Доклад на тему имидж бортпроводников

Обновлено: 04.07.2024

Введение.
Стюардесса обеспечивает обслуживание и безопасность пассажиров на борту самолета. Труд этих работников начинается еще до того, как пассажиры поднимутся на борт самолета. Сначала нужно пройти предполетную медкомиссию, инструктаж, потом провести проверку аварийно-спасательного оборудования в салоне самолета, затем идет прием и погрузка питания и различного инвентаря. Потом стюардессыприветливо встречают пассажиров, помогают им занять свои места и разместить ручную кладь, инструктируют о технике безопасности, обслуживают во время полета. Их задача заключается не только в том, чтобы обеспечить пассажиров напитками и едой − только ради этого авиакомпании вряд ли стали бы возить каждым рейсом так много дополнительных работников. Главная их задача - обеспечить безопасность внештатных ситуациях, а иногда и спасение людей. Несмотря на внешнюю простоту, эта профессия в чем-то сродни работе психолога, а когда нужно, то и спасателя или медсестры. Практически весь полет стюардессы проводят на ногах. Испытывают постоянные перегрузки при взлете и посадке. И при этом, какие бы проблемы ни возникали, стюардесса должна быть вежливой, приветливой по отношению к пассажирам, ведь она — лицоавиакомпании.

I. Психологические характеристики внутреннего имиджа ( типы нервной деятельности, типы темперамента, черты характера) .
Осваивать профессию стоит людям с крепкой нервной системой, приятной внешностью, тактичным, вежливым, коммуникабельным, решительным, терпеливым, оптимистичным. Такой человек скорее всего экстраверт. Достоинства экстраверта:-легко вступают в контакты (в томчисле и холодные, нет страха перед возможной негативной реакцией),-отсутствует страх перед публичными выступлениями (чем больше людей, тем больше внимания, а следовательно, энергии). Он обладает повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительнымидвижениями. Обладая повышенной активность, и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокаяпластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов, стремлений.
Люди профессии стюардессы чаще всего являются сангвиниками. Они легко сходятся с новыми людьми, быстро привыкают к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом ибудущем. Стюардесса должна обладать сильной нервной системой, чтобы выдержать большую нагрузку в течение длительного времени. Сила — способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении процессов возбуждения и торможения, возможность центральной нервной системы выполнить определенную работу без необходимости восстановления ее ресурсов. Считается, что лица сболее сильной нервной системой выносливее и стрессоустойчивее. Сила нервной системы по возбуждению проявляется в том, что человеку относительно легко работать в неблагоприятных условиях, ему достаточно непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы, он способен интенсивно работать, не теряется в необычной обстановке, настойчив. Сила нервной системы по торможению проявляется вспособности человека сдерживать свою активность, например, не разговаривать, проявлять спокойствие, самообладание, быть сдержанным и терпеливым. Подвижность нервной системы выражается в способности быстрого перехода от одного процесса к другому, от одной деятельности к другой. Лица с более подвижной нервной системой отличаются гибкостью поведения.

Стюардесса, бортпроводница - лицо авиакомпании, а на международных авиалиниях еще и лицо своей страны. Глядя на нее пассажир должен получать положительные эмоции и увереннсть в том, что все будет в порядке во время полета. Униформа бортпроводниц во все времена привлекала именитых модельеров, и возможно поэтому стюардессы всегда были иконами стиля.

Работа содержит 1 файл

Курсовая (стюардесса).docx

Стюардесса, бортпроводница - лицо авиакомпании, а на международных авиалиниях еще и лицо своей страны. Глядя на нее пассажир должен получать положительные эмоции и увереннсть в том, что все будет в порядке во время полета. Униформа бортпроводниц во все времена привлекала именитых модельеров, и возможно поэтому стюардессы всегда были иконами стиля.

Многие девочки в детстве хотели быть стюардессами именно из-за этой красивой одежды. Ведь казалось что это сказочные феи порхают в проходах самолета.

А мальчики влюблялись в стильных бортпроводниц, стройные женщины в униформе для многих оставались эротической фантазией.

В униформе стюардессы продуманы все мелочи - платок, пуговицы, ткани (расцветка и качество). Головной убор, дополнительные детали туалета (перчатки, платок или бант на шее) - все составляет единый стильный ансамль.

Одна из причин в том, что внешность всегда играла не последнюю роль при жестком отборе претенденток, а вторая - в удивительно привлекательном костюме стюардесс.

Всегда подтянутый силуэт, костюм по фигуре (преимущественно с юбкой), аккуратный вид и яркие детали создают загадочный образ-сочетание профессионализма и женской привлекательности.

И это неудивительно - профессиональной униформе стюардесс уделялось внимание с момента появления этой романтичной профессии. Ведь стюардесса - это лицо авиакомпании, влияющее на первое впечатление. Кроме того, благодаря униформе ее можно отличить от остальных пассажиров.

История возникновения спецодежды.

Специальная форма одежды использовалась и в древнем мире у рабов, которые занимались определенным видом деятельности. Получается, что уже со времен древних предков спецодежда использовалась с двумя целями. Первая: являться идентификационной карточкой. Второе - это сменная одежда для личной гигиены.

Новые порядки в мире придали совершенно новое значение спецодежда и униформе. В то время, как в прежние времена униформа имела два функциональных признака: узнаваемость и личная гигиеничность, то теперь к ней добавили третий: сопричастность. Последний вариант получил свое право на существование после того, когда всякая униформа, любая спецодежда обрели максимум внимания со стороны руководителей фирм.

С течением времени способность униформы дисциплинировать, формировать внутреннее содержание начинают повсеместно использовать почти все фирмы и организации. Специальная одежда активно входит в гражданскую жизнь рабочих. Этому способствует бурное развитие дизайнерских поисков, совмещения полезности и красоты в подходе к созданию спецодежды.

Первая особенность - эстетика. То есть выполнение работы на работе в одной одежде, а дорога на работу и домой - в другой. Вторая – это, конечно, практичность. Разработанные типы моделей специальной одежды имеют ряд функциональных особенностей: наличие карманов в четко определенных, удобных конкретно для того или иного вида деятельности. А еще комфорт при работе: несминаемость, неприлепаемость грязи, защита работающего от вредных веществ, пыли. Третим пунктом отметим сопричастность. Заметим, что мужчины вообще любят быть в специальной форме. Использование той же униформы с символикой фирмы дает мощный психологический стимул: такая форма увеличивает чувство собственной ответственности.

Так же необходимо отметить вес организации. Когда рабочий, служащий имеет форменную одежду, значит, компания имеет достаточное финансовое состояние, которое позволило ей произвести своим сотрудникам отличающуюся специальную одежду.

История профессии и возникновение стюардессы.

С начала 1950-х годов реактивные самолеты стали использоваться и в гражданской авиации, например, ТУ-104. Именно с этого времени профессия стюардессы/ стюарда начинает приобретать широкое распространение. В стюардессы с тех пор стали приглашать только настоящих красавиц. Несмотря на престижность профессии, девушки уходили из нее спустя пару лет. Запрет на вступление в брак, распространенный в те годы, давал свои результаты.

С усложнением самолетов, появлением регулярных международных рейсов начинают предъявляться все более высокие требования к данным специалистам (общее представление об устройстве самолета, иностранные языки и др.). На сегодняшний день эта профессия не только очень сложна, но и опасна.

История развития униформы стюардессы.

Униформа 30-х годов полностью имитировала рабочие платья медсестер, так как первые стюардессы выполняли аналогичную функцию – они тщательно следили за состоянием пассажиров, периодически проверяя их пульс и общее состояние во время полета. В поздние 40-е годы стюардессы стали носить форму, оставившую на себе отпечаток военного времени – в комплект одежды входили юбка ниже колена, длинный пиджак грубого кроя, блузка и пилотка. Весь комплект был характерного для того времени цвета хаки.

Пальму первенства история моды отдает Олегу Кассини - официальному дизайнеру Жаклин Кеннеди, Мэрилин Монро и Грейс Келли. Спустя всего 20 лет с момента появления профессии, в 1950 г. он создает фирменный костюм для стюардесс американской компании TWA.

Дизайнер Эмилио Пуччи (Emilio Pucci) в 1960-е прославился тем, что создал космичную форму для стюардесс авиакомпании Braniff Airlines наверное, припомнив битловскую Lucy in the sky with diamonds, нарядил стюардесс компании Braniff в форму психоделических расцветок. — они выглядели так, будто готовы лететь на Луну.

В 1965 году итальянский дизайнер Эмилио Пуччи превратил костюм Braniff Airlines в элегантный ансамбль, разработав к летней и зимней форме шелковые шарфы, перчатки, ремни и сумки, туфли и зонты.

В 70-е годы у авиакомпании Southwest Airlines наступил кризис. Один из маркетологов придумал выход: он предложил маэстро Valentino придумать для стюардесс сексуальную униформу. Короткие шорты и высокие белые кожаные сапоги переплюнули по эффективности систему скидок и рекламных акций. Объем продаж билето в авиакомпании резко увеличился!

Все изменилось к концу 70-х. Авиакомпании ослабили требования к весу и ограничения по возрасту, что усложнило процесс создания униформы, ведь ее лекала должны были удовлетворять женщин совершенно разных комплекций, при этом дизайнеры не могли упустить функциональную сторону. Еще одной сложностью на пути дизайнеров стало появление новой категории работников авиакомпаний – стюардов. Именно тогда брюки стали неотъемлемым атрибутом униформы, и.это прибавило массу проблем.

Современная униформа

Air France, до этого сотрудничавшая с Диором и Риччи. признала победителем в тендере Кристиана Лакруа. Воплощение французского изыска с элементами из культур клиентов Air France коллекция Лакруа состоит из 100 предметов, сочетающихся между собой - традиционный костюм французских авиалиний в синих тонах, серо-голубые платья с красными деталями, два варианта пиджака, пальто, куртки-парки, обувь, головные уборы и брюки. Новинка формы - шарф-жабо. Новая форменная одежда предназначена для всех сотрудников Air France, которые непосредственно общаются с клиентами, т.е. приблизительно 35 тысяч человек 17-ти различных специальностей.

Одни из самых легкоузнаваемых на Земле - стюардессы авиакомпании Singapore Airlines.

Кого берут в стюардессы, или красота на высоте. Личный опыт

Должны ли бортпроводницы выглядеть как модели? Что требуется, чтобы получить работу в крутой авиакомпании? Рассказывает наша читательница Саша Буркова, она же Cаша-стюардесса.

Привет, меня зовут Саша, и я на самом деле стюардесса. В течение двух с половиной лет я работала бортпроводником в арабской пятизвездочной авиакомпании Qatar Airways. Требования ко внешнему виду, когда я устраивалась, были довольно простыми: приятная внешность и вес, пропорциональный росту (просто нормальный ИМТ, коллеги у меня были самого разного телосложения). Плюс — способность дотянуться до отметки 212 см без обуви. (Вот это мне с ростом 158 далось тяжело, но после серии тренировок, растяжки и йоги я все-таки дотянулась:) Потом, когда я уже летала, для новичков добавили еще одно требование — рост от 160. Думаю, это связано исключительно с эстетикой, а не с безопасностью: если человек с 158 см может дотянуться до 212 см, то он дотянется и до аварийно-спасательного оборудования. Я летала на больших самолетах (777, 330, 340, 350), и проблем не было. Видела даже коллег ниже (и худее :)) меня.

Многие считают, что в стюардессы берут только моделей, которые достойны того, чтобы сниматься в бьюти-рекламе. Это не так. Берут и тех, у кого неровные зубы (разве что капы-ретейнеры и брекеты запрещены), и тех, у кого, как у меня, неидеальная кожа, и полноватых, и тех, у кого родинки. Но есть общее правило — чтобы внешность была приятная, не отталкивающая. Можно долго дискутировать, что означает это расплывчатое понятие, но, в принципе, все мы подсознательно понимаем, что это такое.

Но потом Qatar Airways очень строго следит за стилем и имиджем стюардесс. В один из самых первых дней тренинга, когда нам еще даже не выдали форму и все были одеты просто в белые блузки и черные юбки, пришел специалист из Grooming Department, прочел нам большую лекцию, как мы должны выглядеть, и провел первую проверку груминга (как сказать па-рюсськи grooming check?:). Эти груминг-чеки потом станут ежедневными абсолютно для всех, и парней, и девушек, перед каждым рейсом. Да, перед абсолютно каждым. Груминг-стандарт распространяется на все: макияж, цвет волос, длину и прическу, на контактные линзы и очки, часы, колготки, нижнее белье, маникюр, парфюм.

Так что лучше — в подробностях о каждой категории.

Челки, юбки и очки

Например, есть два варианта прически: волосы либо уложены в пучок, на который обязательно надета невидимая сеточка-паутинка и резинка-скранчи, либо во французскую ракушку. Baby hair быть не должно, с этим строго, торчащие волоски убираем гелем или лаком для волос. Челка допускается, но — строго ровная, длиной до бровей. Волосы средней длины должны быть убраны в хвост, и хвост не может быть длиннее 15 см (или убирайте в пучок). Короткие стрижки разрешены, но тоже только ровные, никакой асиметрии, минимальная длина — по ворот пиджака формы. Строго запрещено мелирование, балаяж/шатуш, неестественные оттенки, седина. А также рыжий цвет, так как он не сочетается с цветом формы. Знаю случай, когда рыжую от природы девушку заставили перекраситься в шатенку.

Юбка и брюки, даже те, которые вы носите во время тренингов, не должны быть в обтяжку. Считается, что это непрофессионально. Они должны сидеть свободно — так, чтобы на бедрах с каждой стороны можно было ухватить по 1-1,5 см ткани. Длина юбки — на 2 пальца ниже колена. С формой — то же самое. Да, все это проверяется. Ношение бюстгальтера и маечки на бретельках под блузку обязательно. Тату запрещены вообще, даже на местах, которые скрыты формой.

Более того. Даже когда сотрудники Qatar Airways летают пассажирами, по скидочным билетам от компании, у нас дресс-код — business attire. И нам, и сотрудникам других авиакомпаний, которые летают нашими авиалиниями по ID-билетам, запрещены джинсы, кроссовки, толстовки, босоножки, короткие юбки, просвечивающая одежда, шляпы, спортивный стиль. Разрешены абайи (арабское женское платье с длинным рукавом), футболки, брюки, строгие блузки, пиджаки, длинные юбки и платья, балетки и лоферы.

Для кабинного экипажа вообще выпущен огромный мануал, где все стандарты четко прописаны, рассказаны даже правила гигиены и здорового образа жизни. Это мануал времен царя Гороха, но в общем и целом дает представление. Сейчас, в карантин, регламентировали даже цвет масок — только голубой.

Можно носить очки для зрения, но цвет оправы должен быть только черным, коричневым, золотым или серебряным, а форма — консервативная. Очки формы сat eye не разрешены, как и цветные дужки, камни и видимые логотипы. На очки нужно получать специальное разрешение в груминг-департаменте и показывать его перед каждым рейсом.


За очки, которые на этом фото, мне пришлось повоевать — мне упорно говорили, что они cat eye, но я таки добилась разрешения.

На том же фото на мне — бессмертная классика: тон Estee Lauder Double Wear Nude, румяна Nars Orgasm, карандаш для глаз Urban Decay 24h, тушь Sensai Kanebo, помада Physician’s Formula в оттенке Fight Free Red-icals (спасибо огромное Юле за наводку!:) + прозрачная пудра Make Up For Ever, жидкий хайлайтер Lumene и гель для бровей Anastasia Beverly Hills.

Тон, помада и глиттеры (на самом деле нет)

Макияж, конечно, тоже цензурируется. Обязательно носить тональный крем (плотный, груминг рекомендует использовать Estee Lauder Double Wear, для полетов и длительных смен это действительно просто находка!). ВВ-кремы запрещены, хотя девушки с хорошей кожей ими все равно пользуются:) Румяна, тушь, помада и лак для ногтей — must. Недавно в список почему-то добавили праймер для лица. Это называется minimum makeup, однако яркий макияж приветствуется, считается, что это красиво выглядит в тусклом цвете самолета.

Тушь разрешена только черная, накладные и нарощенные ресницы запрещены. Подводка — черная, коричневая или серая. Тени — оттенков бургунди, тауп, коричневого, пастельного розового, серого. Не разрешены глиттеры (но шиммеры разных цветов можно, я носила, это смотрится красиво с формой, замечаний мне не делали). Не разрешены смоки айз. Помада — любых плотных ярких ягодных оттенков, кроме оранжевых и фиолетовых.

Лак для ногтей — прозрачный, в тон помады, нюд или френч без дизайна. Запрещен матовый лак и отсутствие любого лака.

В общем, приветствуется макияж в арабской эстетике — плотный, яркий, броский. Такой макияж, помимо всего, помогает выглядеть хорошо даже после длинного рейса. Например, на той же фотке я — сразу же после 16-часового перелета в Даллас. Мне кажется, что после такой смены я выгляжу вполне неплохо (в противовес своему физическому выжатолимонному состоянию:) Вообще, благодаря мейку я могу ползти на бровях от усталости, но внешне все равно выглядеть так, что пассажиры и не догадаются:)

Как это все проверяют?

Как я уже упоминала, перед каждым рейсом или днем тренинга нас проверяет специалист из груминг-департамента. Сначала нужно повернуться перед ней, будучи полностью по форме, показать руки, потом снять шапочку и пиджак, снова повернуться и показать руки. Комментарии могут быть разные: почистить обувь, отутюжить юбку, убрать baby hair, сменить помаду, нанести больше румян или тона, пришить пуговицу к пиджаку.

Это то, что легко устранимо на месте.

Но некоторые недочеты, вроде как несерьезные, на месте не устранить: например, трудно за 3 минуты покрасить отросшие корни или подстричь челку. В таком случае груминг-специалист запишет staff number провинившегося и проверит перед следующим рейсом, исправлены ли огрехи.

На особые вылеты проверки груминга бывают совсем строгими. Например, когда был промо-ивент на Чемпионате мира по футболу в Москве, проверка каждого человека заняла 10 минут вместо привычных 10-15 секунд. И внимание к деталям было высочайшим.


Фото лучшего качества у меня, к сожалению, нет, поскольку фотографии нам не отдали, эту я достала из официального инстаграма Qatar Airways. На фото — я.

Минутка философии


Бизнес-класс Qatar Airways. — фото из их официального инстаграма.

Человеку со стороны, который не работал в такой крупной компании, подобный стандарт может показаться диким. Однако к нему быстро привыкаешь. Первые несколько дней тренинга впитываешь правила, а потом автоматически им следуешь. Все эти правила призваны создать профессиональный образ бортпроводника пятизвездочной авиакомпании, и, в конце концов, такой макияж украшает абсолютно всех.

Когда собираешься на работу, не приходится думать, что надеть и как накраситься — все уже решено за меня. И тем не менее у нас была некоторая свобода в выборе макияжа: можно менять цвет румян, помады и теней, а также маникюр. Даже таким ограниченным набором можно создать миллион самых разных макияжей, поверьте!

А форму я вообще обожаю, считаю ее очень красивой. Это была моя униформа супермена — в ней я как будто становилась другим человеком и приобретала сверхспособности. Я носила ее с гордостью. Форма была символом моей принадлежности к авиации и небу (вот так пафосно, да).

Думаете, проверки груминга унизительны? Абсолютно нет. Во-первых, это часть работы. Во-вторых, груминг-офицеров (а также бортпроводников на позиции супервайзеров) специально долго учат, как давать фидбэк так, чтобы никого не задеть. Да, внешность — щекотливая тема, но лично мне никогда не было обидно от их замечаний. Иногда я не соглашалась (как в случае с очками), а иногда была даже благодарна (например, когда груминг-офицер заметила стрелку на колготках или пятно на форме). Конечно, случиться может всякое, но, в принципе, за все свое время полетов я практически не видела каких-то обид и конфликтов из-за замечаний.

А как же феминизм/права человека? Мой ответ тут прост: если обязательное ношение макияжа и форменных туфель на каблуке целых 4 см кажется дискриминирующим, просто не стоит идти на подобную должность. Правила игры известны заранее, и строжайший груминг-стандарт в арабских авиакомпаниях — давно не секрет. Я недоумеваю, когда вижу, как коллеги из европейских компаний борются за отмену макияжа и каблуков — вы же знали, куда шли.


А зачем вообще нужен такой стандарт? Почему просто не разрешить бортпроводникам работать без макияжа? На этот вопрос мое мнение весьма непопулярно. Я придерживаюсь взгляда, что любая девушка с макияжем выглядит лучше, чем без. Можно рассуждать про дискриминацию, притеснение женщин, обижаться, но это факт. Макияж и прочие стандарты помогают создать нужный образ и нужное впечатление у клиентов. Нам постоянно повторяли: you are the brand ambassadors! Вы — послы бренда! По вам нынешние и потенциальные клиенты судят о компании. И это так. Все мы люди, и от предвзятости нам избавиться тяжело. Наша форма не обтягивает попу, потому что мы не PanAm и не Hooters, мы не секс-символы, мы хотим вызывать у клиентов другие эмоции. Мы не можем иметь красные волосы или зеленый маникюр, потому что, опять-таки, компания консервативная. Когда мы всем экипажем идем по аэропорту, мы все выглядим одинаково (и одинаково красиво!) — это вызывает ощущение высокого уровня авиакомпании. И я ни за что не поверю, что вы подсознательно не считываете эти сигналы. Считываете, даже если это отрицаете.

Простая параллель: когда владельцы компании выбирают визуал для своей фирмы, то пишут бриф дизайнерам, что они хотят видеть в логотипе: современность/консервативность, ориентацию на более молодую/более возрастную аудиторию, доступность/шик, и пр. Никто не будет спорить, что по логотипу и внешнему виду сайта или визиток можно многое сказать о компании. То же самое — с бортпроводниками и любыми сотрудниками, которые на виду у клиентов — на ресепшн, в ресторане или в аэропорту.

Еще говорят, что профессионализм не зависит от внешнего вида. Несомненно. Однако можно и быть профессионалом, и выглядеть хорошо. Одно другому совершенно не мешает. Кроме тренингов по грумингу мы проходим сто других, чтобы людям было комфортно и безопасно летать. Внешний вид и макияж не имеют отношения к уровню профессионализма конкретного человека, но имеют отношение к восприятию его другими людьми, имиджу и невербальному обмену сигналами.

Все вышесказанное — исключительно мое личное мнение, основанное на опыте общения с большим количеством людей разных культур, возрастов и национальностей.

Я уволилась из Qatar Airways незадолго до пандемии по семейным обстоятельствам. Я скучаю, но летать больше не планирую, так как это ненадежная карьера. И все равно, в будущем я хочу работать в подобной большой и знаменитой компании. И буду рада, если еще когда-нибудь мне придется носить форму.


Лицо авиакомпании сегодня – это не самолеты, не пилоты, а стюардессы и стюарды, которые встречают пассажиров на борту, находятся с ними на протяжении всего полета. Именно работа этих членов экипажа становится решающей в характеристике сервиса. Кроме того, нельзя забывать, что бортпроводники отвечают также и за безопасность каждого в салоне самолета.

Стюардесса и стюард или все-таки бортпроводник?

На самом деле все просто. И бортпроводники, и стюардессы со стюардами – это один и тот же член экипажа с абсолютно идентичным функционалом и условиями работы. А появление подобной неразберихи можно объяснить историей возникновения и становления самой профессии.

Изначально следить за комфортом пассажиров и общим их состоянием во время перелета должен был бортпроводник, обязанности которого чаще всего исполнял второй пилот. Но достаточно быстро было выяснено, что такой концепт себя не оправдывает. Поэтому в состав команды был введен еще один член экипажа. Вот тут как раз и появилось новое название у профессии – стюард. Дело все в том, что авиакомпании приняли решение, что, помимо работы с пассажирами, стюарды и стюардессы будут еще и частью рекламных кампаний авиаперевозчика.

Именно по этой причине бортпроводники обоих полов должны были обладать привлекательной, а иногда даже модельной внешностью. Правда, стоит отметить, что раньше требование по отношению к весу имело скорее практический, а не коммерческий характер. А все из-за того, что на первых пассажирских самолетах необходимо было четко отслеживать каждый килограмм, даже малейший перевес мог негативно повлиять на работу летательного аппарата.

Бортпроводники на воздушном транспорте


Сингапурские стюардессы в национально стилизованной форме (цвет определяется рангом)

Первоначально на пассажирских авиарейсах пассажирами занимался второй пилот самолёта, что было рискованно с точки зрения безопасности. В 1928 году в Германии в экипажи пассажирских самолётов стали включать третьего члена — стюарда.

В чем заключается профессия бортпроводника. Должностные обязанности

Основной обязанностью бортпроводника является обеспечение комфортных и безопасных условий для пассажиров авиалайнера. Несмотря на то, что стюард является младшим членом экипажа воздушного судна, на его плечи ложится колоссальный объем ответственности. Он является лицом борта, лицом авиакомпании. Именно стюардесса встречает пассажиров перед рейсом, находится с ними в тесном контакте на протяжении всего полета, играет роль врача, психолога, конфликтолога, официанта, бармена, спасателя и просто хорошего собеседника.
Какие функции выполняет бортпроводник:

  • Оказывает информационную поддержку пассажиров в вопросах правил поведения на судне, безопасности, плана действий при аварийной ситуации
  • Выполняет уборку салона, поддерживает чистоту, сохраняет порядок во вверенной ему зоне
  • Предоставляет питание и напитки для пассажиров
  • Организовывает комплекс развлекательных услуг: пресса, просмотр телевизора, радио и т.д
  • Выдает по необходимости предметы для комфортного перелета: пледы, подушки, санитарно-гигиенические наборы
  • Встречает пассажиров на борту, провожает до места, помогает разместить ручную кладь
  • По окончании полета провожает пассажиров, проверяет салон на предмет оставленных вещей. Сдает таковые в отдел находок
  • Принимает бортовое питание, предметы для обслуживания воздушных путешественников: салфетки, туалетная бумага, полотенца и др
  • Оказывает первую медицинскую помощь, психологическую поддержку
  • Предупреждает и улаживает конфликтные ситуации среди пассажиров на борту

Важно! Бортпроводник – ответственная профессия. Именно эти члены экипажа отвечают за жизнь людей в салоне в случае чрезвычайной ситуации. Перед полетом стюард обязан проверить состояние аварийно-спасательного оборудования, научить пассажиров им пользоваться, проконтролировать правильное применение в случае ЧП. Он должен следить, нет ли в салоне подозрительных предметов, бесхозных сумок, людей со странным поведением и сообщить командиру судна при первом же подозрении.

Что входит в обязанности бортпроводницы

Профессия стюардессы – это не только обслуживание пассажиров и контроль за происходящим на борту. Авиаперелёты могут сопровождаться самыми неожиданными внештатными ситуациями. Бортпроводник – единственный человек в самолёте, который обязан уметь правильно реагировать на такие ситуации и быстро решать возникающие проблемы. Нужно быть готовым к любому повороту событий, а для этого требуются знания, навыки и опыт. Ниже изложен перечень должностных обязанностей стюардессы:

Инструкция перед вылетом

  1. Приветствие. При входе в салон самолёта пассажира нужно встречать с доброжелательными словами.
  2. Проверка билетов. Важно тщательно просмотреть все данные в документе.
  3. Проверка инвентаря. Перед каждым взлётом следует убедиться в наличии всех аптечек, кислородного баллона, огнетушителя, а также необходимого количества продовольствия, посуды, одеял.
  4. Инструкция перед полётом. Перед взлётом необходимо рассказать пассажирам о правилах безопасности в случае аварийной ситуации, о правильном применении средств защиты, об этичном поведении. Также нужно осведомить людей об их возможностях, например, о том, что в любой ситуации они могут обратиться к бортпроводнику за помощью, спросить об обедах и прочих нуждах.
  5. Команды к действию. Важно уметь владеть ситуацией и держать пассажиров под контролем. В случае возникновения проблемы стюардесса говорит, что нужно сделать, либо вежливо принуждает людей соблюдать правила поведения на борту.
  6. Устранение конфликтов. Большое количество людей, сидящих близко друг к другу, а также стресс из-за боязни перелётов могут спровоцировать ссору или драку. В обязанности бортпроводника входит урегулирование недопониманий.
  7. Консультирование. На любые возникающие вопросы пассажиров следует отвечать и помогать в решении возникшей проблемы.
  8. Медицинская помощь. Нередки случаи, когда человеку становится плохо. Возможны и травмы. Поэтому все работники на борту проходят подготовку по оказанию первой медицинской помощи.
  9. Другая помощь. Достать багаж, принести прессу или вытереть пятно на кресле – всё это может понадобиться.
  10. Обслуживание. Раздача еды и напитков тоже является задачей для проводника. После обеда он же собирает посуду и мусор.
  11. Взаимодействие с пилотом. Это необходимо в отдельных случаях, когда пассажирам требуется донести информацию, касающуюся возможной аварии или турбулентности.

Образование бортпроводника. Где выучиться и какие экзамены необходимо сдать

Чтобы выучиться на бортпроводника чаще всего не обязательно иметь высшее образование, достаточно средне-специального. Авиакомпании и аэровокзалы организовывают курсы по обучению этой профессии. Они могут быть платными и бесплатными, с трудоустройством и обязательным контрактом на определенный период времени. В конце будущие бортпроводники сдают экзамены и начинают набирать инструкторские часы в небе. По правилам нужно отлетать с инструктором 30 часов, чтобы получить допуск к работе.

Интересно! К желающим летать на международных рейсах предъявляются более строгие требования при отборе. Роль сыграет и высшее медицинское или психологическое образование, и знание нескольких иностранных языков, и стаж работы в авиакомпании.

Какие требования предъявляются к желающим обучиться этой профессии?

  • Знание иностранных языков, английский обязательно
  • Навыки работы в сфере обслуживания, способность быстро реагировать в конфликтных ситуациях, находить контакт с разными пассажирами
  • Абсолютное здоровье
  • Презентабельный внешний вид, не допускаются татуировки и шрамы. Рост и вес должны быть в пределах допустимых параметров
  • Наличие военного билета для лиц мужского пола
  • Хорошая физическая форма, умение плавать

Образование бортпроводника можно получить всего за три месяца.
Столько длятся специальные курсы, которые включают следующие блоки:

  • Аварийно-спасательные мероприятия
  • Внешний вид бортпроводника
  • Авиационный английский язык
  • Основы первой медицинской помощи
  • Водная подготовка
  • Основы сервиса
  • Основы психологии и конфликтологии

В процессе обучения студенты выполняют практические задания, изучают теоретическую базу. На практике проходят занятия по медицинской помощи, симуляция аварийных происшествий, основы визажа, обслуживания пассажиров. В теоретической части студенты изучают, как устроен самолет, психологию, языки.

В США

Несмотря на то, что первыми бортпроводниками были мужчины и многие первые авиалинии запрещали нанимать женщин, эта работа скоро стала почти исключительно женской профессией. Маркетологи с удовольствием использовали присутствие женщин на борту для рекламы.

В 1930 году в Соединённых Штатах возникла идея привлечь к работе стюардами молодых привлекательных девушек. Это должно было послужить пассажирских авиаперевозок, к тому же девушки меньше весили, а на тот момент любой лишний килограмм имел значение для сохранения устойчивости самолета. Первой авиастюардессой в истории обычно называют Эллен Чёрч из Сан-Франциско, вышедшую на работу 15 мая 1930 года. Её наняла компания United Airlines (существует поныне). В первом рейсе стюардесса обслуживала 11 пассажиров. Два месяца спустя United Airlines приняла решение, что стюардессы должны обслуживать все их самолеты.

Со временем, когда авиапутешествия сделались более комфортными, авиалиниям потребовалось привлечь новых клиентов. Стюардессы в 1940-х и 1950-х позволяли авиалиниям показать, что самолет может быть таким же комфортным, как и гостиная. И таким же безопасным: и для женщин, и для детей, и для мужчин. В то время маркетологи пытались представить стюардессу в образе матери или жены.

Сколько можно заработать в должности бортпроводника

Заработная плата бортпроводника зависит от его стажа, количества часов в небе, авиакомпании. Минимальный порог стартует с 30 тысяч рублей в месяц. Сколько зарабатывают бортпроводники с большим стажем из ведущих авиакомпаний на международных рейсах? Иногда сумма ежемесячного вознаграждения достигает 100 тысяч рублей. Средняя зарплата, таким образом, составляет 65 тысяч, что относит профессию к высокооплачиваемым, особенно если учесть, что стюард является младшим членом экипажа.
Приятным бонусом считается обязательная медицинская страховка в хороших клиниках, скидочные карты в международных гостиничных сетях, регулярные премии, отличный социальный пакет, в который иногда входит даже оплата детского сада для детей.

В военной авиации

СССР и РФ на всех типах воздушных судов, в том числе на транспортных, пассажирских, штабных и литерных должности стюарда не предусмотрено как таковой; за пассажирами и порядком в салоне (грузовой кабине) контроль осуществляется одним из членов экипажа: борттехником АДО, бортмехаником, оператором и т. п. Все пассажиры находятся полностью на самообслуживании, в том числе самостоятельно и заблаговременно беспокоятся о своём питании на протяжении полёта. Все без исключения пассажиры воздушного судна подчиняются командиру экипажа (корабля) и обязаны беспрекословно выполнять все требования членов экипажа воздушного судна. Независимо от званий и должностей, никто из пассажиров не имеет право давать указания или вмешиваться в работу экипажа.

Рабочий график бортпроводника

Вся жизнь стюардессы подчинена плану полетов, который может меняться по разным причинам – от погодных условий до переноса рейса. Поэтому четкого графика у бортпроводника нет.
Работа сменная, выходные выпадают между рейсами, в любой день недели, не обязательно в субботу или воскресенье. Нормой считается практика, когда стюарда вызывают на рейс в выходной день, поэтому люди этой профессии всегда на связи с начальством. Зато отпуск у бортпроводника составляет 72 дня, они отдыхают дважды в год по целому месяцу.

График работы и условия труда бортпроводника

Стюардессы и стюарды не работают по четко установленному графику. Их трудовые будни полностью зависят от плана полета и его продолжительности. Они могут совершать как часовые маршруты, так и межконтинентальные перелеты, находясь в воздухе по 20 часов подряд.

Также всегда существуют форс-мажорные обстоятельства, когда бортпроводника вызывают на рейс вне графика. Поэтому сотрудники должны быть не только всегда на связи, но и быть готовыми выйти на рейс в любое время.

Подводные камни. Есть ли ограничения по здоровью и возрасту для бортпроводников

Рассмотрим минусы работы стюардом на воздушном транспорте:

  • Ненормированный график труда
  • Маленькая возможность вырасти по карьерной лестнице
  • Регулярное изменение климатических условий ведет к проблемам со здоровьем

Претендент на заветную вакансию должен обладать отменным здоровьем. Не должен состоять на учете у специалистов, иметь стабильную нервную систему, уравновешенный характер.
Возраст бортпроводников не имеет ограничений. Профессия относится к работам с вредными и опасными условиями труда, поэтому на пенсию стюард выходит в 45 лет (женщины) и в 50 лет (мужчины). Если внешний вид и здоровье бортпроводника позволяют, он вполне может работать на судне до самой пенсии.

Стереотипы, юмор

Данную профессию принято считать женской, несмотря на то, что самыми первыми бортпроводниками были мужчины.

Работа стюардессы накладывает свой отпечаток на поведениев обычной жизни. Качества, присущие стюардессам: улыбка, спокойствие и невозмутимость, возможность оказать медицинскую помощь в экстренной ситуации, всегда выглядеть стильно и опрятно.

Нужные языки для бортпроводника: видео

Предлагаем вашему вниманию видео, посвященное теме лингвистического образования стюардессы. Какие иностранные языки важны для бортпроводников и достаточно ли одного английского.

Карьерный рост бортпроводника (стюардессы)

Как и многие другие профессии, которые относятся к сфере обслуживания, у стюардов и стюардесс нет возможностей для какого-либо серьезного развития в своей направленности.

Например, бортпроводник может начать летать на внутренних рейсах в эконом-классе, потом перейти в бизнес-класс. Далее для него открываются международные направления. В среднем такая карьера при должном знании обязанностей и хорошим уровнем владения языка может занять максимум год. И строго говоря, все члены экипажа совершают точно такое же развитие.

Также бортпроводник при желании может перейти в административную службу и стать начальником службы. Но это будет уже другая область деятельности, требующая других знаний и навыков. Иными словами, в этой профессии карьерный рост не предусмотрен.

Личностные качества профессии бортпроводник

Для того, чтобы работать стюардом необходимо обладать следующими качествами:

Читайте также: