Доклад на тему философия древнего востока учение конфуция
Обновлено: 05.07.2024
Под "древневосточной философией" понимают совокупность религиозно-философских систем, существовавших в VI - I вв. до нашей эры в цивилизациях Египта, Вавилона, Китая и Индии. Существенными чертами этой философии, выделяющей её в ряду других философских систем, являются:
· Размытость границ между философским и религиозным дискурсами.
· Ярко выраженный иррационализм.
· Отсутствие антропоцентристской перспективы в познании.
Классическую форму древневосточная мысль обрела в Индии и Китае
В основе специфики восточной философии лежит своеобразие Востока как типа культуры.
Особенности восточного мышления:
· Оно более интровертно, чем западное мышление.
· Оно скорее эмоционально-образное, чем логическое.
· Разум понимается более широко, чем на Западе: это не столько человеческая способность, сколько космическая сила.
· Для восточного мышления не характерен антропоцентризм.
Буддизм.Буддизм является великой религией и философией Востока. В VI веке до н.э. В Северной Индии возникает буддизм - учение основателем, которого был Сиудхарта Гаутама
Четыре священные истины жизни:
· Страдания правят миром.
· Причиной страданий является сама жизнь с её страстями и желаниями.
· Уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану.
· Существует путь, посредством которого можно избавиться от страданий и достичь нирваны.
Сущность учения БуддыЖизнь есть страдание. Это страдание происходит из жажды бытия, наслаждений, созидания, власти и т.д. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности - значит избавиться от страданий. За этим лежит полной освобождение, нирвана.
Развивая своё учение, Будда разработал подробный, восьмиступенчатый путь, метод избавления от страданий и приближения к нирване. Вот ступени этого пути.
Основы философии буддизмаСогласно буддизму, человек воспринимает мир как бы сквозь призму своих ощущений, однако эти ощущения не являются его субъективной данностью, а есть следствие волнения дхарм - частиц мироздания. Дхарма (закон) - это нечто похожее на атомы-монады духовного начала Пуруши в Упанишадах. Жизнь есть проявление безначального волнения дхарм. Успокоить свои дхармы - значит взять свою жизнь в свои руки и тем самым добиться цели, достичь состояния Будды, погрузиться в нирвану. Буддизм, так же как и предшествующие ему философские системы Индии, выдвигает на первый план карму человека - совокупность его добрых и злых поступков. Хорошая карма существенно приближает человека к нирване. Но больше всего шансов попасть туда у монахов, отказавшихся от всего мирского и сосредоточившихся на духовной жизни. Среди монахов выделялись так называемые "архаты", совсем близко подошедшие к состояниям Будды и нирваны. Простым верующим буддистам было трудно вести такую праведную жизнь в силу чисто житейских обстоятельств. Поэтому буддизм через некоторое время выработал две формы:
Возникнув в Индии, буддизм там не прижился и распространился вовне, в Юго-Восточную Азию. Но внутри Индии буддизм, равно как и джайнизм, сыграл важную роль в критике брахманизма и подготовил почву для возникновения индуизма - религии и философии современных индусов.
Конфуцианство. Это учение неотделимо от личности Конфуция - жившей в 551- 479 годах до н.э. Конфуций считал, что судьба его учения зависит от воли неба, что он в 50 лет познал волю неба и начал проповедовать. Небо для него - высшая сила. Небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства. Китай во времена Конфуция переживал трудный период внутренних междоусобиц, политической и социальной нестабильности. Для преодоления кризиса требовались новые идеи и идеалы. Конфуций предложил обратиться к опыту предков, использовать их моральный авторитет и героические дела. Он выступил с критикой своего времени и, противопоставляя ему века минувшие, выдвинул свой вариант совершенного человека - цзюнь-цзы.
Конфуцианское учение о нравственности опирается на такие этические понятия, как "взаимность", "золотая середина" и "человеколюбие". "Золотая середина" - это середина в поведении людей между несдержанностью и осторожностью. Основа "человеколюбия" - почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям. "Взаимность" или "забота о людях" - основная нравственная заповедь конфуцианства, суть ее: "не делай другим того, чего не желаешь себе". Конфуций дает развернутый образ человека, следующего конфуцианским моральным заповедям. Это "благородный человек".
Учение Конфуция о совершенном человеке. Этот идеальный человек, сконструированный Конфуцием, должен обладать двумя фундаментальными характеристиками: гуманностью (жэнь) и чувством долга (и). Гуманность включает в себя такие качества, как скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям. В реальности этот идеал гуманности почти недостижим.
Чувство долга - это моральные обязательства, которые гуманный человек налагает на себя сам. Оно продиктовано внутренней убеждённостью, что поступать следует именно так, а не иначе. В понятие "чувства долга" включались такие добродетели, как стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать мудрость предков. Совершенный человек, обладающий набором вышеперечисленных свойств, - это честный и искренний человек, прямодушный и бесстрашный, внимательный в речах и осторожный в делах. Истинныйцзюнь-цзы безразличен к еде, богатству, материальному комфорту. Он посвящает себя служению высоким идеалам и поиску истины.
Высшей целью социального порядка является благо народа. Именно оно стоит на первом месте, а после него Конфуций помещает божество и лишь после этого - монарха.
Восточная культура привлекает оригинальностью и загадочностью. Страны востока долго развивались изолированно, и на формирование традиций не оказывали влияние внешние факторы. Конфуцианство — это не религия, а морально-этическое учение. Оно пытается найти ответ на вопрос, какое место занимает человек в мире.
Немного истории
Основателем учения стал Конфуций, в оригинальной транскрипции его имя звучит как Кун-фу-цзы. Он жил в 5 веке до нашей эры, и этот период был непростым для китайской империи. Феодалы сражались за власть и не обращали внимания на нужды простых людей. Поэтому крестьяне стремительно нищали и разорялись.
Конфуций родился в знатной, но бедной семье. Его мать регулярно возносила молитвы предкам, как было принято делать. Она рассказывала сыну о подвигах отца и его родителей. Все это позволило вырастить в маленьком мальчике уверенность, что его обязанность — занять достойное место в роду. Он много занимался самообразованием, отдавал предпочтение шести искусствам:
- ритуалы;
- стрельба из лука;
- музицирование;
- управление колесницей;
- чтение и письмо;
- счетные навыки.
Его родители рано умерли, и мальчик остался сиротой. У него не было средств к существованию, он рос в лишениях и страданиях. Но его упорство, терпение и усердное обучение принесло плоды, и его взяли на работу.
В биографии мудреца был переломный момент. Будучи взрослым, он попал в государство Чжоу. Там он был принят на работу в книгохранилище и встретил ученого Лао-Цзы, который основал даосизм. Беседы с ним позволили молодому человеку состояться как философу.
Он провел много лет в странствиях по стране. Мудрец обзавелся последователями и пытался доносить свои взгляды до масс. В пожилом возрасте Конфуций вернулся в родной город Цюйфу и открыл там собственную школу. Многие его ученики стали известными политическими деятелями.
Мудрец дожил до глубокой старости и умер тихо во сне, словно понимая, что наступил его закономерный конец. Он не испытывал страха, беспокойства или паники. Последними его словами были вопросы о том, кто будет продолжать учение.
Сохранилось мало картинок, которые изображали философа. Часто его изображают в виде старца, который умиротворен и спокоен. В Цюйфу сохранился дом Конфуция, по всему Китаю открыты храмы в честь мудреца.
Распространение в Европе
Иезуиты приезжали в Китай с просветительскими миссиями. Многие из исследователей пытались доказать наличие связи между философским учением и христианством. Некоторые из них предполагали, что Конфуций получил откровения от Бога.
Мальбранш написал книгу, которую посвятил критике учения мудреца. По его мнению, христианство опирается на интеллектуальную культуру и религию, в то время как конфуцианство затрагивает только первую часть. После этого нельзя говорить о мудрости учения.
Принципы восточной философии позволили сформировать новый педагогический подход — гуманный, где ребенок считается личностью, достойной уважения. Задача взрослого — помочь ему вырасти достойным членом общества.
Основные принципы
Философия Конфуция иногда ошибочно принимается за религию. Но мудрец не имел института церкви, и его не интересовали проблемы теологии. Главная тема учения — создание идеального общества, где каждый человек будет личностью, которая выполняет функцию. Основой будет идея преданности, где между начальником и подчиненным лояльные отношения.
Еще один принцип древнекитайского философа — покровительство младшим и почтительность к старшим. Именно это станет основой для педагогики. В древнем мире люди большое значение придавали социальным группам. Но Конфуций первым сделал акцент на важности отношений. Должность, власть, знатность не имеют такого значения.
Человек должен быть благородным, и его должны беспокоить проблемы общества и государства, а не собственная выгода. Инстинкты и желания нужно контролировать, и это нелегкий труд. Суть учения в развитии духовного бытия, при этом физиология остается в стороне.
Пять постоянств
Этические проблемы
Существует интересная притча, которая позволяет передать всю необычность древнекитайского философа. Как-то один из учеников спросил у него, можно ли прожить, ни разу ни с кем не поссорившись. Конфуций быстро ответил, что да, такая возможность есть. Необходимо проявлять снисходительность к тем, кто выше по социальному статусу и к тем, кто ниже. Даже если человек низко падет, и над ним будут смеяться, нужно уметь прощать. В каждом есть благородные и низкие качества, слабости. Поэтому снисходительность позволит не разочаровываться в окружающих.
В 50 лет приходит осознание себя человеком, появляются цели в жизни. В 60 лет открывается навык читать мысли других людей. В 70 лет открывается понимание Вселенной.
Во многих странах издаются книги, публикуются статьи с кратким изложением идей конфуцианства. В Китае они обязательно изучаются в школе и преподаются как образец поведения добропорядочного человека.
Конфуцианство нельзя строго считать верованием. Оно больше характеризует жизненный уклад, методы восприятия окружающей среды. Однако оно многие века считается религиозно-философским учением, пришедшим с Востока.
Конфуцианство стало главной идеологией Китая. Его влияние можно сравнить с католицизмом в Европе.
Основатель учения Конфуций проживал в VI -V в. до н.э. Страна в то время страдала от междоусобных войн и раздробленности. Конфуцианство кратко можно назвать учением о стремление к стабильности и порядку. Конфуций увлекался музыкой и древними ритуалами. Именно через них человек должен достигать гармонию с Вселенной. Философу удалось основать собственную школу и стать педагогам истории Китая. Большинство важных политических деятелей были выпускниками этой школы.
Лунь Юй – основная книга конфуцианства. Ее выпустили ученики умершего философа. В книге описан пятнадцатилетний долгий жизненный опыт Конфуция:
- 15 лет замысла к учебе;
- 30 лет становления самостоятельности;
- 40 лет освобождение от сомнений;
- 50 лет овладение небесной воли;
- 60 лет искусство различать ложь от правды;
- 70 лет соблюдать ритуалы и слушать свое сердце.
Гармония подвластно только воспитанному и высокоморальному человеку. Только после правильного воспитания людей в стране будет порядок во всем. Следует чувствовать душу народа при принятии управленческих мер. Время утвердило правоту Конфуция. Самым трудным считал философ заставить человека следовать принципам морали и этики. У некоторых на это уходят многие годы, а другие просто ленятся работать над собой. Конфуций умело использовал в своем учении культ предков, чтимый китайцами многие века. Легендарные предки становились образом для подражания.
Конфуций призывал к любви окружающих людей, быть ответственным за собственные поступки, почитать старших и проявлять заботу к младшим, оставаться преданным и искренним.
Семейные нормы были перенесены на государственный уровень. Китай стал процветать благодаря тому, что каждый человек имел свое место и выполнял свои обязанности – основный принцип взаимоотношений людей.
Чтобы стать человеколюбивым следует воспитывать в себе следующие качества:
- достигать успеха за счет своей сообразительности;
- в управлении проявлять милосердие;
- умение внушать доверие к себе;
- покорять толпу широтой кругозора;
- достойно держаться и избегать неловких ситуаций.
Принципы конфуцианства широки. К примеру, человеколюбие означает не только любовь к людям, но и ответственность, чтение традиций, наследие и др. Гуманность – почитание старших, братская любовь, покровительство и помощь младших. Но выше гуманности Конфуций считал четкое исполнение инструкций, принципов и догм. В жизни философа был случай, когда он приказал казнить актеров за несоблюдение сценария.
Каждый человек должен быть благороден и культурен. Люди должны думать о высших материях, а не земных наслаждениях.
Человек является высшим существом в мире животных. Он способен контролировать свои поступки и знает чувство меры. Золотая середина должна быть во всем: еде, удовольствиях и т.д.
Благородный китаец должен пройти все три дороги:
- военного;
- чиновника;
- отшельника.
Он должен быть в курсе происходящего вокруг, логично и коротко мыслить, владеть главными принципами развития своей сферы деятельности.
Конфуций первый открыл бесплатные школы. Уроки проводил не в форме лекций, а в виде бесед. Учитель отличался снисходительностью, но требовал многого от умных и проникновенных учеников.
Сегодня конфуцианство – это стиль жизни с тысячелетней историей. Поступки людей основы на наследии предков и их жизненного опыта. Конфуцианство играет большую роль в жизни Поднебесной и ее жителей.
Основные понятия и термины по теме: интровертность ,конфуцианство, легисты, даосизм. Дао, Инь и Ян, реинкарнация, нирвана, каста, Веды, Упанишады.
План изучения темы:
- Особенности философии Древнего Востока
- Философские концепции Древней Индии (Веды, Упанишады, буддизм).
- Философские концепции Древнего Китая (конфуцианство, легизм, даосизм)
Краткое изложение теоретических вопросов
Мораль благородного человека подобна ветру;
мораль низкого человека подобна траве.
Трава наклоняется туда, куда дует ветер.
(Конфуций)
Ментальная схема
(для самостоятельного изучения материала по инфографики)
Инфографика по теме
Вопросы по инфографике
- Что из перечисленного относится к Индии, а что в Китаю?
Веды, Дао, реинкарнация, Лао-Цзы, даосизм, нирвана, первая мировая религия, Шан Ян, С.Гаутама.
2. Назовите особенность восточной философии
3. Дайте определение натурфилософии Инь Ян. В какой стране зародилась эта философия?
4. Соотнесите между собой
1. Особенности философии Древнего Востока.
Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях — китайской и индийской.
Сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа. В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их. Специфична в восточной традиции и структура философского текста. Любой философский памятник многослоен.
Восточная философия интровертна (погружена внутрь человека), она носит нравственно-религиозный характер.
На Востоке изначально бытует идея, что и СИЛА и СЛАБОСТЬ человека — внутри него самого!
Знакомы ли вы с понятием прокрастинации ? Психологи так назвали склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам. С этим феноменом сложно бороться в одиночку.
2. Философские концепции Древней Индии.
Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Веды представляют собой сборники текстов -фрагменты древних мифов, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами).
В наше время мантры преобразовались в мотиваторы, почему?
Если человек живет без позитивной (мотивационной) установки, то он подвержен апатии и/или депрессии.
Аутотренинг или аутогенная тренировка — это психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенных в результате стресса.
В конце II тыс. до н. э. появляются Упанишады‘ представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания. Уже в Упанишадах формируются основные темы индийской философии: идея единства Брахмана и Атмана и учение о карме (судьба) и перерождении. Сансара — цепь зависимых перерождений – определяется кармой, т.е. совокупным результатом мыслей, слов и поступков человека.
Философия буддизма (I тыс. до н.э.)восходит к учению Сиддхартхи Гаутамы
В идеале все это исполнимо лишь в отречении от мира как полный отказ от убийства, лжи, воровства, употребления алкогольных напитков, участия в развлечениях, использования денег.
Таким образом , особенности индийской философии связаны со специфическим пониманием места человека в мире. Идеалом человеческой жизни в этой традиции выступает нацеленность на вживание в окружающую среду и обращенность человеческой активности на свой собственный внутренний мир.
Практические рекомендации:
3. Философские концепции Древнего Китая.
В развитии китайской философии выделяют следующие периоды:
Для древнекитайской философии был характерен светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе.
Вместо веры в священное божество древние китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала.
Вся мощь философского рационализма в Китае была направлена на прояснение норм и правил повседневного существования, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной и политической жизни, разработку эффективных методов управления государством.
Философы Древнего Китая стремились к практической реализации собственных концепций, в частности, к идеологическому влиянию на государственную власть и систему воспитания китайского общества.
Даосизм.
Основателем является философ Лао-цзы (около V-III вв. до н. э.) который развивает учение о правильном пути и добродетели. Основной категорией даосизма является дао .
Понятие дао многозначно.
Наши комментарии и практические рекомендации:
Если перевести идеи даосизма на научный язык, то Дао — это те задатки , которые даются человеку при рождении.
Задатки – это анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.
Речь идет о профессионально мастерстве.
Сегодня созданы площадки для реализации своих способностей, перевод их в малый (средний) бизнес, создание собственного дела. Например, техно-парки, фонды, спонсирующие стартапы, чемпионаты WorldSkills.
Увлечение мотоциклетной механикой, кондитерским делом, парикмахерским искусством, графическим дизайном, видеомонтажом, ресторанным сервисом – все это может стать вашей карьерной лестницей.
А теперь ответь на вопрос: почему ты учишься на этой специальности?
Практическая рекомендация:
1. Найди, что тебе нравится делать больше всего на свете и (если это не связано с твоей учебой) — сделай это своим хобби!
2. Подбери время (нишу в своем жизненном графике) для нового увлечения! Иначе ты все забросишь или хобби превратится в обязаловку и начнет тебя раздражать.
3. Не ищи аналогов в жизни других людей! (кто и во сколько лет стал богатым) — стань сам образцом для других! Помни — ты и только ты управляешь своей жизнью!
Конфуцианство
Конфуций предписывает стремление каждого человека к идеалу благородного мужа, который должен обладать следующими пятью основными качествами:
- человечностью,
- порядочностью,
- знанием приличий,
- мудростью,
- лояльностью.
Проявить эти качества можно лишь в отношениях с другими людьми. Таким образом, отношения между людьми имеют различные градации в зависимости от степеней родства и социальных ролей.
Легизм
(конец VIII-VII вв. до н. э.)
В качестве высшей ценности легисты выдвигают единое могущественное государство, принципиально отличное от семьи. Легисты утверждают принцип единого юридического закона, создателем которого может быть лишь единовластный правитель. В отличие от традиции, закон не имеет сакрального характера и может изменяться в соответствии с потребностями времени. Однозначные, обязательные для каждого законы, соблюдение которых должно обеспечиваться суровой системой наказаний, образовывают основание государства. Согласно легистам, отношения верховной власти с народом могут быть только враждебными, задача же государства состоит в ослаблении народа. Они предложили ввести контроль над образом мысли подданных, систему надзора за чиновниками, круговой поруки и групповой ответственности.
Лабораторные работы/Практические занятия – не предусмотрено
Читайте также: