Доклад на тему автотрансформаторы и область их применения

Обновлено: 18.05.2024

Автотрансформатор является одной из разновидностей обычного трансформатора напряжения, отличаясь от него своей конструкцией, которая даёт автотрансформаторам ряд весомых преимуществ, делая их просто незаменимыми, например, при производстве стабилизаторов напряжения.

Но давайте обо всё по порядку, в этой статье я подробно расскажу о том, что такое автотрансформатор, зачем он нужен, какая у него конструкция и многое другое.

Автотрансформатор - это устройство для изменения напряжения переменного тока при сохранении его частоты, основанное на эффекте электромагнитной индукции, которое имеет одну общую обмотку на магнитопроводе и не менее трёх выводов от неё.

Если простыми словами, то автотрансформаторы – это разновидность обычных трансформаторов напряжения, в которых есть всего одна обмотка, часть витков которой выполняют функцию первичной обмотки, а часть вторичной.

Для лучшего понимания, давайте рассмотрим устройство наиболее распространенного типа автотрансформаторов.

Устройство автотрансформатора

Чаще всего стандартный автотрансформатор представляет собой тороидальный магнитопровод – сердечник, сделанный из электротехнической стали в виде кольца, на который намотана медная проволока – называемая обмоткой.

Устройство автотрансформатора достаточно наглядно показано на изображении ниже:

Устройство Автотрансформатора

В данном примере, вы можете видеть автотрансформатор, к крайним контактам которого подключается источник напряжения переменного тока, к A – фаза , к X – ноль . Все витки проволоки между этими точками считаются первичной обмоткой.

Нагрузка, какой-нибудь электроприбор, которому для работы требуется меньшее напряжение, чем поступает из сети, подключается к выводам a2 и X – витки между этими контактами – это уже вторичная обмотка.

Как видите, у автотрансформатора есть всего одна обмотка, но при этом напряжение, если замерять в различных точках подключения, будет разным, почему оно меняется и как определить насколько (коэффициент трансформации) мы рассмотрим ниже.

Обозначение автотрансформатора на схемах

Кстати, вы довольно легко на любой схеме определите автотрансформатор и отличите его от обычного трансформатора, чаще всего он обозначается вот так:

Обозначение автотрансформатора на схеме

Как видите, схематически у автотрансформатора показаны все его основные элементы: прямая линия - это стальной сердечник, с одной стороны которого расположена единственная обмотка – в виде волнистой линии, от которой идёт несколько отводов.

Перепутать с обычным трансформатором не получится, ведь у него на схеме будет как минимум две обмотки по сторонам от сердечника.

Сравнение схем автотрансформатора с обычным трансформатором напряжения

Более подробно о принципиальных различиях автотрансформатора и обычного трансформатора напряжения, я расскажу во второй части этой статьи.

Принцип работы автотрансформатора

А сейчас, для лучшего понимания основного принципа работы автотрансформаторов, рассмотрим процессы, которые в них происходят.

В качестве примера, мы возьмем автотрансформатор, который может как повышать напряжение на выходе, так и уменьшать его, относительно начального. Общее количество витков медного провода у него, для удобства расчетов, равно 20, выглядит он следующим образом:

Понижающий и повышающий автотрансформатор

Как видите, у такой модели, есть уже четыре точки подключения к общей обмотке: A1, a2, a3 и X .

К контактам A1 и N – подключается источник переменного электрического тока, например, питание стандартной городской электросети, с напряжением(U1), в нашем случае это стандартные 220В. Всего между этими точками 18 витков медной проволоки, этот участок спирали обозначен как W1, он считается первичной обмоткой автотрансформатора.

Что происходит при подаче напряжения на автотрансформатор

При протекании переменного тока по обмотке, в сердечнике (магнитопроводе) автотрансформатора, образуется переменный магнитный поток, который циркулирует по замкнутому магнитному сердечнику, пронизывая ВСЕ витки обмотки.

Проще говоря, при подключении тока к первичной обмотке – в нашем примере к 18 виткам, магнитный поток протекая по сердечнику пронизывает всю обмотку, все 20 витков. Напряжение же на первичной обмотке (в точках подключения A1 и X ) остаётся 220В или, если распределить на каждый виток 220/18 = 12.222… Вольта на каждый.

Теперь, чтобы узнать какое напряжение образуется на всех 20 витках, к точкам a2 и X , подключим нагрузку, какой-нибудь электроприбор – это будет вторичная обмотка автотрансформатора. На схеме условно обозначим нагрузку, некий электроприбор подключеный к этой обмотке, напряжение U2, а число витков между контактами W2 = 20.

Принцип работы повышающего автотрансформатора

Зависимость между обмотками у автотрансформатора, выражается следующей формулой:

U1/w1 = U2/w2 , где U1 напряжение на первой обмотке, U2 напряжение на второй обмотке, w1 число витков первой обмотки, w2 число витков второй обмотки.

Из этой формулы следует что напряжение на вторичной обмотке изменяется относительно напряжения первичной обмотки, пропорционально разнице витков. В нашем примере на один виток первичной обмотки приходится 12.22.. Вольт, у вторичной же обмотки витков больше на 2, соответственно общее напряжение обмотки выше на 24.44..Вольта.

Это доказывает нехитрый расcчет:

220 Вольт/18 Витков=U2/20 Витков,

U2 = 220*20/18 = 244.44В

Автотрансформатор, у которого на вторичной обмотке напряжение увеличивается называется повышающий.

Зная зависимость между обмотками, мы можем вычислить коэффициент трансформации, величину, которая позволяет легко определять, изменение входящих параметров (напряжения, сопротивления, силы тока) на вторичной обмотке.

Коэффициент трансформации вычисляется по следующей формуле: U1/U2=w1/w2

В нашем случае получается 220/244,44=18/20=0,9

Теперь давайте посмотрим, как изменится напряжения на оставшихся контактах.

Подключаем нагрузку к контактам a3 и X нашего автотрансформатора, число витков w3 у этой обмотки равно 16, напряжение обозначим как U3.

15 princip raboty ponizhayushhego transformatora

Следуя той же формуле, рассчитываем напряжение:

U1/w1 = U3/w3 = 220/18=U3/16, от сюда следует, что U3 =220*16/18 = 195,55.. Вольт, а коэффициент трансформации U1/U3=w1/w3=220/195,55=18/16=1,125 , эта обмотка понижающая.

Автотрансформатор, у которого на вторичной обмотке напряжение уменьшается называется понижающий.

Теперь, зная коэффициенты трансформации на всех выводах автотрансформатора мы легко сможем определять, например, какое будет напряжение на вторичной обмотке, если изменится напряжение источника электрического тока:

Так, например, при напряжении источника переменного тока на первичной обмотке 200В, у этого трансформатора:

- на контактах a2 и X , при коэффициенте трансформации k1=0,9 напряжением будет U2=200В/0,9= 222,22 В

- на контактах a3 и X , при коэффициенте трансформации k2=1,125 напряжение равняется U3=200/1,125=177,77 В

ПРАВИЛО: Если коэффициент трансформации k>1 – то трансформатор понижающий, если же k1, то повышающий.

Автотрансформатор с несколькими режимами

Чаще всего стандартный автотрансформатор имеет большее количество выводов, чем в нашем примере, большее количество ступеней для регулировки входящего напряжения или тока.

Логическим развитием автотрансформаторов, стало появление так называемых РЕГУЛИРУЕМЫХ АВТОТРАНСФОРМАТОРОВ, у которых нет множество дополнительных отпаек с разным коэфициентом трансформации, а количество витков вторичной обмотки, изменяется путем перемещения подвижного контакта по ней - подробнее об этом читайте ТУТ .

Изменение силы тока в автотрансформаторе

По силе тока есть простое правило - ток в обмотке более высокого напряжения меньше, чем ток в обмотке с более низким напряжением.

Другими словами, если используется понижающий отвод от первичной обмотки автотрансформатора – то ток на вторичной обмотке будет больше, а напряжение ниже и наоборот, если используется повышающий отвод – то ток на вторичной обмотке будет ниже, а напряжение выше.

Мощности же на обеих обмотках примерно одинаковы, поэтому, согласно закону ОМА:

I1U1 = I2U2, где I1 – ток в первичной обмотке, I2 – ток во вторичной обмотке, U1- напряжение в первичной обмотке, U2 – Напряжение во вторичной обмотке.

Соответственно ток, например, в первичной обмотке рассчитывается так: I1 = U2*I2/U1

Зная, как изменяется ток, можно заранее правильно подобрать кабели питания и защитную автоматику.

Теперь, когда вы знакомы с принципом работы автотрансформатора и знаете его конструкцию, давайте рассмотрим какие они бывают, их назначение и места применения, какие у них плюсы и минусы и чем принципиально отличаются от обычных трансформаторов. Всё это и многое другое читайте во второй части этой статьи. Подписывайтесь на нашу группу вконтакте, следите за выходом новых материалов!

С развитием энергетики и связанных с ней электрических сетей для передачи переменного тока, как источника питания для различных устройств, возникла необходимость в приборах, изменяющих величину напряжения. Такими универсальными электромагнитными устройствами, позволяющими повышать или понижать исходное напряжение до требуемой величины, стали трансформаторы.

Со временем, для обеспечения стабильной работы электроприборов, преимущественно бытового назначения, возникла необходимость плавного регулирования напряжения. Это стало возможным после того, как был изобретён автотрансформатор – устройство, в котором вторичная обмотка является составной частью первичных витков.

Что такое автотрансформатор?

Из школьного курса физики известно, что простейший трансформатор состоит из двух катушек, намотанных на железные сердечники. Магнитным полем переменного тока, запитанного через выводы первичных обмоток, возбуждаются электромагнитные колебания во второй катушке, с аналогичной частотой.

При подключении нагрузки, к выводам рабочей обмотки, она образует вторичную цепь, в которой возникает электрический ток. При этом напряжение в образованной электрической цепи связано прямо пропорциональной зависимостью с количеством витков обмоток. То есть: U1/U2 = w1/w2 , где U1, U2 – напряжения, а w1, w2 – количество полных витков в соответствующих катушках.

Схема обычного трансформатора и автотрансформатора

Рисунок 1. Схема обычного трансформатора и автотрансформатора

Немного по-другому устроен автотрансформатор. Он, по сути, состоит из одной обмотки, от которой сделано один или несколько отводов, образующих вторичные витки. При этом все обмотки образуют между собой не только электрическую, но и магнитную связь. Поэтому, при подаче электрической энергии на вход автотрансформатора, возникает магнитный поток, под действием которого происходит индукция ЭДС в обмотке нагрузки. Величина электродвижущей силы связана прямой пропорциональностью с числом витков, образующих нагрузочную обмотку, с которой снимается напряжение.

Таким образом, формула, приведённая выше, справедлива и для автотрансформатора.

Из основной обмотки можно отводить большое количество выводов, что позволяет создавать комбинации для снятия различных по величине напряжений. Это очень удобно на практике, так как понижение напряжения часто требуется для питания нескольких блоков электроприборов, использующих различные напряжения.

Отличие автотрансформатора от обычного трансформатора

Как видно из описания автотрансформатора, главное его отличие от обычного трансформатора – отсутствие второй катушки с сердечником. Роль вторичных обмоток выполняют отдельные группы витков, имеющих гальваническую связь. Эти группы не требуют отдельной электрической изоляции.

У такого устройства есть определённые преимущества:

  • сокращён расход цветных металлов, используемых на изготовление такого оборудования;
  • передача энергии осуществляется путём воздействия электромагнитного поля входного тока, и благодаря электрической связи между обмотками. Следовательно, потеря энергии оказывается ниже, поэтому у автотрансформаторов наблюдаются более высокие КПД;
  • малый вес и компактные габариты.

Несмотря на конструкционные различия, принцип работы этих двух типов изделий остаётся неизменным. Выбор типа трансформатора зависит, прежде всего, от целей и задач, которые приходится решать в электротехнике.

Типы автотрансформаторов

В зависимости от того в каких сетях (однофазных или трёхфазных) требуется изменить напряжение, используют соответствующий тип автотрансформаторов. Они бывают однофазными либо трёхфазными. Для трансформации тока с трёх фаз можно установить три автотрансформатора, предназначенных для работы в однофазных сетях, соединив их выводы треугольником или звёздочкой.

Схема соединений обмоток трансформатора

Схема соединений обмоток трансформатора

Существуют типы лабораторных автотрансформаторов, позволяющих плавно изменять значения по выходному напряжению. Такой эффект достигается путём перемещения ползунка по поверхности открытой части однослойной обмотки, наподобие принципа работы реостата. Витки проволоки наносятся вокруг кольцеобразного ферромагнитного сердечника, по окружности которого и перемещается контактный ползунок.

Автотрансформаторы подобного типа массово применялись на просторах СССР в эпоху массового распространения ламповых телевизоров. Тогда напряжение сетей было нестабильно, что вызывало искажения изображений. Пользователям этой несовершенной техники приходилось время от времени подстраивать напряжение до уровня 220 В.

До появления стабилизаторов напряжения, единственной возможностью достичь оптимальных параметров питания для бытовой техники того времени, было применение ЛАТР. Данный тип автотрансформаторов используется и сегодня в различных лабораториях и учебных заведениях. С их помощью осуществляется наладка электротехнического оборудования, тестируется аппаратура с высокой чувствительностью и выполняются другие задачи.

В специальном оборудовании, где нагрузки незначительны, применяются модели автотрансформаторов ДАТР.

Автотрансформатор ЛАТР

Автотрансформатор ЛАТР

Существуют также автотрансформаторы:

  • малой мощности, для работы в цепях до 1 кВ;
  • среднемощные агрегаты (больше 1 кВ);
  • высоковольтные автотрансформаторы.

Следует заметить, что с целью безопасности ограничено использование автотрансформаторов в качестве силовых трансформаторов, для снижения до 380 В напряжений, превышающих 6 кВ. Это связано с наличием гальванической связи между обмотками, что не безопасно для конечного потребителя. При авариях не исключено, что высокое напряжение попадёт на запитанное оборудование, что чревато непредсказуемыми последствиями. В этом кроется основной недостаток автотрансформаторов.

Обозначение на схемах

Отличить автотрансформатор на схеме от изображения обычного трансформатора очень легко. Признаком является наличие единственной обмотки связанной с одним сердечником, обозначенным жирной линией на схемах. По одну или по обе стороны этой лини схематически изображены обмотки, но в автотрансформаторе все они соединены друг с другом. Если на схеме витки изображены автономно, то речь идёт об обычном трансформаторе (см. рисунок 1).

Устройство и конструктивные особенности

Как было отмечено выше, автотрансформатор состоит из одной катушки. Её наматывают на обычный или на тороидальный сердечник.

Тороидальный трансформатор

Тороидальный трансформатор

В силу конструктивных особенностей у него отсутствуют гальванические развязки между цепями, что может привести к поражению высоковольтным током. Поэтому понижающий автотрансформатор, ввиду его повышенной опасности, требует принятия дополнительных мер по защите от поражения электротоком. Работа с ним допускается при условии строгого соблюдения правил безопасности.

Принцип действия автотрансформатора

Несмотря на особенности строения обмоточной части агрегата, его принцип действия очень напоминает работу обычного трансформатора. По такому же принципу во время циркуляции переменного тока возникает магнитный поток в сердечнике. Его действие на обмотку характеризуется появлением на каждом отдельном витке равновеликой электродвижущей силы. Суммарная ЭДС на отрезке обмотки равна сумме величин токов всех отдельно взятых витков.

Особенностью является то, что по обмотке циркулирует ещё и первичный ток, который оказывается в противофазе к индукционному потоку. Результирующие значения этих токов на участке обмотки, предназначенной для потребителя, получаются меньшими (для понижающего тр.) чем параметры поступающего электричества.

Схема понижающего автотрансформатора

Схема понижающего автотрансформатора

Соотношение величин ЭДС выражается формулой: E1/E2 = w1/w2 = k , где E – ЭДС, w – количество витков, k – коэффициент трансформации.

Учитывая то, что падение напряжений в обмотках трансформатора невелико – его можно не учитывать. В таком случае равенства: U1 = E1; U2 = E2 можно считать справедливыми. Таким образом, приведённая выше формула приобретает вид: U1/U2 = w1/w2 = k, то есть, соотношение напряжений к числу витков такое же, как и для обычного трансформатора.

Не вдаваясь в подробности, заметим, что отношение силы тока верхней катушки к току нагрузки, как и для обычного трансформатора, выражается формулой: I1/I2 = w2/w1 = 1/k. Отсюда следует, что поскольку в понижающем трансформаторе w2

Автотрансформаторыиспользуются для повышения или понижения напряжения. Существуют автотрансформаторы, которые благодаря возможности плавного регулирования напряжения используются в лабораториях (ЛАТР). Используются не только в лабораториях при тестировании оборудования и его наладке, но и во многих бытовых устройствах. Также эти автотрансформаторы используются для поддержания номинального напряжения при разных нагрузках в ручном режиме. В отличие от обычных автотрансформаторов, лабораторные ЛАТР имеют подвижный контакт в обмотке. Это позволяет менять количество витков, которые включены во вторичную цепь – выходное напряжение от 0 до максимума, который поддерживает сам ЛАТР. Такие автотрансформаторыимеют, как и другие, один недостаток. Они не могут обеспечить электрическую развязку высоко- и низковольтной сторон. При этом есть возможность исключить этот недостаток - использовать безопасный источник переменного тока с возможностью его регулирования. Существует несколько запретов при использовании трансформаторов. Рассмотрим некоторые из них. Нельзя продолжать использовать автотрансформаторили устройства при подозрении проблем с ними, таких как: возгорание изоляции (появление дыма или запаха), повреждение в соединителях, появление вибраций или шума, наличие трещин корпуса. При использовании автотрансформаторов, работа которых контролируется, их ни в коем случае нельзя оставлять их без присмотра. Запрещается к автотрансформатору, вне зависимости находится ли он отдельно или в каком-либо устройстве, подключать электродвигатели, потребляемый ток которых больше 70% предельного тока нагрузки самого автотрансформатора. Также нельзя подключать выходные клеммы данного трансформатора к электропитанию. Противопоказано помещать какие-либо предметы или приборы на автотрансформаторах, накрывать их, закрывать вентиляционные отверстия, а также использовать в открытом виде, тем более в помещениях с химически активной средой, которая разрушает металлы и изоляцию. При необходимости производить какие-либо работы со вскрытым автотрансформатором, устройство использующее трансформатор или сам трансформатор, в любом случае обязательно отключают от сети.
Автотрансформаторы широко используют в отопительных приборах, кондиционерах, в машиностроении, технологических процессах, для сигнализационных систем и т.п. Это применение объяснимо, когда есть необходимость в управлении несколькими электромагнитными нагрузками, напряжение в сети отличается от требуемого значения и т.п.
Широкое применение получили в наше время трехфазные автотрансформаторы, обмотки которых соединяются в форме звезды. Часто применяются такие автотрансформаторы в бытовой технике и автоматике.Автотрансформаторыс большей мощностью применяются для запуска более мощных двигателей переменного тока.

Автотрансформаторыиспользуются для повышения или понижения напряжения. Существуют автотрансформаторы, которые благодаря возможности плавного регулирования напряжения используются в лабораториях (ЛАТР). Используются не только в лабораториях при тестировании оборудования и его наладке, но и во многих бытовых устройствах. Также эти автотрансформаторы используются для поддержания номинального напряжения при разных нагрузках в ручном режиме. В отличие от обычных автотрансформаторов, лабораторные ЛАТР имеют подвижный контакт в обмотке. Это позволяет менять количество витков, которые включены во вторичную цепь – выходное напряжение от 0 до максимума, который поддерживает сам ЛАТР. Такие автотрансформаторыимеют, как и другие, один недостаток. Они не могут обеспечить электрическую развязку высоко- и низковольтной сторон. При этом есть возможность исключить этот недостаток - использовать безопасный источник переменного тока с возможностью его регулирования. Существует несколько запретов при использовании трансформаторов. Рассмотрим некоторые из них. Нельзя продолжать использовать автотрансформаторили устройства при подозрении проблем с ними, таких как: возгорание изоляции (появление дыма или запаха), повреждение в соединителях, появление вибраций или шума, наличие трещин корпуса. При использовании автотрансформаторов, работа которых контролируется, их ни в коем случае нельзя оставлять их без присмотра. Запрещается к автотрансформатору, вне зависимости находится ли он отдельно или в каком-либо устройстве, подключать электродвигатели, потребляемый ток которых больше 70% предельного тока нагрузки самого автотрансформатора. Также нельзя подключать выходные клеммы данного трансформатора к электропитанию. Противопоказано помещать какие-либо предметы или приборы на автотрансформаторах, накрывать их, закрывать вентиляционные отверстия, а также использовать в открытом виде, тем более в помещениях с химически активной средой, которая разрушает металлы и изоляцию. При необходимости производить какие-либо работы со вскрытым автотрансформатором, устройство использующее трансформатор или сам трансформатор, в любом случае обязательно отключают от сети.
Автотрансформаторы широко используют в отопительных приборах, кондиционерах, в машиностроении, технологических процессах, для сигнализационных систем и т.п. Это применение объяснимо, когда есть необходимость в управлении несколькими электромагнитными нагрузками, напряжение в сети отличается от требуемого значения и т.п.
Широкое применение получили в наше время трехфазные автотрансформаторы, обмотки которых соединяются в форме звезды. Часто применяются такие автотрансформаторы в бытовой технике и автоматике.Автотрансформаторыс большей мощностью применяются для запуска более мощных двигателей переменного тока.

Автотрансформаторы нашли самое широкое применение в электротехнике, промышленности, различных мастерских и лабораториях, а также в быту, всюду, где нужно устойчивое с минимальными колебаниями напряжение электрического тока при определенных скачках входного напряжения. В качестве иллюстрации можно привести следующий пример. Люди старшего поколения помнят, что отечественные телевизоры, особенно цветные, были очень чувствительных к перепадам напряжения, поэтому их включение осуществлялось через автотрансформаторы, а позже через автостабилизаторы напряжения.

Содержание работы

Введение
Понятие трансформатор и автотрансформатор
Отличие трансформатора и автотрансформатора
Назначение, устройство и принцип действия автотрансформаторов
Преимущества и недостатки автотрансформаторов
Условия применения автотрансформаторов
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Автотрансформатор.docx

Содержание

Введение

  1. Понятие трансформатор и автотрансформатор
  2. Отличие трансформатора и автотрансформатора
  3. Назначение, устройство и принцип действия автотрансформаторов
  4. Преимущества и недостатки автотрансформаторов
  5. Условия применения автотрансформаторов

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Без трансформаторов просто невозможно представить работу любого предприятия, они прочно вошли в наш быт и нашу жизнь. Конструкторы и разработчики-электротехники разрабатывают новые конструкции трансформаторов с применением новых электротехнических материалов, добиваясь снижения потерь при трансформации напряжения и повышения КПД.

Еще в давнее время физики обратили внимание на тот факт, что при небольших коэффициентах трансформации гораздо эффективнее применение принципа автотрансформации по сравнению с обычным принципом работы трансформаторов. Современный автотрансформатор представляют собой электротехническое устройство, имеющий в отличие от обычных трансформаторов, всего лишь одну обмотку, часть которой является одновременно первичной и вторичной обмоткой. В результате такого принципа входное и выходное напряжение имеют между собой не только магнитную, но и электрическую связь, снижая при этом потери электроэнергии до минимума. В зависимости от назначения автотрансформаторы выпускаются однофазными и трехфазными.

Автотрансформаторы нашли самое широкое применение в электротехнике, промышленности, различных мастерских и лабораториях, а также в быту, всюду, где нужно устойчивое с минимальными колебаниями напряжение электрического тока при определенных скачках входного напряжения. В качестве иллюстрации можно привести следующий пример. Люди старшего поколения помнят, что отечественные телевизоры, особенно цветные, были очень чувствительных к перепадам напряжения, поэтому их включение осуществлялось через автотрансформаторы, а позже через автостабилизаторы напряжения.

Читайте также: