Доклад на а4 по одной из выбранных работ художников венецианова или федотова

Обновлено: 02.07.2024

Зарождение национальной школы: Тропинин, Венецианов, Федотов

Тропинин добавил в искусство русский национальный дух, Венецианов продвигал крестьянских детей, а Федотов рисовал карикатуры. Узнаем, как они основали национальную школу.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.













Василий Тропинин
1. Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль, 1846
2. Портрет Арсения Васильевича Тропинина, 1818
3. Портрет Платона Николаевича Зубова, 1839
4. Украинская деревня. Гроза, 1810-е (акварель, гуашь)
5. Крестьянин, обстругивающий костыль, 1834
6. Девушка украинка в пейзаже, 1820-е
7. Девушка со свечой, 1840-е
8. Портрет Варвары Ивановны Ершовой с дочерью Екатериной, 1831
9. Девочка с попугаем, 1810-е
10. Портрет Елизаветы Петровны Протасьевой, 1847

Обсудим формирование национального русского искусства. Этот процесс связан с тремя именами — Василием Тропининым, Алексеем Венециановым и Павлом Федотовым.

⛓ Первый пример — Василий Тропинин. До 47 лет он был крепостным. Писал портреты хозяев, придумывал дизайн вышивок, расписывал домашнюю утварь, но мог и прислуживать за столом. После войны 1812 года настроение в обществе поменялось, и друзья уговорили хозяина дать Тропинину вольную: такой одаренный художник не мог оставаться в рабском положении.

➡️ Еще будучи крепостным, Тропинин также создавал крестьянские портреты и украинские пейзажи родного села. Таким образом, он стал одним из первых знаменитых художников, кто смог привнести в искусство истинно национальную ноту. В Москве существует отдельный музей, посвященный творчеству этого художника.











Алексей Венецианов
1. Автопортрет, 1811
2. Портрет Кирилла Ивановича Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками, 1811
3. Гумно, 1821
4. На пашне. Весна, 1820-е
5. На жатве. Лето, 1820-е
6. Жнецы, 1820-е
7. Девушка с теленком, 1820-е
8. Спящий пастушок, 1820-е
9. Кормилица с ребёнком, 1830-е
10. Купальщица с чашей, 183
2








Работы учеников Венецианова
1. Евграф Крендовский. Сборы на охоту, 1836
2. Александр Алексеев. Мастерская А. Г. Венецианова, 1827
3. Григорий Сорока. Вид на плотину, до 1847
4. Алексей Тыранов. Портрет Ивана Айвазовского, 1841
5. Капитон Зеленцов. В комнатах, 1830
6. Сергей Зарянко. Портрет царя Александра III, 1855
7. Никифор Крылов. Спящий мальчик, 1824

Поговорим об Алексее Венецианове, который был не только большим художником, но и благотворителем, педагогом.

👦 Родился в небогатой купеческой семье. Звучная фамилия досталась от греческих предков, которые приехали в Россию из Венеции. С детства интересовался рисунком. Венециановы торговали рисунками художников-самоучек из крестьян и простых горожан, и мальчик тоже начал учиться рисованию. Какое-то время проучился у Боровиковского, который подходил к преподаванию серьезно, показывал Алексею работы великих мастеров в Эрмитаже.

📐 Не мог зарабатывать живописью без связей и образования. Поэтому ему приходилось работать чертежником и землемером. Сотрудничал с журналом карикатур, но журнал прикрыла цензура, а Венецианову посоветовали вернуться к чертежам.

🎓 Добился официального звания академика. Для этого нужно было представить работу, которую оценили бы в Академии. Венецианов написал автопортрет, после которого ему заказали портрет одного из инспекторов Академии Кирилла Головачевского — за него художник и получил звание.

🏡 После свадьбы уехал в деревню. Купил имение Сафонково. Здесь он начал писать народные темы: жизнь крестьян и русские пейзажи. Хотя крестьянский мир Венецианова немного идеализирован в духе сентиментализма, в нем нет ощущения итальянского искусства, попыток приукрасить русскую действительность. Венецианов стал одним из основоположников русской жанровой живописи, которая прежде считалась недостойной художника.

👥 Обратил внимание, что многие крепостные дети и подростки талантливы, и начал им помогать. Он учил их, находил покровителей, договаривался с помещиками, которые не всегда были рады освободить рабочие руки для занятий. Венецианов пытался организовать выкуп самых талантливых ребят.

🎨 Создал целую Венециановскую школу живописи. В ней он запрещал копировать чужие работы, как делали в Академии, а сразу предлагал рисовать пейзажи, интерьеры, натюрморты с натуры. Через обучение у Венецианова прошли около 70 детей, подростков и молодых людей. Многие из них стали профессиональными живописцами, получили академические звания.

💸 Венециановы жили небогато. Художнику часто приходилось закладывать имение, чтобы помогать выкупу крестьян. Он жертвовал всем, чем мог, но четко осознавал свою миссию и не отступал от нее.

Рассмотрим несколько работ Венецианова 👇

🌾 Гумно. Сценка из крестьянской жизни. Интересно, что Венецианов приказал выпилить стену у амбара, чтобы добиться сложного освещения.

👨‍🦰 Портреты. Очень лиричные работы. Венецианов передает живые эмоции крестьян: они любуются красотой природы, переживают личные трагедии. Крестьяне, пожалуй, впервые показаны такими же прекрасными и глубокими людьми, как аристократы.

🧺 Купальщица. Венецианов показывает неидеальное, естественное женское тело без намека на скульптурность академических работ. Но в этой естественности заключена своя красота.

Читайте также: