Доклад на тему действие права

Обновлено: 01.05.2024

Действие права — это действие составляющих его разнообразных норм, которые в официальной форме выражены в различных нормативно-правовых и иных правоустановительных актах. Действие этих актов и установленных в них правовых норм имеет свои пределы, определяемые временными и территориальными границами такого действия, а также рамками объектов нормативно-правовой регуляции и кругом адресатов соответствующих норм права. Эти характеристики пределов действия норм права официально закрепляются в соответствующих нормативно-правовых актах. Действие во времени определяется периодом времени от момента вступления нормативно-правового акта (и содержащихся в нем норм) в силу до момента ее утраты.

Время вступления в законную силу разных нормативно-правовых актов определяется различными способами:

1) временем принятия акта,

2) временем, которое указано в самом акте или в специальном акте о введении в действие данного акта,

3) временем официального опубликования акта или

4) по истечении определенного времени после официального опубликования акта.

По общему правилу, если иное не установлено в самих нормативных актах, в РФ законы вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования; нормативные акты Президента и Правительства РФ — по истечении 7 дней после их официального опубликования; нормативные акты министерств и ведомств внутриведомственного характера — с момента их государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, а акты общего значения, подлежащие официальной публикации, — по истечении 10 дней после их официального опубликования.

Многие нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ предусматривают их вступление в силу с момента принятия или официального опубликования акта. Со дня ее официального опубликования вступила в силу и Конституция РФ. Момент утраты силы нормативного акта определяется: 1) да той истечения срока действия временного акта, если этот срок не продлевается; 2) датой отмены акта; 3) датой вступления в силу нового акта, включающего в себя предмет регуляции прежнего акта.

По общему правилу, нормативные акты (и содержащиеся в них нормы) не имеют ни обратной силы, т.е. не распространяются на отношения, возникшие до момента их вступления в силу, ни последующей силы, т.е. после момента их отмены полностью теряют свою силу. Однако допускаются некоторые исключения из этого общего правила, и в ряде случаев в законодательном порядке может быть признана обратная или последующая сила того или иного акта (и соответствующих его норм).

Так, обратной силой, как правило, наделяются нормативно-правовые акты, отменяющие или смягчающие уголовную и административную ответственность. Действие нормативных актов в пространстве определяется той территорией, на которую распространяется действие нормативно-правовых актов данного государства. Действие нормативных актов по кругу лиц определяется составом всех тех субъектов права, которым адресованы требования данного акта (его норм).

По общему правилу, под действие нормативно-правовых актов подпадают все лица (физические и юридические лица, должностные лица, граждане, иностранцы и лица без гражданства), находящиеся в пространстве действия соответствующего акта. Адресатами некоторых норм (и актов) являются специальные субъекты, т.е. не все лица, а лишь определенная категория лиц, характеризуемых особыми признаками (например работники химической промышленности, ветераны труда, жители Крайнего Севера, субъекты налогообложения, должностные лица, лица призывного возраста, годные к военной службе, и т.д.).

Важно заметить, что то или иное понимание права по большей части основывается именно на том, что признается конкретная способность права выступать в качестве регулятора отношений общественной направленности.

Исходное ценностное правовое начало – это специальная способность оказывать воздействие на волю и, что не менее важно сознание людей. Отсюда и происходит значение определенных вопросов действия права.

Действие права – это его информационное, а также ценностно-мотивационное действие и, конечно, непосредственно регулирующее воздействие на общественные отношения в пределах того или иного пространства, времени, а также круга лиц.

Право в свое время потеряло бы какой-либо смысл если бы оно не проявляло себя как активное начало творческой направленности, а также если бы не осуществляло определенных действий по формированию и изменению среды общественного порядка, не определяло формы, и, что не менее важно направления поведения участников отношений общественного характера. Право в свою очередь осуществляет свои действия и в сфере законотворчества, и в области активной реализации специальных законоположений, которые ранее были установлены, и в сфере пассивной охраны документов нормативного характера, которые являются действующими.

Правовое действие в свое время указывает на функционирование тех или иных отдельных норм и всей правовой системы. Оно также подчеркивает динамизм права, хотя что касается статической правовой функции, то она просто немыслима вне его действия.

Правовое действие означает определенный переход (перевод) моделей социального порядка и абстрактных ценностей в конкретную практику реальной направленности. Правовое действие материализует (по крайней мере предпринимает попытки по материализации) присущую праву по определению справедливость в поведение какой-либо отдельной личности, поведение общностей социального характера, образ жизни общества. Право как некая достаточно серьезная социальная сила осуществляет необходимые действия по реализации своего потенциала в процессе воздействия на отношения общественной направленности.

Стороны правового действия

Стоит отметить, что правовое действие имеет свою внешнюю, а также внутреннюю сторону.

Что касается внутренней стороны права, то она связана с восприятием права его адресатами. А внешняя в это время – с формами, а также методами, которыми заявляет о себе право, и, что не менее важно формами, и методами правомерного поведения обязанных, и управомоченных субъектов.

Было бы совершенно неправильно отрывать правовое действие от потребностей и, конечно, интересов людей. Социально-экономическая, а также определенная политическая, культурная и собственно правовая обусловленность действия права составляет его специальный системообразующий стержень.

Было бы неверно отрывать правовое действие от государственной деятельности. Данный момент в свою очередь освещается в специальных темах о соотношении государства, а также права, о понятии права и государства, их воздействии на общественное развитие.

Но все таки один момент необходимо особенно отметить тем более, что в большинстве случаев о нем не говорится так как в связи с ленинским положением о том, что право ничто без аппарата способного принуждать к правовому соблюдения. Так и получается, что даже самая бесспорная справедливость не обеспечивается сама собой во всем ее объеме. Поэтому в свое время ни одно общество пока не может заявить о себе как общество самообеспечения справедливости. Государство в свою очередь всюду занимается тем, что обеспечивает правовое действие. Оно вырабатывает специальные средства, которые предназначены для правовой регуляции. А также осуществляет необходимые действия, чтобы пустить данные средства в ход для достижения конечных правовых целей.

Информационное начало

Как следует из отмеченного определения правовое действие заключает в себе в первую очередь начало информационного характера.

Право в свое время содержит конкретную многообразную информацию. И не просто информацию правовой направленности, а знание о совершенно разных сторонах жизни общества. Так и получается, что по историческим памятникам права можно узнать очень много о предках.

Знание в свое время призывает и, что не мене важно учит соответствующим образом осуществлять необходимые действия. Поэтому достаточно важно чтобы та информация, которая закладывается в право не являлась по своей сути неправдивой (ложной), а также чтобы она не дезориентировала так как в противном случае право просто перестанет действовать именно из-за такой проблемы. Что касается законодателя, то он достаточно сильно рискует, например, декларируя демократизм, а также общенародный характер определенной системы в то время как в реальности господствуют совершенно иные ценности.

С действием информативной направленности достаточно тесно связано и другое действие ценностно-мотивационного характера. Тем не менее стоит обратить внимание на то что кроме действия определенных знаний на мотивацию адресатов права напрямую, законодателю в свою очередь приходится вводить специальные нормы, а также положения, которые были отмечены в частности в преамбулах для того чтобы вызвать мотивы правомерного поведения.

Действие информационной и ценностно-мотивационной направленности права в первую очередь призвано именно для того чтобы реализовать защитную функцию права. Особой содержательной стороной деяния права является собственно контролирование правового характера, которое отражает динамическую роль права.

В данном случае право организует поведение участников общественных отношений заставляя их осуществлять действия достаточно активно в соответствии с теми обязанностями, которые на них возлагаются. В такой ситуации право стимулирует соответствующее поведение при этом фиксируя у своих адресатов права субъективной направленности.

Правовое действие

Правовое действие охватывает собой определенное предметное действие; действие во времени; действие, которое осуществляется в пространстве; действие по кругу лиц.

Все отмеченные аспекты более подробно разбираются в специальной теме, которая посвящена действию нормативных документов правового характера. Документы разного уровня и, что не менее важно разной силы юридической направленности действуют совершенно по-разному. Но стоит заметить, что есть и нечто общее, что в свою очередь характеризует правовое действие в целом.

В предмет регулирования правового характера входят определенные волевые отношения, что в свое время исключает распространение правового действия на события или состояния в которых не принимают участие человеческая воля. Повлиять на их ход право просто не может. Так как в такой ситуации оно является абсолютно бессильным. Цивилизованный законодатель в свою очередь исключает привлечение к ответственности за образ мыслей считая данную практику реакционной, при этом объявляя соответствующие документы нормативной направленности во все неправовыми.

Во времени правовое действие начинается еще до момента появления веления самого государства. И именно само право побуждает к действию законодателя. Именно право нуждается в своем закреплении в законе. И только после этого осуществляется анализ проблемы действия документов, которые были изданы в конкретном установленном порядке компетентными органами государственной власти.

Правовое действие в пространстве не ограничено какими-либо пределами территории. Не случайно имеет место примат права международного порядка. Также не случайно намечается формирование права мирового уровня. Тем не менее действие законов, а также иных нормативных документов, которые исходят от государств ограничивается пределами государственной территории.

Право в свое время в принципе адресовано именно тому или иному гражданину, но воплощаясь в нормативных документах правовой направленности государства оно ограничивается в своем действии в большинстве случаев кругом лиц, которые проживают на территории этого государства.

Сущность права, регулирующего взаимоотношение между объединениями людей, отдельными лицами и межгосударственные отношения. Обязательность права в регулировании отношений государством, имеющим возможности принуждения, если действия граждан неправомерны.

Рубрика Государство и право
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 16.10.2014
Размер файла 15,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Выполнил: ст-ка гр. СВ-114

Владимир 2014 г

Право - это обязательные для всех нормы, правила поведения, принятые в социуме. Государственный аппарат гарантирует их соблюдение. Никто не может быть поставлен выше этих норм. Они обязательны для выполнения, как отдельными людьми, так и сообществами.

Право регулирует как взаимоотношение между объединениями людей, отдельными лицами, а так же межгосударственные отношения.

Ученые не пришли к общей точке зрения на определение понятия права.

Если прийти к среднему знаменателю, среди различных концепций, то выделяются несколько вариантов.

Органы государственной власти издают нормы, которые находятся под принудительной охраной государства. Иначе можно сказать, что право, это концепция отношений в обществе, и целью его является установление и соблюдение правопорядка. Само право не ограничено формальными характеристиками, поскольку это и правовые нормы, содержащиеся в юридических текстах.

Право это совокупность социальных норм, которые обязательны для всех граждан данного государства. Право регулирует защиту общественно-государственных интересов, обеспечивает постоянство сосуществования классов в обществе. Право выражено в форме, определенной государством - законе, который формулируется в порядке, установленном в обществе. Государство, как общественный институт, имеющий инструменты наказания и принуждения, обеспечивает неприкосновенность права.

Совокупность правовых норм, которые приняты для регулирования отношений граждан, в основных вопросах государственной жизни, называется правом. Им отражается принцип власти и жизненный уклад страны. Поведение людей также определяются обычаями, традициями и моралью. Но право утверждено государством, который гарантирует его исполнение.

Независимо от того, установлены ли нормы права государством, или народом при голосовании на референдуме, их исполнение обеспечено силой государства. Сформулировать само понятие можно как порядок отношений в обществе, который сложен на принудительной основе и направлен на установление связей как общественных, так и государственных, и действует в интересах всех субъектов.

Сегодня право понимается с юридической стороны, а нормы права закреплены законом и регулируются государством.

За века развития общественной жизни появилось множество различных правовых теорий и идей. Хотя в основе многих правовых институтов сохранилось римское понимание права, например, о том, что право неразрывно связано с понятием справедливости и добра. Юристы уже более двух тысяч лет пытаются сформулировать общее понятие, но до сих пор не достигли успеха. А некоторые считают, что это вовсе невозможно, поскольку для разработки традиционных определений используется только формальная логика, которая не всегда действенна для описания эмоционального ощущения человеком того же добра.

Но юридическая наука оперирует разными трактовками права, используя их для определенных целей.

Одна из основных концепций развита на основе понятий справедливости и правосудия. Она признает взаимное правомочие заинтересованных сторон. Эти сторону посредством прав и обязанностей уравновешивают друг друга. право межгосударственный обязательность

ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ С НАИБОЛЬШЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ПРАВО ОБЛАДАЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ПРИЗНАКАМИ:

Нормативность права это система норм, моделей поведения, и рамок запрещенного и дозволенного. Благодаря этим нормам граждане регулируют свое поведение по отношению к обществу и другим гражданам.

Обязательность права в регулировании правовых отношений государством, имеющим возможности принуждения, если действия граждан неправомерны. Право распространено на всю территорию страны и регулирует отношения всех граждан, реализуя понятия справедливости и равенства.

Формализм права заключается в закреплении его в виде законов или иных документов. Таким образом, право защищено от неправильных трактовок и изменений, и им закреплено точность соблюдения. Оно должно трактоваться точно и однозначно, причем документы в обязательном порядке обязаны быть доведенными до сведения граждан.

Процедурностью определяется связь права с органами, реализующими процедуры применения, сознания и защиты. (Полиция, суд, следствие, адвокатура и т.д.)

Системность показывает совокупную систему прав, связанных и взаимодействующих. Институциональность показывает, что его нормы связаны с прецедентами уполномоченных органов и появились осознанно.

Объективность объясняется тем, что оно появляется не по велению каких-то внешних сил или культурных героев, а является результатом естественного процесса жизни общества. Как государство, понятие права - условие существования организованного общества. Только во всей совокупности эти признаки определяют ценность права для общества.

Подобные документы

Наука публичного и частного права затрагивает отношения между государством и частными лицами - история возникновения и развития. Предмет, методология, принципы, сущность публичного права и частного права. Их проблемы и место в общей системе права.

курсовая работа [34,6 K], добавлен 04.05.2008

Понятие права в объективном и субъективном смысле. Право как регулятор общественных отношений. Сущность права. Признаки права. Назначение права. Функции права. Государственное принуждение. Обязательность права. Современная юридическая наука.

реферат [16,9 K], добавлен 30.11.2006

курсовая работа [41,9 K], добавлен 01.10.2012

Понятие, признаки, сущность, функции права. Задачи права по урегулированию взаимных отношений людей, живущих в обществе, путем установления правил поведения юридических норм. Правовые нормы права. Система высших органов государственной власти в РФ.

контрольная работа [26,4 K], добавлен 11.10.2010

Правовые отношения как особый вид общественных отношений. Виды и формы правовых отношений, возникающих и функционирующих в обществе между индивидуумами и их объединениями. Субъективные права и юридические обязанности сторон (субъектов) правоотношения.

презентация [49,5 K], добавлен 26.04.2012

Анализ понятия "норма права" как установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия. Структура, признаки и классификация норм права. Эффективность норм права в составе объективного права.

реферат [67,8 K], добавлен 18.09.2013

Понятие отрасли права как наиболее крупного подразделения системы права, регулирующего определенный род (сферу) общественных отношений. Основные отрасли в системе российского права. Основные функции, методы и принципы гражданско-правового регулирования.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Учебные вопросы Норма права: понятие, структура, виды и способы изложения. Источники (формы) права. Нормативные правовые акты и их виды. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Учебная литература: 1. Право для экономистов и менеджеров: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. П. Альбов [и др.] ; под общ.ред. А. П. Альбова, С. В. Николюкина. — М.: Издательство Юрайт, 2014. —548 с. — Серия: Бакалавр. Прикладной курс. 2. Теория государства и права: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Альбов А.П. [и др.]; Финуниверситет; Под общ.ред. А.П. Альбова, С.В. Николюкина.— М. : Юрайт, 2016 .— 466с (Бакалавр. Прикладной курс).

1. Норма права: понятие, структура, виды и способы изложения. Норма права (правовая норма, юридическая норма) – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством и им охраняемое. Элементы нормы права: 1) гипотеза – указывает на конкретные жизненные условия, фактические обстоятельства вступления нормы права в действие; 2) диспозиция – определяет права и обязанности субъектов права, устанавливают возможные и должные варианты их поведения; 3) санкция – это последствия за несоблюдение диспозиции, т.е. нарушения правовой нормы.

Классификация правовых норм: Классификация правовых норм: а) по отраслям права – на нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, семейного, экологического, финансового и других отраслей права; б) по субъектам, на которые распространяются предписания норм права: на все субъекты права (всеобщие предписания, например, соблюдать Конституцию); на все субъекты, совершающие то или иное действие (например, правила торговли, касаются всех совершающих куплю-продажу); на специально обозначенную группу субъектов (например, нормы воинского и других специальных уставов); в) по территории действия нормы права могут быть общегосударственные и местные (для федеративного государства – нормы, действующие на территории отдельного субъекта федерации); г) по времени действия различаются нормы постоянные и временные; д) по юридической природе можно выделить: нормы-цели, призванные регулировать отношения, которых еще нет, но в которых государство заинтересовано и поэтому создает благоприятные условия для их возникновения; такие нормы в очень малом количестве можно видеть в конституционном праве; нормы непосредственного действия, являющиеся правилами, которые прямо и четко регулируют действующие правоотношения; нормы-принципы устанавливают лишь общие направления регулирования общественных отношений. е) по степени определенности предписаний, содержащихся в нормах, классифицируются как: императивные – содержащие четкое указание только на определенный вид поведения субъекта; диспозитивные – допускающие определенные альтернативы в поведении субъекта; ж) по характеру предписаний нормы права делятся: на устанавливающие (или закрепляющие); обязывающие (имеется в виду именно предписание, а не обязательность нормы, что свойственно всем нормам права); запрещающие.

По способу изложения в статье нормативного акта выделяют три способа: По способу изложения в статье нормативного акта выделяют три способа: прямой (статья акта содержит одну норму права, причем все три ее элемента) ; отсылочный (статья содержит не все структурные элементы нормы, но в тексте статьи имеется отсылка к другим статьям того же акта, где содержатся недостающие элементы); бланкетный (в статье акта устанавливается ответственность за нарушение определенных правил).

2. Источники (формы) права. Нормативные правовые акты и их виды. Источник права – это то, из чего возникает и развивается право. Форма права – это то, в чем выражается, закрепляется право, т.е. внешнее проявление права, или его объективирование. Основные формы права – правовой обычай, судебный (административный) прецедент, нормативный правовой акт и др. Правовой обычай – это обычай, который государство санкционирует как общеобязательное правило, придает ему новое значение. Юридический (судебный) прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое является обязательным при рассмотрении аналогичных дел нижестоящими судами. Нормативный договор – соглашение субъектов правотворчества, содержащее нормы права (межгосударственные договоры, коллективные договоры в трудовом праве и т.д.)

Нормативный правовой акт – официальный документ, принятый компетентным государственным органом в установленном порядке и содержащий общеобязательные правила поведения. Нормативный правовой акт – официальный документ, принятый компетентным государственным органом в установленном порядке и содержащий общеобязательные правила поведения. Виды нормативных правовых актов: Закон – это обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти либо непосредственно народом (в ходе референдума), регулирующий наиболее важные общественные отношения и имеющий свойства прямого действия. Подзаконный акт – это официальный нормативный правовой акт, установленный компетентным органом исполнительной государственной власти, органом местного самоуправления, который содержит общеобязательные юридические нормы и регулирует свой круг общественных отношений.

Виды законов в РФ: Конституция РФ Федеральные конституционные законы Федеральные законы Законы субъектов Федерации Подзаконные нормативные правовые акты РФ: указы Президента РФ постановления Правительства РФ приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов решения и постановления местных органов государственной власти решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления нормативные акты муниципальных органов локальные нормативные акты

3. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Нормативный правовой акт вступает в законную силу: 1. С момента официального опубликования закона. 2. С момента подписания закона (что специально оговаривается в законе). 3. Срок вступления закона в силу может быть указан в самом законе или в специальном акте о введении закона в действие. 4. Нормативный акт может вступить в силу с момента получения его в организациях и учреждениях. 5. Нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу через семь дней после их опубликования. 6. Все ведомственные подзаконные акты (инструкции, рекомендации) вступают в силу через четырнадцать дней после их опубликования.

Нормативный акт утрачивает свою силу в следующих условиях: Нормативный акт утрачивает свою силу в следующих условиях: По истечении срока его действия. В результате его прямой отмены. В результате его фактической отмены. В территориальное пространство государства входят: земная поверхность; недра; внутреннее водное пространство; внешнее водное пространство (территориальное море – 12 морских миль); воздушное пространство в пределах государственных границ; морские и воздушные суда, корабли, кабели, трубопроводы; территория посольств в других странах. Нормативный правовой акт может действовать на всей территории страны, на ее части или за пределами государства.

Читайте также: