Доклад на тему дознание в вооруженных силах рф

Обновлено: 01.07.2024

Всоответствии с п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РСФСР, к органам дознания в Вооруженных Силах отне­сены командиры воинских частей, соединений, а также начальники военных учреждений или гар­низонов.

Предусмотренные п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК РФ функции органа дознания осуществляют:

1) командиры воинских частей, соединений— по уголовным делам о преступлениях, совер­
шенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами граждан­
ского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с
исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, гарнизо­
на;

2) начальники военных учреждений — по уголовным делам о преступлениях, совершенных во­
еннослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персо­
нала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнени­
ем ими своих служебных обязанностей или в расположении учреждения;

3) начальники гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослу­
жащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Воо­
руженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими
своих служебных обязанностей, не проходящими службу в частях, соединениях и учреждениях
данного гарнизона, но совершившими преступления в расположении гарнизона.

Глава 52. Расследование преступлений против военной службы

моотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ч. 3 ст. 335 и ч. 2 ст. 340 УК РФ), дезертирство (ст. 338 УК РФ), уклонение от исполнения обязан­ностей военной службы в целях полного освобождения от прохождения службы (ч. 2 ст. 339 УК РФ), повлекшее по неосторожности гибель нескольких человек, нарушение правил вождения (экс­плуатации) машин или нарушение правил обращения с оружием и предметами повышенной опас­ности для окружающих (ч. 3 ст. 349 и ч. 3 ст. 350 УК РФ), нарушение правил кораблевождения, по­летов или подготовки к ним (ст. 351 и 352 УК РФ). По перечисленным преступлениям законом требуется обязательное проведение предварительного следствия, и военный прокурор не вправе ор­ганизовывать по ним производство дознания вместо предварительного следствия.

Для выполнения процессуальных функций органа дознания приказом командира воинской час­ти в пределах предоставленных полномочий назначаются дознаватели сроком на 2 года из числа наиболее подготовленных офицеров. Численность назначаемых дознавателей определяется в при­казе в соответствии с требованиями Инструкции с учетом вида воинского формирования (отдель­ная рота, батальон, полк, штаб соединения и т.д.).




В случае необходимости командир воинской части вправе назначить большее количество доз­навателей. Дознаватель также может назначаться приказом командира воинской части и для рас­следования конкретного уголовного дела. Копия приказа о назначении дознавателей направляется военному прокурору. Там, где имеются штатные дознаватели, производство процессуальных дей­ствий и принятие процессуальных решений в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, поручается, как правило, им. В соответствии с требованиями ст. 26 Инструкции, производство по уголовному делу в отношении офицеров поручается, как правило, дознавателю, который по долж­ности и воинскому званию не ниже должности и воинского звания подозреваемого (данное правило не распространяется на выполнение дознавателем процессуальных действий с участием свидете­лей, потерпевших и других участников уголовного судопроизводства).

Не допускается возложение полномочий дознавателя на того офицера, который проводил или проводит по данному конкретному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ). Дознаватель также не может принимать участие в расследовании по уголовному делу и подлежит отводу, если он является по своему служебному положению непосредственным начальником или подчиненным лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, а равно если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уголовного дела. При наличии таких оснований дознава­тель обязан устраниться от участия в производстве по уголовному делу, независимо от того, из­вестно ли об этих обстоятельствах сторонам или другим участникам судопроизводства и настаива­ют ли они на его устранении или нет. В случае, если дознаватель не устранился от участия в производстве по уголовному делу, отвод ему может быть заявлен участниками уголовного судо­производства (ч. 1 и 2 ст. 62 УПК РФ). Решение об отводе дознавателя принимает военный проку­рор. Предыдущее участие дознавателя в производстве предварительного расследования но данному уголовному делу не является основанием для его отвода (ст. 67 УПК РФ). Оформленный в пись­менной форме отвод или самоотвод приобщается к материалам уголовного дела. Отвод, заявлен­ный устно, заносится в протокол следственного действия. Уголовное дело незамедлительно на­правляется военному прокурору для решения вопроса об отводе дознавателя в порядке, предусмотренном УПК РФ.

Дознаватели уполномочены самостоятельно производить следственные и иные процессуаль­
ные действия, принимать процессуальные решения с получением только в прямо предусмотрен­
ных законом случаях согласия руководителя органа дознания, санкции прокурора и (или) судеб­
ного решения (п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ), также осуществлять иные полномочия с соблюдением
требований п. 2 ч. 3 ст. 41 УПК РФ). Письменные требования, поручения и запросы органа доз­
нания и дознавателя в пределах предоставленных полномочий, как это и предусмотрено ч. 4
ст. 21 УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организация­
ми, должностными лицами и гражданами, безотносительно к их принадлежности к Вооруженным
Гилам. . .

Глава 52. Расследование преступлений против военной службы

В соответствии со ст. 5 Инструкции, дознаватели подразделений центрального аппарата ФСБ России, подразделений ФСБ России центрального подчинения, управлений (отделов) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности), управлений (от­делов) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях и их орга­нах управления (органы безопасности в войсках), учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций ФСБ России производят также неотложные следственные действия по уголовным де­лам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ.

Руководство процессуальной деятельностью дознавателей при производстве по уголовному де­лу осуществляет тот руководитель органа дознания, который принял решение о возбуждении уго­ловного дела. Он обязан давать дознавателю указания о вынесении в порядке ст. 146 УПК РФ по­становления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству, а также о том, что именно подлежит установлению, в каком объеме, какие процессуальные действия для этого необ­ходимо выполнить и когда конкретно их производство должно быть завершено (ст. 22 Инструк­ции).

В соответствии со ст. 12 Инструкции, дознаватель обязан:

а) при осуществлении уголовного преследования по уголовным делам строго руководствоваться
требованиями уголовного, уголовно-процессуального законодательства и положениями настоящей
Инструкции;

б) по согласованию с командиром воинской части и надзирающим военным прокурором состав­
лять план предварительного расследования, определять последовательность производства процес­
суальных действий и принимать предусмотренные законом меры для установления обстоятельств,
подлежащих доказыванию;

в) разъяснять подозреваемому, потерпевшему, а также другим участникам уголовного судопро­
изводства их права, обязанности, ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих
прав. Подозреваемому, кроме того, обеспечивается право на защиту, которое он может осуществ­
лять лично либо с помощью защитника и (или) законного' представителя. При этом дознаватель
обязан разъяснить подозреваемому его права и обеспечить ему возможность защищаться всеми не
запрещенными законодательством способами и средствами;

г) не разглашать данные предварительного расследования по уголовным делам;

д) принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого и меры по обеспечению
сохранности его имущества. О принятых мерах дознаватель уведомляет подозреваемого;

е) докладывать командиру воинской части о всех выявленных в процессе предварительного рас­
следования нарушениях законов, уставов, приказов, наставлений, а также других нарушениях, спо­
собствовавших совершению преступления или происшествия, для принятия мер по их устранению;

ж) принимать активное участие в работе по предупреждению правонарушений среди военно­
служащих, граждан, проходящих военные сборы, а также лиц гражданского персонала Вооружен­
ных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, разъяснять
личному составу законы Российской Федерации;

з) исполнять указания военного прокурора и командира воинской части, а также поручения во­
енного прокурора и следователя по уголовным делам, данные ими в порядке п. 11 ч. 2 ст. 37, п. 4, 5
ч. 2 ст. 38 и (или) ч. 1 ст. 152 УПК РФ соответственно,

Дознаватель принимает процессуальные решения и производит процессуальные действия от своего имени, используя бланки процессуальных документов для досудебного производства уста­новленного образца. При этом он несет полную ответственность за обоснованность принимаемых им процессуальных решений, своевременное и законное производство процессуальных действий по уголовным делам, сохранность собранных материалов по делу.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с нормами уголовно-процессуального закона, являются обязательными для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания военному прокурору, а указания военного проку­рора — вышестоящему военному прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнение, как это и предусмотрено ч. 3 ст. 37, ч. 4 ст. 41 УПК РФ.

На время исполнения дознавателем обязанностей по осуществлению производства по уголов­ному делу командир воинской части своим приказом освобождает его от выполнения других слу­жебных обязанностей, обеспечивает необходимыми для работы по делу автомобильным транспор­том, средствами связи и помещением для работы. Руководитель органа дознания обязан оказывать содействие прокурорско-следственному составу органов военной прокуратуры в течение всего времени проведения расследования по уголовному делу, обеспечивать беспрепятственный допуск сотрудников военной прокуратуры в расположение части, выделять необходимое количество доз­навателей, средств связи, помещений для работы, автотранспорта, а также, при необходимости,—

Глава 52. Расследование преступлений против военной службы

вооруженный конвой для своевременной доставки и сопровождения подозреваемых (обвиняемых) в военную прокуратуру, в суд или к месту производства следственных действий (ст. 25 Инструкции ), Невыполнение перечисленных обязанностей может стать основанием для соответствующего про­курорского реагирования в адрес вышестоящего командования. .

Для повышения качества работы дознавателей по уголовным делам руководитель органа дозна­ния должзн изучать их деятельность по конкретным вопросам, принимать меры по ее совершенст­вованию и устранению недочетов, в том числе с проведением занятий по улучшению юридической подготовки дознавателей. Для получения практических навыков по расследованию преступлений дознаватели по плану, составленному надзирающим военным прокурором, участвуют в организуе­мых военными прокурорами учебных сборах дознавателей и проходят ежегодную стажировку при военной прокуратуре в течение 10 рабочих дней. Вышестоящие командиры соединений и началь­ники военных учреждений обязаны включать мероприятия по повышению юридической подготов­ки в планы командирской учебы, ежегодно подводить итоги работы органов дознания, принимать меры к ее улучшению, отражать в служебных аттестациях деятельность органов дознания. В случае обнаружения нарушений уголовно-процессуального законодательства при производстве по уголов­ному делу они обязаны уведомлять об этом соответствующего военного прокурора для принятия мер к восстановлению нарушенной законности (ст. 23-24 Инструкции). .

По уголовным делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия
обязательно, к которым относятся все преступления против военной службы, после получения со­
гласия военного прокурора на возбуждение уголовного дела дознаватель производит неотложные
следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказа­
тельств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Кроме того, он впра­
ве произвести с соблюдением процессуальных правил задержание подозреваемого в совершении
преступления. После проведения дознания уголовное дело передается в военную прокуратуру в
срок, не позднее десяти суток со дня его возбуждения. -

После направления уголовного дела военному прокурору дознаватель производит отдельные следственные действия, оперативно-розыскные и розыскные мероприятия только по поручению во­енного прокурора, следователя.

Не производится органами дознания Вооруженных Сил РФ дознание в порядке, определенном главой 32 УПК РФ по уголовным делам; по которым производство предварительного следствия яв­ляется необязательным.

Перечень таких преступлений приведен в ч. 3 ст. 150 УПК РФ: ст. 112 (умышленное причине­ние средней тяжести вреда здоровью), ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 (побои), ч. 1 ст. 117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоро­вью), ч. 1 ст. 127 (незаконное лишение свободы), ч. 1 ст. 158 (кража), ч. 1 ст. 159 (мошенничество), ч. 1 ст. 160 (присвоение или растрата), ч. 1 ст. 161 (грабеж), ч. 1 ст. 163 (вымогательство), ч. 1 и 2 ст. 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), ч. 1 ст. 166 (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хи­щения), ч. 1 ст. 167 (умышленное уничтожение или повреждение имущества), ст. 168 (уничтожение или повреждение имущества по неосторожности), ч. 1 и 2 ст. 213 (хулиганство), ч. 1 ст. 219 (нару­шение правил пожарной безопасности), ч. 1 и 4 ст. 222 (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств), ч. 1 и 4 ст. 223 (незаконное изготовление оружия), ст. 224 (небрежное хра­нение огнестрельного оружия), ч. 1 и 5 ст. 228 (незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ), ч. 1 ст. 264 (нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) УК РФ.

Дознание по указанным уголовным делам производится следователями военной прокуратуры. Кроме того, по письменному указанию военного прокурора уголовные дела, указанные в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, могут быть переданы следователю (прокурору) для производства предварительно­го следствия в порядке ч. 4 ст. 150 УПК РФ).

Деятельность командиров воинских частей как органов дознания и дознавателей по данной ка­тегории уголовных дел заключается в:

■ б) производстве отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и ус­
тановлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначе­
ние судебной экспертизы), до возбуждения уголовного дела; .

1 лава 52. Расследование преступлений против военной службы

Исключение в этом отношении составляют только дознаватели органов Федеральной погранич­ной службы России, которые в силу п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ наделены полномочиями по проведе­нию в полном объеме дознания, но только о преступлениях, предусмотренных ст. 253 и 256 УК РФ (в части выявленной этими органами незаконной добычи водных животных и растений), ч. 1 ст. 322, ч. 1 ст. 323 УК РФ и ч. 1 ст. 188 УК РФ (в части контрабанды, задержанной сотрудниками пограничной службы в отсутствие таможенных органов Российской Федерации).

Дознание – расследование преступлений, производимое по постановлению командира воинской части офицером-дознавателем с соблюдением требований уголовно-процессуального закона и Инструкции органам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований РФ, утвержденной главным военным прокурором и введенной в действие приказом Министра обороны РФ 1994 года № 275.

Органами дознания в Вооруженных Силах РФ в соответствии со статьей 117 Уголовно-процессуального кодекса являются:

командиры воинских частей, соединений;

начальники военных учреждений.

Командиры (начальники) как органы дознания обязаны возбуждать уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, военнообязанными во время прохождения ими сборов, а также гражданским персоналом в случае совершения преступления в связи с исполнением служебных обязанностей или расположении воинской части, начальник гарнизона – в отношении военнослужащих, не проходящих военную службу в воинских частях данного гарнизона, но совершивших преступления на территории гарнизона, командир корабля в дальнем плавании – в отношении всех находящихся на борту лиц.

За уклонение от возбуждения уголовного дела командир (начальник) несет персональную ответственность вплоть до уголовной в случаях предусмотренных законодательством.

Для производства дознания и установления обстоятельств преступления в протокольной форме досудебной подготовки материалов приказом командира воинской части назначаются дознаватели сроком на 2 года из числа подготовленных для этого офицеров. Один из них имеющий большой опыт и навыки в производстве дознания, назначается старшим дознавателем. Ему, как правило, поручается расследование наиболее сложных дел. Копия приказа о назначении дознавателей направляется военному прокурору, обслуживающему воинскую часть (учреждение).

При этом на полк (корабль 1 ранга) назначается 5-6 дознавателей; на отдельный батальон. дивизион (корабль 2 ранга) – 3 – 4 дознавателя; на отдельную роту (корабль 3 ранга, дивизион кораблей 4 ранга) – 1 – 2 дознавателя; на штаб (выше полка) и учреждение (военно-учебное заведение) – 2 – 5 дознавателей.

В случае необходимости командир воинской части вправе назначить больше дознавателей, а также поручить производство дознания любому иному офицеру. Там где имеются штатные дознаватели, производство дознания поручается им.

Действия командира (начальника) как органа дознания в связи с производством дознания могут быть обжалованы заинтересованными лицами военному прокурору.

Подача жалобы впредь до ее разрешения не приостанавливает приведение в исполнение обжалуемого действия, если этого не найдут нужным сделать командир (начальник) или дознаватель.

Дознание производится всесторонне и объективно. Подлежат исследованию обстоятельств как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а равно все обстоятельства как отягчающие, так и смягчающие его ответственность.

По уголовному делу должно быть установлено:

действительно ли совершено преступление и какое именно;

в каком месте совершено преступление (год, месяц, число, время);

при каких обстоятельствах, каким способом, с применением каких орудий и средств совершено преступление;




кто совершил преступление, подробные сведения, характеризующие его личность;

виновность обвиняемого, с какой целью совершено преступление и его мотивы;

какие причины и условия способствовали совершению преступления;

последствия преступления, характер и размеры причиненного ущерба;

обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, указанные в статьях 38 и 39 Уголовного кодекса РФ, и другие обстоятельства, имеющие существенное значение для дела (статья 68 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР).

Обязанности и права дознавателя изложены в статьях 19 и 20 Инструкции органам дознания Вооруженных сил и иных воинских формирований РФ. На время производства дознания дознаватель приказом командира (начальника) освобождается от исполнения служебных обязанностей и обеспечивается автотранспортом, средствами связи и помещением для работы.

Дознание – расследование преступлений, производимое по постановлению командира воинской части офицером-дознавателем с соблюдением требований уголовно-процессуального закона и Инструкции органам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований РФ, утвержденной главным военным прокурором и введенной в действие приказом Министра обороны РФ 1994 года № 275.

Органами дознания в Вооруженных Силах РФ в соответствии со статьей 117 Уголовно-процессуального кодекса являются:

командиры воинских частей, соединений;

начальники военных учреждений.

Командиры (начальники) как органы дознания обязаны возбуждать уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, военнообязанными во время прохождения ими сборов, а также гражданским персоналом в случае совершения преступления в связи с исполнением служебных обязанностей или расположении воинской части, начальник гарнизона – в отношении военнослужащих, не проходящих военную службу в воинских частях данного гарнизона, но совершивших преступления на территории гарнизона, командир корабля в дальнем плавании – в отношении всех находящихся на борту лиц.

За уклонение от возбуждения уголовного дела командир (начальник) несет персональную ответственность вплоть до уголовной в случаях предусмотренных законодательством.

Для производства дознания и установления обстоятельств преступления в протокольной форме досудебной подготовки материалов приказом командира воинской части назначаются дознаватели сроком на 2 года из числа подготовленных для этого офицеров. Один из них имеющий большой опыт и навыки в производстве дознания, назначается старшим дознавателем. Ему, как правило, поручается расследование наиболее сложных дел. Копия приказа о назначении дознавателей направляется военному прокурору, обслуживающему воинскую часть (учреждение).

При этом на полк (корабль 1 ранга) назначается 5-6 дознавателей; на отдельный батальон. дивизион (корабль 2 ранга) – 3 – 4 дознавателя; на отдельную роту (корабль 3 ранга, дивизион кораблей 4 ранга) – 1 – 2 дознавателя; на штаб (выше полка) и учреждение (военно-учебное заведение) – 2 – 5 дознавателей.

В случае необходимости командир воинской части вправе назначить больше дознавателей, а также поручить производство дознания любому иному офицеру. Там где имеются штатные дознаватели, производство дознания поручается им.

Действия командира (начальника) как органа дознания в связи с производством дознания могут быть обжалованы заинтересованными лицами военному прокурору.

Подача жалобы впредь до ее разрешения не приостанавливает приведение в исполнение обжалуемого действия, если этого не найдут нужным сделать командир (начальник) или дознаватель.

Дознание производится всесторонне и объективно. Подлежат исследованию обстоятельств как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а равно все обстоятельства как отягчающие, так и смягчающие его ответственность.

По уголовному делу должно быть установлено:

действительно ли совершено преступление и какое именно;

в каком месте совершено преступление (год, месяц, число, время);

при каких обстоятельствах, каким способом, с применением каких орудий и средств совершено преступление;

кто совершил преступление, подробные сведения, характеризующие его личность;

виновность обвиняемого, с какой целью совершено преступление и его мотивы;

какие причины и условия способствовали совершению преступления;

последствия преступления, характер и размеры причиненного ущерба;

обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, указанные в статьях 38 и 39 Уголовного кодекса РФ, и другие обстоятельства, имеющие существенное значение для дела (статья 68 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР).

Обязанности и права дознавателя изложены в статьях 19 и 20 Инструкции органам дознания Вооруженных сил и иных воинских формирований РФ. На время производства дознания дознаватель приказом командира (начальника) освобождается от исполнения служебных обязанностей и обеспечивается автотранспортом, средствами связи и помещением для работы.

Актуальность данной курсовой работы обуславливается тем, что перед Вооруженными Силами Российской Федерации стоит задача освобождения личного состава от выполнения несвойственных ему функций. К числу несвойственных функций Вооруженных Сил следует отнести и осуществление командирами воинских частей, соединений, начальниками военных учреждений и гарнизонов дознания, поскольку их отвлечение негативно сказывается как на боевой готовности армии и флота, так и на укреплении воинской дисциплины, воинского правопорядка и в производстве дознания.

Офицеры, привлеченные по решению начальника гарнизона или командира воинской части к производству дознания, воспринимают такое привлечение как дополнительную нагрузку, не обусловленную возложенными на них непосредственными задачами. Отсюда и соответствующее качество ее выполнения. Особенно страдает поверхностностью и необъективностью проводимое в войсках дознание. В качестве дознавателей чаще всего назначаются младшие офицеры, не обладающие, к сожалению, достаточной правовой подготовкой и необходимыми практическими навыками, вследствие чего результаты произведенного ими дознания носят примитивный характер и не позволяют решить вопрос о наказании лиц, совершивших преступления.

Все вышеуказанное позволяет считать, что исследование вопросов организации дознания в Вооруженных Силах РФ относится к числу весьма актуальных проблем.

Объектом являются общественные отношения в сфере осуществления дознания в Вооруженных Силах РФ.

Предметом работы являются правовые нормы регулирующие статус дознавателя в Вооруженных Силах РФ.

Цель заключается в описании правового статуса дознавателя и поиске путей его совершенствования.

Для достижения указанной цели в процессе написания курсовой работы ставились и последовательно разрешались следующие основные задачи :

1. исследовать организацию расследования преступлений в Вооруженных Силах;

2. проанализировать процесс становления правового статуса дознавателя;

3. сформулировать понятие правового статуса дознавателя;

4. исследовать структуру органов дознания в Вооруженных Силах;

5. сформулировать понятие и определить формы взаимодействия военных дознавателей и военных следователей;

6. обосновать организационно-правовые направления совершенствования дознания в Вооруженных Силах.

В соответствии со ст. 117 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации органами дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации являются: командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений.

Статья 3 Инструкции определяет перечень органов дознания, причем ее содержание несколько шире, чем соответствующие положения УПК РФ, так: командир воинской части осуществляет функции органа дознания по делам о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, военнообязанными во время прохождения ими сборов, а также рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ в случае совершения преступления в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части (п. 2 ст. 117 УПК РФ); начальник гарнизона - в отношении военнослужащих, не проходящих службу в частях данного гарнизона, но совершивших преступления на территории гарнизона (ст. 20 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ 3 ); кроме того, командир корабля в дальнем плавании - в отношении всех находящихся на борту лиц (п. 7 ст. 117 УПК РФ)

В соответствии со ст. 7 Инструкции, для производства дознаний и установления обстоятельств преступления в протокольной форме досудебной подготовки материалов приказом командира воинской части назначаются дознаватели сроком на два года из числа подготовленных для этого офицеров. Один из них назначается старшим дознавателем. Старшим дознавателям поручается расследование наиболее сложных дел. Копия приказа о назначении дознавателей направляется военному прокурору.

Дознаватели назначаются из расчета: а) на полк (корабль 1 ранга) - 5-6 дознавателей; б) на отдельный батальон (корабль 2 ранга) - 3-4 дознавателя; в) на отдельную роту (корабль 3 ранга, дивизион кораблей 4 ранга) - 1-2 дознавателя; г) на штаб (выше полка) и учреждение (военно-учебное заведение) - 2-5 дознавателей. В случае необходимости командир воинской части вправе назначить больше дознавателей, а также поручить производство дознания любому иному офицеру. Там, где имеются штатные дознаватели, производство дознания поручается им 4 . Здесь я хотел бы остановиться на одной из проблем, на мой взгляд значительно усложняющей работу органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Мне представляются следующие варианты решения названной проблемы:

- введение в войсковых частях среди прочих штатных должностей должности дознавателя;

- создание в армии военной полиции – органа занимающегося исключительно производством дознаний и установлением обстоятельств преступления в протокольной форме досудебной подготовки материалов;

- возложение обязанностей производства дознаний и установления обстоятельств преступления в протокольной форме досудебной подготовки материалов в Вооруженных Силах Российской Федерации на органы МВД РФ.

Каждое из приведенных решений имеет как свои достоинства, так и недостатки.

В новом Уголовно - процессуальном кодексе РФ статус дознавателя претерпел серьезные изменения.

В юридической литературе и на практике под лицом, производящим дознание, понимались как штатные дознаватели, так и лица, не назначенные на должность дознавателей, но в силу ведомственных актов обладающие правом проведения дознания.

Новый уголовно - процессуальный закон более детально определил полномочия дознавателя по принятию решений и по производству процессуальных действий. Так, согласно ч. 3 ст. 41 УПК РФ дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение. Анализ гл. 32 и ст. 41 УПК РФ, регламентирующих порядок производства дознания и полномочия дознавателя, позволяет сделать вывод о том, что процессуальные полномочия дознавателя и следователя практически не отличаются друг от друга. Исключение составляет только обвинительный акт, завершающий дознание, который подлежит утверждению начальником органа дознания (ч. 4 ст. 225 УПК РФ), а также обязательное выполнение указаний прокурора и начальника органа дознания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ). В соответствии с законом указания начальника органа дознания по уголовным делам могут быть обжалованы прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Следователь, не согласившись с указанием прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления, об объеме обвинения, об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, о направлении уголовного дела в суд или его прекращении, об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия, вправе обжаловать такое указание вышестоящему прокурору. В этом случае обжалование следователем указаний прокурора приостанавливает их исполнение. Дознаватель в подобной ситуации обязан выполнять любое указание прокурора, независимо от их обжалования.

Анализ действующего уголовно - процессуального законодательства приводит к выводу о том, что дознаватель наделен следующими основными правами:

· производить дознание в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК РФ;

· применять меры процессуального принуждения, а также принимать иные процессуальные решения в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством;

· осуществлять производство неотложных следственных действий по поручению органа дознания (ст. 157 УПК РФ);

· обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ);

· осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно - процессуальным законодательством.

В соответствии с уголовно - процессуальным законодательством дознаватель обязан:

· осуществлять свою деятельность, руководствуясь принципами уголовного судопроизводства (гл. 2 УПК РФ);

· производить доказывание по уголовному делу по правилам, сформулированным в гл. 11 УПК РФ;

· применять меры уголовно - процессуального принуждения строго в рамках, предусмотренных законом (гл. 12 – гл. 14 УПК РФ);

· в случае принятия решения, предусмотренного ( п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ), осуществлять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК РФ);

· выполнять указания прокурора и начальника органа дознания (ч.4 ст. 41 УПК РФ);

· заявлять самоотвод при наличии предусмотренных законом обстоятельств, исключающих его участие в расследовании уголовного дела (ч. 1 ст. 61 УПК РФ);

· разрешать вопрос об отводе, заявленном во время проведения неотложных следственных действий, переводчика, эксперта, специалиста, защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика (ст. 69 – ст. 72 УПК РФ);

· осуществлять иные обязанности, предусмотренные уголовно - процессуальным законодательством.

Из анализа норм нового УПК РФ видно, что основное назначение дознавателя - осуществление дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Эта форма предварительного расследования применяется по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, и производится в порядке и сроки, установленные гл. 22, гл. 24 – гл. 29, гл. 32 УПК РФ.

Дознание вправе производить дознаватели только тех органов, которые указаны в ч. 3 ст. 151 УПК РФ. К ним относятся:

· органы внутренних дел;

· органы пограничной службы;

· органы службы судебных приставов;

· органы Государственной противопожарной службы (ч. 3 ст. 151 УПК РФ);

Перечень органов дознания, обладающих правом производства дознания с составлением обвинительного акта, исчерпывающий. Как видим, в этом перечне нет других органов дознания, указанных в ст. 40 УПК РФ, так как они наделены правом возбуждения уголовных дел, производства неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ, осуществления некоторых иных процессуальных полномочий, предусмотренных уголовно - процессуальным законом. Как и по любому другому уголовному делу, независимо от его подследственности, в ходе дознания подлежат доказыванию обстоятельства, перечисленные в ст. 73 УПК РФ. Это ориентир для дознавателя в работе по уголовному делу, а конкретный объем, характер и пределы доказывания зависят в значительной мере от рода и вида расследуемого преступления. Дознавателю разрешается производство всех следственных действий, предусмотренных УПК РФ, проводимых как до, так и после возбуждения уголовного дела (гл. 21, гл. 22,гл. 24 – гл. 29 УПК РФ).

Необходимо отметить, что новое уголовно - процессуальное законодательство запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно - розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ) 9 .

Дознаватель несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемых им решений.

2.1 Обязанности и права дознавателя

На время производства дознания командир части своим приказом обязан освободить дознавателя от выполнения служебных обязанностей, обеспечить автотранспортом, средствами связи и помещением для работы.

Ст.19 Дознаватель обязан:

а) производить дознание в точном соответствии с требованиями Уголовно-процессуального закона Российской Федерации и настоящей Инструкции;

б) руководствоваться Уголовным кодексом Российской Федерации;

в) составлять план расследования, определять последовательность производства действий и принимать все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств совершенного преступления;

г) не разглашать данные дознания;

д) докладывать командиру воинской части о всех выявленных в

процессе дознания нарушениях законов, уставов, приказов, наставлений,

а также других нарушениях в организации службы, способствовавших

совершению преступления или происшествия, для принятия мер по их

е) принимать активное участие в работе по предупреждению правонарушений среди военнослужащих, разъяснять личному составу законы Российской Федерации.

Дознаватель несет полную ответственность за своевременное и законное проведение следственных действий.

Ст. 20 При производстве дознания дознаватель имеет право:

а) производить допросы военнослужащих (кроме командира воинской части) и других граждан, являющихся подозреваемыми, свидетелями или потерпевшими по делу;

б) производить осмотр необходимых документов и получать подлинники или копии для приобщения к уголовному делу;

в) по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, самостоятельно принимать решение о производстве необходимых следственных действий, выносить обязательные для исполнения должностными лицами и гражданами постановления, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции военного прокурора или когда соответствующее постановление должно быть утверждено командиром воинской части;

г) докладывать непосредственно командиру воинской части вопросы, связанные с производством дознания.

Проводимые в России реформы коренным образом изменили политический и экономический строй государства, сложившиеся общественные отношения, психологию общества в целом. Параллельно реформируется и российское законодательство, в том числе и в части, относящейся к деятельности по раскрытию преступлений и расследованию уголовных дел. Её реформирование влечет не только позитивные последствия, но и негативные результаты, которые, в значительной части, можно было бы избежать, если бы в ходе реформирования уголовного судопроизводства учитывалась и организационная его составляющая. Дело в том, что многообразие противоправных проявлений, сложность процесса их выявления и пресечения предполагает не только повсеместное и непрерывное совершенствование законодательной базы, но и использование в борьбе с ними возможностей различных государственных органов, специальным предназначением которых является осуществление правоохранительной деятельности.

Сказанное в полной мере относится и к Вооруженным Силам РФ. Военное управление Вооруженных Сил РФ представляет собой специфическую часть государственного управления, которая реализуется военным аппаратом государства в процессе осуществления им повседневной исполнительно-распорядительной деятельности. Специфика этой части государственного управления заключается в том, что она представляет собой относительно обособленную систему органов государственного управления, объединенную Министерством Обороны.

Вооруженные Силы, как и все иные государственные институты, также подвергаются реформированию: реализуются программы поэтапного реформирования Вооруженных Сил, пакет военного законодательства, изменения в организационной и штатной структуре войск и т.д. Но организация дознания, в соответствии с действующим Уголовно-процессуальным кодексом РФ, не претерпела каких-либо изменений. Новое издание Инструкции органам дознания в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях Российской Федерации текстуально повторяет предыдущую, и не учитывает ни духа сегодняшнего времени, ни сложившихся в Вооруженных Силах России уголовно-процессуальных реалий.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

Общевоинские Уставы Вооружённых Сил РФ.- М.: Воениздат.,1994г., стр. 250

Сергеев А.Б. Особенности формирования органов дознания в России // История государства и права. - М.; Юрист, 2007 г. - № 5. - с.39-46

Уголовно-процессуальный кодекс РФ

3 Общевоинские Уставы Вооружённых Сил РФ.- М.: Воениздат., 2007 г., стр.250

8 Сергеев А.Б. Особенности формирования органов дознания в России // История государства и права. - М.; Юрист, 2008 г. - № 5. - с.39-46.

Похожие страницы:

Система, структура, принципы организации и деятельности органов прокуратуры России

. Конституции России и исполнением законов, обеспечением единого правового пространства . уголовного дела; отстранение дознавателя, следователя от производства . прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооружённых Силах РФ, других .

Возбуждение уголовного дела – начальная стадия уголовного процесса

. дела приходится и дознавателям и оперуполномоченным, Начальникам следственных . Уголовный процесс России; Павлов Н.Е. Возбуждение . совершённых рабочими и служащими Вооружённых Сил, в связи с исполнением . сотрудник обладает правовым статусом должностного лица органа .

Понятие, предмет и методы уголовного права как отрасли права и как науки.

. – распространение обязательной силы уголовного закона на . создание вооружённой организованной . в частности, особый правовой статус осужденного, состоящий в . принимается Банком России. Внесение . специальный – следователь, дознаватель, прокурор. Квалифицирующим .

Журналистское расследование как особый жанр

. И тогда некоторые дознаватели, оперативные сотрудники и . удар по чести всех Вооружённых Сил РФ, а значит . средства обеспечения безопасности, правовой статус журналиста в особых . демократии: рост коррупции в России вызван ослаблением демократии/М. Дмитриев// .

Нравственные начала предварительного следствия

. В тактиче­ской вооружённости следователя, дознавателя и оперативного . всего в силу специфичности данного . есть получить статус одно­го или . список Нормативные правовые акты 1. . начальника Следственного комитета при МВД России, генерал – майора юстиции .

Дознание в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях России в настоящее время производится следователями главного военно-следственного управления Следственного комитета РФ, за исключением дознания, проводимого дознавателями пограничных войск ФСБ России.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ дознание в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов не производят. Ho данные должностные лица являются органами дознания. Так, командир воинской части является органом дознания по делам о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершивших их в расположении части. Начальники гарнизонов являются органом дознания в отношении военнослужащих, не проходящих военную службу в частях данного гарнизона, но совершивших преступления на территории гарнизона. Командир военного корабля является органом дознания в отношении всех находящихся на борту лиц. Уголовно-процессуальные полномочия по осуществлению уголовного преследования данными участниками уголовного процесса со стороны обвинения сводятся к возбуждению уголовного дела либо к производству неотложных следственных действий. В процессе производства дознания командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов по письменному поручению следователя военно-следственных органов производят следственные и иные процессуальные действия.

При этом OPM данные органы дознания не проводят. Ho розыскная деятельность командира воинской части как органа дознания включает в себя предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством и уставами Вооруженных Сил РФ общие И профилактические мероприятия, которые связаны со сбором данных о личности и местонахождении правонарушителя, организации в необходимых случаях его преследования, иных мер раскрытия. Розыскные мероприятия проводятся во взаимодействии с военноследственными органами, военной прокуратурой и другими правоохранительными органами исполнительной власти. В силу специфики служебной деятельности командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, свои процессуальные полномочия как начальника органа дознании традиционно делегируют301 дознавателям воинских частей, соединений, учреждений и гарнизонов. УПК процесс делегирования процессуальных полномочий не регламентирует, но п. 17 ст. 5 УПК это право все же предусматривает. Поэтому в Вооруженных Силах РФ штатом дознаватели не предусмотрены302. Их функции выполняют офицеры воинских частей и соединений303. Для выполнения процессуальных полномочий органа дознания командир воинской части уполномочивает в соответствии с и. 7 ст. 5 УПК своим письменным приказом (п. 28 приложения № 9 к Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации) наиболее подготовленных и дисциплинированных подчиненных ему офицеров осуществлять процессуальные полномочия органа дознания, назначая их дознавателями, которые, являясь должностными лицами органа дознания, обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ч. 3 ст. 41 УПК (ст. 11 Инструкции), но при условии, что все следственные и иные процессуальные действия данные должностные лица производят совместно с командиром воинской части, соединения, учреждения и гарнизона. Кроме того, все следственные и иные процессуальные документы, которые составляются в процессе следственных и иных процессуальных действий, производимых командирами воинской части, соединения, учреждения и гарнизона как органа дознания должны быть ими подписаны.

Копия приказа о назначении дознавателей направляется военному прокурору и руководителю военного следственного органа. Дознаватели назначаются из расчета: а) на полк (корабль I ранга) — 5—6 дознавателей; б) на отдельный батальон (корабль ra-v _ 3-4 дознавателя; в) на отдельную роту (корабль 3 2 р я ливизион кораблей 4 ранга) - 1-2 дознавателя; г) на штаб P3 ,не полка) и учреждение (военно-учебное заведение) - 2-5 ^ навателей. В случае необходимости командир воинской части Д°3аве назначить больше дознавателей, а также поручить выполнив своих процессуальных полномочий любому иному офицеру, дознаватель не может принимать участие в расследовании уголовного дела и подлежит отводу, если он является по своему служебному положению начальником или подчиненным лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело, а также при наличии иных оснований, указанных в ст. 61 УПК. Кроме того, производство по уголовному делу в отношении офицеров поручается, как правило, дознавателю в должности и воинском звании не ниже должности и воинского звания лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления. При наличии оснований для отвода дознаватель обязан устраниться от участия в расследовании, доложить об этом командиру воинской части (соединения). На время исполнения дознавателем обязанностей по осуществлению уголовного преследования по уголовным делам командир воинской части своим приказом освобождает его от выполнения других служебных обязанностей, обеспечивает автотранспортом, средствами связи, помещением для работы. Процессуальное положение данного участника уголовного судопроизводства особое. Так, дознаватель не имеет права возбуждать уголовное дело и участвовать в производстве неотложных следственных действий самостоятельно, но он имеет права участвовать в производстве данных следственных и иных процессуальных действиях совместно с командиром части, соединения, гарнизона, учреждения. В ходе производства предварительного расследования в форме дознания либо в форме предварительного следствия дознаватель может иметь самостоятельный процессуальный статус участника уголовного судопроизводства, но только в случае если он будет включен в состав следственной группы или группы дознавателей при производстве предварительного расследования. Вопросы для самоконтроля 1. В чем заключается сущность дознания в Российской Федерации? 2. Кто в уголовном процессе производит дознание? 3. Каков срок производства дознания? 4. Какие процессуальные (следственные) действия может производить 8 ходе дознания дознаватель? 5. С какого момента дознание считается оконченным? 6. В чем особенности дознания в сокращенной форме? 7. Каковы особенности производства дознания в Вооруженных сИлах РФ?

Читайте также: