Доклад на тему глиняная посуда

Обновлено: 02.07.2024

Древний человек только после многовекового изучения свойств глины научился использовать этот материал. Освоив науку выбирать из множества образцов те, которые отличались наибольшей пластичностью, связанностью и влагоемкостью, гончары изобрели несколько основных способов лепки.
Когда в глину стали добавлять песок различной зернистости, крепость готовых изделий заметно увеличилась. Немного позже люди обнаружили удивительное изменение ее свойств после обжига. Глиняная посуда, выдержанная определенное время в огненной печи, обретала твердость камня, становилась водонепроницаемой и огнестойкой. Самыми первыми изделиями из обожженной глины были различные кухонные принадлежности: тарелки, горшки, огромные кувшины для воды и зерна, чаши и черпаки.
Изначально гончары пользовались примитивной техникой лепки, позволявшей изготавливать изделия с толстыми (2—3 см) стенками, неправильной, грубой формы. Самая ранняя посуда не могла служить эстетическим образцом.
Суть древнего метода состояла в том, чтобы придать у сырой глины более округлую форму. Мастер брал комок, выдавливал середину, одновременно сдавливая бока затем осторожно лепил днище. Стенки горшка изготавливались путем крепления к днищу толстых глиняных полосок и постепенного их наращивания. Затем изделие обжигалось на костре, охлаждалось, а в дальнейшем использовалось только для бытовых нужд.
Вторым этапом развития керамики стало изобретение гончарного круга, позволявшего создавать посуду более совершенной формы. С помощью вращения мастера получали ровные, округлые изделия, причем намного облегчали свой труд (раньше гончар крепил к днищу кусок глины и вращал его рукой). Многократно повторяя спиральные движения, мастер постепенно увеличивал стенки изделия. Позднее под заготовку стали подкладывать деревянный диск, приводимый во вращение.
Люди смогли создавать более совершенные изделия из глины после изобретения примитивного гончарного круга. Древним мастерам были известны три типа конструкции этого механизма: неподвижный, ручной и ножной.
Ручной круг представлял собой диск, изготовленный из твердых пород дерева, углубленный в основание примерно на половину своей толщины. В земле укрепляли деревянный стержень, по высоте соответствующий росту мастера. Один конец стержня оставляли свободным и немного обтачивали. Диск крепился на стержне, дополнительно укрепленном неподвижной доской с отверстием. Это на первый взгляд простое сооружение хорошо удерживало вертикальное положение. В процессе работы мастер одной рукой вращал круг, а другой лепил чашу. Работая на гончарном круге, одном из первых изобретенных людьми механизмов, мастера могли создавать плотные и однородные изделия, легко придавая им многообразные формы.
Благодаря изобретению круга изготовление керамической посуды вышло за рамки ремесла и быстро поднялось до уровня искусства. Когда в бронзовом веке ремесленники Междуречья и Египта начали использовать гончарный круг, ремесло достигло такого уровня, что им мог овладеть не каждый. Обычно секреты мастерства передавались от отца к сыну.
В ходе совершенствования технологии гончары придумали новую форму этого инструмента — ножной круг, представлявший собой два деревянных диска, соединенных особым образом.
Это приспособление вошло в употребление во II тысячелетии до н. э. Новое изобретение внешне напоминало прежнее, но по техническим характеристикам существенно отличалось от него. Более длинная ось вращения жестко соединялась с верхним вращающимся диском. Веретено крепилось уже двумя досками, одна из которых (нижняя) служила основой всего механизма. В ней делали мелкую выемку, в которую устанавливалась, ось вращения. В другой (верхней) доске имелось сквозное отверстие, в которое вставлялся стержень, надежно удерживающий конструкцию в вертикальном положении.
Жестко прикрепленный к стержню вращающийся круг располагался в нижней части механизма. В процессе работы мастер упирался ногой в нижнее колесо и плавно вращал его. Большой размер и тяжесть этого диска превращали его в своеобразный маховик. После того как мастер снимал ногу, колесо вращалось еще некоторое время, позволяя человеку экономить силы.
Параллельно с улучшением конструкции гончарного крута шел процесс усовершенствования способов обжига. Древние люди обжигали глину на костре, при этом температура не поднималась выше 300—400 С. Впоследствии стали применять специальные печи, которые, несмотря на примитивную конструкцию, позволяли увеличить жар до 900° С.
Обжиг при высокой температуре способствовал улучшению качества готовой посуды, так как частички глины и песка прочно соединялись между собой. Благодаря этому ценному изобретению мастера научились создавать изделия с тонкими (2—3 мм) стенками. Постепенно глиняная посуда из необходимой кухонной принадлежности стала превращаться в произведение народного творчества.
В основе принципа действия печи лежало свойство глины отдавать тепло. Каркас, выполненный из тонких стволов дерева, обмазывали толстым слоем глины, оставляя ряд отверстий. Это устройство располагалось над огнем, где деревянная сердцевина сгорала, обжигая глину, превращавшуюся в подобие перфорированной трубки. В печи концентрировался жар, исходящий из отверстий в раскаленной глине, благодаря чему поддерживался определенный температурный режим.
После внедрения печей гончары получили возможность достигнуть новых вершин мастерства. Изобретение печи для обжига горшков положило начало созданию высокотемпературной технологии, до настоящего времени применяющейся во многих отраслях народного хозяйства, например в металлургии.

Грицак, Е.Н. История вещей от древности до наших дней /Е.Н. Грицак, М.И. Ткач.- М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2003.- 608 с.

На протяжении многих тысячелетий человек использовал глиняную посуду в своем быту: горшки из глины изготавливали еще в Древней Греции, Египте, Китае, Ассирии и других странах Древнего мира. Посуда из натуральной глины без глазури и примесей востребована и сегодня. И в этом нет ничего удивительного, ведь эти живые, дышащие кувшины, горшки и чайники, изготовленные современными мастерами по старинным технологиям, до сих пор не имеют достойной альтернативы. Блюда, приготовленные в глиняной посуде, получаются особо нежными, сочными и ароматными. Каши, грибы, рыба, мясо и жюльены, протомившиеся в глиняной посуде в духовом шкафу, приобретают особый, ни с чем несравнимый вкус.

Самым главным достоинством глиняной посуды является безопасность и натуральность ее состава: глина не содержит токсичные вещества и не вступает в химические реакции с пищей. Как правило, молоко, хранимое в обожженной глиняной посуде, не прокисает на протяжении 3-4 дней, варенье - не плесневеет, чеснок и лук - не гниют, в муке и крупах - не заводятся насекомые, квас - сохраняет прохладу летом, а кофе и чай - долго остаются горячими.

Немного из истории глиняной посуды

Глина используется человеком с незапамятных времен, доказательством чему служит множество археологических раскопок. Сначала это была необожженная глина, из которой древние люди делали статуэтки и первые предметы посуды. Причем изначально при изготовлении посуды глину применяли не как основной материал, а в качестве связующего компонента. Основным же материалом выступал птичий помет, смешанный с осколками скорлупы, кусочками раковин и пухом – все это без труда можно было найти в птичьих гнездах. Наши предки были уверены, что именно эти компоненты обладают необходимой пластичностью и клейкостью, глины же в таком составе содержалось не более 30%.

емкость из глины
глиняная емкость
кувшин из глины

Спустя несколько тысячелетий люди научились при помощи глины скреплять такие непластичные материалы как осколки камней и песок, и только после этого начали использовать глину в качестве основного материала для изготовления посуды. Еще позднее древние мастера придумали способ отделять глину от вредных примесей, то есть отмучивать ее. Любопытно, что с тех пор метод очистки глины практически не изменился и современные гончары успешно используют технологии, появившиеся много тысяч лет назад.

Первая посуда из обожженной глины была сделана оседлыми племенами острова Хонсю приблизительно в 10700 году до нашей эры. Вместо рисунков на такую посуду наносили отпечатки веревок, поэтому сегодня археологи называют эту культуру Дземон, что в переводе означает веревочный узор. Что касается кочевых народов, то в древности они практически не использовали глиняную посуду, так как она могла легко разбиться в дороге. В ходу у кочевников была деревянная или плетеная посуда.

Отпечатки пальцев, найденные на осколках древних сосудов, говорят о том, что ее изготовлением занимались в основном женщины. Причем секреты гончарного ремесла на протяжении многих веков передавались от матери к дочери. И только с изобретением гончарного круга профессия горшечника постепенно перекочевала в категорию преимущественно мужских специальностей.

Виды глиняной посуды

Сегодня к разряду глиняной посуды, которая не содержит в своем составе никаких примесей, относится посуда из черной (дымленой) керамики и посуда из терракоты.

Терракотовую посуду изготавливают из красной глины, которая после обжига может иметь светло-кремовый, красно-коричневый или черный оттенок. Посуда из терракоты прекрасно подходит для приготовления блюд в духовках, печах и микроволновках.

посуда из глины
глиняная посуда
горшочек из глины

Чернолощеная обварная глиняная посуда производится из дымленой керамики и замечательно подходит для запекания в духовых шкафах рыбы, мяса и овощей без добавления масла. Пища в такой посуде получается легкой и хрустящей.

Здесь следует учесть, что чем большую толщину стенок будет иметь глиняная посуда, тем дольше будет готовиться блюдо. Однако именно толстостенная посуда из глины способна равномерно распределять и долго удерживать тепло, благодаря чему в процессе готовки продукты сохраняют массу полезных веществ.

Как пользоваться глиняной посудой

Глиняная посуда предназначена для приготовления пищи в русских печах, газовых и электрических духовках, некоторые образцы пригодны для микроволновок. Тем не менее, такая посуда не переносит резких перепадов температур, из-за чего помещать холодную глиняную посуду в раскаленную духовку нельзя, иначе она может треснуть.

Также настоятельно не рекомендуется ставить натуральные глиняные чугунки и горшки на конфорки, так как при контакте с открытым огнем они, как правило, дают трещины. Впрочем, в этом правиле есть и исключения – русская глиняная сковорода латка и грузинская кеци , которые можно использовать для жарки. Однако и с этими изделиями следует обращаться крайне деликатно, ставя посуду сначала на небольшой огонь и постепенно увеличивая его.

глиняная хлебница
емкость из натуральной глины

Нужно признать, что утверждения китайцев небеспочвенны и на практике установлено, что вкус, аромат и полезные свойства зеленого чая лучше всего раскрываются при заваривании в посуде из красной глины, так как этот пористый материал способен пропускать воздух, но при этом хорошо сохраняет тепло. Здесь следует знать, что в глиняной посуде желательно заваривать только высококачественную заварку, иначе она может впитать нежелательные запахи и впоследствии испортить вкус и аромат хорошего чайного листа.

глиняный чайник
чайник из глины

То же самое касается и других продуктов. Из-за пористой структуры глиняная посуда хорошо впитывает все запахи, вкусы и жиры, поэтому для приготовления каждого конкретного блюда необходимо завести свою посуду из глины. В противном случае вы рискуете получить мясо со вкусом рыбы, чай с ароматом кофе и т.д. Если же такой возможности нет, то можно каждый раз перед приготовлением нового блюда прожаривать пустую глиняную посуду в духовом шкафу для уничтожения посторонних вкусов и запахов.

Уход за глиняной посудой

Как уже говорилось, посуда из глины хорошо впитывает жиры, которые не так-то просто отмыть от ее стенок. Несильно загрязненную глиняную посуду рекомендуется мыть теплой водой с минимальным количеством мыла или пищевой соды. Моющие средства лучше не использовать, поскольку они могут остаться в порах посуды и при нагревании выделять в пищу вредные вещества.

Сильнозагрязненную глиняную посуду можно очистить от жира по старинному рецепту: для этого наполните посуду холодной водой, добавьте туда немного уксуса, накройте крышкой, поместите в холодную духовку и постепенно, увеличивая температуру, нагрейте посуду, но не доводите жидкость до бурного кипения. Через полчаса выньте посуду из духовки, дайте ей остыть, промойте слабым мыльным раствором и тщательно прополощите. Также для удаления жира глиняную посуду можно потереть песком или древесной золой.

глиняная супница
глиняная пловница

После мытья глиняную посуду нужно тщательно вытереть и просушить на воздухе (лучше на солнце), не накрывая крышкой. Хранить посуду из глины следует в сухом месте и в открытом состоянии.

В заключении Ремонт позитивный хотел бы обратить ваше внимание на то, что не стоит торопиться выбрасывать испорченную глиняную посуду , ведь ей вполне можно дать второй шанс на существование. Например, не сильно поврежденный глиняный горшок можно использовать в качестве цветочного горшка или контейнера для растений в саду. Кстати сказать, предприимчивые древние египтяне умудрялись использовать даже осколки глиняной посуды в качестве дешевого заменителя папируса – они вели на них счета и писали послания.

Все о глиняной посуде

Глина – один из тех материалов, которые человечество использует с незапамятных времен. Из нее очень часто делали и делают посуду. Но за кажущейся простотой глиняных емкостей скрывается немало интересных и важных вещей.


Немного истории

Уже само возникновение керамики необыкновенно интересно. Изготавливать глиняную посуду начали несколько тысяч лет назад. Гончарное ремесло было одним из основных видов деятельности в любой древней цивилизации. Позднее появились более совершенные материалы (фарфор и фаянс), но каждый из них имеет и свои недостатки. Профессия гончара была уважаемой, однако и требования к занятым в ней людям оказывались весьма строги.


Считается, что раньше всего появилась такая разновидность посуды, как горшок. Ее проще всего получить на ручном гончарном круге. В течение многих веков именно такой вариант посуды доминировал в самых разных уголках мира.

Старинная глиняная посуда, и горшки особенно, широко востребованы среди коллекционеров.

Появление крупного индустриального производства керамики в XIX столетии расширило ее ассортимент и позволило делать глиняную продукцию практически неограниченно.


Но заслуга древних мастеров остается неоценимой по своему значению. Предполагают, что делать керамику начали на стыке среднего и нового каменного века. В нашей стране уже в период раннего Средневековья сотни и тысячи людей занимались гончарным ремеслом. Из мастерских тогда выходили преимущественно овальные горшки и котлы. Их форма не была случайной – посуду делали так, чтобы она помещалась в русскую печь.


Формы и размеры могли сильно различаться. Каждый мастер имел свои производственные секреты и бережно хранил их в тайне. Глиняные кухонные горшки стоили из-за кустарного изготовления весьма дорого, и потому к ним относились с уважением. Такая посуда наделялась целым рядом культурных смыслов.


Даже теперь, когда без проблем крупные партии кухонной утвари делают на заводах, довольно многие люди занимаются ее изготовлением в домашних мастерских.

Как и в старые времена, опытные керамисты добывают сырье для производства самостоятельно и сами же доводят его до нужных кондиций. Как из красной, так и из белой глины можно сделать что-то хорошее только в том случае, когда она:

  • жирная;
  • не содержит посторонних включений и мелких камней;
  • хранится при строго определенной влажности.


Белую глину используют чаще всего. В природном виде она окрашена в сероватый тон. Когда такое сырье обожгут, оно получает окрас слоновой кости. Красная глина включает оксид железа, характерный цвет она получает после обжига. Лепить такую породу легко, она не склонна к крошению.



Фарфоровая глина в виде сырца имеет серый окрас, а при обжиге белеет. Наиболее твердый сорт имеет изначально черный или темно-коричневый оттенок. В обожженном виде он окрашивается под слоновую кость. Гончары различают глину также по температуре плавления. Как в крупном, так и в кустарном производстве готовые изделия стараются покрывать глазурью либо эмалью, другими составами, помогающими добиться необходимых свойств.


Есть и посуда без примесей: ее обычно делают из терракоты (красной глины), либо из черной керамики.

Терракотовые горшки превосходно подойдут, если надо что-то запечь в духовке.

Толстые стенки прогреваются медленно, и это их свойство оценили уже в глубокой древности. Обварную посуду из дымленой керамики делали и делают для запекания различных блюд.


За долгую историю гончарного ремесла было создано множество типов глиняной посуды. Но вся она создается по примерно одинаковой технологии (за редким исключением). Глину обязательно увлажняют, потому что сжать ее должным образом в сухом виде невозможно. Потом ее разминают и превращают в жгуты. Этот способ получения заготовок практичнее, чем использование цельных кусков. Дальше, как и в древние времена, любые заготовки сушат и обжигают.


Плюсы и минусы


Обыкновенная керамика на основе глины обладает рядом ценных свойств, которых не имеют фарфоровая и фаянсовая посуда.

Отмечается, что она может самостоятельно поддерживать оптимальную температуру и влажность.

Если налить в кувшин из глины компот, а затем поставить его на залитый солнцем подоконник, напиток останется прохладным и несколько часов спустя. Чай, кофе, какао остаются теплыми достаточно долго, молоко дольше сохраняет свой вкус и не скисает.


Польза от глиняной посуды выражается и в том, что в ней можно хранить сухие, сыпучие продукты. Мука и крупа в керамическом горшке не привлекают жучков. Продлевается срок хранения лука, картошки и других корнеплодов. В глиняной таре хорошо хранятся и лекарственные травы. Пористые стенки обеспечивают хорошую вентиляцию, позволяют сберечь целебные свойства.


Если посуда предназначена для приготовления пищи, она может ставиться и в электрическую, и в газовую духовку. Можно ставить в микроволновку любые глиняные емкости, за исключением:

  • кофейников;
  • кувшинов;
  • чайников.


Но важно понимать, что обожженная глина может пострадать от резких перепадов температуры.

Если в горшочке хранятся охлажденные, тем более замороженные продукты, ставить его сразу в разогретую духовку или микроволновку нежелательно. Потому придется тратить больше времени на постепенный прогрев. Заливать сразу крутой кипяток в глиняную посуду тоже нецелесообразно.

Еще одним ее недостатком является легкое впитывание жира и других загрязнений.


Посуду из глины придется постоянно оберегать от падений и ударов. Даже если она не раскалывается, то совершенно точно получает несколько трещин.

Такие емкости заведомо не годятся для приготовления на индукционных плитах и на открытом пламени.


Правила использования

Посуда из глины очень легко насыщается различными запахами. Потому желательно пользоваться ей для хранения и приготовления только каких-то определенных продуктов.

Если приходится закладывать или готовить что-то другое, горшки обязательно прожаривают в духовке. Лишь такой прием гарантирует устранение ненужных запахов.


Посуду следует прокаливать аккуратно, не помещая сразу в раскаленную духовку. Более того, поддерживая температуру на умеренном уровне в течение всего процесса, можно добиться гораздо лучшего результата.

Что касается самого процесса готовки, многие кулинары советуют перед началом работы заполнять глиняную посуду водой примерно на 15 минут. Потом проникшая в поры вода будет испаряться и получится имитация приготовления на пару.


Отдельно следует упомянуть, как подготовиться к использованию глиняной посуды в первый раз после покупки.

Для этого ее:

  • отмывают как следует;
  • наполняют водой (по желанию – с добавлением соды);
  • ставят в теплую духовку и доводят до кипения;
  • отключают нагрев и позволяют остыть.


Далее глиняные горшки, предназначенные для запекания, нужно обмазать изнутри растительным маслом. Подобные меры позволяют избежать появления микротрещин. Позднее перед каждым применением нужно споласкивать емкости.

Важно помнить, что мокрая глина прогревается хуже, чем металл.

А потому если рецепт предписывает готовить при высокой температуре, можно дополнительно увеличить нагрев и готовить блюдо дольше.


Точных рекомендаций на этот счет дать невозможно: все кулинары подбирают необходимые параметры методом проб и ошибок. Что касается глиняных чайников, то в них нельзя оставлять заварку на несколько дней подряд. Оптимальный результат достигается, если чайник моют и сушат после каждого применения.



Особенности ухода


Нежелательно и оставлять посуду мокрой: ответственные хозяева вытирают ее досуха. Если вдруг крышка от глиняного сосуда разбилась, паниковать не нужно. Можно сделать хорошую замену собственными руками – выпекая точно такую же по форме крышку из обычного теста. Не следует помещать горячие горшочки в холодильник или на холодную поверхность. Лучше дождаться сначала остывания их содержимого до комнатной температуры.


Хранение глиняной посуды рекомендовано в открытом состоянии.

Если держать ее закрытой, можно столкнуться с неприятными запахами. Для наведения чистоты советуют использовать мягкие губки (жесткие могут повредить чувствительный материал). Соблюдение основных рекомендаций позволяет гарантировать длительную службу керамической посуды и хорошие кулинарные результаты. Склеить разбитые горшки, кувшины можно при помощи специального пищевого клея (надо только проверить безопасность состава).


  • собирают все осколки;
  • отмывают их под струей теплой воды, используя щадящее средство для мытья посуды;
  • сушат;
  • обезжиривают края сколов ацетоном либо спиртом;
  • осторожно наносят клей;
  • плотно соединяют стыки;
  • снимают мягкой материей излишки клеевой массы.


Разновидности

Не стоит полагать, что из глины делаются одни только горшки, кувшины и чайники. Этот материал используют гораздо более широко. Для запекания в духовке все же наиболее привлекательным выбором остаются горшки. Их форма (широкое горло, узкое дно и расширение в центре) оправдана многовековой практикой. Именно подобная посуда отлично распределяет жар по всему объему.

Глиняные горшочки считаются оптимальным выбором для готовки жаркого, рагу и иных похожих блюд.


  • пиалы;
  • чашки;
  • чайники для заварки;
  • емкости для хранения трав.

Для чаепития подходит только глазурованная посуда.

Заваривая чай в неглазурованном сосуде, придется мириться с тем, что аромат первой заварки навсегда насыщает материал. Такое же правило придется соблюдать и по отношению к керамической турке. Каждый сорт кофе заваривают в строго определенной емкости. Иначе может получиться весьма неприятная смесь ароматов.


Глазурованная посуда является единственно возможным вариантом из глины для готовки в микроволновой печи.

Применять для этой цели неглазурованные изделия невозможно. Нельзя также брать для СВЧ-печей посуду с серебряными и золотыми красками.

  • контейнеры для разогрева;
  • кастрюли разного объема;
  • формы для выпечки;
  • формы для запекания.


Среди кухонной утвари из глины также стоит назвать:

  • посуду для запекания;
  • посуду для варки супов;
  • посуду для приготовления жаркого;
  • жюльенницы;
  • тажины;
  • жаровни;
  • казаны;
  • шашлычницы.


Все эти изделия пригодны не только для обработки продуктов, но и для подачи готовых блюд на стол. А для любителей грузинской кухни идеально подойдет глиняная сковорода кеци. В ней запекают различные блюда в духовке. Кеци иногда служит как миска, плошка для горячих и холодных блюд. При изготовлении этого типа посуды глазурь используют не всегда, так что выбирать придется тщательнее.


Кроме этих вещей (а также тарелок, блюдец и сервизов) нужно упомянуть еще много предметов из глины, которые можно встретить на кухне:

  • супница;
  • кокотница;
  • салатник;
  • кашник;
  • вазы для хранения овощей;
  • сахарницы;
  • сосуды для вина и ряд других видов посуды.


Обзор производителей

  • чашки;
  • блюдца;
  • вазы;
  • чайники;
  • кружки и многие другие вещи.




Также стоит рассмотреть керамику фирм:

  • Leander;
  • Bernadotte;
  • Royal Czech Porcelain;
  • Colombo;
  • Continental;
  • Costa Nova;
  • Domenik.




Как выбрать?

При выборе глиняной посуды нельзя руководствоваться одними только торговыми марками. Большое значение имеет и красота конкретных изделий. Ведь кухонная посуда должна обязательно создавать приятное впечатление. Следующий момент, на который надо обратить внимание, – это объем изделий. Они могут быть рассчитаны на одну или несколько порций.

Но даже самая емкая и изящная посуда должна быть стойкой к механическим и термическим воздействиям. А эти параметры зависят от обжига. Судить же о качестве обработки можно по чистоте и звонкости звучания, по точности форм.

Хорошие изделия обязательно должны иметь стенки и днище одинаковой толщины. Когда она неоднородно, нагрев может привести к появлению трещин.


Категорически неприемлемы:

  • царапины;
  • надтреснутые участки;
  • вздутия;
  • сколы.

Хорошая глиняная посуда покрывается глазурью ровно, без потеков и искажений.

Если нужен горшок для варки супа, требуется выбирать изделие с суженым горлом. Это снизит испарение жидкости.

Как и в любом другом случае, чрезмерно экономить на покупке не следует. Наконец, чтобы правильно выбрать глиняную посуду, требуется уделить внимание отзывам, в которых описаны все недостатки посуды.


С различными видами глиняной посуды и их назначением можно познакомиться в следующем видео.

goncharnoe-delo

Гончарное дело не просто древнее ремесло, оно пускает свои корни в те времена, когда люди еще не овладели даже примитивной агротехникой. И ремесло не просто живет, а переживает сегодня новый виток популярности. Все, что вы хотели узнать про гончарное дело, его секреты и принципы, а также возможность мощного стартапа – далее.

История гончарного дела

Еще недавно историки сводили возникновение ремесла ко временам десятитысячелетней давности. И вот сравнительно недавнее открытие археологов перевернуло это представление о древности гончарства: в Хорватии обнаружили фигурки животных, возраст которых не менее 17,5 тысяч лет!

О гончарном круге, как полноценном приспособлении для работы с глиной, упоминается в Ветхом Завете. Но это не значит, что он не мог появиться значительно раньше описываемых в книге времен. Известно только, что какое-то время человек мог рассчитывать лишь на ручной труд, но уже тогда понимал – глина способна на многое.

Гончарное ремесло в мире

goncharnoe-remeslo

Распространена глина повсеместно, а значит, в самых разных точках земли человек обращался к природному материалу с богатыми возможностями. Пластичная субстанция в руках умельца обретала форму, а главное, обретала и смысл. Но в каждой части света история гончарного искусства своя.

Например, в Китае ремесло появилось как минимум за 2000 лет до нашей эры – примеры тому в виде удивительной керамики и фарфора Китайской Империи красноречивы. Есть сведения и о том, как налажено было гончарное производство и в Античном мире: умельцы использовали простую железистую глину, которая превращалась в изящные амфоры и сосуды.

Веками гончарное искусство развивалось и совершенствовалось, не сдавало своих позиций. В Средневековье керамическую посуду потеснили изделия из серебра, золота и олова. Металл оказался конкурентом глины, но из нее продолжали активно делать гончарные монограммы, изразцы, фамильные гербы – речь идет о знати, конечно. Простой люд такого позволить себе не мог, а потому о полном отказе от глиняной посуды говорить не приходится.

Гончарное ремесло на Руси

goncharnoe-remeslo

На этих территориях гончарное ремесло развивалось еще в доисторическую эпоху. И сейчас археологи обнаруживают во время раскопок артефакты, говорящие много о быте и уровне развития людей разных эпох. Самые интересные образцы – это керамические изделия, сделанные еще до появления гончарного круга. Когда люди научились делать изделия из глины на специальном круге, ремесло стало промыслом, и оно переживало свой расцвет.

Появлялись гончарные мастерские, где каждый хозяин наносил на изделие фирменное клеймо. Форма, размеры, технические хитрости обжига – все это были инструменты крупного рынка, которым в то время считалось гончарство.

В девятом столетии на Руси не знали гончарного круга: ручной керамикой занимались, в основном, женщины.

Что же до цифр, то еще в девятом столетии на Руси не знали гончарного круга: ручной керамикой занимались, в основном, женщины. Чистую глину комбинировали с песком, мелкими ракушками, кварцевыми и гранитными частичками. В конце девятого века на юге страны появился гончарный круг: прогресс связывают с переселением туда славянских племен. Именно технический прорыв привел к появлению такой профессии – гончар. Начали появляться мастерские, где работали уже мужчины: так и стало исключительно женское занятие преимущественно мужским.

Затем гончарному ремеслу на Руси пришлось пережить спад: татаро-монгольское иго перевернуло историю древнерусского государства, керамическое дело остановилось. Утварь становилась грубее, уничтожались выдающиеся работы гончаров. И только после освобождения от агрессоров гончарное дело потихоньку начало возрождаться. С переменным успехом оно дошло до наших дней, и в информационную эру больших технических возможностей, славяне стали открывать все больше фамильных гончарных мастерских, а их работы (не без помощи соцсетей) быстро и ловко разлетаются по сотням тысяч адресов. Древний промысел нашел себя и в 21 веке.

Данное видео познакомит вас с историей развития гончарного ремесла.

Виды изделий из глины

Глина – душа гончарного дела. Природный вторичный продукт образуется в ходе разрушения горных пород в результате выветривания. Смешиваясь с водой, глина становится массой с невероятной пластичностью. Керамикой называют материалы и изделия, созданные путем формования и обжига глин. Все керамизделия принято делить на пористые и плотные.

Плотные

Им свойственен показатель водопоглощения меньше 5%. Яркие примеры плотной керамики – напольная плитка и дорожный кирпич. Санитарно-техническую отрасль могут представлять и плотные, и пористые изделия. Плотность керамики определяет степень спекания.

Пористые

Поглощают более 5% воды. К ним относят глиняный кирпич, пустотные стеновые камни, черепицу для кровли, облицовочную плитку. Различие изделий обуславливает структура черепка. Керамический черепок – это материал, из которого после обжига состоит керамика.

Материалы гончарного ремесла

Глина состоит из очень маленьких кристаллов, которые и формируют каолинит, глинообразующий материал. Используют в гончарстве несколько сортов глины.

Глиняные изделия производят из:

  • природной красной глины;
  • белой и цветной;
  • майолики;
  • пористой керамической массы;
  • каменной керамической массы;
  • глины для фарфора и т.д.

Каждый вид природного материал отличен от другого: например, из белой глины производят изделия, которые после обжига приобретают цвет слоновой кости. Из майолики делают знаменитую фаянсовую посуду. Глина же для фарфора непористая, после обжига изделие приобретает характерную прозрачность и изящество.

keramicheskaya-glazur

Отдельного упоминания заслуживает глазурь для керамики, без которой сегодня невозможно представить гончарное искусство. Глазурью называют тонкое стекловидное покрытие, которое наносят поверх изделия из глины. Керамическая глазурь может быть глухой и прозрачной, блестящей и матовой, цветной и бесцветной. Глазурирование – процесс, при котором предмет окунается в глазурный шликер. Второй вариант – поливка предмета составом глазури. Используют нередко и метод распыления. Прозрачную глазурь можно сделать даже в домашней мастерской, хотя вручную сегодня этим мало кто занимается.

Инструменты для работы с глиной

Лепка из глины – процесс, предполагающий оттачивание мастерства. Какие-то инструменты покажутся неудобными, и вы будете искать подходящую альтернативу. У каждого мастера появляется свой инструмент: чуткий и вторящий его стилю работы.

Список инструментов для начинающего керамиста выглядит так:

  • Струна. Именно ею вы будете срезать готовое изделие с гончарного круга. Это леска или очень тонкая проволока, оба конца которой зафиксированы на деревянных ручках (в силу безопасности труда). Металлоструны быстро уходят в утиль, потому большинство мастеров предпочитают работать с леской.
  • Турнетка. Так называют крутящуюся небольшую подставку из металла, без которой художник-керамист редко обходится. Турнетка организует медленное вращение вокруг своей оси, за счет чего мастер создает идеальной ровности линии.
  • Стек. Это очень общий термин, так как под ним подразумеваются самые разные инструменты для декорирования и моделирования керамики. Это и деревянные стеки, и стек-ножи, и скульптурные стеки, и, наконец, пластмассовые (надо же с чего-то начинать). Топ-стек – гончарная петля, ею выгребают глину и обрезают края изделия.
  • Штампики, оттиски, фактурные гребни. Этими инструментами создается рельеф и текстура еще сырого изделия, наносятся ими симметричные полосы.
  • Гончарный циркуль. Это измеритель, который позволяет сравнить линейные размеры деталей и размеры, взятые по масштабной линейке, калибру и концевым мерам.
  • Подручные средства. Условное название всевозможных вспомогательных аксессуаров: скалки для раскатывания, губки, текстильные фрагменты (лоскутки), листы из дерева и гипса.

Настоящий керамист не может работать без гончарного круга. Когда начинали делать предки изделия из глины, его не было, и вы, как новичок, можете пойти тем же путем. Но практически все приходят к тому, что развиваться без наличия гончарного круга невозможно. Он формирует посуду и прочие изделия, задействовав инерцию вращения. Это придает работе нужную форму и, что немаловажно, повышает производительность труда.

Этапы работы с глиной

Подготовка глины

glina

Разбейте материал на маленькие части, высушите, а потом залейте горячей водой. Когда глина набухнет, переложите ее на стол, устланный тканью. Регулярно материал переминайте и переворачивайте. Когда лишняя вода уйдет, можно браться за дело – глина готова.

Если же в ней есть примеси, ее предварительно очищают. Это можно делать путем продавливания через мелкую сетку (в пластичном состоянии) либо разминая в руках сухой материал. Можете залить глину водой, дать пару часов отстояться – тяжелые примеси оседают на дно.

Глиняное тесто проминают на столе. Струной, сделанной из лески или же гитарной, с закрепленными по бокам деревянными брусочками, глину разрезают.

Формовка изделий

goncharnyj-krug

Предполагает несколько способов работы. Первый – это вытягивание сосуда из куска глины на гончарном круге. Существует также формовка путем выбивания, отминка в форму, лепка из четырех горизонтальных поясов, лепка из нескольких частей со спаями, а также ленточно-жгутовый способ.

Современный гончарный круг электрический, и хоть это упрощает процесс изготовления изделия, научиться работать руками придется так, как учились этому еще наши предки. Можно сравнить уроки работы на круге с уроками игры на фортепиано: каким бы оно не было технически совершенным, руки, их постановка, опыт и прилежание решают все. Толщину сосуда, который вы делаете, должны чувствовать тактильно: никакая техника здесь не поможет. Когда вы научитесь нескольким базовым постановкам рук на гончарном круге, примитесь за освоение основных операций. Начиная от центровки глины на круге, продолжая фиксированием дна сосуда, вы постепенно будете осваивать очень интересное, живое ремесло.

Обжиг

Оставшаяся в материале часть влаги испаряется при обжиге, начинается процесс остекловывания. Материал в руках мастера обретает жесткость и прочность, он более не способен присоединять воду. Сегодня для обжига чаще используются электрические муфельные печи. Какую температуру выставлять – отдельное мастерство: ее плавно повышают, а потом плавно же понижают (по четкой схеме).

Пока изделие не остынет, из печи его не вынимают – может расколоться. Готовая работа словно катарсис для мастера, гончарные изделия ручной работы не сравнятся с конвейерным производством.

Нанесение глазури

Делать это можно путем пульверизации, которая должна пройти несколько сеансов (3-5), после каждого изделие просушивается. Применяется и метод набрызга с помощью кисточки или щеточки с иголкой. Мастер может выбрать окунание, полив, тампонирование, кистевое нанесение глазури – как именно декорировать керамику, автор решает индивидуально. Обычно начинают пробовать себя в этом деле молодые керамисты, выбирая тампонирование и пульверизацию.

Что требуется, чтобы открыть свое дело

goncharnyj-biznes

Примерный план действий:

В видео подробно рассказываются достоинства гончарного ремесла как бизнеса.

Попробовать стоит: даже если дальше хобби не зайдет, глина будет дышать в ваших руках, руки приобретут особую чуткость и даже кинестетическую интуицию – занятие действительно завораживает. Ручной труд с психотерапевтическим эффектом: не зря так называют гончарное дело, которое своей тысячелетней историей обеспечило себе лучшую рекламу.

Читайте также: