Доклад на гмо учителей русского языка и литературы

Обновлено: 04.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Новые ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) существенно отличаются от предыдущих стандартов. Они предполагают изменение содержания образования, опираются на принципы метапредметности. Современная школа должна сформировать у своих воспитанников целостную картину мира, с опорой на понимание широты связей всех явлений и процессов, происходящих в мире.

Метапредметные компетенции - освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Вот некоторые наиболее важные из них:

регулятивные - управление своей деятельностью; контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

коммуникативные - речевая деятельность, навыки сотрудничества;

познавательные - работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий.

Ядром творческого метапредметного урока является именно проблемная образовательная ситуация. Для того чтобы урок получился содержательным, нужно сформулировать одну или несколько основных проблем. Проблема должна быть поставлена так, чтобы ученик захотел её решить, должна носить метапредметный характер. Желательно определить конкретный образовательный продукт, который в результате должен быть получен.

Одним из эффективных способов, формирующих метапредметные знания, являются интегрированные уроки , на которых развивается кругозор учащихся, интеллект, а также формируется в сознании целостная картина мира.

В качестве методов, используемых на интегрированных уроках русского языка и литературного чтения, выступают:

- творческие работы по развитию речи;

- словесное рисование, выразительное чтение пейзажных описаний, диалогов;

- написание диктантов, изложений литературоведческого содержания.

Учебное проектирование способствует повышению качества учебного процесса. Ребята ищут дополнительные источники информации, самостоятельно работают с их содержанием, а затем обмениваются информацией, анализируют найденный материал, выбирают в ней главное и наиболее интересное, тренируются в кратком изложении материала, в его оформлении с использованием самых современных средств.

Всегда ли мягкий мягкий знак?

Откуда растет корень слова?

В царстве трёх склонений

Учитель перед каждым уроком планирует задания для обучающихся. Метапредметное задание предусматривает овладение системой знаний и операций, обеспечивает понимание информации, умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность действий.

1.Задания на установление сходства или различия языковых явлений

На поиск родо-видовых понятий

сказуемое, дополнение ( члены предложения);

подлежащее, сказуемое (главные члены предложения);

дополнение, обстоятельство (второстепенные члены предложения);

запятая, восклицательный знак ( пунктуационные знаки).

2. Задание на выявление аналогии языковых явлений

Упражнение Буквенный диктант

Задание: выпишите в порядке следования первые буквы основы (предложения воспринимаются на слух):

Московские м агистрали о свещены всю ночь.

Л ёнька быстро о глянулся и д ёрнул девчонку за косичку.

Лесная е жевика ц арапала руки.

Если получилось слово молодец – основы найдены правильно.

3. Задания на классификацию языковых явлений

Упражнение . Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.

Плач_, скрипуч_, брош_, наотмаш_, роскош_, реж_, суш_, могуч_, намаж_, настеж_.

Варианты выполнения задания:

по написанию (с ь после шипящих и без ь );

по частям речи (существительные, прилагательные в краткой форме, наречия, глаголы в повелительном наклонении).

4. Задания на установление связей между отдельными языковыми элементами, явлениями

Упражнение . Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения обоснуйте.

Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.

Объединить – это глагол, остальные – существительные.

Какао – несклоняемое существительное, другие – склоняемые.

Колонны – сущ. мн.ч., остальные – ед.ч.

Костюм – существительное мужского рода, остальные – женского.

Рожь – сущ. 3-го скл., школа – сущ. 1-го скл.

5. Задания на выделение общих и существенных свойств понятий, явлений

Упражнение

Определи главные члены предложения.

Громкий звук заглушил ход поезда.

Во время спектакля большие сидели на балконе.

Составьте несколько предложений, в которых подлежащее было бы выражено в значении существительного, прилагательного в значении существительного, другой частью речи.

В формировании метапредметных компетенций учащихся очень эффективен метод исследования. Исследовательская деятельность на уроках русского языка формирует метапредметные умения:

работать со справочной литературой;

анализировать и делать выводы;

оформлять свою речь;

организовывать собственную деятельность.

важным этапом формирования лексического запаса школьников является комплексный анализ текста

На уроках русского языка при орфографической и морфологической работе целесообразно использовать литературные тексты.

Они увеличивают интерес учащихся к филологическим дисциплинам, развивают орфографическую зоркость. При изучении новой информации необходимо уметь передавать ее кратко, сжато, выделяя и сохраняя главное. Чтобы овладеть умением сжимать информацию, представлять ее в кратком, обобщенном виде на уроке необходимо предлагать задания по созданию визуального продукта - схем , таблиц , графиков, рисунков и т. д. Это позволяет не только лучше запомнить информацию, но и в дальнейшем воспроизводить ее и использовать полученные навыки для решения других задач. Поиск решения проблемы целесообразно организовать в парах или малых группах, такой вид работы способствует умению слушать и слышать собеседника. В целом такой вид работы способствует формированию у младших школьников формированию коммуникативной компетенции.

Практика показывает, что ключевые метапредметные компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребёнок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Речь идёт как о содержании учебных курсов, так и о формах организации образовательного процесса.

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.

Одной из перспективных форм деятельности, в среде обучающихся я считаю проектно- исследовательскую работу.

Почему проектно - исследовательская деятельность представляет такую важность?

Исследовательская деятельность активизирует мыслительную работу и реализует творческий потенциал ребенка, учит его самостоятельности в выборе материала, работе в группе (если работа коллективная), подготавливает к дальнейшей учебе; развивает организаторские умения.

Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектно-исследовательской деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди обучающихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить выше перечисленные проблемы.

Знания по истории, мировой художественной культуре - дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом.

В основе каждой работы лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Следовательно, выполнение задания требует от обучающихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений, универсальных учебных действий.

Слайд 2 (нажать левую клавишу мыши):

Этапы проектно - исследовательской работы:

1 этап. Знакомство с основами исследовательской деятельности (понятийный аппарат, методы исследования, требования, предъявляемые к оформлению работ )

Направление и ак­туальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель, задачи; новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования.

2 этап. Выбор и определение темы.

3 этап. Обзор литературы по выбранной теме.

4 этап. Исследование.

-Определение источников информации, способов ее сбора и анализа.

-Выбор способа представ­ления конечного резуль­тата (форма отчета).

-Сбор информации, реше­ние промежуточных за­дач. Выполнение проекта.

-Распределение задач (обя­занностей) между члена­ми группы.

-Анализ и синтез получен­ных результатов с пози­ции выдвигаемой гипо­тезы, формулирование выводов

5 этап. Текстовое оформление работы.

6 этап. Выступление обучающихся с результатами исследования.

Выполнить проект — это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, на­пример: провести экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовить по возможности видео или фотосъемку, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело

Проектная деятельность позволяет повысить интерес к уроку литературы, готовит к дальнейшим творческим поискам, расширяет опыт исследовательской деятельности.

В процессе работы учитель выступает в роли консультанта. Успех проектно – исследовательской деятельности обеспечивает позиция равноправного сотрудничества обучающегося с преподавателем.

В среднем звене целесообразно вводить какие-либо элементы исследовательской деятельности в учебный процесс, что позволит уже в старших классах, опираясь на полученный опыт, без особых трудностей перейти к проектно-исследовательской деятельности.

Проекты могут быть разными. Информационный проект призван научить ребят добывать и анализировать информацию. В процессе подготовки проекта обучающиеся изучают и используют различные методы получения информации (литературу, библиотечные фонды школы, поселка, района, СМИ) осваивают методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы)

Ребята увлеченно работают над сбором необходимой информации и над совместной ее обработкой в группах. Собранные материалы не только расширяют представления ребят о жизни, творчестве писателей, об интересных фактах создания произведений, но и в дальнейшем позволяют ребятам других классов пользоваться собранными материалами.

Самым необычным моментом защиты проектов для ребят является этап рефлЕксии (анализа сделанного, сравнение того, что было задумано группой, с тем, что получилось)

Слайд 3 (нажать левую клавишу мыши):

Цель творческого проекта – переосмысление творчества писателей и создание литературно – музыкальных композиций.

Имея опыт проектной деятельности, ребята более уверенно, осознано берутся за создание очередного проекта: распределяют роли, подбирают музыкальное и литературное сопровождение. В стороне не остается никто, демонстрирую скрытый творческий потенциал, порой неожиданные способности и таланты.

1. Работа с информационным источниками (Интернет, материалы СМИ).

2. Анализ и обобщение информации.

3. Социологический опрос, беседа.

Слайд 4 (нажать левую клавишу мыши):

Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Слайд 5 (нажать левую клавишу мыши):

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

Слайд 6 (нажать левую клавишу мыши):

Ø проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

Ø целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

Ø самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

Ø представление результатов своей деятельности и хода работы;

Ø презентации в различных формах (макета, плаката, компьютерной презентации, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

Ø поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

Ø практическому применению школьных знаний в различных ситуациях;

Ø выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

Ø проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволяет достичь положительных результатов.

Обучающиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, активно участвуют в деятельности школы и района.

В процессе изучения литературы в 5 классе обучающиеся выполняют ряд проектов.

В начале учебного года выполняются:

Слайд 7 (нажать левую клавишу мыши):

Обучающимся на выбор предлагается выполнить одно из 5 заданий. К каждому задание предается пояснение, а также ссылки на информационные ресурсы сети Интернет.

Слайд 8 (нажать левую клавишу мыши):

Слайд 9 (нажать левую клавишу мыши):

Проекты по разделу

Слайд 10 (нажать левую клавишу мыши):

Проекты по разделу

На слайде фото выставки работ обучающихся

Слайд 11 (нажать левую клавишу мыши):

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время растёт интерес к проблеме одаренности. Главными задачами в этом направлении стали: выявить, обучить и развить одаренных детей. Что же такое одарённость?

Любой талант, любое дарование наиболее проявляется в том случае, когда созданы условия для его развития. И вот здесь необходимо сотрудничество семьи и школы. Задача семьи - вовремя увидеть задатки ребенка, задача же школы - поддерживать ученика и развивать его способности, готовя почву для их реализации. К таким обучающимся необходим особый подход. Ведь им не хватает только работы с учебником: они читают дополнительную литературу (словари, энциклопедии, научно-популярную литературу), самостоятельно пополняют свои знания в разных областях. Именно поэтому учитель должен выступать и в роли исследователя, и в роли руководителя проектов, и просто как человек с инновационным стилем мышления, который способен развиваться сам и помогать развиваться своим ученикам.

Способности – это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в разных видах деятельности.

Талант – высший уровень способностей человека, дающий возможность личности достигать значительных успехов в оригинальном выполнении той или иной деятельности.

Гениальность – высочайшая степень творческих проявлений личности, воплощается в творчестве, имеющем историческое значение для жизни общества.

Одаренность в общем виде можно определить как своеобразие способностей, индивидуальный, познавательный, мотивационный, организаторский и межличностный потенциал, позволяющий
ребенку развивать до высокого уровня свои способности и добиваться результатов в разных видах деятельности.

Работа с одаренными детьми должна быть направлена на создание условий для их оптимального развития. В то же время учитель не должен забывать и о тех обучающихся, чья одаренность ещё не проявилась, а также о просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейшее развитие их способностей.

При выявлении одаренных детей необходимо учитывать:

1) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;

2) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в определенных видах деятельности;

3) потенциальные возможности ребенка.

В связи с этим можно выделить несколько этапов работы по выявлению одаренных детей:

I этап. Предварительный поиск (сбор информации об учениках).

II этап. Оценочно-коррекционный (уточнение полученной информации).

III этап. Самостоятельная оценка (выбор дополнительных занятий).

IVэтап. Заключительный отбор (прогноз развития способностей ученика).

Для выявления одаренности желательно вовлекать ребенка в те формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам.

Методами оценки реальных действий обучающихся в реальных ситуациях являются:

• анализ результатов деятельности, достижений в предметных олимпиадах, конкурсах;

• экспертные оценки педагогов, специалистов и т.п.

Для выявления одаренных детей используются все возможные источники информации о ребенке: замечания и суждения педагогов, родителей, сверстников; результаты олимпиад, конкурсов и т.п.

В выявлении одаренных детей принимают участие все участники педагогического процесса, в том числе и родители. Психолог Александр Ильич Савенков предложил методику оценки общей одаренности, которая может применяться как родителями, так и педагогами. С помощью этой методики можно оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей, таких как:

• любознательность (познавательная потребность) - стремление обучающегося к познанию нового, неизвестного;

• сверхчувствительность к проблемам - способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают;

• способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления;

• словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка;

• способность к оценке - возможность понимать как собственные мысли и поступки, так и действия других людей;

• способность рассуждать и мыслить логически;

• требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Результатом такой методики является график, который дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.

Выявление одаренных детей не должно стать самоцелью учителя. Необходимо выстроить для одарённых обучающихся индивидуальные траектории обучения, в которых они нуждаются больше, чем другие ученики. И непременно нужно помнить о том, что неправильная диагностика может негативно повлиять на личностное развитие ребенка.

Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться (А. Бабель).

Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью учебных занятий (Ф. Бэкон).

Какие же способности и умения подлежат развитию у одарённых детей? К ним относятся:

1) познавательные способности и навыки, такие как: владение большим объёмом информации, богатый лексикон, перенос усвоенного на новый материал, установление причинно-следственных связей, анализ ситуаций и умение делать выводы, участие в решении сложных проблем, умение замечать тонкие различия, чувствительность к противоречиям, умение оценивать и сам процесс, и результат, построение гипотез, критичность в мышлении, высокая любознательность);

2) творческие способности: способность рисковать, гибкость в мышлении и действиях, быстрота мышления, способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое, богатое воображение, высокие эстетические ценности, развитая интуиция;

3) особенности эмоциональной сферы: уважение и терпимость к другим людям, склонность к самоанализу, адекватное отношение к критике, настойчивость в выполнении задания, независимость в мышлении и поведении, чувство юмора.


Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где существуют общественные условия, благоприятные для их развития (Г. В. Плеханов).

Считается, что одаренные дети учатся легко и быстро. Действительно, легкая обучаемость - характеристика одаренности, но это лишь одна из множества характеристик (далеко не самая продуктивная во взрослой жизни). Великий Эйнштейн в детстве не был утешением и надеждой родителей, гордостью учителей. Многие педагоги считали его неспособным, и за неуспеваемость он был исключен из школы, хотя поведение его было хорошим.

Без труда талант - это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается (Морис Мартен дю Гар)

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. В обучении интеллектуально одаренных учащихся необходимы методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов, одаренных учащихся. Они очень эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Следует отметить исследовательский метод, который направлен на освоение учащимися всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности. Научно-исследовательская деятельность учащихся способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний. Принимая участие в школьной научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.

Частично-поисковый метод – метод обучения, направленный на освоение учащимися отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности, часть из которых реализует Учитель, а часть - Ученик.

Проблемное изложение – метод обучения, направленный на постановку проблемной ситуации, ее анализ и решение.

Формы работы с одаренными детьми:

• индивидуальный подход, использование на уроках элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

• дополнительные занятия, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

• участие олимпиадах по предметам;

• конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

• посещение факультативов, элективных курсов;

• использование современных средств информации (Интернет, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);

• исследовательская и проектная деятельность.

Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение со стороны старших не только в школе, но и дома. Неправда, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в их внимании и руководстве. В силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.

Создание условий для развития одаренных детей является одним из главных направлений работы нашей школы. Наши ученики в течение многих лет неоднократно выступали со своими научными проектами на различных олимпиадах, конкурсах и т. д. Многие ученические работы были высоко оценены. Какие вопросы интересуют ребят? Направления исследований самые разнообразные: экология, физика, филология, астрономия и т.д. Участие школьников в научно-исследовательской деятельности открывает большие возможности для дальнейшей учебы. Наши выпускники продолжают заниматься научной деятельностью и в высших учебных заведениях.

А за каждой победой ученика стоит самоотверженный труд учителя, который соединяет в себе любовь к делу и к ученикам. Фундаментальное знание предмета, широкая эрудиция, интерес педагога к другим наукам, к гражданской и политической жизни и прекрасное владение методикой обучения – вот в чём секрет высокой результативности труда учителя.

Нам выпало жить в очень непростое время. Каждое государство должно заботиться о культурном, научном и техническом развитии общества. Кто будет заниматься наукой в ближайшем будущем? Это зависит и от нас с вами. Именно учитель вносит свой вклад в развитие науки, прививая детям стремление к открытиям и познанию мира. Именно учитель зажигает будущих звезд в науке, ведь он пробуждает у ребенка интерес и желание узнать, разобраться, проверить. И я думаю, что эффективной будет та модель работы с одаренными учениками, где они будут давать результаты и смогут потом реализовать себя в будущем! Желаю всем успехов.


Руководитель ГМО учителей русского языка и литературы -

учитель высшей категории МОУ-СОШ №9

Глушак Алла Евгеньевна

Документы ГМО учителей русского языка и литературы

  • Русский язык — один из крупнейших языков мира, самый распространенный из славянских языков, а также один из самых распространенных в географическом отношении языков.

    Ф.И.

    ОУ

    класс

    место

    Ф.И.О. учителя

    1

    Пчеленок Артем

    гимназия № 1

    7

    призер

    Белокриницкая Л.П.

    2

    Банник Кристина

    СОШ № 7

    7

    призер

    Куриленко А.В.

    3

    Песня Екатерина

    СОШ № 9

    7

    победитель

    Глушак А.Е.

    4

    Ременщикова Дарья

    гимназия № 1

    9

    призер

    Зубарева В.М.

    5

    Шевцова Александра

    СОШ № 7

    9

    победитель

    Пчеленок Т.И.

    6

    Коленченко Алина

    гимназия № 1

    10

    призер

    Митченко Н.В.

    7

    Ивченко Игорь

    гимназия

    10

    призер

    Митченко Н.В.

    8

    Девбунова Екатерина

    СОШ № 7

    10

    победитель

    Пчеленок Т.И.

    9

    Титенко Яна

    гимназия № 1

    11

    призер

    Мартыненко Л.Д.

    10

    Васильева Елена

    СОШ № 2

    11

    призер

    Брук М.М.

    11

    Бондаренко Мария

    СОШ № 3

    11

    победитель

    Кочуро Е.Р.

Ф.И.

ОУ

класс

место

Ф.И.О. учителя

1

Новикова Мария

гимназия № 1

7

призер

Белокриницкая Л.П.

2

Прирез Ольга

СОШ № 9

7

призер

Глушак А.Е.

3

Мефед Анастасия

СОШ № 9

7

победитель

Глушак А.Е.

4

Лавреев Евгений

гимназия № 1

8

победитель

Сафронова С.Г.

5

Макаревич Маргарита

СОШ № 3

8

призер

Черей В.Ю.

6

Стрельцова Вероника

СОШ № 9

8

призер

Криштоп Е.В.

7

Дивисенко Елизавета

гимназия № 1

9

призер

Зубарева В.М.

8

Мацулевич Елена

СОШ № 3

9

призер

Доманчук О.А.

9

Коваль Анастасия

СОШ № 4

9

победитель

Жорова С.П.

10

Гончарова Анна

СОШ № 6

9

призер

Давиденко Л.А.

11

Якубовская Анастасия

гимназия № 1

10

призер

Митченко Н.В.

12

Самусенко Алиса

гимназия № 1

10

победитель

Митченко Н.В.

13

Молчанова Надежда

СОШ № 6

10

призер

Аксенова С.С.

14

Девбунова Екатерина

СОШ № 7

10

призер

Пчеленок Т.И.

15

Козлова Валентина

гимназия № 1

11

победитель

Батюченко Л.В.

16

Титенко Яна

гимназия № 1

11

призер

Мартыненко Л.Д.

17

Карпова Виктория

СОШ № 3

11

призер

Кочуро Е.Р.

Читайте также: