Доклад на тему аварское нуцальство

Обновлено: 07.07.2024

(нуцал — титул правителя)

Самые ранние отрывочные сведения о правителях Аварии относятся к VIII веку.

Авар/Аваз втор. пол. IX в.

Бухт-Йишо I ок. 905

Филан-шах 40-е — 50-е гг. X в.

Бухт-Йишо II ок. 1025/6

Т-ку, сын Ф-руджа (=К-руджа, К-руха) ок. 1065

Суракат (Суракъат), сын Сиртана кон. XI в.

Байар, сын Сураката кон. XI — нач. XII в.

Последний представитель местной династии, далее правили только мусульманские правители.

Масум (Масум-бек) нач. XII в.

Амир-Ахмад XII — нач. XIII в.

Амир-Султан (сын Байар-Аббаса, внук Сураката,

т. е. выходец из прежней династии) XIII в.

Сиртан ок. 1318/9

Андуник I (Гандукир), сын Ибрахима ? — до 1485

Булач I, сын Андуника I 1485—?

Андуник II ?—1569

Ахмад и Барти, сыновья Андуника II 1569—1570

неизвестный (брат Гумбета Кара Киши, сын Турурава) ?—1589

После его смерти нуцалом намечалось сделать его сына Кан Булата, но получилось ли это — неизвестно.

Мухаммад I кон. XVI в.

Шамхал (Шванхал-нуцал) кон. XVI — нач. XVII в.

Ибрахим нач. XVII в.

Махди (Махтий) ок.1614

Умма I, сын Шамхала ум. 1634/5

Мулдар-Мирза ок. 1650

Дурги I, сын Умма ум. 1667/8

Дурги II 1698/9 - нач. XVIII в.

Умма III нач. XVIII - 1708/9

Мухаммад III 1708/9-1728/9

Умма IV 1728/9-1735/6

Мухаммад IV 1735/6-1774

Умма V 1774-1801

Султан-Ахмад I 1802-1823

Султан-Ахмад II (малолетний) 1834—1836

За малолетнего Султана-Ахмада II русской администрацией правителями Аварии временно назначались:

Аслан-Хусайн-хан Казикумухский 1834—1836

Затем последовательно два его сына:

Ахмад-хан Мехтулинский 1836—1843

старшина Айтбер (1843)

бек Химмат I (1843)

кадий Мухаммад (1843)

Период 1843—1859 гг. — Авария в составе государства имама Шамиля.

Ибрахим II (сын Ахмад-хана Мехтулинского) 1859—1864

В 1859 году Аварское нуцальство было присоединено к Российской империи, а в 1864 году — упразднено.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 637-638.

Аварское ханство

Аварское ханство, феодальное владение в центральной части Дагестана конца XII - XIX вв. Образовалось на месте раннесредневекового царства Серир. При Умма-хане (ум. 1634) Аварское ханство было крупным феодальным объединением. Наибольшего могущества достигло в 18 в., когда ему подчинялось джаро-белоканское общество, платили дань царь Грузии, ханы дербентский, кубинский и др. Для экономики Аварскому ханству было характерно переплетение феодальных отношений с пережитками родового строя. С 16 в. неоднократно вступало под протекторат России, в 1803 вошло в её состав. В 20-50-х гг. 19 в. территория Аварского ханства входила в имамат. В 1864 ханство ликвидировано царским правительством, территория его превращена в Аварский округ.

Ханство образовалось на месте государства Серир в XII веке. Основной религией стал ислам. В XVIII веке достигло пика своего могущества — в вассальной зависимости аварского хана находились грузинский царь Ираклий II, дербентский, кубинский, шекинский, бакинский, ширванский ханы, вассал Турции — паша Ахалцихский, а также Джаро-Белоканские общества. В 1803 году вошло в состав Российской империи. Однако проводившаяся российскими властями политика привела к массовому недовольству и многочисленным восстаниям, поэтому в годы Кавказской войны Аварское ханство — в составе Имамата Шамиля. После окончания Кавказской войны Аварское ханство было упразднено, на его месте образован Аварский округ Дагестанской области.

История

Нуцальство в Средние Века

Образование Нуцальства

О нуцальстве известно по исторической хронике и фольклоре. Известно, что ещё до нашествия арабов на территорию Дагестана, на Хунзахском плато сложилось крупное княжество с титулом нуцал и резиденцией в Тануси. Тануси делилось на две части: Тар-нус, то есть верхний Нус, и Горт-нус. Оба поселения находились недалеко друг от друга и, по преданию, были соединены сигнальной цепью с колоколом, которая тянулась до горы Акара, что над Хунзахом возвышается. Вдоль сигнальной цепи было выстроено несколько сторожевых башен. Семейство караула, наблюдательных пунктов было освобождено от всяких податей и повинностей. Возможно что это государственное образование было подчинено Сериру.

При Суракате установился порядок престолонаследия, согласно которому на троне никто не имел право восседать, кроме его наследников по мужской и женской линии. В случае прекращения рода, престол должен был наследовать кто-то из русских, грузин или армян. То что кто-то из русских это понятно, если версия о том, что по происхождению он был русским действительна. Но насчет армян и грузин, это для исследователей остается загадкой. Суракат стал главным врагом для Шейха Ахмада. Ахмаду удалось изгнать Сураката из Нуцальства . Сын Сураката, Байар, пытался вернуть трон, но получил отпор от Арабов. Лишь только его сын уже в пожилом возрасте вернул трон предков, благодаря Монголам.

Таким образом в конце XI века на территории бывшего Серира возникло несколько государственных образований: Андийское владение, Хунзахское нуцальство и множество вольных обществ.

Нуцальство в эпоху Монголо-Татар

Нашествие Тамерлана и его последствия

После вторжения Тимура, Нуцальство вновь ослабло и попало под зависимость от Шамхальства, которому ежегодно платило по 700 овец и 700 мерок пшеницы и мачаров меда. При нуцале Ибрагиме, к середине XV века, удалось расширить свои владения на запад и на север до Андийского койсу, на юге нуцальство граничило с Келебским вольным обществом, на юго-востоке с Хиндалинским и Андалальским вольными обществами, на востоке с Шамхальством. Дань платили все перечисленные вольные общества, а также Каралалинское, Койсобулинское и Гумбетовское (кроме селения Аргвани, которое на тот момент населяли мусульмане). При Ибрагиме и Андунике, нуцальство перестает платить дань и становится независимым.

Борьба против угнетения

XVI—XVII века

Второе расширение

С начала XVI века заметно продвижение на северные склоны Саламеэра, прежнее население которых сильно поредело после нашествия Тамерлана. Согласно дагестанским источникам, оно началось с основания Чиркея в 1501 году, когда два крестьянина из Гидатля — Хизри и Муса — купили здесь землю у кумыкской княгини. Это дало толчок к массовому, непрерывному переселению сюда горцев разных национальностей, где преобладали аварцы. В результате всего этого, здесь сложился сильный союз сельских общин, охвативший земли от долины Акташа до Сулака. С середины XVI века заметна сильная миграция аварцев из бассейна реки Джурмут на южные склоны Главного Кавказского хребта, примыкающие к Алазанской долине, которые они уже давно использовали как сезонные пастбища. Согласно грузинским источникам, переселение происходило мирно, с согласия царя Кахетии Леван, одновременно с таким же переселением грузинских горцев .

В Центральном Дагестане важную роль, после ослабления здесь в XVI веке влияния шамхальства, начинает играть нуцальство Аварское. Дело в том, что главные военные силы шамхалов были переброшены на плоскость. Это способствовало росту военно-политической активности нуцалов в направлении левого берега Андийского Койсу и Горной Чечни. В середине XVI века наблюдалась сильная миграция аварцев из Хунзахского плато на левый берег Андийского Койсу. До 1570 года под контроль нуцалов попали все земли между Андийским Койсу и водоразделом Главного Кавказского хребта от Анди до Дидо. Всё это происходило в годы правления Амир-Хамзы-нуцала, Нуцал-хана I и его сына Андуник-хана II. В декабре 1569 года Андуникхан II умирает и ханом становится его сын Ахмад. Крайней точкой их продвижения за Андийское Койсу был Мосох (Цова Тушети), где нуцальские войска в марте 1570 года потерпели поражение от объединенных сил цова-тушинцев и армии Кахетинского царя Левана. В битве погибли, Барти, брат Ахмад-нуцала, и их дядя, Турарав Безумец. Ахмад-нуцал, однако, и после этого продолжил расширение своих владений. В 1577 году Тучалав, с помощью Шамхальства, становится Аварским ханом. В 1578 году его свергает Мухаммед-Шамхал, сын Турарава, и сам становится нуцалом.

Нуцалы, пытаясь расширить территории Аварского ханства на юго-запад, натолкнулись на энергичное противодействие Гидатля .

Раздробленность и ослабление

После Мухаммед-Шамхала, как бы завершается период неуклонного расширения подвластной нуцалом территории, начавшийся ещё в конце XV века и превративший Нуцальство в Аварское ханство. Дальнейший ход общественно-политического развития Аварского ханства становится крайне неравномерным: можно сказать, что с конца XVI века и до конца XVII века каждое новое поколение жителей ханства оказывались свидетелями стремительных скачков и резких падений политического значения их государства .

Аварские ханы принимали активное участие в политических событиях, так или иначе затрагивающих Дагестан. В частности, их отряды содействовали отражению царских войск, захвативших в 1594 г. и 1604—1605 гг. аул Эндирей. Такая активность аварского хана объяснялась родственными связями с Султаном-Махмудом эндирейским.

В 1621 г. служилый кабардинский князь Сунгалей Янглычевич Черкасский и сын его князь Шолох в челобитных ссылались на своё участие в походе терских ратных людей в горы, состоявшемся в 1618 г. по просьбе "уварского князя Нуцала и брата его Сулемана мурзы и черново князя сына Турлова мурзы", когда были повоеваны "шибуцткие, и калканские, и ероханские, и мичкиские люди… вину свою принесли" .

Скупые данные источников всё же указывают на то, что при Умма-хане I внутренняя устойчивость ханства, по-видимому, возрастает. Исторические приписывают ему составление письменного Свода законов Аварского ханства — отсюда и прозвище его: Уммахан Справедливый. Нуцалы считают владение Каракиши не самостоятельным, а лишь вассальным уделом ханства. Заметно и некоторое расширение границ ханства на юго-западе и укрепление контроля над ними .

Андалал и Гидатль

Дугри-нуцал, однако, сумел добиться политической устойчивости в ханстве. К его времени относится несколько документов об укреплении феодальных отношений в Аварии. Окончательно оформилось общественно-политическое устройство ханства. После смерти Дугри, власть переходит к его старшему сыну Мухаммед-хану II. По сохранившимся записям можно проследить нарастание нажима ханства вверх по Аварскому Койсу. Начав с мирного договора с Гидатлем, Мухаммад-нуцал постепенно сумел добиться подчинения гидатлинцев и даже обложил их натуральной податью (магала) — в конце концов это привело к народному движению. В итоге силы ханства были истощены, положение его расшатано .

XVIII век

Начало XVIII века

С 1688 по 1699 годы ханом в Аварии был Умма-хан II, сын Мухаммедхана II, противника Хочбара. В 1699 году ему наследовали его сыновья Андуник-хан III и Дугри-хан III. Затем снова правили два брата, Умма-хан III и Мухаммед-хан III, сыновья Дугрихана III. С 1707 года Мухаммедхан III правил единолично. В это время произошло массовое восстание на юге Дагестана, в аварских и лезгинских землях, преимущественно. Мухаммедхан продолжавший упорную борьбу против тех же независимых союзов сельских общин. Ему удается одолеть Андалалцев, Карах, Куяда и злопамятный Гидатль и сделать их своими вассалами. Таким образом Аварское Койсу вновь, как и в XIII—XIV веках, стало принадлежать Нуцалу .

Во время правления Мухаммадхана, Дагестан поразила чума. В 1721 г. присягу на подданство России дал в крепости Святой Крест Мухаммедхан III, а в 1731 г. — андийцы. Народы Дагестана склонялись на сторону России, поскольку она гарантировала им внешнюю защиту и обеспечивала хозяйственное развитие региона. После смерти Петра I, Россия оставила Кавказ.

В 1722 году нуцалом стал Уммахан, сын Турурава из Династии Турловых. Известен тем, что в 1729/1730 году в селении Ках убил двух своих братьев — Ханкалава и Мухаммада. В 1734 году Кази-Кумух был захвачен Надир-Шахом, а его правитель Сурхайхан бежал с семьей в Хунзах к Уммахану. Весной 1735 года, Сурхайхан покинул Аварию. В декабре, после очередного поражения, снова бежал в Аварию. В 1735/1736 году Уммахан был убит.

В 1735 году нуцалом стал Анкалхан, а в 1740 году ему наследовал Нуцалхан, сын Уммахана Турлоевского.

Андалалская битва

После этих событий развернулось сражение на территории от Аймакинского ущелья до Согратля. И. Калушкин в реляции от 21 сентября 1741 года рассказывает о безуспешности военных действий против аварцев. В Аймакинском ущельена горцы наголову разгромили 20-тысячный отряд Люфт Али-Хана, который был почти полностью истреблен. Командующему вместе с несколькими сотнями воинов удалось спастись бегством с поля боя. Такой же участи подвергся 10-тысячный отряд Гайдар-бека, который поредел до 500 человек. Почти целиком был уничтожен и 5-тысячный отряд Джалил-бека, который также спасся бегством. Жестокие сражения с шахскими войсками происходили во многих местах. Крупная победа горцев над отрядами Ага-хана, Мухаммед-Яр-хана и Джалил-хана была одержана в местности Койлюдере. В сражении с горцами был убит Джалил-хан, остальные шахские военачальники спаслись бегством, увлекая за собой оставшихся воинов. Победители захватили в плен более 1000 человек, много пушек, боеприпасов и других трофеев .

Третье расширение

В 1744 году ханом стал Махмудхан (1744—1765). В годы его правления, его вассал, Ачакилав, со своей дружиной захватил виноградники с. Орота. Потерпев несколько раз поражение, оротинцы в конце концов хитростью перебили дружину Ачакилава и вернули свои земли. Но при этом они продолжали оставаться поддаными хана и были обязаны поставлять в его войско военный отряд .

Мухаммад-Нуцалу наследовал его сын Умма-хан V, по прозвищу Бешеный или Великий. Уммахан был известен на всем Кавказе, в Турции и Иране своими военными подвигами, активным вмешательством во многие политические и военные конфликты на Кавказе и Закавказье. После принятия Георгиевского договора 1783 г. между Россией и Грузией командующий войсками Кавказской линии П. С. Потёмкин большое внимание уделял привлечению Умма-хана к принятию российского подданства и нормализации его отношений с грузинским царем Ираклием II. Умма-хан успешно использовал это стремление для получения определенных политических выгод и материальных вознаграждений .

Причина особого внимания к Умма-хану, видимо, заключалась в том, что, имея родственные связи со многими феодальными владетелями (Аксайскими владетелями, шамхалом Тарковским, ханами Мехтулинским (Дженгутайским), Казикумухским, Карабагским, уцмием Кайтагским), он имел на них значительное влияние и получал поддержку с их стороны .

Внезапно напав на Шемаху (с целью отомстить за смерть своего отца), воины Уммахана захватили его и, перебив жителей, подожгли; сожжен тогда был город Кухнашахар, находящийся поблизости от современной Шемахи, который, кстати, и ныне хранит следы огня. После того Уммахан и его воины возвратились назад победителями, с добычей в руках, восхваляя и благодаря всевышнего Аллаха. После того, кстати, победоносный Уммахан завоевал ещё много крепостей: крепость Ваханн (Вахан), Гумуш и другие .

При Умма-хане Аварскому ханству платили дань грузинский царь Ираклий II(после набега в 1785 году), Дербентский, Кубинский, Бакинский, Ширванский и Шекинский ханы, вассал Турции паша Ахалцихский, ему подчинялось Джаро-Белоканское общество, и его позиция в кавказских делах играла значительную роль в российской политике на Кавказе .

Умер Уммахан в городе Бело Каны (Биликан) в усадьбе Абдуллы — сына Халаджа, в 1801 году. Похоронен он был там же, в Джарском вилаяте. Над могилой его воздвигли мавзолей. Некоторые источники дают возможность предположить, что он был отравлен .

Со смертью Умма-хана в политических верхах Аварского ханства возник острый кризис, последствия которого не были окончательно устранены не только до начала Кавказской войны, но и до окончательного присоединения Дагестана к России.

У Умма-хана не было сыновей, и после его смерти управление ханством в течение примерно года осуществлял его брат Гебекхан, который для утверждения своей власти предложил вдове Умма-хана Гихилай выйти за него замуж. Притворно дав согласие на брак, Гихилай пригласила Гебека в ханский дом, где по её приказанию Гебек был умерщвлен из-за давней вражды. В убийстве Гебека активное участие принял, по свидетельству Хайдарбека Геничутлинского, Андалав Хунзахский — сын Чупана, главнокомандующий аварских войск. Сын Гебека Сурхай, будучи рожденным от узденки, считался незаконнорожденным и не имеющим права претендовать на престол. Сурхай же по совету матери, боявшейся за его жизнь, был тайно отправлен к своему верному человеку Нуричу Большому Тукитинскому, чтобы тот охранял его от козней убийц отца .

Дочь Умма-хана Баху-бике находилась в замужестве за вторым сыном Али-Султан-бека Дженгутайского Султан-Ахмед-беком. По желанию аварцев, внушенному им Гихилай-бике, Султан-Ахмед-бек был призван принять ханство Аварское и, как отмечают некоторые источники, Гихилай вышла за него замуж. Можно предположить, что Сурхай, ущемленный в своих правах, затаил обиду на Гихилай, Баху-бике и Султан-Ахмед-хана, но в той конкретной ситуации вынужден был подчиниться обстоятельствам .

В Составе Российской Империи

Казалось бы, отношения Аварского ханства с Россией при таких условиях должны были быть надолго урегулированы, но уже 2 ноября 1803 г. главнокомандующий на Кавказе П. Д. Цицианов известил Султан-Ахмед-хана о прекращении денежного вознаграждения в связи с тем, что Александр Багратиони и Сурхайхан Казикумухский атаковали русские войска. И пока виновником не поймают, Ахмадхан не будет получать денежное вознаграждение .

Отношения Аварского ханства с Россией стали налаживаться только после смерти П. Д. Цицианова, когда на его место был назначен граф Иван Васильевич Гудович. Его назначение на пост главнокомандующего на Кавказе совпало с восстанием против русских в Карабахе. Владелец Карабаха Ибрагим-хан был женат на сестре Умма-хана Аварского Бахтике, приходившейся тетей Аварскому Султан-Ахмед-хану и его жене, ханше Баху-бике. Ибрагим-хан, не рассчитывая на собственные силы, пригласил к себе персов, обещая сдать им Шушу и выдать русский гарнизон, стоявший в крепости под командой майора Лисаневича. О переговорах Ибрагим-хана с персами узнали вовремя, и Лисаневич приказал его арестовать. Но в произошедшей при аресте стычке Ибрагим-хан и его любимая дочь были убиты. Это убийство взволновало умы во всем крае. Даже разгром двадцатитысячного персидского войска при Хваршинском ущелье генералом Небольсиным на Аскоране не предотвратил выступление Шекинского хана Селима, который не хотел оставаться в подданстве России после того, как его друг и родственник Ибрагим Карабагский был убит Лисановичем. Убийство родственника, видимо, послужило поводом, если не причиной, поддержки Шекинского хана и Султан-Ахмед-ханом, который во главе аварской конницы и джарцев атаковал русских в Джарском ущелье. Вынужденный отойти из Джаро-Белокан к себе в горы, Султан-Ахмед-хан вступил в переговоры с прибывшим к этому времени на Кавказ И. В. Гудовичем .

Уже 21 декабря 1806 г. И. В. Гудович сообщает министру иностранных дел А. Я. Будбергу о том, что Султан-Ахмед-хан вступил в переговоры о выдаче ему тетки (вдовы Ибрагим-хана Бахтики) с её детьми, находящейся в Карабагском владении, и ходатайствует перед Александром I о возобновлении жалованья, которое он получал. В начале 1807 г. Султан-Ахмед-хан вновь публично присягнул и дал письменное обязательство о пребывании его в нерушимой верности государю российскому и в залог его выдал в аманаты двух почетнейших старшин и родственника (Хересело-бека), который, судя по тому, что вдова Ибрагим-хана Карабагского приходится и ему тетей, являлся двоюродным братом Аварскому хану .

В апреле 1807 г. министр иностранных дел А. Я. Будберг извещает И. В. Гудовича о награждении высокими чинами владетелей Дагестана, в том числе Султан-Ахмед-хану Аварскому присваивался чин генерал-майора. Султан-Ахмед-хан лично принимал активное участие в приведении в подданство России различных обществ, за что неоднократно получал благодарности и подарки от российских властей на Кавказе. Зато ситуация изменилась с появлением А. П. Ермолова на Кавказе. Его твердая линия на практическое включение территории в административную систему империи сразу натолкнулась на решительный протест ряда владетелей Дагестана. Среди них активную роль стали играть два брата: Султан-Ахмед-хан Аварский и Гасан-хан Мехтулинский .

Гасан-хан Мехтулинский, Султан-Ахмед-хан Аварский, Ших-Али-хан Дербентский (свергнутый с престола), кадий Акушинский во главе своих отрядов весной 1818 г. вступили в сражение с русскими войсками около с. Башлы, жители которого восстали, выйдя из повиновения уцмию Каракайтагскому. Взбунтовался против шамхала Тарковского и Карабудахкент. Объединенные силы владетелей Дагестана, несмотря на упорное сопротивление, не выдерживали напора регулярных войск на равнинном Дагестане и вынуждены были отступить в горы. Особенно сказывалась разрушительная сила артиллерии, которую А. П. Ермолов умело использовал не только против войск, но и для разрушения сел и против населения, покидающего свои аулы .

В следующем 1819 г. в течение августа месяца Султан-Ахмед-хан начал собирать горские народы и подошел к с. Бавтугай, лежащему по реке Койсу, где занял в ущелье удобную позицию, которую укрепил завалами и окопами. На помощь ему пришли чеченцы, часть жителей Эндирея, жители кумыкских владений были готовы восстать, поддерживали их салатавцы. Исход упорного сражения был решен шквальным артиллерийским огнём. Султан-Ахмед-хан снова вынужден был уйти в горы, а А. П. Ермолов безжалостно наказывал целые селения, поддерживавшие Султан-Ахмед-хана. Политика Александра I и А. П. Ермолова на Кавказе после Гюлистанского мирного договора прервала процесс постепенного мирного вхождения дагестанских владений и обществ в состав России путём принятия подданства .

Государственные символы


К вопросу о происхождении аристократических фамилий в северной части горной аварии.

Понятно при этом, что процесс переселения членов нуцальской фамилии на периферию, имевший внутренние причины, не мог не зависеть и от внешнего фактора. Когда на границах Дагестана появлялась очередная – обычно центральноазиатская по своему происхождению – орда, данное обстоятельство оказывало влияние на политику нуцалов. Начиналось возведение ими укрепленных поселений для противодействия экспансии кочевников и переселение туда членов нуцальской фамилии в качестве военачальников, стоявших во главе гарнизонов и военных отрядов.

Как известно, в XIII в. монголы, пришедшие из Центральной Азии, лишили Сарир возможности распоряжаться своими землями, расположенными в равнинной части Терско-Сулакского междуречья. Позднее, однако, когда сформировалась поволжская часть монголов, создавшая империю Джучидов, известную как Золотая Орда, начались войны между золотоордынцами и иранскими монголами, имевшими свою империю, известную как улус Хулагу, или держава Хулагуидов. В ходе названных войн XIII–XIV вв. золотордынцы не могли не заметить военно-стратегической значимости Аварского нуцальства, через которое проходили горные дороги, связывавшие в летнее время Южный Кавказ, подконтрольный Хулагуидам, и Северный Кавказ, где властвовали Джучиды. Как результат, возросло значение аварского укрепленного поселения Аргвани, расположенного в северной части бассейна реки Сулак. Здесь расселились представители нуцальской фамилии и их дружина, предназначением которых был постепенный возврат под контроль Сарира земель, расположенных к северу от хребта Саламеэр/Салатау.

В ходе осуществления этой задачи руководители гарнизона в Аргвани и в близлежащем Данухе поступили на службу к Джучидам и получили звания карачи(в аварском языке – харачIи). Это значимый титул, употреблявшийся также в Крыму, Сибири, Касимовской Орде и других частях – осколках Золотой Орды.

В течение XVI в., особенно после ликвидации русскими Астраханского ханства (1556 г.), карачи аргвани-данухского корня во главе значительного воинского контингента осваивают частично равнинную часть Терско-Сулакского междуречья, делая это в борьбе с кабардинцами, приходившими с Центрального Кавказа. Часть этих горцев вливается тогда в состав населения укрепленного населенного пункта, располагавшегося в Сулакском ущелье, между современным Бавтугаем и старым Миатли. Затем, действуя под руководством Султан-Махмуда – сына шамхала по имени Чупалав (а не Чупан, как пишут некоторые исследователи) – и вместе с прочими составными частями эндиреевцев (бораганцы, тюмены, маджары, сала и гуены), они основали новое государственное образование с центром в Эндирее.

К середине XVII в. на территории Северного Кавказа появилась организованная военная сила, противостоявшая мусульманским государственным образованиям этого региона. Калмыки-буддисты, появившиеся за Волгой в результате миграции части монгольских племен на запад, уничтожили ногайские стойбища и оттеснили их на юго-запад, заняв традиционные места их кочевок севернее реки Кума, соответствующие территории современной Калмыкии.

В дальнейшем калмыки уже начали совершать крупные походы на территории мусульманских народов восточной части Северного Кавказа. Нас же в данном ключе интересуют события, происходившие на территории Северного Дагестана. Из-за появления калмыков на Северном Кавказе ногайцы во второй половине 1645 г. массово мигрировали из-под Астрахани на Терек, а часть – во владения Казаналпа Эндирейского, сына Султан-Махмуда. В 1649–1650 гг. сюда из-под Астрахани мигрировал еще один ногайский владелец Чебан-мурза [5, с. 198–199]. Калмыки, лишившиеся значительной части своих подвластных, а следовательно, и доходов, неоднократно пытались насильно переселить их обратно, и на этой почве произошло несколько калмыцких походов на земли Эндирея.

Генеалогические предания как исторический источник, который сильно зависит от человеческой памяти, остро нуждаются в объективном подтверждении. По этой причине мы провели значительные разыскания как в текстах хроник, так и среди письменных арабоязычных документов XV–XVII вв. В итоге нам удалось обнаружить в них только одно упоминание имени собственного Шамхан (см. документ № 1). Точнее, мы видим его в тексте старинной записи Батира, сына Шамхана, сына Мухаммадхана. Упомянут этот Батир в официальном документе сразу после правителя Авара – Мухаммад-нуцала. Это обстоятельство говорит, в свою очередь, о высоком статусе указанного лица, являвшегося сыном Шамхана. По нашему представлению, этот Батир был майиндуром [10, с. 15], т. е. военачальником войск Аварского нуцальства.

Дед вышеуказанного Батира по имени Мухаммадхан фигурирует в еще одном документе – завещании богатого человека, составленном по палеографическим данным в пределах XVII в. (см. документ № 2).

В результате анализа опубликованных ранее арабоязычных документов XVII в., а также русских архивных данных того же времени нам удалось уточнить генеалогию вышеуказанного Батира, в которой мы видим предка вышеуказанных Шамханилал из Буртуная.

Как мы уже указывали выше, не только после, но и до XVII в. в небольших укрепленных поселениях, расположенных на границе нынешних Гумбетовского и Казбековского районов Дагестана, проживали представители привилегированного сословия, называвшегося нуцаби или нуцалчи. Согласно преданиям, письменно зафиксированным во второй половине ХIХ в., мелкие населенные пункты Саламеэра принадлежали местным нуцалчи из рода аварских нуцалов. Их предком предание называет некоего Сала, от которого происходит данухский тухум Салалал, или Нуцалчиял, который делится на две ветви – ГIамирханилал и ИмангIалиял. Письменно предания о своем происхождении зафиксированы именно Иманалиевыми [16, с. 10]. Известно, что во времена Имамата в Данухе дибиром работал сельчанин Кудияв Сала [16, с. 210] (его сын Али 1836 г.р., назвал своего сына 1878 г.р. Сала-дибиром [17, с. 495]), что говорит о распространенности этого имени среди данухцев.

Данухец Курахма (Курамухамад) в 1880-х гг. записал дошедшую до него информацию о своем роде и его истории. По его данным, в Данухе, Иманалилросу, Нуцабазулросу и Ханзалросу жили несколько фамилий нуцалчи, представительницей которых являлась и некая Зазай [16, с. 16–17]. Согласно письменно зафиксированной во второй половине XIX в. истории Чиркея, она известна тем, что предоставила первопоселенцам этого населенного пункта землю, на которой они в 1505–1506 гг. построили свои дома [3, с. 92].

Итак, как следует из результатов нашего исследования, аристократические (нуцаби; ед. ч. нуцияв


Характерной чертой политического и социального развития Дагестана в 13–15 вв. становится усиление темпов неравномерного развития дагестанских владений. Сущность этого процесса заключается в том, что усилению одних государственных образований синхронно сопутствует потеря независимости других феодальных владений.

Многие владения потеряли моноэтнический характер, государственные и этнические границы в ряде случаев уже не совпадают. Полиэтническая структура крупных феодальных владений стала обычным явлением. Правда, этнический состав владений в течение 13–15 вв. менялся в зависимости от ряда внутренних и внешних факторов, но основная тенденция включения в состав все новых и новых иноэтничных элементов продолжала действовать в течение всего рассматриваемого времени.

Указанные выше факторы нашли отражение на политической карте Дагестана 13–15 вв. Дербентский эмират, Газикумухское шамхальство, Кайтагское уцмийство, Аварское ханство усиливаются. Постепенно восстанавливает свои силы Табасаран. В то же время теряет свою самостоятельность Зирихгеран, Шандан, Филан, Карах. На политической карте появились новые союзы сельских обществ.

Все это было следствием углубления централизации политической власти, роста феодальной собственности в одних случаях, политической децентрализации — в других. Параллельно шел и другой процесс — рост земельной собственности крестьянского типа, за счёт общинного и, отчасти, феодального землевладения. Результатом этого было невиданное ранее усиление сельской общины и союзов сельских обществ. Последнее обстоятельство наложило отпечаток на всю последующую историю социальных и земельных отношений. Оно стало одним из факторов своеобразного и сравнительно медленного развития и специфичности феодальных отношений.

Феодальные владения Дагестана прошли длительный путь укрепления и сохранении самостоятельности при сложных и неблагоприятных внешнеполитических обстоятельствах.

Каково же было их положение в более ранние времена? Если признать конец 11 и весь 12 век временем распада единого государства Серир, то к этому времени следует отнести создание не только отдельных, независимых союзов сельских объединений, но и выделение наиболее сильного владения, а именно Хунзахское ханство, которое несло в себе объединительные тенденции и которое стало одним из быстрорастущих феодальных центров в регионе.

Последующая история Хунзахского ханства-это процесс усиленного наступления нуцальства на соседние земли и упорной, порой успешной, борьбы сельских общин, их союзов, конфедераций этих союзов против претензий феодальных правителей.

В социальной структуре аварского общества 13–15 вв. четко прослеживается основные классы феодального обществ, резко противоречащие друг другу. Класс феодалов представлен нуцалами, их близкими потомками(беки), военно-служилая знать, верхушкой духовенства и ряда сельских общин.

Вслед за нуцалом на социальной лестнице ханства находятся беки, также участвующие в распределении ренты и располагающими значительными земельными массивами. Эти обстоятельства нередко питали сепаратистские тенденции, которые вскоре неоднократно проявлялись.

На местах большое значение играло духовенство. Все духовные вопросы и тяжбы, подлежащие рассмотрению по шариату, разбирались кадиями, дибирами и муллами [10].

Класс крестьян представлен несколькими категориями. Наиболее крупные из нихэто уздени и раийаты. Под узденями подразумевались независимые крестьяне, имевшие свою землю. Крестьяне, не имевших своей земли или лишившихся земледельческих прав и пользовавшихся землями феодалов, называли раийтами.

В источниках 14–15 вв., вернее, относящихся к этому времени, термин раийат применяется в более широком смысле — это податное сословие вообще, включая общинную знать, свободных общинников, членов феодальнозависимых общин, обезземеленых или малоземельных крестьян-издольщиков [9]

Сочетание феодального землевладения с мелкими крестьянскими владениями, отсутствие при этом крупного феодального хозяйства было одной из основных причин длительного, незавершившегося процесса превращения свободного члена общины в феодальнозависимого крестьянина. Община 13–15 в. сохраняла свою двойственную роль: с одной стороны, она защищала свои интересы в целом, с другой же как фискальная единица, обеспечивала возможность определенной зависимости.

Таким образом, покровительственная политика в сфере земельных отношений возвышает одну общину Аварского ханства и ставит в зависимое положение другую — это один из путей установления или же укрепления зависимых отношений.

  1. Хашиев Х. М. Общественный строй Дагестана в 19 в., 1991. с. 121–122
  2. Гаджиев В. Г. История Дагестана, 1 том, 1967. с. 320
  3. Хашиев Х. М. Общественный строй Дагестана в 19 в., 1991. с. 144–145
  4. Гаджиев В. Г. История Дагестана, 1 том, 1967. с. 206
  5. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой орды 2 том, 1941. с. 186
  6. Агларов М. А. К чтению завещания Андуника. 1989. с. 25
  7. Айтберов Т. М. Источники по истории Аварии. Развитие феодальных отношений в Дагестане. 1980. с. 194
  8. Магомедов М. Г. История аварцев. 2005. с. 141
  9. Шихсаидов. А. Р. Дагестан в 10–14 вв. с. 153–154
  10. Гаджиев В. Г. История Дагестана, 1 том, 1967. с. 327

Основные термины (генерируются автоматически): Аварское ханство, Дагестан, единое государство, земля, общество, община, союз, последующая история, сельская община, феодальное землевладение.

Читайте также: