Доклад на форуме по образованию

Обновлено: 18.05.2024

к. пед. н., ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ (101 000, РФ, Москва, ул. Мясницкая, 20).

аналитик Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ (101 000, РФ, Москва, ул. Мясницкая, 20).

к. пед. н., старший научный сотрудник Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО (105 062, РФ, Москва, ул. Макаренко, 5/16).

к. пед. н., профессор Института математики, информатики и естественных наук МГПУ (127 521, РФ, Москва, ул. Шереметьевская, 29).

к. пед. н., старший научный сотрудник Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО (105 062, РФ, Москва, ул. Макаренко, 5/16).

Ключевые слова: Креативность, креативное мышление, критическое мышление, навыки XXI века, разработка заданий, школьные практики.

Во всём мире актуальна образовательная повестка, направленная на создание условий для развития ключевых навыков XXI века

Известен ряд исследований, целью которых было выяснить, на какие компетенции ориентируется профессиональное сообщество, что закладывают в национальную образовательную повестку те или иные страны. Одно из них было проведено в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, к числу которых как раз принадлежат современные лидеры образования — Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Япония, быстро поднимающийся в мировом рейтинге образовательных достижений Вьетнам [17]. Исследователи изучили документы, определяющие образовательную политику и образовательные стандарты этих стран, и выделили наиболее часто встречающиеся в них компетенции, ценности, установки и другие образовательные результаты, которые должны формироваться у учащихся. Среди них первые позиции занимают критическое и инновационное, или креативное, мышление, умение управлять собой и взаимодействовать с другими.

Аналогичное исследование, одно из последних и наиболее масштабных, проведённое в 152 странах, показало, что наиболее часто в документах, определяющих направление развития образования и его содержание, говорится о таких компетенциях, как коммуникация, креативность, критическое мышление и решение проблем [7].


В основе этих компетенций лежат способности и умения учащихся, которые проявляются как воображение, генерирование идей, построение аргументации, выделение дефицита информации и поиск, формулирование собственных идей и развитие чужих, оценка собственных предположений и суждений, принятие целей группы и оценка общего результата. Выделенные умения лежат в основе исследовательской деятельности учащихся, являются основой умения учиться автономно и в кооперации с другими.

Для успешного развития этих важнейших компетенций необходимо выделить и учесть в отечественной образовательной практике недостаточно востребованный педагогический потенциал урока. Урок — это время и условия для освоения и теоретического обобщения предметного содержания, приобретения учебного опыта. Но в то же время на уроке могут развиваться способности ученика самостоятельно приобретать и открывать, создавать знания, он учится работать в команде, управлять своим поведением и деятельностью.

А чтобы это стало возможным, нам нужно ответить на три важных вопроса. Как интегрировать новые навыки в образовательные стандарты и программы? Как их формировать на уроке на основе содержания изучаемого предмета? Как их оценивать?

В качестве примеров интеграции навыков XXI века в содержание обучения приведём образовательные стандарты стран, занимающих лидирующие позиции в международных сравнительных исследованиях качества образования.





Представленные рисунки показывают, что навыки XXI века могут быть частью содержания образования на равных правах с обычно изучаемыми предметами или предметными областями. Они рассматриваются как обязательный результат образования наряду с различными видами грамотности, которые школа должна обеспечить своим выпускникам, иначе они окажутся неподготовленными к жизни. За развитие этих компетенций школа отвечает не меньше, чем за формирование финансовой грамотности, освоение ИКТ, математики или естественных наук.

Схожим образом определяет ситуацию когнитивного развития Д. Хетти. Для него когнитивное развитие, или когнитивная акселерация, происходящее в процессе обучения, — это социальный процесс, которому способствует качественный диалог между учениками при поддержке учителя. При этом важно, чтобы любая учебная ситуация представляла некоторый когнитивный конфликт, который становится вызовом для мышления ученика [11].

Это понимание учебной ситуации как проблемной, необходимой для того, чтобы критическое мышление учеников могло развиваться, положено в основу новых учебных заданий, представленных в этих рекомендациях.

Надо отметить, что в понимании природы критического мышления наиболее известные учёные и педагоги, действовавшие в разных странах, в разных культурных и исторических контекстах, очень близки. Приведём несколько определений критического мышления.

Выведение гипотез (планирование решений): умение формировать гипотезы и самим делать выводы, обнаруживать нехватку информации.

Как можно определить креативность? В работах разных авторов относительно описания креативности больше вариативности, чем в случае критического мышления. Мы будем придерживаться вариантов, в которых креативность определяется как способность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем, ответы на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания [14, 16]. Американский исследователь критического мышления школьников и студентов Питер Фасиоун (Peter A. Facione) обращает внимание на важность целостного оценивания навыков XXI века, указывает на необходимость разработки показателей, позволяющих учитывать ход рассуждения обучающихся, постановку ими вопросов, проявление воображения и творчества [9].

При разработке рубрики для оценки креативного мышления мы опирались на модель Б. Лукаса [15]. В структуру креативности, представленную в этой модели, внесены небольшие изменения, поскольку компоненты креативности описаны так, чтобы наилучшим образом подходить для оценки действий ученика в ходе работы над заданием.

Развитию креативности учащихся могут способствовать не только специально составленные задания, но и особая организация деятельности при их выполнении

1. Любознательность (активный интерес к заданию):

  • оригинальность предложенных идей;
  • гибкость или подвижность, способность продуцировать большое количество идей.
  • оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от неё;
  • умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.

Таблица 2. Критическое и креативное мышление и метапредметные образовательные результаты ФГОС


Цель урока, направленного на когнитивное развитие учащихся, — в рамках изучаемой предметной проблемы (учебного материала) создать пространство для формирования и развития критического и креативного мышления. Это значит, что учебная ситуация строится определённым, на сегодняшний день нетрадиционным образом.

Основными характеристиками таких ситуаций являются следующие:

  • Учебная задача предполагает несколько решений или разные способы одного.
  • Обучающиеся разрабатывают мини-проект или создают с помощью нестандартных (неочевидных для типового учебного процесса) средств.
  • Сюжет решаемой проблемы может развиваться в рамках конкретного предметного содержания и обогащать предметные умения детей.
  • Предполагается работа в группе.
  • Требуется самостоятельный поиск и применение информации.
  • Реализуется идея использования для решения знаний из разных разделов курса, учебных предметов.
  • Учитываются возможности детей с разным уровнем академической подготовки.

При решении заданий нового типа предлагается создавать группы, работающие не в привычных рамках урока, а в свободном общении друг с другом без непосредственного руководства учителя. Как показывает опыт проведения подобных занятий, оптимальное число учеников в группе — 4−5 человек. Только в такой группе можно обмениваться мнениями (слушать и слышать друг друга) относительно решения общей проблемы; распределить общую работу, используя сильные стороны личности и личный опыт каждого участника; вырабатывать общую стратегию поиска и движения к цели.

Из проведённых наблюдений за работой групп видно, что в ходе своей деятельности ученики доносят свои идеи, обмениваются мнениями, в ходе чего появляется план совместных действий; возможны споры, вызванные несогласием с оригинальной, недостаточно понятной для всех идеей или подходом к решению проблемы. Здесь на первый план выступает сотрудничество для достижения общих целей, при котором происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия.

Роли учителя и ученика распределены не так, как это принято на традиционном уроке:

  • ученики получают свободу в выборе плана, объёма и форм работы, а учитель предоставляет им возможность проявить самостоятельность, подобрав соответствующее задание;
  • школьники выступают в роли учителя друг для друга, работая в паре или в группе. Педагог становится консультантом для самостоятельно работающих команд и поддерживает их продуктивную работу;
  • обучающиеся принимают участие в оценке как результатов урока, так и процесса работы, используя инструменты самооценивания. Учитель не только получает возможность оценивать предметные результаты, но и осуществлять мониторинг формирования и развития критического мышления, креативности (креативного мышления), коммуникации и кооперации учеников. Такой мониторинг может проводиться как на уровне класса, так и на индивидуальном уровне. Оценивание в этом случае имеет формирующий характер.

Как разработать такой урок? Перечислим основные характеристики-индикаторы урока по формированию критического и креативного мышления.

  • педагог предоставляет учащимся максимум выбора приёмов и способов работы;
  • учебные задачи не содержат в явном виде алгоритма решения, не обязательно имеют единственное решение;
  • в ходе работы привлекаются знания из разных областей;
  • педагог поощряет и стимулирует обсуждение;
  • организуется групповая работа.

На сегодняшний день создан и открыт для доступа банк, включающий около 30 уроков по математике, чтению, русскому языку, окружающему миру для начальной школы (2−4 классы) и математике, литературе, естественным наукам, истории, обществознанию для основной школы (5−9 классы).

Время проведения — вторая неделя апреля.

Продолжительность — 2 урока.

Базовые предметные знания и умения:

  1. Различение, называние, сравнение геометрических фигур (прямоугольник, прямоугольный треугольник, квадрат, круг).
  2. Представление о площади. Смысл площади. Единица площади (напомните перед началом работы или на предыдущем уроке правило [формулу] нахождения площади прямоугольника [квадрата]).

Универсальные учебные действия (вклад в метапредметные результаты):

  • понимать и удерживать учебную задачу;
  • планировать ход работы;
  • координировать свои действия с действиями одноклассников;
  • презентовать полученные результаты (в группе, перед классом);
  • соглашаться с чужим мнением.

Этапы работы учащихся.

  1. Создание картины.
  2. Характеристика картины и анализ её соответствия условиям. Фиксирование участия каждого члена группы в работе.
  3. Нахождение площади: составление плана работы, расчёт площади. Фиксирование участия каждого члена группы в работе.
  4. Подготовка (заполнение таблиц, распределение поручений для презентации: кто будет рассказывать о картине, кто — о способе нахождения площади, кто будет показывать картину одноклассникам) и презентация результатов учебного труда.

Учитель наблюдает, учитывает и фиксирует активность детей. На время перемены картины могут быть помещены на доску. В начале следующего урока третьеклассники возьмут их для дальнейшей работы.

Шаг 5. Нахождение площади (20−25 мин.).

Создаётся проблемная ситуация: для того чтобы рассчитать стоимость производства картин в промышленном масштабе, нужно иметь представление о том, какая площадь листа будет заполнена краской. Каждой группе предлагается рассчитать площадь. Далее учащиеся придумывают способ и находят площадь картины.

Шаг 7. Подготовка к презентации и презентация результатов (15−20 мин.).

Затем каждая группа получает возможность рассказать о ходе и результатах своей работы. Ученикам предлагается подготовить презентацию, состоящую из 4−5 предложений, которые будут ответами на вопросы:

  1. Как называется ваша картина? О чём она рассказывает? (2−3 предложения.)
  2. Как вы находили площадь? (2−3 предложения.)
  3. Какие трудности возникли? (1 предложение.)

Индикатором может быть поведение, продукт, достижение. Для аутентичного оценивания нужно создать условия, в которых навык или компетенция проявятся, т. е. нужны задачи, отражающие реальные жизненные ситуации, в которых нужна данная компетенция/навык. В большинстве примеров разработанных уроков мы используем учебные задания, имитирующие/моделирующие жизненные ситуации.

Все оценочные инструменты отвечают требованиям к формирующему оцениванию. Они соответствуют его ключевым характеристикам:

  • встроены в процесс преподавания и учения;
  • предполагают обсуждение учебных целей с учениками;
  • вовлекают учеников в самооценивание или партнёрское оценивание;
  • обеспечивают обратную связь: помогают ученикам наметить следующие шаги в учении;
  • укрепляют уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений;
  • стимулируют рефлексию и коммуникацию на уроке.

Рассмотрим основные техники, обеспечивающие эффективную обратную связь преподавателя с учениками и позволяющие проводить мониторинг формирования компетенций критического и креативного мышления и решения проблем.

Приведём примеры таких рубрик (табл. 3).

Таблица 3. Критериальная рубрика для оценки уровня сформированности критического мышления


Предложенные методики и технологии согласуются, перекликаются и дополняют друг друга. Все они лежат в пространстве, поддерживающем когнитивное развитие учеников, и наполняют его конкретным содержанием. Исследование показало, что они могут быть успешно реализованы в учебном процессе общеобразовательной школы.
Представленные подходы и инструменты опираются на мировой опыт. Значительная их часть прошла апробацию в отечественных школах, была адаптирована к отечественной практике. Тем не менее они являются инновационными для большинства школ. Освоение новых способов организации урока, проектирование заданий нового типа требует времени и смелости. Однако все затраты окупаются интересом и активностью учеников на уроке

Phd in pedagogy, leading researcher. Higher School of Economics
(20, Myasnitskaya ul., Moscow, 101 000, Russian Federation).

Phd in pedagogy, senior researcher. Institute for Strategy of Education Development. (5/16, Makarenko ul., Moscow, 105 062, Russian Federation).

Phd in pedagogy, professor. Moscow City University. (29, Sheremetevskaya, Moscow, 127 521, Russian Federation).

Phd in pedagogy, senior researcher. Russian Academy of Education. (5/16, Makarenko ul., Moscow, 105 062, Russian Federation).

The article explores the issue of fostering and evaluation of critical and creative thinking in the subject-specific lessons. These skills are included in the list of competencies of the 21st century — those that employers and education researchers have recognized as the most important for our society. If we want to help students develop these competencies, we need to organize the learning process — teaching and learning — so that they can do it all the time. The authors set themselves the task to determine how new competencies fit into educational standards and programs, what should be the activities that develop these skills during school lessons, and how a teacher can evaluate them. The article examines the constructs "critical and creative thinking", the requirements for an educational task and a lesson that develop these competencies, and one of the tasks that have been tested in schools and received high evaluation during an international expertise.

Key words:
creativity, creative thinking, critical thinking, skills of the XXI century, task development, school practices.



Приветствие участникам Педагогического образовательного форума от Пекинского педагогического университета
Г-н Чжоу Цзоюй,
проректор Пекинского педагогического университета



Об организации дистанционного обучения в Бишкекском государственном университете имени К. Карасаева
Елебесова Светлана Александровна,
декан факультета славяноведения, профессор кафедры общего и русского языкознания Бишкексого государственного университета имени К. Карасаева, кандидат педагогических наук.

Презентации пленарного заседания

Казакова Елена Ивановна
Председатель Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки, директор Института педагогики СПбГУ
Вызовы XXI века и педагогическое образование

Лубков Алексей Владимирович
Ректор Московского педагогического государственного университета
Педагогическое образование и современный учитель

Балыкбаев Такир Оспанович
Ректор Казахского национального педагогического университета имени Абая (г. Алматы, Казахстан)
Инновационные концепции подготовки педагогических кадров в Казахстане

Василец Сергей Иванович
Проректор по учебной работе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка (г. Минск, Беларусь)
Непрерывное педагогическое образование Республики Беларусь: от педагогических классов до дополнительного образования взрослых

Черниговская Татьяна Владимировна
Заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук и лабораторией когнитивных исследований, и.о. декана СПбГУ
Что такое образование в XXI веке?

Склярова Наталья Юрьевна
Проректор Московского педагогического государственного университета
Развитие воспитательного потенциала современного образования

В своём выступлении я хочу раскрыть два направления деятельности учителей нашей школы – это учебный и воспитательный процессы.

ВложениеРазмер
vystuplenie_na_pedagogicheskom_forume.doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

В своём выступлении я хочу раскрыть два направления деятельности учителей нашей школы – это учебный и воспитательный процессы.

В плане учёбы наши дети показывают хорошие результаты. В прошедшем учебном году ученицы 9 класса под руководством Груниной А.М. на районной олимпиаде по мордовскому языку заняли три призовых места. На соревнованиях по шахматам ребята нашей школы под руководством Матвеева А.Н. заняли 1-ое место на районных, 1-ое место на зональных и 5-ое место на республиканских соревнованиях. В последнее время большинство выпускников школы поступают в московские и рязанские ВУЗы и колледжи, а, заканчивая их, бывают востребованы в столице. Например, этим летом бывшая ученица школы Буянова Ольга закончила Московский робото-технический институт с красным дипломом. Бельчикова Ольга отлично учится на экономическом факультете Рязанской Сельско-хозяйственной Академии.

Для полноценного процесса обучения и формирования личности ребёнка необходим соответствующий микроклимат между школой и семьёй. Никакая семья не даст ребёнку того, что может дать школа. Никакая самая лучшая школа не заменит семью. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Сделать родителей соучастниками учебно – воспитательного процесса, так как именно они являются первыми и наиболее влиятельными помощниками класса – одна из задач нашей школы.

Для того чтобы работа с родителями давала хорошие результаты, педагоги нашей школы используют различные формы: посещение семьи школьника, приглашение родителей в школу, классные и общешкольные родительские собрания, беседы, лекции, консультации, анкетирование, практикумы. Разъяснительную работу, начатую на родительских собраниях, продолжают при индивидуальных встречах с родителями дома и в школе.

Эффективность воспитания ребёнка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию и обучению детей, и участвуют в её реализации. При этом семья рассматривается нами как главный заказчик и союзник в воспитании детей.

Наша школа малокомплектная и поэтому приемлемой формой работы с родителями мы считаем приглашение их в школу. Мамы и папы приходят с удовольствием и получают массу положительных эмоций.

По мнению учителей, важное место во взаимодействии семьи и школы занимает организация культурного досуга.

Глубокий след в памяти родителей оставил День открытых дверей, когда мамы и папы могли посетить любой урок своего чада, а после поговорить с учителем.

Индивидуальность ребёнка изначально формируется в семье.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Учителя нашей школы считают, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоценить. Во многом от него зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление дальнейшего развития общества. Сегодня дети, завтра – народ!

Только хороший учитель рождает хороших учеников!

Вопрос – так кто же первичен?! Ответ – сначала Учитель! А потом – инженер, строитель, медик и т.д.!

И поэтому уже сейчас востребован учитель-исследователь, системщик, тьютор, консультант . Условиями эффективности работы современного учителя являются: профессиональная компетентность, научно-теоретическая и методическая подготовка, способность выявлять причины затруднений учащегося и оказывать ему необходимую эвристическую и информационную помощь, направлять обсуждение на анализ и поиск новых нетривиальных решений, прогнозировать действия ребёнка и его развитие в целом, связывать контрольно-диагностические действия с анализом траектории развития ученика, планировать свою деятельность и учить планированию обучающегося.

Соответственно, один из важнейших вопросов – кадровый! Это и обновление содержания подготовки педагога (учителя), и приход молодых педагогов в профессию, и все еще сохраняющийся дефицит педагогических кадров.

На сегодня наиболее востребованными остаются учителя начальных классов, английского языка, математики, информатики, русского языка и литературы.

Потребность школ в квалифицированных кадрах будет расти. В этом есть естественная потребность. В этом году наши школы ждет большее количество первоклассников (12778), за три года количество первоклассников увеличилось на 834. И количество первоклашек будет расти из года в год.

Когда же речь заходит о реализации новых проектов: строительстве новых школ (а я напомню, что в ближайшие 2 года мы построим 2 крупных объекта в Кузоватово и Ульяновске, и на очереди ещё пять крупных школ), детского технопарка, то нам понадобятся дополнительно ещё сотни высококвалифицированных учителей.

Сегодня в регионе из 10 423 педагогов – 18,8% пенсионного возраста. Для нас важно достичь устойчивой тенденции преемственности кадров, когда соблюдается баланс между количеством опытных и молодых учителей (в течение последних 5-ти лет прослеживается положительная динамика привлечения молодых специалистов в отрасль, сегодня их 1493 - 14,3%, средний возраст -8241 – 79%). И этот баланс мы сохраняем!

Поэтому одной из актуальнейших задач для нас сейчас является, с одной стороны, мониторинг и прогнозирование потребности отрасли в педагогических кадрах, с другой – поиск механизмов в удовлетворении этой потребности.

Мы создали первый в России кластер непрерывного казачьего образования, включающий все уровни образования.

Мы с вами развиваем клубное движение по формированию региональной сети учительских клубов . Важно: появление учительских клубов в каждом муниципальном образовании - это трансляция передового педагогического опыта, часть развития современной системы непрерывного профессионально-педагогического образования.

В основу персонифицированной модели повышения квалификации заложено право выбора педагогом образовательного учреждения, содержания и формы повышения квалификации. Педагогам сегодня предоставлено право осваивать программы повышения квалификации в различных формах по их выбору – очной, очно-заочной, дистанционной; использовать форму модульного обучения на накопительной основе, когда программа изучается поэтапно в удобное для слушателя время, а объём часов накапливается постепенно с последующей выдачей удостоверения о повышении квалификации.

Результаты ЕГЭ.

Результаты 2016 года по обязательным предметам улучшились по сравнению с 2015 годом : сократилось число участников, не справившихся с экзаменационными заданиями :

- по русскому языку: с 0,9% до 0,6% (общероссийский показатель составляет 0,7%) при одновременном повышении среднего балла с 66 до 70;

- по математике профильного уровня: с 15,5% до 10,7% и повышение среднего балла на 2 единицы (по сравнению с 46,01 в 2015 году). В РФ 15,3% участников не справились с экзаменационными заданиями ЕГЭ по математике профильного уровня;

- по математике базового уровня средняя отметка с 3,7 повысилась до 4,3, тогда как по РФ она составляет 3,95.

По итогам ЕГЭ по обязательным предметам в 2016 году высокий уровень качества знаний продемонстрировали выпускники города Новоульяновска (русский язык 74,7 б., математика профильного уровня – 44), города Димитровграда (74,61 и 52,7 соответственно); Мелекесского района (73,26 и 39,84 соответственно); города Ульяновска (71,4 и 48,19 соответственно).

Анализ результатов участников ЕГЭ по профильным общеобразовательным предметам показал, что в 2016 году наблюдается дальнейшее снижение профильной подготовки выпускников 11 классов, подтверждением чему является факт ухудшения результатов ЕГЭ по сравнению с 2015 годом по таким учебным предметам, как: география (почти на 7,0%), обществознание (на 5,2%), история (на 3,1%), биология (на 3,2%), химия (на 5,6%).

Положительная динамика наблюдается по литературе (на 1,0%), физике (на 1,4%), информатике (на 6,7%).

Вместе с тем региональные результаты ЕГЭ-2016, что уже подтверждено итогами участия в ЕГЭ по обязательным учебным предметам (русскому языку и математике), несколько выше среднероссийских показателей, согласно опубликованным данным по физике - почти на 3% (2,7%), по истории – на 4,3%.

Говоря о подготовке учителя к ЕГЭ, о формировании его профессиональных компетенций, мне бы хотелось остановиться на двух моментах.

Министр образования и науки РФ О.Ю.Васильева отметила, что готовить к ЕГЭ нужно не на уроке!

Ещё одно направление, напрямую связанное с формированием новых компетенций учителя, – создание и использование качественного образовательного контента. В том числе этой теме было посвящено заседание президиума президентского стратегического совета по развитию образования. Сегодня существует множество доступных онлайн-курсов. Но проблемой в данном случае является невозможность проверки их качества. Учителя ищут материалы, которые проверены и соответствуют образовательным стандартам. Поскольку оценить качество материала достаточно трудно, педагоги придерживаются знакомых источников, у которых есть репутация и которым они могут доверять. Сегодня у нас есть все необходимые условия, чтобы в регионе появилась своя информационная база для учителей-предметников. Её создание может стать первым региональным краудсорсинговым проектом в области образования. Все желающие смогут пополнить эту базу данных, качество же загруженных материалов могут отслеживать ассоциации учителей . И это действительно будет народным проектом.

Качественно новый уровень методического сопровождения профессионального развития педагога достигается путем тесной интеграции в работе методических служб как центра трансформации педагогических технологий с ее подразделениями (методическими объединениями, педагогическими мастерскими, проблемными группами) и тесным сотрудничеством с другими службами образовательных учреждений (учебной, воспитательной, психологической, социальной).

Главное - формирование единого методического пространства, способствующего росту профессионального мастерства.

За последние годы в области сформирована система дистанционной поддержки педагогов, отлажена работа на всех её уровнях: техническом, организационно-педагогическом, научно-методическом. Совместная работа Центра обработки и мониторинга информации и Центра образования и системных инноваций обеспечивает проведение вебинаров, семинаров и круглых столов в формате видеоконференцсвязи, оперативных консультаций по актуальным проблемам образования, занятий курсов повышения квалификации. С августовского образовательного Форума-2015 апробирована модель методического всеобуча в формате единой методической недели. Участниками мероприятия и в прошлом году, и в этом стали более 6500 педагогов Ульяновской области ; были продемонстрированы более 60 в прошлом году и более 90 в текущем мастер-классов и презентаций лучшего опыта лучших педагогов области. Эффективность и отлаженность системы регионального дистанционного обучения педагогов и школьников была положительно оценена ведущими российскими экспертами и лучшими педагогами 22 регионов России в дни проведения Первого Всероссийского Чемпионата региональных учительских команд в апреле 2016 года, когда участникам педагогического состязания предстояло провести урок в дистанционном режиме: учитель находился в Центре обработки и мониторинга информации, а дети и жюри - в базовом классе Лингвистической гимназии г. Ульяновска.

Помощь в дистанционной методической поддержке учителя играет Виртуальный методический кабинет Центра ОСИ, размещенный на сайте Центра. Учитель здесь может найти самые последние новинки методической литературы: программы, курсы, рекомендации, тесты; получить он-лайн-консультации по проблемным темам и вопросам, а главное - найти и скачать материалы со всех научно-педагогических мероприятий, организуемых сотрудниками Центра.

Самый высокий уровень социального капитала продемонстрировали так называемые РИП-овские школы, лидер рейтинга - средняя школа села Акшуат Барышского района - школа, которая в программе РИП (ПИЭР) с самого первого года её реализации.

Подключение Барышского района, СОШ №1

(директор СОШ с. Акшуат

Лапшова Валентина Александровна)

Вместе с тем необходимо пересмотреть систему площадок РИП. И мы должны честно себе признаться, что не каждая образовательная организация действительно является такой площадкой! И поэтому важно - провести мониторинг всех площадок, входящих в программу РИП, определить критерии эффективности!

Проблема развития социального капитала образовательных организаций положена в основу разработки в 2016 году новой Концепции развития базовых образовательных организаций Ульяновской области.

Развитие системы образования, вынуж­денной реагировать на вызовы времени, возможно только при условии высокой компетентности педагогических работников. Одним из значимых механизмов обеспечения повышения компетентности выступает аттестация педагогических кадров. В Ульяновской области ежегодно аттестацию на первую и высшую квалификационные категории проходят около 3 тысяч педагогических работников.

Изменение процедуры подачи заявления на аттестацию в электронном виде сократило временные затраты педагогов. Вспомните, ещё год назад педагоги подавали заявление на аттестацию лично - это требовало неоднократных визитов в аттестационную комиссию. Сегодня сервисом подачи электронного заявления уже пользуются более 85% учителей.

Направление по снижению трудозатрат аттестуемых совершенствуется. В 2016 году можно будет не только использовать формат электронного заявления, но и электронного портфолио , используя возможности существующей в образовательных организациях системы электронного документооборота.

Использование интернет-ресурсов через создание на официальных сайтах персональных страничек педагогических работников позволяет сделать систему аттестации открытой: каждый может увидеть результаты работы своего коллеги, являющиеся основанием для присвоения ему той или иной квалификационной категории. Исключается плагиат, представление несуществующих результатов.

Существующие требования к ведению сайтов образовательных организаций позволяют привлечённым специалистам получить информацию о педагоге и результатах его деятельности из официального источника.

Создание на сайтах образовательных организаций персональных страничек педагогических работников даст возможность разместить результаты педагогической деятельности, а при подаче документов указать ссылку на сайт, где размещены все материалы . Совершенно очевидно, что в данном случае возрастает ответственность педагога за размещенные материалы.

Самый высокий уровень – персональный сайт. Такие практики в регионе есть (персональный сайт Малышевой Ирины Анатольевны (33 лицей), Борщ Елены Александровны (73 СОШ), Захаровой Светланы Владимировны (20 лицей), Кожевниковой Ольги Александровны (Новоульяновская СОШ №2), Плотининой Натальи Павловны (гимназия 79).

Будет продолжено формирование банка данных лучших региональных практик работы образовательных организаций по созданию условий для самореализации педагогов в межаттестационный период. В сентябре 2016 года проведём по данному направлению региональный педагогический совет .

Подключение г.Новоульяновска

Кожевникова Ольга Александровна

учитель начальных классов

(Новоульяновская СОШ №2)

Снижение бумажного документооборота в образовательных организациях – мы об этом говорим достаточно давно! Не только говорим – но и делаем!

Министерством образования и науки Российской Федерации предпринимаются конкретные шаги по дебюракротизации учебного процесса и сокращению бумажного документооборота.

В целях сокращения документооборота внесены изменения в структуру рабочей программы учебного предмета

В соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации к требованиям структуры рабочих программ учебных предметов внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего, среднего общего образования. Они направлены, в том числе на сокращение объема документооборота.

Мы все прекрасно помним, что ещё год назад рабочие программы учебных предметов должны были в обязательном порядке содержать 8 пунктов, поэтому их объем был соизмерим с объемом школьного учебника, да и время, затраченное учителем при подготовке такой программы было просто колоссальным.

С 2016 года Министерством принято решение о сокращении элементов рабочей программы до 3: основными элементами стали:

- планируемые предметные результаты

- содержание учебного предмета

+- календарно-тематическое планирование

для учителя : электронный журнал, а значит, автоматическое формирование всех видов отчётности по качеству образования и успеваемости обучающихся, посещаемости обучающихся, рейтингование обучающихся, а также возможность делать социально-педагогическую характеристику класса;

для родителей и обучающихся : электронные дневники, а значит, мобильный и индивидуальный доступ к достижениям обучающегося; открытые площадки, интерактивные консультации с педагогическими работниками через организацию форумов и видеоконференций;

для администрации школы и органов управления образованием : открытая и эффективная платформа получения своевременной, качественной и достоверной информации без формирования дополнительных запросов, а именно: автоматическое формирование всех видов статистической отчётности; мониторинг качества, успеваемости и степени обучения учащихся в классе, школе, муниципальном образовании; рейтинг педагогических работников по качеству образования.

Минобрнауки подготовлен законопроект, содержащий пункт, согласно которому органам государственной власти, субъектам РФ и органам местного самоуправления запрещается запрашивать от образовательных организаций информацию и документы, размещённые на официальном сайте, а также предоставление данных, подлежащих официальному мониторингу.

Новый законопроект даст возможность оптимизировать и привести в систему подобную отчётность. При этом уменьшится административная нагрузка на школы. Общественное обсуждение нового документа продолжится до начала следующего месяца – примите самое активное участие в его обсуждении .

Как мы видим, путь решения проблемы снижения бумажного документооборота напрямую связан с сайтами образовательных организаций. Об этом нам говорит федеральный центр, к этому выводу пришла и наша исследовательская группа. Но одного сайта недостаточно. Необходимо наладить его регулярное информационное наполнение, в том числе и в разделы с официальной информацией. Как показывают результаты наших мониторингов, только 18% общеобразовательных организаций осуществляют качественное ведение сайта. У оставшихся 82% информация либо давно не обновлялась, либо отдельные позиции отсутствуют вовсе. И это обстоятельство является тем сдерживающим фактором, который препятствует созданию единой аналитико-информационной среды в регионе среди образовательных организаций. Вывод очевиден: пока информация на сайтах не будет своевременно и качественно обновляться, процесс снижения документооборота будет тормозиться. Коллеги, всё в ваших руках. В большинстве школ сайты сопровождаются учителями информатики в рамках дополнительной нагрузки, в отдельных школах эту функцию выполняют даже старшеклассники. Но у нас есть и положительный опыт. Крупные школы ввели ставки системных администраторов или заместителей директора по ИКТ. Системный администратор – это фрилансер, который может работать удалённо, при этом качество его услуг от этого не страдает.

Дорогие коллеги! Мы уже многое сделали, но впереди нас ждут амбициозные планы. Я уверена, что нам они по плечу.

Но главное состоит в том, что, когда учитель добросовестно и творчески относится к своему делу, осваивает передовой опыт, новые идеи, находится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, продвигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте.

Авторы доклада считают, что невозможно говорить об эффективной экономике XXI века в отрыве от сферы образования. А в российском образовании, опять же, по мнению авторов, много проблем: недостаточная поддержка талантов, разрывы в качестве профессионального образования.

Рассказываем подробнее о 12 проектах из доклада, которые должны изменить и улучшить российское образование.

1. Поддержка раннего развития

В России недостаточно развита система дошкольного образования. Но если выделять ресурсы на её развитие, то можно получить максимальный (хоть и отложенный) эффект для успешной карьеры. К тому же проблемы в раннем образовании мешают вовремя выявить и снять риски развития у детей. Авторы доклада предлагают создать службу сопровождения физического, психического и социального развития (патроната) для всех детей от 0 до 3 лет (и для детей с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 6 лет). В рамках проекта семьи будут регулярно консультировать специалисты по детскому развитию.


2. Школа цифрового века

Традиционные технологии не решают всех проблем современной российской школы, поэтому нужно сделать три вещи. Первое — разработать, апробировать и начать использовать цифровые учебно-методические комплексы. Второе — внедрить в образовательный процесс обучающие игры и цифровые симуляторы — они помогут вовлечь школьников в учебный процесс. Третье — создать, регулярно обновлять и продвигать открытые онлайн-курсы лучших учителей и профессоров вузов по базовым и профильным предметам основной и старшей школы, а ещё дисциплинам дополнительного образования. В том числе для детей, у которых нет возможности изучать соответствующие предметы в школе.

3. Современная материальная инфраструктура образования

Для реализации этого проекта нужно выполнить пять шагов:

1. Подключить все школы к интернету c такой скоростью, чтобы одновременно в сеть могла выходить как минимум половина школьников, и формировать современную цифровую инфраструктуру школ.

2. Создать современную образовательную среду с помощью дизайна, оборудования и мебели.

3. Ежегодно создавать 70 тысяч дополнительных мест для детей ясельного возраста.

4. Построить две тысячи новых современных школьных зданий для решения проблемы третьей и второй смены и сделать капитальный ремонт пяти тысяч школ, которые не обеспечивают минимально необходимые условия для обучения.

5. Модернизировать образовательную инфраструктуру в сёлах за счёт создания культурно-образовательно-спортивных организаций и заменить или отремонтировать не менее 12 500 школьных автобусов.


4. Равные образовательные возможности и успех каждого

Во-первых, каждому ребёнку дошкольного возраста нужно дать возможность пройти программу подготовки к обучению в школе (она длится год). Во-вторых, детям школьного возраста из малообеспеченных семей и семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, нужно помогать адресно и обеспечить доступ ко всем образовательным ресурсам. Кроме того, необходима специальная программа улучшения результатов школ, которые работают в сложных социально-экономических условиях. Данный проект также включает модернизацию общеобразовательной подготовки в среднем профессиональном образовании. Чтобы снизить неравенство образовательных возможностей в высшем образовании, нужно реформировать стипендиальную систему.

5. Новое технологическое образование в школе и среднем профессиональном образовании

Проект предполагает полное обновление технологического образования в школах и дополнительном образовании, включая модернизацию содержания образовательных программ по естественным наукам, информатике и собственно технологиям. Кроме того, необходимо создать современные технологические мастерские, использовать сетевые формы обучения с участием вузов и колледжей. Наконец, нужно внедрить новые формы оценки результатов технологического образования, включая олимпиады и профильные ГИА и ЕГЭ.


6. Развитие и поддержка талантов

7. Запуск системы непрерывного образования

Непрерывное образование — ключевое условие повышения производительности труда, а значит, и роста ВВП. В рамках проекта на базе предприятий и научно-образовательных учреждений любой взрослый сможет пройти переподготовку или повышение квалификации с объективной оценкой и помощью в трудоустройстве.


8. Вузы как центры инноваций в регионах и отраслях

9. Фундаментальные и поисковые исследования в высшей школе, глобальные университеты, Российская академия наук

Сегодня у России есть разработки всего в 5% глобальных научных и технологических областей исследований. Это в 3–4 раза меньше, чем в сравнимых по ВВП странах. Для устранения этого пробела необходимо расширить программу повышения международной конкурентоспособности до 40 вузов, на базе которых вместе с исследовательскими центрами будет создана экспериментальная база для крупных международных проектов.


10. Повышение глобальной конкурентоспособности за счёт экспорта профессионального образования

В современном мире образование должно не только обеспечивать конкурентоспособность экономики страны, но и само наращивать экспортный потенциал. Для этого нужно привлекать платежеспособных иностранных студентов с хорошим образовательным заделом, особенно в магистратуры и аспирантуры в технологических областях. Для этого нужно:

  • дружественные миграционные процедуры для иностранных студентов;
  • создание и развитие российскими университетами массовых открытых онлайн-курсов;
  • грантовая и организационная поддержка глобального продвижения российских образовательных продуктов;
  • строительство новых и модернизация действующих кампусов ведущих вузов и общежитий со спортивными комплексами — в пешей доступности от учебных корпусов ещё для 25 университетов.

11. Современное содержание школьного образования: грамотность, воспитание и универсальные навыки для всех

Важный элемент проектов — обновление содержания и методов образования. В рамках проекта предлагают обновить стандарты образования, включая развитие навыков XXI века и новой грамотности, распространение современных воспитательных практик. Кроме того, нужно разработать и внедрить образовательные практики, ориентированные на развитие метапредметных навыков и на повышение самостоятельности и мотивации в рамках действующих образовательных стандартов.

12. Кадры для развития образования

Реализация всех проектов потребует переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и команд всех образовательных организаций. У педагогов будут формировать универсальные компетенции: они должны уметь работать с цифровыми образовательными ресурсами, осваивать новые методики преодоления учебной неуспешности, развивать интерес и мотивацию к учёбе. Для этого будут внедрять новые инструменты продвижения молодых педагогов и грантовую поддержку в регионах. Будут разработаны программы педагогического образования с усиленной практикой, система постдипломного методического сопровождения молодых педагогов, программы стажировок молодых педагогов в лучших образовательных организациях и на базе ведущих университетов.

Полный текст доклада можно прочитать по ссылке.

Презентация доклада пройдёт 11 апреля на Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Иллюстрации: Shutterstock (Depiano, soolima_soolima, Ermakova Marina, Inspiring, Gulman Anya, mimibubu, Maltiase, Mariya Stupak)

Читайте также: