Доклад на тему градусная сеть на глобусе и картах 6 класс по географии

Обновлено: 19.05.2024

Презентация на тему: " Градусная сеть на глобусе и географической карте Презентацию подготовила Нехаева Е.А." — Транскрипт:

1 Градусная сеть на глобусе и географической карте Презентацию подготовила Нехаева Е.А.

2 Повторение Повторение 1. Что такое географическая карта? 2. Чем план местности отличается от географической карты? 3. Почему по карте нельзя точно судить о размерах и очертаниях объектов? 4. Выберите масштабы географических карт: А) 1: 500 Б) 1: А) 1: 500 Б) 1: В) 1: Г) 1: В) 1: Г) 1: Д) 1: Д) 1:

3 Градусная сеть образуется меридианами и параллелями, проведенными через определенное число градусов. Меридианы и параллели - это воображаемые линии, которые помогают различать север и юг, запад и восток, по ним можно измерять расстояния, находить объекты по глобусу и карте.

4 Параллели Уменьшаясь к северу и югу, Форму круга сохранить сумели. Параллельны все они друг другу, Параллельны все они друг другу, Потому зовутся параллелями. Потому зовутся параллелями. Самую большую звать экватор, Самую большую звать экватор, Маленькая - это точка полюс. Все с востока тянутся на запад, Все с востока тянутся на запад, И по ним к широтам ведут поиск. Точки Земли, через которую проходит воображаемая земная ось Линия проведенная на одинаковом расстоянии от полюсов. Какие материки пересекает экватор? На какие полушария экватор делит Земной шар? Северное полушарие Южное полушарие Какие материки расположены и в северном и в южном полушарии?

5 Москва Влк. Килиманджаро Оз.Байкал Море Лаптевых

6 Параллель – линия, условно проведенная на поверхности Земли параллельно экватору Определите самую протяженную параллель. Определите самую маленькую по протяженности параллель. Какое направление показывают параллели? запад восток Какова длина параллелей в километрах? Какова длина параллелей в градусах? Какую форму имеют параллели на глобусе Какую форму имеют параллели на карте полушарий Рабочая тетрадь стр. 21, задание 4 Протяженность экватора км, в градусах - 360˚. Определите сколько километров в одном градусе меридиана на экваторе? : 360 = 111 км По физической карте полушарий определите сколько километров в 1 градусе меридиана на параллели 10 ˚, 20 ˚, 80 ˚ в северном полушарии?

7 Признаки ПризнакиМеридианыПараллели Направление на стороны горизонта Запад-восток Начало отчета Экватор Окончание отсчета Северный и Южный полюс Длина в градусах Длина в км От до 0 Длина 1 0 в км Разная от 111 до 0 Форма на глобусе окружности Форма на карте полушарий Дуги разной величины, экватор- прямая линия

9 Москва Охотское море

10 Меридиан – кратчайшая линия, условно проведенная на поверхности Земли от одного полюса к другому. Рабочая тетрадь стр. 21, задание 4 Какое направление показывают меридианы? север юг Какова протяженность меридиана в километрах? Какова протяженность меридиана в градусах? Какую форму имеют меридианы на глобусе? Какую форму имеют меридианы на карте? Протяженность каждого меридиана км., в градусах 180˚. Определите сколько километров в 1 ˚ меридиана? : 180˚ = 111 км

11 Признаки ПризнакиМеридианыПараллели Направление на стороны горизонта Север - юг Запад-восток Начало отчета Нулевой или Гринвичский Экватор Окончание отсчета 180 меридиан Северный и Южный полюс Длина в градусах Длина в км От до 0 Длина 1 0 в км 111 Разная от 111 до 0 Форма на глобусе полуокружностиокружности Форма на карте полушарий Дуги равной величины, в центре прямая линия Дуги разной величины, экватор- прямая линия

12 Меридианы и параллели на карте России МеридианыПараллели

13 1.В каком полушарии относительно экватора живем мы? 2. В каком полушарии относительно нулевого меридиана живем мы? Рязань

14 Закрепление Вставьте пропущенное слово. 1. Условная линия, проведенная параллельно экватору-… 2. Самая длинная параллель-……. 3. Точки Земли, через которую проходит воображаемая земная ось-……. 4. Самая короткая параллель-…. 5. Условные линии, соединяющие Северный и Южный полюса-… 6. Что является границей между Северным и Южным полушариями-…..

15 Закрепление Вставьте пропущенное слово. 1. Условная линия, проведенная параллельно экватору- параллель 2. Самая длинная параллель- экватор 3. Точки Земли, через которую проходит воображаемая земная ось- полюса 4. Самая короткая параллель- полюс 5. Условные линии, соединяющие Северный и Южный полюса- меридианы 6. Что является границей между Северным и Южным полушариями- экватор

16 Домашнее задание: Параграф 11 Рабочая тетрадь стр , задание 1, 2, 4, 5, 6



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Градусная сеть на глобусе и картах. Географическая широта"

Для того, чтобы найти месторасположение объектов, на глобусах и картах проведены продольные и поперечные линии, совокупность которых называют градусной сеткой.



Меридиан представляет собой часть окружности, которую называют дугой. Дуга измеряется в градусах. На глобусах и географических картах градусы меридианов подписывают на линии экватора или у северного и южного края карты. Определим, чему будет равен 1 0 дуги меридиана. Окружность нашей Земли составляет 360 0 , а ее длина – 40000 км. Так как меридиан – это дуга, то её величина составляет 180 0 , а длина- 20000 км. Для того, чтобы узнать, чему равен 1 0 дуги меридиана, разделим 20000 км на 180 0 . Получим, что 1 0 дуги меридиана равен 111 км.

Зная длину 1 0 меридиана, на географической карте легко определить расстояние между двумя объектами. Определим расстояние в градусах между Вологдой и Рязанью. Эти города лежат на меридиане 40 0 . Расстояние между ними составляет 5 0 . Так как длина дуги 1 0 меридиана равна 111 км, то расстояние между этими городами равно 5*111, получаем 555 км.


Проверим эту величину при помощи масштаба. Измерим линейкой расстояние между этими городами. Получили 2,7 см. Теперь, чтобы найти расстояние между Вологдой и Рязанью умножим полученное значение на масштаб. Получили 540 км, то есть наши расчеты оказались примерно одинаковыми.


С меридианами пересекаются параллели.

Параллели – это условные линии, проведённые на земной поверхности параллельно экватору. В отличие от меридианов, параллели – это окружности, которые имеют разную длину. Как и меридианы, параллели обозначаются градусами. Самой большой параллелью является экватор. Как вы знаете, его длина составляет 40000 км.


По мере отдаления от экватора, длина других параллелей уменьшается. Из-за этого, длина 1 0 на разных параллелях будет разной. Подписывают эту величину в левой части карты рядом с величиной параллели. Так, длина 1 0 линии экватора составляет 111,3 км. Длина 1 0 десятой параллели составляет 109,6 км, а двадцатой параллели – 104,6 км.

С помощью параллелей и меридианов можно определить не только расстояние между объектами на карте, но и расположение объектов относительно сторон горизонта. Направление север – юг укажет расположение меридиана, а запад – восток – параллели.


Город Москва расположен северо-восточнее города Киева. Город Санкт-Петербург расположен от Москвы в северо-западном направлении, а город Ростов-на-Дону расположен от Санкт-Петербурга в юго-восточном направлении.


С помощью параллели и меридиана можно определить часть какой-либо территории. Например, рассмотрим Африку. Если мы поделим ее на две равные части по параллели, то та часть Африки, которая находится выше параллели, ближе к северу, является северной частью материка, а та, которая лежит ниже параллели, ближе к югу – южной.

Определить, какая часть материка будет восточной, а какая западной, поможет меридиан. Проведем эту линию посередине материка. Тогда та часть, которая находится левее меридиана, является западной частью материка, а та, которая правее – восточной. Обычно на глобусах и географических картах параллели и меридианы принято проводить через 10 0 .

Местоположение любого объекта на глобусе и карте можно найти при помощи градусной сетки. В свою очередь по параллелям и меридианам определяют географические координаты объекта: географическую широту и географическую долготу.


Географическая широта определяется по параллелям. Началом её отсчёта является экватор. Географическая широта показывает длину дуги меридиана от экватора до заданного объекта, выраженное в градусах. Для всех объектов одной параллели географическая широта будет одинаковой.


Все объекты местности, которые лежат выше экватора, имеют северную широту, т.к. находятся в северном полушарии. Тогда географическая широта записывается, например, следующим образом: 60 0 северной широты.

Все объекты, которые расположены на параллелях, проходящих ниже экватора, имеют южную широту, и находятся в южном полушарии. Тогда географическую широту записывают следующим образом: 40 0 южной широты. Изменяется географическая широта от 0 0 на экваторе до 90 0 на Северном и Южном полюсах.


Как же определить географическую широту?

Для начала нужно определить параллель, на которой расположен объект. Например, город Санкт-Петербург расположен на параллели, которая находится от экватора на 60 0 на север. Значит географическая широта этого города 60 0 северной широты.


Если же объект расположен между проведёнными параллелями, тогда поступают следующим образом. Определяют величину ближайшей параллели к данному объекту со стороны экватора. Затем определяют, на сколько градусов этой параллели находится объект. Полученную величину прибавляем к величине параллели. Таким образом, получаем географическую широту данного объекта.

Определим географическую широту города Рио-де-Жанейро в Южной Америке. Ближайшая параллель от экватора к этому городу составляет 20 0 . От этой параллели город находится еще на 2 0 градуса к югу от экватора. Значит географическая широта Рио-де-Жанейро равна 22 0 южной широты.

Подведём итоги.

Для определения местоположения любого объекта на глобусе и географической карте проводят параллели и меридианы, образующие градусную сетку.

Меридианы соединяют Северный и Южный полюс и указывают направление север – юг. Длина 1 0 меридиана равна 111 км.

Параллель – это условная линия, проведенная параллельно экватору. Длина параллелей неодинакова, поэтому величина 1 0 каждой параллели также будет различаться. По данным линиям можно определить географические координаты объекта: географическую широту и долготу.

Географическую широту определяют по параллели. Началом отсчета параллели является экватор. Широта бывает северной или южной и изменяется от 0 0 до 90 0 .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ


Подготовили: учитель географии МБОУ Богородицкой СОШ Бредихина Татьяна Владимировна

Базовый учебник: Т.П. Герасимова. География. Начальный курс. 6 класс, М. Дрофа:2015

Тип урока: Изучение нового материала.

Планируемые образовательные результаты

-сформулировать определения понятиям: географическая широта и географическая долгота,

- показывать на карте экватор, параллели, меридианы 0 0 и 180 0 ,

-объяснять для чего служит градусная сеть, зачем нужна информация о географических координатах объектов.

Познавательные:

делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения

Регулятивные:

определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической

Коммуникативные:

Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор

Решаемые учебные проблемы

Сформировать представление учащихся о градусной сети

Основные понятия, изучаемые на уроке

Экватор, меридиан, параллели, долгота, широта, градусная сеть, глобус, географическая карта

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийный проектор, компьютер, карты атласа и контурная карта, глобус на каждую парту.

Формы работы учащихся: Работа с текстом и рисунками, комментированное чтение, использование дополнительного электронного приложения, работа с картами атласа, контурными картами.

Структура и ход урока:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Организационный момент.

2.Проверяет готовность к уроку.

Приветствие учителя, настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке.

Показывают тот символ, который соответствует их настроению

Формирование норм и правил поведения в социуме.

Актуализация знаний.

1.Повторение ранее изученного материала.

2.Фронтальная работа (задает вопросы) – слайд 4:

1. Чем топографический план отличается от географической карты?

2. Какие виды географических карт вы знаете?

3. Вспомните какие размеры имеет наша планета Земля?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы (географическая карта, легенда карты, виды географических карт, размеры Земли…).

Умение осознанно использовать знания, полученные в начальной школе и на предыдущих уроках.

Формирование географических знаний о карте, глобусе, градусной сети; необходимость знаний для решения практических задач

Развитие мотивации и интересов своей познавательной деятельности.

Ребята, посмотрите внимательно. На столе стоит глобус. Я прошу Вас ответить на вопрос: «Какое полушарие больше - северное или южное?

Теперь давайте выясним что такое параллели?

Уменьшаясь к северу и югу,

Форму круга сохранить сумели.

Параллельны все они друг другу,

Потому зовутся параллелями.

Самую большую звать экватор,

Маленькая – это точка полюс.

Все с востока тянутся на запад,

И по ним к широтам ведут поиск.

Глобус весь пересекают,

Сходятся на полюсах.

Стрелки на любых часах.

Через сушу, океаны

Давайте выясним с Вами, ребята, что же это такое?

воображаемая кратчайшая линия, проведенная по поверхности Земли между Северным и Южным полюсами.

Начальным меридианом договорились считать меридиан, проходящий через пригород Лондона- Гринвич, где расположена одна из старейших астрономических обсерваторий, основанная еще в 1675 году.

Слайды 12-16

Линии меридианов и параллелей на глобусе и географических картах разделенные на градусы, называют градусной сеткой. Слайд 17.

1. Изучение новых определений понятий с использованием презентации и анимации:

2. Записывают новые определения понятий в тетрадь.

Обучающиеся осматривают глобус, совещаются. В итоге записывают в тетради первое открытие - Северное и Южное полушария равны, а разделяет их экватор, находящийся ровно посередине.

Обучающиеся находят параллели, дискутируют, выделяют главное. Открытия записывают в тетрадь:

- Экватор - самая длинная параллель.
- Параллели можно провести через любую точку на поверхности Земли

- Параллели действительно параллельны экватору.

- Длина параллелей уменьшается от экватора к полюсам.

Обучающиеся находят меридианы, дискутируют, выделяют главное. Открытия записывают в тетрадь:

-- Все меридианы сходятся на полюсах.
-- Меридианы можно прочертить через любую точку на поверхности Земли
-- Все меридианы равны, т.к. соединяют по кратчайшему пути точку на поверхности с

Формирование коммуникативной компетенции в общении и умении слушать.

первичные навыки использования градусной сети как основы географического мышления.

1.Умение определять понятия, находить необходимую информацию

2.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Физкультминутка –

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

Отдохнули мы слегка.

Практическая деятельность:

Нанесите на контурную карту основные линии градусной сети, подпишите их названия – слайд 17

Наносят на контурную карту основные линии градусной сети.

Формирование ответственного отношения к учению.

Умение классифицировать материал, самостоятельно решать поставленную задачу.

Закрепление:

Что вы узнали на уроке?

Что такое градусная сетка, экватор, полюс, меридиан, параллель? -

Может ли параллель иметь величину: 45°, 78°, 95° ( 95 нет - только до 90, остальные –да)

Может ли меридиан иметь величину: 37°, 129°, 181° (181 нет – только до 180, остальные – да)

Вставьте пропущенное слово:

Условная линия, проведенная параллельно экватору - ……

Самая длинная параллель - ………………

Точка Земли, через которую проходит воображаемая земная ось - ……………

Самая короткая параллель - …………

Условные линии, соединяющие Северный и Южный полюса - …………….

Что является границей между Северным и Южным полушариями

Выполняют тест.Отвечают на вопросы

Формирование умений и навыков использования географических знаний

Умения самостоятельно делать выводы, применять полученные знания

Домашнее задание:

Изучить §11,ответить на вопросы к параграфу.:

р.т.с..37-36 №1-6 – слайд 19

Записывают домашнее задание в дневниках.

Формирование ответственного отношения к учению

На уроке я работал активно/пассивно.

Своей работой на уроке я доволен /не доволен.

Урок для меня показался коротким/длинным/

За урок я устал / не устал

Материал урока мне был понятен /не понятен.

Ребята! Возьмите смайлик и покажите своё настроение сейчас.

Выставление оценок за урок с комментариями.

Учитель благодарит за работу. Слайд 21

Учащиеся дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения

Понимание значимости знаний о географических картах для практической жизни людей;

понимать и читать карту

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий

Умение выполнять учебные действия в соответствие с заданием;

самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой

Умение правильно оценивать выполнение учебных задач, соотносить полученный результат с поставленной целью;

оценивать результат своей деятельности

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 296 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 11. Градусная сеть на глобусе и картах

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.10.2018 1764
  • DOCX 70 кбайт
  • 30 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Бредихина Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

градусная сеть

Градусная сеть Земли – система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчета географических координат точек земной поверхности – долгот и широт – или нанесения на карту объектов по их координатам.

Для создания градусной сети необходимы определенные точки отсчета. Шарообразная форма Земли определяет существование на земной поверхности двух неподвижных точек – полюсов. Через полюсы проходит воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля.

экватор

Основные элементы градусной сетки карты — по­люсы, экватор, меридианы и параллели.

Географические полюсы – математически высчитанные точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью.

Экватор – воображаемая линия на земной поверхности, полученная при мысленном рассечении эллипсоида на две равные части (Северное и Южное полушарие).

Все точки экватора равноудалены от полюсов. Плоскость экватора перпендикулярна оси вращения Земли и проходит через ее центр. Полушария мысленно разделены еще множеством плоскостей, параллельных плоскости экватора.

Линии их пересечения с поверхностью эллипсоида называются параллелями .

Все они, как и плоскость экватора, перпендикулярны оси вращения планеты. Параллелей на карте и глобусе можно провести сколько угодно, но обычно на учебных картах их проводят с интервалом 10—20°. Параллели всегда ориентированы с запада на восток. Длина окружности параллелей уменьшается от экватора к полюсам. На экваторе она самая большая, а на полюсах равна нулю.

При пересечении земного шара воображаемыми плоскостями, проходящими через ось Земли перпендикулярно плоскости экватора, образуются большие окружности – меридианы .

Меридианы также можно провести через любые точки эллипсоида. Все они пересекаются в точках полюсов. Меридианы ориентированы с севера на юг. Средняя длина дуги 1° меридиана: 40 008,5 км : 360° = 111 км. Длина всех меридианов одинакова. Направление местного меридиана в любой точке можно определить в полдень по тени от любого предмета. В Северном полушарии конец тени всегда показывает направление на север, в Южном – на юг.

Градусная сеть необходима для отсчета географических координат точек земной поверхности – широты и долготы.

Географические координаты.

широта и долгота

Географические координаты — это географическая широта и долгота.

Географическая широта – расстояние вдоль меридиана в градусах от экватора до какой-либо точки на поверхности Земли.

Началом отсчета является экватор. Широта всех точек на нем равна 0. На полюсах широта составляет 90°. К северу от экватора отсчитывают северную широту, к югу – южную.

Географическая долгота – расстояние вдоль параллели в градусах от начального меридиана до какой-либо точки земной поверхности.

Все меридианы равны по длине, поэтому для отсчета необходимо было выбрать один из них. Им стал Гринвичский меридиан, проходящий недалеко от Лондона (там, где расположена Гринвичская обсерватория). Долгота отсчитывается от 0° до 180°. К востоку от нулевого меридиана до 180° отсчитывается восточная долгота, к западу – западная. Таким образом, используя градусную сеть, можно точно определить географические координаты – величины, определяющие положение точки на земной поверхности относительно экватора и нулевого меридиана.

Например, географические координаты мыса Челюскин (крайней северной точки Евразии) – 78° с. ш. и 104° в. д.

Глобус

Глобус наиболее точно отражает облик Земли. Глобус обладает целым рядом геометрических свойств:

  • равномасштабность изображения — любой отрезок линии на поверхности земного шара изображается на глобусе с одинаковым уменьшением, т. е. его масштаб всюду постоянен;
  • равноугольность — горизонтальные углы, измеренные на земной поверхности, равны соответствующим углам на глобусе, а изображение любого географического объекта на глобусе подобно его действительным очертаниям на местности;
  • равновеликость — глобус сохраняет правильное соотношение площадей.

На глобусе правильно переданы очертания, размеры, взаимное расположение материков и океанов. Есть и другие отличия глобуса от географической карты.

Читайте также: