Царство тепла и сухих ветров доклад

Обновлено: 04.07.2024

Тема. Зона степей. Царство тепла и сухих ветров. Жизнь в степи.

Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.

Развивать учебно-познавательные компетенции: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, наблюдать, рассуждать, делать выводы сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений; ценностно-смысловые компетенции: связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир;

Информационные компетенции: работать с картой, атласом.

Воспитывать бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты.

I. Организационный момент.

- Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие. В пути мы узнаем много интересного.

Интересное занятие сегодня у нас,

К нему готовился каждый из нас.

Чтоб победить, надо многое знать,

Придётся всем думать и рассуждать.

Вам, я думаю, всё по плечу,

И знаю, что каждого ждёт свой успех,

А я, как всегда, болею за всех!

- Мы продолжим путешествие по природным зонам нашей страны. В ходе наших исследований мы познакомились с тремя зонами России. Назовите зоны в порядке их изучения.

- Как вы думаете, почему изучение природных зон начинается с самой северной зоны - зоны Арктики? (Чтобы проследить взаимосвязь живой природы от положения солнца, сравнивая с более южными зонами.)

II. Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа по тестам.

1. Природная зона лесов состоит из …

2.Самую большую территорию занимают…

а) смешанные леса

б) широколиственные леса

3. В Красную книгу занесены животные лесной полосы:

а) овцебык, морж, розовая чайка

б) краснозобая казарка, кречет, стерх

в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.

4. В тайге растут…

а) пихты, ели, лиственницы

б) дубы, сосны, ели

в) берёзы, липы, лиственницы

5. Экологические проблемы лесной зоны связаны…

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой

б) с неблагоприятными погодными условиями

в) с участившимися лесными пожарами

- А сейчас оцените себя. (Дети проверяют свою работу, сверяя с верными ответами, записанными на доске, ставят отметку.)

III. Работа над темой.

- Наше путешествие продолжается. Попробуйте догадаться, в какую зону мы направляемся.

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор.

Необъятная гладь, Слайд 1

(Это степная зона России.)

- Верно, дорога нас зовёт в бескрайние степи или в зону степей.

- Поработаем в парах. Я покажу на карте зону степей, а вы, работая в парах, попробуйте выполнить следующие задания:

1. Расскажите, где расположена зона степей.

2. Сравните площадь зоны степей с площадью зоны тундры, зоны лесов.

3. Подумайте, какой климат в степной зоне.

(Заслушиваются ответы детей.)

- Молодцы! Справились с заданием. Подведём итог вашей работе. Слайд 2

- Зона степей расположена южнее зоны лесов. Она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона. Она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику (показать на карте).

Ученик 1: Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20, -30 градусов. Слайд 3

Весна короткая, с большим количеством влаги в почве. Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов.

Там очень тёплое, продолжительное, засушливое лето. В июле +22 - +25 градусов, жара может достигать до 40 градусов.Слайд 5

Часто дуют горячие сухие ветры - суховеи.

Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется.Слайд 6

- Почвы в зоне степей очень плодородные. Слайды 7 - 8

Здесь растут разнообразные травянистые растения. Некоторые из них - тюльпаны, ирисы - цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. В этом проявляется их приспособленность к жизни в степи. Но вскоре их надземные части отмирают, а в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ.

Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Их листья узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю, чтобы добывать влагу.

- Какие ещё растения можно увидеть в степи? Посмотрите в дидактический материал. (Житняк, тонконог, шафран, эстрагон, тысячелистник, перекати-поле.)

- Вспомните, в какое время года в степи расцветает много цветов? (Весной.)

- Почему? (Достаточно тепла, влаги.)

- Почему в степях плодородные почвы? (В степи растут травы. Каждый год их отмирающие стебли и листья увеличивают плодородный слой.) Слайды 11

- Почему нет деревьев? (Влага отсутствует.)

- Деревья только около водоёмов.

- А сейчас узнаем о животных степи. Слайды 12 - 13 - 14

- В степях живёт множество насекомых: кобылки, кузнечики, бабочки, пчёлы, шмели.

- Как различить кобылку и кузнечика? (Прочитайте об этом на с.114 (сверху). Слайды 15 - 16 - 17 - 18

Растениями и насекомыми кормятся птицы: степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка, дрофа - одна из самых крупных птиц нашей страны. Дрофа довольно хорошо летает, но ещё лучше бегает на длинных сильных ногах. Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. Как вы думаете, почему? (В степи почти нет деревьев, сплошной ковёр из травы.)

В степной зоне много грызунов - сусликов, хомяков.

От жары и от хищников они могут спрятаться только в норах. Почему? (Степь - открытое место. Высоких растений нет.) Слайды 23 - 24

Живут в степной зоне и пресмыкающиеся - ящерицы, степные гадюки.

- Какие ещё животные встречаются в степи, посмотрите в дидактическом материале. (Тарантул, стрепет, степной лунь, степной жаворонок, сурок, степная кошка, кулан.)

- Окрас у степных животных часто под цвет растительности. Почему? (Чтобы хищники их не заметили.)

IV. Закрепление изученного материала.

- А теперь проверим, как вы усвоили природную зону степей. Поработаем в тетрадях. (Задания 2, 5, 7.)

V. Подведение итогов урока.

- Вот и закончилось путешествие по бескрайним просторам степей. О чём вы узнали? (Где расположена зона степей, какова природа степи, познакомились с её экологическими проблемами, узнали о том, как сберечь растения и животных этой природной зоны.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Конспект открытого урока

Урок провел учитель начальных классов

Эбубекирова Алиме Асановна

Дата проведения: 11 ноября 2015 г.

Симферополь 2015 г.

Тема. Зона степей. Царство тепла и сухих ветров. Жизнь в степи.

Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.
Развивать учебно-познавательные компетенции: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, наблюдать, рассуждать, делать выводы сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений; ценностно-смысловые компетенции: связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир;

Информационные компетенции: работать с картой, атласом.
Воспитывать бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты.
Ход урока:
I . Организационный момент.
- Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие. В пути мы узнаем много интересного.
Интересное занятие сегодня у нас,
К нему готовился каждый из нас.
Чтоб победить, надо многое знать,
Придётся всем думать и рассуждать.
Вам, я думаю, всё по плечу,
И знаю, что каждого ждёт свой успех,
А я, как всегда, болею за всех!

- Мы продолжим путешествие по природным зонам нашей страны. В ходе наших исследований мы познакомились с тремя зонами России. Назовите зоны в порядке их изучения.

- Как вы думаете, почему изучение природных зон начинается с самой северной зоны – зоны Арктики? (Чтобы проследить взаимосвязь живой природы от положения солнца, сравнивая с более южными зонами.)

II . Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа по тестам.

1. Природная зона лесов состоит из …

б) трёх частей

2.Самую большую территорию занимают…

а) смешанные леса

б) широколиственные леса

в) хвойные леса

3. В Красную книгу занесены животные лесной полосы:

а) овцебык, морж, розовая чайка

б) краснозобая казарка, кречет, стерх

в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.

4. В тайге растут…

а) пихты, ели, лиственницы

б) дубы, сосны, ели

в) берёзы, липы, лиственницы

5. Экологические проблемы лесной зоны связаны…

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой

б) с неблагоприятными погодными условиями

в) с участившимися лесными пожарами

- А сейчас оцените себя. (Дети проверяют свою работу, сверяя с верными ответами, записанными на доске, ставят отметку.)

III . Работа над темой.

- Наше путешествие продолжается. Попробуйте догадаться, в какую зону мы направляемся.

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор.

Слайд 1

(Это степная зона России.)

- Верно, дорога нас зовёт в бескрайние степи или в зону степей.

- Поработаем в парах. Я покажу на карте зону степей, а вы, работая в парах, попробуйте выполнить следующие задания:

1. Расскажите, где расположена зона степей.

2. Сравните площадь зоны степей с площадью зоны тундры, зоны лесов.

3. Подумайте, какой климат в степной зоне.

(Заслушиваются ответы детей.)

- Молодцы! Справились с заданием. Подведём итог вашей работе.

Слайд 2

- Зона степей расположена южнее зоны лесов. Она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона. Она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику (показать на карте).

Ученик 1: Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20, -30 градусов.

Слайд 3

Весна короткая, с большим количеством влаги в почве. Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов.

Слайд 4

Там очень тёплое, продолжительное, засушливое лето. В июле +22 - +25 градусов, жара может достигать до 40 градусов.

Слайд 5

Часто дуют горячие сухие ветры – суховеи.

Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется.

Слайд 6

- Почвы в зоне степей очень плодородные.

Слайды 7 – 8

Здесь растут разнообразные травянистые растения. Некоторые из них – тюльпаны, ирисы – цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. В этом проявляется их приспособленность к жизни в степи. Но вскоре их надземные части отмирают, а в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ.

Слайд 9

Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Их листья узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю, чтобы добывать влагу.

- Какие ещё растения можно увидеть в степи? Посмотрите в дидактический материал. (Житняк, тонконог, шафран, эстрагон, тысячелистник, перекати-поле.)

- Вспомните, в какое время года в степи расцветает много цветов? (Весной.)

- Почему? (Достаточно тепла, влаги.)

Слайд 10

- Почему в степях плодородные почвы? (В степи растут травы. Каждый год их отмирающие стебли и листья увеличивают плодородный слой.)

Слайды 11

- Почему нет деревьев? (Влага отсутствует.)

- Деревья только около водоёмов.

- А сейчас узнаем о животных степи.

Слайды 12 – 13 – 14

- В степях живёт множество насекомых: кобылки, кузнечики, бабочки, пчёлы, шмели.

- Как различить кобылку и кузнечика? (Прочитайте об этом на с.114 (сверху).

Слайды 15 – 16 – 17 – 18

Растениями и насекомыми кормятся птицы: степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка, дрофа – одна из самых крупных птиц нашей страны. Дрофа довольно хорошо летает, но ещё лучше бегает на длинных сильных ногах.

Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. Как вы думаете, почему? (В степи почти нет деревьев, сплошной ковёр из травы.)

Слайды 21 – 22

В степной зоне много грызунов – сусликов, хомяков.

От жары и от хищников они могут спрятаться только в норах. Почему? (Степь – открытое место. Высоких растений нет.)

Слайды 23 – 24

Живут в степной зоне и пресмыкающиеся – ящерицы, степные гадюки.

- Какие ещё животные встречаются в степи, посмотрите в дидактическом материале. (Тарантул, стрепет, степной лунь, степной жаворонок, сурок, степная кошка, кулан.)

- Окрас у степных животных часто под цвет растительности. Почему? (Чтобы хищники их не заметили.)

IV . Закрепление изученного материала.

- А теперь проверим, как вы усвоили природную зону степей. Поработаем в тетрадях. (Задания 2, 5, 7.)

V . Подведение итогов урока.

- Вот и закончилось путешествие по бескрайним просторам степей. О чём вы узнали? (Где расположена зона степей, какова природа степи, познакомились с её экологическими проблемами, узнали о том, как сберечь растения и животных этой природной зоны.)


Природа

Доклад о ветре

Ветер — что это?

Мы знаем, что Солн­це греет Землю нерав­но­мер­но: в одном месте теп­лее, а в дру­гом – хо­лод­нее. Массы хо­лод­но­го воз­ду­ха пе­ре­ме­ща­ют­ся туда, где теп­лее, ведь там, где сол­неч­но­го тепла было боль­ше, воз­дух на­грел­ся, стал легче и под­нял­ся вверх. Пе­ре­ме­ще­ние над по­верх­но­стью земли теп­ло­го и хо­лод­но­го воз­ду­ха на­зы­ва­ет­ся вет­ром.

Дви­же­ние теп­ло­го и хо­лод­но­го воз­ду­ха на Земле бес­пре­рыв­но, потому и ветра дуют постоянно.

Чем боль­ше раз­ни­ца тем­пе­ра­тур в раз­лич­ных об­ла­стях зем­но­го шара, тем быст­рее пе­ре­ме­ща­ют­ся воз­душ­ные массы, тем силь­нее дует ветер. Для без­опас­но­сти жизни и об­лег­че­ния ве­де­ния хо­зяй­ства че­ло­ве­ку важно знать на­прав­ле­ние ветра. Если ветер дует из арк­ти­че­ской зоны, то при­но­сит холод, а если из эк­ва­то­ри­аль­ной – тепло.

Су­ще­ству­ет спе­ци­аль­ный при­бор, с по­мо­щью ко­то­ро­го опре­де­ля­ет­ся на­прав­ле­ние ветра – флю­гер.

На ме­тео­ро­ло­ги­че­ских стан­ци­ях за на­прав­ле­ни­ем ветра сле­дят с по­мо­щью флю­ге­ра, ко­то­рый уста­нав­ли­ва­ет­ся на вы­со­те 10 м. Он со­сто­ит из лег­кой ме­тал­ли­че­ской пла­сти­ны, ко­то­рая вра­ща­ет­ся во­круг своей оси в опре­де­лен­ную сто­ро­ну, ука­зы­ва­ю­щую на­прав­ле­ние ветра. Ветер по­лу­ча­ет на­зва­ние по той сто­роне света, от­ку­да он дует: с се­ве­ра – се­вер­ный, с юга – южный.

Для опре­де­ле­ния силы ветра тоже есть спе­ци­аль­ный при­бор – ане­мо­метр: чем силь­нее дует ветер, тем быст­рее кру­тит­ся вер­туш­ка при­бо­ра.

Разновидности ветра

Ветер бы­ва­ет раз­ной силы: сла­бый, уме­рен­ный, силь­ный.

  • Если ветер сла­бый, то на де­ре­вьях ка­ча­ют­ся толь­ко ли­стья.
  • Уме­рен­ный ветер по­ка­чи­ва­ет и ветви де­ре­вьев.
  • А силь­ный ветер гнет де­ре­вья, сры­ва­ет из ветви и вер­хуш­ки.

Роль ветра в жизни человека

Ветер – это яв­ле­ние при­ро­ды, но он очень по­мо­га­ет че­ло­ве­ку. Ветер гонит об­ла­ка над зем­лей, и в раз­ных ме­стах вы­па­да­ют дождь, снег, град. От го­ро­дов ветер уно­сит за­гряз­нен­ный воз­дух, а при­но­сит све­жий воз­дух с полей, лесов и лугов. Вы­су­ши­ва­ет до­ро­ги, на­ду­ва­ет па­ру­са ко­раб­лей, вра­ща­ет кры­лья вет­ря­ных мель­ниц, раз­но­сит се­ме­на и пыль­цу рас­те­ний.

Че­ло­век давно на­учил­ся ис­поль­зо­вать энер­гию ветра: вет­ря­ная мель­ни­ца – это при­мер пре­об­ра­зо­ва­ния энер­гии ветра в ме­ха­ни­че­скую энер­гию. Но сей­час хо­зяй­ствен­ная и бы­то­вая де­я­тель­ность че­ло­ве­ка тесно свя­за­на с элек­три­че­ством, по­это­му для по­лу­че­ния элек­три­че­ской энер­гии из энер­гии ветра был со­здан вет­ро­ге­не­ра­тор. Энер­гия ветра – это воз­об­нов­ля­е­мый вид энер­гии, так как она яв­ля­ет­ся след­стви­ем де­я­тель­но­сти Солн­ца. Вет­ро­энер­ге­ти­ка яв­ля­ет­ся бурно раз­ви­ва­ю­щей­ся от­рас­лью.

Виды сильных ветров

Но вре­ме­на­ми ветер до­сти­га­ет огром­ной силы, он на­зы­ва­ет­ся ура­га­ном. Такой ветер ло­ма­ет де­ре­вья, сно­сит крыши домов, об­ры­ва­ет про­во­да, под­ни­ма­ет вы­со­кие волны. Силь­ный ветер на море на­зы­ва­ет­ся штор­мо­вым.

Смерч или тор­на­до– чрез­вы­чай­но силь­ный ат­мо­сфер­ный вихрь, где ветер об­ра­ща­ет­ся во­круг оси по спи­ра­ли. При­ни­ма­ет форму стол­ба диа­мет­ром от де­сят­ков до несколь­ких сотен мет­ров и су­ще­ству­ет от несколь­ких минут до несколь­ких часов.

Наи­бо­лее часто (несколь­ко де­сят­ков слу­ча­ев в год) смер­чи на­блю­да­ют­ся в Аллее тор­на­до в США – в по­ло­се от се­вер­но­го Те­ха­са до Айовы. Здесь наи­бо­лее зна­чи­тель­на раз­ни­ца тем­пе­ра­тур между хо­лод­ны­ми и тёп­лы­ми воз­душ­ны­ми мас­са­ми. В Рос­сии смер­чи чаще на­блю­да­ют­ся в ев­ро­пей­ской части, осо­бен­но в цен­траль­ной по­ло­се и на юге, од­на­ко не более 1-2 раз за несколь­ко лет. Серия смер­чей в ав­гу­сте 2002 года в рай­оне Но­во­рос­сий­ска вы­зва­ла ги­бель около 60 че­ло­век и на­нес­ла зна­чи­тель­ный ма­те­ри­аль­ный ущерб.

Буран – это силь­ный ветер с боль­шим ко­ли­че­ством снеж­ных масс, со­про­вож­да­ю­щий­ся пло­хой ви­ди­мо­стью на до­ро­гах и на любой дру­гой мест­но­сти.

Су­хо­вей – ветер с вы­со­кой тем­пе­ра­ту­рой и низ­кой от­но­си­тель­ной влаж­но­стью воз­ду­ха в сте­пях, по­лу­пу­сты­нях и пу­сты­нях.

Этот доклад о ветрах могут использовать ученика 3, 4 , 5 класса.

Учебник: Плешаков А.А.Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч. 1 / А.АПлешаков, Е.А. Крючкова. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2015.

Тема урока : Зона степей.

Тип урока: Комбинированный

Цель : формирование у учащихся представления о природной зоне степей.

- ознакомить с географическим положением зоны степей, её климатическими особенностями, животным и растительным миром, деятельностью людей, живущих в этой зоне и экологическая ситуация;

- развивать логическое мышление (анализ, сравнение, поиск соответствия, выводы и умозаключения), речь и память;

- формировать навык осмысленного чтения, поиска ответа на вопрос в тексте.

Планируемые результаты :

Познавательные: проверять информацию, находить информацию в учебниках, наглядных пособиях, при просмотре видеофильмов научного содержания.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Личностные – способность к самооценке своих действий и поступков.

Оборудование : Интерактивная доска ActivBoard Prometei с системой голосования ActiVote (только для теста), можно заменить проектором с экраном и колонками, учебник, Карта климатических зон России, карточки для парной, групповой и индивидуальной работы (Приложение 4, 5)

1. Организационный этап.

Учитель : Прозвенел уже звонок.

Куда мы с вами попадём –

Узнаете вы скоро.

- Проверьте, есть ли у Вас на парте дневник, учебник, пенал. Если все готово, тихонечко садитесь.

Учащиеся: Настраиваются на урок, проверяют наличие необходимых школьных принадлежностей.

2. Актуализация знаний.

1) Мотивация (Просмотр мультфильма ПРИЛОЖЕНИЕ2)

Учитель: - Посмотрите небольшой мультфильм и подумайте, зачем я его вам показала.

Учащиеся: смотрят фильм.

Учитель: - Какие мысли появились при просмотре мультфильма?

Учащиеся: Делятся мыслями об экологическом содержании фильма.

Учитель : - Какое отношение он имеет к материалу наших уроков?

2) Тестирование (тест ПРИЛОЖЕНИЕ3, Слайд 2 ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Учитель: - Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока, как закрепили полученные знания дома.

Учащиеся: Выполняют задания теста, отправляя ответ при помощи пульта для голосования.

Учитель: - Оцените себя (учитель выводит на экран результаты теста – учащиеся сами себя оценивают по критериям на слайде ).

Учащиеся: Оценивают себя по заданным критериям.

3. Самоопределение к деятельности

Работа в паре (Карточки с кроссвордом ПРИЛОЖЕНИЕ 4; Слайды 3-4 ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Учитель: - Мы побывали в зоне Лесов и движемся дальше на юг. Объединитесь в пару с соседом по парте и разгадайте кроссворд. В выделенных клетках появится тема нашего урока.

Учащиеся: Решают кроссворд на карточке в паре.

Учитель: - Проверим вашу работу.

Учащиеся: Отвечая по руке, проверяют решение кроссворда.

Учитель: - Итак, тема урока.. .

Учащиеся: - Зона степей.

Учитель: - Дополните предложения на слайде, формулируя цель и задачи урока.

Учащиеся: Цель – изучение особенностей степей. Задачи: Выяснить, где на карте расположена зона степей. Определить климатические особенности степей. Узнать, какие растения и животные населяют зону степей. Узнать о роли человека в степи.

4. Работа по теме

а) География и климат степей

Индивидуально-фронтальная работа (карточка ПРИЛОЖЕНИЕ6 , видеофайл ПРИЛОЖЕНИЕ 5, Слайд 5 ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Учитель: - Ознакомьтесь с текстом на карточке. После просмотра фильма, вы впишете в него пропущенные слова.

Учащиеся: Знакомятся с текстом, в который надо вставить пропущенные слова. Смотрят видео. Вписывают пропущенные слова.

Учащиеся: З накомятся с информацией по теме в учебнике. Выполняют самопроверку.

Учитель: - Правильно ли я поняла, что зона степей расположена южнее зоны лесов. Найдите ее на карте в учебнике с.72-73.

- Каким цветом обозначена? Что за зона расположена между зоной лесов и степями?

Учащиеся: отвечают на вопросы. Находят карту в учебнике. Двое учащихся по выбору учителя показывают зону лесостепи и степи на большой карте у доски.

Учитель: - Итак, мы узнали, что степь – сухая зона. Что весной здесь тепло и влажно, а летом сухо и жарко. Дожди бывают редко, но дуют ветры – суховеи и бывают пыльные бури. Здесь не растут деревья, но плодородная почва – Чернозем.

б) Растения степи

Групповая работа (Задания в ПРИЛОЖЕНИЕ7, слайд6 ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Учитель: - Поговорим о степных растениях. Вы уже многое знаете о степи.

- Какие растения: травянистые, деревья или кусты образуют покров степной зоны? Как вы думаете, почему?

Учащиеся: - Травянистые растения. Деревьям нужно тепло и много влаги. Тепло в степи есть, а влаги мало.

Учитель: - Каким образом некоторые растения приспособились к климату, вы расскажете после работы в группах.

Учащиеся: Работают в группах по инструкции, после чего отчитываются о проделанной работе.

Учитель: - Итак, некоторые растения, например ирис и тюльпан, цветут только весной, остальное время, спасаясь от жары, наземная часть исчезает, а в земле остается запас питательных веществ растения в виде луковицы. Другие же растения, ковыль и типчак, не боятся засухи благодаря узким листьям и толстой оболочке, не позволяющим испарятся влаге.

Физкультминутка:

Учитель: Я буду называть признак какой-либо природной зоны. Если признак характеризует Арктику – вы прыгаете, чтобы согреться (1 раз), если признак тундры – присядете, как будто собираете бруснику, если признак леса – взмах руками над головой (как крыльями), если я говорю про степь повернитесь вокруг себя, как будто осматриваете широкий простор.

Итак, там почти не образуется почва ( прыгают ), там живет белый медведь ( прыгают ), из-за вечной мерзлоты и холода там много болот и озёр ( присели ), эта зона занимает наибольшую часть России ( взмах руками ), там водятся лемминги ( присели) , бывают суховеи ( повернулись ) и т.д.

в) Животные степи

Беседа, рассказ и игра (слайды 7-10 ПРИЛОЖЕНИЕ1, Игра ПРИЛОЖЕНИЕ8)

Учитель: - Напомните, какие растения преобладают в степи.

Учащиеся: - Травянистые.

Учитель: - Какие животные в большом количестве обитают в траве?

Учащиеся: - Насекомые.

Учитель: В степи, действительно обитает много насекомых, которые питаются разными частями растений (бабочка и шмель) или же другими насекомыми (кузнечик (степная дыбка) и кобылка). Обитают тут и муравьи, термиты.

Обитают здесь так же травоядные и насекомоядные животные. Предположите, о ком я говорю?

Учащиеся: Птицы

Учитель: Конечно, это насекомоядные и травоядные птицы: дрофа, серая куропатка. Птицы вьют гнезда на земле. Почему?

Учащиеся: Б ольше негде, деревьев и кустов нет.

Учитель: Все жители степи - некрупные животные, вынужденные держаться ближе к земле. Грызуны (суслики, хомяк) делают норы для защиты от хищников, там же они хранят свои припасы. Животные степи приспособились к жизни в условиях засушливого климата, открытой местности. Например, сайгаки быстро бегают, спасаясь от хищников, некоторые животные имеют маскировочный окрас. Одни животные (сурки, черепахи, ящерицы) в период бескормицы впадают в спячку, а другие улетают в теплые края.

Учащиеся: слушают рассказ учителя. Рассматривают картинки на слайдах и в учебнике.

Учитель: - Полученные знания используем в игре. Во время игры можно пользоваться учебником с.112-113.

Учащиеся: Играют в игру. Находят лишнее животное – белка-летяга

г) Роль человека в степи

Учитель: - Нам с вами осталось поговорить о роли человека в зоне степей. На слайде вы видите три слова. Обсудите с соседом, какие занятия человека я зашифровала этими словами.

Учащиеся: Обсуждают. Высказывают предположения.

Учитель: Под травами образовались почвы, богатые чернозёмом. Черноземные почвы, теплое солнечное лето позволяют выращивать ценнейшие культурные растения. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу и подсолнечник. Большие площади заняты бахчами, огородами, садами. Население занимается так же разведением скота: коров, овец, свиней, снабжая молочными т мясными продуктами разные районы страны.

Как вы думаете, развитое сельское хозяйство – это хорошо или плохо?

Учащиеся : Высказывают мысли.

Учитель: Развитое сельское хозяйство, это, безусловно, замечательно. Это пища, это одежда для людей, но при неумеренном использовании природных ресурсов появляются масштабные экологические проблемы. Подумайте, какие экологические проблемы выражены этими знаками (на слайде).

Учащиеся: Распашка степей, выпас скота, истребление браконьерами птиц.

Учитель: Многим птицам, растениям степи грозит исчезновение. Вы правильно назвали главные причины: неумеренная распашка степей под поля, неумеренный выпас скота, приводящий к разрушению почв, браконьерство. На данный момент в Красную книгу внесены животные: журавль-красавка, дрофа, кузнечик степная-дыбка и растение тонколистый пион. Некоторые участки степей охраняются в заповедниках Ростовский, Оренбургский. Охота на редких животных запрещена.

5. Закрепление

а) Составление пищевых цепей

Работа в группах (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)

Учитель: - Составьте из данных картинок пищевые цепи, характерные для степи. Какие цепи получились?

Ученики: Совещаются, затем рассказывают, что получилось. Например: тюльпан – крот - степной волк; типчак – кузнечик – жаворонок – орел; ковыль – суслик – гадюка.

Фронтальная работа (ПРИЛОЖЕНИЕ 10)

Учитель: Полученные в ходе урока знания вы можете применить при решении теста.

Ученики: решают совместно тест, по очереди выходя к доске.

6. Домашнее задание

7. Итог и рефлексия

Учитель: - Итак, какую тему изучали? Какие задачи ставили? Что успели? Что не успели?

Ученики: отвечают на вопросы.

Ученики: Выполняют задание, проверяют себя, принимают участие в обсуждении ошибок.

Учитель: Спасибо за работу. Урок окончен.

Список использованные источников:

2. Плешаков А.А.Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч. 1 / А.АПлешаков, Е.А. Крючкова. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2015.

3. Плешаков А.А., Крючкова Е.В. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобраз учреждений. В 2-х ч. Ч.1.М: Просвещение, 2014.

4. Для презентации использованы картинки поисковой системы Яндекс.

6. Контрольно измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс / Сост. И.Ф. Яценко. – 11-е изд. – М.: ВАКО, 2018.

Основное приложение. Используется в качестве наглядности в течение всех этапов урока.

Фильм используется на этапе актуализации знания для плавного вхождения учащихся в рабочее настроение, как атмосферный мотивирующий момент, как связь данного урока с предыдущим.

На каждой странице с вопросом учитель запускает голосование, дети отвечают на вопрос нажатием соответствующей кнопки на пульте. После ответа на последний вопрос учитель сохраняет результаты учащихся в формате Exsell. При открытии сохраненного документа дети сами могут себя оценить по данным критериям на слайде презентации.

Читайте также: