Доклад на тему игровые технологии как фактор формирования финансовой грамотности школьников

Обновлено: 05.07.2024

С приходом рыночной экономики в нашу страну, объективной необходимостью стало повышение финансовой грамотности населения. Необходимо осознавать, что в первую очередь это важно для самого человека, потому что от этого зависит защита личных экономических интересов от финансового мошенничества и будущее благополучие семьи.

В сегодняшнем экономическом мире дети, подростки являются активными потребителями. У многих есть свои банковские карты. Подрастающее поколение привлекает внимание торговых сетей, производителей рекламы, банковских услуг. Необдуманное решение в финансовом вопросе может привести к отрицательным последствиям.

В современных социально-экономических условиях подрастающему поколению необходимы знания в сфере финансов. Рациональное финансовое поведение, формирование финансовой культуры, готовность принимать ответственные решения, связанные с личными финансами сегодня необходимы. К сожалению, в современный период финансовая грамотность в нашей стране находится на низком уровне. Граждане не могут правильно разместить свои финансы, не умеют получать достоверную информацию на рынке ценных бумаг. Поэтому, необходимо еще в школе учить ребят ключевым финансовым понятиям, которые они будут применять на практике.

Финансовые условия становятся более разнообразными, поэтому потребителю нужно сделать правильный выбор из большого количества вариантов.

Что хотят знать о финансовой грамотности обучающиеся? С этой целью мною было проведено анкетирование в тех классах, в которых работаю. Были получены следующие результаты. Школьники хотели бы в первую очередь больше узнать о ведении семейного бюджета, защите прав потребителей финансовых услуг, банковских пластиковых картах.

С этой целью, в некоторых учебных заведениях введены курсы финансовой грамотности в 9 классах. В нашем лицее таких курсов нет, а потребность и заинтересованность в вопросах финансовой грамотности у обучающихся присутствует.

Содержание

При рассмотрении данного вопроса я столкнулась со следующими проблемами. Так как вопрос финансовой грамотности включен в задание на ОГЭ по обществознанию, то его необходимо с выпускниками отрабатывать.

Изученная литература показала, что вопрос о финансовой грамотности рассматривался: О.И.Рязановой, И.В.Липсиц, О.Кузиной, С.А.Абрамовым, Л.Рыжановской, Г.С.Ковалевой и другими. Проанализировав работы, я пришла к выводу, что материал носит преимущественно теоретический, разрозненный характер. В практической деятельности можно применять пособия с разработанными банками различных заданий, которые направлены только на отработку 6 задания ОГЭ (в приложении прилагается пример задания), но они не дают полного представления обучающимся о финансовой грамотности и применения в практической жизненной ситуации. Считаю, что здесь необходим комплексный подход в целях достижения эффективного образовательного результата. Практика показывает, что школьники 8, 9 классов с интересом изучают данный материал.

В данном учебном году у меня есть возможность попробовать реализовать свой комплексный план работы, потому что в учебной нагрузке есть 8 и 9 классы. Я вижу проблемы 9 класса и пытаюсь их предотвратить в 8 классах, простроив свою работу соответствующим образом.

Каким образом, на мой взгляд, это можно сделать наиболее эффективно?

На первоначальном этапе важным моментом при вовлечении обучающихся в учебную деятельность необходимо изучить их мотивацию. Для этого необходимо знать их уровень подготовленности, желания для того, чтобы продумать приемы и методы работы.

Изучив проблемы выпускников 9 классов: пробелы в знаниях в экономике за 8 класс по причине дистанционного обучения, отсутствия изучения в учебном материале экономической сферы в 9 классе, встала проблема формирования финансовой грамотности как для сдачи экзамена в формате ОГЭ, так и для рационального применения этих знаний в практической жизни. Отрабатывать данный материал в 9 классах стало возможным только на элективных занятиях, но их посещают только выпускники, выбравшие экзамен по обществознанию. Таким образом, практически без основ финансовой грамотности остались те школьники, которые не сдают данный экзамен.

Считаю, что для формирования прочных знаний по финансовой грамотности необходимо начинать системную работу с 8 класса. Что мною наработано с обучающимися 8 классов?

Думаю, что необходимо на уроках, элективных занятиях более активно добавлять практическую составляющую в изучении данного раздела.

Для того, чтобы работа педагога в рамках формирования финансовой грамотности была эффективной, я использую разные методы работы с учетом потребностей, возможностей обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС. В основу учебного процесса положен принцип системно-деятельностного подхода, который реализуется мною в разных технологиях, представленных ниже.

Так, чаще всего я использую: активное обучение, при котором главным становится активная познавательная деятельность обучающихся, направленная на решение поставленной проблемы. В рамках реализации данного метода работы ставлю перед школьниками проблему практической направленности.

На мой взгляд, эффективными также являются следующие направления в работе по формированию финансовой грамотности обучающихся как одного из элементов функциональной грамотности.

На элективных занятиях обучающимся 9 классов предлагаются образцы заданий по финансовой грамотности в рамках решения 6 вопроса, предложенного в ОГЭ.

Также, у нас запланирована экскурсия в местное отделение Сбербанка.

В вышеперечисленных видах деятельности, обучающиеся проявляют большой интерес и активность, потому что данные задания предполагают связь с их семейным социальным опытом.

Формы работы также можно использовать различные. Наиболее часто я использую: фронтальную, индивидуальную, парную, групповую в зависимости от целей урока или занятия.

Заключение

В результате вышеперечисленных форм и методов работы у школьников формируется понимание необходимости разумного отношения к деньгам и рационального финансового поведения; они учатся оценивать финансовые ресурсы своей семьи, составлять личный финансовый план, знакомятся с особенностями финансовых рынков и институтов. Используют приобретенные знания для прогнозирования влияния событий, происходящих в экономике региона, России, международной экономике на благосостояние своей семьи и, соответственно, правильного принятия финансовых решений.

В приложениях размещены образцы некоторых заданий, которыми коллеги могут воспользоваться в их предметной практической деятельности.

В рамках промежуточных срезов, я увидела достаточно высокий уровень финансовых знаний обучающихся 8 классов в предыдущий период. Это свидетельствует об эффективности комплексного подхода к данной проблеме с данного возраста. Считаю, что в 9 классе этому контингенту обучающихся будет достаточно легко выполнять задания, связанные с финансами, а также эффективно применять их на практике.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, я работаю по следующей структуре:

  1. постановка практической задачи (моделируется проблемная задача, в ходе решения которой необходимо выбрать приемлемый вариант);
  2. формулирование учебной задачи (обучающийся думает, каким способом можно решить предложенную задачу. Учитель предлагает освоить новые знания для успешного решения данного задания, т.е. освоить способ решения практической задачи);
  3. планирование (на данном этапе определяется вид деятельности, благодаря которому школьник самостоятельно пытается составить план; в случае затруднений учитель корректирует деятельность обучающегося);
  4. освоение теоретического материала (процесс активной работы по усвоению теоретического материала; особое внимание уделяется тем вопросам, которые вызвали затруднения на предыдущих этапах);
  5. решение практической задачи (учитель направляет деятельность обучающегося на интернет-ресурсы, цифровые приложения в целях успешного решения данного задания; заслушиваются результаты выполнения поставленной задачи, педагог проводит рефлексию);
  6. выполнение тренировочного задания.

В приложении также размещены ссылки на интернет-ресурсы, в которых коллегам можно найти эффективные разнообразные способы и методы урочной и внеурочной предметной деятельности в рамках повышения финансовой грамотности обучающихся.

К допустимым рискам я бы отнесла разный уровень возможностей и способностей обучающихся, находящихся в одном классе. С целью решения данной проблемы я подбираю разноуровневые задания.

В качестве ожидаемых результатов необходимо добиться повышения финансовой грамотности обучающихся, получения ими практических навыков, а также знаний для успешной сдачи ОГЭ по обществознанию.

Считаю, что работу в данном направлении необходимо продолжать, используя новые технологии в целях повышения качества образовательного результата и формирования функциональной грамотности.

В перспективе планирую разработать видеоматериалы с примерами литературных героев, касающиеся финансовой грамотности в целях повышения познавательного интереса обучающихся к данному вопросу.

Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации школьникам необходимы знания в сфере финансовой грамотности. Имея практические знания в этой области, обучающийся имеет больше шансов выбрать наиболее рациональный вариант, связанный с решением финансовых вопросов в реальной жизненной ситуации.

Финансовая грамотность дошкольников - это достаточно новое направление в дошкольном образовании. При включении ее в образовательную программу учреждения следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а азы финансовой культура ребёнка, т. е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.

Дети стихийно включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, непроизвольно овладевая первичными экономическими представлениями на начальном уровне. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки. Воспитание бережливости у детей невозможно осуществлять без формирования и развития финансовой культуры.

Уже с дошкольного возраста можно помочь ребенку усвоить азы бережного и заботливого отношения к богатствам земли, ко всему, что его окружает: беречь цветок под ногами, беречь воду и воздух, беречь свой дом и город. Дать понять, что бережливость, экономность, рациональность, деловитость - ведущие составляющие характеристики человека-хозяина. Эти качества являются одним из важнейших условий становления ценностных ориентаций ребёнка, начал его экономической социализации.

Я считаю, что погружение дошкольников в финансовую культуру происходит одновременно с воспитанием у ребенка рациональной бережливости. Но недостаточно постоянно напоминать ребенку о бережном обращении с вещами, деньгами, ресурсами необходимо научить его правильно вести себя в той или иной экономической ситуации, просчитывать результаты от своих поступков.

Возникает противоречие: с одной стороны потребность в воспитании личности, ориентированной на сбережение, с другой стороны - недостаточная разработанность процесса воспитания экономии и бережливости в условиях учреждений дошкольного образования. В связи с актуальностью этой проблемы появилась необходимость разработки системы работы по формированию понятий экономии и бережливости у дошкольников в игровой деятельности.

Цель моей педагогической деятельности - не только расширение экономического кругозора дошкольников, но и формирование представления о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Важно, на мой взгляд, помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.

Убеждена, что именно через игру эффективнее, ненавязчивее приходит опыт понимания общественной жизни. Возрастает и чувство собственного достоинства. В игре проявляются и через нее формируются все стороны интеллектуальной и психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре обогащается и его личность. С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели.

Работа по финансовому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. Поэтому главным направлением – является работа с семьей. Мною было проведено анкетирование, цель которого является выявление заинтересованности родителей в формировании финансовой культуры у детей. По результатам анкетирования, можно увидеть что большинство опрошенных родителей - 78,8 % считает, что необходимо знакомить дошкольников с финансовой грамотностью и готовы всячески поддерживать интерес ребенка в формировании финансовой культуры.

В нашей группе уже стало традицией изготавливать дидактические игры из подручных средств и бросовых материалов. Их мы в группе заготавливаем с помощью родителей, этот процесс является частью воспитания бережливости.

Играя, дети не подозревают, что усваивают новые знания, овладевают умениями и навыками финансовой культуры и бережливости. В работе с детьми с помощью игры-задания, игры-викторины, игры-конкурса использую народную мудрость пословиц, поговорок, а также русских народных сказок, где в небольших по объему фразах заключен глубокий и точный смысл правильных жизненных поступков, проверенных веками. Постепенно у детей выстраивается последовательная цепочка экономических понятий и закономерностей.

Проведённая работа способствует тому, что дети не только получают определённые экономические знания, у них, расширяется экономический словарь, они овладевают экономическими терминами, умением правильно применять их в разговоре.

Дальнейшая работа в данном направлении предполагает, что по завершению учебного года дети смогут:

- активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации игр;

- осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;

- понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить;

- осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;

- контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого;

- понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека;

- понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.

С переходом к школьному обучению у детей возникает потребность в проявлении новых качествах личности: дисциплинированности, сознательности, организованности, требовательности к себе и другим. Поэтому воспитание финансовой культуры, бережливости, ответственности, деловитости, заложенные в детском саду эффективными средствами игровых технологий является необходимым условием успешной учебной деятельности и активной школьной жизни.

21 век ставит перед психолого-педагогической наукой новые задачи. Ежедневно родители, педагоги, психологи сталкиваются с тем, что современные дети существенно отличаются от предыдущих поколений. Приемы и методы работы с детьми, эффективные еще 20 лет назад, перестают приносить желаемый результат.


Кроме того, вплоть до последнего десятилетия окружающая ребенка реальность не предоставляла особенного разнообразия источников информации, и учитель был наиболее доступным и удобным проводником знаний. С наступлением 21 века информационный фон резко изменился. Объем сведений, поступающий из массы новых, ранее не существовавших источников, возрос многократно и продолжает ежедневно расти. Современные дети вынуждены воспринимать и обрабатывать огромные массы информационного материала самого разного содержания, зачастую самостоятельно определяя приоритеты для получения новых знаний.

Что же изменилось, относительно того, что мы видели в школе раньше? По разработанной еще Яном Амосом Коменским в 17 веке классно-урочно-предметной форме обучения, каждый ребенок должен удерживать фокус внимания на протяжении 40-45 минут. Для большинства детей такие условия являются некомфортными, дети испытывают потребность переключаться с одной задачи на другую, менять положение в пространстве, менять род деятельности намного чаще, чем раз в 40-45 минут.

Текущую действительность можно рассматривать как ситуацию постоянного информационного давления. Огромное количество информации, доступной и потребляемой детьми, подается в максимально благоприятной для восприятия форме: с красивыми изображениями и спецэффектами, с увлекательным звуковым сопровождением, небольшими порциями, которые дети могут быстро воспринять и обработать. В результате дети приходят в школу перегруженными субъективно важной для них (по разным основаниям) информацией и не могут потребить то, что предлагает им учитель. Ощущая дискомфорт, ребята стремятся уйти из этой ситуации: телом, меняя положение в пространстве, ерзая на стульях или даже вставая с места, или сознанием, отвлекаясь, задумываясь о постороннем, рисуя на полях тетради и т.д. Педагог, настроенный на усвоение детьми информации по его предмету, требует от них дисциплины и подает материал достаточно строго, серьезно и сосредоточенно, чем еще больше усиливает контраст с легким и ярким развлекательным контентом.

Что же делать? Можем ли мы изменить ситуацию? Ответы можно найти в разных источниках. Обратимся лишь к некоторым из них.

Системно-деятельностный подход в обучении, лежащий в основе действующих Федеральных государственных образовательных стандартов, говорит нам о том, что развитие личности учащегося и появление у него новых умений происходит не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, заданной учителем так, чтобы произошло самостоятельное осознание проблемы, поиск решения и, как результат, открытие нового знания.

Опыт применения этих форм обучения показал, что игровые методы позволяют не столько оценить формальные знания в области финансовой грамотности, сколько показывают уровень, глубину понимания предметного материала и способность применить знания для решения практических задач. Задания, полученные в интерактивной соревновательной форме, мотивируют подростков на дальнейшее самостоятельное изучение предметного материала, стимулируют интерес к финансовой грамотности как области знания. Интерактивные формы организации работы детского коллектива развивают такие метапредметные и личностные компетенции, как умение самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности, осуществлять деятельность, оценивать и принимать решения, контролировать и корректировать деятельность, выбирать правильные стратегии в различных ситуациях, а также умение использовать разнообразные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

Учитывая все особенности современных школьников, необходимо в обучении основам финансовой грамотности найти к ним подход и вовлечь в образовательный процесс. Лучше всего сделать это позволяют игровые технологии. В разделе библиотеки сайта

Таким образом, исходя из опыта проведения массовых игровых мероприятий на территории Волгоградской области, мы можем утверждать, что игровые формы обучения не только увлекательны, но и максимально эффективны. Они имеют ряд особенностей, которые присущи именно игровым мероприятиям: игровое пространство является упрощенной версией жизни, что, безусловно, в разы повышает эффективность обучения, в процессе игры участники получают реальный практический опыт, они принимают самостоятельные решения и могут допускать ошибки, пробовать идти на риск, а выводы, сделанные в игре, и развитые умения останутся с участником в реальной жизни. Игровые технологии активно применяются педагогами региона как в рамках текущей образовательной деятельности по повышению финансовой грамотности, так и в рамках проведения внеурочных тематических мероприятий (Недель финансовой грамотности, межшкольных турниров и пр.).

Рассуждая о задачах обучения основам финансовой грамотности современных школьников, мы говорим о том, что учащиеся на этих занятиях получают большое количество практико-ориентированных знаний, а также умений и установок на ответственное финансовое поведение. Поскольку умения и установки нельзя сформировать с помощью лекции или чтения учебника, то единственный реальный способ сделать это – практические занятия с применением игровых форм обучения.

Азбука финансовой грамотности: методическое пособие для педагогов дополнительного образования. Электронное издание / Губанов А.Ю., Губанова Т.М., Лозинг В.Р., Лозинг Д.В., Нечипоренко А.В. – М., 2017 год.

Азбука финансовой грамотности: справочник школьника (информационно-просветительское пособие для обучающихся). Электронное издание / Губанов А.Ю., Губанова Т.М., Лозинг В.Р., Лозинг Д.В., Нечипоренко А.В.. – М., 2017 год.

Екатерина Юрьевна Сушко – консультант по мероприятиям, связанным с информационной кампанией в рамках реализации Программ по повышению уровня финансовой грамотности на территории Волгоградской области.

Гост

ГОСТ

Необходимость формирования финансовой грамотности младшего школьника

Финансовая грамотность – это знания и навыки личности в области применения финансовых ресурсов и принятия финансовых решений.

Финансовая грамотность необходима каждому индивиду. Она позволяет его успешному финансовому развитию, устранению материальных проблем и улучшению финансового благополучия.

Рисунок 1. Финансовая грамотность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Финансовую грамотность необходимо развивать с раннего детства. В условиях современного общества, когда экономика не только развивается быстрыми темпами, но и сталкивается с рядом важных проблем и кризисов, требуется ознакомление детей с правильным пользованием финансовыми средствами. Ребенок должен знать о финансовом положении своей семьи, ее возможностях и проблемах. Он должен понимать на покупку каких игрушек может рассчитывать.

Кроме того, ребенка необходимо ознакомить с правилами планирования своих расходов и трат карманных денег.

Навыки управления финансовыми ресурсами не являются врожденными. Они формируются специальными усилиями: развитием теоретических представлений о финансах, практическими направлениями применения финансовых ресурсов, формированием привычек, представлений и материальных ценностей.

Формирование финансовой компетентности необходимо по той причине, что ребенок может столкнуться с рядом мнений своих сверстников, чьи семьи имеют разное материальное обеспечение, по поводу финансового благополучия и особенностей пользования финансовыми ресурсами. Эти мнения не всегда являются адекватными и могут оказать негативное влияние на формирование финансовых представлений ребенка.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 2. Факторы формирования финансовой грамотности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Заложение основ финансовой грамотности в начальной школе актуально по ряду показателей:

  1. Образовательные программы школы уделяют мало внимания экономическому развитию учащихся.
  2. Недостаточность экономического воспитания ведет к непониманию детей важности знания способов бережного обращения со своими вещами, на приобретение которых затрачено немало денежных средств.
  3. Раннее финансовое развитие помогает в профилактике финансовых проблем в будущем.
  4. Необходимость развития навыков соизмерения доходов с расходами.
  5. Финансовое развитие основывается на формировании математических представлений, которые способствуют развитию мыслительных процессов и активизируют познание.

Факторы формирования финансовой грамотности

Финансовая грамотность учащихся начальной школы формируется под воздействием следующих факторов:

Организация проектной деятельности и решение контекстных задач как способ формирования финансовой грамотности младшего школьника

Проектная деятельность представляет собой формирование разнообразных задач междисциплинарной ориентации, которые объединены финансовой тематикой.

Педагог выстраивает проект по определенной сюжетной линии, затрагивающей финансовые вопросы и проблемы. Она должна быть интересна детям т.е. отвечать их возрастным особенностям развития, потребностям и увлечениям. К примеру, можно организовать какой-то праздник, подготовка к которому будет реализована учащимися. она потребует планирования бюджета, исходя из наличия финансовых ресурсов, приобретение необходимых атрибутов, с учетом наличия средств и их стоимости и т.д. Также, можно спроектировать организацию какой-то экскурсии, совместно рассчитав затраты на ее проведение или же, заняться выпуском школьной газеты. Такие направления деятельности, как бы косвенно, затрагивают финансовые вопросы и обучают детей применению финансовых средств, их оптимальному и целесообразному распределению, построению финансовых взаимоотношений со сверстниками и социальной средой.

Прямым методом обучения финансовой грамотности является решение контекстных задач. Они входят в курс математики начальной школы.

Контекстные задача должна содержать данные о наличии финансовых средств, возможностях их применения и вопрос, на который нужно найти ответ, касающийся способа использования финансовых ресурсов и конкретное числовое значение т.е. денежную сумму, которую нужно отыскать, чтобы достичь желаемого. К примеру, мальчик желает приобрести велосипед, но у родителей не имеется достаточно денег для его приобретения. При этом, ребенок ежедневно получает деньги от родителей на карманные расходы, а еще он присматривает за соседской кошкой и получает за это денежное вознаграждение. Необходимо отыскать сумму дохода ребенка, с учетом его ежедневных затрат на питание и приобретение каких-то вещей, игрушек, а также распределить свои затраты таким образом, чтобы в течение года собрать необходимую сумму денег для приобретения велосипеда.

Подобные задачи способствуют развитию логического мышления ребенка, формируют навыки подсчетов своих денежных средств и планирования своего бюджета.

Читайте также: