Доклад на тему дидактические игры в начальной школе

Обновлено: 25.04.2024

В данном материале раскрывается роль игровых технологий на уроках в первом классе, приводятся примеры различных игр. К докладу прилагается презентация.

Содержимое публикации

Доклад

«Применение игровых технологий

на уроках в начальной школе

Подготовила учитель начальных классов

В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

Р - результативно, разумно;

Игровая технология – это, действительно, интересно, грандиозно, результативно и актуально. И я своим выступлением попробую вам это доказать.

Игра с самого рождения малыша является неотъемлемой частью его полноценного всестороннего развития. Но часто в учебных учреждениях забывают о важной роли игровой деятельности , тем самым нарушая естественное развитие ребенка. Как следствие, исчезает мотивация ученика к познанию, а иногда происходит и полное отторжение процесса образования. Особенно остро стоит вопрос о применении игровой технологии в образовательном процессе учеников первого класса. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Связано это с тем, что начальная школа - новый этап в жизни детей: из детского сада - в школу, в мир учителей, новых предметов, учебников. Задача учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия. Игровая деятельность способствует не только лучшему усвоению материала, но и мотивирует учеников к дальнейшим познавательным действиям. В современной педагогике существуют интересные разработки игровых технологий. На сегодняшний день представлен широкий выбор развивающих и дидактических игр. Существуют они как в натуральном виде, так и в электронном. Учителю несложно подобрать занимательные задания для учеников, используя современные технологии.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Чтобы использовать игровые технологии на уроке, педагогу необходимо знать и уметь подобрать педагогическую игру.

Педагогические игры имеют следующую классификацию:

1. По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.
2. По характеру педагогического процесса:

-обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.

3. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Вот лишь важнейшие из предлагаемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

4. По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные, уличные, на местности.

5. Также важна классификационная модель по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры, её возьмем как основную:

- игры для изучения нового материала;

- игры для закрепления;

- игры для проверки знаний;

- релаксационные игры – паузы (физминутки)

6. При планировании педагогической работы в определенных случаях важно разделять игры по количеству участников на: групповые, индивидуальные, диалоговые (парные), массовые.

Создать игровую ситуацию помогает и включение в планы уроков следующие этапы – станции:

Сосчитайка.Устный или письменный фронтальный счет.

Отвечайка или Повторяйка. Дети дублируют друг друга при проверке знаний по изученным темам.

Помогайка.Работа в паре.

Думайка. Решение задач по выбору, по вариантам.

Соображайка. Опережение, задачи повышенной трудности.

Знайка.Изучение нового материала.

Поиграйка.Математические игры.

Выбирайка. При закреплении материала дети выбирают предложенные задачи.

Нравятся детям сюжетно – ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся. Перед игрой обязательно рассказывается ее сюжет, распределяются роли, ставятся познавательные задачи, готовится оборудование, делаются записи на доске. В игре в той или иной роли должен участвовать каждый ученик. Если у доски работают несколько учеников, то все остальные выполняют роль контролеров, судей, консультантов.

На уроках технологии имеют место предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока.

Организатором игр на уроке является учитель. От его мастерства, от его знаний зависит активность учащихся на уроке. Очень важно сделать урок маленьким открытием в познании. Игра – это яркий и эмоциональный праздник. В организации игры все должно быть продумано до мелочей. Учитель должен выбрать игру, соответствующую программному содержанию и четко представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил и ход игры.

2) доступность для учащихся данного возраста.

3) умеренность в использовании игр на уроках (важно не заиграться).

Выработаны определенные принципы проведения игры:

1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий

2. При выборе правил игры, учитываются особенности детей;

3. Игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации;

4. Обязательно подводить итоги игры и выявлять победителя;

5. Мыслительные операции в игре должны быть дозированными.

Игра может проводиться на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Важно подбирать игры на разные виды деятельности – исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре продумывается и характер управления игрой. С этой целью следует использовать средства обратной связи:

Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактикуК.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.

Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии учитель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьей стадии роль учителя заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач. Таким образом, дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики. Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к происходящему на уроке.

Вывод: таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения. В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученика и учителя. Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему адаптации первоклассников к школе.

ЛИТЕРАТУРА

ФГОС. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.Просвещение. 2010.

Асмолов А.Г. Системно деятельный подход к разработке стандартов нового поколения ФГОС. Публикации. 2010.

Бобровская Т.П. Урок математики в системе развивающего обучения // Начальная школа. 2010. № 12. с.25.

Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика – Пресс, 1996 . 671с.

Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальной школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.

8. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М., РПА, 2006.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача учителей, работающих с детьми младшего школьного возраста – помочь детям усвоить программный материал и в то же время сохранить им детство. При поступлении ребёнка в школу характер его деятельности резко меняется. Игра отодвигается учёбой на второй план. И первоклассник, который желал учиться, вдруг говорит родителям, что теперь он не хочет идти в школу. Что же произошло? Одна из основных причин – это несформированность интеллектуальных навыков, отсутствие психологической готовности ребёнка к процессу обучения. Поэтому вовлекать его в учебный процесс надо с помощью знакомой и интересной для ребёнка деятельности, т.е. с помощью игры. Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Необходимо поддерживать интерес ребёнка к учёбе и к школе вообще, не повторять, что учёба – это его святая обязанность. Лучше показать её увлекательные моменты и постепенно убеждать в её жизненной необходимости.

Дети младшего школьного возраста затрудняются сосредоточенно заниматься одной и той же деятельностью, если она теряет для них непосредственный интерес. Ребята легко запоминают то, что для них интересно, значимо, и с трудом усваивают то, что навевает на них скуку.

Наша задача сводится к тому, чтобы пробудить в каждом ребёнке тягу к познанию, сформировать нравственно-волевую готовность к учебной деятельности. И этого учитель может добиться в игровой деятельности с детьми на уроке.

Среди игровых приёмов определённое место занимают дидактические, или обучающие игры.

Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Проводя с детьми ту или иную игру, я наблюдаю на протяжении нескольких лет своей педагогической деятельности, что игровые задания способствуют развитию у детей смекалки, находчивости, сообразительности. Кроме того, многие игры требуют от учеников умения построить суждение, высказывание, свое умозаключение.

Уроки, проведенные в форме игры интересны, а дети на таких уроках воспитывают в себе умственные и волевые усилия – выдержку, умение соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива. Чтобы игра выполняла задачу художественного воспитания, я применяю на уроке яркие красочные рисунки, демонстрационный раздаточный материал.

Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока. Однако игра не должна быть самой главной на уроке, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:

• Правила игры должны быть простыми и понятными для детей, точно сформулированными.

• Материал дидактической игры должен быть посилен для всех детей.

• Дидактический материал должен быть прост по изготовлению, и по использованию.

• Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ученик.

• Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.

Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Особенно целесообразны дидактические игры на этапах повторения и закрепления. На уроке можно использовать индивидуальные, групповые или коллективные дидактические игры. Они могут быть также наглядными и словесными. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. На своих уроках я стараюсь использовать различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.

Выделяют следующие виды дидактических игр.

4. Игры-предложения "Что было бы …?" или "Что бы я сделал …", "Кем бы хотел быть и почему?". Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.

5. Игры-загадки. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Главной особенностью загадок является логическая задача. Детям нравятся игры-загадки. Они учат ребят сравнивать, припоминать, думать, догадываться.

6. Игры-беседы. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение.

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдаю, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма.

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является именно дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.

Такие игры мне помогают проследить за формированием орфографического навыка правописания слов с изученными орфограммами.

На уроках литературного чтения в своем классе я практикую следующие игры:

Моим детям очень нравятся викторины, так как они позволяют ребёнку ощутить дух соревнования.

Дидактические игры на уроках математики

На урок математики к нам приходят сказочные герои, которые испытывают трудности, а учащиеся им помогают. Вместе с ними учащиеся знакомятся с новыми терминами, закрепляют пройденный материал. Выполняют математические задания, отгадывают загадки, ребусы и т.д.

Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения материала. Дети с большим интересом включаются в урок, который проходит быстро, интересно и даёт хороший результат. На таких уроках царит хорошее настроение, а это залог хорошей работы.

Эту игру я использовала при изучении таблицы умножения и деления. Чтобы дети были более внимательными, я говорю, что в этой игре проверю, у кого глаз, как фотограф, т. е. кто сумеет сфотографировать таблицу (ученик должен запомнить её). Таблица даётся с ответами. Через 1 минуту ответы стираю и спрашиваю по порядку учеников, они воспроизводят таблицу в разбивку.

Ход игры: показываю рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа 16, 18. Каждому ряду даётся задание составить за определенное время (3минуты) как можно больше примеров с данным ответом на сложение. Первый ряд – с ответом 16, второй – с ответом – 18. Выигрывает тот ученик, которой больше и правильнее запишет выражения с данным ответом.

На уроках окружающего мира в начальных классах наиболее распространены такие виды дидактических игр, как:

1 – игры с предметами (игрушками, природным материалом).

В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

2 – словесные игры (кроссворды, викторины, загадки, ребусы).

На уроках мои ребята работают активнее и с интересом, когда я использую дидактические игры, и поэтому я стараюсь делать это чаще. Игра воспитывает желание и умение учиться, создает такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала.

Таким образом, использование дидактических игр в начальной школе необходимо, такие игры будут стимулом для детей в успешности обучения, сделают каждый урок долгожданным и желанным, а значит, будут способствовать повышению интереса к различным предметам и, как следствие, успеваемости.

Гост

ГОСТ

Дидактическая игра – это игра, основанная на наличии правил, требующих обязательного исполнения в ходе выполнения игрового действия и, направленная на активизацию познавательной сферы детей.

Дидактические игры находят активное применение в современном образовательном процессе. Более того, они выступают ведущим методов обучения дошкольников и применяются на этапе начального школьного обучения.

Дети младшего школьного возраста заинтересованы в игровой деятельности. Она продолжает занимать важное место в их жизни. Потому, процесс познания в начальной школе реализуется в игровой форме.

Цели и задачи использования дидактических игр в обучении младших школьников

Дидактические игры являются эффективным средством обучения детей младшего школьного возраста. Они позволяют устранить напряжение, неминуемо возникающее в ходе обручения, и стимулировать познавательные процессы ребенка данной возрастной категории.

Применение дидактических игр в образовательном процессе начальной школы прежде всего ориентировано на общее развитие учащихся и формирование у них универсальных учебных действий. Это является ведущей целью использования игр в системе начального школьного обучения. Достижение данной цели требует выполнения ряда задач, на достижение которых ориентированы дидактические игры. К ним относятся:

  1. Повышение уровня интеллектуального развития младшего школьника.
  2. Создание в образовательном процессе оптимальных условий для личностного развития каждого учащегося и активизации его интеллектуального потенциала.
  3. Упрощение протекания процесса адаптации учащихся к школьным условиям, учебной деятельности.
  4. Приобщение учащихся младших классов к общечеловеческим ценностям.
  5. Достижение максимально возможной реализации индивидуального образовательного подхода.
  6. Расширение знаний и представлений учащихся об окружающем мире, его объектах, процессах и явлениях.
  7. Формирование индивидуального опыта практической деятельности учащегося в разных ее направлениях.
  8. Превращение знаний учащихся в более устойчивые категории и их дифференциация.
  9. Эмоционально-психологическое развитие младших школьников, реализуемое через воздействие игровой деятельности на эмоциональную сферу ребенка, которая положительно сказывается на функционировании большинства психических процессов.

Готовые работы на аналогичную тему

Дидактические игры формируют фундамент дальнейшего познавательного развития ребенка. Знания, формируемые в ходе игрового процесса, лежат в основе умений и навыков, которые требуется освоить учащимся на этапе начального школьного обучения.

Функциональная роль дидактических игр на этапе начального школьного обучения

Дидактические игры носят обучающую направленность. Они ориентированы на познание ребенком чего-либо в ходе игрового процесса.

Каждая дидактическая игра основывается на наличии дидактической цели, т. е. обучающей цели. Это могут быть какие-то знания, навыки деятельности, необходимые для формирования у младшего школьника, дополнение знаний, расширение представлений и т. д.

Применение дидактических игр в начальной школы, как уже было отмечено, ориентировано на развитие познавательных навыков учащихся и активизацию их познавательной сферы. Функциональная роль дидактических игр, используемых в обучении младших школьников, сводится к следующему:

  1. Дидактическая игра выполняет конкретную задачу обучения младших школьников, заложенную в основу игры в виде ее цели. Задачи обучения, зачастую, совпадают с задачами игры.
  2. В ходе игрового процесса применяется учебный материал, который составляет содержание игры. Он рассматривается, познается учащимися в ходе выполнения правил игры. Таким образом, осуществляется неосознанное познание и изучение образовательной программы, а знания, усвоенные в ходе игры, приобретают более устойчивый характер.
  3. Отсутствие необходимости придумывания хода игры учащимся. Они получают ее в готовом виде. От них не требуется что-то придумывать, а только выполнять игровые действия в соответствии с установленными правилами.
  4. Самостоятельность добывания знаний учащимися. Естественно, на этапе начального школьного обучения требуется направление ребенка к поиску решения задачи, анализу проблемы. Помощь оказывается педагогом. Но она носит косвенный характер и для учащегося создается ощущение самостоятельного добывания информации, совершения открытия. Это делает знания более стойкими.

Данные функцию способствую формированию познавательного интереса учащихся, их заинтересованности конкретной дисциплиной и ее изучением.

Разновидности дидактических игр, используемых в начальной школе

Все дидактические игры, применяемые на этапе начального школьного обучения, можно разделить на следующие группы:

Если говорить о дидактике, то главенствующую роль здесь играют дидактические игры.

Предназначение обучающих игр – развитие психических, умственных, коммуникативных способностей детей. Поэтому дидактические игры имеют огромное значение для всестороннего развития ребенка.

Первоначальная функция дидактических игр – это развитие сенсорных эталонов: восприятие цвета, размера, величины, вкуса и т. д.

Начинают применять дидактику с младенческого возраста. Кто из нас не знает такие игры, как пирамидка, матрешка и другие собиралки, вкладыши. Они обучают младенца различать цвета, размеры, формы. Большую роль в этом возрасте играют и словесные дидактические игры. Малыш вслушивается в речь родителей и так формируется пассивный речевой запас.

В дошкольном возрасте применение дидактических игр становится неотъемлемой частью обучения. Ведь ведущая деятельность дошкольников – это игра. Через игру дети познают мир. А дидактические игры позволяют в полной мере изучить его, понять причинно-следственные связи. Все это влияет на умственное развитие детей.

Для развития речи детей применяют словесные дидактические игры. В таких играх дети учатся рассказывать, пересказывать, задавать вопросы и отвечать на них. Словесные игры обогащают словарь детей, развивают монологическую и диалогическую речь. Дети учатся слушать и слышать словесные указания педагога.

Дидактические игры бывают разные по цели, содержанию, методике проведения, материалу.

По содержанию обучающие игры можно разделить на:

- математические, направленные на развитие у детей элементарных математических способностей;

- сенсорные помогают обследовать предметы, различать их признаки;

- речевые способствуют развитию речи;

- музыкальные помогают развить в ребенке музыкальные наклонности;

- экологические игры нацелены на обогащение естественно научных знаний детей, привития любви к природе;

- художественно-эстетические игры направлены на развитие у детей знаний, умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации.

Дидактические игры можно классифицировать по числу участников:

- подгрупповые (от 2 до 5 детей);

Также дидактические игры различают по специфике игровых действий:

- игра-путешествие для придания необычности, таинственности, загадочности;

- игры-загадки; содержание загадки появляется из окружающего мира и задача ребенка научиться видеть в окружающем отгадку, мыслить логически, уметь доказывать;

- игры-поручения учат детей вслушиваться в словесные указания и выполнять их;

- подвижные обучающие игры нацелены на развитие физических качеств ребенка.

Подводя итог, можно сказать, что дидактические игры это незаменимое средство воспитания и обучения детей.

Доклад №2

На сегодняшний день существуют разнообразные методы и средства воспитания и обучения детей. Одним из них являются – дидактические игры. Дидактическая игра представляет собой разноплановое явление в педагогике, выраженное приобщением детей, в основном, дошкольного и младшего школьного возраста, к восприятию сенсорных умений и навыков, к умению развивать логическое мышление, моторику и другие познавательные процессы.

Дидактические игры используются педагогами и воспитателями для лучшего освоения детьми таких предметов, как математика, окружающий мир, а также, при обучении родному языку.

Существуют множество дидактических игр, но, зачастую, используются развивающие игры, которые дети воспринимают на начальном этапе как игру и, таким образом, лучше воспринимают даваемый материал.

В процессе таких игр, как логические игры-загадки, головоломки или игры с дополнительными упражнениями, дети учатся самостоятельно искать логические пути решения проблемы, таким образом, развивая в себе творческие способности.

В любой игре, а тем более, в дидактической, очень важно наличие эмоциональности. Это качество можно заметно наблюдать в таком виде дидактических игр, как игра-драматизация. Чаще всего, это проводится в детских садах и начальных классах. Проводится это таким образом, детям предлагается ситуация или сюжет, которые необходимо обыграть на публике. Это могут быть сюжеты с животными или птицами. Олицетворять неживые предметы детям в таком возрасте ещё тяжело, поэтому начинать нужно с малого.

Игра ни в коем случае не должна быть наказанием для ребёнка. Очень важно воспитать интерес воспитанника или ученика к выбранному виду дидактической игры, чтобы такие качества, как сообразительность и самостоятельность развивались без осложнений.

Вариант №3

Дидактическая игра объединяет в себе сразу два важнейших процесса: учебную деятельность и игру. Целью участников данного вида игры является решение поставленной задачи, ориентированной на выигрыш.

Существуют некоторые важные моменты (правила), которые характерны для дидактической игры:

  • определённый порядок действий;
  • регламент;
  • оценивание результатов игры.

Дидактические игры создают взрослые и они же контролируют первоначально игровой процесс. Лишь тогда, когда дети поймут смысл игры и достаточно хорошо освоятся в новой деятельности, можно давать им играть самостоятельно.

Дидактические игры чаще всего используют в детских садах, школах и в других учебных заведениях. Эти игры развивают внимание, сообразительность и ум ребёнка, словарный запас, наблюдательность и умение выражать свои мысли.

Различают несколько видов дидактических игр:

  • игры, которые проводятся с игрушками (для дошкольников и учащихся младших классов);
  • настольные игры - могут использоваться в работе с разновозрастными группами;
  • игры со словами;
  • игры-путешествия.

Участвуя в дидактических играх с игрушками, малыши учатся сравнивать, находить различия и сходство, описывать и давать характеристику. Помимо игрушек можно использовать различные предметы или природный материал. Наличие данных предметов вызывает у детей живой интерес и желание принимать участие в игре.

Выбор настольных игр настолько велик в наше время, что даже самому привередливому ребёнку можно подобрать что-то интересное и увлекательное. Такие игры, как домино, парные карточки, лото помогают развивать логику, память, внимание. Участники игры должны уметь быстро принимать решение и моделировать определённые ситуации.

Все люди любят путешествия, но не всегда есть возможность поехать в другую страну, чтобы увидеть достопримечательности и природу, посетить музеи и театры. Игры - путешествия помогут познакомить детей с различными странами и развить познавательный интерес ребёнка.

Помимо всего, дидактические игры, участие в которых принимают не только дети, но и взрослые, дают возможность сблизиться двум совершенно разным поколениям и найти им общий язык.

Дидактические игры

Дидактические игры

Родился знаменитый писатель 7 ноября 1913 году в Алжире, семья была бедной поэтому жилось им тяжело. Отец Камю погиб после ранения на фронте во время первой мировой войны, на тот момент Альберу не было еще и года.

Несмотря на то, что ромашка имеет небольшое сходство с другими цветами, она ярким пятном выделяется среди группы полевых цветов. Наиболее распространенной теорией о происхождении ее названия является польское слово "romana". "Романовый цветок"

В советской историографии это событие называли Великой Октябрьской Революцией. Но по факту, то что, случилось в октябре 1917 года, было переворотом. Власть Керенского была смещена без сопротивления. К власти пришли большевики.

Слайды и текст этой презентации


Подготовила учитель начальных классов
Шахтёрской ОШ I – III ступеней № 18
Жигалова Я.И.



Введение
Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой ? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.
Самонадеянно ? Но ведь это только попытка. Возможны ли счастливые лица на скучных уроках ?
Удивление, окрыленность, азарт, любопытство в глазах детей, когда ручонки так и тянуться вверх и невозможно не подпрыгнуть от радости, от сознания, что ты такой умный, сообразительный, - вот что хотелось бы увидеть на своих уроках.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – они превращаются в мертвый груз. Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках и во внеклассное время дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.


1. Теоретические основы игры как средства обучения.
Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивную форму общения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса (В.Г. Коваленко).
Теория игры базируется на ряде фундаментальных исследований, которые доказывают ее чрезвычайно важное значение в развитии ребенка. Исследователями экспериментально проверено и убедительно доказано резкое возрастание у детей интереса к учебным действиям, если они включены в игровую ситуацию. Учебные задачи становятся для учащихся более доступными, общая продуктивность деятельности заметно повышается (А.С. Барков, В.Н. Липник, Н.Г. Морозова, А.Е. Ставровский и др.).
Отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание всего класса. В игре дети попадают в ситуации, позволяющие им критически оценивать свои знания в активном действии, приводить эти знания в систему.
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи. С другой стороны, они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.
Эти аргументы можно считать серьезным основанием для более широкого использования игры в процессе обучения.


2. Характеристика младшего школьного возраста

Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное “зачем?” “как?” “почему?”. . Однако в начальных классах ребенок уже может мысленно сопоставлять отдельные факты, объединять их в целостную картину и даже формировать для себя абстрактные знания, отдаленные от прямых источников.

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится. Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации.

В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Воображение, каким бы фантастическим оно ни было в своей сюжетной линии, опирается на нормативы реального социального пространства. Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения - важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства, последнее принуждает работать воображение непосредственно на резерв личностных качеств.

Читайте также: