Доклад на тему религии забайкалья

Обновлено: 18.05.2024

Религиозным объединением в Российской Федерации признаётся добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.

Религиозное объединение отвечает таким признакам, как вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозная группа — это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

В религиозную группу входят граждане Российской Федерации, а также могут входить иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы её участниками.

Руководитель религиозной группы, либо руководящий орган централизованной религиозной организации в случае, если религиозная группа входит в её структуру, в письменной форме уведомляет о начале деятельности религиозной группы территориальные органы Минюста России.

В настоящее время о начале своей деятельности на территории Забайкальского края Управление Минюста России по Забайкальскому краю уведомили 35 религиозных групп, в том числе по конфессиональной принадлежности: православная церковь — 1; христиане веры евангельской — 22; евангельские христиане-баптисты — 4; христиане веры евангельской (пятидесятники) — 1; буддизм — 2; языческие верования — 1; индуизм — 1; неденоминированная христианская церковь — 1; новоапостольская вера — 1; сознание Кришны (вайшнавы) — 1.

В отличие от религиозных групп религиозные организации подлежат обязательной регистрации в качестве юридического лица.

В зависимости от территориальной сферы своей деятельности религиозные организации подразделяются на местные и централизованные.

Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трёх местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций.

Из приведённых выше данных следует, что конфессиональное пространство Забайкальского края достаточно разнообразно, помимо Русской православной церкви оно представлено христианскими религиозными объединениями протестантской направленности, объединениями буддистов, мусульман, иудеев и др.

Все материалы рубрики "Темы"

Ныне в Бурятии действуют 16 дацанов, 12 буддийских обществ, 17 православных храмов и приходов, католический костел в Улан-Удэ, 7 древнеправославных общин, свыше 20 религиозных сект.

Шаманизм и тэнгрианство

Возрождение шаманизма – это, с одной стороны, возвращение к архаичной религии, с другой – стремление к обновлению жизни, к творчеству, к свободе, возвращение в лоно природы. Современные шаманизм и тэнгрианство мало связаны с прежним мистицизмом (отрицают сглаз и порчу). Ныне в них более важны функции лечебные, психоэнергетические, нравственные, объединяющие. Успешным и богатым может быть человек, почитающий предков, а неблагоприятную карму исправляют покаянием, духовным самоочищением и медитацией. Присутствие на ритуалах и праздниках включается в туристские программы. Путешественники получают более глубокие и полные представления об истории и культуре Бурятии.

Буддизм

Буддизм проник в Забайкалье из Монголии и Тибета в сер. XVII в.

Бурятская кухня

Позы (буузы)

Наиболее популярное блюдо в Бурятии. Готовятся из фарша разных сортов мяса и теста, на пару.

Баранья голова

Блюдо по традиции подается особому гостю. Вареная голова – символ угощения, знак высшей степени уважения.

Бухулер

Готовятся из рубленой баранины с жиром, луком и чесноком. Отличаются от традиционных пельменей грушевидной формой и обладают оригинальным вкусом. По преданию, рецепт приготовления указан Чингисханом.

Кровяная колбаса

Варится из бараньей крови, подается в горячем виде. Очень вкусное, питательное блюдо. Мясо и кровь отборных баранов, чье сердце останавливалось в один миг (древним способом кочевников – прерыванием аорты), не успевали насытиться ядовитыми веществами и считались целебными при анемии, болезнях сосудов, сердца, почек и печени.

Саламат

Традиционное и любимое многими блюдо. Готовится из кипяченой сметаны и муки. Подается в горячем виде. Блюдо очень питательно и высококалорийно. Молочные пенки. Лакомство, изготовленное из охлажденных молочных пенок. Обладает нежным, мягким вкусом.

Кумыс

Приготавливается из кобыльего или верблюжьего молока. Обладает лечебными свойствами, содействует исцелению легочных и желудочно-кишечных болезней.

Тараг

Молочный напиток, особенно приятен в холодном виде в летнюю жару. Хорошо утоляет жажду, обладает ценными диетическими свойствами.

Айраг или хурэнгэ

Отличный диетический напиток из коровьего молока. Полезен при пониженной кислотности желудка. Хорошо утоляет жажду в жаркое время года.

Арса

Продукт перегонки молочной водки. Употреблялась зимой как сытный, согревающий продукт.

Зеленый чай с молоком

Готовится из зеленого брикетированного чая с веточками. Молоко вливается во время кипячения. Пьют горячим и холодным. К чаю подается топленое масло и шаньги.

Шаньги

Круглые лепешки, выпеченные с топленым маслом. Хорошо сочетаются с зеленым чаем.

Среди буддийских священников – лам – всегда было много высокообразованных людей, одним из которых был Агван Доржиев. Во время своего пребывания в Тибете он был одним из наставников Далай-ламы XIII. По его инициативе в 1915 г. в Санкт-Петербурге был построен первый буддийский храм в Европе. Успехи братьев Бадмаевых, личных врачей семьи Романовых, в тибетской медицине были высоко оценены императором России Александром III.

Представительство традиционной Буддийской Сангхи России

В Москве: тел. (495) 245 22 89.

тел. (30140) 2 11 83; 2 33 36;

Улан-Удэ, тел. 21 57 17.

Знаменитые люди

Аюшеев Дамба (род. 1962), глава Буддийской традиционной Сангхи России. Пандита Хамбо-лама – 24-й Хамбо-лама (глава буддистов в России). Закончил педагогическое училище, работал учителем. В 1983 г. поступил в Буддийский университет им. Дзанабадзара в Улан-Баторе. Специализировался по тибетской медицине. В 1991 г. назначен ширээтэ-ламой (настоятелем) Мурочинского дацана Балдан-Брэйбун – первого дацана на территории Бурятии. В 1995 г. избран Хамбо-ламой. С этого времени возведен дацан в Верхней Березовке (Улан-Удэ) – вторая резиденция Пандита Хамбо-ламы, открыты два буддийских института (в Иволгинском и Агинском дацанах).

Религии о самоубийствах

Религии о самоубийствах По-разному относятся к самоубийствам различные мировые религии. Попытка избежать страданий, ниспосланных Всевышним, объявлялась религиозными теоретиками христианства грехом, лишающим удавленника или утопленника прощения и спасения души.Им

Мировые религии

Мировые религии Буддизм — старейшая из трех основных мировых религий. Возникла в Древней Индии в VI–V вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда). Основные направления: хинаяна и махаяна. Достиг расцвета в Индии в V в. до н. э. — начале I тыс. н. э.;

О религии и морали

О религии и морали Религия – распространенный суррогат веры.* * * Религии умирают тогда, когда бывает доказана заключенная в них истина. Наука – это летопись умерших религий.* * * Скептицизм – начало веры.* * * Что есть Истина? Если дело идет о религии, это не более чем

О БОГЕ И РЕЛИГИИ

Религии

Религии

Религии Католики Вассаи Католики Вассаи Католики Вассаи Католики Вассаи Индийские евреи Синагога Мусульмане Индии Изображение меноры Мечеть Храм парсов – огнепоклонников Поклонение

Религии

Религии Ныне в Бурятии действуют 16 дацанов, 12 буддийских обществ, 17 православных храмов и приходов, католический костел в Улан-Удэ, 7 древнеправославных общин, свыше 20 религиозных сект.Шаманизм и тэнгрианствоВозрождение шаманизма – это, с одной стороны, возвращение к

Религии

Религии

Религии Католики Вассаи Католики Вассаи Католики Вассаи Католики Вассаи Индийские евреи Синагога Мусульмане Индии Изображение меноры Мечеть Храм парсов – огнепоклонников Поклонение

Религии

Религии Ныне в Бурятии действуют 16 дацанов, 12 буддийских обществ, 17 православных храмов и приходов, католический костел в Улан-Удэ, 7 древнеправославных общин, свыше 20 религиозных сект.Шаманизм и тэнгрианствоВозрождение шаманизма – это, с одной стороны, возвращение к

? К некоторым из перечисленных направлений принято относиться как к "сектам"…

- Закон РСФСР 1990 года "О свободе вероисповеданий" впервые дал правовое определение понятия "религиозное объединение". И слово "секта" для нас неприемлемо. Все верующие - это, прежде всего, граждане Российской Федерации, имеющие право на свободу вероисповедания. Поэтому сотрудники Министерства юстиции одинаково относятся и к Русской Православной Церкви, и к другим конфессиям. Все они обладают равными правами и обязанностями. Кроме того, практика нашей работы доказала, что религиозные организации Забайкалья серьезно относятся к соблюдению законодательства.

- Больше всего нас, конечно, удивило решение учредителей и участников читинского Общества сознания Кришны о ликвидации. Ведь эта организация в 1990-е годы проявляла большую активность и обладала высокой численностью последователей. Кроме того, прекратили свою деятельность буддийская община "Чакра", церковь пятидесятников "Благая весть" станции Ага, местная религиозная организация мусульман посёлка Забайкальск (Духовного управления мусульман Азиатской части России). В стадии ликвидации находится и дульдургинская религиозная организация пятидесятников "Миссия "Иисус Христос".

? Представители краевых властей заявляли, что здание читинской синагоги, находящееся в государственной собственности, будет возвращено верующим после того, как в Чите останется лишь одна иудейская организация.

- Никогда не слышал о подобных высказываниях, поскольку в полномочия Минюста и его территориальных органов не входит решение вопросов, связанных с передачей заданий и сооружений. На то есть уполномоченные органы. Что касается религиозных организаций, то сегодня в забайкальской столице действуют три иудейские организации - общество современного (прогрессивного) иудаизма, еврейская община Читы и упомянутая выше организация последователей традиционного ортодоксального иудаизма. Однако это множество существует лишь де-юре, фактически же все они являются последователями иудаизма. Поэтому, если вся проблема лишь в том, кому передать синагогу, то ответ кажется очевидным - всем иудеям, проживающим в Чите.

? Как по-вашему изменилась религиозная ситуация в Забайкалье за последние годы?

- В целом никак! Число организаций уже много лет колеблется в пределах 100-105. Нет стремительного роста православных, буддийских или протестантских объединений. Нет и резкого снижения их численности. Главный показатель 2000-х - это стабильность, нарушение которой в религиозной сфере может грозить серьезными конфликтами.


Забайкальский край это важнейшая в стратегическом отношении область России, на которой совместно проживают представители различных культур и религий, поэтому изучение современной религиозной ситуации в крае является актуальной и насущной задачей.

Значительным влиянием в крае пользуется Буддийская сангха, которая имеет поддержку среди этнической группы бурят. Политика руководства этой конфессии отличается толерантностью и ориентацией на взаимодействие с органами государственной власти и с общественными, этническими и культурными организациями. Значительным событием в жизни г. Читы стало строительство буддийского дацана.

Рост религиозного и этнического самосознания переживают такие группы забайкальского населения как: азербайджанцы, армяне, евреи, корейцы, татары, поляки, немцы и другие. Указанные группы связывают себя с такими религиями как ислам, христианство, иудаизм, буддизм, католицизм и другие, развивающиеся сегодня конфессии. Продолжает ощущаться присутствие протестантских церквей, которые все активнее включаются в общественную жизнь региона. Протестантизм, не имея этнической поддержки, пользуется растущим влиянием среди молодежи. Не прекращаются попытки проникновения на конфессиональное поле Забайкалья новых религиозных движений.

Все эти процессы нуждаются в тщательном изучении и экспертной оценке, которая должна стать основой определения научного прогноза развития религиозной ситуации в Забайкальском крае. В течение ноября - декабря 2008 года Лабораторией этнологических исследований ЧитГУ при участии студентов группы САН 04 проводилось исследование современной религиозной ситуации в г. Чита. Целью проводимого опроса было выявление структуры конфессионального поля, отношения населения города к различным религиозным течениям представленным на территории региона. Исследование носило разведывательный характер. При выборке использовался метод случайного отбора, она составила 244 человека.

Базовым вопросом при изучении религиозной ситуации является распределение участников опроса по их отношению к религии в целом. Большинство участников опроса определило себя как людей верующих – 57,4 %. Если сравнить эту цифру с данными предыдущих исследований 2003 [1, 50], 2005 [2], 2006 [3, 181-184], 2007 [4, 235-243] гг., то мы обнаружим некоторую, возможно неустойчивую, но все же тенденцию к росту численности верующего населения.

Отношение к вере

2003 г., данные по Читинской области

2005 г., данные по Читинской области

2006 г., данные по г.Чите

2007 г, данные по г. Чите

2008 г, данные по г. Чите

Около трети опрошенных являются колеблющимися, то есть выбирают между верой и неверием. Определенную тенденцию к снижению количества имеет группа неверующего населения. Любопытным является то что, отвечая на дополнительные проверочные вопросы, не только верующие, но колеблющиеся и неверующие, хотя бы отчасти идентифицировали себя с какой либо религиозной культурой или этнической конфессией.

Группа верующих (57,4% от общего числа опрошенных) включила в себя – православных 50,8%[1]; буддистов – 2,5%; католиков - 0,4%; христиан вне конфессии – 0,8%; язычников – 0,4%; Свидетелей Иеговы – 0,4%; верующих одновременно в православие и буддизм – 0,8%.

Группа неверующих (12,3%) включила в себя: ориентирующихся на православие – 3,3%; ориентирующихся на буддизм – 1,6%; на язычество - 0,4%; на ислам – 0,4%; на внеконфессиональное христианство – 0,4%; на пятидесятничество и православие одновременно – 0,4%. Таким образом, более половины респондентов, изначально определившихся как неверующие (6,5% из 12,3 %) в процессе опроса отнесли себя к каким-либо конфессиям.

Группа колеблющихся (30,3%) включила в себя: ориентирующихся на православие – 21,3%, на буддизм – 0,4%; на католицизм – 0,4%; на христианство вне конфессии – 0,4%; на иудаизм – 0,4%, на язычество – 0,4%. Таким образом, 23,3% из 30,3%, определившихся изначально как колеблющиеся отнесли себя к различным конфессиям.

2003, данные по Читинской области

2005, данные по Читинской области

2006, данные по г.Чите

2007, данные по Чите

2008, данные по Чите

Согласно данным нашего опроса 93% респондентов считают православие традиционной религией. К этому же типу религий относят ислам – 82%; буддизм – 81,1%; католицизм – 62,3%; иудаизм – 54%. Участники опроса были частично согласны, с тем, что к традиционным можно отнести такие религии как старообрядчество - 39,3% и шаманизм – 30,3%, несколько меньшим доверием пользуются кришнаиты – 21,3% и евангелическо-лютеранское направление – 19,3%. Следом за ними идут Новоапостольская церковь – 13,9%; баптизм – 12,7%; Свидетели Иеговы – 11,1%. Наименьшим доверием пользуются представители религии Бахаи – 7,8%; пятидесятничество – 6,1 %; и Адвентисты Седьмого дня – 3,7%.

Выделение среди религиозных организаций традиционных и нетрадиционных позволяет нам задать вопрос о функциональной значимости для России этих видов организаций. Подавляющая часть опрошенных (80,1%) включая верующую, неверующую, и колеблющуюся по отношении к религии группы считают, что нетрадиционные религиозные организации не внесли никакого вклада в развитие культуры. Более сложным является отношение к функциональной роли в развитии культуры со стороны традиционных организаций, так как часть респондентов (48,7%) не считает, что традиционные для России религиозные организации внесли какой-либо существенный вклад в развитие российской культуры, и почти столько же (48%) считает что представители традиционных религиозных организаций внесли значительный вклад в развитие российской науки и культуры.

Выявляя степень толерантности (религиозной терпимости) жителей г. Читы мы определили, что 41,4 % опрошенных считают поликонфессиональность (сосуществование различных религий на одной территории) является неотъемлемой частью культуры Забайкалья. 43,8 % участников опроса напротив считают, что в Забайкалье должны существовать только традиционные религиозные верования. Таким образом, на конфессиональном поле г. Читы существуют две тенденции отношения к религиозному многообразию, одна из которых связана с признанием его необходимости, а вторая с утверждением о важности сохранения имеющейся культурной традиции. Некоторым дополнением к указанным настроениям населения может служить вопрос о возможной зависимости религии от национальности верующих в нее людей.

Толерантность на Забайкальском конфессиональном поле подтверждается утверждениями респондентов о степени свободы, которую они испытывают при осуществлении своего вероисповедания: 73,4% опрошенных отметили абсолютную свободу в этом вопросе; 18,8 % считают, что свободны отчасти, 5,4% считают, что несвободны в отношении осуществления своего вероисповедания.

Существенно дополняет наши знания о толерантности Забайкальского конфессионального поля вопрос, отвечая на который респонденты должны были определить степень своей готовности защищать правоту своей веры с оружием в руках. Высокую степень готовности взяться за оружие отметили 18,9 % участников опроса. Не готовы браться за оружие 42,9% респондентов, не думали об этом 34,1% отвечающих. Из всех ответивших на свою нетерпимость в религиозном вопросе указали 7,7 % среди которых были и верующие, и колеблющиеся и неверующие, 11,4% считают возможным применение вооруженной силы в исключительных случаях, в то же время 77,5 % читинцев считает, что религиозные конфликты нужно решать мирно и только путем мирных переговоров. Подавляющие количество участников опроса никогда не участвовало в конфликтах на религиозной почве. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что большинство жителей г. Читы несмотря на имеющие отдельные и вполне объяснимые проявления религиозной нетерпимости, все же толерантны и открыты к межрелигиозному диалогу на конфессиональном поле Забайкалья.

Отдельным блоком были представлены вопросы, характеризующие личностное отношение респондентов к таким вопросам как, возможность вступления в брак с представителем другой религии; возможность включения в круг своих друзей, коллег по работе, соседей, людей, являющихся представителями других вероисповеданий; возможность получения Российского гражданства для представителей других религий, и возможность отмечать свои религиозные праздники для представителей нетрадиционных для России религиозных течений. Необходимо указать, что в отношении указанных вопросов читинцы продемонстрировали удивительное единодушие, в большинстве своем, высказавшись за возможность толерантных и добрососедских отношений на бытовом уровне с представителями других религий. Отсутствие фиксируемого религиозного фанатизма также проявляется и в ответах на вопрос о возможности получения религиозного образования для своих детей. Утвердительно ответили на этот 19,3 % респондентов, большинство же (48,4%) указало на возможность частичного религиозного образования. Таким образом, читинцы в целом указали на то, что приоритетное значение для них занимают светские ценности, и в частности возможность получения светского образования для своих детей.

Характеристика конфессионального поля Забайкалья была бы неполной, если бы мы не упомянули о тех ответах респондентов, в которых они демонстрируют содержательную сторону своей религиозности. Она, как правило, характеризуется своей традиционностью в аспекте ее этноконфессиональной культуры (православие, буддизм), и одновременно с этим, насыщенностью элементами, связанными с дохристианской и добуддийской языческой культурой. К примеру, 47, 5 % опрошенных верят в существование домовых, чертей, леших. Большинство респондентов (72, 6%) убеждены в возможности сглазить человека или навести на него порчу, а 7% даже ощущали это действие на себе. 46, 3 % участников опроса отмечают, что обращались к услугам народных лекарей, знахарок, гадалок и других представителей народной магии. Это указывает на то, что для многих забайкальцев, наряду со светской ориентацией в практической жизни, важной остается насыщенность существования пережитками древних языческих представлений, и связанного с ними культового поведения. Многие, заявляя о своем православии, не осуществляют религиозного поведении, не посещают регулярно храм, религиозные службы и церемонии, не участвуют в церковных таинствах. Поэтому мы можем сказать, что религия в Забайкалье, как и в предыдущие годы, выполняет зачастую нерелигиозные функции, проявляясь в первую очередь как социокультурный институт. Религия проявляет себя через активное строительство, участие в социальных проектах, образовании, пытается занять нишу, традиционно занимаемую народной магией, народными ритуалами и праздниками. В свою очередь, население использует религию в качестве инструмента этнической идентификации.

Современные тенденции развития российской государственности и мировой глобализирующейся культуры указывают на очевидную невозможность для этноконфессиональных сообществ Забайкалья оставаться только в рамках ограниченных национальных или конфессиональных культур. В своем развитии они неизбежно должны включаться в процесс модернизации, который все более интенсифицируется вследствие активизации миграционных и интеграционных движений. Этому же способствует и стремление к развитию общероссийской идентичности. С другой стороны, выживание их на уровне своих этносов в значительной мере обеспечивается только направленностью на сохранение своей этничности, своих конфессиональных особенностей. Диалектика развития исторического процесса требует от этнических и религиозных сообществ Забайкалья объединения и консолидации на основе равноправия, взаимного уважения, и сохранения культуры каждого народа, населяющего этот край.

Как показало проведенное нами в декабре 2008 исследование конфессионального поля г. Читы, в Забайкальском крае на уровне решения региональных проблем, выполнения задач строительства гражданского общества, развития общественных взглядов, при содействии органов власти происходит постепенная консолидация духовного потенциала традиционных конфессий. Стало очевидным, что сегодня религиозная сфера Забайкальского края находится в стадии формирования. И только последовательное развитие методологии взаимодействия различных религиозных взглядов и контактов руководства религиозных организаций с органами власти, а также использование позитивного опыта предотвращения конфликтных ситуаций позволят говорить о наличии и сохранении межконфессиональной стабильности в регионе.

Как показывают итоги проведенного исследования, в регионе сохраняется устойчивая межконфессиональная обстановка. Однако этнические и конфессиональные сообщества региона стоят перед рядом проблем, требующих последовательного разрешения. Основными из них являются:

- латентная угроза внешнего инокультурного влияния, могущего привести к кризису сложившейся системы межконфессиональных и национальных отношений региона (китайский фактор, фактор исламского экстремизма);

- угроза нарушения баланса структуры межконфессиональных и этнических отношений за счет искусственного выдвижения на доминирующие позиции в области идеологии одной из действующих религиозных организаций и последующей борьбы за свои естественные права других народов, организаций и конфессий;

- наличие настроений, выражающих высокую степень готовности взяться за оружие, отстаивая интересы своей веры. Указанная тенденция ставит вопрос о необходимости углубленного изучения обнаруженных настроений, а также о том, что важной является работа по предотвращению тенденций, ведущих к напряженности в сфере межконфессиональных и межэтнических отношений;

- настораживает и то, что по сравнению с общероссийскими данными в Забайкальском крае население в большей степени подвержено влиянию архаической религиозности, что создает базу для функционирования магический, мистический и оккультной религиозности.

Приведенные выше результаты анализа религиозной ситуации в г. Чите уже раз убеждают, что выживание будущих поколений забайкальцев в многогранном и стремительно изменяющемся мире возможно только при условии сохранения особенностей культуры всех народов региона, поддержания обстановки традиционного взаимоуважения, толерантности и терпимости к убеждениям каждого гражданина России.

1. Жуков А.В., Янков А.Г., Баринов А.О., Дроботушенко А.В. Современная религиозная ситуация в Восточном Забайкалье. – Чита, 2003. – 160с.

2. Янков А.Г. Религиозная ситуация в Восточном Забайкалье (по результатам социологических исследований)/Сибирь на перекрестке мировых религий. Материалы Третьей межрегиональной конференции. – Новосибирск: НГУ, 2006. – 310 с.

3. Жуков А. В., Зубакова Н. С. Современное конфессиональное поле г. Читы (по материалам социологического исследования) / Гражданское общество: сб. статей: в 2 ч. / Забайкал. гос. гум. пед. ун-т - Чита, 2007. – Ч. 2. – С. 181-184

[1] Все цифры даны, исходя из соотношения к общему числу участников опроса, которые составляют 100%.

Основные термины (генерируются автоматически): Забайкальский край, участник опроса, данные, Забайкалье, конфессия, православие, религия, чит, Читинская область, Религиозная ситуация.

Похожие статьи

Влияние процессов опустынивания на благополучие населения.

Чаще всего это торговые точки краевого центра — города Чита. В своем районе мясо продают 8,4 % проанкетированных.

опустынивание, социологический опрос, Забайкальский край, Ононский район, продукционные экосистемные услуги, Южное Забайкалье, адаптивное.

Социально-демографическая характеристика рецидивистов.

Это подтверждается и исследованием в Забайкальском крае.

Криминологические особенности лиц, совершающих корыстные преступления на территории Южного федерального округа (на примере Волгоградской области).

К вопросу о дефиците микронутриентов и способах его.

В частности, в Читинской области 31.10.2001 г. Областной Думой была утверждена целевая программа «Профилактика

При опросе выявлено, что большинство респондентов (96 %) считают Забайкальский край дефицитным по микроэлементам (йоду и селену).

Проблема детоубийства в России и Забайкальском крае

В Забайкальском крае, по состоянию за 11 месяцев 2012 года

Анкетирование проводилось в г.Чите, участниками опроса были женщины в возрасте от 16–48 лет, которым предлагалось ответить на следующие вопросы

(Участник опроса указывал конфессию). Ваш возраст.

В период его пребывания у власти религиозные конфессии в Забайкалье получили равные права.

Экономико-географические предпосылки организации и развития.

Марочной продукцией Читинской области (ныне Забайкальский край) была шерсть; имелась собственная база для специализирующейся отрасли овцеводства — породного тонкорунного. В 1960–1990 гг. для большинства совхозов и колхозов юго-восточного Забайкалья овцеводство.

Психология межрелигиозных браков | Статья в журнале.

Для изучения вопроса была составлена анкета и были собраны данные : Таблица 1. ВУЗ. Христианство.

По результатам данного опроса было выявлено отношение каждого представителя к другим религиям. Рис. 1. Знание своей и других религий.

Историческое наследие города Сретенск | Статья в журнале.

Сретенск (Стретенск) – город в Читинской области (Забайкальском крае) России, административный центр Сретенского района.

Перед первой мировой войной по торговле Сретенск уступал в Забайкалье только Чите и стоял на одном уровне с Верхнеудинском.

Социальная деятельность Русской православной церкви.

Среди религиозных конфессий работа этого центра была признана самой лучшей. На территории края действовало 4 мужских и 1

Деятельность уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви Калининской области в период Великой Отечественной Войны.

Читайте также: