Доклад на мо по технологии профориентация на уроках трудового обучения

Обновлено: 03.05.2024

Автор: Филиппи Надежда Викторовна, учитель технологии МБОУ "Хомутинская средняя школа" Омской области.
На мой взгляд эта теме очень актуальна в настоящее время, т.к. правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей трудовой и общественной деятельности, а удовлетворённость процессом труда и его результатами даёт возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом.
К сожалению, наши дети знакомы с немногими профессиями, часто не знают содержания работы, характера и условий труда, требований предъявляемых работнику той или иной профессии.

Поэтому целью своей работы я поставила: знакомство учающихся с различными профессиями, воспитание качеств, присущих людям этих профессий, выявление и развитие профессионально значимых качеств личности; осуществление самоанализа развития своей личности; проведение профессиографических анализов профессий и соотношение требований профессии к человеку с его личными достижениями.

Полное раскрытие задатков человека возможно, если он правильно подготовится к будущей профессиональной деятельности, выберет профессию, оценит свои способности, определит свою пригодность, глубоко осознает возможности профессионального роста в определённой сфере, учитывая потребности общества и свои интересы. Однако пока ещё многие выпускники школ вступают в жизнь, не имея достаточного представления о профессиях, необходимых народному хозяйству, испытывают серьёзные затруднения в начале трудовой деятельности.
Помочь молодёжи выбрать жизненный путь, адаптироваться к профессии и в целом оказать влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов призвана система профориентации.

Профессиональная ориентация – это целостная система , состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение, развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности - игровой, познавательной, трудовой ( профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание.

Ведущая роль в профессиональной ориентации школьников принадлежит учителю технологии. На уроках технологии обучающиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в труде. Именно поэтому перед учителем технологии стоит важнейшая задача такой организации работы, чтобы каждый школьник научился любить труд, приносить пользу людям, испытал эстетическое чувство радости от процесса деятельности и её результатов.

В своей работе для достижения профориентационных целей я использую такие формы и методы, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность обучающихся в овладении универсальными учебными действиями. К ним относятся лабораторно-практические, учебно-производственные работы, производственные экскурсии, производственная практика, включающие в себя самостоятельные наблюдения, опыты, анализы, расчёты, решение производственных и творческих задач и непосредственно общественнополезный производительный труд. Но основной формой профессиональной ориентации всё-таки остаётся урок.

Среди разнообразных занятий по интересам в школе особую важность приобретает и внеурочная (кружковая) работа. Здесь учитель имеет возможность создавать все условия для творческого развития у школьников специальных способностей: изобретательских, конструкторских и др.

Работа над этой темой очень объёмна и требует много времени. Но, к сожалению, времени на уроках очень мало, поэтому практикую вводить профессиональную ориентацию и во внеурочную работу. Роль учителя технологии конечно велика в выборе профессии, но только общие усилия педагогического коллектива дадут возможность школьникам прийти к правильному профессиональному выбору.

Жизнь показывает, что школа больше всех в ответе за правильный выбор учащимися своего жизненного пути. И вся школьная работа должна быть поставлена так, чтобы помочь ребёнку выбрать профессию. Профориентационная работа с учащимися включает информацию о профессиях, путях их приобретения, помогает решению задачи формирования социальной активности личности, ориентации на общественно полезный труд согласно своим способностям и возможностям. В процессе этой работы развиваются интересы и склонности, формируется позитивное отношение к будущей трудовой деятельности.

Особое внимание уделяется профориентационной работе в 9 классе, так как программа целенаправленно ориентирована на профессиональное самоопределение. Знакомлю учащихся с профессиями индустриального и агропромышленного производства, деятельностью в легкой и пищевой промышленности, торговле, социальной сфере.

Знакомлю учащихся не только с профессиями, но и с экономикой, организацией, техникой и технологией производства, путями освоения профессией.

Ни с чем не сравнить возникающие у человека, а особенно у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того , что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому передо мной стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии. В своей работе я использую формы и методы деятельности, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность учащихся в овладении знаниями и особенно трудовыми (практическими) умениями.

На своих уроках я имею возможность наблюдать за каждым учеником, видеть его отношение к выполняемой работе, выявлять интересы, способности, что необходимо в проведении профориентационной работы.
Основной формой организации профориентационной работы в процессе трудового обучения для меня служит урок. В ходе урока в зависимости от его содержания я пытаюсь решать следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии, формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, пытливости, инициативы; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с особенностями личности.

Попробовать что-то сделать своими руками, в любой направленности практического труда, всегда вызывает у обучающихся положительные эмоции, даже, если поначалу не все получается. После выявления творческих способностей обучающихся, их необходимо развивать.
Сегодняшний мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведения в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях. Любые практические умения и навыки могут пригодиться им в любой момент.

За последние пять лет девочки, стабильно занимают призовые места по технологии в районных олимпиадах, где хорошо справляются с заданиями именно по профориентации.

Выпускницы последних лет продолжили и продолжают своё обучение в колледжах и техникумах, получая профессии - кулинар-кондитер (Ёлшина Дарья), повар (Зверькова Юлия), дизайнер (Ёлшина Галина).

Как итог, можно подчеркнуть, что профессиональная ориентация на уроках технического труда может и должна проводиться в общеобразовательных учебных заведениях. И она проводится. Поэтапно и целенаправленно. И многое здесь зависит от неравнодушного отношения учителя к своему предмету и ответственности за будущее своих учеников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Содержание и методы профориентационной работы на уроках трудового обучения.

История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека

уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний,

умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем

Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.

Итак, профориентация - это научно обоснованная система подготовки

молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных

с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы:

Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей

оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном

единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.

Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников –это принцип,

предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты

абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач

трудового и профессионального становления личности.

Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности;

воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового, экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания;

взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению

профориентационной работы - принцип, предполагающий недопустимость

противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои

задачи. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять их средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода;

оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм

профориентационной работы с учащимися и их родителями, утверждающих необходимость использования разных форм, отхода от традиционно используемых одних только массовых форм, усиление внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы.

К идее методологического характера относится идея дифференцированного подхода к проведению профориентационной работы с учащимися. Она предусматривает предварительную классификацию учащихся по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах. Дифференциальный подход позволяет вести профориентационную работу более целенаправленно, а следовательно, и более эффективно.

К числу наиболее важных методологических вопросов относятся и вопросы

определения критериев эффективности профориентации. Сейчас эффективность профориентационной работы школы нередко определяется по тому, сколько учащихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали, и работают по ним.

Этот критерий важный, но недостаточный. Ведь, например,

запланированного процента учащихся можно добиться разными средствами, и в том числе не всегда оправданными с педагогической, социальной,

психологической и экономической точек зрения. И если это показатель

становиться главной целью и самоцелью профориентации, притом без серьезной диагностической и воспитательной работы с учащимися, то вся эта работа приобретает своеобразный уклон, мешающий в первую очередь самой профориентации, подрывающий доверие к ней со стороны учащихся и их родителей. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной работе с молодежью, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям, так и потребностям города, района, села, в котором они живут, общества в целом.

Вот почему с педагогической точки зрения эффективность выбора

профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии

рекомендациям педагога. При этом предполагается, что педагогические

рекомендации основаны на учете как личных, так и общественных потребностей. Соответственно чем больше число учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагогов, школы.

Таким образом, главным критерием эффективности профориентационной

работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учебу в ПУ, техникумы по профессиям, отвечающим

актуальным потребностям города, района, региона, общества в целом.
Наиболее распространённые методы профориентации на уроках:
• видео фильмы;
• задачи и упражнения с практическим содержанием;
• учебно-практические и лабораторно-практические работы, близкие по характеру к производственным;
• организация и проведение экскурсий.
В распоряжении учителя технологии есть формы уроков, которые могут возбуждать познавательный интерес и переходить в самостоятельную продуктивную работу.
К концу 9-го класса выпускник изучив самого себя, овладев технологическими знаниями и умениями на уроках технологии, ознакомившись с миром профессий, осознанно и самостоятельно должен сделать определённый выбор.

Краткое описание документа:

Нажмите, чтобы узнать подробности

существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии. Предметом исследования в данной работе является содержание

профессиональной ориентации и основные методы ее проведения. Методология проведения исследования заключается в том, что я попытаюсь рассмотреть данную проблему с точки зрения педагогики, психологии и теории управления. Причиной такого разностороннего исследования является неоднозначность самого определения профориентации. «Профессиональная ориентация— комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями,

Если же на это процесс посмотреть через призму психологической науки, то на первый план выступят психологические понятия и концепции. «История

появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в

глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и

способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне

проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря

обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий. «Однако если теперь посмотреть на профориентацию как на общественный процесс, включающий в себя не только отмеченные выше профдиагностику и профотбор (подбор), но также профпросвещение, профконсультацию, социально-профессиональную ориентацию и профессиональное воспитание, то станет ясно, что профориентация

как научно осмысленная деятельность человека могла появиться лишь позже, с той поры, когда начала набирать силу тенденция дифференциации и интеграции отдельных наук. Цели и задачи профориентации успешно реализуются в полной мере тогда, когда сам профориентация сможет опереться на развитую теорию и методологию. И не случайно: ведь в теории и методологии преломляются и проверяются понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и принципы, которые позволяют повысить эффективность практической работы.

«Итак, профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. В недалеком прошлом в профессиональной ориентации во главу угла обычно ставилась практическая работа по ориентации учащихся преимущественно на рабочие профессии. Значительно позже было обращено внимание на необходимость разработки теории, и лишь относительно недавно стала ощущаться потребность в разработке методологических вопросов профориентации. Теорию профориентации можно определить следующим образом: это совокупность высказываний, отражающих в концентрированной форме комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на осуществление эффективной профориентационной деятельности . Рассмотрим основные компоненты теории профессиональной ориентации школьников: факты, закономерности, принципы. Достоверных фактов, полученных с помощью научных методов, в профориентации мало. Поэтому одна из важных задач – собрать новые факты и дать им правильную интерпретацию. Это оказывается важным в тех случаях, когда поиск новых фактов ведется с помощью одной или нескольких гипотез. Последние также составляют важную часть теории, Например, в каждом районе (регионе) могут оказаться свои специфические факторы, влияющие на выбор определенной профессии. Гипотеза о таких возможных факторах помогает созданию методов исследования, позволяющих оценить интересующее явление и на этой основе выработать практические рекомендации по улучшению профориентационной работы с учащимися.

Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс

социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую

очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются (или

должны руководствоваться) девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

«Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении

удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой

деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями,

способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах

определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности

личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо

активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.

«Вот почему с педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога. При этом предполагается, что педагогические рекомендации основаны на учете как личных, так и общественных потребностей. Соответственно чем больше число учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагогов, школы. Если учащиеся

заранее наметили и согласовали свои планы жизненного и профессионального самоопределения, то процент школьников, добившихся реализации своих планов, служит одним из показателей эффективности профориентации при условии, что намеченные ранее планы отвечают потребностям региона, страны в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации. Известно, что правильный выбор профессии положительно влияет как на производительность, так и на качество труда. Следовательно, трудовые достижения выпускников школ

Таким образом, главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учебу в СПТУ, техникумы и вузы по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, района, региона, общества в целом.

Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.

В связи с этим перед школой, как и перед всем обществом, стоит довольно

Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий. Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии. Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии.

Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью.

Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья. Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянными поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового с амоопределения школьной молодежи способствует успеху


К концу 9-го класса выпускник изучив самого себя, овладев технологическими знаниями и ознакомившись с миром профессий, осознанно и самостоятельно всегда должен сделать определённый выбор. Как бы ни было трудно, школьнику необходимо самостоятельно определиться в профессиональном выборе, а педагог может только оказать ему помощь. Вопрос самоопределения для учеников исключительно важен.

Для каждого человека в жизни всегда наступает момент, когда нужно выбирать, где продолжить образование, какую выбрать профессию и чему посвятить свою дальнейшую жизнь.

Содержимое разработки

Профориентация на уроках технологии.

К концу 9-го класса выпускник изучив самого себя, овладев технологическими знаниями и ознакомившись с миром профессий, осознанно и самостоятельно всегда должен сделать определённый выбор. Как бы ни было трудно, школьнику необходимо самостоятельно определиться в профессиональном выборе, а педагог может только оказать ему помощь. Вопрос самоопределения для учеников исключительно важен.

Для каждого человека в жизни всегда наступает момент, когда нужно выбирать, где продолжить образование, какую выбрать профессию и чему посвятить свою дальнейшую жизнь.

В настоящее время для каждого гражданина свободно предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Основной проблемой является лишь то, что для многих, порой очень трудно реализовать это право, им не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности. Профориентация помогает детям решить эти проблемы.

Подготовка детей к выбору ими своих будущих профессий — одна из основных задач школы и цель, которую она ставит перед собой — подвести учеников к осознанному выбору профессии.

Интерес нашей школы к профориентации и системные разработки в этом направлении объясняются высоким потенциалом интеграции этой образовательной области, которая дает возможность в полном объеме применить в практической деятельности, знания, полученные на уроках физики, химии, математики, истории и других предметов. За основу стандарта обучения технологии обязательным является проектная деятельность.

В последнее время неслучайно уделяется большое внимание методу проектов. Это одна из форм работы, где дети вкладывают максимум усилий для поиска нужного материала, а не принятия готового. Выполняя проект, они одновременно становятся мастером, нового для него творчества.

Убедительно доказывает возможность сформировать стойкий интерес к изучению предмета использование проектной деятельности. Во время коллективного проекта – дети учатся анализировать результаты совместной работы, т.е. позволяет детям приобретать навыки работы в команде.

Самые распространённые методы профориентации:
• производственные иллюстрации и практические примеры;
• упражнения и задачи с практическим содержанием;
• учебно-практические работы, близкие по характеру к производственным;
• профориентационные контрастные вставки в учебный материал;
• проведение экскурсий.

Весь учебно – воспитательный процесс на уроках технологии направлен на формирование всесторонне и гармонично развитой личности учащихся, а трудовая подготовка – необходимая составная часть процесса.

Целью современного трудового воспитания и обучения на уроке технологии должно быть:

-привитие любви к труду и уважения людям труда;

-ознакомление учащихся с основами современного производства, транспорта, сферы обслуживания строительства;

-формирование у детей в процессе учебы трудовых навыков и умений;

-побуждение к осознанному выбору профессий .

-получение первоначальной профессиональной подготовки.

В процессе обучения на уроках технологии школьники приучаются к самостоятельности и настойчивости в решении трудовых задач, выполнять и планировать общественно-полезные дела, работать в коллективе, ценить труд других.

Из вышесказанного следует, что подготовка к осознанному выбору профессии и овладению ей не просто занимает наиважнейшее место в учебном процессе, но и выступает его главным организующим звеном.


-75%

Читайте также: