Доклад на тему дифференцированный подход в обучении детей с овз

Обновлено: 06.07.2024

Личностно - ориентированный подход - главная идея в программе гуманизации современного образования. Важным аспектом реализации этой стратегии является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Умелое применение приёмов и способов внутренней и внешней дифференциации делает педагогический процесс природосообразным – в максимальной степени адекватным своеобразию индивидуальной природы личности учащегося и в значительной мере содействующим формированию его неповторимых черт и качеств.

Индивидуализация обучения вызывается тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков. Учащиеся, собранные вместе только по возрастному принципу без учета их индивидуальных способностей не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний. Одни ученики с трудом усваивают программный материал, более сильные ученики вынуждены работать не в полную силу, так как быстро справляются с заданиями и им неинтересно, что ведет неуспеваемости. Задача - достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть достигнута только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.

Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на группы по показателям интеллектуально – личностного роста ребёнка., т.е. в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выраженная в объединении учащихся и различное построение процесса обучения в выделенных группах.

При организации дифференцированного обучения я делила детей на три группы. Первая группа - это учащиеся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости, работоспособности. Во вторую группу входят учащиеся со средними показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособности, учебной мотивации, интересом. Третью группу составляют учащиеся с низким уровнем сформированности познавательного интереса и низким уровнем мотивации к учению, низкими показателями успеваемости по предмету.

Наибольших усилий требует работа с учащимися третьей группы. Учащиеся этой группы испытывают значительные трудности в усвоении программного материала. К этим учащимся осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход в обучении. Успешное продвижение этих детей требует иного темпа усвоения учебной программы, глубоко индивидуального подхода. Для П. М. и Ш. Д. по письму и развитию речи, для Ш. Д. по математике были разработаны мной индивидуальные планы обучения.

В своей работе использую разные способы дифференциации учебных заданий по уровню сложности (применение знаний и умений в новой незнакомой ситуации, осуществление сложных мыслительные действия), по объёму учебного материала (обусловлено разным темпом работы). Дифференцированный подход можно использовать на различных этапах урока. Так, например, по математике при объяснении нового материала при изучении сложения двузначного числа с двузначным (42+23) учащиеся первой группы сразу после объяснения не пользовались счетными палочками (пучки палочек и отдельные палочки), а производили вычисления, опираясь только на запись примера. Ученики второй группы соединяли одной дугой десятки слагаемых, а другой дугой – единицы. Учащиеся третьей группы несколько уроков перекладывали палочки, а затем рисовали дуги.

Наиболее широко дифференцированный подход использую во время самостоятельных работ, выполнения заданий на закрепление изученного материала: варьирирую объем заданий, степень сложности и различные виды помощи. Например, объясняю на образце решение примеров со скобками. Ученики первой группы далее работают самостоятельно, ученики второй группы по одному примеру прорешивают с объяснением у доски, далее работают самостоятельно, ученики третьей группы несколько уроков решают с подробным объяснением.


К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:

с нарушением слуха;

с нарушением зрения;

с тяжелыми нарушениями речи;

с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

с задержкой психического развития;

с нарушением интеллекта;

а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).

В число детей с ограниченными возможностями здоровья входят и дети – инвалиды.

В России создана достаточно широкая дифференцированная сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственной отсталостью.

Дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ

Для эффективной работы, а также подбора адекватных способов и приёмов педагогического воздействия, понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, преподавателю необходимо знать особенности психической деятельности умственно отсталых обучающихся.

В настоящее время можно видеть признаки несоответствия между уровнем обучения значительной части выпускников коррекционных учредений и растущими требованиями к подготовленности рабочих массовых профессий. Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение простых видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определенные трудности в адаптации лиц, окончивших коррекционные школы. Эти трудности имеют тенденцию к нарастанию.

С другой стороны, еще в должной мере при обучении умственно отсталых детей не используются имеющиеся большие резервы совершенствования учебно-воспитательной работы.

Для коренного решения этой проблемы должна быть поднята на значительно более высокую ступень организация дифференцированного и индивидуального подхода.

Дифференцированный подход в обучении учащихся имеет немаловажное значение. Это связано с тем, что дети приходят в учреждение с разным уровнем подготовленности. Учебные мотивы, как правило, не сформированы, преобладают игровые. Период адаптации к школьной, студенческой жизни, к учебной и трудовой деятельности у них протекает очень медленно и по-разному. В начальном периоде обучения всем детям свойствен очень низкий уровень самостоятельности, все они нуждаются в помощи преподавателя. Результаты выполнения ими заданий нередко зависят от незначительных факторов (ребенок хочет домой, его обидели). Поэтому один и тот же ученик может по-разному выполнять одинаковые по сложности задания.

Основной целью и задачей учреждения – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться и обрести устойчивость.

Чтобы добиться этой цели, нужно использовать средство для развития личности обучающегося, способствующее успешному усвоению каждым ребенком учебной программы, динамичную систему, групповой и индивидуальной работы учащихся – дифференцированный подход в обучении.

Задача преподавателя – помочь ребенку раскрыть свою индивидуальность, использовать для достижения этого эффективные средства и не забывать, что :

1) любой труд интересен, если он разнообразен;

2) чем больше новое связано с изученным ранее, тем легче оно усваивается;

3) чем чаще мы проверяем и оцениваем труд обучающегося, тем интереснее ему работать;

4) урок будет интересен, если ярко и эмоционально подан материал;

5) необходимо знать индивидуальные особенности личности обучающихся

Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребенка, ее развитие посредством образования. Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка.

• Дифференцированное обучение – это:

1) форма организации учебного процесса, при котором преподаватель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференцированное обучение – это технология обучения в одной группе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.

Дифференцированное обучение – это не разделение детей на группы по уровням, а технология обучения в одной группе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности обучающегося как индивидуальности.

Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым обучающимся. Однако процесс усвоения знаний может быть одинаков, совпадать у детей данной группы. Можно выявить общее в индивидуальном развитии детей в процессе обучения. Общее может характеризовать уровень развития детей, сходство в мотивах деятельности и поведении. Обычно таким общим уровнем обладают дети одинакового возраста. Поэтому знание общих психологических особенностей детей данной группы, данного возраста обеспечивает в обучении возможность понимания учебного материала каждым учеником.

Основными способами изучения индивидуальных особенностей обучающихся являются планомерные систематические наблюдения за ребенком, индивидуальные и групповые беседы на намеченную тему. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и опираться на его индивидуальные качества.

Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности обучающегося учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своей группе. В этом случае понятие дифференциации сходно с понятием индивидуализации обучения.

При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности объединяются специально в учебные группы. По некоторым индивидуальным признакам: по способностям (или неспособностям), по проектируемой профессии, по интересам.

Дети различаются уровнем подготовленности обучаемостью к рациональному мышлению, вниманием, свойством памяти и многое другое. Разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, она требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания. В работе на разноуровневом обучении приходится сталкиваться с проблемой отбора учащихся в группы.

Дифференцированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он обозначает действенное внимание к каждому обучающемуся, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого обучающегося.

Успешно развивается познавательная активность интеллектуальная деятельность каждого ребенка с учётом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности обучающегося и созданы оптимальные условия для развития способностей.


-75%

Ольга Арсентьева
Дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ.

Психофизиологические особенности воспитанников, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого воспитанника или группы детей неодинаковых условий обучения.

Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение?

Дифференциация в современном понимании — это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников. Такой подход позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи.

Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения.

В условиях целенаправленного процесса обучения дифференцированный подход к дошкольникам реализуется на занятиях в разумной дифференциации заданий, постановок перед детьми посильных задач, где посильность и легкость отнюдь не тождественные понятия. Это посильное задания, упражнения, предлагаемые с учетом уровня знаний, умений и навыков дошкольников и предполагающее последовательное усложнение познавательных задач. Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у разных дошкольников не одинаков. Главная задача педагога – сократить его у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных.

В дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни по реализации данного принципа, поскольку сама проблема дифференцированного подхода в обучении носит творческий характер. Необходимость реализации дифференцированного подхода в обучении связана с объективно существующими противоречиями между общими для всех дошкольников целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка. Между фронтальным изложением материала педагогом и индивидуальными особенностями восприятия, памяти, интересов, определяющими индивидуальный характер освоения материала конкретным ребенком.

Шевченко С. Г. говорит о том, что процесс обучения детей с ЗПР должен строиться на основе личностно-ориентированного и дифференцированного подхода при реализации коррекционно-образовательных и воспитательных задач., 2001). Одним из наиболее важных принципов построения педагогического процесса с детьми с ЗПР является принцип дифференцированного подхода. Необходимо реализовать потенциальные возможности каждого ребенка, обеспечить полноценное развитие личности.

Дети с ЗПР требуют особой формы учебной деятельности. Это обусловлено тем, что для детей с ЗПР с нарушениями познавательной деятельности характерна церебрастения, проявляющаяся в повышенной истощаемости, что не позволяет интенсифицировать учебный процесс. Присущие детям дефекты памяти требуют использования специальных приемов, способствующих лучшему запечатлению и направленному воспроизведению приобретаемых знаний. Значительного времени требует развитие мышления и речи. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала.

Дифференцированный подход к детям во время занятий осуществляется за счет:

• дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;

• индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др. ;

• введения специальных видов помощи, а именно:

- зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания,

- речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах - дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);

- совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки,

- введение элементов программированного обучения и т. д.

Использование дифференцированного подхода в обучении детей с ЗПР строится таким образом, что все дети группы по итогам диагностических исследований делятся на 2 подгруппы по актуальному уровню развития. И все занятия проводятся по подгруппам, для каждой из которых планируются определенные задачи на каждое занятие.

Коррекционные занятия с учетом дифференцированного подхода отличаются рядом особенностей:

• усиление роли практической направленности изучаемого материала (процесс получения знаний основан на выполнении определенных действий, все знания, полученные на занятиях сразу закрепляются в деятельности).

• опора на жизненный опыт ребенка.

• опора на сохранные функции анализаторов при изучении нового материала (с учетом нейропсихологии).

• соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности (каждый материал на занятии рассматривается с точки зрения необходимости для ребенка и в дальнейшем закрепляется в опыте самого ребенка).

• обязательное создание доброжелательной атмосферы, не допускающей критики и упреков, закреплении ситуации успеха.

• обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации любой деятельности.

• постепенное усложнение заданий для каждого ребёнка, поощрение любой инициативы в деятельности.

На занятиях задачи ( образовательные: обогащение знаний о себе и окружающей действительности, коррекционно-развивающие: повышение уровня интеллекта, развитие памяти и внимания, развитие всех видов восприятия, мелкой моторики и т. д.) решаются с применение индивидуально-дифференцированного подхода. При одном общем задании могут совпадать цели, но способы выполнения могут быть различными в зависимости от нарушений в развитии ребенка. В процессе одного занятия для каждой подгруппы одна и та же цель достигается разными приемами и методами.

К каждому ребенку подгруппы требования предъявляются с учетом его актуального уровня развития и зоны ближайшего развития, уровнем нейропсихологического развития (например, если одному ребенку достаточно словесной инструкции, то другой нуждается в сопроводительном показе, или иногда для конкретного ребенка заканчивается занятие раньше запланированного, если заметно, что ребенок сильно утомлен).

На каждое занятие материал подбирается с учетом особенностей детей подгруппы и распределяется на занятии на полисенсорной основе, т. е. процесс освоения учебного материала детьми строится так, чтобы постоянно была опора на все группы анализаторов и материал для перцептивных действий.

Для каждого подгруппового занятия должны подбираться материалы с разным уровнем сложности (контурные изображения для раскрашивания, наложенные изображения (с 2, 3 или 4 предметами, шнуровка с разными по величине и количеству отверстий, наборы для группировки с разным количеством групп предметов или с разным количеством предметов и т. д.

Такой подход к занятиям позволяет поддерживать стойкий познавательный интерес у детей и повышает результативность коррекции.

В заключении можно сделать вывод, что применение дифференцированного подхода в коррекционно-развивающем обучении позволяет вести целенаправленную работу по коррекции задержки психического развития у детей в условиях компенсирующего дошкольного учреждения.

- Большая Советская Энциклопедия. Т. 18. — М. : Сов. энцикл., 1976.

- Аркин Е. А. Вопросы советского дошкольного воспитания. М. ,1950 г.

-Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М. ,1999, Изд-во УРАО.

- Борякова Н. Ю. Ступеньки развития// Ранняя диагностика и коррекция задержки.

- Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.

- Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

- Дети с отклонениями в развитии/Под ред. Певзнер М. С. М., 1996.

- Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной М., 1984.

- Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропаталогия и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1980.

Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Использование дифференцированного подхода при обучении детей с ОВЗ. Презентация на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Использование дифференцированного подхода при обучении детей с ОВЗ Шаргородская Л.В., к.п.н. ст. преподаватель кафедры олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики ИСОиКР МГПУ

Основные трудности при групповой форме обучения детей с ОВЗ Разный уровень интеллектуального развития Качественно разные познавательные стратегии Разный уровень освоения учебных навыков учащимися Индивидуальные эмоционально-волевые особенности

Распределение учащихся коррекционного класса по уровню интеллектуального развития на начало школьного обучения

Индивидуальный (индивидуально-ориентированный) подход предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения всестороннего ее развития учет личности ребенка и социальных факторов его развития учет состояния его высших психических функций

Необходимые условия при организации группового обучения детей с ОВЗ Наличие команды специалистов, осуществляющих коррекционную помощь учащимся Развёрнутая диагностика познавательной и эмоционально-волевой сферы Наличие индивидуальной адаптированной образовательной программы (АОП). Малокомплектный класс и/или наличие тьютора

Основные задачи Поддержание работоспособности и обеспечение адекватного восстановления сил Развитие познавательной сферы Развитие эмоционально-волевой сферы, в том числе учебной мотивации Формирование и развитие учебных навыков

Приёмы организации учебного процесса Структурирование времени Структурирование пространства класса Использование игровых приёмов Физкультминутки, дежурство по классу Опора на собственные интересы ребенка Включение в уроки предметной деятельности Предъявление плана действий в наглядной форме Использование наглядных опор и др. способы привлекать разные сенсорные модальности

Структурирование времени Составление наглядного расписания Стереотипное начало и окончание уроков, учебного дня Использование определенных предметов или событий для маркировки времени (например, песочных часов)

Структурирование пространства класса Четкое зонирование классного помещения Закрепление рабочего места за конкретным ребенком Определение правил по использованию классного помещения (например, нельзя бегать и играть в классе, а только в игровой комнате)

Использование игровых приемов * разрешение играть за партой после выполнения задания использование театрализованных действий на уроке включение дидактических игр в ход урока предъявление заданий в игровой форме

Опора на собственные интересы ребенка использование рисования на уроках чтения, русского языка и др. разрешение нумеровать задания, строчки, слова (если любит цифры) ребенок проверка на калькуляторе просчитанных вручную примеров использование компьютера и интерактивной доски и т.д.

Использование наглядных опор использование наглядных расписаний (уроков, заданий) использование картинок, карточек и предметов в качестве учебного материала использование справочных материалов, алгоритмов решений использование наглядных настенных материалов И др.

Разноуровневые задания Общая деятельность, в которой у каждого ученика своя роль. Внешне схожие задания с разными уровнем сложности; Сходные задания с разной долей помощи педагога; Сходные задания, выполняемые с применением вспомогательных средств или на общих условиях; Разные формы ответа на одно задание. Сходные задания разного объёма; Сходные заданиях на разном материале (в соответствии с интересами ребёнка).

Читайте также: