрения:

1. Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения студента, испытывающего трудности в обучении. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения, а некоторые дети, испытывая чувство стеснения, не надевают их в окружении сверстников.

2. Рабочее место ребенка с нарушением зрения располагается в центре класса, на первой-второй парте. Лучше, если оно будет оснащено дополнительным освещением.

3. Педагогу, работающему с таким ребенком, рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.

4. В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка.

5. Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.

6. Педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 -2 мин на обдумывание.

7. При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.

8. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам.

9. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

10. При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.

11. Следует чаще использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть), на занятиях по родному языку использовать дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, индивидуальные картинки для детей с низкой остротой зрения.

12. Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой).

13. При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2 -3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.

14. Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий должна оцениваться не точность, а правильность выполнения задания.

15. Нужно давать ребенку, имеющему зрительные нарушения, возможность подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней материал.

Для успешного обучения ребенка с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении необходимо учитывать, во-первых, психологическую и физиологическую готовность ребенка с нарушением слуха к обучению в общеобразовательном учреждении (определяется специалистами ГТМПК). Во-вторых, в образовательном учреждении необходимо создать безбарьерную среду для лиц с нарушением слуха; в-третьих, процесс обучения должен сопровождаться специалистами (сурдопедагогом, логопедом, психологом). И, наконец, нельзя забывать о том, что необходимо обеспечить комплексное сопровождение всех участников образовательного процесса.

Перечень необходимого оборудования для обучения глухих и слабослышащих:

1. Звукоизолированный кабинет сурдопедагога для проведения индивидуальных и групповых занятий (не менее 15 м2).

3. Световая индикация начала и окончания урока.

4. FM-системы для индивидуальной и групповой работы (в условиях класса, зала).

Практико-ориентированные рекомендации для педагогов, которые они должны соблюдать при работе с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата:

У детей с ДЦП отмечается сенсорная сверхчувствительность. Малейшее сенсорное возбуждение, если оно внезапно, может вызвать резкое усиление спазма, поэтому: следует избегать резких внешних воздействий; педагог должен приближаться к ребёнку со стороны лица, а если это невозможно, нужно словесно обозначить свои действия; нельзя сажать детей с ДЦП спиной к двери и лицом к окну. Дверь и окно должны быть сбоку.

Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания).

На занятиях необходимо соблюдение двигательного режима, обязательный перерыв на физкультминутку.

В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.).

Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжелым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.

На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.

Так как темп деятельности у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата замедленный, следует увеличить время, отведённое на выполнение заданий, и категорически исключить задания на время.

Ребёнку с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата необходима сопровождающая помощь дефектолога, специального психолога и логопеда, дифференцированный и индивидуальны й подход [5].

Введение инклюзивной формы обучения и воспитания рассматривается как высшая форма развития образовательной системы в направлении реализации права человека на получение качественного образования в соответствии с его познавательными возможностями и в адекватной его здоровью среде по месту жительства.

Инклюзивное обучение и воспитание - это долгосрочная стратегия, рассматриваемая не как локальный участок работы, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Инклюзия касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, педагогов и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования, -поэтому деятельность общеобразовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками. Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ОВЗ, но в то ж е время обучение в условиях образовательной инклюзии позволяет ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение. Ранняя социализация благотворно сказывается на формировании личности детей с ОВЗ и их адаптации в реальной жизни.


РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе признается равенство всех людей. В законах любого развитого государства закреплены равные для всех права, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств. Одним из таких прав является право на образование. Однако следует учитывать, что отдельным категориям населения по объективным причинам сложнее реализовывать свои конституционные права. Не допустить дискриминации по отношению к таким людям – важнейшая задача для цивилизованного общества.

При рассмотрении проблемы с точки зрения людей с ограниченными возможностями здоровья, становится понятно, что просто предоставить возможность обучения таким людям не достаточно, необходимо также научить их выражать и отстаивать свои права и предоставить возможность реализоваться в трудовой сфере. Чтобы ощущать себя ценными членами общества, людям с ОВЗ необходимо иметь работу. Решается данная проблема с помощью социальной инклюзии, которая предполагает вовлечение людей с ОВЗ в процесс обучения, производственный процесс и в сообщество.

Чтобы понять насколько хорошо сегодня в нашей стране реализуется рассматриваемая нами концепция и достигаются ли ее цели, проанализируем систему инклюзивного образования на примере социализации людей с нарушениями слуха, получивших при этом среднее профессиональное образование. Рассмотрение на основании данного уровня образования более целесообразно, потому что оно делает упор на прикладные профессии, что более актуально для людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации в связи с состоянием здоровья, так как владение профессиональным образованием позволяет получать доход и реализовываться в профессиональной деятельности сразу после окончания обучения.

Практики и исследователи, выслушав доклады и поделившись своим опытом, выделили следующие проблемы существующей в России системы инклюзивного образования:

Во-первых, для успешного внедрения инклюзивного образования необходимо повышать уровень гуманистической культуры и информировать общество о людях с ограниченными возможностями здоровья. Важно с детства воспитывать к ним отношение, как к равным, ведь жизнелюбие, старание и трудоспособность людей с ограниченными возможностями можно ставить в пример обычным людям. Формирование нового отношения к людям с ОВЗ позволит им лучше ориентироваться в мире и проще устанавливать новые контакты.

Во-вторых, становится ясно, что нынешняя система образования не готова к инклюзии. Нет зрелых программ по инклюзиву, нет программ адаптации, не хватает переводчиков жестового языка; педагоги образовательных учреждений часто не знают, как работать с нестандартным ребенком. Таким образом, создается ситуация, при которой, в соответствии с государственной политикой в сфере образования, образовательные учреждения должны внедрять инклюзию, не имея должного программного и материального обеспечения. Разработка средств, благодаря которым действительно будет обеспечено равенство доступа к информации и образованию, возложена на плечи учебных заведений, а кто, как, на какие деньги, в какие сроки будет разрабатывать эти средства – эти вопросы остаются открытыми [2].

Для объективной оценки инклюзивного образования наиболее важным является мнение самих людей с ограниченными возможностями. В 2016 году кандидатом социологических наук М.И. Ясиным был проведен опрос, целью которого являлось определение уровня удовлетворенности глухих и слабослышащих людей существующим инклюзивным образованием [3, с. 97]. На основании результатов опроса можно сделать следующие выводы:

Лишь 31% опрошенных считает, что инклюзивное образование реально обеспечивает равный доступ к образовательным услугам и информации; более 2/3 сомневаются в том, что инклюзия в принципе на это способна.

Наиболее заметны преимущества инклюзии в плане коммуникации и социальной адаптации – об этом сказали 67% респондентов. По их мнению, инклюзия повышает навыки адаптации и дает опыт жизни в сообществе.

В вопросе, для какого уровня образования инклюзия более подходит, мнения респондентов разделились: 53% ответили, что инклюзия более уместна в ВУЗах и учреждениях СПО, но не в школах; 15% посчитали, что внедрять инклюзивное образование где-либо, кроме ВУЗов не имеет смысла, и еще 12% сказали, что для ВУЗов данное обучение подходит менее, чем для школ и СПО. Основным преимуществом инклюзии опрошенные считают возможность выбрать профессию по своему вкусу.

Несмотря на критику существующего инклюзивного образования, 45% респондентов определенно хотели бы поучиться в условиях инклюзии, еще 27% не отрицали такой возможности.

Таким образом, наиболее полезной для себя глухие и слабослышащие люди считают инклюзию на уровне среднего профессионального и высшего образования.

1) обеспечение условий доступности для инвалидов объектов социальной, инфраструктуры в сфере образования;

2) обеспечение условий для беспрепятственного пользования инвалидами услуг в сфере образования;

3) полноценная интеграция инвалидов в общество.

В соответствии с планом, удельный вес объектов инфраструктуры в сфере образования, полностью доступных для инвалидов, от общей численности объектов должен к 2018 году вырасти на 2% по сравнению с 2016 годом. Удельный вес объектов инфраструктуры в сфере образования, на которых обеспечиваются условия информационной доступности для инвалидов с нарушением слуха, от общей численности объектов инфраструктуры в сфере образования должен достичь 7% к 2018 году. Удельный вес инвалидов, обучающихся совместно с другими обучающимися (в инклюзивных условиях) в общеобразовательных организациях, от общего числа обучающихся инвалидов должен будет достигать 47,3%. Доля педагогических работников образовательных организаций, прошедших специальную подготовку для работы с инвалидами, от общего числа педагогических работников образовательных организаций должна вырасти с 21 до 25%. Численность подготовленных для работы с инвалидами тьюторов, помощников, посредников в расчете на определенное количество (10 человек) обучающихся инвалидов к 2018 году должна увеличится до 280 человек вместо 180 человек в 2016 году [4].

Среди мероприятий по поэтапному повышению значений показателей доступности предоставляемых инвалидам услуг с учетом имеющихся у них нарушенных функций организма, а также по оказанию им помощи в преодолении барьеров, препятствующих пользованию объектами и услугами, запланировано:

– повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций;

– развитие условий для организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья совместно с другими обучающимися (в инклюзивной форме) по адаптированным образовательным программам;

– повышение квалификации тьюторов для реализации мероприятий по вопросам экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья [4].

В 2017 году 51 учреждение среднего профессионального образования по всей России осуществляют прием на обучение инвалидов по слуху. В перечне специальностей СПО как технические: слесарь, сварщик, автомеханик, парикмахер, конструктор, так и гуманитарные: дизайнер, специалист по социально-культурной деятельности, сурдопереводчик, экономист, документовед и т.д. [2]. Благодаря тому, что во всех вышеперечисленных образовательных учреждениях в штате имеются сурдопедагоги и переводчики с русского жестового языка, а во многих также действуют центры инклюзивного образования, достигаются достаточно широкие возможности выбора профессии для человека с нарушениями слуха.

При создании условий для обучения людей с нарушениями слуха в настоящее время в СПО создаются адаптированные учебные программы, учащиеся бесплатно обеспечиваются специальными учебными и информационными ресурсами, в том числе, на электронных носителях, существует возможность переноса текущего контроля и промежуточной аттестации и проведение их в дистанционном формате. Также в образовательных учреждениях создаются надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа лиц с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения, включая оснащение помещений предупредительной информацией, обустройство информирующих обозначений помещений [5, с. 109].

Если проанализировать рынок труда, то в Общероссийской базе вакансий можно найти более 15 000 рабочих мест по всей стране для людей с нарушениями слуха, имеющих среднее образование. При этом для получивших среднее профессиональное образование доступно более 6 000 рабочих мест. Таким образом, для людей, получивших среднее профессиональное образование, выбор вакансий увеличивается на 40%, что значительно увеличивает шансы успешного трудоустройства и профессиональной самореализации.

Таким образом, мы проанализировали рынок труда для людей с ОВЗ, документы Правительства Свердловской области, а также рассмотрели мнения целевой группы людей, на адаптацию которых и направлена данная концепция.

Из всего вышесказанного следует, что инклюзивное образование в России пока не реализовывается на должном уровне: отчасти из-за недостаточной государственной поддержки, отчасти из-за неготовности к этому самого общества. Сообщество людей с ОВЗ, на которых рассчитана реализация данной концепции, положительно воспринимают грядущие изменения. Благодаря работе правительств субъектов и руководств образовательных учреждений улучшается инфраструктура инклюзивного образования, что в дальнейшем поспособствует увеличению не только доступности, но и качества образования, в частности, в системе СПО.

Список литературы

1. Булавко О. В., Иваницкая М. В., Мурий Н. П. Инклюзивное образование в условиях современной образовательной организации СПО // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 123-125.

3. Ясин М. И. Отношение глухих и слабослышащих к инклюзивному образованию // Современное образование. — 2016. — № 3. — С. 94–100.

4. План мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Свердловской области от 22 сентября 2015 года N 844-ПП (с изм. на 9 марта 2017 года).

5. Кашапова Л. М. Инклюзия в системе профессионального образования: постановка и видение проблемы // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. — 2012. — №1. — С. 105-110.

Читайте также: