Доклад на тему авторитет и способы его поддержания

Обновлено: 04.07.2024

Успешная работа требует согласованности действий всех ее участников. Это возможно только при условии единого руководства, подчинения всех работников единой воле. Однако такое единство не может возникнуть случайно: его необходимо организовать, активизировать и поддерживать деятельность отдельного работника и группы.

Руководитель должен знать те силы и средства, с помощью которых это можно сделать.

Каждый раз, когда руководитель дает указания исполнителю или группе исполнителей, то он предполагает, что его указание полностью отразится в сознании людей и сразу же последуют желаемые действия. Но в жизни так бывает не всегда. Даже при более или менее полном осознании человеком своих задач и функций может не последовать ожидаемых действий. Для этого нужны определенные усилия руководителя, которые способны повлиять на поведение людей.

1. Влияние

Влияние — это использование конкретных средств, с помощью которых одно лицо вносит изменение в поведение, отношение и т.д. другого лица. Средства могут быть самые разнообразные: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа; от высказывания идей до насилия.

Руководитель должен представлять эффект своего влияния на поведение будущего исполнителя. В результате руководитель и исполнитель усваивают схожую или несхожую манеру поведения на будущее.

Влияние зиждется на обращении к активным потребностям исполнителя.

Никто не может влиять на людей в любых ситуациях. Влияние зависит от конкретной ситуации, от способностей руководителя, а также от той личности, на которую оказывается влияние. Руководитель зависит от своего непосредственного начальника, от подчиненных и коллег. Без содействия этих людей, представляющих собой часть окружающей среды руководителя, он не может влиять и осуществлять свои функции.

Руководитель должен оказывать влияние на подчиненных таким способом, который побуждает их к действию, к фактическому труду, к подчинению, необходимому для достижения целей фирмы. Для того чтобы влияние было действенным, руководитель должен осознать интересы фирмы и свои ролевые возможности, проявить волю и использовать власть. Чтобы влиять, необходимо имеет основу влияния — власть.

2. Власть

Власть — это способность влиять на поведение других людей, возможность оказывать воздействие на их деятельность с помощью какого-либо средства: воли, принуждения, поощрения, внушения, интриги и т.д.

Обычно руководитель имеет власть над подчиненными, потому что они зависят от него в таких вопросах, как содержание рабочего задания, повышение зарплаты, повышение в должности и т.д. Однако в некоторых случаях подчиненные имеют власть над руководителем, так как он зависит от них в таких вопросах, как сотрудничество, получение достоверной информации и т.д.

Успешный руководитель всегда будет соблюдать баланс власти над подчиненными и своей зависимости от них. Осуществляя власть, он будет заботиться о реализации групповых целей, о помощи группе в средствах их достижения.

3. Формы власти

Власть может принимать разнообразные формы. Основы власти можно представить в виде четырех главных форм:

  1. Власть, основанная на принуждении;
  2. Власть, основанная на вознаграждении;
  3. Должностная (традиционная) власть;
  4. Власть авторитета.

3.1. Власть, основанная на принуждении

Это влияние через страх. Исполнитель верит, что влияющий может наказать, лишив потребности, или вообще сделать какие-то неприятности. Поэтому через страх люди сознательно или бессознательно разрешают на себя влиять.

Обычно страх ассоциируется с насилием, с физической болью. Но это далеко не единственный механизм страха. Например, страх потерять интересную и хорошо оплачиваемую работу свойственен, кажется, всем.

В определенных обстоятельствах можно так легко и успешно использовать страх: намек на увольнение или понижение в должности обычно дает немедленные результаты.

Но для компетентного подчиненного такие грубые приемы не так страшны. Гораздо чаще страх, нагоняемый на такого подчиненного, направлен не на его материальные интересы, а на его самолюбие. Например, вскользь брошенное замечание, что другой уже давно справился бы с таким заданием, унижает и может вселить страх.

Влияние через страх действует только в том случае, если человек нарушает регламентированное поведение. Поэтому, чтобы использовать такой инструмент как страх, необходимо иметь систему контроля.

Исследования показывают, что трудовой коллектив, где используется власть, основанная на принуждении, скорее всего характеризуется менее высокой производительностью труда и более низким качеством продукции.

3.2. Власть, основанная на вознаграждении

Обещание вознаграждения — один из самых старых и часто самых действенных способов влияния на других людей. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.

Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление ожиданий подчиненного. Он не сопротивляться этому влиянию, и руководитель добивается от него желаемого поведения.

Чтобы влиять на поведение, вознаграждение должно восприниматься как достаточно ценное, то есть оно должно быть адекватно согласию на влияние. Эта воображаемая адекватность является главным преимуществом власти, основанной на вознаграждении.

Руководитель должен правильно оценить то, что в глазах подчиненного является вознаграждением, и фактически предложить его ему. Однако на практике у руководителя есть масса ограничений в возможности выдавать вознаграждение. Фирма имеет ограниченное количество ресурсов на поощрение. Поэтому успешный руководитель должен научиться использовать и другие способы влияния.

3.3. Должностная власть

Должностная власть определяется существующей системой субординации (соподчинения) и совокупностью функций, прав и обязанностей в структуре управления. Она определяется предоставлением руководителю полномочий по принятию и реализации управленческих решений, изданию нормативных актов, по принуждению подчиненных к их исполнению.

Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми. Эти основы власти являются инструментами, с помощью которых руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей фирмы.

Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг подчиняться им. Это влияние стало традицией, в результате которой подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя.

Бесперебойное функционирование фирмы прямо зависит от готовности подчиненных по традиции признавать законную власть руководителя. Но такое влияние возможно до тех пор, пока руководитель способен удовлетворить потребности подчиненного. Система, основанная на традициях, рухнет, если не даст своим лояльным сторонникам тепло и защищенность.

Традиция особенно важна для формальных трудовых коллективов. Возможность поощрять и наказывать укрепляет полномочия руководителя отдавать приказы. С помощью традиции повышается быстрота и предсказуемость влияния и значительно упрощается принятие многих решений.

Традиция обладает огромным преимуществом — безличностью. Исполнитель реагирует не на человека, а на должность. Это повышает стабильность, так как функционирование фирмы не зависит от жизни или способностей какой-то одной личности.

3.4. Власть, основанная на авторитете

Одной из форм осуществления власти является авторитет — положительная оценка достоинств руководителя и убежденность подчиненных в правильности и точности принимаемых им решений.

Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Исполнитель верит, что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят ему удовлетворить потребность.

Авторитет основан на двух источниках:

  1. на вере в личностные особенности человека, его престиж;
  2. на вере в способности человека, его деловые качества.

Без авторитета нет достойного руководителя. Отсутствие или недостаток авторитета вызывает массу сложностей во взаимоотношениях руководителя с подчиненными.

Авторитет руководителя основан на доверии подчиненных:

  1. на убеждении доброжелательного отношения к подчиненным;
  2. на убеждении, что руководитель обладает широким кругозором;
  3. на уверенности в том, что руководитель принимает решения в некоторых случаях потому, что он лучше знает вопрос, чем подчиненные, а в других случаях привлекает для этого подчиненных.

Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. На уровне подсознания подчиненный отождествляет себя с руководителем. Это удовлетворяет его потребность в принадлежности и уважении.

Вот некоторые характеристики харизматических личностей:

  1. Обмен энергией. Создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих людей;
  2. Внушительная внешность. Лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится;
  3. Независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению эти люди не полагаются на других;
  4. Хорошие риторические способности. У них есть умение говорить и способность к межличностному общению;
  5. Восприятие восхищения своей личностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают восхищение ими, не впадая в надменность и себялюбие;
  6. Достойная, уверенная манера держаться. Они выглядят собранными и владеющими ситуацией.

Подчинение является сознательным и логичным, потому что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят удовлетворить им свои потребности. Влияние руководителя достигается благодаря его видимым достижениям. Разумная вера в руководителя заставляет повиноваться ввиду убеждения в правильности и точности его распоряжений.

Возрастающая сложность технологий ускорила и усилила использование разумной веры как механизма влияния на современных предприятиях. Некоторые исследования показали, что если группе людей только скажут, что один из них является специалистом (экспертом) в определенной сфере деятельности, то группа скорее будет следовать рекомендациям этого человека.

Принимая на веру мнения специалистов, линейный руководитель таким образом высвобождает свое время. Отказ принять совет специалистов на веру может означать, что линейный руководитель больше заботится о защищенности своей персоны, чем об удовлетворении более высоких потребностей своих подчиненных.

В некоторых случаях влияние разумной веры может изменить баланс власти руководителя и подчиненного, поскольку руководителю нужна информация и рекомендации подчиненного. По меньшей мере, временно у подчиненного может оказаться больше власти, чем в похожей ситуации у руководителя. Возможно, и сам руководитель на первых порах работы в этой должности окажется под сильным влиянием разумной веры авторитета специалистов и примет на веру многое из того, что скажут ему подчиненные.

4. Влияние путем сотрудничества

Все более высокий образовательный уровень исполнителей во многих случаях ликвидировал интеллектуальный разрыв между руководителем и подчиненными. С годами социальные и финансовые различия между людьми также уменьшились. Следовательно, становится все труднее основывать власть только на принуждении, вознаграждении, традиции или авторитете.

Две формы влияния, которые могут побудить подчиненного к активному сотрудничеству, — убеждение и участие. Современные руководители могут стать более успешными руководителями, если они будут совершенствовать свои навыки в этих двух формах влияния.

4.1. Влияние путем убеждения

Убеждение — это эффективная передача своей точки зрения другому. Руководитель заставляет подчиненного поверить в необходимость выполнения работы самостоятельно. Он признает квалификацию подчиненного, доверяет ему как специалисту и выражает уверенность, что все будет сделано в срок и качественно.

Используя убеждение, руководитель молчаливо допускает, что подчиненный обладает какой-то долей власти, которая может уменьшить возможность руководителя действовать. Другими словами, руководитель признает свою зависимость от подчиненного.

Убеждение влияет тем, что доводит до сознания подчиненного тот факт, что, выполнив желание руководителя, он удовлетворяет как специалист свою собственную потребность. Для убеждения руководитель использует логику и эмоции в зависимости от ситуации и расположенности подчиненного.

Некоторые методы влияния путем убеждения можно схематично представить следующим образом:

  • постарайтесь точно определить потребности подчиненного и апеллируйте к этим потребностям;
  • говорите, сообразуясь с интересами подчиненного, а не своими собственными;
  • при разговоре постарайтесь вызвать доверие и ощущение надежности.

4.2. Влияние через участие

Влияние через участие идет даже дальше, чем убеждение в признании власти и способностей подчиненного. Здесь руководитель просто направляет усилия на совместную работу. Это способствует обмену информацией и объединению усилий в единую позицию, в которую оба искренне будут верить.

Влияние через участие имеет успех потому, что люди, вдохновленные потребностями высокого уровня, как правило, работают усерднее всего на ту цель, которая была сформулирована с их участием.

Участие в принятии решений совершенно явно апеллирует к потребностям более высокого уровня — потребностям власти, компетенции, успеха, самовыражения.

Поэтому такой подход нужно использовать только в тех случаях, когда такие потребности являются активными мотивирующими факторами, и при условии, что можно положиться на то, что подчиненный будет работать на решение задачи, которую он сам выбрал.

К сожалению, исследования показали, что участие в управлении подходит не для всех ситуаций. Исполнители, которые не любят неясности, не очень склонны к индивидуализму и предпочитают четко регламентированные задания, лучше всего работают в более контролируемых условиях. Одной из причин, почему участие в управлении распространено не так широко, может быть и тот факт, что руководители не хотят отказываться от своих традиционных полномочий и прерогатив.

5. Практическое использование влияния

Чтобы побудить других к работе (особенно творческой и вдохновенной), руководителю бывает недостаточно только власти. Чтобы влияние через власть было достаточно сильным, необходимо наличие следующих условий:

  • подчиненный должен рассматривать влияние как источник удовлетворения (неудовлетворения) какой-то своей потребности;
  • подчиненный должен высоко ценить ту потребность, к которой апеллирует руководитель;
  • подчиненный должен считать достаточно высокой вероятность удовлетворения потребности в случае решения поставленной задачи;
  • подчиненный должен верить, что его усилие будет справедливо оценено руководителем.

Открыт набор на уникальный курс повышения квалификации по управленческому учету, в котором своим опытом делятся не один, а три преподавателя-практика.

Эффективное взаимодействие с другими людьми – это необходимое условие успеха в любой деятельности. И важным фактором этого взаимодействия является авторитет. Без него невозможно стать лидером, успешным организатором, да и просто работать в команде. Авторитет – это то, что позволяет нам оказывать влияние на других людей.

Авторитет с точки зрения психологии

Социальная психология рассматривает авторитет как форму влияния на людей, основанную на уважении и доверии. Фактор веры побуждает людей некритически воспринимать информацию, исходящую от авторитета, и основным рычагом управления в этом случае является не принуждение, а убеждение. Поэтому хоть авторитет и рассматривают как форму власти, но делают это с оговорками. Ведь люди добровольно признают за авторитетом право управлять ими и принимать решения.

В разных социальных группах набор качеств, необходимых для получения влияния, может быть разным. Так, в сообществе мальчиков-подростков главную роль играет уверенность в себе, независимость, смелость и даже наглость. А в профессиональном коллективе обязательными являются организаторские способности, чувство ответственности и профессионализм.

Большинство членов группы обладает авторитетом, только разного уровня. Исключение составляют отверженные и изолированные, которые не смогли завоевать уважение одногруппников.

Авторитет как инструмент власти

Власть – это одно из наиболее привлекательных для человека социальных явлений. Власть над своим телом, своими желаниями, власть над природой и, конечно, другими людьми. Она позволяет человеку ощутить собственное могущество и превосходство над окружающими.

Одним из наиболее эффективных инструментов власти является авторитет, который обеспечивает практически безоговорочное подчинение его носителю. Это связано с положительной оценкой обладающего авторитетом человека и убежденностью правильности принимаемых им решений. Такому человеку хочется доверять и подчиняться.

Правда, в зависимости от характера власти формирование авторитета идет разными путями. Различают формальный и неформальный аспекты власти и, соответственно, авторитет лидера и руководителя.

Авторитет лидера

Этот вид влияния основан на личных качествах человека. Лидер обладает совокупностью особенностей, притягивающих к нему людей и обеспечивающих ему высокий социальный статус и, соответственно, авторитет. Можно назвать следующие личностные качества, необходимые, чтобы завоевать авторитет:

  • уверенность в себе, убежденность в своей правоте и своей силе;
  • высокий уровень энергии, стремление к деятельности, направленной на достижение значимых целей;
  • обладание харизмой – яркой индивидуальностью, связанной с одаренностью, особыми способностями, в первую очередь, в интеллектуальной и социальной сферах;
  • хорошие организаторские и коммуникативные способности, развитая риторика и умение убеждать;
  • принятие своего высокого статуса, потребность в социальном признании и даже в восхищении окружающих.

Без этих качеств и способностей невозможно стать действительным авторитетным лидером, человеком, за которым люди признают право на власть, то есть право принимать решения и управлять ими.

Авторитет руководителя

Руководитель, в отличие от лидера, получает власть, так сказать, в готовом виде. В основе его права влиять на людей лежат формальные законы, положения, постановления и т. д. По сути дела, руководитель может влиять на людей и не обладая авторитетом, для этого у него есть инструменты принуждения и поощрения. Например, он может понизить или повысить человека в должности, выдать премию или перевести на менее престижную работу.

Руководитель имеет полномочия управления, делегированные ему высшей властью. Поэтому нередко руководители не обладают авторитетом вовсе. А если авторитет все же имеется, то основан он не на личных качествах. Это прежде всего авторитет статуса. Люди привыкли считать, что те, кто обладает формальной властью, достигли поста руководителя, заведомо умнее, профессиональнее обычных членов группы, и, следовательно, имеют право принимать решения и руководить. Лишившись своей должности, такой руководитель быстро утрачивает и авторитет.

Бывает, конечно, ситуация, когда руководитель обладает одновременно и неформальным авторитетом, то есть является одновременно и лидером. Эта самый лучший, самый эффективный вариант для успешной деятельности группы. К тому же он является условием позитивного психологического климата и помогает решать внутренние конфликты. Но к сожалению, такая ситуация встречается далеко не всегда. Ведь уже обладая влиянием статуса, руководитель часто не хочет прилагать усилия для завоевания еще и личного авторитета.

Виды авторитета

Быть авторитетным членом сообщества престижно, и завоевать этот высокий статус стремятся многие. А есть личности, которые в силу особенностей характера буквально одержимы стремлением к власти. Пути приобретения влияния на людей могут быть разные, и в зависимости от них выделяют разные виды авторитета.

Подлинный и ложный (мнимый) авторитет

Доверие

Подлинный авторитет – это следствие конструктивной деятельности человека и того уважения, которое испытывают к нему другие члены социума. Формирование авторитета этого типа требует не только немалых усилий и затрат времени, но и личностных качеств, о которых говорилось выше.

Нередко бывает, что стремление к власти, желание управлять людьми и извлекать из этого пользу упирается в отсутствие авторитета. Не все готовы жертвовать своим временем и интересами ради того, чтобы заслужить уважение. Если подобные люди лишены еще и нравственных принципов, то они идут к завоеванию авторитета обходными путями: используют манипулирование, интриги, лицемерие, распускание слухов и разжигание межличностных конфликтов.

Известный психолог Э. Берн охарактеризовал такие действия как социальные игры. Нередко с помощью таких нечестных приемов человеку удается если не заслужить уважение, то хотя бы получить влияние на людей. Это и есть ложный или мнимый авторитет, который, по сути, является не авторитетом, а лишь временным преимуществом человека, сумевшего обманным путем вскарабкаться по лестнице статусов.

Рациональный и иррациональный авторитет

Эту классификацию ввел один из лидеров психоанализа Э. Фромм.

Рациональный авторитет опирается на доводы разума, на рациональную оценку качеств, способностей и опыта личности. Главную роль в формировании этого вида авторитета играет уровень компетенции – чем он выше, тем устойчивее влияние человека в определенной сфере, тем авторитетнее его мнение и тем больше доверия к нему.

Так, если мы приглашаем специалиста для настройки нашего компьютера, то нас интересует прежде всего его компетенция и профессиональный опыт. Специалисту высокого уровня мы доверяем, и он для нас является авторитетом в данной области. Но только именно в этой области. Мы не будем ждать от него советов о том, как воспитывать детей или как мариновать мясо для шашлыка.

Следовательно, рациональный авторитет не носит всеобщего характера и имеет отношение не столько к личным качествам, сколько к профессиональным. Еще одной особенностью рационального авторитета является его толерантность к критике. Более того, этот тип влияния предполагает постоянное подтверждение уровня компетентности и доказательства профессионализма на деле.

Иррациональный авторитет – это влияние власти и статуса. Он не требует осмысления и не терпит критики. Так, люди часто считают, что тот, кто выше их по статусу, заведомо умнее, опытнее, авторитетнее. Поэтому начальник, представитель власти уже в силу своего статуса и прав является авторитетом. Это и есть иррациональный авторитет, и любая попытка серьезного анализа и оценки действий авторитарной личности может привести к разочарованию в ней.

Но многие люди не хотят задумываться, анализировать действия властей, так как им удобнее и проще иррационально им доверять, перекладывать на плечи авторитарных личностей и решение своих проблем, и ответственность за эти решения.

Как завоевать авторитет

  • Шаг 1. Самоанализ и самооценка. Это серьезное осмысление своих личных и профессиональных качеств и оценка их с точки зрения значимости и привлекательности для окружающих. Для этого необходима рефлексия – умение посмотреть на себя со стороны. Чтобы облегчить себе задачу, можно выписать все значимые для завоевания уважения качества и оценить их наличие у вас по десятибалльной шкале.
  • Шаг 2. Саморазвитие. Оценив качества, необходимые для завоевания авторитета, выберите те, что считаете наиболее важными, и составьте план их развития.
  • Шаг 3. Коммуникация. Невозможно завоевать авторитет, не взаимодействуя с людьми. Это необходимо и для налаживания контактов, и для демонстрирования своих личных и профессиональных качеств. Поэтому оцените свои коммуникативные качества, и если они недостаточно развиты, поработайте над этим.
  • Шаг 4. Социальная значимость. Для того чтобы завоевать авторитет, нужно стать полезным, значимым для общества. Это требует понимания интересов и целей группы и готовности жертвовать своими интересами ради блага социума. Чем больше группа нуждается в вас, тем выше ваш авторитет.

Ну и еще один совет. Помните, что понять, какие качества необходимы для завоевания авторитета, очень легко. Это то, что мы все ценим в окружающих:

  • открытость и честность;
  • естественность поведения;
  • позитивный настрой;
  • трудолюбие и отзывчивость;
  • умение уважать других и прощать их ошибки.

Будьте строги к себе и снисходительны к окружающим, не стремитесь перекладывать на других ни работу, ни ответственность, и проблемы с завоеванием авторитета у вас не будет.

Послушайте, как интересно авторитет влияет на наше восприятие других людей:

Ирина Герчикова

Ирина Герчикова

Ирина Герчикова запись закреплена

🗣

Авторитет и способы его поддержания

Авторитет – это способность оказывать влияние на мнение и поведение других людей. В каждом коллективе есть авторитетные люди, вызывающие уважение у остальных сотрудников. Авторитет особенно важен для руководителя, ведь без него он не сможет стать настоящим лидером.

Завоевать авторитет окружающих – это только половина дела. Важно еще и поддерживать его. Сделать это помогут следующие советы:
Будьте честны и открыты. Любая ложь подрывает авторитет и уменьшает доверие окружающих.
Умейте признавать ошибки. Если вы ошиблись, не бойтесь признаться в этом. Это вызывает уважение у окружающих.
Проявляйте интерес к жизни сотрудников. Чем больше вы будете интересоваться коллегами, тем легче сможете оказывать влияние на их мнение.
Будьте ответственными. Настоящий руководитель умеет отвечать не только за свои, но и за чужие ошибки. Ответственных людей уважают, им доверяют.
Ищите решения проблем. Если возникла проблема, не ждите, пока кто-то решит ее. Берите инициативу на себя, организовывайте сотрудников, обладающих нужными компетенциями.
Цените и уважайте сотрудников. Руководитель, который с уважением относится к своим подчиненным и ценит их, обязательно будет пользоваться авторитетом.
Следите за своим имиджем. Руководитель должен иметь имидж, подчеркивающий его статус. Одежда, прическа, манера поведения должны соответствовать занимаемой должности.

❗

Авторитет не проявляется в чем-то одном. Это целый комплекс качеств и способностей, которые необходимо развивать и совершенствовать.

Авторитет – это способность человека оказывать влияние на других людей. Такая форма взаимодействия основана на уважении и доверии. Не стоит путать ее с тиранией, которая базируется на страхе.

От авторитета зависит успешность в жизни

От авторитета зависит успешность в жизни

Что это такое

В социальной психологии есть свое объяснение термина авторитет, что это такое и как получить такой статус. В бытовом понимании это слово обозначает человека или организацию, которая имеет большое влияние на общество. В отличие от тирании, признание получается ненасильственным путем. Оно дается за интеллектуальные достижения или моральные качества.

Определение в психологии

В социальной психологии немного иначе раскрывается термин авторитет, это понятие затрагивает социальную сферу. Оно означает особую форму влияния на группу людей.

Важно! Поклонники некритично воспринимают информацию от кумира и безусловно верят ему.

Основной способ управления – это убеждения. Люди добровольно признают власть за авторитетом и согласны следовать за ним. Далеко не каждый индивид умеет пользоваться авторитетом. Такое влияние образуется за счет особых личных качеств и способностей к организации общей деятельности.

Понятие личного авторитета

Под данным термином понимают особое развитие личности, которое достигает высокого уровня. Такой человек вызывает уважение у множества людей. Часто власть подобного вида основывается на харизме, т.е. бессознательной привлекательности.

У человека с личным авторитетом есть особая энергетика, увлеченность, умение говорить эмоционально и вдохновляюще. У него привлекательная внешность, хорошие риторические способности, и он уверен в себе.

Личный авторитет – это синтез врожденных и приобретенных качеств. Подобной формой влияния должен обзавестись каждый руководитель, который хочет стать успешным.

Инструмент власти

Многие люди стремятся занять место лидера, но это непросто сделать. Получить место главного насильственным путем можно, но это не даст полного удовлетворения от наличия власти.

Авторитет в обществе многое значит и дает большие возможности

Авторитет в обществе многое значит и дает большие возможности

Особенность авторитета состоит в том, что люди сами выбирают, за кем следовать и кому верить. Их не нужно принуждать и заставлять. Индивид с такой формой влияния умеет убеждать, и в правильности его решений не приходится сомневаться.

В социальной психологии считается, что авторитет основывается на доверии, уважении, демократии. Именно это полезно для признания себя в качестве лидера. Все остальные методы не будут давать долговременных результатов.

В педагогике тоже важен авторитет, так как от него зависит послушность учеников. Современные дети не будут уважать учителя только из-за разницы в возрасте. Поэтому взрослому придется находить способы добиться расположения школьников.

Основные виды

В психологии выделяют разные формы авторитета. Каждый из них имеет свои особенности проявления. Многие люди хотят получить всеобщее признание, для этого избирают несколько путей.

Мнимый и подлинный

Истинный авторитет человек получает в результате своей конструктивной деятельности. На это у него уходит много времени и сил. У индивида должны быть определенные личностные качества: уверенность, харизматичность, умение убеждать и т.п.

Не всегда человек понимает, какой бывает авторитет, и как его достичь. Некоторые хотят получить быстрый результат. Поэтому они выбирают простой путь: подставы, ложь, интриги, сплетни. В таком случае они возымеют ложную власть. Так у лидера появляется не уважение других людей и признание, а поддержка влиятельных лиц. Его положение очень слабое и в любой момент может пошатнуться. В редких случаях ложный авторитет помогает стать серым кардиналом, но не полноценным руководителем с крепкой властью.

Рациональный и иррациональный

Существует еще одна классификация. Если личность опирается на доводы разума, критично оценивает свои качества и способности, то может получить рациональный авторитет.

Важно! Чем выше уровень профессиональной компетенции, тем серьезнее признание.

Особенность этого вида заключается в том, что человек становится авторитетом в определенной области. Например, педагог может рассказывать, как воспитывать и обучать детей, и его мнение будет ценным. Но, если он начнет объяснять, как насчитывать зарплату, то его слова не будут иметь веса.

Рациональный авторитет позволяет спокойно воспринимать критику

Рациональный авторитет позволяет спокойно воспринимать критику

При иррациональном виде у человека сочетаются власть и статус. Его право быть лидером не обсуждается и просто признается за истину. Попытки объяснить выбор не приводят к успеху. Часто таким авторитетом наделяют представителей власти.

У психологов нет единого взгляда на то, какая форма влияния оптимальная. В каждой ситуации нужен индивидуальный подход. Поэтому, если индивид хочет признания, то ему стоит проявить гибкость в рассуждениях.

Как завоевать авторитет

Каждый человек может стать признанным лидером, но для этого ему придется приложить множество усилий. Он должен не только понимать, что такое авторитет, но и стремиться его заслужить.

При попадании в новый коллектив нужно внимательно рассмотреть его и найти неформального лидера. На него нужно произвести положительное впечатление, то же и с остальными коллегами.

Не стоит занимать место того, кого уже уважает коллектив. Рекомендуется проявлять лучшие личностные качества, демонстрировать профессионализм и тактичность, аккуратно высказывать оценку кого-либо. Можно интересоваться жизнью других людей, поддерживать их и искать общие точки интересов.

Положительную роль играет общение в неформальной обстановке, но вместе с этим не стоит высказывать негативное мнение о коллегах или начальстве. Даже если встреча проходит вне работы, это может привести к проблемам.

Нельзя пытаться всем угодить, лебезить и пресмыкаться – это неискренне и вызовет только отторжение. Притворство будет чувствоваться, и большого значения такой человек не получит.

В получении влияния играют роль дисциплина, уверенность в себе, профессиональные качества, жизненный опыт и другие факторы. Поэтому нельзя однозначно сказать, что значит авторитет, и как его получить.

Можно составить план личностного развития. Для этого определить свои качества, как они помогают в достижении цели, и что необходимо выработать. Такая рефлексия полезна всем – она помогает оценить свои особенности и характеристики.

Как пользоваться влиянием в обществе

Умение вести за собой людей и быть убедительным полезно не только на работе. Это нужно для родителей, общения в любой социальной группе и во многих сферах деятельности.

При высоком уровне влияния не придется впадать в зависимость от других людей

При высоком уровне влияния не придется впадать в зависимость от других людей

Не каждый скажет, кто такой авторитетный человек. Его нельзя назвать самоуверенным или наглым, но в нем есть что-то такое, что притягивает и вызывает уважение. Каждый сам решает, какое определение дать его личности.

Если индивид хочет оказывать влияние на людей, то он должен начать со своего внешнего вида. Прямая осанка, улыбка и отсутствие беспокойства демонстрируют его открытую позицию.

Для того чтобы получить признание других людей, придется совершать немало значимых поступков. После достижения цели индивид получает признание, внимание и уважение, это приятно и дает определенные преимущества.

Не всегда окружающие знают, кто такой авторитет. Это человек, который источает особую энергетику, она заставляет проникаться чужими убеждениями. Некоторым мировым лидерам приписывали владение сакральными знаниями, которые наделяли их магическим очарованием.

При наличии авторитета индивид всегда может рассчитывать на моральную и материальную поддержку от других людей. Это может означать то, что ему не придется сильно напрягаться для получения каких-то благ, достаточно будет попросить.

С высоким уровнем влияния проще жить

С высоким уровнем влияния проще жить

Со временем у каждого человека формируется свое представление авторитета, что это значит и как его достигнуть. Не все стремятся к получению такой способности, но она может существенно облегчить жить.

Для того чтобы лучше понимать тот или иной термин, нужно обратиться к научным источникам. Авторитет – это определение, которое рассматривается в рамках социальной психологии. Именно в этой отрасли можно найти способы применения влияния на людей.

У авторитета есть еще определение, но уже бытовое. Так называют человека, которого уважают в семье. Это необязательно мама или отец, может быть бабушка или дедушка.

Иногда может возникать проблема с тем, как правильно писать афторитет или авторитет, верен второй вариант. Подобное качество личности позволяет достичь успеха не только на работе, но и в личной жизни.

Видео

Читайте также: