Доклад на тему брошенные дети

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня поговорим о современной проблеме всех брошенных малышей - отсутствии близкого взрослого.

Научно доказано, что в первые три года жизни человек получает 80% информации о мире. И в этом возрасте у ребенка есть только один способ получать информацию - через родителей, близких взрослых. Дети, которые воспитываются в системе детских домов лишены такой возможности. При нахождении в государственных учреждениях дольше 6 месяцев наносится серьезный ущерб психическому и физическому здоровью ребенка и даже если он потом попадет в семью это все-равно скажется на его развитии.

Проблема отсутствия близкого взрослого в домах ребёнка, детских домах стоит очень остро. Ежедневно дети контактируют с десятками людей: воспитателями, врачами, педагогами, но ни один из них не уделяет нужного внимания малышу. Как результат, у детей воспитанных в этой системе отсутствует чувство привязанности. И это не просто какие-то надуманные термины, это страшное, действительно страшное психическое расстройство , которое сказывается на общении с окружающими людьми, интеллекте, мотивации, воли ребенка, его восприятии себя.

Депривация - состояние, возникающее вследствие эмоционального отрыва ребенка от матери, социальный феномен, в основе которого лежит полное или частичное отсутствие у ребенка привязанности к взрослому человеку, подрыв доверия к миру взрослых, оборачивающийся изменением доверия к внешнему миру.

В домах ребенка наиболее явно видны последствия депривации. Малыши, пытаясь себя успокоить, утешить, заменить маму раскачиваются из стороны в сторону.

Основные признаки депривации:

В общении

Когда взрослых слишком много, устойчивые эмоциональные связи не формируются, развивается эгоцентризм и незаинтересованность в развитии межличностных отношений. Общение с одной и той же группой сверстников мешает научиться выстраивать равноправные отношения, адекватно оценить свои качества. Дети не видят личность в другом человеке (ребенке), не могут сочувствовать. Появляется агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признавать свою вину.

В интеллекте

Дети, воспитанные в системе детских домов в большинстве случаев не любят и не хотят думать самостоятельно, не могут применить имеющиеся знания при решении незнакомых задач и пытаются их решить любым известным им способом.

В мотивации

Дети-сироты не уверены в своём праве желать что-либо. Обычно их желания связаны с решением бытовых проблем.

В силе воле

Больше всего ребенок хочет соответствовать ожиданиям воспитателя и неспособен выполнить несложное задание без пошагового контроля.

В восприятии времени

Планы, желания, мечты у детей-сирот ограничены несколькими неделями, у семейных же детей уходят в далекое будущее.

В восприятии себя

Дети-сироты стараются приспособиться к сложившейся ситуации, не доверяют своим ощущениям, не принимают себя.

Попадая в приёмную семью, дети ведут себя так, как научились в детском доме. И только годы упорной работы с родителями, психологами и другими специалистами помогают заблокировать (но не искоренить) признаки депривации, обретенные еще в детстве.

На адаптацию ребенка к нормальной среде направлен и гостевой режим , о котором я уже писала здесь. Любой взрослый дееспособный человек может взять ребенка из детского дома на выходные, чтобы показать, объяснить ему какова она жизнь - по ту сторону стены.

Сейчас система детских домов претерпевает изменения , но она только начинает выстраиваться в России и пройдут годы прежде чем из детских домов начнут выходить адаптированные к жизни дети. О новой системе воспитания я писала здесь.

Брошенные дети - самая большая проблема нашего общества. Дети-инвалиды, дети из неблагополучных семей, никому не нужные - они все же такие же составляющие нашего общества. Отчего так происходит, кто в этом виноват? Возможно родители, чья разгульная жизнь не дает им нормально позаботиться о воспитании ребенка, ну и, конечно же, обстановка, в которой растет молодое поколение.

Работа содержит 1 файл

Брошенные дети заглав.doc

Брошенные дети - самая большая проблема нашего общества. Дети-инвалиды, дети из неблагополучных семей, никому не нужные - они все же такие же составляющие нашего общества. Отчего так происходит, кто в этом виноват? Возможно родители, чья разгульная жизнь не дает им нормально позаботиться о воспитании ребенка, ну и, конечно же, обстановка, в которой растет молодое поколение.

Очень часто в наше время отказываются от детей с какими-то недостатками, физическими или умственными, хотя нередко родители сами виноваты, что ребенок родился такой. Прием наркотиков, алкоголизм, курение - от такого нормальные дети не рождаются. Люди, не задумываются о будущем совершенно, живут ради своего сомнительного удовольствия, и неполноценный ребенок для них только помеха. Результат - очередная брошенная в роддоме крошка, которая растет, не зная ни родительского тепла, ни материнской ласки.

Сейчас существует множество способов предохранения, они повсеместно пропагандируются, но видимо, у родителей таких детей деньги есть только на наркотики и алкоголь. Очень жаль. Возможно, таким способом можно было бы оградить многих брошенных малышей от страданий. Было бы просто прекрасно, если бы каждый из нас задумался и решил для себя, что же выбрать? Разгул, спиртное, наркоманию - или здоровое, полноценное общество с веселыми, счастливыми малышами.

Пропаганда против наркомании и алкоголизма конечно ведется, но для того чтобы она стала более действенной недостаточно таких мер, нужно принимать что-то еще. Необходимо каждому представителю общества озаботиться проблемой брошенных детей в первую очередь, долг каждого внести свой вклад в помощь таким малышам, сделать их блеклую жизнь хоть немного счастливей, и тогда возможно, вся эта картина будет выглядеть гораздо оптимистичнее.

Пренебрежение родительскими обязанностями? Брошенные дети? Трудно придумать более тяжкое оскорбление для просвещенных родителей. Однако доктор говорил об обществе, о его роли родителя всех наших детей. Среди гримас современной жизни - то, что в эпоху такой заботы о психологических нуждах детей мы не справляемся с коллективной обязанностью заботиться о человеческих нуждах всех наших отпрысков.

Милосердие и сострадание, направленные по конкретному адресу, - это прекрасно. Но наша беда в том, что сейчас, когда общины становятся все больше, а проблемы все серьезнее, нам никак не удается выработать в себе способность отождествляться с миллионами так же полно и с таким же сочувствием и нежностью, как и с одним человеком. В массовом обществе очень трудно воспитать и поддержать чувство сопричастности и ответственности. Мы прекрасно знаем, что это за ответственность, - вероятно, ни одно поколение наших предков не знало это так доподлинно, - и в то же время нам никогда не было так трудно заставлять себя участвовать в делах общества, что-то делать своими руками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реформирование общества в значительной степени обострило социальные проблемы, что в первую очередь сказалось на наиболее уязвимых его категориях. Несовершеннолетние наиболее болезненно переживают последствия глубоких перемен в сфере нравственных ценностей и социальных ролей, они в большей степени, чем взрослые, испытывают трудности в деятельности, общении и самоопределении, что осложняет их личностное развитие в социуме.

Родительский дом и семья являются гарантами стабильности и надежности в изменчивом мире. Однако в современных условиях многие семьи не смогли адаптироваться и сформировать защитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшился нравственно-психологический климат в семейной сфере и обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, обострение криминогенной ситуации, ухудшение здоровья детского населения, недостаточное финансирование социальной сферы — все это привело к снижению уровня защищенности детей и подростков.

Кризисное состояние общества, привело к резкому падению уровня материального и нравственного благополучия семьи, вызывая рост количества сирот при живых родителях, — так называемых социальных сирот.

Хотя социальное сиротство – это проблема всего общества и социальное сиротство является социологическим термином, оно не имеет адекватного закрепления в праве. А это, в свою очередь, влечет существенные расхождения в оценке распространенности этого явления. Явление социального сиротства получило широкое распространение в последние годы. Если раньше сиротой считался ребенок, оставшийся без родителей, то теперь так называют тех, кто при живых мамах и папах лишен родительской заботы. Это происходит вследствие социальных, экономических и морально-психологических причин и, к сожалению, на страже детства чаще всего становится полиция.

Социальное сиротство как явление обусловлено уклонением или устранением от выполнения родительских обязанностей по отношению к ребенку.

Социальные сироты - это дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, больны, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из воспитательных, лечебных или иных учреждений, а также иные случаи отсутствия родительского попечения. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть разбиты на две большие группы.

Первая – это дети, проживающие в родной семье, однако их родители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности. Достаточных оснований для изъятия этих детей из семьи нет, но для защиты их прав и интересов необходим контроль.

Вторая группа – дети, проживающие вне родной семьи. В свою очередь эта группа делится на две подгруппы. В первую подгруппу входят дети, оставшихся без родительского попечения и помещенные в семью. Во вторую подгруппу входят оставшиеся без родительского попечения дети, находящиеся в интернатных учреждениях, в детских домах и тюрьмах. Именно их чаще всего называют социальными сиротами. К социальным сиротам не хотелось бы отнести усыновленных детей или детей, находящихся под опекой, если опекун в полной мере выполняет свои обязанности. Но это – отдельная, не менее сложная тема и мы ее будем обсуждать в другой раз.

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети - социальные сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт детских домов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь, но пока это отдельные случаи.

Социальное сиротство - явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей. Это проблема не только детей, но и взрослых, ибо они страдают искажением родительского поведения. В обязанности родителей входит - воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях.

Явление это всемирное и повсеместное. Стремительная урбанизация современного общества, социальные потрясения, интенсивная миграция населения во многих странах сопровождается ростом числа брошенных детей. До сих пор остаётся малоизученной и непонятной природа этой аномальной формы материнского поведения. Практика работы с такими женщинами, анализ немногочисленной литературы по проблеме свидетельствует о чрезвычайной сложности взаимодействия социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих важнейшую форму социального поведения женщин - материнство.

Бельгийский комитет по социальным проблемам женщин в 2005 году исследовав аспекты отказа от ребёнка, описал три основные категории бросающих матерей. Первая (наиболее распространенная) - отец ребёнка бросил беременной будущую мать. Вторая - женщина рожает ребёнка от внебрачной связи. Третья категория - женщины с низкой социальной и моральной приспосабливаемостью и с низкой ответственностью.

Приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой ступени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности человека.

Лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье.

Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь.

Дети, изолированные с рождения до шести месяцев навсегда, остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей.

Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению.

Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться.

Сравнение особенностей адаптационных реакций детей, поступающих в детские дошкольные учреждения и дошкольные детские дома показывает, что неблагоприятное течение адаптации в детских домах имеют 55% детей, а в детских садах - 3,4%. Неблагоприятное течение адаптации проявляется в выраженных изменениях психоэмоциональной сферы, вегетативной регуляции, в формировании глубоких нервно - психологических расстройств, нарастании отрицательных эмоций, сложении функциональных возможностей и перенапряжении регуляторных механизмов.

В условиях экономической и политической нестабильности общества проблема адаптации и социализации детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает практическую актуальность. Острота этой проблемы обусловлена, с одной стороны увеличением числа детей данной категории, а с другой - неэффективным функционированием системы социальной поддержки, которая ориентирована в основном на учет первичных потребностей социальных сирот.

Имеет место формальный подход к адаптации и социализации этой группы детей, что усугубляет социальную депривацию ребенка-сироты. Деятельность государственных, общественных организаций, приемных семей и специалистов разрознены, существующая система адаптации и социализации детей, лишенных родительского попечения, - неэффективна.

Поэтому анализ проблем социального сиротства должен осуществляется не только с позиций психологических ограничений, но и в контексте прав человека, социальной этиологии ограничения возможностей, социокультурных оснований и принципов, как адаптации, так и социализации. В связи с этим социально-философский анализ проблемы социального сиротства, процесса адаптации и социализации детей социальных сирот представляется теоретически и практически актуальным. Сегодня социальными сиротами все чаще называют не только детей, но и тех людей у которых наблюдаются проблемы социальной адаптацией - бездомных, душевно больных, инвалидов, бывших зеков, алкоголиков, наркоманов.

С каждым годом увеличивается количество брошенных и неблагоустроенных детей. Маленькие дети, подростки, младенцы – они не выбирают семью, не могут выбрать свою судьбу… Она уже приготовила для них свои испытания.

Дикие условия жизни заставляют детей уходить из дома, но всегда по-разному. Кто-то уходит на вокзалы, кто-то к родственникам, а некоторые начинают жить с животными…

Ярким примером служат две сестрёнки: Амала и Камала. Их нашли в Индии, в волчьем логове. Маленькие девочки вели себя как зверята. Младшая из них вскоре умерла, а старшая дожила до 17 лет, выучила некоторые слова, начала принимать человеческую пищу, но до конца передвигалась на четвереньках.

По данным число граждан, лишенных родительских прав, возросло в прошлом году по сравнению с 2006 - примерно на 14%. Это ужасные цифры, так как, например, в Москве родителей, желающих усыновить детей, насчитывают не более 500 человек.

На конец 2004 года в России насчитывалось 2 млн беспризорных детей, количество детей-сирот и ОБПР ежегодно увеличивается в среднем на 170 тысяч человек, число детей-сирот превысило 800 тысяч, причем 95% из них - социальные сироты, т.е. сироты при живых родителях.

Мало кого волнует, что будет с этими детьми после выпуска из детского дома, а по статистике 10% кончают жизнь самоубийством, 40% становятся преступниками, 40% - наркоманы и алкоголики и только 10% детей находят своё, достойное, место в жизни.

Может люди просто боятся взять на себя ответственность за человека, не родного ему, не кровного? Но ведь родитель не тот, кто родил, а тот кто воспитал, но это в понимании ребёнка. Многие усыновлённые дети безгранично благодарны своим приёмным родителям, которые, так или иначе, спасли их.

Довольно часто молодые семьи усыновляют лишь из-за невозможности родить своего, родного ребёнка. Но ведь иногда намного благородней помочь нуждающемуся человеку…маленькому, беззащитному, уже преданному человечку. Он остался один, не потому что он так захотел, а потому что его родители безответственные люди. Потому что это его судьба. Но ведь вы можете изменить эту самую судьбу. Да, вы не измените мир, не поможете всем детям сразу, но одного ребёнка вы осчастливите, одарите своим теплом и любовью.

Можно привести в пример голливудских звёзд. Эти люди правильно используют свои деньги и возможности, наши же возможности ограничены, но это не означает, что их вовсе нет.

Кстати, нельзя забывать и о детях, родители которых умерли. В большинстве случаев таких детей забирают родственники, близкие друзья семьи, но всё же…

Мы можем помочь этим детям, но что-то всегда останавливает нас. Иногда страх неизвестного, иногда страх быть непонятым, но ведь это всего лишь мелочи…мелочи жизни, порой такие устрашающие, но на самом деле такие глупые и неоправданные.

ПРОБЛЕМА
Социальное сиротство - одна из острейших проблем, которая стоит перед нашим обществом. Чаще всего отказываются от своих детей молодые девушки в возрасте от 15 до 19 лет. Можно обозначить следующие причины этих поступков
Раннее беспорядочное начало половой жизни в подростковой среде стало типичным. Среди лиц, не достигших совершеннолетия, от 40% до 60% живут половой жизнью.В России за последние 30 лет показатель плодовитости женщин моложе 20 лет увеличился с 28,4% до 47,8% (в Москве в 1994 году родило 6000 несовершеннолетних).
Во многом это связано с тем, что подростки в нашей стране темны и безграмотны в области контрацепции. Почти половина из них живет половой жизнью, не предохраняясь от беременности и не подозревая о тех последствиях, к которым это можетпривести.
Физиологическая и психологическая неготовность многих девочек-подростков к вынашиванию ребенка сопровождается высоким числом осложнений беременности и родов, рождением недоношенных, больных и травмированных младенцев. Помимо физической нагрузки, незрелая личность юной беременной, как правило, испытывает глубокие эмоциональные травмы. Почти для трети юных матерей их материнство является настольконежелательным, что они во время беременности совершают криминальные попытки ее прерывания.
Беременность юной женщины вызывает тяжелые конфликты в семьях. Последние зачастую оказываются ни морально, ни материально не готовыми к ее сохранению.
Особенно серьезны последствия беременности юных для рождающихся детей, и одним из самых драматических фактов оказывается то, что большинствоюных матерей бросает своих детей на произвол судьбы. До 15% новорожденных, брошенных в родильных домах, - это дети юных матерей. Примерно такое же количество младенцев, рожденных подростками, "временно" содержится в домах ребенка в связи с неспособностью матери выполнять свои материнские обязанности.
Почему же юные матери с такой частотой и упорством бросают своих детей? С нашей точкизрения, существенным является тот факт, что юные беременные и девочки-матери в нашей стране, несмотря на внешнее безразличие общества к их судьбам, находятся под очень сильным "нравственным" давлением. Боясь отрицательной реакции со стороны родителей, близких, почти 40% девушек скрывают беременность и, таким образом, сохраняя ее, не обращаются к гинекологам. Традиционность уклада многихроссийских семей, сформированность своеобразного "тоталитарного сознания" не только у старшего, но и у среднего поколения с характерным неприятием иной морали, носителем которой становится молодежь, приводит к тому, что беременность юной женщины оказывается в части случаев причиной тяжелых конфликтов в семьях. Очень часто такие конфликты оказываются роковыми и подталкивают юных девушек к уходу из семьи, васоциальные компании, ставят их на путь бродяжничества, проституции и т.д.
Именно в семье закладываются те нравственные нормы и поведенческие стереотипы, которые в последующем трансформируются в драматический опыт женщины, бросающей своего ребенка. Такие семьи характеризует низкая степень социализации отдельных ее членов, высокая распространенность личностных и поведенческих расстройств, психическихзаболеваний, алкоголизма у родителей, низкий образовательный и культурный уровень, терпимость к агрессивным формам поведения, жилищные и материальные затруднения. Намного чаще, чем в среднем по населению, "отказницы" воспитываются в неполной семье.
Возникает вопрос, нет ли каких-то специфических характерологических особенностей личности, которые могли бы нарушить естественное формированиеготовности к материнству. Наши исследования показали, что среди "отказниц" с высокой частотой (более 75%) встречаются женщины с выраженной эмоциональной незрелостью, эмоциональной несдержанностью, низкой толерантностью к стрессам, эгоцентризмом и зависимостью. Поэтому среди мотивов отказа от ребенка иногда даже для взрослых и самостоятельных женщин значительный вес.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Связанные рефераты

Брошенные дети

4 Стр. 19 Просмотры

Кому нужны брошенные дети?

. Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования.

3 Стр. 20 Просмотры

. Для детей четвертого года жизни В начале года во второй младшей группе проводятся описанные.

. ресурсы I. Электронная версия: Хирургические болезни у детей: Учебник/' Под ред.

для детей

. Математические Считалки для Детей *** Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять.

Читайте также: