Доклад на тему физическая культура в разновозрастной группе у детей с овз

Обновлено: 05.07.2024

Значение и особенности АФК

Адаптивная физкультура — это в первую очередь коррекция нарушений моторики, двигательной системы организма, объединяющей его биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Ее методы и приемы — физические упражнения, игры, элементы спорта, приемы дыхательной гимнастики и релаксации.

Двигательные нарушения, так же как интеллектуальные и речевые, связаны с органической патологией двигательно-кинестетического анализатора. Специальные упражнения АФК совершенствуют движения и одновременно развивают речь и интеллект. Так же оздоравливается связанная с моторикой вегетативная система.

В инклюзивной школе дети с ОВЗ (кроме нарушений ОДА) выполняют те же упражнения, что и здоровые школьники, но без нормативных требований, и приемы АФК. Основные принципы АФК:

1. Индивидуализация: опора на индивидуальные способности и возможности ребенка для создания оптимальных условий его развития.

3. Учет возрастных особенностей: осознание, что ребенок с ОВЗ проходит те же стадии развития, что и здоровый, только медленнее и с другим конечным результатом .

4. Адекватность: соответствие всего комплекса компенсаторных, лечебно-восстановительных средств и методов реальным функциональным возможностям, потребностям и интересам ребенка.

5. Оптимальность: разумная сбалансированность величины психофизической нагрузки и целесообразные адаптационные приемы.

многообразие упражнений и условий их выполнения

разные способы регулирования эмоционального состояния: релаксация, нетрадиционные псхотехники (гимнастика тайцзицюань для старшеклассников)

разные формы воздействия на сенсорные каналы: зрение, слух, кинестетику, обоняние

развитие речи (подвижные игры с речетативами)

развитие интеллекта (игры со счетом, выстраиванием слов)

7. Приоритетная роль микросоциума: одновременная коррекция ребенка и его родителей на внеклассных и внешколных спортивных мероприятиях.

Ребенок от 3 до 7 лет: интенсивное воспитание. Новое дополненное издание

Рекомендации по преподаванию физкультуры

Преподавание физкультуры детям с ОВЗ предполагает методы и технологии физического воспитания, коррекционные упражнения как общие, так и частные.

Рассмотрим два метода.

"Эволюционный метод двигательной реабилитации".(автор Н.Н Ефименко)

Частный метод при нарушениях ОДА. Возрастная категория: младшие школьники. Применяется в начале урока физкультуры в инклюзивном классе, где учатся дети с этим нарушением. Принцип: повторение эволюции движений человека от рождения до года, используя 8 двигательных режимов, или " 8 золотых формул«. Цель: восстановление двигательных функций, общее физическое развитие.

1. Начинать урок с упражнений в горизонтальном положении, переходя к вертикальному, а от него к ходьбе, лазанью, бегу и прыжкам.

2. Начинать упражнения в любом исходном положении с низких поз, переходя к более высоким: низкие четвереньки с опорой на локти и колени → средние четвереньки с опорой на ладони и колени → высокие четвереньки с опорой на ладони и стопы.

в горизонтальном положении более активно двигать головой и руками

в вертикальном положении более активно двигать тазовым поясом и ногами

8. Для крупных, близлежащих к туловищу мышечных массивов (плечевых, груди, живота, спины, таза) выполнять медленные, спокойные, плавные движения, а для отдаленных от туловища мышц быстрые, частые и хлесткие.

100 ошибок воспитания, которых легко избежать

Общий метод, направленный на развитие моторики и социализацию детей с ОВЗ. Возрастная категория: младшая и средняя школа. Принцип: совместное синхронное выполнение движений командной эстафеты в паре здоровым ребенком и ребенком с ОВЗ. Цель: совершенствовать двигательные навыки, умение ориентироваться в пространстве, развивать физические и морально-волевые качества.

Проводятся на уроке физкультуры в инклюзивной школе:

перед изучением нового материала для закрепления разученных движений

после изучения отдельных видов движений для проверки усвоенного материала в усложненных условиях.

проползти или пробежать с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия

бег с перепрыгиванием препятствий

ползанье — ходьба — бег с сохранением равновесия на различных снарядах

ходьба с переносом мячей, обручей и других предметов

бег с ведением мяча

передвижение на четвереньках с ползаньем и лазаньем на гимнастических снарядах

бег змейкой между предетами

ходьба с перешагиванием предметов

передвижение различными способами по полу и спортивным снарядам

акробатические кувырки вперед и назад

бег по гимнастической скамейке (возможна ходьба с подстраховкой)

лазанье по канату

бег до стены и ее касание ( опасность ударов о стенку)

В результате дети приобретают активность, ловкость и быстроту движений, точность и быстроту реакций на сигналы, улучшается равновесие и ориентировка в пространстве, развивается взаимопомощь и взаимовырука.

Противопоказания к АФК

Обострение хронических заболеваний и инфекционные заболевания

Нарушения спинального кровообращения

Близорукость высокой степени, глаукома, отслоение сетчатки

Осложненный сахарный диабет

Остеохондроз позвоночника с осложнениями

В целом физическая культура для детей с ОВЗ — это творческая работа по преобразованию тела. Улучшая упражнениями физическое состояние, дети с ограниченными возможностями здоровья открывают для себя новые пути оздоровления, совершенствания и самореализации.

5 методов воспитания детей

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Ребенок не может исполнять определенные функции или обязанности. Но многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. А при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем. Поэтому таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания.

Необходимым условием эффективного развития детей с ограниченными возможностями здоровья является их физическое развитие. Это развитие всех видов моторики и зрительно-двигательной координации, которое служит основой для становления всех видов детской деятельности, способствует становлению устной и письменной речи и повышению познавательной активности детей. Основная цель проведения физкультурных занятий с детьми с ОВЗ состоит в воспитании здорового, активного, жизнерадостного и жизнестойкого, физически, гармонически и творчески развитого ребёнка, хорошо владеющего своим телом, умело использующего двигательный опыт в разнообразных жизненных ситуациях.

Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Это форма физического воспитания предназначенная для лиц с ОВЗ, для инвалидов всех возрастов. Адаптивная физическая культура имеет большое значение для работы всех органов грудной и брюшной полости, для исправления неправильной осанки, для улучшения вентиляции лёгких и усиления притока кислорода в крови, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создаёт наилучшие условия для повышения физической работоспособности.

Основные задачи адаптивной физической культуры для детей с ОВЗ :

1. коррекция и развитие физической подготовки;

2. укрепление здоровья;

3. повышение умственной работоспособности;

4. самореализация физических и духовных сил;

5. развитие координационных способностей;

6. развитие познавательной деятельности.

Сюда входят – занятия по физическому воспитанию, ритмике, уроки по физической культуре.

Регулярные занятия для детей с ОВЗ являются необходимыми. А посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.

При организации занятий по физической культуре для учащихся с ОВЗ, следует исходить из возможностей ребенка – задания должны быть умеренной трудности, но быть доступным, для обеспечения переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. Затем задания следует усложнять пропорционально в соответствии возрастающими возможностями ребенка.

Практика показала, что на физкультурных занятиях при правильной организации, можно реализовать целый комплекс задач, не лишая детей двигательной нагрузки:

- закреплять представления детей об окружающем мире;

- обогащать словарь ребёнка;

- классифицировать предметы по форме, цвету, величине. и др. ;

- закреплять количество и счёт;

- ориентировку в пространстве.

Специфической направленностью в работе с этой категорией детей является ее коррекционно-компенсаторная сторона. Дети с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей, являются главным условием подготовки его к жизни.

У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень развития познавательной сферы, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя физкультуры.

Не всегда мы получаем ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения. Но от этого работа каждодневная, кропотливая, порой незаметная для окружающих, не становится менее значимой.

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья показывает, что при систематической работе по физическому воспитанию с включением системы коррекционно - восстановительных мероприятий можно добиться существенных результатов уже на ранних этапах обучения.

В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги и родители, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. И только совместными усилиями мы можем помочь детям с разным уровнем интеллектуального и физического развития успешно учиться в школе, жить в коллективе, адаптироваться в обществе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

инструктор по физической культуре

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,

В. А. Сухомлинский

Одна из важных проблем современного мира – это здоровье подрастающего поколения. На данный момент эта проблема стала очень актуальна, так как наше общество нуждается в творческих, гармонично развитых активных личностях.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в системе воспитания. Одной из важных первоначальных задач физического воспитания является укрепление здоровья ребенка. Особое внимание нужно уделить детям с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического воспитания, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к проявлению двигательной активности и физической культуры, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

В наше время все больше становится детей, у которых нарушена координация движений, дезориентация в пространстве, нарушение мелкой моторики, высокая утомляемость, вследствие чего снижается работоспособность, замедляются психические процессы, отмечаются пассивность и сонливость.

ФГОС в ДОУ особое внимание уделяется инклюзии. Инклюзивное образование – это наиболее передовая система обучения детей с ОВЗ. Инклюзия основана на совместном обучении здоровых детей и детей – инвалидов. Для развития детей с ОВЗ немаловажное значение имеет физкультурно-оздоровительная работа.

Наш детский сад посещают дети с РАС, с НИР и дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Дети с ограниченными возможностями здоровья менее физически подготовлены, чем дети с нормальным темпом развития. Это вызывает определенные трудности в овладении детьми как учебного материала, так и развитию памяти, мышления, внимания и других высших психических функций и физических качеств.

Роль инструктора по физической культуре состоит в организации процесса физического воспитания, укрепляющего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

Целью моей работы, как инструктора по физической культуре является формирование начальных двигательных навыков детей с ОВЗ, повышение их двигательной активности, развитие гибкости и координации, что способствует формированию двигательной культуры, создает положительный эмоциональный настрой. Это происходит при решении задач по общему физическому воспитанию, направленных на укрепление здоровья, развитие двигательных умений и навыков в различных видах деятельности.

Наблюдения за детьми с ОВЗ показывают, что они нуждаются в увеличении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, и расширение двигательных возможностей таких детей, являются главным условием подготовки его к жизни. Занятия по физической культуре строятся с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, подбирается специальный комплекс упражнений, дозировка физической нагрузки. От занятий не освобождается ни один ребёнок и каждый получает нагрузку, соответствующую его состоянию здоровья. Все занятия носят игровой характер и не наносят вред здоровью ребёнка.

Основными направлениями физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ составляют: утренняя гимнастика, физминутки (во время НОД), пальчиковая гимнастика (в режимных моментах), дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, ритмическая гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, занятия физической культурой и плаванием. Они оказывают стимулирующее воздействие на физиологические системы детей и благоприятное воздействие на психологическое и физическое состояние, как здоровых детей, так и детей с ОВЗ.

Я отдаю предпочтение интегрированным занятиям и досугам в работе с детьми с ОВЗ, включающим развитие речи детей, движения, ритмики, музыкальных способностей и познавательную деятельность с оздоровительной направленностью.

При работе с детьми применяю основные виды движений: ходьбу, бег, лазанье, бросание, метание. Также использую музыкально-ритмические упражнения, задания на развитие мимики и артикуляции, элементы психогимнастики, упражнения на развитие мелких мышц рук, ряд игр и упражнений для профилактики плоскостопия, также упражнения для формирования и коррекции правильной осанки, звуковые и дыхательные упражнения.

Детям с ОВЗ необходимы систематические физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на коррекцию и улучшение общего физического состояния. Ребята в течение дня должны выполнять физиологически необходимое количество движений. Оптимальным видом физического воспитания для этих целей являются занятия по плаванию.

Оно не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и существенный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций.

Плавание, как никакой другой вид спорта, оказывает благотворное влияние на детей с проблемами со здоровьем. Занятия в бассейне способствуют развитию внимания, реакции и координации движений у детей с ОВЗ.

Детям с ОВЗ очень нравятся занятия по плаванию. Они проводятся также в игровой форме.

Для ребенка полезней, чем плавание, не найти ничего. Систематические занятия в воде вызывают у детей положительные эмоции, способствуют укреплению сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, закаливанию и укреплению иммунитета, формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, повышению силы и выносливости мышц, улучшению координации, улучшению сна и аппетита, формированию положительных эмоций. В воспитании ребенка с ОВЗ на первом месте в раннем возрасте должно быть эмоциональное благополучие.

Таким образом, правильно выстроенная физкультурно-оздоровительная работа детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей, закрепляет успехи ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе раскрывается коррекционно-развивающая направленность в АФК с детьми с ограниченными возможностями здоровья. А также, раскрываются особенности работы с умственно отсталыми детьми и о метода и формах работы.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Стерлибашевская коррекционная школа - интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

Доклад на педагогическом совете

на тему:

Адаптивная физическая культура с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Подготовил и выступил: учитель физической культуры

Каримов Илдар Рифатович

2 Коррекционно-развивающая направленность в АФК с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

3 Особенности работы с умственно отсталыми детьми.

4 Методы и формы работы.

7 Список литературы.

Адаптивная физическая культура - это часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации интеграции в обществе. (1)

Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка.

Чтобы строить педагогический процесс, определять дидактические линии, ставить и решать задачи образовательной деятельности, необходимо знать состояние здоровья, физические, психические, личностные особенности детей с нарушениями в развитии, так как характеристика объекта педагогических воздействий является исходным условием любого процесса образования.

Категория этих детей чрезвычайно разнообразна по нозологии, возрасту, степени тяжести и структуре протекания заболевания, медицинскому прогнозу наличию сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, состоянию соматического здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности и другим признакам.

Для детей-инвалидов с умственной отсталостью из-за необратимого поражения ЦНС физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе, при этом недоразвитыми оказываются костная, мышечная, эндокринная, сенсорные системы, высшие психические функции: речь, мышление, внимание, память, эмоции и личность в целом.

2.Коррекционно-развивающая направленность в АФК с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Выдвинутый Л.С. Выготским в 30-е гг. ХХ в., этот принцип и сегодня является ведущим в отечественной дефектологии (Дульнев Л.В., 1981; Лапшин В.А., Пузанов Б.П., 1990; и т.д.). Суть принципа заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, выравнивание, ослабление физических и психических недостатков детей аномального развития, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств.

Коррекционно-развивающее направление АФК имеет широкий диапазон решений педагогических задач, которые условно можно объединить в следующие группы:

коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, передвижении на лыжах, упражнениях с предметами и др.;

коррекция и развитие физической подготовленности;

коррекция и развитие координационных способностей;

коррекция и профилактика соматических нарушений;

профилактика, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей;

развитие познавательной деятельности;

формирование личности ребенка.

По данным президентской программы "Дети России" число детей, обучающихся в специальных школах, за последние три года возросло на 34 тыс., однако, если численность детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата не изменяется, то среди групп с нарушением интеллекта и задержки психического развития их число возрастает почти вдвое. Повышению числа умственно отсталых детей способствует такой фактор, как женский алкоголизм и курение во время беременности.

3 Особенности работы с умственно отсталыми детьми.

Из всех нарушений здоровья человека умственная отсталость является самой распространённой. В мире насчитывается более 300 млн. человек с умственной отсталостью. Специалисты, занимающиеся изучением данной категории детей, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками, как в клинической картине, так и в комплексном проявлении физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств.(2)

Понять особенности нарушения психомоторики умственно отсталых детей возможно, опираясь на уровневую теорию организации движения Н.А. Бернштейна. Двигательные проявления этих детей отражают недостаточность психологической организации движений. Особенно выражена недостаточность во второсигнальной организации движений. Слово не несет смысловой нагрузки, не является регулятором двигательной деятельности. Недостаточность смыслового предметного уровня организации движений вызывает компенсаторное выполнение двигательного акта на более сохранном пространственном уровне.(2)

Психомоторика отражает особенности состояния коркого уровня организации движений, затормаживает проявление подкорково-спинальных автоматизмов. На фоне этого выступает недостаточность нижележащих церебральных уровней, с присущей каждому уровню клиникой двигательной недостаточности. Недостаточность выражается в нарушении регуляции мышечного тонуса с повышением или понижением тонических рефлексов, приводящих к застаиванию в неудобной позе и невозможности удержать конечность в определенном положении, в бедности выразительных, пластических движений при перемещениях в пространстве. При недостаточности теменно-премоторного уровня наблюдается слабость в интеллектуальном, с опорой на память, решение двигательных задач; затруднении автоматизации предметных действий из-за повышенного внимания деталям движения.

Существует несколько степеней отсталости:

1.Умственная отсталость в глубокой степени обусловлена многочисленными тяжелыми признаками, диагностируется на первом году жизни, основывается на данных о здоровье семьи, течение беременности и родов, на результатах генетических и пренатальных исследований.

2.Умственная отсталость в тяжелой степени обусловлена совокупным воздействием множества факторов, ведущими из которых являются наследственные (хромосомные мутации), совокупность генетических влияний и специфических патогенных воздействий среды (травмы, нейроинфекции).

3.Умственная отсталость умеренной степени обусловлена, выявляют в младенческом возрасте (4-6 мес.), такие дети начинают позже держать голову, говорить, ходить после трех лет, страдает моторика.

4.Умственная отсталость легкой степени обусловлена воздействием этиологических факторов семейно-конституционального (наследственного) характера в совокупности с отрицательными воздействиями культурно-семейного и биологического характера.

Так, в работе со здоровыми детьми специально не выделяют упражнения на включение в движение, на координацию, воздействующие на вестибулярный аппарат. Считается, что любое физическое упражнение в какой-то мере используется в этих целях. Но у аномальных детей имеются настолько значительные дефекты при включении в движение, координации движений и сохранении равновесия, что восстановить их общими упражнениями не удается. В реабилитации умственно отсталых детей выделяют: общеподготовительные и общеразвивающие упражнения, используемые в малых формах занятий, и специальные (ходьба, бег, лазание и т.д.), которые обычно не относятся к этой группе.

Самостоятельно заниматься люди с нарушенным интеллектом не могут. Занятия с олигофренами строятся по общепринятым принципам. Имеет вводную, основную и заключительную часть. Физиологическая кривая нагрузки, как правило, одно- или двухвершинная. Количество упражнений на первых занятиях колеблется в пределах 6-7, постепенно увеличивая до 10-15. Дозировка каждого упражнения не превышает 4-5 раз. Необходимо учитывать, что специфика рефлекторной задержки дыхательного акта при активной двигательной деятельности требует использования дыхательных упражнений статического и динамического характера с акцентом на удлиненный выдох. Это обусловлено требованиями к охранительному режиму. (2)

Так же значительное место в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья занимает игра. Загадка и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождаясь еще в раннем детском возрасте, сопровождает его всю жизнь до глубокой старости: от погремушки и куклы до азартных игр. Тайна этого феномена лежит в психофизиологической сфере человека. Действительно, если ребенок долго сидит в одной и той же позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выхода, и ребенок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается. Бесспорно, некоторые игры основываются на избавления от скопившей энергии, на переключении деятельности.

Игра - это неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры, связывающий поколения.

Психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренний смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения как в физической, так и в психической сфере.

Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок - это деятель.(3)

4 Методы и формы.

Метод отражает способ взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельности являются знания, способности ученика, его эмоции, воля, поведение, при этом сам он выступает одновременно объектом и субъектом педагогической деятельности. Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью при всем многообразии подходов, обусловленных своеобразием их физической и психической сферы, имеет ряд общих методов, совокупность которых характеризует любой физкультурной деятельности. К ним относятся:

метод формирования занятий;

метод обучения двигательной деятельности;

метод развития физических способностей;

метод воспитания личности;

метод организации взаимодействия педагога и занимающегося;

метод регулирования психического состояния детей.

Так же в реабилитации умственно отсталых детей используют 2 группы методов: реабилитационно-педагогические и спортивно-педагогические

К реабилитационно-педагогическим относятся:

компенсация - метод формирования заменителей,

коррекция - метод устранения нарушений,

подкрепление - метод сохранения достигнутого уровня.

Из спортивно-педагогических используют: метод строго регламентированного упражнения, т.е. упражнений, выполняемых по определенной схеме и дозировке в занятиях; игровой метод.

Формы занятий в реабилитации умственно отсталых детей имеют свою специфику. Для этой категории целесообразно использовать индивидуальную, групповую и индивидуально-групповую форму занятий. Наиболее эффективными будут индивидуальная и индивидуально-групповая формы в связи с особенностями контингента и степени обучаемости олигофренов.

Соревнования спортсменов по программе Специальной Олимпиады, хотя и регистрируют высокие результаты и рекорды, преследуют другие цели. Философия и принципы международного движения Специальной Олимпиады направлены, в первую очередь, на решение гуманистических задач: с помощью физических упражнений, круглогодичных тренировок и соревнований обеспечить личностный рост, проявить человеческий потенциал, укрепить характер, повысить уровень физической подготовленности, дать радость общения, сделать спортсменов счастливыми, благодаря заботе, вниманию и уважению людей.

В спорте инвалидов выделяется два направления: спорт высших достижений и рекреативно-оздоровительный спорт.

В рамках второго направления адаптивный спорт выступает средством и методом эффективного здорового отдыха – восстановления и поддержания работоспособности, развития физических качеств и способностей в избранном виде спорта, организации интересного эмоционального досуга, отвлечения от отрицательного воздействия улицы. Чертами оздоровительно-рекреативного спорта является систематическая тренировка (2-3 раза в неделю), специализация в одном виде спорта, участие в соревнованиях. Такая форма спортивной деятельности общедоступна и не является доминирующей в жизни человека с ограниченными возможностями.

Специальная Олимпиада - самое распространенное спортивное движение. Оно является доступным, постоянно совершенствуется, предлагая различные спортивные программы, ориентированные на лиц с умственной отсталостью, имеющих разные способности.

Специалисты подбирают физические упражнения таким образом, чтобы предоставить возможность каждому человеку, имеющему нарушения интеллекта и прочих адаптационных способностей, начиная с пятилетнего возраста участвовать в занятиях физической культурой и спортом, спортивных соревнованиях (с 8 лет), независимо от уровня их возможностей, пола и возраста. В Специальной Олимпиаде лицам с умственной отсталостью предлагаются тренировки и соревнования более чем в двадцати видах спорта. Для лиц с глубокой умственной отсталостью, имеющих сопутствующие нарушения (например, детский церебральный паралич), предлагается программа двигательной активности, включающая специальный подбор физических упражнений и элементов из различных видов спорта.

Тренируясь и участвуя в соревнованиях по программе Специальной Олимпиады, отдельные, наиболее талантливые спортсмены могут в дальнейшем принимать участие в Параолимпийских соревнованиях, применяя полученные знания, умения и навыки на уровне высшего спортивного мастерства, где присваиваются спортивные разряды и звания.

Философия Специальной Олимпиады основана на убеждении в том, что люди с ментальными нарушениями при правильном и терпеливом обучении могут достичь больших высот в физическом и духовном развитии. Преодолевается изоляция от общества, создается обстановка равенства, уважения и одобрения.

Специальная Олимпиада стремится помочь детям на долгие годы укрепить здоровье, повысить уровень самооценки и учувствовать в социальной жизни общества.(4)

Итак, если у ребенка умственная отсталость, прежде всего, следует позаботиться о его физическом воспитании. Всегда надо помнить, что укреплению здоровья ребенка-инвалида способствует движение. Именно движение активизирует функции всего организма, усиливает процессы дыхания, кровообращения, улучшает аппетит, нормализует сон. Больным следует не только помогать, но и стремиться к тому, чтобы он выполнял их правильно. Важно помнить, что развитие всех движений начинается с развития контроля за положением головы. Неправильное двигательное развитие также начинается с неправильного положения головы или спины.

Наряду со специальными упражнениями необходим общий двигательный режим. На всех занятиях у детей развивается ощущение позы и направления движения, положения частей тела. При занятиях нужно хорошо использовать звуковые и речевые сопровождения. Важное значение имеют слова, фразы, которые нормализуют психологическую деятельность ребенка, улучшают понимание речи, обогащают его словарь. Важно помнить, что ребенок с умственной отсталостью обычно слабо представляет схему своего тела и схему целостного движения, поэтому нужно фиксировать его внимание на той части тела, которая в данный момент в работе, в движении.

Список литературы

1.Частные методики АФК Под. ред. Л.В. Шапковой. М.: Советский спорт - 2003.

2.Физическая реабилитация, Под. ред. С.Н. Попова. Ростов на Дону 2008.

3.Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии, Под. Ред. проф. Л.В. Шапковой. М. Советский спорт 2002.

4.Физическая реабилитация и спорт инвалидов. Под ред. А.В. Царик. М.: Советский спорт, 2003. - С. 9-48.

Читайте также: