Доклад на тему архитектор

Обновлено: 16.05.2024

Содержание архитектурного образования в Древние века. Истоки архитектурной школы России. Философское понятие профессии архитектор. Особенности инженерной деятельности. Исторический подход к анализу инжиниринга. Сущность инженерного мышления специалиста.

Рубрика Строительство и архитектура
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.01.2014
Размер файла 26,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Оглавление

1. Профессия архитектор

2. Философское понятие профессии архитектор

Список использованной литературы

Введение

Большой красивый новый дом

Растет в квартале нашем.

Как много башенок на нем,

И как он весь украшен!

Чтоб этот дом построен был,

В уме сначала сочинил

Десятка два проектов.

Потом один он отобрал

И на листе бумажном

В разрезе дом нарисовал -

Здесь все детали важны.

Вот здесь - карниз, а здесь - фасад,

Здесь - арка и балконы,

Окон высоких строгий ряд,

Внизу деревьев кроны.

Ну да, деревьев. И о них

В каштанах новый дом густых

Быть должен по проекту.

Но вот уже, смотри, вокруг

И стройка закипела.

Здесь тысяча рабочих рук

Взялись скорей за дело.

Красуясь, новый дом растет.

И смотрит архитектор,

Как здесь строительство идет -

Согласно ли проекту?

С рулоном толстым чертежей

Почти без остановки

Он башню в десять этажей

Проходит шагом ловким.

Вот дом построен, наконец,

Любуемся с балкона.

А архитектор - молодец:

Он дом рисует снова!

Архитектор - одна из важнейших профессий на земле. Существует немного профессий на Земле, в которых с такой же силой ярко воплощается творческая, созидательная роль человека, раскрываются его духовные возможности, как в профессии архитектора. При помощи архитектуры человечество преобразует окружающую природу, делает ее более привлекательной и удобной для своего физического и духовного существования. Поэтому не случайно профессия архитектора - "главного строителя" - была во все времена и эпохи уважаема и чтима обществом. "Каждое произведение архитектуры начинается в уме архитектора, который формирует его идеологию",- эта мысль справедлива и сегодня, когда мы говорим о труде архитектора. В самом деле, в основе любого архитектурного сооружения лежит идея, которая зарождается в воображении его автора. Свою окончательную форму в виде архитектурного проекта эта идея получает благодаря творческой фантазии архитектора, богатству его воображения.

1. Профессия архитектор

Профессия архитектор - одна из древнейших. В странах Древнего Востока она была одной из самых почётных и доступна только знати. Образование в Древнем Египте архитектор получал в школах писцов, а мастерству учился обычно в семье: навыки и приёмы передавались из поколения в поколение. В Древней Греции (V-II вв. до н. э.) подготовка архитекторов осуществлялась в небольших частных школах под руководством опытных мастеров. О содержании архитектурного образования в последние века до н. э. можно судить по классическому труду римского архитектора Витрувия "Десять книг об архитектуре" (2-я половина I в. до н. э.). Архитектурное образование включало не только знания в области стройматериалов, строительного дела, конструкций зданий, но и сведения из геометрии, астрономии, истории, философии и др. С развитием строительства в Римской империи для подготовки архитекторов стали создаваться специальные архитектурные школы. Опыт архитектурного образования в Римской империи был воспринят Византией и другими странами Ближнего Востока, где решались уже новые задачи при сооружении нового типа культовых построек. В средние века подготовка архитекторов стала концентрироваться в монастырях, а в городах Западной Европы архитекторы получали подготовку в цеховых мастерских, где сохранялась преемственность профессий. В эпоху Возрождения в Италии и соседних с ней странах Европы цеховая система архитектурного образования получила новое качественное развитие. Крупнейший итальянский теоретик искусства Альберти в "Десяти книгах о зодчестве" характеризует архитектора как универсального мастера и учёного, объединяющего в себе художника и инженера. В цеховых мастерских будущего зодчего отдавали для обучения к определённому мастеру, под руководством которого он изучал архитектурное искусство, классические памятники, т. н. ордера, стройматериалы, овладевал способами их обработки, знаниями в области математики и других наук. Многие выдающиеся архитекторы Возрождения - Брунеллески, Браманте, Микеланджело и др. после ученичества у мастера совершенствовали своё Архитектурное образование, участвуя в раскопках и изучая древние памятники.

В 17-18 вв. в Италии, Франции и затем в ряде других государств Европы были открыты академии изящных искусств, в которых наряду с художниками и скульпторами готовились архитекторы (в 1671 во Франции основана специальная Королевская академия архитектуры). В академических мастерских будущие зодчие проходили практическое обучение каждый у своего мастера архитектуры. В академиях были разработаны и изданы универсальные курсы архитектуры, имевшие для своего времени научное значение.

Истоки архитектурного образования в России восходят к периоду образования древнерусского государства (10 в.). В древности артели строителей воспитывали мастеров архитектуры на практике. В 16-17 вв. в Москве было организовано обучение мастеров каменных дел под контролем государства в Приказе каменных дел. Петр I посылал молодых зодчих учиться в Голландию и в другие страны Зап. Европы и проектировал основание Академии художеств. В 1749 в Москве несколько частных профессиональных школ, "архитектурных команд" слились в команду выдающегося архитектора Д.В. Ухтомского. В 1757 в Петербурге была основана "Академия трёх знатнейших художеств", преобразованная в 1764 в Академию художеств во главе с А.Ф. Кокориновым, из стен Академии вышли выдающиеся русские зодчие. Ученик Ухтомского М.Ф. Казаков основал в конце 18 в. архитектурное училище при Экспедиции кремлёвского строения в Москве. С 1866 - Училище живописи и ваяния (основано в Москве в 1846) начало подготовку архитектором и получило название Училища живописи, ваяния и зодчества (существовало до 1918). В середине 19 в. в Петербурге был открыт Институт гражданских инженеров для подготовки специалистов-строителей, в том числе архитекторов (в их подготовке преобладали технические науки). философское профессия архитектор инженерная

После Великой Октябрьской социалистической революции в основу системы архитектурного образования был положен принцип объединения художественного и технического обучения будущего архитектора. Постановлением СНК РСФСР, подписанным В.И. Лениным (19 ноября 1920), были созданы в Москве на базе бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас), в том числе и архитектурные. В 1926-27 Вхутемас реорганизован в Высший художественно-технический институт (Вхутеин), где на архитектурном факультете была введена специализация по различным видам сооружений, по планировке городов и по декоративно-пространственной архитектуре. В 1930 на основе архитектурного факультета Вхутеина и такого же факультета, организованного в 1916 при Московском высшем техническом училище, был создан Высший архитектурно-строительный институт, с 1933 - Московский архитектурный институт, который стал центром архитектурного образования в стране.

За годы Советской власти создана сеть архитектурных факультетов и отделений при вузах разного профиля - инженерно-строительных, художественных, политехнических. В СССР в 1968 имелось около 40 таких факультетов и отделений, в том числе в Ленинграде, Свердловске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Киеве, Львове, Харькове, Минске, Таллине, Риге, Каунасе, Вильнюсе, Тбилиси, Ереване, Баку, Ташкенте, Самарканде, Алма-Ате и др.

2. Философское понятие профессии архитектор

Для того чтобы понять философские аспекты в деятельности инженера, нужно понять, что же именно они представляют. Что такое философские аспекты? Тем более, характерные конкретно для этой сферы деятельности. Объяснение данного словосочетания, данной концепции неминуемо приводит к ряду вопросов, умозаключения и ответы на которые и приведут нас к обобщённому выводу, который, по сути своей и будет раскрывать смысл данного словосочетания.

Что такое же инженерная деятельность?

Интересно, что в БЭС (Большой Энциклопедический Словарь) не присутствует определения слова "инженер", но если взять близкое по значению слово "инжиниринг", то мы можем видеть следующее определение.

Инжиниринг - от лат. Ingenium - изобретательность, выдумка, знание. Связь науки и техники, основное предоставление которой заключается в доведении инноваций и опытно-конструкторских разработок до производства.

Целью инженера является модернизация, которая должна повлечь гармоничное развитие. Не уточняется у "чего" именно должно быть гармоничное развитие, это лишнее. Любой инженер должен понимать, что повлечёт за собой то, или иное нововведение, трезво оценивать, какие последствия приведёт та, или иная инновация. Из этого можно сделать умозаключение, что создание и развитие техники, информационных процессов, технологий делает деятельность инженера всеохватывающей. В этой связи следует обратить внимание на то, что при полных циклах автоматизации человек исключается из технической системы, но он все же остается главным агентом в процессе разработки, внедрения и освоения новых техники и технологии. Анализ инженерной деятельности требует учета двух концепций техники: инструменталистской и социально-детерминистической. Раскрытие их диалектики предполагает применение системного и деятельностного подходов, так как это позволит понять социокультурный аспект, где техника и технология рассматриваются в связи с бытием, потребностями и ценностями общества. Необходимость философского исследования инженерной деятельности вызвана еще и теми негативными последствиями, которые явились результатом односторонне-прагматического подхода к созданию и использованию техники и технологий. Надо также учитывать диалектическую связь цели, средств, результата, что позволяет предвидеть перспективы и последствия создаваемых новых технических объектов. Здесь на передний план выдвигаются вопросы гуманизации техники и технологии, которые не приносили бы вреда человечеству и природе. В этой связи особенно возрастает роль мировоззренческих и аксиологических аспектов. Степень научной разработанности проблемы в последние годы показывает, что резко возрос интерес к философии техники как специфической области философского знания. Особое внимание обращается на анализ специфики инженерной деятельности. Генетически эта деятельность выделилась из технической деятельности с возникновением машинного производства. С этого времени начинает формироваться инженерная деятельность как профессия, связанная с регулярным применением достижений науки в производственной практике.

Итак, подытожив вышеизложенное, мы можем ответить на первоначальный вопрос раздела: что такое инженерная деятельность". В результате чего получаем следующее:

Инженерная деятельность - это форма отношения к окружающему, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах гармонической модернизации и инновационного прогресса, реализуемого на производственном уровне.

И как следствие, ответ на поставленный вопрос в данном разделе, даёт нам право перейти к следующему.

Присутствует ли философия в инженерной деятельности?

Любая наука в высшем своём проявлении "упирается" в философию. Потому что, уровень развития технологий на сегодняшние дни не даёт достаточно глубокого анализа, который бы привёл нас к максимально детальному изучению процессов характерных для той или иной дисциплины. Человечество до сих пор максимально не знает, как горит огонь, что такое ток, не изучило оно и все свойства воды. Казалось бы, простейшие явления и процессы, повседневно присутствующие в нашем быту, до сих сокрыты от нас. Мы не знаем, как они работают на самом деле, мы просто предполагаем это, основываясь на результате.

Казалось бы, зная это, можно сразу ответь ан поставленный в разделе вопрос, но, по мнению автора, необходимо более детально рассмотреть саму "конструкцию" инженерной деятельности, потому что данный вид деятельности, как в прочем и каждый вид, имеет ряд особенностей, выделяющих его над другими. И целью данного раздела становится уже не просто вопрос "присутствует ли философия", а "как философия присутствует" в инженерной деятельности.

Рассмотрение инженерной деятельности в исторической ретроспективе позволяет сделать вывод, что возникновение, становление и развитие инженерной деятельности является следствием исторического развития потребностей материального производства и непосредственно связано с формированием технических наук.

Исторический подход к анализу инженерной деятельности позволяет обосновать изменение взаимоотношения между субъектом и средством труда при различных технологических способах производства. Так, в мануфактурном производстве субъект становится всё более зависимым от техники и наблюдается процесс постепенной объективации субъекта, хотя техническая деятельность строится по преимуществу на субъективной основе. При машинном производстве субъективный принцип уступает место принципу объективному, и инженерная деятельность начинает строиться на объективной основе. В эпоху автоматизированного производства связь между субъектом и средством труда становится всё более свободной, и инженерная деятельность строится на свободной основе, где ведущим принципом является ориентация на субъект производства.

Согласно принципу социального детерминизма инженерная деятельность обусловлена разнообразными социально-экономическими причинами: такими, как способ производства, структура общества, политическая и духовная сферы общества, конкретно-исторические условия. Анализ последних позволяет понять, что инженерная деятельность имеет четкую социальную направленность, а инженер всегда выполняет определенную потребность общества.

При анализе источников и движущих сил развития обнаруживается противоречивая природа инженерной деятельности. Перед инженером всегда стоит задача усовершенствования техники на основе знаний законов природы и их трансформации в технические принципы. Сущность инженерного мышления состоит в способности находить, анализировать противоречия в развитии техники и оптимально их разрешать. В работе обосновывается мысль, что инженер в своей деятельности касается трех групп противоречий:

- противоречий, возникающих внутри техносферы;

- противоречий между объективными (вещественными) и субъективными (личностными) компонентами системы;

- противоречий, возникающих между природой и обществом.

На общесоциологическом уровне нами выделяется система движущих сил как совокупность объективных и субъективных факторов, ведущих к разрешению объективных противоречий действительности. При этом особо подчеркивается, что движущие силы имеют диалектическую природу.

Противоречивая природа инженерной деятельности заключается в том, что знание инженера всегда направлено на превращение естественного в искусственное, не имеющего аналога в природе, но при этом дублирующим, так или иначе, её законы. Сочетание в инженерной деятельности естественной и искусственной ориентации заставляет инженера опираться на законы науки и на законы существующей техники одновременно. В ходе исторического развития наблюдаются эволюционные и революционные преобразования внутри самой инженерной деятельности. Противоречивость последней состоит в том, что появляющееся в начале решения поставленной задачи оригинальное решение, может и должно неоднократно совершенствоваться в дальнейшем.

И отвечая на вопрос данного раздела, имея уже в запасе знания изложенного материала, мы можем сделать вывод.

Философия в инженерной деятельности присутствует на "стыке" противоречивости природного и технического составляющего прогресса, и инженер, как инструмент внедрения инноваций и модернизаций в общество, должен строго аргументировать каждое своё действие, и трезво оценивать его дальнейшие последствия, и при всём этом, оставлять должный "запас" на будущее усовершенствование ещё не сделанного действия.

Что такое инженер? Итак, теперь мы подошли к вопросу, который окончательно поможет составить нам, основываясь на всём материале реферата, ряд философских аспектов в инженерной деятельности. Но для подведения итогов, мы должны ответить на последний вопрос, а именно, развернуть ответ на вопрос, касающегося непосредственно инженера. Как было упомянуто ранее "инструмента" инженерной деятельности.

Как правило, инженер ориентируется на основные принципы решения технических задач. Однако мир техники (техносфера) постоянно усовершенствуется, расширяется. В связи с этим появляется множество областей техники, в которых этот уже известный принцип еще не использован. В эпоху специализации наиболее четко проявляется действие двух типов инженерной деятельности (по существу тесно связанных с творчеством): изобретения принципиально нового и совершенствования уже имеющегося. В процессе улучшения могут рождаться новые идеи, стимулирующие процесс изобретения.

В деятельности инженера значительное место занимает разрешение противоречия между техническими потребностями и возможностями их удовлетворения при имеющемся уровне развития техники, а также противоречия между техникой и технологией. Поскольку в одних случаях технология определяет проектирование и конструирование техники, в других - технология определяется функционирующей техникой, в-третьих - имеет место сочетание и совместное действие техники и технологии. В работе делается вывод, что уяснить сложную природу взаимоотношений техники и технологий можно лишь в контексте их связи с деятельностью.

Новой ступенью познания мира, через инженера, должна стать целостная общенаучная картина мира, которая включает в себя обобщенные представления о природе (естественнонаучная картина мира), об обществе (социальная), о человеке (антропологическая). Кроме того, выделяют и специальные научные картины мира как представления о предметах отдельных наук. Научно-инженерную картину, следует отнести к специальной научной картине мира как представления о технике, технологии и научно-технических знаниях.

Переход от классической науки к неклассической философии стимулировал формирование современной научно-инженерной картины мира. Как правило, этот переход связан с конкуренцией парадигм, как следствия несопоставимости картин мира, лежащих в их основе, и сходства познавательных задач, стоящих перед ними. Наиболее плодотворным путем в понимании эволюции научно инженерной картины мира является анализ исторической эволюции взаимоотношения науки и техники. В этой связи отмечается, что на первых этапах речь идет в основном о технической картине мира, которая базировалась на технических знаниях, имеющих по преимуществу эмпирический характер.

Список использованной литературы

1. Чепелик В.В. Зодчие средневековья и Нового времени (VI-XIX вв.). - Киев, 1990.

Строим вечность: все самое главное о профессии архитектора

Как стать архитектором, куда пойти учиться, где применить свои знания ― разберем в этой статье.

Строим вечность: все самое главное о профессии архитектора

Немного истории

Профессия архитектор насчитывает несколько тысячелетий, ведь мы знаем, что строить люди начали с древних времен. Самыми грандиозными древними постройками были три вида строений: там, где живет бог, там, где живет царь и там, где живет золото. То есть храмы, дворцы и сокровищницы. Наука считает первым архитектором Имхотепа: он руководил возведением пирамиды Джосера. Это было в третьем тысячелетии до нашей эры.

Особенно важной профессия архитектора стала с развитием городов или, как их называли в Древней Греции, полисов. Существует легенда, что первый градостроительный план был создан по приказу Александра Македонского. Великий царь Ойкумены призвал зодчих, чтобы те начертили ему план будущего города Фарос. Уже тогда зодчие знали многое из того, что нужно для проектирования и по сей день. В частности, что при планировании улиц нужно учитывать рельеф местности, а также направление ветров, которые там дуют.

К сожалению, истории неизвестны имена тех, кто строил великие готические соборы Средневековья. Хотя такие предположения делаются историками. Видимо, связано это с огромным влиянием церкви, которая не приветствовала самовыдвижение и демонстрацию авторства. А вот в период Возрождения профессия архитектора была, напротив, очень уважаемой и столь же престижной, как профессия художника и скульптора. Наиболее выдающиеся имена, такие как Филиппо Брунеллески, Донато Браманте, Микеланджело Буанаротти и другие подарила миру Италия. И по сей день здания, возведенные по проектам знаменитых архитекторов эпохи Возрождения, поражают своей красотой, гармонией, величием и привлекают туристов со всего мира.

Строим вечность: все самое главное о профессии архитектора

В современном мире

  • Архитектор разрабатывает архитектурные решения: эскизы проекта, рабочие чертежи; осуществляет авторский надзор при реализации проекта.
  • Главный архитектор проекта организует разработку всей проектной документации и рабочих чертежей.
  • Архитектор-градостроитель разрабатывает генеральные планы населенных пунктов с учетом природного ландшафта, логистики и эргономичности.
  • Главный архитектор города участвует в разработке нормативных правовых актов в области градостроительства и обеспечивает контроль за их исполнением.
  • Дизайнер интерьера определяет планировку и пространственные решения интерьера; занимается его предметным наполнением и декоративным оформлением; курирует весь проект от начала до сдачи заказчику; работать можно как в бюро, так и на себя.
  • Ландшафтный архитектор разрабатывает ландшафтные решения, проекты благоустройства и озеленения территорий; может работать как на частных проектах, так и в масштабах города.
  • Историк архитектуры: научно-преподавательская деятельность в профильных ВУЗах.
  • Архитектор-реставратор занимается восстановлением памятников архитектуры; работает в реставрационных мастерских и бюро.
  • Архитектор-эксперт осуществляет экспертизу проектной документации.

Эта профессия, без сомнения, творческая, в которой есть определенная независимость. Ведь как любой художник, архитектор руководствуется исключительно своим представлением о красоте и гармонии. Однако при этом на него накладывается определенная ответственность за прочность, долговечность, функциональность его проектов.

Грамотный специалист должен ориентироваться в огромном количестве нормативных актов, которые регулируют деятельность в области архитектуры. Кроме этого, нужно быть готовым освоить специальные программы, которые позволяют проектировать и делать чертежи. Немаловажно разбираться в вопросах геодезии, картографии и экологии. Поэтому мечтая стать архитектором, стоит убедиться в наличии у себя следующих качеств:

  • Способность к пространственному мышлению.
  • Креативный подход.
  • Умение работать в команде.
  • Насмотренность.
  • Коммуникабельность.
  • Целеустремленность.
  • Ответственность.

Очевидно, что помимо всего упомянутого выше, будущий специалист в области архитектуры должен уметь рисовать и чертить или, во всяком случае, хотеть этому научиться. Какие знания и навыки нужны архитектору и где этому учат ― рассмотрим в следующем разделе.

Куда пойти учиться

Кроме творческих способностей, креативности и вкуса, хороший архитектор ― это аналитик, конструктор и специалист по строительным нормам и стандартам. Как бы ни был высок полет фантазии, соблюдать ГОСТ и прочие строительные стандарты будет необходимо.

Для поступления абитуриенту нужно быть готовым сдать экзамены по таким предметам, как русский язык и математика (возможно сдавать в формате ЕГЭ), а также рисунок, плоскостную колористическую композицию и черчение. Конкурс из года в год очень высокий, поэтому желающим поступить нужно подойти к экзаменационной подготовке со всей ответственностью.

Кроме знаменитого МАРХИ архитектурное образование можно получить в Московском государственном строительном университете, в Государственном университете по землеустройству. Соответствующие программы есть в Университете геодезии и картографии и Московском архитектурно-строительном институте. Еще один вариант ― обучение в художественном институте имени В.И. Сурикова.

Если начинать обучение после 9 класса, стоит рассмотреть вариант поступления в профильный колледж: художественный или строительный. Обучение в колледже позволит с одной стороны закончить школьную программу и подготовиться по общеобразовательным предметам, а с другой — поработать над навыками черчения, рисунка, композиции, что безусловно повышает шансы успешно сдать творческий конкурс.

Строим вечность: все самое главное о профессии архитектора

Где работает и сколько зарабатывает архитектор

После получения диплома перед любым молодым специалистом встает логичный вопрос: куда идти работать. Профессия архитектора позволяет начинать подрабатывать уже на последних курсах. Для этого подойдут стажировки или вакансии помощников архитектора в различных строительных фирмах и архитектурных бюро.

Работу можно искать в государственных организациях, таких как Институт Генплана Москвы или Моспромстрой, Моспроект. Специалисты нужны в многочисленных строительных фирмах и архитектурных бюро. В дальнейшем можно подумать и об открытии своего архитектурного бюро.

Доход архитектора зависит от многих факторов: идет ли речь о начале карьеры или о собственном бизнесе, в какой отрасли работает архитектор и так далее.

Зарплаты архитекторов начинаются от 40 000–50 000 рублей, верхняя граница остается в диапазоне 100 000–130 000 рублей. Эти данные касаются работы по найму. Естественно, что при наличии стабильного собственного бизнеса доходы будут больше.

Плюсы и минусы профессии архитектора

  • Интересная творческая работа, благодаря которой можно побывать во многих интересных местах и завести знакомства с интересными людьми.
  • Высокая востребованность.
  • Высокий уровень доходов: практически любая специальность в архитектуре достаточно хорошо оплачивается.
  • Возможность поработать в разных городах и странах. Зная иностранные языки, можно быть востребованным не только на родине.
  • Шанс остаться в памяти потомков: как бы пафосно ни звучало, но здания, как и города, проектируются если не на века, то на десятилетия точно, а значит, результат работы архитектора будет видеть огромное количество людей.

На пути к стабильному, высокому доходу и признанию архитектора ждут не только приятные моменты:

Строим вечность: все самое главное о профессии архитектора

Вместо итогов

В современном мире уже давно очевидно: стремиться нужно к тому, чтобы удобно было всем. Мир становится более открытым, уровень жизни растет, и те категории граждан, которые раньше были не столь активны (например, пенсионеры или мамы с маленькими детьми), стремятся жить полной жизнью. А значит, окружающие пространства должны отвечать потребностям и автомобилистов, и пешеходов, и мамочек с коляской, и пенсионеров.

Качественно преобразить городскую и загородную среду возможно только с помощью грамотных, опытных и современных специалистов: архитекторов, градостроителей, ландшафтных дизайнеров. Именно эти люди работают для того, чтобы пространство вокруг было экологично, функционально, дружелюбно и красиво. Поэтому востребованность специалистов-архитекторов будет расти, а значит, сегодня молодым людям стоит подумать о будущей профессии и, возможно, сделать выбор именно в пользу архитектуры.

Архитектор — это специалист по проектированию и строительству зданий. Эта профессия возникла в древности и остается востребованной и сейчас. Эстетически и инженерно продуманная городская среда, создание, сохранение и реставрация памятников — это заслуга архитекторов



Ремесло зодчего, именно так в былые времена называли архитекторов, возникло в далеком прошлом – несколько тысяч лет назад. Простейшее жилище начал строить еще первобытный человек. Постепенно сформировались элементарные способы организации пространства с применением прямоугольника и круга. С появлением первых городов понадобились специалисты, способные грамотно руководить процессом возведения отдельных зданий и планировать градостроительство в целом.

Описание

Архитектура - это не только наука о проектировании и строительстве зданий и сооружений, но еще и искусство создавать общую гармоничную среду для жизнедеятельности человека.

Архитектор (от древнегреческого – главный строитель) занимается организацией пространства в целом. В отличие от дизайнера, который занимается лишь декоративным оформлением, архитектор проектирует сооружение полностью, круг его обязанностей и зона ответственности гораздо шире. Он не только составляет проект и делает сметы, но чаще всего лично руководит строительством, и помимо этого решение формальных вопросов и вся документация также лежит на нем.

Эта профессия – прекрасная опция для творческого человека, но вместе с тем она требует глубоких теоретических и практических знаний в самых разных областях: архитектор должен отлично знать строительную механику, физику, химию, хорошо разбираться в геологии и минералогии, и помимо этого также разбираться в юриспруденции.

Специализации

Архитектурное проектирование

Архитекторы-проектировщики разрабатывают концепцию, составляют планы и чертежи, готовят специальную проектную документацию, а затем лично контролируют строительный процесс. Такие архитекторы в основном занимаются проектированием обыкновенных гражданских зданий, а также промышленных сооружений и социально-культурных объектов.

Градостроительство

Архитекторы-градостроители редко проектируют здания и сооружения по отдельности, поскольку их основная работа – это составление планов улиц, районов или даже городов с учетом самых различных факторов, включая демографические, ландшафтные, экономические и другие особенности территории.

Не будет преувеличением сказать, что дизайнеры — это творцы окружающего мира. Такой профессии как универсальный дизайнер не существует. Здесь есть свои макромиры и микромиры, ведь понятие дизайн в наши дни охватывает широкий спектр направлений

Ландшафтная архитектура

Ландшафтные архитекторы составляют планы городского озеленения, а также проектируют разбивку садов и парков, а также могут работать на небольших загородных владениях, где не только продумывают размещение зеленых насаждений, но и занимаются благоустройством участка в целом.

Реставрация архитектурных памятников

Работа архитекторов-реставраторов заключается в восстановлении старинных памятников архитектуры. Сначала они проводят экспертизу и оценивают состояние здания или сооружения, затем досконально изучают историю его строительства и использовавшиеся в тот момент материалы и технологии, после чего приступают к работе. Основная цель архитектора-реставратора придать строению вид, максимально приближенный к изначальному, а проект реставрации должен быть составлен так, чтобы в ходе восстановительных работ большей частью использовались аутентичные материалы и технологии, но, чтобы количество изменений при этом было минимальным.

Научная и преподавательская деятельность (теория и история архитектуры)

Историки и теоретики архитектуры изучают ее развитие как науки и преподают свой предмет в вузах, а также занимаются проведением различных исследований в сфере архитектуры.

Плюсы

  • Профессия очень престижна.
  • Труд архитекторов высоко оплачивается.
  • Профессия архитектора становится все более востребованной.
  • Профессия дает прекрасную возможность для творческого самовыражения в сфере, которая по-настоящему важна людям.

Минусы

  • Крайне высокая ответственность и отсутствие права на ошибку.

Где получить образование

В России есть широкий выбор вузов с архитектурными факультетами, но, безусловно, в престижных профильных заведениях будущих архитекторов готовят наиболее профессионально.

Технологии с каждым днём делают нашу жизнь все комфортнее и продуктивнее. А ведь за каждым приложением стоит целая команда программистов, превращающих бессмысленный для несведущих код в сайт любимого магазина, видеозвонок бабушке в Австралию или виртуальную крепость для вашей кредитки

Учебные заведения

Среди наиболее известных и престижных архитектурных вузов:

МАРХИ (Московский архитектурный институт)

Один из самых главных и известных российских архитектурных ВУЗов, который ведет сотрудничество с ведущими зарубежными учреждениями и даже аккредитован Королевским институтом британских архитекторов. Здесь готовят профессионалов в области архитектурного проектирования, дизайна, ландшафтной архитектуры, градостроительства и реставрации, а образовательные программы соответствуют высоким международным стандартам.

МГАХИ им. В. И. Сурикова (Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова)

Это учебное заведение является частью образовательной структуры Российской Академии художеств и также считается одним из лучших художественных вузов. В его стенах ведется преподавание не только по живописи, скульптуре и искусствоведению, но также и по направлению архитектура, а студенты института могут получить образование любого уровня (от бакалавриата до аспирантуры).

Московский государственный строительный университет

МГСУ занимает лидирующие позиции среди российских инженерно-строительных вузов. В университете обучают специалистов по многим специальностям, в том числе и в области строительства и архитектуры. Архитекторов здесь готовят по таким направлениям, как архитектурное проектирование, градостроительство, а также реконструкция и реставрация архитектурного наследия. Некоторые выпускники МГСУ участвовали в крупнейших строительных проектах страны, например, строительство Останкинской телебашни и реконструкция Большого театра.

Курсы

Курсы повышения квалификации для архитекторов проводят такие научные центры, как, например:

СНТА (Современная научно-технологическая академия)

СНТА занимается переподготовкой специалистов в области архитектуры и строительства. Для того, чтобы пройти курс повышения квалификации или переподготовку, необходимо иметь базовое высшее (строительное или архитектурное) образование. Общий срок обучения – 3 месяца.

МАСПК (Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса)

Востребованность

Даже в самом начале 1990-х годов, не говоря уже про советское время, практически все городские здания и многие загородные (дачные) дома строились по типовым проектам, а потому тогда профессия не была особенно популярной. В последние десятилетия работа архитекторов стала намного более востребованной, особенно в загородном строительстве.

Устройство на работу и карьера

Рассчитывать на престижную работу сразу по окончании вуза выпускнику архитектору нереально, ведь заказчиков и работодателей интересуют только профессионалы с хорошим стажем, а потому любому молодому архитектору долгое время приходится работать на второстепенной и низкооплачиваемой должности, учиться на практике и перенимать мастерство у более опытных специалистов, прежде чем он добьется успеха и сделает себе имя.

Зарплата архитектора зависит от ряда факторов:

1. Место работы

Средний доход архитектора в столице или другом крупном мегаполисе (Москва - 80 000 рублей) будет намного выше, чем в небольшом провинциальном городе (Тверь – 30 000 – 35 000 рублей)

2. Специализация

Также на среднюю зарплату влияет и специальность архитектора – например, ландшафтный архитектор в Москве получает 50 000 рублей в месяц, тогда как средний заработок архитектора-проектировщика, работающего на крупных объектах, примерно равен 70 000 – 80 000 рублей.

3. Строительная фирма

Доход архитектора зависит еще и от компании, в которой работает специалист – например, в более престижных организациях не только выше оклад, но также ежемесячно выплачиваются премии и проценты от заказов, что не так уж часто бывает в обычных архитектурных бюро

4. Опыт работы

Заработок архитектора всегда зависит от опыта работы - к примеру, начинающий сотрудник может рассчитывать лишь на зарплату в 40 000 рублей в месяц, в то время как специалисты с большим опытом работы ежемесячно могут зарабатывать 100 000 рублей и больше.


К профессии архитектора (в широком смысле) относятся:

  • Архитектор (в узком смысле), который:
    • разрабатывает архитектурный разделпроектной документации на строительство, а также соответствующие рабочие чертежи,
    • организует и координирует процесс разработки иных разделов проектной и рабочей документации,
    • осуществляет авторский надзор за реализацией архитектурного проекта;

    Профессия архитектора является творческой и считается свободной, то есть архитектор в своей деятельности независим и руководствуется только своими внутренними представлениями о красоте. Ограничения могут накладываться лишь объективно существующими условиями о пользе и прочности, а также предпочтениями заказчиков.

    Содержание

    История профессии

    До нашего времени дошли лишь некоторые имена архитекторов древности. Первым известным науке архитектором является Имхотеп, руководивший постройкой Пирамиды Джосера в третьем тысячелетии до нашей эры.

    Священное Писание называет имена строителей: Веселеил — главный строитель Скинии — и Аголиав — его помощник.

    Главным строителем Первого Иерусалимского Храма назван Хирам (также Хиром) из Тира, сын вдовы из колена Нафтали. После разрушения вавилонянами Первого Храма был построен Второй Храм, основы которого заложил Зоровавель.

    Известны имена античных архитекторов: Иктин и Калликрат, строители Парфенона в Афинском Акрополе, Фидий, скульптор и архитектор, автор статуй Зевса в Олимпии, Афины Промахос, Афины Парфенос и другие.

    Древнеримский архитектор и инженер, крупнейший античный теоретик архитектуры Марк Витрувий Поллион (I в. до н. э.) предъявляет достаточно жёсткие требования к квалификации архитектора:

    …Он должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, быть знакомым с музыкой, иметь понятие о медицине, знать решения юристов и обладать сведениями в астрономии и в небесных законах…
    …Я не думаю, чтобы кто-нибудь мог внезапно объявить себя архитектором, кроме того, кто смолоду постепенно восходил от одной отрасли образования к другой и, впитав в себя знания многих наук и искусств, дошел до самых высот архитектуры…

    — Десять книг об архитектуре [2] . Книга I

    В период Высокого Возрождения в Италии профессия архитектора становится весьма уважаемой, равной по престижу профессии художника или скульптора, а имена наиболее выдающихся из них сохраняются в памяти поколений.





    Обязанности архитектора XIX — начала ХХ вв. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона характеризует так:

    На архитекторе лежат следующие обязанности: во-первых, он составляет проекты по данным условиям и делает сметы, то есть изготовляет чертежи и рисунки будущих сооружений и определяет их стоимость; во-вторых, он руководит производством работ, то есть иными словами, практически осуществляет проект; и, наконец, в-третьих, он свидетельствует существующие здания и делает им оценку при продажах, залогах, страховках и т. п.

    …Он должен превосходно теоретически и практически знать свою специальность; но и помимо этого он должен обладать еще многими разносторонними познаниями…
    Во-первых, он должен отлично знать строительную механику, дабы иметь возможность точно рассчитать прочность и устойчивость всех частей своего сооружения…
    2) Он должен быть знаком с минералогией, геогнозией и геологией, дабы иметь верное представление о свойствах и качествах разных естественных материалов…
    3) Он должен хорошо знать физику и химию, ибо ему на каждом шагу приходится встречаться с ними в вопросах прочности здания…

    4) Ему нужно иметь еще известные юридические познания, ибо он должен хорошо знать, что разрешается и что воспрещается в строительном деле законодательством его страны [3] …

    Работа современного архитектора



    Технология строительного производства постоянно усложняется. Профессия архитектора также видоизменяется. Компетенция современного архитектора определяется более чётко, чем раньше.

    С одной стороны, круг обязанностей современного архитектора очерчен более узко. Современный архитектор разрабатывает архитектурный раздел проектной документации. При этом в его компетенцию не входят расчёты сложных инженерных конструкций, организация строительства и составление сметной документации для сложных объектов.

    С другой стороны, чем сложнее объект, тем больше знаний нужно архитектору, чтобы контролировать весь процесс проектирования и осуществлять авторский надзор при возведении здания.

    При этом одному специалисту-архитектору всё труднее одинаково хорошо разбираться во всех видах строительства и во всех типах объектов.

    Следует отметить, что при проектировании простых объектов (например, коттеджей) архитектор вполне может справляться со всеми перечисленными обязанностями.

    В современных условиях из профессии архитектора выделились отдельные отрасли, например, градостроительство.

    Профессия архитектора продолжает разветвляться на более узкие специализации. В современных архитектурных бюро одни специалисты могут осуществлять разработку объёмно-планировочных решений, другие — отвечать, например, за визуализацию.

    Развитие вычислительной техники в ХХ веке повлекло революцию в архитектурном проектировании. В настоящее время проектная документация разрабатывается главным образом с помощью систем автоматизированного проектирования (компьютера и специальных компьютерных программ, таких как, например, Autodesk AutoCAD или Graphisoft ArchiCAD). Компьютерное проектирование предоставляет средства двумерной (2D) и трехмерной (3D) графики. Концепция виртуального здания даёт возможность получить представление как о наружном облике, так и о внутреннем пространстве будущего объекта прямо на дисплее или с помощью проектора.

    Наглядность архитектурного проекта может быть обеспечена архитектурным макетом. Однако в настоящее время макетирование осуществляется не только (и не столько) силами архитекторов, сколько с привлечением организаций, специализирующихся на производстве, например, рекламной продукции.

    Направления деятельности архитекторов

    Проектирование зданий и сооружений

    Архитектурная деятельность — профессиональная деятельность архитекторов, имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя:

    Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (ст. 48 ГСК РФ).

    Градостроительная деятельность

    Урбанистика

    В конце 20 века, из градостроительства, на стыке социологии и общей теории систем, выделилась как самостоятельная дисциплина урбанистика, имеющая своим предметом город и принципы городского развития.

    Ландшафтная архитектура

    Ландшафтный архитектор занимается разбивкой парков садов, озеленением городских микрорайонов и придомовых участков.

    Дизайн интерьера

    Дизайн интерьера — это профессиональная творческая деятельность архитекторов и дизайнеров по созданию функционального, эргономичного и эстетичного пространства внутри помещения архитектурно-художественными средствами.

    Квалификация архитектора

    Квалификация архитектора в России

    Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих [6] устанавливает следующие требования к квалификации архитекторов:

    Главный архитектор проекта Высшее профессиональное образование и стаж работы по проектированию или научно-педагогической работы в соответствующей области знаний не менее 8 лет, а при проектировании особо крупных и сложных объектов — не менее 10 лет
    Архитектор I категории Высшее профессиональное образование и стаж работы в должности архитектора II категории не менее 2 лет
    Архитектор II категории Высшее профессиональное образование и стаж работы на архитектурных должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 2 лет
    Архитектор III категории Высшее профессиональное образование и опыт работы в проектных организациях
    Архитектор Высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет

    Архитектурное образование в России

    Специальность (направление) [7] [8] Квалификация [8]
    270100 Архитектура Бакалавр архитектуры
    Магистр архитектуры
    270200 Реконструкция и реставрация архитектурного наследия Архитектор-реставратор
    270300 Дизайн архитектурной среды Архитектор-дизайнер
    270900 Градостроительство Бакалавр градостроительства
    Магистр градостроительства

    Федеральные государственные образовательные стандарты [9] предусматривают для освоения основной образовательной программы как бакалавриата [10] , так и магистратуры [11] по архитектурным направлениям две формы обучения — очную и очно-заочную (вечернюю).

    Лицензирование архитектурной деятельности в России (1995—2003 гг.)

    В соответствии со ст. 7 названного Закона правом на получение лицензии обладал гражданин РФ, имевший высшее архитектурное образование, стаж работы по специальности не менее двух лет, обладавший знанием требований, предъявлявшихся к проектированию и строительству в РФ.

    В исключительных случаях лицензия могла быть выдана лицу, не имевшему высшего архитектурного образования, при наличии стажа работы в области архитектурной деятельности не менее десяти лет.

    Однако указанная глава утратила силу в соответствии с ФЗ от 10.01.2003 № 15-ФЗ.

    Саморегулирование проектной деятельности в России (с 2010 г.)

    С 01.01.2010 индивидуальный предприниматель (ИП) или юридическое лицо (ЮЛ) вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией (СРО) свидетельства о допуске к таким работам (в соотв. с ч. 1 ст. 55.8 ГСК РФ).

    Работы по подготовке архитектурных решений входят в Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждённый Приказом Минрегиона от 30.12.2009 г. № 624 [12] .

    Таким образом, лицензирование архитектурной деятельности было заменено процессом получения допуска от СРОП. Допуск к проектным работам выдаётся без ограничения срока и территории его действия (ч. 9 ст. 55.8 ГСК РФ).

    Правовое положение архитектора в РФ

    Правовое положение архитектора характеризуется наличием у него специфических прав и обязанностей, а также установленной законом ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

    Архитектор как подрядчик

    Подрядные отношения устанавливаются между заказчиком и архитектором по поводу разработки архитектурного раздела проектной документации, контроля за разработкой иных разделов проектной документации на строительство, а также авторского надзора (в части, не урегулированной авторским правом).

    По договору подряда на выполнение проектных работ подрядчик (проектировщик) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (ст. 758 ГК РФ).

    Архитектор как менеджер

    Архитектор осуществляет управление проектированием и строительством посредством архитектурного проекта. В этом особенность присущего архитектору метода управления.

    В специальной литературе выделяют следующие основные функции управления архитектурным проектом:

    • Управление целевыми функциями проекта (социальными, функциональными, техническими, эстетическими свойствами, экономической эффективностью, экологией);
    • Управление качеством проекта;
    • Управление изменениями проекта;
    • Управление временем разработки проекта;
    • Управление проектными рисками [14] .

    Архитектор как автор

    архитектурный проект — архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения… в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора;
    архитектурный объект — здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта.

    Как следует из ст. 1257 ГК РФ, автором произведения архитектуры признаётся гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора архитектурного раздела проектной документации, считается автором произведения архитектуры, если не доказано иное.
    Основанием возникновения авторских прав является создание произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов).

    Таким образом, архитектор как автор пользуется защитой своих прав на созданное произведение архитектуры (в частности, правом авторства, правом автора на имя, правом на неприкосновенность произведения).

    Архитектор как муниципальный служащий

    В Российской Федерации существует специфическая форма профессиональной деятельности архитекторов, когда они являются муниципальными служащими в подразделениях (отделах, управлениях) архитектуры и градостроительства администраций муниципальных образований. Начальники таких подразделений называются главными архитекторами (городов или районов) [16] .

    В компетенцию архитекторов-чиновников входят следующие вопросы [17] :

    • согласование вопросов по размещению и отводу земельных участков для строительства объектов индивидуального, общественного назначения;
    • обеспечение рассмотрения и выдачи градостроительного обоснования по выбору земельных участков, согласования градостроительной документации;
    • проведение на территории соответствующего района единой политики в области архитектуры, планирования и развития территорий;
    • информирование населения о состоянии среды жизнедеятельности и намерения об ее изменении (строительстве, благоустройстве, прокладке инженерных коммуникаций) через средства массовой информации;
    • предотвращение самовольного строительства, сноса зданий и сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования в городе и других поселений;
    • организация и контроль за ведением информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

    Архитектурные награды и премии

    Одной из высших международных наград в области архитектуры является Притцкеровская премия, присуждаемая ежегодно за наиболее выдающиеся достижения в области архитектуры. Притцкеровская премия считается аналогом Нобелевской премии в архитектуре. Лауреатами премии Притцкера стали такие выдающиеся архитекторы, как японец Кэндзо Тангэ, создававший фантастические проекты городов в стиле метаболизма, американец Бэй Юймин, построивший известную Стеклянную пирамиду в Лувре, датчанин Йорн Утзон, создавший знаменитый проект Оперного театра в Сиднее, англичанин Норман Фостер, автор небоскреба в виде стеклянного яйца в Лондоне, и многие другие.

    Читайте также: