Доклад на тему христианские мотивы и образы в пьесах а н островского

Обновлено: 07.07.2024

Я полагаю, что наиболее колоритные интерпретации библейских идей и образов даёт нам русская литература в эпоху её наибольшего расцвета, в классическом XIX веке. Ведь, как и вся европейская культура, русская литература прошлого века тесно связана с христианством и Библией. Желая хоть что-то понять в той картине народного бытия, что создана русской классикой XIX в., надо постоянно помнить о Книге Книг. Как помнили о ней русские писатели, которые с детства воспитывались в вере, интересовались библейскими сюжетами, впитывали в себя мудрость и гуманизм Вечной Книги.

Вторично образы ада появляются, когда два человека рассматривают и обсуждают изображения на стенах галереи (д.4, явл.1):

«1-й. Что бы это такое, братец ты мой, тут нарисовано было, довольно затруднительно это понимать?

2-й. Это геенна огненная.

1-й. Так, братец ты мой!

2-й. И идут туда всякого звания люди.

1-й.Так, понял теперь.

2-й И всякого чину.

«Дикой. О посту как-то, о великом, я говел…

Кабанова. Ну, я богу молиться пойду; не мешайте мне…

Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что обитатели Калинова, в своём большинстве, не опираются на мудрость Вечной книги, которая была одним из важнейших критериев оценки морали, поведения и жизни. Они невежественны, глупы и ничтожны.

Однако не стоит забывать, что Катерина ещё и личность, целостная и независимая натура, способная переживать сильные чувства. Личность, которая никак не могла себя реализовать. Катерина испытала истинную страсть к Борису, и ей пришлось реализовать себя в ней. Ведь смыслом её жизни стала любовь, но любовь её к Борису греховна.

Перед этой женщиной встали два пути: либо перестать быть собой, либо отвергнуть закон Бога. Отсутствие в ней двойной морали, столь необходимой в мире, где царят жестокие нравы, объясняется тем, что над своей волей она видит только волю Божью, в отличие, например, от Тихона, для которого воля матери - это воля Бога. Кабанов отрекается от своей воли, полностью подчиняясь воле матери, а Катерина - нет. Любовь и воля нераздельно сливаются в ее сознании.

Стремление к воле, поселившееся в ее душе, Катерина воспринимает как нечто страшное и гибельное, противоречащее собственным, вполне патриархальным представлениям о нравственности.

А сейчас мне бы хотелось обобщить всё вышеизложенное под единым знаком всего произведения – знаком грозы. Ведь именно в названии произведения прочитывается главный апокалипсический смысл. Гроза мистическим символом нависла над судьбами героев пьесы. Отличительная особенность образа грозы состоит в том, что, символически выражая идею произведения, он вместе с тем непосредственно участвует в действии драмы как вполне реальное явление природы, прямо вступает в действие в его решающие моменты, во многом определяет поступки героини, ведет трагическую тему от ее завязки к кульминации. А, кроме того, — и это очень существенно — образ грозы столь многозначен, что освещает едва ли не все грани трагической коллизии пьесы.

Таким образом, можно сказать, что в данной работе были освещены все основные библейско-религиозные мотивы и выявлены причины их использования в драме:

2) сама сюжетная ситуация;

3) специфика конфликта;

4) исключение библейских ассоциаций грозит полным непониманием замысла А.Н. Островского.

Список использованной литературы
1.Островский А.Н. Гроза. // Островский А.Н. Собрание сочинений: в 10-ти т. М.: Гослитиздат, 1959-1960. – 382 с.

3.Бухаркин П.Е. Православная церковь и русская литература в ХVIII-XIX веках: пробл. культ. диалога / П.Е. Бухаркин. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1996.– 170 с.

4.Добролюбов Н.А. Русские классики / Н.А. Добролюбов. – М.: Наука, 1970. -614 с.

5.Дубинская А.И. А.Н. Островский: Очерк жизни и творчества / А.И. Дубинская. — М.: Изд-во АН ССР, 1951 .— 280 с.

6.Журавлева А.И. Русская драма и литературный процесс XIX века. От Гоголя до Чехова / А.И. Журавлева . - М : Изд. МГУ, 1988 .- 198 с.

7. Лакшин В.Я. А.Н. Островский / В.Я. Лакшин .— [3-е изд.]. — М. : Гелиос, 2004 .— 766 с.

8.Лотман Ю.М. А.Н. Островский и русская драматургия его времени / Ю.М. Лотман.— М.; Л., 1961 .— 360 с.

9.Мильдон В.И. Философия русской драмы: мир Островского / В.И. Мильдон. – М.: РОССПЭН, 2007. – 240 с.

10.Ревякин А.И. А.Н. Островский : Жизнь и творчество / А.И. Ревякин.— М.: Учпедгиз, 1949 .— 344 с.

11.Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н. Островского / А.И. Ревякин .— 2-е изд. испр. и доп. — М. : Просвещение, 1974 .— 334 с.

16.Холодов Е.Г. Мастерство Островского / Е.Г. Холодов .— 2-е изд. — М.: Искусство, 1967 .— 543 с.

Смотрите также:


1 стр.


1 стр.


1 стр.


1 стр.


1 стр.

Экзаменационные вопросы по литературе за Ι полугодие 10-в класса Билет №1 Своеобразие романтической баллады В. А. Жуковского

Во многих произведениях русской литературы звучат христианские мотивы. Религиозный характер носят роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", поэма А. А. Блока "Двенадцать", роман "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова и многие другие труды русских писателей. Таким образом, авторов этих произведений отличает набожность. Религиозность пьесы Островского "Гроза" подчёркивается образами некоторых героев.

Один из них - молодая женщина Катерина, которая свято чтит христианские обычаи, но в то же время их нарушает.

Катерина описывается Островским религиозной и уважающей старинные обычаи. В одном из своих разговоров с Варварой она рассказывает ей: ". И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится". Женщина считает свою любовь к Борису Григорьевичу грехом. Варвара предложила ей ключ от калитки, чтобы Катя могла видеться с любовником, но она наотрез отказалась: "Да что ты затеяла-то, гоеховодница! Можно ли это!Подумала ль ты? Что ты! Что ты!". По мнению Катерины, ей всю жизнь нужно быть с мужем: "Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски, до гробовой доски..". Она полагает так, потому что этого требуют христианские обычаи, но Катя чувствует к Тихону только жалость. Об этом она сама говорит в разговоре с Варварой. В итоге приводит к измене мужу. Женщина влюбляется в Бориса. Она поддерживает отношения с ним, но стыдится этого, считая грехом: ". Ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда. ". Катерина сожалеет о своём поступке. Варвара говорит в разговоре с Борисом: ". Дрожит вся, точно её лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает. ". В конце концов она не смогла смириться со своим положением и совершила самоубийство.

Невестка Кабановых живет по христианским обычаям, во всех поступках героини отражается её религиозное воспитание. Набожность не позволяет ей любить Бориса но это чувство настолько сильное, что даже боголюбие Катерины неспособно заглушить его. Н. А. Добролюбов считает, что к Борису влечет её не одно то, что он ей нравится, к нему влечет её и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже. Такая любовь не уживается в стенах кабановского дома с притворством и обманом. На тайном свидании с Борисом Катерина в восторге от любви говорит ему: ". Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?". Получается, что любовь заставила молодую женщину забыть о грехе, которым является её измена мужу. Она ничего не боится , кроме лишения возможности видеть её избранного.

Катерина является по-настоящему набожным персонажем, который руководствуется религиозными правилами поведения не только в мыслях, но и в поступках.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Религиозность Островского и эволюция религиозных тем и мотивов в его творчестве никогда не были предметом углубленного изучения: соображений общего свойства, суждений, исходящих из понимания всей драматургии Островского, накоплено немного. Даже богоборческая и богоискательская эпоха конца XIX — начала XX века, страстно и пристрастно размышлявшая над реформаторскими порывами мятежных духов Достоевского и Толстого, не позвала в собеседники заземленного, ясного и безмятежного, как виделось тогда, Островского.

Богоискателей-резонеров в его пьесах нет. Тут каждый носит своего Бога с собой, примеряя, прилаживая, пристраивая его к Богу, общему для всех. Каков этот Бог, общий для всех?

Что-то в этой упрямой и самодовольной жизни надломлено, чего уже не спасешь ни строгим постом, ни ранним вставанием. А все-таки она сильна, спокойна, родственные связи еще крепки, тот, дальний Бог, грехам терпит, а домашний Бог (скорее, домовой) в дурном расположении — немножко наказывает, в хорошем — немножко благословляет.

Душа Марьи Андреевны остается единственным вместилищем, где скрывается, окруженный жестокой косностью мира, самоотверженный и милосердный христианский Бог. Марья Андреевна, не рассуждающая о Христе, соединена с ним верными и прочными узами, той единственной приметой, по которой среди героев Островского можно выделить людей Христа — способностью приносить себя в жертву ради другого.

Но и носители просвещенного разума, и неразумные живут в Божьем мире как его написал Островский — на равных правах. Для неразумных — мир неразумен, чреват постоянными опасностями, подвохами. Так ли уж безнадежны их наивные и отважные попытки приспособиться к Хаосу, понять его, приручить маленько?

В отношении Островского к судьбе и суеверию не все рационально, внятно выговорено, просвечено до дна. Да, судьба и суеверие — удел неразумных. Но разумна ли земная жизнь?

Звезда с звездою разнствует во славе,
Так на небе, и на земле все так же:
И старшие, и младшие, и слуги,
И господа, и князи, и бояре,
И господом венчанные на царство
Великие цари и государи,
За чином чин по лестнице восходит
От нас к царю и от царя до бога.
И всяка власть от бога.

Ни о маменьке, ни о родительском доме Катерина более не вспомнит. Вообще, когда у героинь Островского случается какое-либо семейное расстройство, их первая мысль — вернуться в родительский дом. Но в этот дом возврата нет. Точно он и не на земле был вовсе, точно душа Катерины с неба упала.

То ли в далеком прошлом, то ли в мечтах о будущем, в народном мироощущении слились Христос и Солнце. Духовное сплелось с природным и облагородило, освятило его. Может статься, так было; можно надеяться, так будет. Но то состояние русского мира, в которое спустилась душа-Катерина, далеко от гармонии, от слияния и примирения духа и природы.

Трагический тупик! Предпочтешь Солнце и природу — отъединишься от духа и Христа. Уйдешь к духу и Христу — отпадешь от Солнца и природы. Боги ссорятся, людям горе.

Это в домах. Дома же окружены вольной волюшкой природы, царством ветхих стихий, увенчанных державной силой древних богов: грозы, солнца. Вне дома и вне природы стоит церковь. Древние боги не заходят в дома, не заглядывают в церковь. Но все, что происходит на воле, на природе, — то! их власти, и вмешательства они не потерпят.

И, надо сказать, демоны домов дипломатично уступают древним богам их древнюю долю.

Толкуя дальше о Солнце, разъясню: имеется в виду Ярило-Солнце, в значительной мере сотворенный Островским бог, покровительствующий любви — молодой, горячей, страстной, земной любви требующий ее от своих подданных властно и гневно.

Сосуществование Дома и Воли не было мирным, договор нарушался обеими сторонами.

Считать, что трагедия Катерины в том, что она свершила запоздалое служение Яриле, — значит, сделать творение Островского грубее и проще, чем оно есть. Однако действие Солнца в истории Катерины существует, и оно — решающее.

Катерина потеряла связь с прежним Богом и поневоле покорилась Богу Кабанихи.

Такое натурфилософское откровение — редкость для Островского, чей духовный мир вне творчества был замкнут. Итак, природа ждет от человека ответной, взаимной любви, и это требование — мучительно для него, живущего уже в отъединении от природы.

Живя в слиянии с нею, человек был сыном природы, и любовь ее была материнская, властная, но и покровительственная. Отъединившись и усилившись, испытывая и покоряя природу, человек сделался объектом иной любви — требовательной, мучительной, казнящей.

Все приходы и уходы у Островского обычно конкретны, мотивированы. Здесь объяснение одно: исключительная сила любви, обостряющая все чувственные способности человека.

Доброе детское солнышко обратилось в грозного Бога, требующего и поклонения, и жертв. Свой Бог — у естествоиспытателя Кулигина, и живет он с ним в полном ладу и согласии, и ничего не может ни с Кулигиным, ни с его Богом поделать калиновская жизнь. Не страшны ему ни демоны Дома, ни гнев языческих богов. Мы немногое узнаем об этом Боге — лишь то, что он милосерден, справедлив и весьма благоволит к учению, науке, просвещению. Никакого особого поклонения, никаких жертв не требует. Он ценит сердечное тепло, и одно ему тяжко: обман доверия. Человек, исповедующий такого Бога, обманывать доверившегося не будет, не сможет.

Думаю, этот Бог и есть Бог самого Островского. Провинилась ли перед ним Катерина?

Но муками совести и покаянием этот грех искуплен, и более никакой вины на Катерине нет.

Кто же из богов виновен в дальнейшей судьбе героини?

Демон объявляет им войну — не Солнцу и Христу, вестимо, перед ними он ничтожен, а своим подданным: Катерине, Варваре, Тихону. Земная, простая Варвара сбегает с Кудряшом, по своей воле и в согласии с природой. Самостоятельная человеческая воля начинает производить решительные действия.

В мироощущении Катерины гармонически сочетается славянская языческая древность с христианской культурой, одухотворяющей и нравственно просветляющей старые языческие верования. Религиозность Катерины немыслима без солнечных восходов и закатов, росистых трав на цветущих лугах, полетов птиц, порханий бабочек с цветка на цветок. В монологах героини оживают знакомые мотивы русских народных песен. В мироощущении Катерины бьется родник исконно русской песенной культуры и обретают новую жизнь христианские верования.
Посмотрите, как молится Катерина, "какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится". Что-то иконописное есть в этом лице, от которого исходит светлое сияние. Но излучающая духовный свет земная героиня А. Н. Островского далека от аскетизма официальной христианской морали. Ее молитва — светлый праздник духа, пиршество воображения: "Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится". Далеко ушла жизнелюбивая религиозность Катерины от норм старой патриархальной морали.
Радость жизни переживает она в храме, солнцу кладет земные поклоны в саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести, просыпающейся природы: "Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут".
В мечтах юной Катерины звучат отзвуки христианских легенд о рае, божественном саде Эдеме. Очевидно, что легенда о рае включает у нее и всю красоту жизни земной: молитвы восходящему солнцу, утренние посещения ключей-студенцов, светлые образы ангелов и птиц. В ключе этих мечтаний и другое нешуточное стремление — полететь: "Отчего люди не летают!. . Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела". Откуда приходят к Катерине эти фантастические мечты? Не плод ли они болезненного воображения, не каприз ли утонченной натуры? Нет. В сознании Катерины пробуждаются вошедшие в плоть и кровь русского народного характера древние языческие мифы, вскрываются глубокие пласты славянской культуры.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 53

Религиозно-библейские мотивы

Конспект открытого урока,

в рамках Двенадцатых Московских областных

Рождественский образовательных чтений.

Учитель русского языка

и литературы высшей категории

Конюхова Ольга Владимировна

Цель урока: понять авторский замысел в раскрытии образов героев драмы через использование христианских мотивов.

Форма урока: беседа.

На уроке использованы следующие технологии: технология проблемного обучения, технология критического мышления, технология личностно-ориентированного развивающего обучения, технология интегрированного обучения, технология ИКТ.

I .Организационный момент.

3.Формулировка задач учащимися, исходя из поставленной цели:

-показать, как отношение к Богу и молитве характеризует героев пьесы, опираясь на текст пьесы и используя материалы исследований;

II Проблемно- аналитическая беседа с использованием исследовательского материала.

1. Вступительное слово учителя.

Это значимая деталь в понимании авторского замысла.

-Какой символический смысл несёт в себе число 40 в православии?

-Что вы можете сказать о Марфе Игнатьевне Кабановой с точки зрения её отношения к религии? ( на доске слайды с изображением Кабанихи).

-Можно ли назвать Кабаниху благочестивой?

-По каким правилам живут на Руси в 19 веке?

-На чём должны строиться взаимоотношения в семье? (на любви, поддержке, взаимопонимании).

--А на каких принципах строит их Кабаниха? (на полном подчинении своей воле и на страхе).

- Как она молится Богу? (будто выполняет тяжёлую работу, исполняет повинность, нет душевной потребности в молитве). Бог у неё злой, страшный, карающий, языческий.

-Как наказана Марфа Игнатьевна? (разрушена семья: дочь сбежала с Кудряшом, невестка мертва, сын выражает протест, обвиняя в случившемся мать).

-Вспомните библейские заповеди.

-Нарушают ли эти заповеди Кабаниха и Дикой?

- Кто ещё из героев пьесы нарушает библейские заповеди? Кто грешит?

-Раскройте смысл образов Феклуши и Глаши. Слайд.

- О какой любви поется в романсе? (любовь – самопожертвование, которая приводит к гибели).

-Победила ли Катерина? Или она побеждена? Беседуя, мы ответим на этот вопрос. Чтобы понять мотивы поведения героини, надо вернуться во времена её детства и юности. Слайд.

-Полюбив Бориса, испытав любовь, может ли Катерина остаться в доме Кабановых?

-Боялась ли она смерти? Прочитать отрывок (Д.1, явл 9, стр.116)

- Но какой она предстала перед Богом? ( Она покаялась).

- Что такое покаяние? ( Добровольное признание в своём проступке, признание своей вины, исповедь).

-Где и как происходит признание Катерины в совершённом грехе? Зачитать отрывок: (Д.5, явл.6)

-Каково значение символических образов в этой сцене: гроза, как кара Божья; барыня-грешница, для которой Бог только карающий; геенна огненная. Слайд.

-Что такое геенна огненная?

- На что надеялась Катерина? (На прощение)

_-Способны ли калиновцы, которые сами грешат на каждом шагу, простить Катерину? (Они могут только осуждать).

-Обратимся к последней сцене пьесы. Зачитать слова Кулигина. (Д.5, явл.7)

Вывод: Смерть Катерине была не страшна, потому что она покаялась. Но она долго не могла решиться на самоубийство.

-Зачитать последние монологи Катерины: Д.5, явл.2.; Д.5, явл.4.

Вывод: Смерть для Катерины – начало новой жизни.

-Разве только из-за любви бросается Катерина с обрыва?

-Самоубийство Катерины - это победа или поражение?

Вывод: Хочется ещё раз подчеркнуть современное звучание пьесы, написанной в 19 веке. Тема любви вечна.

- Что такое любовь как философская категория?

Любовь рассматривается как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви. Любовь выступает важнейшим субъективным индикатором счастья.

Любовь — одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям.

Любовь Катерины - мягкая, жертвенная, снисходящая к ближнему любовь с забвением собственных интересов в заботах и во имя любимого, бескорыстная самоотдача, растворение любящего в заботе о любимом. Именно такое понимание любви восхваляло христианство в период заката языческой культуры.

Учитель: Да, тема любви – тема вечная. Катерина испытала такую любовь, без которой она не могла дальше жить, как без воздуха. Для неё любовь – Божий дар. Она умирает физически, но возрождается духовно, потому что прощена Богом за чистоту души, за искренность, за молитвы, за признание в грехе. Религиозность Катерины подчеркивали литературные критики.

Заключительное слово учителя:

Мерилом нравственных ценностей для А.Н.Островского явилась проверка героев драмы на их отношение к религии и на соблюдение ими нравственных основ христианства. Это один из приёмов, которые используют писатели для раскрытия литературных образов, их духовно - нравственной культуры и формирования нравственных ценностей, основой которых является любовь. Мы же с вами усваиваем эти ценности посредством внимательного чтения и анализа классических произведений.

III . Подведение итогов урока. Выставление оценок.

IV . Домашнее задание: Сочинение по творчеству А.Н.Островского, темы в учебнике, стр.133. Биография Н.А.Некрасова, учебник, стр.135-144. Индивидуальное задание: презентация по биографии Н.А.Некрасова.

Читайте также: