Доклад на тему естественнонаучная грамотность

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Формирование естественнонаучной грамотности — составной части функциональной грамотности, через решение заданий PISA.

Игнатенко Л.Н., учитель физики

г. Губкин Белгородская область

Понятие функциональной грамотности

В 50-е годы XX века грамотность рассматривается в качестве одного из важнейших показателей уровня социального развития государства и общества.

Задания PISA не похожи на стандартные школьные. Детям не нужно будет вставлять пропущенные буквы или определять части речи, исследовать функции или решать уравнения, применять формулы или воспроизводить законы. Им придется разобраться в том, стоит ли доверять информации из текста, что в тексте важно, а что просто является отвлекающим внимание фоном. Они должны будут рассчитать финансовые затраты на покупки или поездки и выбрать оптимальные варианты. Перед ними встанет необходимость разобраться в том, как объяснить происходящие явления.

Характеристика заданий по ЕНГ

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

• научно объяснять явления;

• понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

• интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Задания должны быть направлены на проверку перечисленных выше компетентностей и при опираться на реальные жизненные ситуации

Каждое задание классифицируется по следующим параметрам:

• компетентность, на оценивание которой направлено задание;

• тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании;

познавательный уровень (или степень трудности) задания.

Приведу примеры таких заданий

Лыжи . Состоит из трех заданий. Денис и Андрей увлекаются беговыми лыжами, но Андрей обычно опережает Дениса на дистанции. Денис объясняет это тем, что он крупнее и тяжелее Андрея, и поэтому лыжи под ним скользят по лыжне хуже, чем лыжи под Андреем.

Задание 1. Согласны ли вы с тем, что лыжи под Денисом должны скользить хуже, чем лыжи под Андреем, при условии, что сами лыжи у ребят совершенно одинаковые?

Характеристики задания:

Содержательная область оценки : содержательное знание; физические системы.

Компетентностная область оценки : Научное объяснение явлений;

Контекст : личный

Уровень сложности : средний

Формат ответа: развёрнутый ответ

Объект оценки: вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления

Всё-таки ребята решили проверить, кто из них на своих лыжах скользит лучше. Для этого они выбрали два способа.

Способ 1 : Они встают перед одной чертой на две соседние одинаковые лыжни и изо всех сил один раз толкаются палками. Кто дальше проедет в результате этого толчка, у того и лыжи скользят лучше.

Способ 2 : Они просят своего друга Ваню некоторое время тянуть их по очереди по лыжне на крепкой стропе, на каких буксируют автомобили. Кого Ване будет тянуть труднее, под тем лыжи скользят хуже.

Задание 2. Какой из способов более надёжно покажет, кто из ребят на своих лыжах скользит лучше?

Характеристики задания:

Содержательная область оценки : процедурное знание; физические системы.

Компетентностная область оценки : Понимание особенностей естественнонаучного исследования;

Контекст : личный

Уровень сложности : высокий

Формат ответа: развёрнутый ответ

Объект оценки: предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса

Каждый, кто катался на лыжах, знает, что у лыж иногда бывает отдача. Когда лыжник, делая очередной шаг на лыжне, отталкивается ногой, то лыжа, вместо того чтобы скользить вперед, проскальзывает назад, мешая лыжнику быстро бежать. Это и есть отдача. Для того чтобы уменьшить или даже совсем устранить отдачу, используют так


называемую лыжную мазь держания. Ее наносят на лыжу в области максимального прогиба, как показано на рисунке 3.

Задание 3. Каково должно быть действие мази держания? Выберите один ответ.

А. Уменьшение трения между лыжей и снегом во время свободного скольжения лыжника по лыжне.

Б. Увеличение трения между лыжей и снегом во время свободного скольжения лыжника по лыжне.

В. Уменьшение трения между лыжей и снегом во время отталкивания от лыжни.

Г. Увеличение трения между лыжей и снегом во время отталкивания от лыжни.

Характеристики задания:

Содержательная область оценки : содержательное знание; физические системы.

Компетентностная область оценки : Интерпретация данных для получения выводов;

Контекст : личный

Уровень сложности : средний

Формат ответа: выбор одного правильного ответа

Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.

Система оценивания 1 балл. Выбран ответ г.

Естественнонаучное образование готовит школьников к жизни и работе в условиях современной инновационной экономики, которая должна обеспечить реальное благосостояние населения, выход России на передовые позиции в мире в науке и технологиях

Наше время – это время перемен. Меняется все – обычаи и традиции, ценности и приоритеты. Меняются и требования, предъявляемые к выпускникам современной школы. Сейчас недостаточно научить ученика выполнять определенные алгоритмы, решать типовые задания, действовать в соответствии с заранее построенной моделью.

Перед современным учителем стоят иные задачи:

Все эти умения необходимо развивать на уроках, в том числе и на уроках биологии. Для этого необходимо включать в содержание уроков задания, направленные на развитие общеучебных умений и навыков, на развитие у учащихся способности применять биологические знания, умения и навыки в нестандартных ситуациях. Примерами таких задач для основной школы могут быть интегрированные задания из области биологии и других школьных дисциплин, которые вдобавок охватывают несколько тем курса. Педагог должен моделировать ситуации, в которых ученикам предстоит выбрать из имеющихся методов или конструировать самим новый, требуемый в задании метод решения.

Школа в современных условиях должна обеспечить развитие у учащихся умения использовать свои знания, в том числе и биологические, в своей повседневной жизни. Такие знания помогут выпускнику активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную позицию, влиять на процессы, происходящие в обществе.

Исходя из вышесказанного, главная цель моей работы – развитие таких умений, знаний и навыков, которые обеспечивают успешность моих выпускников во взрослой жизни.

Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты:

Для определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности учитываются следующие умения учащихся:

  • использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;
  • выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание;
  • выявлять особенности естественнонаучного исследования;
  • делать выводы на основе полученных данных;
  • формулировать ответ в понятной для всех форме.
  • уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления;
  • уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы, с которыми они могут встретиться в средствах массовой информации;
  • понимать методы научных исследований;
  • выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.

Примерный перечень общеучебных умений и навыков. [10]

Общеучебные умения и навыки.

Использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях.

Выявлять особенности естественнонаучного исследования.

Делать выводы, формулировать ответ в понятной форме.

Уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления.

Уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы.

Понимать методы научных исследований.

Выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.

Перечислять явления, факты, события.

Сравнивать объекты, события, факты.

Объяснять явления, события, факты.

Характеризовать объекты, события, факты.

Анализировать события, явления и т.д.

Видеть суть проблемы.

Составлять конспект, план и т.д.

Учитель должен научить ребенка активно осмысливать учебный материал и дополнительную информацию, наблюдать, предвидеть результаты, выдвигать гипотезы, объяснять наблюдаемые факты ,обосновывать свои решения, делать выводы , планировать свои действия.

Для развития естественнонаучной грамотности школьников необходимо включать в содержание любой темы школьного курса биологии задания на развитие общеучебных умений и навыков.

Примеры таких заданий:

на формирование знания учебного материала

Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема и т.д.)

Найдите в тексте ключевые слова (слова – ориентиры)

Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них

Найдите в тексте возможные ошибки

Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии и т. д.

На формирование понимания изучаемого материала

Приведите примеры к понятию, явлению, правилу

Прокомментируйте самостоятельное письменное выполнение, какого – либо задания

Прочитайте словами данную символическую информацию (чертеж, схему, таблицу, рисунок)

Перекодируйте известную словесную информацию (определение, понятие, правило и т.д.) в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д.

Составьте вопросы по данному материалу, теме

На формирование умений и навыков

По условию задания установите, какие знания необходимо использовать для выполнения данного задания

Выделите для себя из текста полезные новые знания

Найдите ошибку в тексте, выявите ее сущность

На развитие внимания

Продолжите предложенный текст

Задайте вопросы по данному тексту

Найдите ошибку в тексте, определении, схеме, таблице

Дан перечень некоторых объектов, понятий и т.д., расположите их в определенном порядке

На развитие мировоззрения

Приведите примеры объектов, процессов реальной действительности, описываемых данным свойством, явлением и т.д.

Составьте содержательную прикладную задачу на применение изученного материала.

В процессе изучения биологии одновременно с биологическими умениями формируются метапредметные.

Метапредметные умения это обобщенные способы действий, которые позволяют учащимся самостоятельно организовывать образовательный процесс.

Работу по формированию метапредметных умений выстраивают в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и степенью сложности материала. Начиная с пятого класса, большое значение уделяю работе с различными источниками информации. Стараюсь не только научить составлять таблицы и схемы, но и грамотно воспроизводить информацию по ним, анализировать, делать выводы. Многие учащиеся мало читают, имеют небольшой словарный запас, не всегда могут дать развернутый ответ на проблемный вопрос, обосновать свое мнение. Поэтому для формирования мыслительно- речевых умений и коммуникативных умений есть прием "Толстые и тонкие вопросы", используя опорную таблицу:

* Дайте объяснение, почему .

* Почему вы думаете .

* Предположите, что будет, если .

" Тонкие" вопросы - это вопросы, на которые можно дать однозначный ответ, "толстые" - проблемные вопросы.

Нестандартные уроки ( уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-семинары, уроки-экскурсии, уроки-викторины)помогают каждому ученику поучаствовать в подготовке и проведении учебного занятия, выступить на каком-то этапе и в роли учителя. К метапредметным относят умения связывать между собой знания из разных областей наук. Эти умения формируются при помощи бинарных уроков. Они не только позволяют интегрировать различные знания для решения одной проблемы, но и развивают познавательный интерес, побуждают к активному познанию, дают возможность применить полученные знания на практике..

Эффективно то обучение, при котором ученик становится активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовывать знания. Именно поэтому проектная и исследовательская деятельность позволяет развивать логическое мышление, учит планировать свои действия, принимать решение в ситуации выбора.

Формированию метапредметных умений способствуют и различного рода творческие проекты, смысл которых - преобразовать имеющуюся информацию, опираясь на предметные знания, полученные в ходе уроков. К таким проектам относятся: составление рассказа, имея только его окончание, написание биологических сочинений Результатом становится проявление и закрепление не только предметных компетенций, но и регулятивных и коммуникативных.

Биология - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т. п. Эти умения формируются при выполнении практических и лабораторных работ исследовательского характера.

Я рассмотрела некоторые способы достижения метапредметных результатов. Но хочется отметить, что устойчивые метапредметные результаты формируются при системной работе всех педагогов школы.

1. Инновационные процессы в школе: организация и управление.-Владимир, 1995.69 с.

2. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. - Мн.: Университетское, 2000ю 95 с.

3. Критическое мышление: технология развития: пособие для учителя / [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2010.- ( Стандарты второго поколения).

В заключении мне хочется подвести некоторые итоги своей работы.

В настоящее время меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка выпускника основной школы. Наряду с формированием предметных знаний, умений и навыков, учитель должен научить ученика использовать свои знания в повседневной жизни, выделять в реальной жизни проблемы, которые можно решить с помощью научных методов. Научить школьников делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и для принятия соответствующих решений. Только обладая всеми перечисленными умениями, выпускник может стать успешным во взрослой жизни, сможет достичь поставленных целей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Формирование специальных умений и навыков в работе с географической картой, как основой географического образования".

В настоящее время в условиях интенсивного развития интеграционных процессов между Россией и мировым сообществом значительное практическое значение имеет обучение детей пространственному мышлению. Наиб.


доклад на методическое объединение учителей истории и обществознания.


Доклад на тему: "Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО. Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО" педсовет № 2 2015 г.


Доклад на тему: Формирование мотивации при обучении английскому языку в современных условиях (ФГОС).

Главной целью образования сегодня является не передача знаний и социального опыта учителя ученику, а развитие личности ученика, умеющей самостоятельно ориентироваться в огромном информационном поле, у.

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ (на примере уроков истории и обществознания)

В данной статье анализируются особенности метапредметного подхода в образовании. На примере фрагментов уроков истории и обществознания в основной школе раскрываются некоторые стратегии технологии разв.

Одним их основных направлений модернизации системы образования является обучение учащихся самостоятельно добывать и анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.

Оценить 2382 0

Одним их основных направлений модернизации системы образования является обучение учащихся самостоятельно добывать и анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.

Одним из видов функциональной грамотности, которую будут оценивать в РК в рамках внешней оценки учебных достижений учащихся, это естественнонаучная грамотность (физика, химия, биология, география). Под естественнонаучной грамотностью понимается способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, также для принятия соответствующих решений.

Естественнонаучная грамотность отображает уровень культуры общества, охватывая его способность к поддержке научной и инновационной деятельности. Понимание, умение объяснять или описывать естественнонаучные явления, сделать вывод, проанализировать и оценить достоверности являются основными компетенциями естественнонаучной грамотности. Она оценивается в тестах ВОУД, ЕНТ, в заданиях PISA, TIMSS и других международных исследованиях.

На рисунке представлена структура естественнонаучной грамотности (для разработки заданий в исследовании PISA )

Рис.1-Структура естественнонаучной грамотности ( ее компоненты)

Задача формирования естественнонаучной грамотности и достижения образовательных результатов ГОСО предъявляет определенные требования к содержанию учебной деятельности на уроке и необходимым компетенциям учителя. Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников педагогам необходимо применять методы и приемы активного обучения, которые побужда­ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обуче­ние предполагает использование такой системы методов и приемов, кото­рая направлена главным образом не на изложение преподавате­лем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

1. Метод проблемного обучения – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации. Для ребенка она является интеллектуальным затруднением. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.

Класс делится на3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников.

Ученикам дается задание. Например: Проблема нехватки питьевой воды в Центральном Казахстане (Перед ними ставится проблема. Задача: найти варианты ее решения, определить преимущества и недостатки каждого варианта.)

1 вариант решения 2 вариант решения

преимущества недостатки преимущества недостатки

Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем дереве

Группы или по очереди рассказывают о путях решения данной проблемы, или меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

6. Приём “Корзина идей”. Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

7. Приём “Да-нетка”.

Формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает географический объект. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да, и нет".

Пример. На уроке по теме “Океаны ” 7 кл. загадывается определенный океан, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

- Этот океан омывает материк Евразию? - да;

- Этот океан самый большой? – да;

- Этот океан самый теплый? – нет;

- Этот океан открыл Магеллан? – да.

Ребята делают вывод, что это - Тихий океан.

8.Приём “Лови ошибку”. Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

9. Приём “Мудрые совы”.

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений: • анализировать текст совместно с другими людьми; • вести исследовательскую работу в группе; • доступно передавать информацию другому человеку; • самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

10. Приём “Исследование в форме наблюдения”.

Провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты по заданной форме, провести защиту.

Провести наблюдения за погодой в течение 7—15 дней - утром и вечером. По данным своих наблюдений описать погоду. План описания погоды:

1.За какой промежуток времени (день, неделю, месяц) дается описание.

2.Наибольшая, наименьшая и средняя температура воздуха, закономерность изменения температуры за указанный промежуток времени.

3.Осадки, их общее количество, вид осадков и время выпадения.

4.Облачность, распределение облачности по дням, ее изменения в течение суток.

5.Атмосферное давление. Изменение давления.

6.Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность.

7.Сходство наблюдённой погоды с многолетней климатической нормой или отклонение от нее.

Вывод: Таким образом, использование методов и приемов активногообучения на уроках географии создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию компетентности естественнонаучной грамотности школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Формирование естественно-научной грамотности на уроках окружающего мира

Докладчик: Учитель начальных классов МКОУ Зятьковской ООШ

Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты: общеучебные явления, естественнонаучные понятия, контекстные ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.

Формирование функционально грамотной личности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Чтобы достичь результатов необходимо грамотно сочетать в своей работе различные современные образовательные технологии. Для развития естественнонаучной грамотности можно использовать следующие технологии:

Технология проектной деятельности

Информационно-коммуникативные технологии

Технология оценивания учебных достижений

Технология продуктивного чтения

Технология проблемного обучения

Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:

Групповая форма работы

Игровая форма работы

Творческие задания

Тестовые задания

Практическая работа

Ролевые и деловые игры

Исследовательская деятельность

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Грамотный в этом направлении человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

научно объяснять явления;

понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Россия по естественно-научной грамотности по результатам международного исследования PISA-2018 года занимает 33 место из 36 стран.

Какие же основные проблемы, пробелы в подготовке наших школьников выявляют международные исследования?

Это прежде всего дефицит не просто знаний, а знаний типа

• использовать простейшие приемы исследования;

• строить развернутые высказывания;

• устанавливать надёжность информации;

Всему этому можно и нужно учить!

Работа на уроках и во внеурочной деятельности должна быть направлена на формирование у обучающихся таких умений как:

Применять знание в реальной жизненной ситуации

Все вы знакомы с технологией критического мышления, которая направлена на развитие у детей способности ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Использование приёмов данной технологии как раз поможет ликвидировать дефицит и проблемы, которые выявило международное исследование при формировании естественно-научной грамотности.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

В своём выступлении я хочу остановиться более подробно на приёме Ромашка Блума и поделиться с вами моим опытом его применения на уроках окружающего мира.

Использую этот приём на этапе первичное закрепление, самостоятельная работа, и рефлексии.

Работу на уроке строю следующим образом. После всех вводных этапов урока начинается работа с текстом. Сначала ученики с высоким темпом чтения читают текст, далее идёт повторное, но уже самостоятельное знакомство с его содержанием в более медленном темпе.

При первичном закреплении после работы с текстом учебника, обучающиеся открывают тетради, чертят домик и заполняют его по ходу работы.

Дети формулируют фронтально несколько вариантов вопросов, отвечают на них и самый удачный вопрос и ответ записывается в тетрадь.

Пример домика Тема урока : Невидимые нити в зимнем лесу.

На этапе самостоятельная работа дети формулируют вопросы и ответы в группах или парах и записывают в тетрадь наиболее удачный по их мнению вариант.

Пример домика Тема урока: Растения в домашней аптеке.

На этапе рефлексии шаблон домика размещается на доске и обучающиеся всю эту работу выполняют устно.

Ещё я предлагаю детям такие задания выполнить дома, но для домашней работы опорные вопросы более простые и это понятно, рядом не будет учителя, который сможет подкорректировать вопросы и ответы и помочь, если возникает трудность.

Пример домика Тема урока: Зимняя жизнь птиц и зверей.

Признаюсь, что активно приёмы технологии критического мышления, я использую не так давно , и уже вижу первые результаты снизился процент неуспешности с 20% до 11% при выполнении комплексных контрольных работ, с 18% до 8% при выполнении тестовых заданий, мои ученики стали меньше допускать речевых ошибок как в устной, так и в письменной речи и как результат – повышение качества знаний на 11-19% не только на предмете окружающий мир, но и на литературном чтении и русском языке.


В статье обоснована необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся, описаны особенности формирования естественнонаучной грамотности, приведены примеры заданий

Ключевые слова : функциональная грамотность, международные исследования, естественнонаучная грамотность.

Международные исследования, такие как PIRLS (исследование качества чтения и понимания текста), TIMSS (исследование качества математического и естественнонаучного образования), PISA (программа по оценке образовательных достижений обучающихся), в последние годы стали оказывать большое влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Российские школьники показывают достаточно высокий уровень предметных знаний и умений, но в то же время, они испытывают определенные затруднения в области применения этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни. Также сложности у обучающихся возникают при решении заданий, основанных на умениях работать с информацией, представленной в различных формах. Например, отставание по показателям PISA у российских школьников наблюдается по уровню функциональной грамотности, а также по способностям применять на практике знания и навыки.

В своём указе от 7 мая 2018 года президент России В. В. Путин поставил перед правительством РФ задачу обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Исследование PISA рассматривается как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные, которые получены в ходе исследования, должны послужить основой для определения стратегий развития системы образования. Среди основных причин невысоких результатов российских школьников можно назвать следующие:

– недостаточная сформированность способности использовать предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям;

– невысокий уровень овладения общеучебными умениями, такими как поиск новых или альтернативных способов решения задач, проведение исследований, подготовка проектов.

Данные причины связаны с ориентацией учебного процесса в российских школах на овладение предметными знаниями и умениями, решение типичных задач, входящих в демоверсии или банки заданий ЕГЭ, ОГЭ.

Одним из направлений совершенствования образования в России является формирование функциональной грамотности обучающихся.

Под функциональной грамотностью понимается способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, используя накопленные знания и умения [1].

Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Рассмотрим некоторые особенности формирования естественнонаучной грамотности. Среди компетентностей, определяющих естественнонаучную грамотность, нужно выделить следующие:

– понимание основных особенностей естественнонаучного исследования;

– умение описывать и объяснять естественнонаучные явления, используя имеющиеся знания, умение прогнозировать изменения;

– умение проводить анализ и формулировать выводы на основе имеющихся данных и научных доказательств.

Для формирования данных умений и видов деятельности необходимо использовать общие подходы к разработке учебных заданий по предметам естественнонаучного цикла. Задания должны иметь компетентносто-ориентированный характер.

Для развития естественнонаучной грамотности учитель должен включать в содержание изучаемых тем задания на развитие общеучебных умений и навыков, таких как: умение работать с текстом, трансформировать информацию из одной формы в другую, умение решать прикладные задачи, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, умения проводить исследование, высказывать предположения, гипотезы.

Примеры заданий для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся:

Задание для учащихся 6–х классов: Известный голландский естествоиспытатель Ян Батист ван-Гельмонт в XVII веке провел интересный опыт: он взял горшок с 80 кг почвы и посадил в него саженец ивы. Почва в горшке была накрыта, чтобы туда не попадала пыль и другие вещества из воздуха. Ученый не вносил в почву никаких удобрений, только регулярно поливал водой. Через 5 лет саженец превратился в дерево, масса его увеличилась на 58 кг. Потом ван-Гельмонт взвесил почву. Оказалось, что ее масса за эти пять лет уменьшилась всего на 60 г. Как вы считаете, какой вывод мог сделать ученый из проведенного опыта? За счет чего за 5 лет настолько увеличилась масса растения?

Круговорот азота в природе

Рис.1. Круговорот азота в природе

Достаточный уровень сформированности естественнонаучной грамотности выпускника основной школы — важный социально значимый результат образования, который лежит в основе формирования научного мировоззрения личности.

Читайте также: