Доклад на общественных слушаниях

Обновлено: 28.04.2024

Важнейшим достижением последних десяти лет в нашей республике стало понимание того, что именно культура воспитывает ценности - патриотизм, любовь к родине, доброту, благородство, мужество, любовь к родителям, любовь к семье – все это идет через культуру, через традиции. Культура, наряду с просвещением, формирует интеллект в ребенке,
в человеке.

В этой связи особое значение приобретает планомерная и качественная реализация государственной политики в области культуры и искусства,
в сфере межнациональных отношений. Приоритетными направлениями государственной политики в сфере культуры являются:

- сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства;

- поддержка и распространение профессионального искусства, отечественных и национальных традиций и достижений;

- сохранение и развитие многонационального культурного наследия;

- воспитание терпимости и взаимного уважения в межнациональных и межконфессиональных отношениях;

- поддержка художественного дополнительного и среднего профессионального образования;

- создание условий для обеспечения свободы слова, творчества и развития культурного и духовного потенциала населения республики.

Поддержка и развитие профессионального искусства постоянно находятся в центре внимания Правительства Республики Марий Эл.

По решению Главы республики Леонида Игоревича Маркелова поострена и открыта Национальная художественная галерея.
В завершающую стадию вступило строительство Марийского национального театра оперы и балета, срок ввода в эксплуатацию определяется серединой 2012 года. Продолжается строительство нового здания для Республиканского театра кукол. Проведенный капитальный ремонт придал неповторимый облик театру русской драмы имени Георгия Константинова. Заключен государственный контракт на выполнение работ по проектированию нового здания Марийской государственной филармонии им.Я.Эшпая, к строительству которого предполагается приступить в ближайшей перспективе.

В республике работает 1 филармония и 6 профессиональных театральных трупп, из них 5 работающих для марийского зрителя – это наибольшее количество среди всех финно-угорских народов Российской Федерации.

С 2006 по 2010 годы создано 133 новых высокохудожественных спектакля. Не допускается снижение количества ежегодных новых постановок (26-28 премьер). Театрально-зрелищными учреждениями за 2006-2010 годы обслужено 1,3 млн.человек. Ежегодное количество показов увеличилось с 1150 в 2006 году до 1321 в 2010 г., или на 15 %. Количество зрителей увеличилось с 267,8 тыс. человек в 2006 г. до 272,6 в 2010 году, или почти на 5 тыс.человек.

Театры республики и филармония активно проводят гастрольно-выездную деятельность. Выездные и гастрольные показы составляют 52% деятельности театров. В 2006-2010 годах профессиональные творческие коллективы успешно представляли искусство Республики Марий Эл в регионах России, Финляндии, Испании, Германии, Франции, Мексике, Китае.

В развитии современного общества трудно переоценить роль музеев в сохранении и изучении культурного наследия, расширении культурно-информационных границ, позволяющем жителям республики открыть для себя искусство России и мира от древности до наших времен.

Стали традиционными такие массовые мероприятия для жителей и гостей Республики Марий Эл, как:

За последние 5 лет государственные музеи Республики Марий Эл посетило более 1 млн. человек. Радует тот факт, что посещаемость растет из года в год (от 173,3 тыс.чел. в 2006 до 245,3 тыс.чел. в 2010 году, или более чем на 40 %). Две трети посетителей – это дети.

Основные направления, по которым развивается библиотечное дело в Республике Марий Эл, в целом соответствуют общероссийским тенденциям.

В эпоху стремительного развития Интернет-технологий, несмотря на некоторое снижение числа пользователей (уменьшение с 2006 года на 10 %), удалось сохранить накопленный библиотеками республики потенциал и начать процесс модернизации.

Уже сегодня можно отметить позитивные изменения в жизни библиотек республики:

- Начато строительство современного центра детско-юношеского чтения;

- Значительно обновлен книжный фонд библиотек. Только
в I полугодии текущего года поступило в библиотеки на 26 тыс.экз. книг больше, чем за весь 2010 год. Этому способствовало целевое финансирование из бюджетов всех уровней. Обновляемость библиотечных фондов выросла с 1,3% до 1,8%. Увеличилось в 4 раза среднее количество книг, поступивших в одну библиотеку;

- В 2011 году продолжаются работы по созданию условий для модернизации информационно-библиотечного обслуживания населения в муниципальных библиотеках. Всего компьютеризировано 78 библиотек (в 2010 г. – 64), 36 библиотек подключено к сети Интернет (в 2010 г. – 20). Приобретено и установлено специализированное библиотечное программное обеспечение; закуплено 50 комплектов компьютерной техники, в т.ч. 16 для сельских библиотек. С 2006 года на треть увеличилось количество электронных баз данных библиографических записей; и составило к 1 июля текущего года 517 тыс.записей;

- Продолжается процесс создания модельных сельских библиотек. За 2006-2010 гг. открыто 12 модельных библиотек.

В течение 90 лет в Республике Марий Эл создавались условия для формирования системы образовательных учреждений отрасли культуры.

В настоящее время в Республике Марий Эл насчитывается 47 детских школ искусств и два средних профессиональных учебных заведения. Каждое из которых уникально в своем развитии, несет определенную социальную функцию и дорого нам:

в 2010 году исполнилось 75 лет со дня открытия первой детской школы искусств в республике - Детской школы искусств им. П.И. Чайковского,

50 лет - Национальной президентской школе искусств,

40 лет художественному училищу,

в 2011 году - 80-лет со дня основания Факультета академической музыки Колледжа культуры и искусств им. И.С. Палантая.

Региональная система обучения творческих кадров ориентирована на выравнивание стартовых возможностей молодых людей из разных социальных групп: в Марийском республиканском колледже культуры и искусств имени И.С. Палантая и Йошкар-Олипнском училище
из 630 студентов более 40 % студентов приехали из села и районных центров республики. Студенты - сироты получают положенное им государственное обеспечение.

Эстетическое образование в школах искусств получают
более 8 тыс. детей и подростков, из них 44 % - дети из поселков и сельских поселений республики.

За последние пять лет охват детей детскими школами искусств увеличился с 12,5 % в 2007 году до 14 % в 2010 году, несмотря на то, что количество детского населения республики в возрасте от 7 до 15 лет снизилось на 12 %. Эти показатели говорят о необходимости и востребованности у населения данной образовательной услуги.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что в Республике Марий Эл создана система образования в области культуры и искусств, которая позволяет готовить профессиональные кадры по многим творческим специальностям, качественно заниматься эстетическим воспитанием населения.

Эффективность этой системы подтверждается активной деятельностью более чем 450 концертных творческих коллективов учащихся и студентов на базе образовательных учреждений, вносящих значительный вклад в формирование культурной среды региона.

Высокий профессиональный уровень подготовки студентов и учащихся школ искусств отрасли культуры республики подтверждается результатами участия на международных и всероссийских конкурсах. Ежегодно студенты художественного училища получают дипломы лауреатов и дипломантов на Всероссийских Дельфийских играх, в 2010 году студенты и творческие коллективы Колледжа стали лауреатами и дипломантами более 10 различных конкурсных мероприятий международного, регионального, всероссийского масштаба.

Лучшие учащиеся и студенты выдвигаются на именные стипендии:

Министерства образования и науки Российской Федерации – 3 человека;

Главы Республики Марий Эл – 3;

Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл - 8;

Республиканского комитета профсоюза работников культуры Республики Марий Эл – 1.

Такие результаты педагогического труда зависят от профессионализма кадров. В отрасли работает более одной тысячи педагогических работников, из них 15 % педагогов школ искусств имеют почетные звания, высшую категорию имеют 77 % преподавателей и руководителей среднего профессионального звена, 21 % – работников школ искусств.

Огромным подспорьем в подготовке кадров для отрасли культуры является подготовка специалистов в вузах культуры и искусств России за счет республиканского бюджета. Сегодня обучается 16 человек в Российской академии театрального искусства, Казанском университете культуры и искусств, Казанской государственной консерватории. С нового учебного года предстоит обучение по актерской специальности еще 20 молодых людей в Высшем театральном училище им. Щепкина для Национального марийского театра драмы им. М. Шкетана.

В рамках перехода на программно-целевой метод планирования в республике принято 5 целевых программ, государственным заказчиком по реализации которых выступает Минкультуры Республики Марий Эл:

- на пропаганду культурного разнообразия, толерантных социокультурных установок,

- укрепление межнационального мира и согласия народов, проживающих на территории республики,

- развитие международного и межрегионального сотрудничества и развитие государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений.

В рамках республиканской целевой программы реализуются проекты и мероприятия по следующим направлениям:

создание условий для реализации творческих инициатив, проектов и мероприятий в области этнокультурного развития национально-культурными объединениями, общинами, творческими коллективами и организациями;

оказание содействия этнокультурным сообществам в реализации права на этнокультурное (национально-культурное) самоуправление и развитие;

реализацию проектов в области марийского языка, направленных на его развитие, расширение использования, улучшение качества изучения;

реализацию специализированных проектов и мероприятий по сохранению и популяризации народных календарно-обрядовых обычаев, традиций и праздников;

реализацию проектов и мероприятий в области этнической молодежной культуры;

реализацию специализированных информационно-просветительских проектов по пропаганде культурного разнообразия, толерантных социокультурных установок;

реализацию юбилейных и праздничных мероприятий;

проведение совместных мероприятий национально-культурных объединений Республики Марий Эл;

создание условий для укрепления межрегионального сотрудничества в области этнокультурных и межнациональных отношений;

проведение этносоциологических исследований и мониторинг ситуации в области межнациональных и межконфессиональных отношений.

Механизм реализации республиканской целевой программы предполагает совмещение традиционного планирования и на основе экспертных рекомендаций с конкурсной системой отбора проектов. Отбор проектов и отдельных мероприятий осуществляется в соответствии с содержанием разделов и подразделов Программы.

Из ежегодно реализуемых более 80 проектов необходимо отметить наиболее значимые проекты и мероприятия, реализованные в рамках исполнения программы:

- VII Съезд марийского народа (2008);

- X Международный конгресс финно-угорских писателей (2008)

- участие делегации Республики Марий Эл во Всемирном конгрессе финно-угорских народов (2008);

проведение и участие в семинарах и конференциях, посвященных различным аспектам межнационального и межконфессионального взаимодействия;

праздничные и юбилейные мероприятия, посвященные выдающимся деятелям Республики Марий Эл и России.

На финансирование проектов и мероприятий, реализуемых в рамках данной целевой программы за 2009, 2010 и первую половину текущего года выделено около 7 млн. рублей.

На предстоящий период, кроме ежегодных, традиционных и юбилейных мероприятий, намечены следующие масштабные проекты:

VIII Съезд марийского народа (2012);

Республика обладает огромным потенциалом природного и культурного наследия – как материального, так и тесно связанного с ним духовного. Трудно переоценить притягательность культурного наследия, носителя особой атмосферы, где неповторимо сочетаются ценнейшие образцы градостроительного искусства, архитектурные памятники, места, связанные с выдающимися историческими событиями, жизнью замечательных людей, природные достопримечательности.

В Республике Марий Эл на государственной охране находится всего 1126 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), из них 235 объектов - это памятники истории и архитектуры, 20 памятников монументального искусства, 541 памятник археологии, 328 священных рощ.

Пять из них являются памятниками архитектуры федерального значения, это:

- Дом Советов. 1937 г.

- Дом Пчелиных. 18 век.

- Вознесенская церковь. 1756.

Многие объекты культурного наследия нуждаются в проведении целого комплекса мероприятий по их реставрации, консервации, ремонту, восстановлению и приспособлению для современного использования.

В память выдающихся деятелей установлены памятники Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, памятник благоверным князю Петру и княгине Февронии в г. Йошкар Оле, Якову Эшпаю и И.С. Ключникову-Палантаю в с. Кокшамары Звениговского района.

Всего только в 2010 году на реализацию мероприятий действующей программы было профинансировано 187,9 млн.рублей. В 2011 году предусмотрено 120 млн.рублей.

Возрождение духовных традиций является неотъемлемой частью политики Правительства Республики Марий Эл.

За 2009, 2010 и 1 полугодие 2011 года в рамках Программы профинансировано капитальных вложений на сумму более 308 млн.рублей.

Государственная поддержка республиканских печатных средств массовой информации осуществляется по следующим направлениям:

- на выплату заработной платы, авторских гонораров и отчислений от них, приобретение бумаги, оплату типографских расходов;

- на проведение ежегодных фестивалей, тематических семинаров и иных мероприятий;

- на развитие и совершенствование материально-технической базы редакций печатных средств массовой информации;

- на стимулирование профессиональной деятельности журналистов и коллективов редакций путем проведения профессиональных конкурсов.

Государственная поддержка электронных средств массовой информации направлена:

- на осуществление в Республике Марий Эл эфирного радиовещания в УКВ-диапазоне;

- на освещение общественно-политической жизни Республики
Марий Эл в телевизионном эфире на русском языке;

- на проведение социальных рекламных кампаний, посвящённых наиболее важным общественно-политическим и культурным событиям в жизни Российской Федерации и Республики Марий Эл.

Финансирование государственной поддержки средств массовой информации и книгоиздания с 2006 по 2010 год увеличилось почти в 3 раза, и составило в 2010 году 83,2 млн.рублей. Это позволило обеспечить регулярный и бесперебойный выпуск печатных и электронных средств массовой информации, книгоиздание социально значимой литературы, направленной на сохранение и развитие национального языка и литературы, пропаганду чтения. За период с 2006 по 2010 годы было издано 101 произведение тиражом 104 тысячи экземпляров.

Культурная жизнь республики многогранна и насыщена, богата традициями, уникальным кадровым потенциалом, талантливыми артистами, музыкантами, художниками, композиторами, людьми других творческих профессий, благодарными зрителями. Постоянную поддержку отрасли культуры и искусства оказывает Правительство Республики Марий Эл и лично Глава Республики Марий Эл Леонид Игоревич Маркелов.

Завершая свое выступление, хочу сказать следующее. Министерство культуры, печати и по делам национальности Республики Марий Эл как орган исполнительной власти, осуществляющий государственную политику в сфере культуры, искусства, художественного образования, кинетоматографии, межнациональных и межконфессиональных отношений, средств массовой информации и печати, считает целесообразным сохранить государственную поддержку и финансирование в 2012-2014 годах основных направлений деятельности, изложенных в докладе, с учетом некоторых особенностей:

1. Завершить переход на новую систему оплаты труда работников театрально-зрелищных и культурно-досуговых учреждений республики
до 1 января 2012 года с выделением дополнительных ассигнований.

2. Выделение бюджетных ассигнований и финансирование целевых программ в сфере культуры производить в объемах, предусмотренных программами.

3. Обратить внимание на техническое состояние зданий муниципальных учреждений культуры.

4. Продолжить работу по модернизации учреждений культуры: компьютеризации, подключению к Интернет, обновлению книжного фонда, приобретению новых музыкальных инструментов, выделению дополнительных средств на подписку печатных средств массовой информации и литературно-художественных журналов.

5. Своевременно и качественно завершить выполнение мероприятий по изменению типов учреждений в соответствии с утвержденным планом по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ.

ЮНЕСКО и ее партнеры своей задачей в области образования видят именно Образование Для Всех (далее – ОДВ ). Эти задачи сформулированы и реализуются в соответствии с:

а) Документами ООН :

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования

б) Концепцией Всемирной декларации об образовании для всех (Джомтьен, 1990) и решениями Форума в Дакаре (2000 г.).

Образование для всех: выполнение наших коллективных обязательств

Текст, принятый Всемирным форумом по образованию (Дакар, 26-28 апреля 2000 г.)

Джеймс В. Вульфенсон, Президент Всемирного банка

(выступление на пленарном заседании в Дакаре)

Что такое ОДВ с точки зрения ЮНЕСКО и ее партнеров? Это:

(1) приоритетное развитие образования как главной ценности общества;

(2) образование, удовлетворяющее, прежде всего, базовые образовательные потребности и направленное на раскрытие талантов и потенциала каждого человека, его умение жить и действовать в обществе не за счет других;

(3) всеобщий, равный и исключающий дискриминацию доступ к образованию представителей всех:

· рас, наций и народов

· мужчин и женщин

(4) ответственность государства, гражданского общества и бизнеса за обеспечение ОДВ .

Образование для всех: выполнение наших коллективных обязательств

Текст, принятый Всемирным форумом по образованию

(Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 г.)

Почему именно ОДВ ? Это вопрос:

· морали и справедливости

· прогресса и экономической эффективности

Карол Беллами, Исполнительный директор ЮНИСЕФ

(выступление на пленарном заседании)

Джеймс В. Вульфенсон, Президент Всемирного банка

(выступление на пленарном заседании)

II . ОДВ и глобальные проблемы человечества. Позиция ЮНЕСКО .

Проблема преодоления нищеты и образование для бедных.

Замкнутый круг: без образования невозможно преодоление отсталости, бедности и нищеты, которые затрудняют (или делают невозможным) получение достойного образования. Разрыв этого круга: целенаправленное осуществление специальных шагов по обеспечению высококачественного образования для бедных (семей, социальных групп, регионов и стран, находящихся в тяжелых социальных условиях).

Прежде всего, национальными правительствами, а также бизнесом, гражданским обществом и международными организациями, несущими за это прямую ответственность перед обществом. ЮНЕСКО отмечает, что в числе стран, вызывающих особую озабоченность по данной проблеме, находится и Россия.

Прежде всего, за счет особых программ и мер, направленных на выравнивание условий доступа к образованию и получения образования.

ЮНЕСКО . ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ .

Программные приоритеты на 2006-2007 гг.

Альтернативой может быть коренное изменение не только образовательной, но и всей социальной политики властей.

Документы ООН также специально подчеркивают значимость общедоступного образования для решения проблем мира, болезней (особенно ВИЧ -инфекции), равенства мужчин и женщин (особенно – проблему равного доступа к образованию для девочек).

Подчеркнем особо проблему взаимосвязи обеспечения прав человека, демократии, развития сильного гражданского общества и общедоступного образования. Связь здесь очень жесткая, как прямая, так и обратная, что специально подчеркивается в документах ООН и ЮНЕСКО .

Между тем в нашей стране идет наступление как на права человека и демократию, так и на решение задач обеспечения равного качественного образования для всех. Решение образовательных проблем осуществляется по сути дела за спиной гражданского обществ. Управление образовательными процессами монополизировано исполнительной властью. Самоуправление на уровне образовательных учреждений неразвито. Права представителей образовательного сообщества минимальны и урезаются. Все это противоречит букве и духу решений ЮНЕСКО .

III . Ответственность национальных правительств

· Обеспечить реализацию именно равного общедоступного образования;

· Обеспечить (если необходимо – создать) четкие и обязательные механизмы, гарантирующие участие гражданского общества в решении проблем достижения ОДВ ;

· Ликвидировать все случаи дискриминации (в том числе, регионов, сельских школ и т.п.);

· Обеспечить приоритетное развитие образования для дискриминированных слоев и групп населения;

· Поднять финансирование образования как минимум до 6% ВНП ;

· Разработать национальные планы действий, обеспечивающие решение этих задач и т.п.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования ООН (1960)

Коитиро Мацуура, Генеральный директор ЮНЕСКО

(выступление на пленарном заседании)

«Правительства должны обязаться разработать к 2002 г. национальные планы действий по образованию. Эти планы должны быть открытым и демократическим обра­зом согласованы со всеми основными заинтересованны­ми сторонами внутри страны, и в них должна содер­жаться детальная программа достижения целей нацио­нального образования, вписывающаяся в более широкие рамки действий по решению задач, намеченных на 2015 г., и подкрепленная программой государственного финансирования. Главным элементом этих планов долж­на быть договоренность о создании к 2001 г. четких и обязательных механизмов, обеспечивающих продолже­ние и расширение демократического участия граждан­ского общества, в частности преподавателей, родителей и учащихся, на всех ступенях системы образования.

Правительства должны взять обязательство гаранти­ровать свой вклад в финансирование высококачественного базового образования и обязательство увеличить долю ВНП , выделяемую на образование. Правительства должны расходовать на образование как минимум 6% ВНП . Правительства должны, кроме того, обеспечивать увеличение поступлений за счет прогрессивного налогообложения, уменьшения чрез­мерных затрат на военные нужды и других непродук­тивных расходов и положить конец коррупции.

Декларация НПО по образованию для всех

Международная консультация НПО (24-25 апреля 2000 г.)

Не менее важна и позиция бизнес-сообщества, которое также ответственно за обеспечение ОДВ в стране, где оно ведет свою деятельность и за развитие которой отвечает.

Особо важно, чтобы частное образование содействовало реализации стратегии ОДВ – цель, специально зафиксированная ООН .

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования ООН (1960)

Наконец, гражданское общество должно играть самую активную роль в решении задачи обеспечения ОДВ , ибо это условие и социального развития, и прогресса личностных качеств, и обеспечения демократии в стране.

До 01.01.2025 установлен переходный период для приведения статусов и уставов муниципальных образований, а также законодательства в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ.

Статья 28. Публичные слушания, общественные обсуждения

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта.

(в ред. Федерального закона от 30.10.2018 N 387-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта, - главой муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 30.10.2018 N 387-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. На публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

2.1) проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 30.10.2017 N 299-ФЗ)

3) утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2017 N 455-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 187-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования может быть установлено, что для размещения материалов и информации, указанных в абзаце первом настоящей части, обеспечения возможности представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по проекту муниципального правового акта, а также для участия жителей муниципального образования в публичных слушаниях с соблюдением требований об обязательном использовании для таких целей официального сайта может использоваться федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", порядок использования которой для целей настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 289-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся публичные слушания или общественные обсуждения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 289-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, публичные слушания и общественные обсуждения могут не проводиться по проектам муниципальных правовых актов и вопросам, решения по которым принимаются сходом граждан.

Демократия, приходя в общество, приносит с собой определенные новшества, правила, нормы и принципы. Они меняют жизнь населения, делая ее более активной и интересной. Каждому гражданину полезно знать, что такое публичные слушания. Это инструмент влияния человека на государство. Им стоит пользоваться, когда понимаешь, как это правильно делать. Вы знаете? Нет? Давайте разберемся.

публичные слушания

Определение

публичные слушания по проекту

Какие вопросы должны рассматриваться публично?

Важной особенностью законодательного закрепления рассматриваемого механизма является то, что он принуждает власти советоваться с гражданами по темам, напрямую затрагивающим их жизни. Принять решение без учета мнения населения становится не то что невозможно, но проблематично. Тем более что о проведении публичных слушаний необходимо оповещать народ как можно шире. Данная норма закреплена в законодательстве. Выносятся же на обсуждение следующие вопросы:

  • правила жизни в муниципальном образовании (устав) и все изменения в них;
  • бюджет (доходы и расходы);
  • проекты программ, направленных на развитие, в которые планируется вложить средства;
  • все новшества, связанные с преобразованиями в данном регионе.

Этот перечень неполный. Законодательно закреплена возможность инициирования гражданами или главой муниципального образования рассмотрения иных проблем в порядке публичных слушаний. Кстати, часто люди задаются вполне понятным вопросом: а каким образом им организовать данный процесс, в какие двери стучаться? В первую очередь следует изучить устав муниципального образования. В него, согласно законодательству, должны быть внесены все нюансы проведения этой работы. То есть, чтобы понять, с какой стороны подойти к власти в регионе, нужно прочесть устав. После этого рекомендуется внимательно ознакомиться с действующим законодательством. Тогда станет понятно, как использовать описываемую форму взаимодействия власти с обществом во благо.

публичные слушания по бюджету

Немного о местном самоуправлении

Чтобы понять, для чего проводятся публичные слушания по проекту, следует иметь представление о форме организации муниципальной жизни. Руководит всем местная власть, избираемая, согласно основному закону, плебисцитом. Граждане реализуют свои права на участие в управлении, когда отдают свой голос за политические силы. Но на этом их участие в муниципальной жизни не ограничивается.

Механизм взаимодействия властных структур с народом включает в себя инициативы граждан, их самореализацию, организацию публичных обсуждений важных решений и контроль за их исполнением. Эти формы соответствуют нормам демократического устройства общества. Власти совместно с населением должны стремиться к внедрению их в жизнь. Конечно, это идеальная модель. На практике все значительно сложнее. К примеру, организаторы публичных слушаний сталкиваются с проблемами уже на этапе привлечения людей к своим мероприятиям. Но обо всем по порядку.

Об организации данной формы работы

Рассмотрим правовые принципы института публичных слушаний. Среди их основ законодательно закреплены таковые:

  • предмет слушаний – это, по сути, проекты муниципальных актов, темы которых закреплены законодательно и приведены выше;
  • субъекты инициирования данной формы работы – это население и представительный орган региона;
  • процедура подготовки и проведения, закрепленные уставом.

В указанном нормативно-правовом акте закрепляется открытость проведения обсуждений. Также там должна быть приведена пошаговая инструкция по их проведению. Все описывается понятно и доступно, чтобы граждане могли вникнуть в суть своих прав и обязанностей, чтобы не возникало разночтений. Взаимодействие власти с обществом должно иметь простой и строгий порядок. Публичные слушания для того и проводятся, чтобы донести до населения суть развития региона. Чтобы люди понимали, почему приоритет отдается тем или иным проектам, высказывали собственное мнение, отстаивали взгляды и позиции.

о проведении публичных слушаний

Классификация института публичных слушаний

Данный вид работы можно рассматривать с точки зрения ее функциональности, обязательности проведения, инициаторов, целеполагания и так далее. Существуют такие обсуждения, что затрагивают важные для всех вещи. Некоторые касаются лишь часто населения. К примеру, возьмем классификацию по функциям. Публичные слушания могут проводиться в формах:

  • участие населения в решении местных управленческих вопросов;
  • выявление мнения;
  • привлечения к решению государственных задач;
  • осуществления права на информацию.

Если рассмотреть подобную деятельность с точки зрения обязательности проведения, то увидим, какие именно вопросы нельзя решать без общественности. Они указаны в законодательстве. Так, публичные слушания по проекту бюджета должны быть проведены обязательно. К ним привлекаются широкие слои населения.

публичные слушания по проекту бюджета

Назначение публичных слушаний

Перейдем к бюрократическим процедурам. Когда возникает необходимость проведения данного мероприятия, следует издать специальное распоряжение главы муниципального образования. В нем указываются:

  • тема;
  • точная дата проведения;
  • персональный состав организационного комитета, в который включаются представители и власти, и общественности.

Гражданам следует знать, что муниципалитет (представительный орган) рассматривает их инициативу на очередной сессии. Ее могут и отклонить. Законодательно закреплено, что если документ, в котором формулируется инициатива, подписало более пятисот граждан, то слушания назначаются в обязательном порядке. Конечно, это касается не всех вопросов. К примеру, публичные слушания по бюджету проводятся в обязательном порядке. Это мероприятие, согласно нормам действующего законодательства, нельзя отменить.

публичные слушания по проекту бюджета

Порядок подготовки обсуждения

Всей предварительной работой занимается оргкомитет. Его формируют в течение трех дней с момента принятия инициативы (вынесения решения). Оргкомитет собирается, выбирает председателя, вырабатывает план действий. Проанализировав тему слушаний, этот орган предлагает руководителю муниципалитета назначить ответственной за мероприятие то или иное структурное подразделение исполнительной власти. Кроме того, определяется круг лиц, привлекаемых к организации подготовки повестки дня и ее вопросов.

Здесь необходимо понимать, что любая тема должна быть обеспечена экспертными оценками, при ее рассмотрении следует учесть общественное мнение. То есть слушания готовятся широким кругом специалистов, которыми руководит оргкомитет. Обнародуется информация о проведении публичных слушаний за сорок дней до даты мероприятия. Эта обязанность закреплена законодательно за оргкомитетом. Все нюансы соблюдения порядка, приглашения населения и специалистов, подбора помещения и так далее тоже ложатся на плечи его членов. В их обязанности также входит ведение документации по учету экспертов и их мнений, подготовке итогового документа.

порядок проведения публичных слушаний

Порядок проведения публичных слушаний

Мы подошли к организации самого мероприятия публичных слушаний. Перед его началом всех участников регистрируют. Ведущий обязан огласить присутствующим тему обсуждения. Далее общим голосованием определяется регламент мероприятия. Только после этого слово предоставляется экспертам в порядке подачи предложений в итоговый документ. По окончании каждого выступления ведущий обязан дать возможность участникам мероприятия задать очередному оратору вопросы. Кроме того, в его обязанности входит поинтересоваться, не изменил ли эксперт своего мнения. После всех выступлений проводится корректировка итогового документа с учетом результатов прений. Ведущий информирует присутствующих, что они имеют возможность внести дополнительные предложения в течение семи дней.

Публикация итогового документа

Этой работой также занимается оргкомитет. Еще семь дней принимаются дополнительные предложения, которые оформляются отдельно от итогового документа. Последний по истечении указанного срока публикуется в местных СМИ, на официальных интернет-ресурсах. Все материалы публичных слушаний передаются главе муниципального образования для дальнейшей работы. Власти обязаны учитывать решение общественности при принятии решений по обсужденному вопросу.

Читайте также: