Доклад на тему бытие как философская проблема основные формы бытия и их специфика

Обновлено: 30.06.2024

Бытие – одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Актуальность данной проблемы заключается в том, что философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека. Поэтому философия нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека, сознания.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы бытия
1.1. Бытие как философская проблема
1.2. Формы бытия
Глава 2. Объективная и субъективная реальность
Заключение
Список использованных источников

Введение

Бытие – одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека. Поэтому философия нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека, сознания.

Итак, бытие – это все то, что существует, будь то человек или животное, природа или общество, огромная Галактика или наша планета Земля, фантазия поэта или строгая теория математика, религия или законы, издаваемые государством. Бытие имеет свое противоположное понятие – небытие. И если бытие – это все, что существует, то небытие – это все, чего нет.

Объектом данной работы является бытие, предметом —

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

  • проанализировать бытие как проблему философии;
  • изучить формы бытия;
  • рассмотреть объективную и субъективную реальность бытия.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы бытия

1.1. Бытие как философская проблема

С полным основанием можно утверждать, что в философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выяснение сущности бытия. Ее важность определяется тем, что уяснение существования всего сущего одной из первых проблем, которой начали заниматься античные мыслители. С тех пор и до настоящего времени эта проблема находится в центре философских исследований, а учение о бытии (онтология), наряду с познанием и антропологией, то есть учением о человеке, продолжают оставаться главными темами философии.

Важнейшей заслугой Аристотеля в разработке учения о бытии является его идея о том, что реальное бытие становится доступным для познания, благодаря форме, образу, в которой она представляется человеку. По Аристотелю, потенциальное бытие, включающее в себя первую материю и четыре основных природных элемента, благодаря форме, образует реальное бытие и делает его доступным для познания. Впервые реально существующее бытие предстает как единство материи и формы.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

С позиций диалектического материализма трактуют проблему бытия основоположники философии марксизма (1818 —1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895). Опираясь на материа­листические традиции в толковании бытия, разработанные еще английскими и французскими философами-материалистами, марк­сизм понимает под бытием материю, существующую бесконечно, в пространстве и времени и независимую от человеческого сознания. Констатируя вечность бытия, марксизм вместе с тем признает начало, возникновение и конечность конкретных вещей и явлений. Бытие не существует без материи, они вечны и существуют одно­временно. Небытие означает не исчезновение бытия, а переход из одной формы бытия в другую [4, с.27].

Таким образом, проблема бытие заключается в том, что понятие бытие как таковое разными учеными и мыслителями трактуется из ходя, из своей научной точки зрения. Суть бытия – это существование, и идеи его лежат в истоках великих людей.

1.2. Формы бытия

Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия. Каждая наука исследует закономерности развития конкретной специфической разновидности бытия, которая определяется предметом данной науки. В философском анализе целесообразно выделить следующие основные специфические формы бытия:

1. Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать:

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

2. Бытие человека, в котором можно выделить:

а) бытие человека в мире вещей;

б) специфически человеческое бытие;

3. Бытие духовного (идеального), в котором выделяются:

а) индивидуализированное духовное;

б) объективированное духовное;

4. Бытие социального:

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

а) бытие индивида;

б) бытие общества [7, с.194].

Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве, ее бытие есть диалектика преходящего и непреходящего. Первая природа является объективной и первичной реальностью , ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность. Природа объективна и первична еще и потому, что без нее невозможна жизнь человека [8, с.57].

  • без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен;
  • здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности. Однако общеизвестно, что дух может оказать как позитивное, так и негативное влияние на жизнедеятельность человеческого тела;
  • человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации. Все другие природные тела, в том числе и высшие животные, функционируют достаточно предсказуемо. Целесообразная человеческая деятельность зачастую регулируется не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными потребностями, мотивами [10, с.248].

Бытие каждого конкретного индивида ограничено во времени и пространстве. Но оно включено в безграничную цепь человеческого бытия и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического бытия. Человеческое бытие в целом — реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно. Поэтому так важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации.

Бытие духовного занимает особое место среди других форм бытия. Духовное бытие проявляется, во-первых, в форме индивидуализированного духовного бытия, неотъемлемого от данного конкретного человека, индивида. Это бытие реализуется в сознании и самосознании каждого из нас. Во-вторых, духовное бытие выступает в виде объективизированного, опредмеченного духовного бытия и проявляется через посредство языка, различных символов и знаков, искусства, принципов поведения, принятых в обществе, через посредство достижений человеческого духа и мысли. Именно через освоение этого объективизированного духовного мира и происходит становление Человека в полном смысле этого слова – приобщение его к культурному и социальному наследию человеческой цивилизации.

Бытие социального – это процесс и результат жизни общества как саморазвивающейся системы, основанной на общественном производстве, которое обеспечивает производство и воспроизводство человека [11, с.27].

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Таким образом, из ходя из вышеизложенного можно выделить следующие основные формы бытие, к ним относятся: бытие человека, бытие вещей, бытие духовного (идеального) и бытие социального.

Глава 2. Объективная и субъективная реальность

Философы, далее, обнаруживали, что мир, с одной стороны, неоднороден именно в его существовании: в целом он непреходящ, но отдельные его предметы и состояния преходящи. Бытие мира как целого неотделимо от бытия в мире всего, что существует. Но между бытием мира и бытием в мире отдельных вещей, состояний, существ (то есть сущих, если говорить на философском языке) имеются, таким образом, и различия. С другой стороны, мир как раз в его существовании образует неразрывное единство, универсальную целостность. Отсюда второй аспект философской проблемы бытия, который связан с вопросом о единстве мира [12, с. 371].

Человек в повседневной жизни, в практической деятельности склонен к поиску своего единства с природой, с другими людьми, с обществом (каждый из нас знает это по своему опыту). В то же время ему достаточно очевидны существенные различия между вещным и духовным, природой и обществом, между собой и другими людьми. И все же человеку важно найти и обрести общее между различными проявлениями окружающего мира. Тем более что в нем самом слиты в неразрывное единство тело и дух, природное и общественное [13, с.143].

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Установив, что различные целостности, имеющиеся в мире, — природа, человек, все созданное им, включая его мысли и идеи, общество, — равно существуют, наличествуют, следуя внутренней логике движения мысли о бытии, нельзя не признать: природа как целостный универсум была, есть и будет; человек, общество, когда-то возникнув, с тех пор были, есть и, надо надеяться, будут. Отсюда вытекает важное следствие: мир вообще (и все, что в нем существует) именно во внутренней и объективной логике существования и развития, то есть реально, предпослан сознанию и действию конкретных индивидов и конкретных поколений людей.

Из этой реальной предпосылки отдельный человек на практике исходит так же определенно, как и из простого факта наличия мира. Не просто мысль о том, что мир есть, постоянно наличествует, но и о том, что мир, как таковой, в различии и единстве его основных целостностей является реальностью для сознания и действия каждого человека, каждого поколения, — вот еще один, третий смысловой аспект философской проблемы бытия.

Совокупная реальность, как она есть для отдельных индивидов и поколений людей, включает: вещи, процессы природы, еще не освоенные человечеством (таких на Земле все меньше, а в космосе — бесконечное, необозримое множество); вещи, процессы, созданные человеком из материала природы (таких на Земле и даже в космосе все больше); общественную жизнь — отношения людей, их учреждения, идеалы, принципы и идеи; индивидов в непосредственном процессе их объективно протекающей жизнедеятельности.

В истории и в деятельности отдельных людей, правда, нередки случаи, когда волюнтаристски и субъективистски игнорируется внутренняя логика существования и развития реальности, то есть бытийная логика. Но реальность рано или поздно мстит за то, что с нею не считаются или считаются в недостаточной мере. Это очень важно учитывать сегодня, когда в нашей стране, как и в других странах, развертываются коренные преобразования, глубокие реформы социальной жизни.

Жизнедеятельность каждого отдельного человека — реальность и для других людей, и для него самого. Каждый из нас вынужден относиться к своему телу и духу (к генетическим задаткам, предрасположениям, привычкам, навыкам, желаниям, склонностям, надеждам, идеям, мыслям), к своему прошлому, настоящему и будущему, к взаимосвязи с другими людьми и обществом как к особой реальности, независимой целостности, что на философском языке и значит: как к особому бытию. Реальностью, и очень важной, являются для нас и другие люди. Сознание индивидов постигает также и эту реальность. Сознание человека, поскольку оно является также и самосознанием, включено в его индивидуальное бытие, и тем самым оно улавливает через это бытие общие черты индивидуального бытия других людей.

Важно подчеркнуть, что не только природное, но и духовное, идеальное осваивается на практике и осмысливается в философии как наличное, данное, стало быть, как имеющее характер особой реальности. С духовными процессами и продуктами, если они есть, существуют, всем нам приходится считаться не менее, чем с предметными, вещными реалиями жизни. Следовательно, включение духовного, идеального в совокупную реальность бытия — факт человеческой жизни.

Идеальность и субъективность — специфические характеристики сознания; идеальное — это всегда субъективное бытие индивидуального сознания, в том числе в социальных формах его взаимодействия с окружающим миром. Бытие сознания не поддается обычному описанию в координатах пространства и времени, его субъективно-идеальное содержание не имеет существования в физическом и физиологическом смысле слова. Вместе с тем чувства, мысли, идеи человека существуют не менее реально, чем материальные предметы и явления. Но как, каким образом? Философы говорят о двух типах реальности: объективной реальности материальных явлений и субъективной реальности сознания, идеального [16].

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Понятие субъективной реальности выражает прежде всего принадлежность субъекту, субъективному миру человека как определенной противоположности объекту, объективному миру явлений природы. И в то же время — соотнесенность с объективной реальностью, определенное единство субъективного с объективным. Так понимаемая реальность идеального позволяет сделать вывод о функциональном, а не субстанциональном характере ее существования.

Другими словами, субъективная реальность сознания не имеет онтологически самостоятельного бытия, она всегда зависит от объективной реальности материальных явлений, например, от нейрофизиологических процессов головного мозга, от взаимодействия с предметами материального мира как прообразами образов сознания. Можно сказать, что бытие субъективной реальности сознания — это всегда бытие деятельно-отражательного процесса взаимодействия общественного человека и окружающей действительности: идеальное не обнаруживается ни в голове человека, ни в окружающей его действительности, а только в реальном взаимодействии.

Как уже отмечалось, понятие субъективности выражает, в первую очередь, свою принадлежность субъекту, будь то человек, группа людей или общество в целом. То есть субъективность сознания предполагает принадлежность субъекту, характеризующую своеобразие его мира потребностей и интересов, отражающих объективную реальность в той мере, в которой это значимо или возможно для субъекта. Субъективность выражает своеобразие жизненного опыта исторически конкретного субъекта, специфической работы его сознания, а также ценностей и идеалов.

Образы человеческого сознания как относительно самостоятельные мыслимые формы субъективной реальности могут быть чувственными, наглядными, визуально сходными со своим оригиналом, но также — и понятийными, сходство которых с предметами объективной реальности носит внутренний характер, выражая лишь существенные типы связей и свойств предметов.

Таким образом, мир в целом и все, что в нем существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития и которая реально предзадана сознанию, действию отдельных индивидов и поколений людей [17, с.21].

Подведя итог из вышеизложенного можно говорить о том, что субъективная реальность это принадлежность к субъекту, к миру человека, к миру явлений природы. Если говорить о объективной реальности, то это явления и образы сознания, идеи, чувства.

Заключение

Таким образом, бытие – это все то, что существует, будь то человек или животное, природа или общество, огромная Галактика или наша планета Земля, фантазия поэта или строгая теория математика, религия или законы, издаваемые государством. Проблема бытие заключается в том, что данное понятие как таковое разными учеными и мыслителями трактуется из ходя, из своей научной точки зрения. Суть бытия – это существование, и идеи его лежат в истоках великих людей.

В бытие можно выделить следующие основные формы, к которым относятся: бытие человека, бытие вещей, бытие духовного (идеального) и бытие социального.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Если говорить о субъективной реальность бытие то это принадлежность к субъекту, к миру человека, к миру явлений природы. А к объективной реальности мира относятся, явления, образы сознания, идеи, чувства человека.

Введение
1.Понятие бытие в философии
2.Бытие человека в мире
3.Пространство и время- форма бытия материи
4. Специфика человеческого бытия
5.Взаимосвязь человека и общества
6.Общественное бытие и общественное сознание
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

мой реферат.docx

Реферат на тему:

Бытие и его основные формы

Студентка III курса

Введение 3

1.Понятие бытие в философии 5

2.Бытие человека в мире 8

3.Пространство и время- форма бытия материи 9

4. Специфика человеческого бытия 12

5.Взаимосвязь человека и общества 13

6.Общественное бытие и общественное сознание 15

Заключение 16

Список использованной литературы 18

Бытие мира и бытие человека взаимосвязаны и эта взаимосвязь бытия мира и бытия человека осуществлена именно в мышлении, которое тем самым приобретает статус самостоятельной, как бы посредничающей между миром и человеком, реальности, но реальности при этом все же самым тесным образом связанной именно с глубинами существования человека.

Бытие – философская категория, которая фиксирует существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом) 3 .

Оно представлено в нескольких формах.

1)Бытие вещей и процессов.

В свою очередь также может быть представлено в двух формах:

а) бытие вещей и состояний природы, которое большинство людей воспринимают как объективную реальность, которая существовала до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма. б) бытие второй природы, цивилизации. Идеалистическая позиция. Это бытие двойственно, так как с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой - в них вложена сознание и душа человека.

2) Бытие человека.

а) бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь); б) специфическое человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум).

3) Бытие духовное, идеальное: а) индивидуальное духовное (сознание индивида). Структура бессознательного: рефлексы, подсознание, интуиция. б) объективно-существующее духовное - то, что материализовано в культуре.

4) Бытие социальное: а) бытие человека; б) бытие человека в обществе.

Подлинно или неподлинно бытие – что мы видим?

Имеется ли нечто объединяющее главные формы бытия, некая общая основа, объединяющая многообразие явлений, событий, процессов, включённых в эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира?

1. Понятие бытия в философии

Вместо этого понятия философы нередко используют понятие Универсума, под которым разумеют единственное самодостаточное целое, не оставляющее ничего вне себя. Когда говорят о бытии (универсуме), то разумеют всё, что имеется в мире как реальность, как наличная данность. Философа интересует вся совокупность существующего. Это и вещи с их свойствами и отношениями, и многочисленные явления сознания, разума, духа. При этом все общие и не общие свойства и характеристики конкретных явлений материальной и духовной реальности как бы выносятся за скобки их рассмотрения. О любой вещи, о любом процессе, о любом свойстве и отношении, о любой мысли и переживании можно сказать, что оно (он, она) существует. На уровне предельно абстрактного понятия бытия противоположность материального и духовного не выделяется, так как мысль, дух, идеальное берутся в единстве с материальными вещами на том основании, что то и другое имеется в наличии, существуют. И в этом отношении сознание, идеи не менее реальны, чем вещи. Достоверность, например, зубной боли как реальности та же, что и достоверность самого больного зуба.

Понятие бытия - самое абстрактное и поэтому самое бедное по содержанию, но по объёму - самое богатое, так как под него подпадает всё, что существует во Вселенной, в том числе и сама Вселенная как отдельно взятое сущее.

Мы можем представить отсутствие, какого - либо частного бытия. Однако никто из нас не может представить полное отсутствие бытия вообще. Ведь в этом случае необходимо представить то, что не является реальностью вообще. А может ли наша мысль выйти за пределы реальности как таковой? Если бы ей это удалось, она лишилась бы своего предметного содержания и тем самым прекратила бы своё существование. Если нам что - то не дано, нам и в голову не придёт размышлять об этом.

Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией.

Категория Бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:

· мир есть, существует как беспредельная целостность;

· природное и духовное, индивиды и общество равно существует, хотя и в разных формах;

· их различное по форме существования предпосылка единство мира;

· мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания его людей.

Бытие занимает центральное место в категориальном аппарате большинства философских тем.

Традиционно бытие мыслится в двух значениях:

2. Это исходное начало и основание мира, его сущность.

Платон впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное.

Иную мысль высказал Гераклит. Он считал, что стабильного, устойчивого бытия нет вообще, сущность бытия в вечном становлении, в единстве бытия и небытия. Космический огонь Гераклита (основа мира) в наглядно-образной форме выражает бытие как вечное становление.

В Новое время бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку; как то сущее, которое человек осваивает посредством деятельности. В бытии выделяется субстанция – нечто неизменное, неуничтожимое, существующее благодаря самому себе и в самом себе.

Проблема форм бытия важна как для повседневной практики, так и для познавательной практики, так и для познавательной деятельности людей. Бытие не является чем-то аморфным, а всегда имеет определенную структуру, оно структурировано. Вследствие этого можно выделить следующие, относительно самостоятельные формы бытия:

Индивидуализированное духовное бытие – это сознание и самосознание человека, то есть осознание человеком своих чувств, мыслей, своего положения в обществе, и также осознание своего тела (оценка тела, умение его изменить, оформить).

Бытие объективированного духовного подразумевает совокупность идеалов, норм, ценностей, которые так или иначе воспроизводятся человеком и, вместе с тем, управляют его поведением, деятельностью.

Бытие социального, или общественное бытие – это:

1)материальная жизнь людей;

2) те условия, без которых невозможно общественное производство: географическая среда, народонаселение;

3) материализация семейных, национальных и других отношений.

Бытие общества означает, что общество является носителем жизненных потребностей людей и средством их удовлетворения, а также – это носитель (субъект) культуры, творчества во всех сферах жизни общества. Таким образом, проблема бытия – одна из самых главных в философии.

Бытие – самая абстрактная философская категория, охватывающая все существующее. Но в реальном мире существует не бытие как таковое, а необозримое множество предметов, явлений, процессов. В недрах нашей планеты и на ее поверхности насчитывается около 30 тыс. видов минералов. В разных климатических зонах произрастает около 500 тыс. видов растений. Науке известны 2 млн. видов животных. Разные регионы планеты населяет множество народов, существуют разные культуры и цивилизации. За пределами планеты Земля только в нашей Галактике насчитывается не менее 100 млрд. звезд, а в доступной современным методам исследования части Вселенной – Мегагалактике астрономы насчитывают, около 10 млрд. галактик. Пытаясь осмыслить необозримое многообразие мира, человек встает перед проблемой: можно ли утверждать, что, несмотря на это многообразие, существует какое-то единство, некая основа, объединяющая все виды бытия, и если существует, то что она из себя представляет.

Решение этой проблемы породило философские учения: плюрализм, дуализм и монизм, а категорией, выражающей ее суть, является субстанция (от лат. – сущность, то, что лежит в основе) – неизменная неуничтожимая основа бытия в Противоположность его меняющимся свойствам и состояниям.

Дуализм (лат.- двойственный) исходит из признания двух равноправных и несводимых друг к другу начал: духовного и материального. Крупнейшим представителем этой концепции является Р. Декарт, выдвинувший идею о двух равноправных и независимых друг от друга субстанциях: мыслящего, но непротяженного духа, и протяженной, но не мыслящей материи. Считая обе субстанции конечными, Декарт объединяет их с помощью абсолютной бесконечной субстанции – Бога. Связь душевного состояния и физиологических процессов в организме человека Декарт пытался объяснить с помощью гипотезы о существовании особого органа – шишковидной железы мозга. Дуализм лежит в основе психофизического параллелизма – учения, согласно которому психические и физиологические процессы независимы и несводимы друг к другу.

В Новое время Спиноза, отождествив природу с Богом, рассматривал ее как вечную и бесконечную субстанцию, которая является причиной самой себя и не нуждается ни в каком другом начале. Неотъемлемыми свойствами этой субстанции (ее атрибутами) являются протяженность и мышление. Признав единую субстанцию, Спинозу вместе с тем признает ее проявления в бесконечном множестве отдельных вещей (модусов). Материю как единую субстанцию признавали Гоббс, французские материалисты, Л. Фейербах, в русской философии – Герцен, Чернышевский и другие мыслители.

На позициях материалистического монизма стоит марксистская философия, дополнившая признание материального единства мира диалектической концепцией развития. Единство мира состоит в его материальности. Находясь в непрерывном изменении развитии, многообразные предметы материального мира постоянно меняют свои формы, оставаясь вместе с тем материальными предметами. В процессе длительной эволюции материи на Земле появляется человек, наделенный сознанием, представляющим основное свойство материального органа – мозга. Эта позиция диалектического материализма согласуется с естественнонаучными данными.

Вся живая и неживая природа – от элементарных частиц до космических тел, отстоящих от Земли на сотни миллионов световых лет, от простейших растений до человеческого общества – представляет собой различные формы организации материи с присущими этим формам свойствами. С помощью спектрального анализа наука установила, что химический состав Солнца, звезд, планет тот же, что и химический состав Земли, что упавшие на Землю метеориты состоят из тех же элементов, какие открыты Земле, физические и химические процессы, происходящие в осмосе, те же, что и на нашей планете. Наряду с исследованием мегамира – мира космических тел – современная наука все глубже и глубже проникает в микромир, в глубь материи, в структуру атома, ядра, элементарных частиц. И здесь она также встречается с естественными закономерностями, с материальными процессами. Правда, эти процессы существенно отличаются от закономерностей макромира, но они столь же материальны и естественны.

Исследование высшей нервной деятельности показало, что человеческий мозг – это материальный субстрат, свойством которого является психическая деятельность человека. Таким образом, как бы ни были велики или малы масштабы, изученных наукой объектов окружающего мира, ученые сталкиваются только с материальными процессами и материальными объектами или с процессами, порожденными ими.

Список литературы

1. Антонов Е.А., Воронина М.В. Философия: Учеб. пособие. – Белгород, 2000.

2. Астрономия и современная картина мира. / Отв. ред. В.В. Казютинский. – М., 1996.

3. Введение в философию: В 2 т. / Т. 2. Глава V-VI. / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989.

4. Философия. Учебник для высших учебных заведений. − Р-н/Д., 1995.

5. Четверикова Н.А. Философия: Учеб. пособие. – Калининград: БИЭФ, 2006. – 152 с.

6. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. Раздел 2. – М., 1998.

7. Гуревич П.С. Философия. Учебник для студентов вузов. Тема 9. – М.: Юрайт, 2005.

8. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М.: Наука, 1986.

Проблема бытия всегда обсуждалась философами. Многие мыслители рассматривали его как отправную точку для систематического обоснования реальности.

Бытие — это существование во всех его многообразных формах. Учение о бытии называется онтологией. Категории бытия объединяют самые разнообразные явления, предметы и процессы на основе существования. Многие философские системы пытаются рассматривать мир как некое единство. Чтобы выразить единство бытия, существует особая категория субстанции. Субстанция — это внутреннее единство многообразия вещей, которое существует через них и вместе с ними. Как материальные, так и идеальные вещи признаются субстанцией. В одних доктринах много субстанций, в других — одна.

Философские категории бытия связаны с реальной жизнью индивидов и человечества. В основе жизни каждого человека лежат понятные причины. Мы принимаем их без сомнений и раздумий. Самое главное, что мир есть, он доступен. У каждого из нас есть естественная потребность в том, чтобы этот мир продолжал существовать как стабильное целое.

Тем не менее, идея постоянного существования природы более устойчива в истории мысли, хотя человек, отдельные вещи и процессы конечны. Мир, реальность имеет логику своего внутреннего развития, своего существования. Мир существует до сознания, до бытия отдельных людей, их сознания, их действий.

Это понятие связано с рядом других категорий (небытие, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера). Категория бытия объединяет основные идеи, которые были выработаны в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:

  1. мир есть, существует как безграничная и несуществующая целостность;
  2. природное и духовное, личность и общество существуют одинаково, хотя и в разных формах;
  3. их различные формы существования обусловлены единством мира;
  4. мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, существующую до сознания человека.

Формы бытия различны:

  1. бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояние природы, бытие природы в целом и бытие вещей и процессов, созданных человеком;
  2. бытие человека (бытие человека в мире вещей и само конкретное бытие);
  3. бытие духовного (идеального), которое делится на:
  • индивидуальный духовный
  • Объективированное (неиндивидуализированное) духовное;

общественное бытие, которое подразделяется на:

  • генезис личности (генезис личности в обществе и в процессе истории) — генезис общества.

реальное и кажущееся бытие

Бытие как философская категория: ее смысл и специфика - Основные формы Бытия

Основные формы Бытия

5 Проблема бытия в античности

Отчаяние, сомнение, не видя выхода из тупика, зародилось в глубинах человеческого сознания. Необходим был поиск выхода к чему-то прочному и надежному. Людям нужна была вера в новую силу. Философия в лице Парменида осознала ситуацию, оказавшуюся трагедией для человеческого существования, отразила эмоциональный накал и попыталась успокоить смятенную душу людей, заменив власть богов властью разума, властью мысли. Парменид как будто предупредил людей об открытии новой силы, силы абсолютной мысли, которая не давала миру погрузиться в хаос, которая придавала миру стабильность и надежность, так что человек мог снова поверить, что все обязательно будет подчинено какому-то порядку.

6. Проблема бытия в современной западноевропейской философии

Выдающийся философ двадцатого века. М. Хайдеггер, посвятивший сорок лет своей жизни проблеме бытия, считал, что вопрос о бытии и его решение Парменидом предрешили судьбу западного мира, который родился в поэтических изречениях античного философа. С одной стороны, в культуру и мировоззрение внедрялась идея о существовании невидимого мира за пределами видимых вещей, самого совершенного и прекрасного, гармонично упорядоченного, в котором все хорошо, светло и добро. Западный мир подхватил эту идею и развил идею трансцендентного истинного бытия. Но если есть подлинное бытие, то, следовательно, земное бытие имеет истину не в себе, а в чем-то другом, невидимом. Поэтому на протяжении многих веков европейский мир практиковал искусство постижения другого существа через мысль, его изучения, тренировки способности работать в пространстве, где нет чувственных образов и восприятий. С другой стороны, если есть реальное существо, то земное существо не является реальным. Его нужно переделать, его нужно усовершенствовать, его нужно приблизить к миру, который является подлинным, истинным и совершенным.

Отказ от метафизики

Новое время отказалось от метафизики, а вместе с ней и от идеи абсолютного бытия. Философские истоки отказа от концепции бытия как абсолютной и предельной основы мироздания лежат в средневековом номинализме — философской доктрине, отрицавшей онтологическую значимость универсалий (общих понятий). Самый выдающийся номиналист того периода, Оккам, используя идеи своего предшественника Данса Скотуса, объявил Бога творцом и рассматривал сам акт творения как божественную волю.

Мировоззрение Нового времени и философское осмысление проблемы бытия

Можно выделить несколько основных компонентов мировоззрения Нью Эйдж.

  1. утрата чувства, что существует реальное существование чего-то, что является основой для жизни и деятельности человека. Поэтому в субъективном существует изоляция, опора только на себя. Деятельность больше не направлена на высшее благо, истину и красоту. Либо стать внешне полезным (преследование ближайших корыстных интересов, связанных с материальным существованием), либо стать внешне развлекательным (искусственное заполнение свободного времени развлечениями, превращение всего искусства в вид развлечения, а не духовного развития).
  2. человек, его сознание, его потребности, его жизнь воспринимаются как единственно безопасное и реальное бытие. Он писал, что можно сомневаться в существовании объективного мира, Бога, природы, других людей, даже моего собственного тела, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю и, следовательно, существую.
  3. Ослабление идеи существования величественного существа Абсолюта, Бога и т.д. сопровождается переоценкой времени: человек больше не думает о вечности.
  1. поверив в силу разума, люди поверили в его способность изменить мир, опираясь на открытые разумом законы мировоззрения. Сформировалась вера в активность человеческой природы, в ее намерение переделать подземный мир. Мир больше не воспринимается как божественный порядок; все стало полем конструктивной человеческой деятельности. Несозданное, созданное не человеком, а чем-то или кем-то, чем-то, что находится за пределами его сил, не может быть изменено: Это можно только объяснить. Рассмотрение мира как рукотворного (особенно по отношению к обществу) позволило возникнуть различным проектам реорганизации социальной жизни людей, а затем и природы. Социальные утопии, анархистские доктрины, теории научного социализма — все они исходили из предположения о возможности переустройства общества и природы с помощью человеческого разума и материально-активных сил.

Онтологический нигилизм, задавший своеобразный вектор движения европейской истории, привел к господству материализма, но не только в теории, но и особенно в жизни. Материальные потребности стали доминировать.

Доминирует в жизни отдельных людей и целых сообществ. Началась открытая и сознательная классовая борьба, основанная на материальных интересах. Активизировалась деловая активность человека, ориентированная на полезность и экономический успех. Материальные потребности стали стимулом для жизни и самосовершенствования человека. Таким образом, мировоззрение Нового времени строилось на уверенности человека в своей автономности, на убеждении, что он сам, самостоятельно формирует свою духовность и ее высшую форму — сознание.

ХХ век: Судьба проблемы Бытия

Новый век начал трансформировать старую идею объективного бытия: бытие стало субъективным. В двадцатом веке этот процесс углубился, и теперь даже Абсолют — Бог — стал зависеть от априорной внутренней установки человека на поиск Необусловленного. И все же новое время не отказалось от старой традиции поиска опоры человеческого существования. Человеческий разум занял место Бога. Опустошенность и дискомфорт мира без помощи Бога маскировались верой в силу разума. Хотя речь шла не о разуме, логосе, а о конечном разуме, который имеет человеческое измерение, а не универсально-космическое (как у Парменида), попытка найти опору в разуме явно уходила корнями в античность.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: