Доклад на тему храмы китая

Обновлено: 08.07.2024

Развитие китайской архитектуры находило свое проявление в строительстве дворцов, монастырей, храмов. Материалами кроме камня были дерево, бамбук, тростник, глина, а также терракота, фаянс, фарфор.

Приход к власти первого императора из династии Хань (с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э.) имел большое значение не только для объединения огромной империи, границы которой с тех пор не изменялись, но и для развития китайской культуры, ставшей основой китайского мировоззрения вплоть до сегодняшнего времени.

В произведениях искусства отображаются славные моменты прошлой истории, превозносятся добродетели, осуждаются пороки. Одновременно создатели произведений искусств часто черпают свое вдохновение у природы.

В результате проникновения из Индии буддизма, в Китае появляются и новые типы культовых сооружений. Это прежде всего пагоды, представляющие собой башни из кирпича или камня, имеющие несколько ярусов с выступающими крышами, а кроме того, пещерные храмы, подобные индийским.

Так же как и в Индии, в Китае, под влиянием сооружений из бамбука некоторые архитектурные формы принимали своеобразный характер, например углы крыши были приподняты, а сама кровля оказывалась слегка прогнутой.

В начале нашего летоисчисления возникают новые большие города, и важной задачей опять становится строительство дворцов, которые представляли собой целые комплексы построек с павильонами, воротами и бассейнами посреди архитектурно проработанных парков. Для китайцев характерна особая любовь к природе, проявляющаяся в чутком к ней отношении и восприятии ее как важной составной части жизненной среды. Это выражается в сооружении храмов, объединяемых в симметричные комплексы, окруженные благоустроенными садами, в которых стоят отдельные пагоды.

Кроме городов, храмов и дворцов строились гидротехнические сооружения, каналы и плотины.

Храм Неба (кит. трад. 天壇 , упр. 天坛 , пиньинь: Tiāntán, палл.: Тяньтань) — храмово-монастырский комплекс в центральном Пекине, включающий единственный храм круглой формы в городе — Храм Урожая (это главный храм комплекса, часто называемый Храмом Неба). Занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечетва. Площадь комплекса составляет 267 га. Тяньтань является одним из символов города.

Храм неба расположен к юго-востоку от императорского дворца. Появился он в то же время, что и Запретный город, и первоначально действовал как храм Неба и Земли. Этим объясняется необычная форма территории храмового комплекса (южная часть постройки имеет форму квадрата, а северная округла): согласно китайской традиции, круг символизирует Небо, а квадрат — силы Земли; с тех пор в стенах Тяньтаня возносились молитвы исключительно Небу.

В течение почти 500 лет раз в году, в день зимнего солнцестояния, императоры прибывали сюда, чтобы после трехдневного строгого поста принести Небу щедрые дары. Считалось, что у владыки Поднебесной божественное происхождение, поэтому только император имеет право обращаться к Небесам с молитвами о процветании государства. Властитель заклинал ветер, дождь, жару и холод, чтобы они появлялись именно тогда, когда назначено вековечным природным циклом, — это было залогом хорошего урожая.

Архитектура Китая

Храм Тяньнин (Пекин) — буддийский храм в районе Сюаньу , Пекин , КНР. В храме стоит Пагода храма Тяньнин, построенная в 12-м веке. Возведённая при киданьской династии Ляо в 1100—1119/1120 годах, пагода была достроена незадолго до падения этой династии. Это 13-этажное строение, 57.8 м (189 фт) высотой, на восьмиугольном основании, обычном в китайских пагодах, сделанном из камня и кирпича. Пагода имитирует стиль старинных деревянных пагод, отличающихся деревянным доугуном (декоративное крепление балок). Она стоит на широкой платформе, которая олицетворяет гору Сумеру. Пагода имеет веранду с перилами, хотя они декоративные. Стоит отметить декоративные порталы и изображения буддийских небесных стражей (Локапала), выполненых в китайском стиле. Дизайн пагоды вдохновил строителей эпохи Мин на постройку Пагоды храма Цышоу в 1576 году.

Историк архитектуры Лян Сычэн (1901—1972) — основоположник изучения древнекитайской деревянной архитектуры называл пагоду храма Тяньнин чистым примером средневековой китайской архитектуры.

Архитектура Китая

Пагода Шести Гармоний или пагода Люхэта ) — 13-ярусная 60-метровая пагода в южной части города Ханчжоу, Китай, является одним из ярких памятников архитектуры Китая периода династии Сун.

Восьмиугольная пагода, названная в честь шести гармоний буддизма, расположена на берегу реки Цяньтан, у подножья холма Юэлунь. В первый раз она была построена в период Северной империи Сун (960—1127 гг.), затем уничтожена в 1121 году и полностью восстановлена в 1165 г, в период Южной империи Сун (1127—1279). В 1900 была проведена серьёзная реконструкция пагоды.

В соответствии с историком Джозефом Нидхемом, пагода ранее служила маяком, помогала морякам определить место стоянки ночью, а также защищала от приливных волн.

С высоты пагоды открывается хороший вид на долину реки Цяньтан и двухъярусный мост через неё, который был построен китайским инженером Лао Ишенем в 1934-1937 годах.

Храм Истинного Единства

даосский храм у подножья горы Лунхушань

вниз по реке Луси, в 5 км от города Шанцин. Находиттся в 20 км к югу от города Интань в провинции Цзянси, автобусом можно доехать до деревни в 1 км по другую сторону моста, добраться можно также на плотах по реке. Это один из центральных храмов Школы Небесных Наставников, храм получил название по имени Школы Истинного Единства

В этом месте основатель даосизма Чжан Даолин выплавлял эликсир бессмертия. Чжан Шэн, четвёртый Небесный Наставник, в последние годы династии Хань построил этот храм, который раньше назывался Храмом Небесных Наставников, позднее храмом Яньфа. В современном виде храм был достроен во время династии Мин, название Храм Истинного Единства дал ему император.

Архитектура Китая

Архитектура Китая

Пагода Баочу в Ханчжоу — яркий пример китайского каменного зодчества Эпохи пяти династий и десяти царств (907—978). Девятиярусная 45-метровая пагода была возведена на Холме драгоценного камня (северный берег Западного озера) в 963 году как залог благополучного возвращения из Кайфына царевича Чу, последнего правителя местного княжества У-Юэ.

Будучи поставленной на весьма узкое основание, башнеобразная пагода без внутренних лестниц отличается стройностью и изяществом. На макушке пагоды — декоративный фонарь. К XX веку сооружение обветшало, однако предпринятая в 1933 году реставрация не отличалась добросовестностью: два верхних яруса были снесены вовсе, вследствие чего высота постройки сократилась на 15 метров.

Архитектура Китая

Пагода Дацинь (кит. 大秦塔) в районе Чжоучжи (кит. 周至县 ) китайской провинции Шэньси около города Сиань — древнейшая христианская церковь на Дальнем Востоке. Воздвигнута христианами-несторианами (представители Ассирийской церкви) приблизительно в 640 году Первоначально входила в состав монастыря.

На стенах памятника по сей день можно разглядеть изображения Рождества Христова и Ионы под стенами Ниневии. Также сохранились отдельные надписи на сирийском языке. В настоящее время сохранности пагоды угрожают не столько землетрясения, сколько периодические наводнения. В 1999 году была проведена косметическая реставрация; в ходе новых работ предполагается расчистить погребённые в XVI веке подземные залы.

Архитектура Китая

Дворец Высшей Чистоты

Согласно традиции, дворец построил основатель даосизма, первый Небесный Наставник Чжан Даолин во II векен. э..

Название Шанцин означает Выcшая чистота, этот термин часто употребляется в китайской традиции, так называется даосская школа.

Архитектура Китая

В комплексе почти отсутствуют типичные для даосских храмов жертвенники и алтари, считается, что именно здесь духи получают своё назначение и ранг в божественной иерархии.

Территория дворца занимает большую площадь над рекой Луси к востоку от основного города, местность неровная, включает в себя холмы. Весь комплекс окружён каменной стеной, внутри комплекса — живописный парк. Дворец призван всей своей формой выражать основные идеи даосизма, показывать высшее совершенство, развивать духовность и высшие моральные качества даосов. Весь дворец является священной территорией, на нём практически не было расположено жилых и административных зданий, основные ежедневные церемонии проводятся в другом месте, сам же дворец предназначен для прогулок, медитаций, отдыха, высших ритуалов и является местом единения с природой для старых даосов.

После разрушений дворец был восстановлен в сунском архитектурном стиле.

Архитектура Китая

Архитектура Китая

При входе во дворец — трёхэтажный павильон с аркой, на верхнем этаже расположены алтари, который называется Ворота Фуди (Ворота Счастливой Земли). Далее дорога, окружённая стеной с двух сторон, ведёт к Павильону Спешивания, где полагается спуститься с лошади и подготовиться ко входу на основную территорию дворца, освободясь при этом от оружия.

Далее предстояло пройти через Зал Девяти Дворцов и Восьми Триграмм, в котором изображена схема Восьми Триграмм Ицзина, распределённым по девяти дворцам, двадцать восемь колонн, соответствующие 28 лунным стоянкам китайского зодиака. За этим залом начиналась территория духов.

Проход в мир духов

Архитектура Китая

Далее через окружённую каменными стенами Улицу Драконов через ступени путь идёт в большой двор перед воротами Линсян (Ворота Волшебной Звезды).

Архитектура Китая

За воротами находится двор, на котором выложен символ Великого Предела (Тайцзи), с двух сторон двор замыкают Колокольная башня и Барабанная Башня.

Архитектура Китая

В следующем дворе расположен священный пруд, около которого следует отпустить на волю животных и птиц, к этому месту приезжали также императоры, чтобы отпускать на волю пойманых зверей. Здесь четвёртый небесный наставник Чжан Шэн посадил акацию. Далее располагается павильон, в котором обитали старики-даосы (Небесные Наставники и настоятели храмов), они накапливали энергию ци и готовились к возрождению в мире бессмертных. К этому павильону примыкает священный колодец c посеребрённой водой, отводящей несчастье.

Далее следует обширный парк, в котором спрятан Павильон заточённых злых духов.

Наньюэ Дамяо

Наньюэ Дамяо является местом массового паломничества, при этом паломники начинают отсюда начинают восхождение на гору Хэншань. Большинство храмов комплекса посвящено даосским божествам. Храм включает в себя также буддийский монастырь и конфуцианский алтарь.

Архитектура Китая

Архитектура Китая

Резиденция Небесных Наставников (кит. 天師府 , Тяньшифу) — даосский храмовый комплекс в городе Шанцин, в горах Лунхушань. Административно подчинённ муниципалитету города Интань. Находится на расстоянии 20 км к юго-востоку от Интаня, связан с Интанем автобусом. Первоначально назывался Обитель Великого Истинного Мужа, занимал площадь 24000 кв. м.

Здесь находился административный центр Школы Небесных Наставников, известной позже как Школа Истинного Единства (正一道), место обитания патриарха и даосская община.

Архитектура Китая

Комплекс построил основатель даосизма, первый Небесный Наставник Чжан Даолин во II веке н. э..

После революции комплекс пришёл в упадок. В апреле 1983 Госсовет КНР расширил список охраняемых объектов, туда вошла также Резиденция Небесных Наставников.

Архитектура Китая

Постепенно были выделены средства для реставрации храмовых комплексов, которые были открыты для туризма. Резиденция Небесных Наставников находилась в запущенном состоянии, многие храмы и павильоны были разрушены, территория была расширена и реставрирована, но реальное восстановление храмов и даосской общины можно отнести к середине 90-х годов. Храмовый комплекс был расширен, на его территории раскинут декоративный парк, общая площадь стала 50000 кв. м.

Пайлоу (кит. 牌楼 ), или Пайфан

резные орнаментированные триумфальные ворота из камня или дерева, возводившиеся в Китае в честь правителей, героев, выдающихся событий. Перекрыты одной или несколькими крышами в зависимости от числа пролётов.

Пайфан изображается в различных формах. Одна из форм включает в себя размещение деревянных столбов на каменные основания, и связать их друг с другом деревянными балками. Этот тип всегда красиво оформлен, колонны обычно окрашены в красный, украшенная сложная конструкция и китайская каллиграфии. Крыши покрыты цветными изразцами, в комплекте с мифическими чудовищами - так же, как и китайские дворцы.

Другая форма Пайфана заключается в форме арок из камня или кирпича, стены которых могут быть окрашены в белый или красный цвета, или украшенне цветными изразцами; в верхней части арки украшаются, как и их деревянные аналоги.

Еще одна форма Пайфана, построена в основном на религиозных могильники, состоит из простых белых каменных столбов и балок, без черепицы, без цветных украшений, но с особенной разработкой резьбы, созданная мастером каменщиком.

Ворота в деревне Сиди

Архитектура Китая

В XX веке три гробницы были вскрыты и исследованы археологами, однако в 1989 г. археологические изыскания на территории комплекса были прекращены и с тех пор не возобновлялись.

Павильон с черепаховой стеллой у входа в погребальный комплекс

Архитектура Китая

Парк Бэйхай

императорский сад к северо-западу от Запретного Города в Пекине.

Бай Та (Белая ступа) — 40-метровая ступа, размещенная на вершине острова Цхунхуа. Сделана из белого камня. Гравюры солнца, луны и пламени украшают поверхность башни. Уничтожена землетрясением в 1679 и отстроена в следующем году и снова восстановлена в 1976 после землетрясения в городе Таньшаньнедалеко от Пекина. Гробница внутри хранит буддийские писания, монашеские мантии, сосуды для милостыни и кости монахов(остатки после кремации).

Архитектура Китая

На территории парка находится пара восстановленных буддийских храмов, такие как Юйнань (Храм Вечного мира) и Чаньфу.

На северном берегу размещен Павильон 5 драконов : 5 соединенных павильонов со шпилями и традиционными китайскими карнизами, построенные во времена династии Мин.

Один из павильонов 5-ти драконов

Архитектура Китая

Стена 9 драконов — размещена к северу от Павильона 5 драконов. Была построена в 1756 и является одной из 3 подобных стен в Китае. Сделана из семицветного глазурированного кирпича. 9 драконов, играющих в облаках, украшают обе стороны стены.

Стена 9-ти драконов

Архитектура Китая

Архитектура Китая

Также на северном берегу существует зал Дзинсинь (зал успокаивающегося сердца). Из себя она представляет сад в саду площадью более 4 000 м².

Круглая стена (Tuancheng) вмещает в себя холл Получения света (Chengguangdian) — просторное здание с двойной карнизной крышей, сделанной из желтой, окаймленной зеленым цветом, глазированной черепицы. Внутри находится Будда высотой 1.6 м, подаренный императору Гуансюю кхмерским королем Камбоджи. Статуя высечена из монолита чистого белого нефрита; украшена драгоценными камнями. Войска Альянса восьми держав повредили левую руку статуи во время грабежей, последовавших за взятием Пекина в 1900 году.

В парке можно найти камни Тайху, привезённые из провинции Хэнань, и разнообразные коллекции, начиная от нефритовых сосудов эпохи Юань, заканчивая коллекцией из 495 стел со следами погибших сотни лет назад деревьев.

Летний императорский дворец (кит. трад. 頤和園 , упр. 颐和园 , пиньинь: Yíhé Yuán, Парк Ихэюань) — летняя резиденция императоров Цинской династии на окраинеПекина. Парк с более чем 3000 строений занесён ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. К западу до 1860 года находились обширные Императорские сады.


Старинных храмов в Китае много, но мы остановимся на самых известных святынях. С каждым из них связана интересная история, уходящая в глубь веков. Практически каждое строение переживало нелегкие времена и именно поэтому представляет интерес для современных людей. Кто основал эти комплексы и ансамбли? Как называются храмы в Китае? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в нашей статье.

Храм Неба

Это самый большой, самый красивый и лучше всех сохранившийся храм в Китае. Храм обнесен двумя стенами. Первая из них – квадратная – символизирует землю. Вторая – круглая – представляет небо. Храмовый комплекс, общая площадь которого составляет 273 гектара, отличается великолепием своей архитектуры и поражает торжественным обликом. Весь комплекс делится на внутреннюю и внешнюю части. Главные здания расположены во внутренней части. К ним относится Зал Небесного свода, где расположены мемориальные таблички Духа Неба. Здесь же находится Зал молитв об урожае зерна. Стена возвращаемого звука за рубежом известна как сооружение архитектурной акустики. Архитектурный ансамбль Храма неба в Китае, который неоднократно реставрировался и перестраивался, отличается разнообразием стилей и форм и признан крупнейшим в мире возведенным ансамблем для проведения ритуалов жертвоприношений небу. Храм Неба является наиболее представительным примером китайской ритуальной архитектуры. Он известен своей строгой символической планировкой, своеобразной структурой и великолепным декором.

храм Неба

Дизайн комплекса Храма Неба, верный своему священному предназначению, отражает мистические космологические законы, которые, как полагают, являются центральными для работы вселенной. И общее расположение, и сами здания отражают существующие отношения между небом и землей ядром в китайской космологии того времени. Многочисленная нумерология, символизирующая китайские верования и религию, присутствует в дизайне Храма Неба. Например, поскольку число девять считалось самым сильным (представляющим вечность), плиты, образующие алтарь Круглого кургана, были сложены кратно девяти. Аналогичным образом в Зале молитвы за хороший урожай внутренние двадцать восемь столбцов разделены на четыре центральных столбца, чтобы представить времена года, двенадцать внутренних столбцов, чтобы представить месяцы, и двенадцать внешних столбцов, чтобы представить двенадцать двухчасовых периодов. Еще одним интересным фактом является то, что Зал молитвы за хороший урожай является одним из крупнейших средневековых деревянных сооружений: 38 метров (125 футов) в высоту и 36 метров (118 футов) в ширину, построенный полностью без гвоздей.

Церемония в Храме Неба

Храм Неба в Китае

За три дня до церемонии император со своими чиновниками и стражей перебирался из Запретного города в лагерь в Храм Неба. Император носил церемониальные одежды и воздерживался от употребления мяса и алкоголя.

За день до этого скот готовили в качестве жертвоприношения.

Церемония проводилась с соблюдением важных деталей. Считалось, что даже небольшое отклонение может навлечь неудовольствие небес на Китай. Начиная с 19-го года правления династии Мин Юнлэ, в Храме Неба поклонялись 27 императорам. Обычным людям не разрешили наблюдать церемонию.

Храм Неба сегодня

Хотя в имперские времена публике не разрешалось входить в огромный парк, теперь за минимальную плату каждый может наслаждаться этим целый день.

Раннее утро — лучшее время для посещения Храма Неба. Это стоит того, чтобы проснуться: вы получите интересный опыт, наблюдая, как местные жители выполняют утреннюю зарядку.

Жертвоприношения небу

Рядом с пожилым человеком, практикующим медленные и плавные движения тайцзи, может быть молодой человек, выполняющий энергичные удары по кунг-фу. Одна группа может изучать древнее боевое искусство боя на мечах, а другая — традиционный танец.

Монастырь Шаолинь

Храм Нефритового Будды

Шанмен Холл

Зал Небесных Королей

Ворота зала охраняются двумя фигурами, изображающими Ваджру (слугу буддийских воинов). Внутри зала находятся фигуры Четырех Небесных Царей, которые несут ответственность за благочестивое поведение людей и их благословение.

Махавира Холл

Здесь проходят и важные праздники, и регулярные молитвы. 18 буддийских архатов стоят вдоль восточной и южной стен зала. В этом зале хранятся Будды Среднего, Востока и Запада, соответственно Будда Шакьямуни, Будда-фармацевт и Будда Амитабха. Фигуры Кингнаро (основателя Шаолиньской дубины) и Дхармы (основателя китайского дзен-буддизма) стоят рядом с этими тремя Буддами, расположение которых сильно отличается от других Залов Махавиры. У подножия колонн в этом Зале Махавиры находятся каменные львы высотой более одного метра (около 3,33 фута). На земле около 50 маленьких ям глубиной 20 сантиметров (около 7,87 дюймов).

Пагода Лес

Кладбище для буддийских сановников на протяжении веков. В среднем пагоды имеют высоту менее 15 метров (около 49 футов). Слой и форма пагоды зависят от многих факторов, таких как буддийский статус, достижения и престиж при жизни. Лес Пагода здесь — самый большой из пагодных комплексов Китая.

Монастырь предков и монастырь Второго предка

Первый монастырь построен учеником Дхармы, чтобы почтить память Дхармы. Он имеет большой зал, поддерживаемый 16 каменными колоннами, на шахтах которых изящно вырезаны воины, танцующие драконы и фениксы. Второй монастырь — это дом престарелых второго предка Хуике, который порезал левую руку, чтобы показать свою искренность в изучении буддизма из Дхармы. Перед монастырем находятся четыре источника, созданные Дхармой, чтобы помочь Хуике легко добывать воду.

Храм Вон Тай Син в Китае

Пещера Дхармы

В этой пещере Дхарма терпеливо смотрел на стену и медитировал 9 лет. Наконец, он достиг бессмертного духовного состояния и создал буддийский дзен. Пещера имеет семь метров в глубину (около 23 футов) и три метра в высоту (около 9,8 футов). Многие каменные надписи вырезаны с обеих сторон. В пещере есть медитирующий камень. Говорят, что тень Дхармы была отражена на камне и встроена в него из-за долгого времени его медитации перед стеной. К сожалению, камень был разрушен во время войны.

Буддийские кварталы

Пройдя пещеру Дхармы, мы приезжаем в буддийский жилой квартал для временных монахов. Он находится на южном берегу реки Шаокси напротив храма. Впервые построенный в 1512 году династии Мин, он был отремонтирован в династии Цин. Кварталы известны своим простым и отличительным дизайном. Он рухнул в 1958 году, а затем был отремонтирован в 1993 году.

Учебный центр ушу (боевых искусств)

Монахи Шаолинь практикуют кунг-фу более 1500 лет. Система была изобретена Дхармой, которая научила монахов основным методам улучшения их здоровья и защиты, это вид боевого искусства, который тренирует гибкость и силу.

Храм Нефритового Будды

Нефритовый Будда

Храм Нефритового Будды — это архитектура стиля династии Сун с четкой сложной и гармоничной структурой. В центральной оси находятся Зал Царств Небес, Большой Зал Даксионг и Палата Нефритового Будды. С левой и правой стороны находятся Зал Бодхисаттвы Авалокитешвары, Зал Бодхисаттвы Кшитигарбхи, Зал Бодхисаттвы Манджушри, Статуя Лежащего Будды, Зал Медного Будды и так далее.

Зал Небесных Королей

Зал Небесных Королей состоит из двух этажей. Перед залом сидит Будда Майтрейя с улыбающимися лицами, которые появятся на Земле в будущем. За статуей Майтрейи стоит статуя Сканда с ваджрой в руках, который защищает храм. По обе стороны зала находятся Четыре Небесных Короля, которые символизируют спокойствие на востоке, западе, севере и юге.

Большой зал

Является основной частью храма Нефритового Будды. В зале сидят три святых Будды: Будда Шакьямуни посередине, Амитабха слева и Будда Гуру Медицины справа. Все они около четырех метров в высоту с очень спокойным выражением лица. Кроме того, есть боги двадцати небес, покрытые золотом, выстилающие восточную и западную стороны Большого зала. И 18 уникальных золотых архатов, стоящих в девяти группах за пределами зала.

Храм Вон Тай Син

Согласно легенде, этот храм в Китае назван в честь Мастера Вонга Чо Пинга, мальчика-пастуха, родившегося в 328 году нашей эры в эпоху династии Цунь в бедной семье из города Лань Си уезда Цзинь Хуа в провинции Чжэцзян на восточном побережье материкового Китая. Он прожил 40 лет в уединении, изучая это искусство, после чего его нашел его брат Вонг Чо Хей, следуя указаниям даосского мастера, и с тех пор его звали Вонг Тай Син. В 1915 году отец и сын даосских священников Лян Ренан и Лян Цзюньчжуань привезли портрет Гонконга Тай Сина в Гонконг из местного храма Сик Сик Юен в Сицяо в провинции Гуандун, и этот портрет был выставлен в небольшом храме в Ван Чай, где была основана благотворительная организация, которая управляет храмом Вонг Тай Син.

В 1921 году, следуя божественному руководству Вонг Тай Сина, портрет был перенесен на место нынешнего храма, который, как считается, имеет хороший шунг-шуй на фоне Львиной скалы. Храм был частной святыней для даосов Пу И Тан до 1934 года, когда он был открыт для публики в лунный Новый год. Нынешний главный зал поклонения был построен между 1969 и 1973 годами и существенно реконструирован в период с 2008 по 2011 год одновременно с тем, что в храме был создан подземный дворец Тай Суй Юэньчэнь.

Храм Богоявления — Китай-город

Храм Богоявления

Когда стены Московского кремля были еще деревянными, на этом месте уже стоял храм и Богоявленский монастырь, основанным князем Даниилом в 1298 году. В этом монастыре принял монашеский постриг будущий московский святитель Алексей. В 1342 году князь Иван Даниилович Калита заложил каменный храм. Это был первый каменный собор в Москве вне стен Кремля. В основании нынешнего храма Богоявления в Китай-городе сохранились камни той первой церкви.

В каждой стране есть, в числе прочих, какой-то один свой, оригинальный национальный архитектурный стиль и традиции, какие-то отдельные древние или не очень архитектурные сооружения самого разного назначения, которые давно уже стали своеобразной визитной карточкой этой страны.

Архитектура в Древнем Китае – коротко самое главное

Китайская архитектура

В истории китайского зодчества историки-востоковеды, равно в самом Китае и за его пределами, традиционно выделяют несколько периодов с характерными, только им присущими архитектурными традициями и стилями.

Такое деление архитектурных стилей по эпохам и периодам напрямую связано с историей и культурой ранних китайских царств и отдельных провинций, а затем и империй, и хронологически идёт по восходящей – от зодчества неолита и раннего феодального периода в Средневековье, а затем уходит в Новое и далее в Новейшее время.

Причём для этих двух последних периодов, и в особенности для Новейшего времени, больше характерны преемственность традиций и стремление к наиболее полному сохранению объектов исторического и культурного наследия китайского прошлого в разных концах страны, что отчасти связано с широко распространёнными в Поднебесной идеями конфуцианства.

Многие из таких объектов давно уже признаны памятниками Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Одним из самых ярких примеров стремления современных китайцев сохранить архитектурное наследие предков является многовековая история вышеупомянутых ворот Тяньаньмэнь, которая началась ещё в эпоху Мин (XIV век) и продолжается до сих пор.

Китайская архитектура

Вынуждены, однако, признать, что зачастую жителями Поднебесной движут какие-то сиюминутные меркантильные соображения и что тогда это делается, прежде всего, ради личной наживы – как в случае с традиционными сыхэюянями (подробнее о них чуть ниже) в старых, центральных районах китайской столицы, которые, то бишь эти самые сыхэюани, сдаются внаём приезжим, в том числе иностранцам, переоборудуются под мелкие точки общепита, в которых для туристов готовятся в основном блюда китайской национальной кухни и так далее.

Археологические раскопки подтверждают – тогда в строительстве и архитектуре Поднебесной строго регламентировалось вообще всё, что только можно регламентировать: начиная от высоты построек, планировки и характера (городской) застройки и заканчивая цветом узорчатых черепичных крыш и фасадов зданий.

Преобладающим материалом в древней китайской архитектуре было дерево.

Особенности традиционной китайской архитектуры

Китайская архитектура

В числе главных таких особенностей китайского зодчества как можно более чётко выверенная ориентация зданий и архитектурных комплексов по сторонам света, по осям север-юг, запад-восток и расположение комнат и их меблировка по знаменитым правилам фэн-шуй.

Причём главными всегда считались постройки на северной стороне, а второстепенными – все остальные.

Кстати, по воображаемой оси север-юг в Китае ориентированы и культовые сооружения – храмы и монастыри.

Ещё одна особенность традиционной китайской архитектуры заключается в особом акценте на симметрии – этот акцент легко прослеживается, например, в конструкциях дворцов, храмовых сооружений и, конечно, памятниках китайского садово-паркового искусства.

Такой с позволения сказать туземный бестиарий объясняется самым настоящим культом животных в китайском народном фольклоре, каждому из которых отводится некое символическое значение и своё особое место.

Кстати, абсолютно ту же роль, отпугивание всевозможных злых духов, играют и традиционно изогнутые края китайских крыш.

Шедевры архитектуры Китая

Счёт шедеврам древнего китайского зодчества – объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО – сохранившихся до наших дней идёт на сотни, всем этим дворцам, храмам, алтарям, сооружениям мемориального характера и так далее, и они разбросаны по всему Китаю.

  • Запретный Город,
  • Горное пристанище от летнего зноя.

Дворец

Пагоды и иные культовые сооружения –

  • Большая (Даянь) и
  • малая (Сяоянь) пагоды диких гусей в Сиане, провинция Шенси,
  • Храм Тяньнин и другие.

Пагоды

Мемориалы и памятники –

и другие сооружения.

Мемориалы и памятники

Современная архитектура Китая

Что же касается именно современной китайской архитектуры, то речь здесь должна идти больше о типовой многоэтажной панельной застройке в крупнейших китайских мегаполисах.

При этом богатые китайцы предпочитают жить в собственных виллах за городской чертой.

Вот лишь несколько примеров подлинных шедевров современного китайского зодчества:

и ряд других очень необычных и весьма оригинальных суперсовременных сооружений по всей стране, в том числе и в самом Пекине.

Современная мусульманская архитектура в Китае

Современная мусульманская архитектура в Китае

На сегодня в Китайской Народной Республике насчитывается 39 тысяч мечетей, большая часть из которых – 25 тысяч таких сооружений находятся в Синьцзяне, исторически тесно связанным со Средней Азией и Ближним Востоком. Именно этим и объясняется такое средоточие мусульманских культовых сооружений в этом местности.

Храм Неба — один из удивительных древних храмовых комплексов Китая. Он представляет собой совокупность зданий и парковую зону. Общая площадь комплекса более 2,7 квадратных километров.

Храм Неба в Пекине

Где находится

Храм Неба вы найдете в 4 км южнее легендарного Запретного Города и в 2,7 км от площади Тяньаньмэнь в центре Пекина.

История храма Неба

Строился он с 1406 по 1420 годы во времена династии Мин при императоре Юнле, который также руководил постройкой Запретного города.

Сначала он назывался Храм Неба и Земли. Через 110 лет (в 1530 году), уже при императоре Цзяцзин, его начали называть уже Храмом Неба. Это сделали потому, что отдельно был построен храм Земли. Император Цзяцзин построил Храм Солнца и Храм Луны.

В 18 веке император Цяньлун провел большую реконструкцию комплекса. Во время так называемой второй опиумной войны его захватили войска англо-французской коалиции. В 1900 году храм занял уже Альянс восьми держав. Из него сделали командный пункт. Прекрасному комплексу нанесли серьезный ущерб. Многие исторические и религиозные артефакты разграбили. С падением императорской династии храм оказался в забвении. В начале 20 века в комплексе прошла очередная реконструкция.

Парк Храма Неба

Парк Храма Неба

В 1918 году он превратился в парк и впервые стал доступен публике. Примечательно, что до этого доступ к храму Неба был только у членов императорской семьи.

С 1998 года Храм Неба вошел в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Основные участки храма

Комплекс сохранил старинную структуру. В северной части он выполнен полукругом. Это символ Неба. Южная в форме квадрата (символ Земли). Здесь следует выделить несколько особо значимых участка.

Храм Урожая

Иногда его называют храм Жатвенной молитвы. Это самая большая и главная достопримечательность всего комплекса. Зачастую именно он ассоциируется с Храмом Неба.

Храм Урожая — это великолепное трехуровневое круглое здание диаметром 36 м. и высотой 38 м. Он стоит на мраморном основании (тоже из трех уровней).

Храм Неба. Китай

В 1889 году в этот храм ударила молния и он сгорел. Спустя несколько лет его перестроили.

Интересный факт — Здание полностью деревянное, и построено без единого гвоздя.

В центре храма Урожая располагается Зал Молитвы. Это округлый зал, крыша которого опирается на 28 колонн. 4 внешние колонны олицетворяют времена года. 12 колонн в средней части указывают на китайские лунные месяцы, и, наконец, 12 внутренних колонн соответствуют 12 периодам по 2 часа.

Свод храма Урожая

Внутри Храма Урожая

Интересный факт — Каждая из 28 колонн соответствует определенному созвездию.

Зал молитвы за хороший урожай

Зал молитвы за хороший урожай

Императорское небесное убежище

Он также известен как Дворец Поста или Воздержания. Построен он к югу от Храма Урожая и выглядит как его уменьшенная копия. Здесь император 3 дня соблюдал строжайший пост, молился и готовился к церемонии.
Сейчас в этом Дворце создали музей с экспозицией предметов, необходимых для церемонии.

Дворец Поста

Дворец Поста

Священная дорога

От убежища императора к Храму Урожая ведет Священная дорога длиной 360 метров и шириной в 30 метров. Сейчас это красивая прогулочная дорога.

Священная дорога

Круглый Алтарь

Он располагается немного южнее Убежища императора. Это круглая трехуровневая мраморная платформа. Она щедро украшена изображениями драконов.

Интересный факт – Число элементов отделки алтаря (включая даже ступени) кратно 9. Для китайцев это число священно.

Центр алтаря называют Сердце Неба.

Круглый Алтарь

Круглый Алтарь

Храм Неба в туризме

Комплекс стал интересным историческим и туристическим объектом. Здесь всегда много людей. Вы встретите музыкантов, певцов, танцоров и просто отдыхающих и беззаботных людей. Великолепные виды и благоустроенная территория, небольшой сад камней и роскошные цветники. Все это привлекает множество людей. Кто-то играет в карты и маджонг, а кто-то занимается традиционной китайской гимнастикой цигун. Любой посетитель найдет для себя что-то интересное.

Посетители парка Храма Неба

Парк работает с 6 утра до 10 вечера, а храмовый комплекс с 8 утра до 8 вечера
Стоимость входного билета в период с апреля по октябрь:
в парк и храмовый комплекс — 35 юаней.
только в парк — 15 юаней
В период с ноября по март – 30 и 10 юаней соответственно.
Продажа билетов завершается за час до закрытия.

Как добраться

Ближайшая к парку станция метро Тяньтаньдунмень линии No5 приведет вас к Восточным воротам.
Сюда же ведут автобусные маршруты No25, 36, 39, 208, 525, 610, 685, 686, 723, 827, 829, 957, 958.
К Западным воротам вы попадете на автобусах No2, 15, 17, 20, 35, 36, 69, 71, 120, 203, 504, 707, 729, BRT1, 11.
Северные ворота доступны по маршрутам No6, 34, 35, 36, 106, 110, 687, 707.
К Южным воротам следуют маршруты No1, 11, 12, 36, 53, 102, 120, 122, 208, 525, 610, 958.

Еще одной колыбелью древнейшей цивилизации можно считать Китай, где уже в III тысячелетии до нашей эры существовала развитая культура, не последнюю роль в которой играли архитектура и искусство.

Пагода Большого Гуся в Сиане

Пагода Большого Гуся в Сиане

Развитие древней китайской архитектуры можно разделить на несколько временных отрезков — периодов правления династий:

  • Династия Шан ( около 1300 г. до нашей эры) — в этот период происходит расцвет культуры на фоне зарождения многих новых видов искусства.
  • Династия Чжоу ( с конца II тысячелетия до нашей эры по III век до н. э.) — культура и искусство достигают наивысшего подъема. В произведениях искусства этого периода изображаются славные моменты исторического прошлого. Вместе с тем художники и скульпторы зачастую обращаются к природе в поиске нового источника вдохновения.
  • Династия Хань ( с 206 года до нашей эры по 220 год нашей эры) — в этот период идет объединение разрозненных земель, за счет чего границы империи расширяются. В это же время формируется своеобразное китайское мировоззрение, основы которого дошли до наших дней практически в неизменном виде. Во время правления династии Хань все внимание творцов было сосредоточено на правдивом изображении окружающей действительности.

После падения династии Хань китайскую империю на протяжении нескольких веков терзают междуусобные войны, пока в VI столетии нашей эры не происходит новое объединение страны.

Китайцы ведут захватнические войны во многих странах, оказывая воздействие на культуру других народов. Но вместе с тем местные традиции проникают и в китайские культурные устои. Так, из Индии приходит буддизм, а вместе с ним появляются и новые типы сооружений. В их числе можно назвать знаменитые пагоды, построенные из природного камня или кирпича , и возвышающиеся наверх в несколько ярусов, а также выдолбленные в толще скалы пещерные храмы.

Архитектурные особенности китайской пагоды

Архитектурные особенности китайской пагоды

И хотя на китайскую архитектуру оказывали влияние традиции зодчества других народов, все же она развивалась в собственном русле. В древнем Китае строили монастыри и храмы, а также целые дворцовые ансамбли для правителей и роскошные дома для вельмож и знати.

Среди самых распространенных строительных и отделочных материалов того периода можно назвать следующие:

Под влиянием внешнего вида построек из бамбука, некоторые архитектурные сооружения принимали своеобразную форму. Например, углы крыши были приподняты, а сама кровля оказывалась слегка прогнутой.

Дворец Эфан - одно из наиболее известных сооружений династии Цинь ( город Сиань, провинция Сычуань).

Дворец Эфан — одно из наиболее известных сооружений династии Цинь ( город Сиань, провинция Сычуань).

В начале нашей эры строятся новые крупные города, в архитектурном облике которых важную роль снова играют дворцы, которые представляли собой целые масштабные комплексы с грамотно устроенными входными воротами, изящными павильонами и роскошными бассейнами. Вся территория дворцового комплекса была грамотно оформлена в лучших традициях ландшафтного дизайна того периода.

Для мировоззрения китайцев с древнейших времен характерна любовь к природе во всех ее проявлениях. Они очень чутко воспринимают природную среду как важную часть жизненного пространства. Эта особенность находит свое проявление с экстерьере храмов, которые объединяются в симметричные комплексы, окруженные благоустроенными садово — парковыми ансамблями. В непосредственной близости можно встретить отдельные постройки пагод.

Китайская пагода

Китайская пагода

Китайские мастера славились своим строительным искусством с глубокой древности. Поэтому в истории архитектуры древнего Китая сохранились и многие гидротехнические сооружения, плотины и каналы.

Но самым известным техническим сооружением по праву считается Великая китайская стена , которая защищала страну от нападения кочевых племен. Это грамотно продуманное фортификационное крепостное сооружение, которое многие века считалось почти неприступным.

Великая Китайская стена

Великая Китайская стена

Читайте также: