Доклад на тему геометрия орнаментов и узоров

Обновлено: 16.05.2024

Геометрический орнамент – декор, состоящий из простых геометрических фигур. Относится к самому древнему и распространенному, в том числе и в наше время, виду. Известны образцы предметов быта, украшенные геометрическим орнаментом, относимые еще к палеолиту. Наряду с простыми элементами и формами – кругом, треугольником, прямоугольником – в такие узоры могут быть включены линии, прямые и кривые. Данный вид орнамента называют также абстрактным или не изобразительным.

Становление геометрического орнамента

Геометрически орнамент возник задолго до появления текстиля, керамики, металлических предметов быта и орудий труда и каких бы то ни было рукотворных архитектурных сооружений. Как украшения для этих форм он стал использоваться по мере их изобретения. В большинстве случаев орнамент при этом выполнял не столько функцию украшения, сколько нес сакральный мистический смысл. Одним из самых первых распространившихся повсеместно элементов орнамента стал ромб. Так же достаточно часто использовался ромбо-меандровый орнамент. Данный геометрический элемент можно считать структурообразующим. Именно ромб лежит в основе орнамента в целом.

В качестве примера можно привести найденные на территории России костяные фигурки Матери-прародительницы, относимые к эпохе палеолита, декорированными именно ромбическим орнаментом. Женщины того времени на празднествах украшали себя именно таким узором. Постепенно он стал символом именно плодородия, удачи и процветания. Палеонтологом В. И. Бибиковой было убедительно доказано, что ромб и волнообразные линии, часто сопровождающие его, являются ничем иным, как воспроизведением узора мамонтовой кости. Раскопки показали, что такой орнамент использовался повсеместно, начиная от неолита и до бронзового века. Вплоть до гальштатской эпохи он помещался в основном на ритуальных предметах и жертвенниках.

Арабский геометрический орнамент

Создание бесконечного орнамента состоит из следующих основных этапов:

• выбор определений раппортной системы;
• построение отдельных мотивов;
• размещение их на сетке;
• выбор способа исполнения (зависит от материала).

Художественная сторона в орнаментах напрямую связана с четвертым этапом, то есть находиться в полностью зависимости от того, на каком предмете будет выполняться декор. Еще одной особенностью именно арабского узора является получения очень сложных геометрических систем всего лишь из одного мотива. О сложности орнаментов говорит, например, то, что уже в XVIII веке восточные художники умели гармонично сочетать двенадцатиконечные звезды с пятиконечными.

Но, как уже упоминалось, мастера довольно часто отступали от строго математического расположения мотивов в пользу творчества. При этом, конечно, нарушалась сетка, использовались геометрически неправильные фигуры, либо добавлялись новые. Именно благодаря этому стало возможным создание на Востоке нескольких разных школ орнамента. Геометрический орнамент веками использовался для украшения текстиля, интерьеров, предметов быта, оружия и орудий труда. И в наше время этот вид декора является одним из самых популярных. Что-либо более подходящее для оформления окружающих человека предметов достаточно простое в исполнении и при этом эффектное найти, кажется, просто невозможно.

Крылова Алина Викторовна

Некоторые исследователи утверждают, что геометрический орнамент возник в первобытную эпоху и выражал некую абстрактную идею. Древний человек своеобразно отражал свои представления об окружающем мире с помощью знаков, изображаемых на различных бытовых предметах и на стенах пещер. В первобытных орнаментальных композициях часто встречаются изображения геометрических фигур-символов: круга-солнца, квадрата- земли, треугольников-гор (или леса); спирали, выражающей идеи бесконечности бытия, постоянного развития или вечного движения. В каждой значимой культовой системе — языческой, христианской, буддийской, индуистской, мусульманской и других — появлялись собственные парадигмы, определявшие семантику геометрических фигур в орнаментальных композициях. Хотя многие исследователи склонны видеть в геометрическом орнаменте проявление первобытнообщинных алгоритмов, каждая культура по-своему интерпретировала тот или иной знак. Отсылка к прошлому

Круг, не имеющий начала и конца, бесконечный и всеобъемлющий, являлся универсальным символом. Во многих традициях круг олицетворял солярный культ, представлял собой вселенское пространство, Космос. Иногда другие изображения — яйцо, черепаха, диск, часы — имели ту же смысловую нагрузку, отражали космогоническую сущность круга. Основная функция круга (или шара) — символически изобразить небесные тела. В мировой художественной практике круг был непременным атрибутом египетского бога солнца Атона . Крылатый диск помещался над головой могущественного божества. Примером тому могут служить солнечная колесница Аполлона, колесницы индийских божеств. Перуанский бог Солнца изображался с лицом в виде золотого круга, китайской аналогии Неба. В христианском культе круг связан с понятием мира и бесконечности, небесного сияния, небесной сферы и т. п., у мусульман круг — это всевидящее око Аллаха.

Мастера Древнего Египта (III тыс. до н. э. — VII в. до н.э.), кроме излюбленного стилизованного растительного декора, вплетали в канву орнамента и геометрические элементы — волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки. Интересен тот факт, что прототипом христианского креста, принятого коптской церковью в качестве своей эмблемы, был древнеегипетский анкх — символ бессмертия. В силу этнокультурных традиций, сложившихся в долине Нила, геометрические мотивы только дополняли основные композиционные решения. В Индии в эпоху Гуптов (IV в. до н. э.) особую популярность приобрели орнаменты в виде чередующихся ромбов и кругов. С распространением буддийского культа храмы и культовые предметы стали украшаться розетками, вписанными в круги и квадраты. В керамических изделиях также появлялись геометрические мотивы, но вскоре их вытеснил растительный декор. Самыми примечательными были индийские ткани, украшенные всевозможными орнаментами, среди которых преобладали ромбы, квадраты, зигзаги. Индейцы, населявшие территории Северной и Южной Америки (до XVIII в.), прославились керамическим ремеслом и ткачеством. Гончарные изделия, столь необходимые в повседневной жизни, декорировались всевозможными магическими символами — треугольниками, кругами, спиралями, зигзагами. Средневековых европейцев местные ткани поражали удивительной лаконичностью и сочностью узора. Орнаментальные композиции древних ацтеков, инков, майя, пуэбло, лакота и многих других отражали трепетное отношение к окружающему миру, запечатленному языком простейших геометрических фигур. Особой красотой отличались орнаментальные построения Древней Греции (VII в. до н. э. — III в. н. э.). Меандр — зигзагообразный мотив — очевидно, олицетворял вечность движения, бесконечность повторения. Лента орнамента строго подчинялась форме, при этом не нарушалась целостность восприятия. Даже многокрасочные мозаичные полы отличались сдержанностью и простотой геометрических узоров. В искусстве мозаики греко-римским мастерам не было равных. Они искусно воспроизводили пространственную глубину так, что зрителю казалось, будто он идет по рельефному полу. Опыт античных художников был органически воспринят Византийской Империей (IV—XIV вв.). Страны и орнаменты

Схемы построения геометрического орнамента и его классификация весьма разнообразны. Например, Ю. Я. Герчук приводит следующие варианты: 1) ритмический повтор (линейный и центрический); 2)зеркальная симметрия (зеркальная симметрия и/или поворот); 3)наложение нескольких элементов (создание сетки) . Классификация Ю.Я.Герчука

Известный французский исследователь Анри де Моран проанализировал особенности сочетания элементов в геометрическом орнаменте. Исследователь делил геометрический орнамент на простые и сложные сюжетные (композиционные) структуры. Одним из простейших элементов де Моран называл точку, которая: активно применялась к декоративном искусстве иранского сасанидского искусства. Следующим этапом указана линия как основополагающая деталь композиционного построения. Принцип линейного построения широко применялся во всевозможных видах искусства и был популярен как на Средиземноморье, так и на западных и восточных землях. Важно отметить, что линия сама по себе не являлась в понятии де Морана самостоятельной составляющей орнамента, но обогащенная чередующимися элементами становится значимым элементом. Следующими этапами развития геометрического орнамента исследователь называл зигзаг, меандр, шеврон, встречающиеся в ряде древних культур. В своей книге автор не выделял, но обозначал и такие простейшие геометрические элементы, как ромб, круг, квадрат, треугольник, круг, шестиугольник, восьмиугольник и т. д. В ряду линейных орнаментов де Моран выделял волнистую линию, спираль, витой шнур — художественные приемы украшения, часто употребляемые мастерами средневековья. К этому же ряду причислен и крест, имеющий особое значение для христианской культуры и некоторых юго-восточных стран. Другие вариации при использовании геометрических элементов являлись сложными композиционными структурами. Анри де Моран

В отличие от орнаментальных композиций, созданных в XX в., исторический орнамент нес в себе если не идеи мироздания, то определенную символику. Так называемая семантика геометрического орнамента заключалась в том, как художники понимали смысл этой символики и что вкладывали в него.

Орнам ент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.)

Орнамент - это объединение правильно повторяющихся равных фигур.








Геометрический орнамент

Круг, не имеющий начала и конца, бесконечный и всеобъемлющий, являлся универсальным символом. Во многих традициях круг олицетворял солярный культ, представлял собой вселенское пространство, Космос. Иногда другие изображения — яйцо, черепаха, диск, часы — имели ту же смысловую нагрузку, отражали космогоническую сущность круга.

Основная функция круга (или шара) — символически изобразить небесные тела. В мировой художественной практике круг был непременным атрибутом египетского бога солнца Атона. Крылатый диск помещался над головой могущественного божества. Примером тому могут служить солнечная колесница Аполлона, колесницы индийских божеств. Перуанский бог Солнца изображался с лицом в виде золотого круга, китайской аналогии Неба. В христианском культе круг связан с понятием мира и бесконечности, небесного сияния, небесной сферы и т. п., у мусульман круг — это всевидящее око Аллаха.

Появление треугольника связывали с магическим числом три или триединством понятий. В христианстве и иудаизме равносторонний треугольник вершиной вверх был знаком высшего божества. В средние века треугольник воспринимался как олицетворение Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. В древнекитайской традиции треугольник — почти всегда символ женского начала.

Одним из самых мистический и распространенных геометрических элементов по праву считался крест. До сих пор поражает воображение исследователей многообразие форм креста.

Разнообразные комбинации вышеперечисленных символов в искусстве орнамента подчас призваны раскрыть сакральный смысл предмета, его предназначение или применение. Но если рассматривать геометрический орнамент вне зависимости от его аллегорически- символического значения, то становится ясно, что художник часто преследовал чисто художественную цель — украсить предмет.

Мастера Древнего Египта (III тыс. до н. э. — VII в. до н.э.), кроме излюбленного стилизованного растительного декора, вплетали в канву орнамента и геометрические элементы — волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки. Интересен тот факт, что прототипом христианского креста, принятого коптской церковью в качестве своей эмблемы, был древнеегипетский анкх — символ бессмертия. В силу этнокультурных традиций, сложившихся в долине Нила, геометрические мотивы только дополняли основные композиционные решения.

В Индии в эпоху Гуптов (IV в. до н. э.) особую популярность приобрели орнаменты в виде чередующихся ромбов и кругов. С распространением буддийского культа храмы и культовые предметы стали украшаться розетками, вписанными в круги и квадраты. В керамических изделиях также появлялись геометрические мотивы, но вскоре их вытеснил растительный декор. Самыми примечательными были индийские ткани, украшенные всевозможными орнаментами, среди которых преобладали ромбы, квадраты, зигзаги.

Индейцы, населявшие территории Северной и Южной Америки (до XVIII в.), прославились керамическим ремеслом и ткачеством. Гончарные изделия, столь необходимые в повседневной жизни, декорировались всевозможными магическими символами — треугольниками, кругами, спиралями, зигзагами. Средневековых европейцев местные ткани поражали удивительной лаконичностью и сочностью узора. Орнаментальные композиции древних ацтеков, инков, майя, пуэбло, лакота и многих других отражали трепетное отношение к окружающему миру, запечатленному языком простейших геометрических фигур.
Особой красотой отличались орнаментальные построения Древней Греции (VII в. до н. э. — III в. н. э.). Меандр — зигзагообразный мотив — очевидно, олицетворял вечность движения, бесконечность повторения. Лента орнамента строго подчинялась форме, при этом не нарушалась целостность восприятия. Даже многокрасочные мозаичные полы отличались сдержанностью и простотой геометрических узоров. В искусстве мозаики греко-римским мастерам не было равных. Они искусно воспроизводили пространственную глубину так, что зрителю казалось, будто он идет по рельефному полу. Опыт античных художников был органически воспринят Византийской Империей (IV—XIV вв.).

Искусство нового времени , обращенное на изучение, переосмысление человека и окружающего мира, все реже прибегает к использованию чисто геометрических построений, хотя и не пренебрегает ими. Возвращение к геометрии происходит только в начале XX столетия.

Всеобщая механизация 20—30-х гг. подчинила орнамент прямым линиям и обратила внимание к красоте четких линий.

Описанные выше примеры свидетельствуют о том, что исторический орнамент — вплоть до 2-й половины XIX столетия — являлся продуктом индивидуального замысла художника-ремесленника и формировался по закону зрительного подобия отдельных фрагментов. Мастер стремился достичь эмоциональной выразительности, пренебрегая математической точностью: элементы могли быть разными по размеру, форме, иметь различный наклон. В искусстве XX в. геометрические элементы стали наноситься на предмет механическим путем. Как следствие подобного способа нанесения рисунка достигается абсолютная четкость и идентичность контуров всех элементов.

И древние, и современные мастера при нанесении рисунка, предположим на ткань, основывались на некоторых основополагающих законах построения орнамента. Хотя форма предмета изначально диктовала, как разместить орнамент, художники применяли несколько композиционных сеток.

Схемы построения геометрического орнамента и его классификация весьма разнообразны. Например, Ю. Я. Герчук приводит следующие варианты:
1) ритмический повтор (линейный и центрический);
2)зеркальная симметрия (зеркальная симметрия и/или поворот);
3)наложение нескольких элементов (создание сетки) .

Известный французский исследователь Анри де Моран проанализировал особенности сочетания элементов в геометрическом орнаменте. Исследователь делил геометрический орнамент на простые и сложные сюжетные (композиционные) структуры. Одним из простейших элементов де Моран называл точку, которая: активно применялась к декоративном искусстве иранского сасанидского искусства. Следующим этапом указана линия как основополагающая деталь композиционного построения. Принцип линейного построения широко применялся во всевозможных видах искусства и был популярен как на Средиземноморье, так и на западных и восточных землях. Важно отметить, что линия сама по себе не являлась в понятии де Морана самостоятельной составляющей орнамента, но обогащенная чередующимися элементами становится значимым элементом. Следующими этапами развития геометрического орнамента исследователь называл зигзаг, меандр, шеврон, встречающиеся в ряде древних культур. В своей книге автор не выделял, но обозначал и такие простейшие геометрические элементы, как ромб, круг, квадрат, треугольник, круг, шестиугольник, восьмиугольник и т. д. В ряду линейных орнаментов де Моран выделял волнистую линию, спираль, витой шнур — художественные приемы украшения, часто употребляемые мастерами средневековья. К этому же ряду причислен и крест, имеющий особое значение для христианской культуры и некоторых юго-восточных стран. Другие вариации при использовании геометрических элементов являлись сложными композиционными структурами.

В отличие от орнаментальных композиций, созданных в XX в., исторический орнамент нес в себе если не идеи мироздания, то определенную символику. Так называемая семантика геометрического орнамента заключалась в том, как художники понимали смысл этой символики и что вкладывали в него.

В. И. Ивановская. Геометрический орнамент. Изд. "В.Шевчук" М.: 2009

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Геометрические узоры и орнаменты в посуде. Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Толкование терминов: УЗО́Р, - Рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней. Узор обоев. Узоры для вышивания. Узоры тканей. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. - Москва, 1955 г. 2) ОРНАМЕНТ - 1. Живописное, графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. 2. В музыке: украшение вокальных и инструментальных мелодий, напр. трель. Источник: Толковый словарь русского языка Ожегова С.И., Шведова Н.Ю. - , Москва, 1997г.

Орнамент и Узоры на посуде: Что было и что стало? Традиция украшать посуду различными узорами пришла еще из древности, при этом она ставилась в отдельный сервант, что служило знаком статуса и богатства хозяина дома. Как правило, на современной кухне можно найти посуду на любой вкус. Настоящим произведением искусства могут считаться керамические и фарфоровые изделия. Вот уже где художники дают волю своей неуемной фантазии, ведь узоры и орнаменты на посуде из этих материалов поражают воображение. Такие декоративные изделия выглядят очень роскошно, изящно, поэтому способны украсить собой любой шкаф или постамент. Кроме того, с их помощью можно создать определенный стиль в помеще- нии. Роспись, цветочные орнаменты, геометрические мотивы, традиции Востока и Запада — все это вполне можно найти на современной посуде.

Область применения: Геометрические узоры на посуде применялись с древних времен. Это был самый легкий способ украшения кувшина или горшка. Использовались обычные палочки, которыми делались круглые углубления в поверхности, линии. С развитием технологий геометрические орнаменты начали применяться в архитектуре, одежде. Сейчас их часто используют для украшения текстильной продукции, платков, постельного белья, ковров, а также в полиграфии при печати книг, обоев, для декорирования мебели. Любой узор, геометрический, имеет определенный мотив . Узор - это главный элемент орнамента. Он бывает простой, состоящий из одной формы с единым контуром, или сложный, который предполагает наличие нескольких составных частей.

Приёмы построения орнамента: Каждый узор, геометрический, или любой другой, представляет собой определенный ритм, то есть повторение, чередование определенных элементов. В качестве мотива можно взять равнобедренный треугольник. Многократно повторите его по горизонтали без промежутков, тогда получатся своеобразные зубчики, на одинаковом расстоянии или чередуя длину пространства между элементами в определенной комбинации. Вид ленточного орнамента будет меняться. То же самое можно сделать по вертикали. Чтобы создать сетчатый узор, достаточно полученную на первом этапе строчку из треугольников повторить несколько раз в столбик. Каждый модуль может находиться как один под другим, так и со смещением. Два разных горизонтальных ряда чередуются по определенной закономерности, через один, два и так далее.

Читайте также: