Доклад о состоянии гражданского общества в краснодарском крае в 2020 году

Обновлено: 06.07.2024

За пять лет некоммерческие организации Кубани получили из госказны свыше 408 млн. рублей в виде грантов

Сегодня в Краснодарском крае отлажена система взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями (НКО). Поддержка НКО является одним из долгосрочных приоритетных направлений политики губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева и всей его команды. Важно, что проблемами развития гражданского общества озабочены и власти на местах – в муниципальных образованиях Кубани.

Эксперты отмечают, что деятельность некоммерческих организаций не преследует политические и экономические цели. Здесь главное – добровольность (если говорить о нашем обществе в целом), благотворительность (если иметь в виду бизнес), а также безвозмездные субсидии и президентские гранты со стороны государства.

По данным краевого управления Минюста РФ, на Кубани действуют 6318 некоммерческих организаций. По этому показателю наш регион занимает первое место в Южном федеральном округе. Большая часть работающих в крае некоммерческих организаций относится к числу социально ориентированных.

– Алексей Владимирович, в течение последних пяти лет администрация Краснодарского края активно поддерживает общественные объединения и социально ориентированные некоммерческие организации. Расскажите, как увеличивался объем их грантовой поддержки за пять лет.

– Администрация края оказывает поддержку общественным объединениям и социально ориентированным НКО по различным направлениям.

За пять лет было проведено более 30 конкурсов среди общественных объединений и социально ориентированных некоммерческих организаций на получение грантов администрации Краснодарского края. По результатам конкурсов 275 общественных объединений, а также социально ориентированных НКО получили финансовую поддержку в форме субсидий администрации края.

С 2018 года был увеличен объем грантовой корзины конкурса для социально ориентированных НКО с 16 до 30 миллионов рублей ежегодно. В каждом из 44 муниципальных образований Краснодарского края действуют программы, предусматривающие финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций. В некоторых муниципалитетах программы по оказанию такой поддержки приняты даже на уровне сельских поселений. Общий объем финансирования деятельности некоммерческих организаций, заложенный в бюджетах всех муниципалитетов, составляет более 211 миллионов рублей.

На постоянной основе оказывается консультационная и методическая поддержка председателям НКО, желающим принять участие в ежегодных конкурсах на предоставление грантов президента России на развитие гражданского общества.

Наблюдается неуклонное ежегодное увеличение количества социально ориентированных некоммерческих организаций, которые стали победителями конкурсов и получили субсидии из федерального бюджета на реализацию собственных социальных проектов.

Так, если в 2015 году было поддержано всего 15 краевых НКО, получивших федеральные гранты на общую сумму 27 миллионов рублей, то в нынешнем году этот показатель вырос до 78 некоммерческих организаций. На реализацию проектов кубанских НКО предоставлено из федерального бюджета более 109 миллионов рублей. Это рекордная для региона сумма за все время проведения конкурса президентских грантов.

Во время специального конкурса президентских грантов для НКО 2020 года в период борьбы с распространением коронавируса Кубань вошла в топ-10 субъектов Российской Федерации по количеству представленных проектов. Судите сами: из 84 проектов 28 вошли в число победителей. Окончательные итоги станут известны в конце августа.

На реализацию проектов кубанских НКО предоставлено из федерального бюджета более 109 миллионов рублей. Это рекордная для региона сумма за все время проведения конкурса президентских грантов.

Общая сумма средств, которую краевые некоммерческие организации получили из федерального бюджета на реализацию своих проектов на территории Краснодарского края на благо жителей региона с 2015 по 2020 год, превысит, по нашим подсчетам, 408 миллионов рублей.

– Немаловажным фактором для НКО является информационная поддержка. Как она организована в Краснодарском крае?

Общественными объединениями и социально ориентированными НКО на аналитическом портале, созданном и осуществляющем свою деятельность при поддержке краевых властей, в ежедневном режиме на безвозмездной основе публикуются актуальные информационные материалы. Речь идет об акциях и проектах, анонсах мероприятий, фото- и видеорепортажах. Благодаря открытому интернет-ресурсу информационную поддержку получают не только опытные и известные некоммерческие организации края, но и социально ориентированные НКО муниципального уровня, в том числе те, у кого нет собственной странички в интернете.

Количество участников грантовых конкурсов растет

— В 2021 году из 83 краснодарских организаций, подавших инициативные проекты на первый конкурс для получения грантов Президентского фонда, победили 20. Общая сумма грантов составила 25 млн 572 тыс. руб. С 1 февраля по 15 марта 2021 года проводился прием заявок от некоммерческих организаций для участия во втором конкурсе президентских грантов. Необходимо отметить, что количество участников грантовых конкурсов из числа СОНКО ежегодно растает,

— подчеркнул Игорь Самуилович.

Помогаем ветеранам напрямую

— Деятельность комитета направлена на воспитание нашей молодежи в духе патриотизма. В прошлом году мы принимали участие в различных мероприятиях краснодарских школ, например, подводили итоги несения почетной Вахты памяти,

— рассказал Алексей Востриков.

Лучших караульных готовит школа №34. Кстати, юные часовые принимают участие в городских и краевых военно-спортивных соревнованиях, военно-полевых сборах, походах, оказывают помощь ветеранам, помогают осуществлять уход за памятниками и братскими могилами.

— Еще мне очень запомнился летний военно-полевой сбор наших юношей-казаков. Смотрел на ребят и радовался: растет достойная смена,

— отметил Алексей Востриков.

Не забывает комитет и о ветеранах. Из-за непростой эпидемиологической ситуации и запрета на проведение массовых мероприятий члены комитета работают с ними напрямую, также напрямую поддерживают семьи бывших военнослужащих.

Профилактика экстремизма

Это фестивали и праздники национальных культур, круглые столы и научно-практические конференции по проблемам межнациональных отношений, заседания молодежных интернациональных клубов. Основная цель — профилактика экстремизма, поддержание стабильной общественно-политической обстановки, формирование позитивного имиджа Краснодара как города, комфортного для проживания представителей любой национальности и конфессии. На сегодняшний день в городе проживают представители более 120 этносов.

Важна своевременная помощь

— Наш комитет, кроме профильных вопросов, оказывает волонтерскую помощь. Все помнят, что в прошлом году залповые ливни подтопили дома и дороги в селе Лермонтово Туапсинского района. По поручению председателя Думы Краснодара Веры Галушко депутаты-единороссы двух комитетов — нашего и комитета по вопросам местного самоуправления — оперативно собрали информацию о том, чем в первую очередь нужно помочь пострадавшим,

— рассказала Марианна Крылова.

Были закуплены электрочайники, варочные панели, подушки, одеяла, полотенца, чистящие средства, стиральные порошки, продукты питания. В приемных депутатов также собрали одежду, обувь, игрушки. Все это отвезли туапсинцам.

— Я уже давно явлюсь волонтером и знаю, как важна своевременная помощь. Люди должны знать и видеть, что они не одни, что вокруг много неравнодушных земляков, готовых сразу же откликнуться,

— сообщила Марианна Крылова.

Чем еще в прошлом году занимался комитет?

Вот некоторые из них:

Сделано: благотворительность, спорт, казачество

Члены комитета в 2021 году регулярно становились участниками городских мероприятий, вот их небольшая часть.

Основные тезисы

1. Развитие некоммерческого сектора в регионе

Сфера занятости общественников в основном: профсоюзные организации (925), религиозные (800), казачьи общества (800), по развитию физкультуры и спорта (622), благотворительные (278), защита прав пенсионеров и ветеранов – (210), по работе с молодежью (106).

В 2017 году стали более активными общественники, которые работают с социально незащищенными слоями населения – многодетными семьями, инвалидами и ветеранами. Это произошло во многом благодаря субсидиям, выделенным регионом и Российской Федерацией (президентские гранты).

По данным Минюста в прошлом году на территории Кубани осуществляли свою деятельность 278 благотворительных организаций.

2. Волонтёрское движение

В целях координации и поддержки волонтёрской деятельности студентов работают 10 волонтёрских центров на базе образовательных и некоммерческих организаций.

Регулярно в крае проводятся различные слёты, форумы и конкурсы для консолидации усилий добровольцев и их объединений, организации эффективной добровольческой деятельности.

3. Молодёжные общественные объединения и основные тенденции в развитии социальной активности молодёжи

На Кубани проживает 1 126 914 молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет - одна четвёртая часть жителей всего края.

В регионе созданы 5 государственных учреждений, осуществляющих деятельность по различным направлениям государственной молодёжной политики, 45 органов по делам молодёжи в муниципальных образованиях Краснодарского края, 91 молодёжный муниципальный центр. Работают молодёжные общественные объединения.

Наиболее активно развиваются направления по военно-патриотической и спортивной работе с молодёжью.

В последние годы удалось переломить ряд негативных тенденций и достичь заметного улучшения социально-экономического положения молодежи в Краснодарском крае. Так, усилилось стремление молодежи к ведению здорового образа жизни, снизился уровень молодежной безработицы, значительно возросло число молодых граждан, участвующих в патриотических акциях и мероприятиях.

4. Год экологии. Общественные экологические организации и их роль в обеспечении экологической безопасности

К основным экологическим проблемам в Краснодарском крае можно отнести загрязнение атмосферного воздуха, истощение водных ресурсов, эрозию почв и уменьшение их плодородия, также в крае остро стоит вопрос обращения с твердыми коммунальными отходами.

5. Общественные ресурсы экономического развития: практика взаимодействия общества, бизнеса и власти

В 2017 году создан Региональный совет по корпоративному волонтёрству на Юге. Совет станет платформой для взаимодействия социально ответственных компаний в регионе для распространения лучших практик корпоративного волонтёрства и объединения усилий в реализации региональных проектов.

Ещё одним проявлением социальной ответственности компаний и некоммерческих объединений можно назвать активное участие в формировании благоприятной среды для развития бизнеса. В течение 2017 года на площадке Общественной палаты Краснодарского края реализовывалась задача консолидации практики осуществления предпринимательской деятельности, проблемных моментов и вырабатывались предложения, направленные на решение общественно значимых задач по совершенствованию законодательной базы.

6. Развитие общественного контроля: проблемы и перспективы

В 2017 году продолжилась работа по совершенствованию законодательства об общественном контроле. Их несколько видов:

- общественный жилищный контроль,

- общественный контроль в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, медико-социальной экспертизы,

- общественный контроль за соблюдением избирательных прав граждан.

По инициативе Общественной палаты Краснодарского края состоялась встреча с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Э. Памфиловой, на которой обсуждалась тема формирования и развития институтов общественного контроля в ходе выборов и референдумов.

Одной из тем общественного контроля, поднятых в 2017 г., была тема организации детского отдыха. Общественной палатой Краснодарского края была открыта горячая линия по вопросам организации детского отдыха на побережье. На горячую линию поступило 11 обращений.

Общественной палатой края была организована горячая линия для связи с избирателями. За период работы горячей линии поступило 146 обращений, из которых ко дню единого голосования уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления было разрешено 99 обращений.

В 2017 г. в Общественную палату Краснодарского края поступило 245 обращений. Их можно условно разделить на следующие группы:

• обращения о нарушении прав граждан (со стороны органов власти, коммерческими структурами);

• обращения, касающиеся благоустройства города, сельских поселений;

• обращения, касающиеся социального обеспечения: предоставление льгот, пенсий;

• строительная сфера: обманутые дольщики, незаконное строительство;

• сфера жилищно-коммунального хозяйства;

• нарушение трудовых прав граждан (невыплата заработной платы и т.д.);

• общественные инициативы, взаимодействие с некоммерческими организациями.

*Согласно определению Общественной палаты Краснодарского края гражданское общество -это вовлеченные в созидательную деятельность неравнодушные и активные граждане, проявляющие заботу о будущем страны, живо реагирующие на новые вызовы и возможности.

В ежегодный доклад Общественной палаты РФ (ОП РФ) "О состоянии гражданского общества в РФ", как и предполагалось, включено предложение разделить НКО на политические и социально ориентированные.

Ранее секретарь ОП РФ Александр Бречалов предложил разделить НКО на социальные и политические, заявив, что считает целесообразным включить это предложение в ежегодный доклад палаты. Тогда член ОП РФ, председатель Постоянной комиссии по развитию НКО Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Елена Тополева заметила, что деятельность НКО многообразна и часто даже социальные НКО занимаются политикой и непонятно, кто и каким образом будет отделять одно от другого.

Сегодня обновленная ОП РФ представила доклад "О состоянии гражданского общества в РФ", одним из ключевых пунктов которого является предложение создать всероссийский реестр НКО "на основе усовершенствованной системы оценки деятельности и отчетности некоммерческих организаций". И именно в этом реестре ОП РФ предлагает "предусмотреть различие" между политическими и социально ориентированными НКО.

"В 2014 году мы видим огромный социальный запрос на гражданский активизм , но в то же время организационная рамка некоммерческого сектора к такому запросу уже не соответствует. Что сужает социальную базу гражданского активизма и не способствует росту доверия к сектору в целом", – заявил Александр Бречалов, представляя тезисы ежегодного доклада ОП РФ.

По его словам, сегодня развитие некоммерческого сектора осложняется такими факторами, как отсутствие единой государственной системы учета НКО, статистического учета их деятельности и ведомственная раздробленность. "Мы точно знаем пять ведомств, которые в том или ином формате ведут учет НКО", – пояснил он. Кроме того, Бречалов выделил в качестве проблемы "избыточное число организационно-правовых форм НКО", "низкий уровень прозрачности их деятельности", "слабое присутствие НКО в СМИ, их недостаточную информационнкю открытость и доступность" и "низкую профессионализацию основной массы организаций". У НКО, по мнению Бречалова, пока не хватает ресурсов, чтобы заменить государственные и муниципальные учреждения в сфере социальных услуг.

Таким образом, заявил Бречалов, законодательство об НКО нуждается в дальнейшем совершенствовании, а третий сектор - в "новой институционализации". "Принципы функционирования некоммерческих организаций должны стать понятными и прозрачными для государства и общества. Если вести речь о предоставлении НКО дополнительных преференций, в частности, налоговых льгот, то в ответ на такие преференции должна быть обеспечена полная прозрачность деятельности некоммерческих организаций", – заявил секретарь ОП РФ.

За последнее время очень сильно вырос уровень участия НКО в принятии решений на государственном уровне, напомнила Елена Тополева. "Тысячи некоммерческих организаций через общественные советы, через общественные палаты всех уровней, различные рабочие группы реально участвуют в принятии решений, в обсуждении нормативно-правовых актов, законов", – заявила она.

Тополева также напомнила, что сегодня формируется система попечительских советов в социальных учреждениях, в учреждениях здравоохранения и образования. "У нас НКО уже даже не хватает для того, чтобы сегодня занять все те позиции, которые позволяют им участвовать в формировании политики и ее реализации. И это нельзя не считать очень позитивным фактором, показывающим рост влияния некоммерческих организаций", – резюмировала Тополева.

Она подчеркнула, что статистика доверия граждан к НКО действительно не особенно радует: если оно и не падает, то и не растет. Но зато, по мнению Тополевой, растет количество граждан, которые проявляют интерес к деятельности НКО, которые хотят принять участие в работе НКО, но не знают, как. "И это для нас с вами огромный потенциал и ресурс. Мы должны использовать это желание людей, их намерение и интерес", – считает эксперт. Сегодня, по ее словам, необходимо использовать все доступные коммуникативные каналы, чтобы менять отношение граждан к НКО.

По словам Тополевой, согласно последним исследованиям, более 40% жертвующих деньги граждан жертвуют их именно через НКО. Это, по мнению эксперта, является признаком растущего доверия.

То, что сегодня предлагается в докладе, является предметом для дискуссии и обсуждения. "Как нам развивать законодательство об НКО, как нам совершенствовать систему налогообложения, чтобы больше дать стимулов и гражданам, и бизнесу жертвовать в некоммерческие организации", – подчеркнула Тополева.

Если предложение ОП РФ о разделении НКО на "политические" и "социальные" будет претворено в жизнь, то не исключено, что защита любых прав, кроме социальных, будет признана "политикой", заявила "Коммерсанту" директор Фонда "Общественный вердикт" Наталья Таубина. Инициатива ОП РФ требует серьезного обдумывания, подчеркнул изданию председатель СПЧ Михаил Федотов. "Пусть сначала определятся, куда - в "политические" или "социально ориентированные" организации - попадет "Общероссийский народный фронт", поскольку общественное движение - это тоже НКО", – цитирует издание главу президентского совета.

Ежегодный доклад "О состоянии гражданского общества в Российской Федерации" за 2014 год вскоре должен быть опубликован на сайте ОП РФ.

Фото: pixabay.com

Позднее пандемия продолжила распространятся, и в условиях запрета массовых деловых мероприятий вопрос проведения РИФа больше не поднимался.

Традиционно для Краснодарского края это очень важное и масштабное деловое событие, в рамках которого заключается большое количество инвестиционных соглашений. Власти региона в этот раз планировали представить на форуме свой экспортный потенциал — в первую очередь, инфраструктурные проекты в рамках развития Южного экспортно-импортного хаба.

Под знаком пандемии

Основным событием, повлиявшим на все сферы экономики, стала пандемия. В Краснодарском крае из-за распространения коронавируса с марта 2020 года стали вводить многочисленные ограничения, а с апреля начался масштабный карантин.

Закрылись магазины, рестораны, ночные клубы, концертные залы, прекратили работу многие предприятия. Смогли продолжить деятельность немногочисленные предприятия, вошедшие в число системообразующих. Это привело к колоссальным потерям бизнеса.

В частности, только аэропорты Кубани в апреле 2020 года потеряли до 95% трафика и до 75% выручки. Их убытки за время локдауна оцениваются в более чем 2 млрд рублей.

Оборот потребительской сферы Краснодарского края по итогам апреля-мая 2020 года упал на 30% до 154,5 млрд рублей. В наибольшей степени пострадали сферы общественного питания, бытовых услуг, технического обслуживания автотранспортных средств, что в свою очередь повлияло на поступление налогов.

Пандемия коронавируса привела к сокращению налоговых поступлений. Часть доходов бюджета региона выпала из-за налоговых отсрочек, введенных в качестве мер поддержки бизнеса. Первоначально потери оценивались в 30 млрд рублей, позднее показатель скорректировали. Собственные доходы консолидированного бюджета края должны составить более 285 млрд рублей, а выпадающие — около 15 млрд рублей.

В октябре и ноябре 2020 года впервые за долгое время государственный долг Краснодарского края увеличивался за счет коммерческих кредитов. Большую часть долга занимали бюджетные кредиты — 58,82 млрд рублей, еще 30 млрд рублей — государственные ценные бумаги края, 16 млрд рублей — займы у кредитных организаций.

В конце декабря власти досрочно погасили все банковские займы. Таким образом, в 2021 году в структуре государственного долга края останутся только недорогие бюджетные кредиты и облигации.

Пандемия коронавируса меньше всего сказалась на секторе АПК, но он в 2020 году пострадал из-за ряда погодных катаклизмов. Весна началась с ранней засухи и природных пожаров, а в апреле край пострадал от возвратных заморозков. Они затронули в общей сложности 19 тыс. га промышленных садов, из-за чего урожай фруктов и ягод в 2020 году упал на 40%. Убытки аграриев летом оценивались в 45-55 млрд рублей.

По зерновым также прогнозировали сильное падение, но в итоге ситуация оказалась лучше первоначальных оценок — валовый сбор пшеницы в 2020 году составил 7,8 млн тонн. По сравнению с прошлым годом урожай снизился на 15,9%, или на 1,5 млн тонн. В целом сбор зерновых и зернобобовых культур составил 12,1 млн тонн, что меньше на 12,8%, или 1,8 млн тоннпоказателей прошлого года.

Несмотря на падение оборотов во многих сферах экономики, миллиардных убытков отдельных компаний и потерь бюджета региона, в Краснодарском крае началась реализация ряда крупных инфраструктурных проектов. Например, стартовали работы по строительству нового аэровокзального комплекса в Краснодаре. Это первый этап создания крупного логистического и транспортного узла, в составе которого запланированы логистический центр, вокзал и многое другое.

В июле начались работы по строительству нового терминала аэропорта Геленджика. Он будет состоять из здания площадью около 16 тыс. кв. метров, также планируется строительство парковки более чем на 400 автомобилей, служебно-технических и инженерных сооружений.

В августе отыграли конкурс на право заключения долгосрочного инвестиционного соглашения по строительству и эксплуатации Дальнего западного обхода Краснодара. Победитель предложил цену в 41,5 млрд рублей.

В Краснодаре продолжается строительство Яблоновского моста. В марте 2020 года общий объем финансирования проекта оценили в 7,2 млрд рублей. В текущем году на строительство предусмотрено 974 млн рублей, из них 564 млн рублей — средства федерального бюджета.

Читайте также: